Расширенный поиск

Постановление Правительства Красноярского края от 14.02.2017 № 73-п

ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

14.02.2017

г. Красноярск

№ 73-п

 

 

О внесении изменения в постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 506-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"

 

 

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 № 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации" ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Внести в постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 506-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" следующее изменение:

государственную программу Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" изложить в новой редакции согласно приложению.

2. Опубликовать постановление в газете "Наш Красноярский край" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).

3. Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

 

 

Первый заместитель

Губернатора края -

председатель

Правительства края

В.П. Томенко

 


 

 

 

Приложение

к постановлению Правительства

Красноярского края

от 14.02.2017 № 73-п

 

Приложение

к постановлению

Правительства Красноярского края

от 30 сентября 2013 г. № 506-п

 

Государственная программа Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"

 

1. Паспорт государственной программы Красноярского края

 

Наименование государственной программы Красноярского края

"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - государственная программа)

Основания для разработки государственной программы Красноярского края

статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; статья 103 Устава Красноярского края; постановление Правительства Красноярского края от 01.08.2013 № 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации"; распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2013 № 559-р

Ответственный исполнитель государственной программы Красноярского края

министерство сельского хозяйства Красноярского края (далее - министерство сельского хозяйства)

Соисполнители государственной программы Красноярского края

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края;

министерство образования Красноярского края; министерство здравоохранения Красноярского края;

министерство спорта Красноярского края;

министерство культуры Красноярского края;

министерство транспорта Красноярского края;

служба по ветеринарному надзору Красноярского края;

служба по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Красноярского края

Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы Красноярского края

1. Подпрограмма "Развитие отраслей агропромышленного комплекса".

2. Подпрограмма "Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса".

3. Подпрограмма "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе".

4. Подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация".

5. Подпрограмма "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения".

6. Подпрограмма "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса".

7. Подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий".

8. Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия".

9. Подпрограмма "Поддержка садоводства, огородничества и дачного хозяйства"

Цели государственной программы Красноярского края

Цель 1. Повышение конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, производимой в крае, и обеспечение продовольственной безопасности региона.

Цель 2. Развитие сельских территорий, рост занятости и уровня жизни сельского населения

Задачи государственной программы Красноярского края

Задачи:

1. Обеспечение роста производства и повышение конкурентоспособности продукции растениеводства.

2. Комплексное развитие и повышение эффективности производства животноводческой продукции и продуктов ее переработки.

3. Поддержка и дальнейшее развитие малых форм хозяйствования на селе и повышение уровня доходов сельского населения.

4. Обеспечение эпизоотического благополучия территории края.

5. Повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса и финансовой устойчивости субъектов агропромышленного комплекса.

6. Повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности края за счет технической и технологической модернизации производства.

7. Повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.

8. Укрепление кадрового потенциала агропромышленного комплекса края, способного обеспечить его эффективное функционирование в современных условиях.

9. Создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности с целью укрепления кадрового потенциала сельских территорий и активизации инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе.

10. Обеспечение эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий, повышение эффективности бюджетных расходов.

11. Стимулирование ведения на территории Красноярского края садоводства, огородничества и дачного хозяйства

Этапы и срок реализации государственной программы Красноярского края

срок реализации: 2014-2030 годы.

Реализация государственной программы осуществляется в 3 этапа:

I этап: 2014-2016 годы;

II этап: 2017-2020 годы;

III этап: 2021-2030 годы

Перечень целевых показателей государственной программы Красноярского края,

с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации государственной программы Красноярского края

(приложение к паспорту государственной программы Красноярского края)

приложение № 1 к паспорту государственной программы

Информация по ресурсному обеспечению государственной программы Красноярского края, в том числе по годам реализации

программы

объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы составляет 36 330 624,9 тыс. рублей, в том числе:

8 319 551,2 тыс. рублей - средства федерального бюджета, в том числе по годам:

2014 год - 1 512 419,7 тыс. рублей;

2015 год - 1 767 905,8 тыс. рублей;

2016 год - 1 936 112,2 тыс. рублей;

2017 год - 1 422 766,9 тыс. рублей;

2018 год - 851 340,6 тыс. рублей;

2019 год - 829 006,0 тыс. рублей;

28 011 073,7 тыс. рублей - средства краевого бюджета, в том числе по годам:

2014 год - 3 943 611,1 тыс. рублей;

2015 год - 4 450 521,6 тыс. рублей;

2016 год - 4 888 408,7 тыс. рублей;

2017 год - 5 031 203,4 тыс. рублей;

2018 год - 4 840 502,6 тыс. рублей;

2019 год - 4 856 826,3 тыс. рублей

 

2. Характеристика текущего состояния агропромышленного комплекса Красноярского края, основные показатели социально-экономического развития агропромышленного комплекса Красноярского края

 

Агропромышленный комплекс края (далее - АПК) и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики края, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность региона, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.

Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий государственной программы и показатели их результативности.

За период реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в 2006-2007 годах и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков развития сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446, среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства составили 2,2 %, в том числе продукции растениеводства - 2,1 %, продукции животноводства - 2,2 %.

Среднегодовой темп прироста производства пищевых продуктов, включая напитки и табак, за период 2006-2012 годов составил 3 %.

Оценивая текущее экономическое состояние АПК, необходимо отметить, что, по данным органов государственной статистики, сельскохозяйственную продукцию производят 538 сельскохозяйственных предприятий, 427 крестьянских (фермерских) хозяйства и 277,7 тыс. личных подсобных хозяйств, производством продуктов питания заняты более 800 организаций. Численность работников сельского хозяйства составляет 27,9 тыс. человек, пищевой и перерабатывающей промышленности - 12,8 тыс. человек. Среднемесячная заработная плата в сельскохозяйственных организациях в 2015 году достигла 17 489,4 рубля, что в сравнении со среднекраевым уровнем составляет 48,5 %. Среднемесячная заработная плата на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности в 2015 году составила 22 139,7 рубля.

По данным сводного годового бухгалтерского отчета, за период 2006-2015 годов количество убыточных предприятий отрасли сократилось в 2,2 раза, удельный вес прибыльных предприятий в общем количестве увеличился с 74,6 % до 86,1 %. Прибыль до налогообложения, полученная сельскохозяйственными товаропроизводителями края в 2015 году, составила 5 881,6 млн рублей, это позволило обеспечить рентабельность отрасли с субсидиями на уровне 21,3 %, без субсидий - 8,7 %.

Предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности в 2015 году получен сальдированный финансовый результат в размере 1 201,0 млн рублей.

Результаты финансово-производственной деятельности субъектов АПК указывают на то, что темпы развития агропромышленного комплекса края сдерживаются рядом проблем системного характера:

низкими темпами структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природного потенциала;

ограниченным доступом сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

медленными темпами социального развития сельских территорий, сокращением занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, низкой общественной оценкой сельскохозяйственного труда, недостаточным ресурсным обеспечением на всех уровнях финансирования.

Целевые показатели и показатели результативности государственной программы оцениваются в целом по государственной программе и по каждой из подпрограмм государственной программы и предназначены для оценки наиболее существенных результатов их реализации.

Целевыми показателями государственной программы являются:

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);

индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);

индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);

индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах);

индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства;

рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий);

индекс производительности труда;

количество высокопроизводительных рабочих мест;

среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства);

среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;

обеспеченность сельскохозяйственных организаций кадрами;

доля молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности и улучшивших жилищные условия, от общего количества изъявивших желание улучшить жилищные условия с государственной поддержкой.

Перечень целевых показателей с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы представлен в приложении № 1 к паспорту государственной программы.

 

3. Приоритеты и цели социально-экономического развития

в сфере АПК, описание основных целей и задач государственной программы, тенденции социально-экономического развития АПК Красноярского края

 

Государственная программа базируется на положениях Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 № 922, а также на нормах Закона Красноярского края от 21.02.2006 № 17-4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края".

Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности АПК.

В государственной программе выделяются приоритеты трех уровней. К приоритетам первого уровня относятся:

развитие подотрасли скотоводства (производство молока и мяса, племенное животноводство, обеспечение эпизоотического благополучия территории края);

развитие отрасли растениеводства (поддержка элитного семеноводства, развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения).

Приоритеты второго уровня включают такие направления, как:

развитие подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство, свиноводство, птицеводство (обеспечение эпизоотического благополучия территории края).

Приоритеты третьего уровня включают такие направления, как:

повышение занятости и качества жизни населения, сохранение трудовых ресурсов (поддержка малых форм хозяйствования, кадровое обеспечение АПК, устойчивое развитие сельских территорий);

повышение конкурентоспособности краевой сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынке (кредитование, страхование, техническая и технологическая модернизация, инвестиционная деятельность).

С целью обеспечения продовольственной безопасности и замещения импорта и продукции, ввозимой из других регионов Российской Федерации, будут реализованы мероприятия по поддержке молочного и мясного скотоводства, свиноводства и птицеводства. При предоставлении субсидий на производство молока используются дифференцированные ставки в зависимости от территориального расположения с применением коэффициента молочной продуктивности коров, коэффициента прироста объема произведенного и реализованного молока и коэффициента прироста собственного поголовья коров молочного направления.

Особое внимание уделяется внедрению и расширению использования интенсивных, ресурсосберегающих технологий в растениеводстве и животноводстве. Одной из мер государственной поддержки, направленной на стимулирование приобретения современной ресурсосберегающих техники и оборудования, является предоставление налоговых льгот по налогу на имущество. Данные мероприятия направлены на обеспечение роста производства и повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.

На реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих увеличение производства мяса крупного рогатого скота, мяса свиней, мяса птицы, молока, а также техническую модернизацию отрасли животноводства, овощеводства, будет направлена государственная поддержка, в том числе стимулирование строительства животноводческих объектов и приобретения животноводческого оборудования.

Данные направления позволят увеличить внутреннее потребление зерна и обеспечить продукцией животноводства и овощеводства жителей края.

В целях улучшения социально-экономической ситуации на селе в среднесрочном периоде будут реализованы мероприятия, направленные на создание условий для развития малого предпринимательства в сельской местности за счет государственной поддержки начинающих фермеров, семейных животноводческих ферм, системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, несельскохозяйственных видов деятельности.

Целями государственной программы являются:

повышение конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, производимой в крае, и обеспечение продовольственной безопасности региона;

развитие сельских территорий, рост занятости и уровня жизни сельского населения.

Для достижения этих целей необходимо решение следующих основных задач:

обеспечение роста производства и повышение конкурентоспособности продукции растениеводства;

комплексное развитие и повышение эффективности производства животноводческой продукции и продуктов ее переработки;

поддержка и дальнейшее развитие малых форм хозяйствования на селе и повышение уровня доходов сельского населения;

обеспечение эпизоотического благополучия территории края;

повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса и финансовой устойчивости субъектов агропромышленного комплекса;

повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности края за счет технической и технологической модернизации производства;

повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;

укрепление кадрового потенциала агропромышленного комплекса края, способного обеспечить его эффективное функционирование в современных условиях;

создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности с целью укрепления кадрового потенциала сельских территорий и активизации инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе;

обеспечение эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий, повышение эффективности бюджетных расходов;

стимулирование ведения на территории края садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Динамика развития АПК до 2030 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой стороны, - сложившаяся экономическая и внешнеполитическая ситуация в 2014-2015 годах, что усиливает вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.

В прогнозный период наметятся следующие значимые тенденции:

увеличение инвестиций на повышение плодородия почв, стимулирование улучшения использования земельных угодий;

преодоление стагнации в подотрасли животноводства, создание условий для наращивания производства мяса крупного рогатого скота и мяса птицы, а также молочных продуктов;

ускоренное обновление технической базы агропромышленного производства;

применение новых технологий в растениеводстве, животноводстве и пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов.

Прогноз реализации государственной программы основывается на достижении значений ее основных показателей (индикаторов), а также частных индикаторов реализации подпрограмм, включенных в государственную программу.

В части основных показателей государственной программы прогнозируется:

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году в 2030 году - 102,1 %, в том числе продукции растениеводства - 102,7 %, продукции животноводства - 101,5 %;

индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах), к предыдущему году в 2030 году - 100,5 %;

индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства к предыдущему году в 2030 году - 100,9 %;

индекс производительности труда к предыдущему году в 2030 году - 101,8 %;

рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) в 2030 году - 17,5 %;

количество высокопроизводительных рабочих мест в 2030 году - 1,596 тыс. единиц;

среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2030 году - 57 436,0 рублей;

среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в 2030 году - 65 702,0 рубля;

обеспеченность сельскохозяйственных организаций кадрами в 2030 году - 95,0 %;

доля молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности и улучшивших жилищные условия, от общего количества изъявивших желание улучшить жилищные условия с государственной поддержкой к 2030 году - 11,4 %.

Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов позволят обеспечить питание населения по рациональным нормам (кроме молока, плодов и фруктов) и достичь пороговых значений показателей, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120.

На достижение целей и задач государственной программы направлена реализация мероприятий отраслевой программы "Развитие производства и переработки сельскохозяйственной продукции в Красноярском крае".

 

4. Прогноз конечных результатов реализации государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни сельского населения, социально-экономического развития сферы АПК, экономики, степени реализации других общественно значимых интересов

 

В результате реализации государственной программы будет обеспечено достижение установленных значений основных показателей.

К 2030 году удельный вес региональной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме их ресурсов (с учетом переходящих запасов) составит:

зерна - 99,9 % (2014 г. - 99,8 %);

картофеля - 99,9 % (2014 г. - 99,9 %);

мяса и мясопродуктов - 90,0 % (2014 г. - 56,9 %);

молока и молокопродуктов - 90,1 % (2014 г. - 81,8 %).

Валовой сбор зерна повысится к 2030 году до 2 932,4 тыс. тонн против 2 208,2 тыс. тонн в 2014 году, или на 32,8 %, картофеля - до 1 206,0 тыс. тонн против 1 155,5 тыс. тонн, или на 4,3 %, овощей - до 406,0 тыс. тонн против 217,2 тыс. тонн, или на 86,9 %. Этому будут способствовать меры по улучшению использования земель сельскохозяйственного назначения.

Производство скота и птицы (в живом весе) к 2030 году возрастет до 338,4 тыс. тонн или на 80,6 %, молока - до 837,3 тыс. тонн, или на 15,6 %. Основной прирост будет получен за счет роста продуктивности скота на основе улучшения породного состава, а также сохранения и увеличения поголовья сельскохозяйственных животных.

В животноводстве решение задачи наращивания производства мяса и молока позволит обеспечить уровень потребления населением этих видов продуктов:

молока и молочных продуктов на душу населения к 2030 году до 368,6 кг;

мяса на душу населения к 2030 году до 79,7 кг.

Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов позволят (с учетом допустимого ввоза) обеспечить питание населения края по рациональным нормам и, таким образом, приблизиться к решению основных задач, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.

Доведение соотношения уровня заработной платы работников, занятых в сфере сельского хозяйства региона, и работников, занятых в сфере экономики региона, до 43,6 % будет обеспечено за счет повышения производительности труда, что будет способствовать росту среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) до 57 436,0 рублей.

Для этих целей предполагается обеспечить ежегодный прирост инвестиций в сельское хозяйство около 1 %, создать условия для достижения уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях не менее 17,5 %.

Реализация мероприятий государственной программы, направленных на оснащение вводимых объектов по уничтожению биологических отходов необходимой техникой и технологическим оборудованием, уничтожение в полном объеме биологических отходов, позволит снизить негативное воздействие биологических отходов на окружающую среду, улучшить экологическую и эпизоотическую обстановку на территории края.

Реализация мероприятий государственной программы, направленных на создание организационно-экономических условий для формирования кадрового потенциала АПК края, способного обеспечить его эффективное функционирование в современных условиях, позволит создать условия для преодоления кадрового дефицита в организациях АПК края сельской местности за счет предоставления в 2030 году государственной поддержки 830 молодым специалистам и молодым рабочим.

Реализация мероприятий государственной программы, направленных на поддержку малых форм хозяйствования в сельской местности, будет способствовать созданию не менее 944 новых рабочих мест к 2030 году.

Реализация мероприятий государственной программы, направленных на привлечение и закрепление молодых квалифицированных специалистов путем обеспечения их доступным жильем, позволит создать условия для преодоления кадрового дефицита в организациях АПК и социальной сферы в сельской местности и снижения миграционной убыли молодежи из села.

Реализация мероприятий государственной программы, направленных на формирование комплексного подхода к решению социально-экономических проблем развития сельских территорий, позволит значительно повысить уровень и качество жизни на селе.

Реализация мероприятий государственной программы, направленных на создание условий для эффективного управления финансовыми ресурсами, позволит обеспечить в рамках выполнения установленных функций и полномочий достижение целей, задач и показателей (индикаторов) реализации государственной программы, повысить качество оказания государственных услуг, выполнения работ.

 

5. Информация по подпрограммам, отдельным мероприятиям программы

 

1. Подпрограмма "Развитие отраслей агропромышленного комплекса".

1.1. Описание общекраевой проблемы, на решение которой направлена реализация подпрограммы, отдельного мероприятия, содержащее объективные показатели, характеризующие уровень развития отраслей АПК, качество жизни населения, тенденции развития.

Площадь сельскохозяйственных угодий в крае составляет около 5,0 млн га (12,3 % от всего земельного фонда края), в том числе более 1,5 млн га посевных земель, занятых сельскохозяйственными культурами.

Из 44 районов края основными производителями зерна являются 12 районов (более 70 % валового производства зерна в крае).

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, за период 2012-2015 годов на территории края прослеживается увеличение посевных площадей сельскохозяйственных культур. В сравнении с 2012 годом общая посевная площадь (в хозяйствах всех категорий) под урожай 2015 года увеличилась на 3,2 % и составила 1 535,0 тыс. га (в 2012 году - 1 487,7 тыс. га), в том числе площадь посева зерновых и зернобобовых культур увеличилась на 5,1 % и составила 1 053,0 тыс. га (в 2012 году - 1 002,1 тыс. га).

Посадочная площадь картофеля в сравнение с 2012 годом увеличилась на 1,9 % и составила 73,2 тыс. га (в 2012 году - 71,8 тыс. га), а посевная площадь овощей осталась на уровне 2012 года и составила 9,0 тыс. га.

Сравнивая производство основных видов сельскохозяйственных культур за период 2012-2015 годов, можно проследить увеличение валового производства зерновых и зернобобовых культур (в весе после доработки) с 1 786,8 тыс. тонн до 2 253,9 тыс. тонн, или на 26,1 %, при урожайности 18,1 ц/га и 22,0 ц/га соответственно, картофеля с 1 124,1 тыс. тонн до 1 150,8 тыс. тонн при урожайности 156,7 ц/га и 157,1 ц/га соответственно, но произошло снижение производства овощей на 18,7 % (с 248,3 тыс. тонн до 201,9 тыс. тонн при урожайности 274,6 ц/га и 243,5 ц/га соответственно).

Основное количество картофеля и овощей на территории края производится в хозяйствах населения - 94,1 % и 91,3 % соответственно, на долю сельскохозяйственных товаропроизводителей приходится 5,9 % и 8,7 % соответственно.

При этом на формирование валового производства и урожайность сельскохозяйственных культур в 2012, 2014 и 2015 годах непосредственное влияние оказали сложившиеся неблагоприятные природно-климатические условия (почвенная и атмосферная засуха, град) в вегетационный период сельскохозяйственных культур.

Несмотря на сложившиеся неблагоприятные погодно-климатические условия по итогам 2015 года Красноярский край двенадцатый год подряд сохраняет лидерство по урожайности зерновых и зернобобовых культур среди субъектов Сибирского федерального округа (СФО - 14,4 ц/га, РФ - 23,7 ц/га), в рейтинге по валовому сбору зерновых и зернобобовых культур - третье место.

Рост объемов производства продукции растениеводства обеспечивается в основном за счет применения ресурсосберегающих технологий, приобретения и внедрения энергосберегающей техники для производства сельскохозяйственной продукции, посева качественными семенами высокоурожайных адаптированных сортов.

Ресурсосбережение выступает в современных условиях в качестве приоритетных направлений в структурной перестройке методов ведения растениеводства, является залогом стабильного развития сельскохозяйственного производства, связано с необходимостью поиска путей преодоления ряда проблем, сложившихся в растениеводстве, таких, как снижение доходности, усилившиеся темпы ухудшения плодородия, а сортосмена сельскохозяйственных культур является основой увеличения урожайности, повышения качества растениеводческой продукции и стабильности ее производства.

Одной из приоритетных задач подпрограммы также является развитие перерабатывающих предприятий в целях обеспечения потребностей населения края высококачественными продуктами питания.

В период 2014-2015 годов произошло увеличение объемов производства хлебопекарной муки на 2,1 тыс. тонн или на 0,8 %.

В период 2014-2015 годов объем производства плодоовощных консервов в крае снизился на 47 % и составил в 2015 году 4,93 млн усл. банок.

Снижение объемов производства плодоовощных консервов вызвано приостановкой деятельности ряда краевых предприятий.

Животноводство является основной подотраслью агропромышленного комплекса, обеспечивающей население края продуктами питания, а пищевую и перерабатывающую промышленность - сырьем.

Более 47,0 % от валового производства мяса во всех категориях хозяйств приходится на долю 8 муниципальных районов, более 57,8 % молока - на долю 10 районов, более 72,4 % яиц - производится в 3 муниципальных районах края.

В животноводстве края по-прежнему актуальной остается задача сохранения и наращивания поголовья сельскохозяйственных животных, в частности крупного рогатого скота, птицы, овец и коз.

На 1 января 2016 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий составило 429,1 тыс. голов (сократилось на 2,5 % по сравнению с поголовьем, имевшимся на 1 января 2006 года), из него: коров - 170,6 тыс. голов (сократилось на 5,6 %), свиней - 595,0 тыс. голов (возросло на 89,4 %), овец и коз - 60,1 тыс. голов (уменьшилось на 23,4 %), птицы - 4 893,2 тыс. голов (уменьшилось на 27,7 %).

Изменение численности поголовья сельскохозяйственных животных влияет на объемы производства животноводческой продукции.

В 2015 году во всех категориях хозяйств произведено 182,8 тыс. тонн скота и птицы на убой в живом весе (за 2006 год - 196,3 тыс. тонн), в том числе: из-за снижения поголовья снизились объемы производства мяса крупного рогатого скота - 66,7 тыс. тонн (за 2006 год - 71,3 тыс. тонн), из-за прекращения производственной деятельности ООО "Сибирская Губерния" снизились объемы производства мяса птицы - 16,4 тыс. тонн (за 2006 год - 58,3 тыс. тонн). Ввод мощностей свинокомплексов АО "Свинокомплекс "Красноярский", ЗАО "Назаровское", ООО "ОбъединениеАгроЭлита", АО Племзавод "Шуваевский" и увеличение объемов производства мяса свиней с 60,8 тыс. тонн в живом весе за 2006 год до 94,3 тыс. тонн на убой в живом весе за 2015 год не перекрыли общее снижение объемов производства мяса.

В 2015 году сельскохозяйственными предприятиями произведено 39,6 % от валового производства скота и птицы на убой в живом весе во всех категориях хозяйств; в том числе: 83,0 % доля в производстве мяса птицы (13,7 тыс. тонн в живом весе); 33,8 % - доля в производстве мяса свиней (31,8 тыс. тонн в живом весе), 39,0 % - по мясу крупного рогатого скота (26,0 тыс. тонн в живом весе).

Валовой объем производства молока во всех категориях хозяйств за 2015 год составил 739,8 тыс. тонн (в 2006 году - 644,8 тыс. тонн), сельскохозяйственными организациями произведено 374,4 тыс. тонн молока (в 2006 году - 334,7 тыс. тонн молока).

Во всех категориях хозяйств за 2015 год произведено 813,9 млн штук яиц (в 2006 году - 671,4 млн штук), в том числе сельскохозяйственными организациями произведено 703,1 млн штук (в 2006 году - 619 млн штук).

Увеличение объемов производства животноводческой продукции связывается с дальнейшим ростом продуктивности сельскохозяйственных животных: в сельскохозяйственных организациях в 2015 году молочная продуктивность коров составила 5052 кг (в 2006 году - 3569 кг), среднесуточный привес крупного рогатого скота на выращивании и откорме составил 578 г за 2015 год (за 2006 год - 431 г), свиней - 370 г (за 2006 год - 234 г); увеличением средней живой массы скота, произведенного на убой: за 2015 год вес 1 головы крупного рогатого скота, поступившей на убой, составил 392 кг (в 2006 году - 354 кг), 1 головы свиней - 98 кг и 90 кг соответственно; яйценоскость кур-несушек в сельскохозяйственных организациях края в 2015 году составила 317 штук (в 2006 г. - 291 штука).

Существенным резервом для увеличения валового производства животноводческой продукции является имеющийся потенциал племенных животных.

На начало 2016 года в Красноярском крае функционирует племенная база, включающая 32 организации по племенному животноводству, имеющие 46 свидетельств, зарегистрированных в Государственном племенном регистре, в том числе 22 свидетельства по разведению молочного крупного рогатого скота, 5 - по мясному скотоводству, 4 - по свиноводству, 1 - по птицеводству, 8 - по коневодству, по одному свидетельству в мараловодстве и по северным оленям, а также организация по искусственному осеменению с лабораториями по определению качества молока, иммуногенетических исследований сельскохозяйственных животных и ипподром.

Удельный вес племенных коров молочного направления продуктивности от общего их количества в регионе на начало 2016 года составляет 36,4 %. Удельный вес племенного скота и птицы в общем поголовье сельскохозяйственных животных за 2015 год по краю составил 10,3 %.

По данным бонитировки 2015 года, поголовье молочного скотоводства относится к четырем породам и двум типам: красно-пестрая порода (62,8 %), в том числе Енисейский тип (18,3 %), симментальская порода (18,5 %), черно-пестрая порода (18,5 %), в том числе Красноярский тип (6,1 %), и голштинская порода (0,2 %).

В среднем надой на корову (по производственным отчетам за календарный год) по племенным хозяйствам края за 2015 год составил 6 066 кг молока, что на 81 кг выше уровня 2014 года, в том числе по племенным заводам надой на корову составил 6378 кг, по племенным репродукторам - 5833 кг молока. Надой в племенных хозяйствах за 2015 год превышает продуктивность коров по сельскохозяйственным организациям края на 1014 кг молока (5052 кг).

С начала года совершенствование племенных и продуктивных качеств скота молочного направления осуществляют 8 племенных заводов и 14 племенных репродукторов.

Негативным аспектом развития отрасли в крае в 2015 году стало снижение производства мяса птицы. Проведенный анализ выявил проблемы и перспективы развития отрасли в Красноярском крае. Решение этих проблем возможно на основе повышения инвестиционной привлекательности отрасли птицеводства, новых подходов к государственной поддержке.

За 2015 год произведено мяса птицы на убой в живом весе во всех категориях хозяйств в объеме 16,5 тыс. тонн, это меньше уровня прошлого года на 10,6 тыс. тонн, в том числе в сельхозпредприятиях - 13,6 тыс. тонн, (в 2014 году - 24,2 тыс. тонн). По состоянию на 01.01.2016 поголовья индейки в сельхозпредприятиях не имелось, что меньше уровня прошлого года на 157,0 тыс. голов. За 2015 год произведено мяса индейки на убой в живом весе 1 083,0 тонны, меньше уровня прошлого года на 3 364 тонны (24,4 %).

Уровень развития пищевой промышленности, являющейся важнейшей составной частью агропромышленного комплекса края, определяет продовольственную безопасность края. Пищевая промышленность как одна из стратегических отраслей экономики призвана обеспечить устойчивое снабжение населения необходимыми по количеству и качеству продуктами питания.

Увеличение объемов производства в 2015 году по сравнению с 2014 годом наблюдается в производстве следующих пищевых продуктов: колбасных изделий - на 2,2 %; масла сливочного и паст масляных - на 6,1 %.

В связи с введением Российской Федерацией эмбарго на поставку сельскохозяйственной и пищевой продукции, произведенной в странах ЕС и ряде других стран, часть рынка молочной продукции освободилась, что позволило краевым производителям освоить ранее занятые рыночные ниши.

В 2015 году увеличился объем производства наиболее дорогих видов молочной продукции: сливочного масла на 6,1 % к уровню 2014 года, сыров и сырных продуктов на 31,2 %. Изменение ассортимента молочной продукции сказалось на объеме производства цельномолочной продукции, который в 2015 году снизился к уровню 2014 года на 13,6 %.

Вместе с тем объем производства мяса и субпродуктов пищевых убойных животных в 2015 году увеличился на 41,4 % к уровню 2014 года, что связано с реализацией новых инвестиционных проектов на территории края. При этом производство мяса и субпродуктов пищевых домашней птицы в 2015 году сократилось на 55 % к уровню 2014 года по причине снижения объема производства птицы на убой (в живом весе) в сельскохозяйственных организациях края.

Анализ объемов производства и фактического потребления продуктов питания и их соответствия рекомендуемым рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим требованиям здорового питания (утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 02.08.2010 № 593н), на душу населения показал следующее:

в крае на одного человека производится недостаточное количество мяса и мясопродуктов, при этом их потребление превышает рекомендуемые нормы;

молока производится и потребляется значительно ниже рекомендуемой нормы.

Красноярский край по производству продуктов питания на душу населения находится на среднем уровне Российской Федерации и только по производству мяса, молока и яиц ниже среднего уровня по Сибирскому федеральному округу.

Подпрограмма направлена на сохранение темпов роста переработки продукции животноводства.

За счет модернизации производственных мощностей, внедрения и использования новых технологий и технологического оборудования в мясо- и молокоперерабатывающих отраслях края ожидается расширение ассортимента и увеличение объемов производства продукции животноводства, увеличение коэффициента использования производственных мощностей.

Разработка подпрограммы обусловлена необходимостью решения задачи по обеспечению населения края мясом, в том числе говядиной, как важнейшим источником полноценного белка.

Актуальность задачи повышается в условиях снижения численности молочного крупного рогатого скота, за счет которого удовлетворяется потребность населения в мясе говядины более чем на 90 %, а также недостаточно развитой отрасли специализированного мясного скотоводства.

В Красноярском крае отрасль специализированного мясного скотоводства только формируется: на 1 января 2016 года в крае во всех категориях хозяйств имелось 16,6 тыс. голов мясного скота, прирост к предыдущему году составил 3,34 тыс. голов, или 25,2 %. Общее поголовье племенного крупного рогатого скота мясного направления на 01 января 2016 года составляло 4833 головы, в том числе 1975 коров.

В среднем молочность коров по краю за 2015 год составила 221 кг, что на 6 кг выше показателя 2014 года. В племенных репродукторах по абердин-ангусской породе данный показатель составил 254 кг и по герефордской породе 215 килограммов. Выход телят на 100 коров в племенных хозяйствах края на 01.01.2016 года составил в среднем 89,5 %.

Для изменения в крае ситуации по производству говядины необходимо создать технологические и экономические условия формирования и устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства и увеличения объемов производства говядины от мясного скота.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция). Концепцией определено, что одним из основных направлений повышения устойчивости развития сельских территорий является диверсификация сельской экономики и технологическое обновление ее отраслей, в первую очередь, в агропромышленном комплексе за счет:

поддержки эффективной занятости в сфере малого и среднего сельскохозяйственного предпринимательства и потребительской кооперации, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и товарные личные подсобные хозяйства;

стимулирования увеличения рабочих мест в несельскохозяйственных сферах деятельности во всех возможных организационных формах;

повышения эффективности занятости и использования форм семейной занятости в личных подсобных хозяйствах путем их кооперирования, в том числе с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, перерабатывающими и обслуживающими производствами.

Государственная поддержка малых форм хозяйствования на селе является важным фактором повышения доходов и уровня жизни сельского населения, обеспечения занятости, устойчивого развития сельских территорий Красноярского края.

Малые формы хозяйствования, представленные крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, являются полноправными участниками многоукладной аграрной экономики Красноярского края.

Особенно велика роль малых форм хозяйствования в сельских поселениях, где отсутствуют сельскохозяйственные организации или расположены нерентабельные сельскохозяйственные организации.

По данным Красноярскстата, на 01.01.2015 в Красноярском крае учтено 3448 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, заявивших при регистрации в качестве основного вида деятельности сельскохозяйственную деятельность, в том числе 1746 крестьянских (фермерских) хозяйств. Общая площадь сельскохозяйственных угодий, занимаемая крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, составила 742,5 тыс. га (16,0 % всей площади сельскохозяйственных угодий края), в том числе пашни - 519,8 тыс. га (18,1 % от всей площади пашни в крае).

По данным Всероссийской переписи населения, проводимой в 2006 году, в Красноярском крае около 278,0 тыс. граждан, имеющих земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства.

По данным Красноярскстата, в совокупности крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в 2015 году произведена валовая продукция сельского хозяйства стоимостью 53006,8 млн рублей, или 57,7 % всей произведенной продукции в общем объеме продукции сельского хозяйства.

В общем объеме сельскохозяйственной продукции на долю крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, по итогам 2015 года приходилось 13,5 % зерновых и зернобобовых культур (2014 г. - 12,8 %), картофеля - 95,4 % (2014 г. - 96,2 %), овощей - 92,4 % (2014 г. - 93,6 %), скота и птицы (на убой в убойном весе) - 60,5 % (2014 г. - 61,1 %), молока - 49,4 % (2014 г. - 49,2 %). В хозяйствах населения и фермерских хозяйствах содержится значительное количество сельскохозяйственных животных: по состоянию на 01.01.2016 - 208,5 тыс. голов крупного рогатого скота (48,6 % от общего поголовья в крае), 257,9 тыс. голов свиней (43,3 % от общего поголовья в крае), 57,8 тыс. голов овец и коз (96,0 % от общего поголовья в крае).

Таким образом, социально-экономическое развитие сельской местности и обеспечение продовольственной безопасности края в значительной мере обусловлено деятельностью малых форм хозяйствования.

Развивающиеся рыночные отношения в настоящее время диктуют потребность в дальнейшем развитии в крае системы сельскохозяйственной потребительской кооперации.

По состоянию на 01.01.2016 в реестре субъектов агропромышленного комплекса края, претендующих на получение государственной поддержки (далее - реестр), состоит 91 кооператив. В 2015 г. производственно-хозяйственную деятельность осуществляли 87 кооперативов, или 95,6 % от числа включенных в реестр. Кооперативы созданы в 30 муниципальных районах Красноярского края и объединяют 3659 граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, 65 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 98 юридических лиц.

Среднегодовая численность работников в кооперативах в 2015 году составила 480 человек. Средняя месячная заработная плата - 12,3 тыс. рублей.

Основными направлениями деятельности кооперативов являются закуп у членов кооператива и сельского населения молока, мяса, зерна, картофеля и овощей, а также переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, оказание транспортных услуг, услуг по обработке почвы и уборке урожая.

По итогам 2015 года кооперативами получена выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и оказания услуг в сумме 1 849,7 млн рублей, что выше уровня 2014 года на 14,3 %.

Несмотря на положительную динамику развития малых форм хозяйствования они испытывают существенные трудности как в сохранении достигнутого уровня, так и в расширении своего производства. Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели испытывают острый дефицит в кредитных ресурсах из-за слабой доступности рынка коммерческого кредита. В отношении них не налажена эффективная система материально-технического и производственного обслуживания, недостаточно оказываются услуги по выполнению полевых работ, не отработана система закупок сельскохозяйственной продукции, ее переработки и сбыта.

Реализация мероприятий подпрограммы улучшит социально-экономическую ситуацию, обеспечит активизацию малого предпринимательства в сельской местности, повысит эффективность агропромышленного комплекса края в целом на основе осуществления мероприятий, согласованных между собой по срокам, ресурсам и исполнителям.

1.2. Анализ причин возникновения проблемы, включая правовое обоснование.

Анализ состояния развития отраслей АПК в Красноярском крае позволил определить перечень первостепенных к решению программно-целевым методом задач:

в растениеводстве:

слабые темпы внедрения современных инновационных технологий в растениеводство из-за низкой платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей и уровня технической и технологической оснащенности для внедрения инноваций;

отток трудовых ресурсов из сектора сельского хозяйства и дефицит квалифицированных кадров (агрономов, трактористов и т.п.), что связано с сезонным характером труда;

высокий уровень изношенности сельскохозяйственной техники и оборудования, производственных помещений, низкие темпы обновления материально-технических ресурсов, модернизации аграрной сферы;

несоблюдение агротехнологических требований сельскохозяйственного производства, вызванное недостатком оборотных средств на приобретение удобрений, средств защиты растений, семян, кормов, горюче-смазочных материалов и т.п.;

недостаточно эффективное использование земельных ресурсов обусловлено низким уровнем плодородия.

Основным сдерживающим фактором для дальнейшего развития мукомольно-крупяной промышленности является высокий уровень конкуренции со стороны федеральных зерноперерабатывающих компаний. Увеличение в период 2014-2030 годов объемов производства муки и круп затруднено также из-за продолжающегося процесса выбытия физически изношенного технологического оборудования, ужесточения требований федерального законодательства к состоянию взрывопожароопасных объектов.

Основными проблемами переработки продукции растениеводства являются недостаточная обеспеченность плодоовощным сырьем, узкий ассортимент выпускаемой продукции, низкая конкурентоспособность краевой продукции по сравнению с продукцией из европейской части Российской Федерации. Современный технический и технологический потенциал отрасли и недостаточный объем производства плодоовощного сырья не позволяет обеспечить рост объемов производства продукции в среднесрочной перспективе.

 

 

В животноводстве:

низкий уровень технологических процессов в животноводстве, высокий уровень затрат на единицу продукции;

моральный и физический износ технологического оборудования, производственной базы;

отсутствие квалифицированных кадров в связи с низким уровнем развития социальной сферы села, в том числе уровнем заработной платы;

недостаточно эффективное взаимодействие науки и сельскохозяйственного производства.

Низкая рентабельность производства, отсутствие в достаточном объеме собственных средств, сложность привлечения кредитных ресурсов на приобретение оборудования, ужесточение требований банков к имущественному обеспечению не позволяют предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности края осуществлять расширенное воспроизводство, своевременно проводить техническое перевооружение и модернизацию производственных мощностей.

В мясном скотоводстве:

высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов в мясном скотоводстве, устаревшее технологическое оборудование по уходу за скотом, отсутствие открытых откормочных площадок для откорма мясного скота;

доля пастбищных кормов в годовом рационе составляет всего 14-15 % вместо 35-36 %, характерных для зарубежной практики;

низкое качество кормов из-за несвоевременной уборки, нарушений технологии заготовки: 43,8 % сена, 31,7 % сенажа, 26,3 % силоса, заготовленных в 2015 году, не соответствовали стандарту качества, что ведет к перерасходу кормов на единицу продукции, увеличивая себестоимость и снижая рентабельность производства говядины.

Малые формы хозяйствования:

небольшие объемы производимой продукции не позволяют наладить связи с перерабатывающими предприятиями и торговыми организациями;

слабая материально-техническая база;

экстенсивные методы ведения хозяйства;

сложности со сбытом произведенной продукции.

Необходимость решения вышеназванных проблем требует включения в приоритетные направления подпрограммы поддержку малых форм хозяйствования в сельской местности.

1.3. Описание целей и задач подпрограммы, отдельного мероприятия.

Целями подпрограммы являются:

обеспечение роста производства и повышение конкурентоспособности продукции растениеводства;

комплексное развитие и повышение эффективности производства животноводческой продукции и продуктов ее переработки;

поддержка и дальнейшее развитие малых форм хозяйствования на селе и повышение уровня доходов сельского населения.

Для достижения этой цели необходимо решение основных задач в рамках следующих направлений:

внедрение технологий производства, направленных на устойчивое развитие подотрасли растениеводства;

повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения.

совершенствование технологии производства продукции подотрасли животноводства;

развитие племенного животноводства;

увеличение поголовья животных специализированных мясных пород и помесных животных, полученных от скрещивания с мясными породами;

увеличение количества крестьянских (фермерских) хозяйств и обеспечение их развития;

развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации для совершенствования системы производства, переработки и реализации продукции, произведенной малыми формами хозяйствования, и в целях удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах;

стимулирование увеличения дополнительных доходов и форм занятости сельского населения за счет развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности.

Подпрограмма не содержит отдельных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей.

Достижением поставленных целей и задач по развитию отраслей АПК обоснован выбор подпрограммных мероприятий.

Создание технологических условий устойчивого развития отраслей АПК на современном этапе включает в себя:

сохранение плодородия почв, повышение урожайности, улучшение качества зерна, производство качественных кормов и снижение производственных затрат;

развитие мясного и молочного подкомплексов края, в том числе отраслей по производству мяса свиней, птицы и прочих видов животных, а также молока, их первичной и последующей переработки;

оптимальное сочетание ресурсосберегающих технологий круглогодового пастбищного содержания мясного скота с интенсивными промышленными технологиями ведения мясного скотоводства;

поддержку и дальнейшее развитие малых форм хозяйствования в сельской местности, к которым относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, что является важнейшим условием обеспечения развития сельских территорий.

1.4. Срок реализации подпрограммы, отдельного мероприятия.

Реализация подпрограммы осуществляется в 2014-2020 годах.

1.5. Планируемое изменение объективных показателей, характеризующих уровень развития отраслей АПК и их влияние на достижение задач государственной программы.

Показателями результативности достижения цели и решения задач подпрограммы являются:

валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий;

валовой сбор картофеля в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей;

валовой сбор овощей открытого грунта в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей;

сохранение размера посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами в крае;

производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе);

производство молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей;

численность товарного поголовья коров специализированных мясных пород в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей;

поголовье северных оленей и маралов в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей;

реализация племенного молодняка крупного рогатого скота молочных и мясных пород на 100 голов маток;

сохранность племенного условного маточного поголовья сельскохозяйственных животных к уровню предыдущего года;

доля площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов;

площадь подготовки низкопродуктивной пашни;

площадь закладки многолетних насаждений;

численность застрахованного поголовья сельскохозяйственных животных в крае;

количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств государственной поддержки;

прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими средства государственной поддержки, к году, предшествующему году предоставления субсидии;

производство муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур, смеси из них;

производство крупы;

производство плодоовощных консервов;

производство масла сливочного;

производство сыров и сырных продуктов;

уровень интенсивности использования посевных площадей;

площадь ухода за многолетними насаждениями;

удельный вес площади обработки низкопродуктивной пашни под урожай будущего года;

товарность молока в хозяйствах всех категорий;

товарность молока в сельскохозяйственных организациях;

товарность скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий;

товарность скота и птицы на убой (в живом весе) в сельскохозяйственных организациях;

доля регионального производства молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) в общем объеме ресурсов (с учетом переходящих запасов);

доля регионального производства мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) в общем объеме ресурсов (с учетом переходящих запасов);

удельный вес племенного поголовья в общей численности поголовья сельскохозяйственных животных;

производство колбасных изделий;

производство цельномолочной продукции (в пересчете на молоко);

количество крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров, получивших гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;

количество глав крестьянских (фермерских) хозяйств, получивших гранты на развитие семейных животноводческих ферм;

количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов, получивших гранты на развитие материально-технической базы;

количество предоставленных грантов на реализацию проектов, направленных на развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности;

количество реализованных проектов по развитию несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности;

удельный вес работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов к общему числу зарегистрированных сельскохозяйственных кооперативов всех видов деятельности.

Планируемое изменение объективных показателей реализации мероприятий подпрограммы в 2020 году:

валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий - 2 422,9 тыс. тонн;

валовой сбор картофеля в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, - 103,7 тыс. тонн;

валовой сбор овощей открытого грунта в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, - 33,9 тыс. тонн;

сохранение размера посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами в крае - 1 424,4 тыс. га;

производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) - 212,5 тыс. тонн;

производство молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, - 377,5 тыс. тонн;

численность товарного поголовья коров специализированных мясных пород в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, - 1,75 тыс. голов;

поголовье северных оленей и маралов в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, - 117,8 тыс. голов;

сохранность племенного условного маточного поголовья сельскохозяйственных животных к уровню предыдущего года - 100 %;

реализация племенного молодняка крупного рогатого скота молочных и мясных пород на 100 голов маток - 8 голов;

доля площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов - 6,7 %;

площадь подготовки низкопродуктивной пашни - 400,0 тыс. га;

площадь закладки многолетних насаждений - 0,013 тыс. га;

численность застрахованного поголовья сельскохозяйственных животных в крае - 42,5 тыс. усл. голов;

количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств государственной поддержки, - 14 единиц;

прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими средства государственной поддержки, к году, предшествующему году предоставления субсидии, - 10,0 %;

производство муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур, смеси из них - 256,0 тыс. тонн;

производство крупы - 2,2 тыс. тонн;

производство плодоовощных консервов - 5,8 млн усл. банок;

производство масла сливочного - 3,82 тыс. тонн;

производство сыров и сырных продуктов - 0,43 тыс. тонн;

уровень интенсивности использования посевных площадей - 24,0 ц зерновых ед./га;

площадь ухода за многолетними насаждениями - 110 га;

удельный вес площади обработки низкопродуктивной пашни под урожай будущего года - не более 25 % от использованной пашни;

товарность молока в хозяйствах всех категорий - 64,4 %;

товарность молока в сельскохозяйственных организациях - 91,9 %;

товарность скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий - 65,3 %;

товарность скота и птицы на убой (в живом весе);

в сельскохозяйственных организациях - 93,0 %;

доля регионального производства молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) в общем объеме ресурсов (с учетом переходящих запасов) - 86,2 %;

доля регионального производства мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) в общем объеме ресурсов (с учетом переходящих запасов) - 83,0 %;

удельный вес племенного поголовья в общей численности поголовья сельскохозяйственных животных - 10,5 %;

производство колбасных изделий - 47,5 тыс. тонн ;

производство цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) - 288,0 тыс. тонн;

количество крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров, получивших гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, - не менее 109 единиц;

количество глав крестьянских (фермерских) хозяйств, получивших гранты на развитие семейных животноводческих ферм, - не менее 32 единиц;

количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов, получивших гранты на развитие материально-технической базы, - не менее 11 единиц;

количество предоставленных грантов на реализацию проектов, направленных на развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, - не менее 15 единиц;

количество реализованных проектов по развитию несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности - не менее 15 единиц;

удельный вес работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов к общему числу зарегистрированных сельскохозяйственных кооперативов всех видов деятельности - не менее 84,0 %.

1.6. Экономический эффект в результате реализации мероприятий подпрограммы, отдельных мероприятий программы.

Экономический эффект от реализации подпрограммных мероприятий выражается в:

повышении эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, повышении конкурентоспособности продукции растениеводства, ее переработки, а также развитии инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства. В целях эффективности ведения растениеводства, снижения производственных затрат и повышения производительности труда необходимо внедрять ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур;

комплексном развитии и повышении эффективности производства животноводческой продукции и продуктов ее переработки;

стимулировании развития отрасли специализированного мясного скотоводства края;

увеличении объемов производства продукции малых форм хозяйствования на селе.

Значимыми достижениями реализации подпрограммы являются:

ускорение обновления технической базы агропромышленного производства на базе привлечения инвестиций;

экологизация и биологизация агропромышленного производства на основе применения новых технологий в растениеводстве, перерабатывающей промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов;

повышение инвестиционной привлекательности подотрасли животноводства в целях обновления материально-технической базы;

конкурентоспособность и повышение безопасности пищевых продуктов на основе технологического перевооружения подотрасли животноводства и пищевой промышленности;

преодоление стагнации в мясном скотоводстве, наращивание производства и замещения ввоза мяса крупного рогатого скота;

увеличение поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота до 18,0 тыс. голов;

прирост выручки сельскохозяйственных потребительских кооперативов не менее чем 2,0 % в год.

Эффективность реализации подпрограммы выражается в достижении показателей:

увеличение производства зерна до 2 932,07 тыс. тонн;

увеличение производства картофеля до 1 206,0 тыс. тонн;

увеличение производства овощей до 406,0 тыс. тонн.

доля регионального производства в общем объеме ресурсов к 2030 году составит: молока и молокопродуктов не менее 90,1 %, мяса и мясопродуктов - 90,0 %;

производство цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) к 2030 году увеличится на 33,6 % и составит 380,4 тыс. тонн;

производство масла сливочного и паст масляных к 2030 году составит 4,7 тыс. тонн;

производство колбасных изделий к 2030 году увеличится на 36,0 % и составит 63,2 тыс. тонн;

создание в малых формах хозяйствования на селе не менее 944 рабочих мест к 2030 году.

2. Подпрограмма "Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса".

2.1. Описание общекраевой проблемы, на решение которой направлена реализация подпрограммы, отдельного мероприятия, содержащее объективные показатели, характеризующие уровень обеспечения общих условий функционирования отраслей АПК, качество жизни населения, тенденции развития.

Актуальной проблемой является снижение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду, улучшение экологической и эпизоотической обстановки в крае.

Решение проблемы по утилизации и уничтожению биологических отходов является составляющей ветеринарно-санитарного благополучия территории края по инфекционным и паразитарным заболеваниям и предполагает участие субъекта Российской Федерации в финансировании мероприятий по защите населения от болезней, общих для человека и животных, согласно пункту 49 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В связи с этим необходимо продолжить реализацию мер, направленных на снижение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду, улучшение экологической и эпизоотической обстановки в крае.

2.2. Анализ причин возникновения проблемы, включая правовое обоснование.

Анализ состояния обеспечения общих условий функционирования отраслей АПК в Красноярском крае с учётом возрастающих требований в области охраны окружающей среды позволил определить перечень первостепенных к решению программно-целевым методом задач.

2.3. Описание цели и задач подпрограммы, отдельного мероприятия.


Информация по документу
Читайте также