Расширенный поиск

Закон города Севастополя от 21.07.2017 № 357-ЗС

 

ЗАКОН

ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

 

Об утверждении Стратегии

социально-экономического развития

города Севастополя до 2030 года

 

Принят

Законодательным Собранием

города Севастополя

                                                                                                        18 июля 2017 года

 

 

Статья 1

 

Утвердить Стратегию социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года (прилагается).

 

Статья 2

 

Настоящий Закон вступает в силу после дня его официального опубликования.

 

 

 

Временно исполняющий обязанности

Губернатора города Севастополя                                                 Д.В.Овсянников

 

 

 

 

Севастополь

21 июля 2017 года

№ 357 -ЗС

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

к Закону города Севастополя

«Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия

социально-экономического развития

города Севастополя

до 2030 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.   Основные подходы к разработке Стратегии социально-экономического развития города
      Севастополя до 2030 года
……………………………………………………………..………..3

2.    Анализ социально-экономического развития города Севастополя………………………....5

2.1. Природно-географические характеристики. 7

2.2.  Население и демография. 10

2.3. Уровень жизни населения. 11

2.4. Жилищная сфера. 13

2.5  Состояние городского хозяйства. 14

2.6  Социальная инфраструктура. 21

2.7. Транспорт. 32

2.8. Сфера общественной безопасности. 40

2.9. Сфера гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных 
       ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных 
       объектах………………………………………………………………………………………..
41

2.10. Сфера информационно-коммуникационных технологий. 43

2.11. Труд и занятость. 46

2.12. Особенности структуры экономики. 48

2.13. Инвестиции. 60

2.14. Государственное управление и местное самоуправление. 62

2.15. Государственные финансы.. 64

2.16  SWOT-анализ города Севастополя. 69

3.     Миссия, стратегические цели и задачи развития города Севастополя

3.1.  Миссия города Севастополя. ..73

3.2.  Стратегические цели и задачи развития города Севастополя. 74

4.    Сценарии развития города Севастополя, основные тренды в  развитии  экономики. 86

5.    Основные направления реализации Стратегии. 98

5.1.  Экономическая политика города Севастополя. 99

5.2.  Научно-инновационная сфера. 117

5.3.  Социальная политика и человеческий капитал……………………………...…………....119

5.4. Политика в сфере государственного управления ………………………………………... 135

5.5. Политика в сфере общественной безопасности. 137

5.6. Политика в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от
       чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей
       на водных объектах
. 138

5.7. Политика развития городского хозяйства …………………………………………………140

5.8. Экологическая политика. 146

5.9. Градостроительная политика ……………………………………………………………….148

6.    Ресурсное обеспечение реализации Стратегии. 153

7.    Ожидаемые результаты реализации Стратегии, индикаторы достижения целей
        социально-экономического развития города Севастополя и их прогнозных значений
. 160

8.     Управление реализацией Стратегии. 166

8.1.  Инструменты развития города Севастополя. 166

8.2.  Создание проектного офиса по управлению развитием города Севастополя ...………..167

 

Приложение, Перечень государственных программ города Севастополя………………...    172

 

Ты стоишь,

полон завтрашней думы большой,

Навсегда недоступный врагу.

Как ты славою стар, как ты молод душой,

Белый город на синем морском берегу.

Лев Ошанин. Дума о Севастополе

 

1. Основные подходы к разработке Стратегии социально-
              экономического развития города Севастополя до 2030 года

 

Основанием для разработки Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года (далее – Стратегия) является Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Закон города Севастополя от 5 декабря 2016 года № 295-ЗС «О стратегическом планировании города Севастополя», распоряжение Губернатора города Севастополя от 12 октября 2016 года № 145-РГ «О создании рабочей группы по обеспечению организации разработки Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года и взаимоувязки документов, определяющих стратегическое и территориальное развитие города Севастополя».

Стратегия разработана в период изменений мирового масштаба и переосмысления многих тенденций развития Российской Федерации.

Наиболее характерные особенности города Севастополя:

1)        богатое историческое наследие города, являющегося символом России в Черноморском регионе;

2)        уникальные характеристики береговой линии, делающие город лучшим в регионе местом для развития военной и гражданской морской инфраструктуры;

3)        наличие значительных территорий для пространственного развития города Севастополя;

4)        наличие на территории города Севастополя аэропорта, способного стать международным;

5)        исключительно благоприятные климатические условия для развития производственных, туристических и агропромышленных кластеров.

Город федерального значения Севастополь является субъектом Российской Федерации. Городу Севастополю присущи определенные особенности осуществления государственного управления и местного самоуправления на его территории, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.

Стратегия имеет ряд нижеследующих особенностей, отличающих ее от стратегий иных субъектов Российской Федерации.

1)    В городе Севастополе располагается Черноморский флот ВМФ России, и жизнь города теснейшим образом переплетена с жизнью флота. Значительную часть населения города Севастополя составляют военнослужащие и члены их семей, а также гражданское население, работающее на объектах Минобороны России. Значительная территория города относится к землям Минобороны России, которое располагает своей промышленностью, транспортом, базами хранения, объектами образования, здравоохранения и культуры, расположенными в городе Севастополе. Имеет оно и собственный жилищный фонд, который само и обслуживает.

2)    Морская граница города Севастополя по протяженности в 1,5 раза превосходит сухопутную, поэтому город полностью подпадает под действие норм Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года и Морской доктрины Российской Федерации и в соответствии с ними должен иметь дополнительные документы, определяющие его развитие как приморской территории.

3)    Стратегия должна содержать разделы, присущие стратегиям регионов. Вопросы состояния и развития городских дорог, общественного транспорта, жилого фонда, объектов коммунального хозяйства (обеспечение электричеством, тепловой энергией, водой, газом, очистными сооружениями, мусоропереработкой), объектов образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта, благоустройство территорий являются важнейшими в жизни города Севастополя и должны находить свое отражение в Стратегии.

4)    Город Севастополь в настоящее время проходит сложнейший период своей истории – адаптацию к российским законодательным и нормативным требованиям после 25 лет функционирования в правовом поле Украины. Этот процесс затрагивает все сектора экономики, социальной сферы и повседневную жизнь каждого жителя города.

5)    Применение международным сообществом санкций по отношению к Российской Федерации носит для города Севастополя существенно более жесткий характер, лишая возможности его порты участвовать в любом виде международного судоходства. В настоящее время это приводит к фактическому свертыванию внешнеэкономической деятельности города Севастополя.

В качестве целевого сценария в Стратегии рассматривается гармоничное развитие экономики, городского хозяйства и гуманитарной сферы.

Однако на начальном этапе реализации указанного сценария необходимо изменение сложившейся экономической модели, поскольку наряду с традиционными для города функциями основной базы Черноморского флота ВМФ России городу необходимо улучшать деловой климат, создавать условия и формировать структуры привлечения инвестиций, обеспечивая в первую очередь опережающий рост реального сектора экономики. Такое направление развития города Севастополя подразумевает широкое применение инноваций, поощрение творческой инициативы жителей города и вместе с тем выработку и принятие жестких управленческих решений, а также контроль исполнительской дисциплины.

2. Анализ социально-экономического развития города Севастополя

 

Субъект Российской Федерации – город федерального значения Севастополь, как и Республика Крым, стал частью России в 2014 году. За время пребывания в составе Украины экономика города (объемные показатели и структура) претерпела значительные изменения. Изменилась система управления экономикой, в том числе подходы к организации и методологии статистических наблюдений. В результате утраченной оказалась преемственность статистических данных о развитии (деградации) города с соответствующими данными о развитии Севастополя в советский период, поэтому проследить динамику произошедших в экономике города Севастополя перемен с 1991 года по 2013 год не представляется возможным.

Несмотря на ограниченный состав имеющихся в наличии статистических данных, их анализ позволил сделать выводы, которые достаточно четко фиксируют основные проблемы экономики и социальной сферы города Севастополя на современном этапе и определяют перспективные направления его развития.

Для более полной характеристики особенностей города Севастополя, его сильных и слабых сторон, возможностей и угроз используются данные о жизнедеятельности схожих с Севастополем городов и агломераций. При выборе городов для сопоставления различных аспектов социально-экономического развития нужно исходить из общности с Севастополем особенностей этих городов. К таким ключевым особенностям в случае города Севастополя относятся:

1)  геостратегическое значение города для страны;

2)  наличие созданных государством специальных режимов и условий ведения хозяйственной деятельности (федеральная целевая программа развития Республики Крым и города Севастополя (далее также – ФЦП), свободная экономическая зона (далее также – СЭЗ), свободный порт и тому подобное);

3)  наличие университета как образовательной доминанты города;

4)  наличие морского порта;

5) наличие аэропортов, которые могут использоваться для нужд гражданской авиации;

6)  значимость приморского (курортного) туризма в городе;

7)  мягкий климат.

Городов, отвечающих условиям для сопоставительного анализа с городом Севастополем, в России немного, что еще раз подчеркивает уникальное положение города. К таким городам и регионам могут быть отнесены Калининградская область и город Калининград (флот, порт, промышленность, образование, туризм), город Сочи (туризм, порт) и город Владивосток (порт, промышленность, образование, туризм, флот).

Условия, которые созданы на Крымском полуострове для развития, имеют лишь три геостратегических центра страны: Калининградская область

 

(особая экономическая зона), юг Приморского края (свободный порт Владивосток), Республика Крым и город Севастополь.

Калининградская область за последние 10 лет продемонстрировала темпы развития (валовый региональный продукт (далее также – ВРП), промышленное и сельскохозяйственное производство, налоговые отчисления) в 2-3 раза превосходящие среднероссийские.

Владивосток и юг Приморья превращаются в крупнейший индустриально-интеллектуальный центр Дальнего Востока и всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

Севастополь должен стать таким же полноценным индустриально-интеллектуальным и в полном смысле этого слова геостратегическим центром России в Черноморском и Средиземноморском регионе.

В мире сопоставимыми городами по приведенному набору ключевых особенностей можно считать города Норфолк (США), Гонолулу (США), Тулон (Франция) и Хайфу (Израиль).

Город Норфолк на Восточном побережье США (штат Вирджиния) является главной военно-морской базой США в Атлантическом океане. Ключевую роль в экономике города играют Министерство обороны США, частные судостроительные верфи и заводы, а также коммерческие торговые порты. Возрастает доля населения, работающего в сфере услуг, в том числе в туристической отрасли. Помимо этого, Норфолк служит экономическим и культурным центром региона Хемптон-Роудс. Ежегодно в городе проходят фестивали и парады (фестиваль цветов, гастрономические фестивали, музыкальные и патриотические праздники).

В городе Гонолулу (штат Гавайи, США) расположена главная военно-морская база Тихоокеанского флота ВМФ США (гавань Перл-Харбор). Несмотря на изолированное островное географическое положение, Гонолулу крупнейший туристический и деловой центр, важнейший административный центр геополитического присутствия США в Тихоокеанском регионе. Помимо лидирующей отрасли туризма, из-за благоприятного расположения в Тихом океане город является важным деловым, торговым и транспортным центром. Значительную роль в экономике города Гонолулу играют различные исследовательские и производственные центры (преимущественно в сфере информационных технологий, в создании современных материалов, медицине и биотехнологиях). В городе расположен Гавайский университет. В культурной сфере города выделяется ежегодный Гавайский международный кинофестиваль. Несмотря на такую диверсификацию, штат Гавайи является самым милитаризированным в относительном выражении американским штатом с самой большой долей военных в численности занятого населения (6,47 процента в 2015 году) и долей военных в валовом внутреннем продукте штата (6,78 процента в 2015 году).

В городе Тулоне (Франция) расположена главная военно-морская база ВМФ Франции в бассейне Средиземного моря. Город имеет тысячелетнюю историю, многочисленные достопримечательности. В настоящее время это малозначимый административный центр, хоть и расположен он на Лазурном берегу крупнейшем туристско-рекреационном регионе Франции (между Марселем и Каннами). В Тулоне также работает консерватория, проводится один из самых престижных молодежных футбольных турниров.

В городе Хайфе (Израиль) расположена главная военно-морская база ВМФ Израиля. Город имеет двухтысячелетнюю историю, многочисленные достопримечательности, в том числе объекты всемирного наследия ЮНЕСКО. Важнейший порт, крупный деловой и культурный центр удобно расположен в структуре туристических маршрутов по святым местам в северной части страны. Стоит отметить изолированное расположение Израиля в окружении недружественных арабских стран и сложные условия рельефа. Хайфа является крупнейшим бизнес-центром. Хайфский университет и Израильский технологический институт, расположенные в городе, делают его одним из важнейших образовательных центров страны. В городе Хайфе с 1983 года проводится международный кинофестиваль.

Кроме того, интересен опыт Малайзии в развитии острова Лангкави, где проходит одна из крупнейших международных выставок вооружений LIMA. Всемирно известная выставочная площадка возникла на базе военно-морского училища, военного аэродрома и пункта базирования флота. Впоследствии вокруг выставочного центра появились гостиничные комплексы, бизнес-центр, объекты развлечения и отдыха.

Провинции Сиракуза и Рагуза, расположенные на юге острова Сицилия (Италия), могут служить примером успешного развития гастрономического туризма. Недельный гастрономический тур «Бархатная Сицилия» проводится здесь в бархатный сезон (осенью), когда вызревает виноград и начинается его сбор. Туристам предлагается не только попробовать блюда традиционной кухни, но даже поучаствовать в их приготовлении – организуются мастер-классы по виноделию и кулинарные занятия.

 

2.1. Природно-географические характеристики

 

Общая площадь территории города Севастополя составляет 1,08 тыс. кв. км, в том числе к ней относятся более 30 бухт с общей площадью акватории в 216,0 кв. км. Протяженность территории города Севастополя
с запада на восток – 43 км, с севера на юг – 50 км.

На северо-востоке его земли граничат с Бахчисарайским районом, на юго-востоке – с Большой Ялтой. С запада и юга регион омывают воды Черного моря.

Для города Севастополя характерна большая протяженность береговой линии, которая составляет 152 км. Сухопутная граница города – 106 км.

В городе сравнительно мягкий, морской климат; в предгорьях – умеренно-континентальный, на юго-восточном побережье – субтропический средиземноморского типа.

 

Среднегодовая температура воздуха в городе 12,1 градуса Цельсия. Для сравнения среднегодовая температура в Сочи составляет 15,1 градуса Цельсия, в Калининграде – 7,9 градуса Цельсия, во Владивостоке – 6 градусов Цельсия, в среднем по России – минус 2 градуса Цельсия.

Согласно статистике, самый холодный месяц – январь со среднемесячной температурой минус 4,6 градуса Цельсия. Самый теплый месяц – август со среднемесячной температурой плюс 24,5 градуса Цельсия.

Годовое количество осадков в 2015 году составило 400,7 мм. Самый сухой месяц – сентябрь, количество осадков 2,1 мм.  Самый влажный – июнь (73,6 мм). По сравнению с Сочи, Калининградом и Владивостоком климат в Севастополе более устойчивый и мягкий.

Температура поверхностного слоя воды в Черном море у побережья Севастополя в течение года всегда положительная. Максимальная температура воды отмечалась в августе – плюс 27,7 градуса Цельсия.

Самые крупные реки города – Кача, Бельбек и Черная.

 

 

Лесохозяйственный комплекс

 

Общая площадь лесов города Севастополя по состоянию на 1 января 2017 года составляет 34,3 тыс. га, или 39,7 процента его общей площади, в том числе земли, покрытые лесной растительностью, – 29,2 тыс. га, земли, не покрытые лесной растительностью, – 1,2 тыс. га, нелесные земли – 3,9 тыс. га. Леса города Севастополя отнесены к Крымскому горному району зоны горного Северного Кавказа и горного Крыма на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 августа 2014 года № 367 «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации».

Леса города Севастополя расположены в основном в северной, восточной и юго-восточной части города и представляют собой сплошные массивы. В лесах города Севастополя преобладают твердолиственная и хвойная группы пород, составляющие соответственно 64,6 процентов и 30,8 процентов земель, покрытых лесной растительностью, на долю мягколиственных насаждений приходится 0,1 процента, на долю прочих пород и кустарников – 4,5 процента.

В лесах города Севастополя преобладающими породами являются: дуб низкоствольный – 55,2 процента, сосна – 23,1 процента, можжевельник древовидный (Арча) – 7,7 процента, бук – 3,5 процента, граб – 2,5 процента от площади земель, покрытых древесной растительностью. На остальные породы приходится 8 процентов.

Породный состав лесов связан с климатическими и почвенными условиями района.

В хвойных лесах преобладают молодняки (44,3 процента) и средневозрастные насаждения (35 процентов), в твердолиственных – спелые и перестойные (80 процентов) и приспевающие (13,2 процента),

мягколиственные насаждения представлены спелыми и перестойными (96,1 процента) и средневозрастными (3,9 процента).

Лесные культуры составляют 18,5 процента от общей покрытой лесной растительностью площади.

Общий запас насаждений составляет 3385,9 тыс. куб. м, в том числе спелых и перестойных – 1930,9 тыс. куб. м, из которых хвойных – 30,7 тыс. куб. м, твердолиственных – 1864,8 тыс. куб. м, мягколиственных – 3,6 тыс. куб. м.

Все леса города Севастополя входят в состав одного лесничества – Севастопольского. Количество лесничеств и их границы установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 3 июля 2014 года № 227 «Об определении количества лесничеств на территории города Севастополя и установлении их границ».

Все леса Севастопольского лесничества расположены на землях категории «земли населенных пунктов».

Леса города Севастополя, согласно Лесному кодексу Российской Федерации, по целевому назначению относятся к защитным лесам, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, что это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

С учетом особенностей правового режима защитных лесов выделены нижеследующие категории защитных лесов.

1. Леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий.

К ним отнесены леса государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Мыс Айя» и государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Байдарский».

Государственный природный ландшафтный заказник регионального значения «Мыс Айя» представляет собой классический пример контакта природного комплекса в зоне главной гряды Крымских гор и Черного моря на западной части Южного берега Крыма с включением мыса Айя, урочищ Аязьма и Батилиман. Это уникальное место произрастания реликтовой растительности.

Государственный природный ландшафтный заказник регионального значения «Байдарский» это уникальный уголок природы Крыма. Здесь расположены карстовые пустоты, Чернореченское водохранилище – главный источник водоснабжения города Севастополя. Растительный мир Байдарской долины на 58 процентов состоит из краснокнижных растений Крыма.

2. Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов.

Существующее выделение данной категории соответствует целям сохранения полезных функций лесов:

 

1) лесопарковые зоны: к данной категории относятся леса, выполняющие санитарно-гигиенические функции и создающие оптимальные условия для отдыха населения;

2) городские леса: к данной категории относятся леса, также выполняющие санитарно-гигиенические функции и создающие оптимальные условия для отдыха населения;

3) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов: к данной категории относятся леса, находящиеся в границах зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, установленных с соблюдением требований законодательства о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

3. Ценные леса, а именно противоэрозионные леса и леса, имеющие научное или историческое значение.

К противоэрозионным лесам относятся леса, предназначенные для защиты территорий от водной и ветровой эрозий.

4. Эксплуатационных и резервных лесов на территории города Севастополя не имеется.

 

 

2.2. Население и демография

 

 

По результатам переписи 1989 года, численность населения, проживающего в городе Севастополе, составляла 395 тыс. человек. На начало 2013 года здесь проживало 381,5 тыс. человек – снижение численности составило 3,4 процента. В 2014 году начался рост численности населения, главным образом за счет миграционного прироста. В 2014 году он составил 13,6 тыс. человек, в 2015 – 17,9 тыс. человек, в 2016 – 13,02 тыс. человек, на конец 2016 года, по оценке Росстата, численность населения составила 428,8 тыс. человек.

В городе Севастополе значительная доля населения старших возрастов. В 2014 доля населения в возрасте старше 30 лет составила 66 процентов при среднем показателе в России 63 процента. По прогнозу Росстата, увеличение доли населения старше 30 лет продолжится и в стране, и в Севастополе, причем в городе Севастополе с опережением. К 2030 году эта доля в городе составит 69 процентов, а в России – 65 процентов.

Положительные изменения показателей миграции, демографии и смертности в городе Севастополе привели к снижению естественной убыли населения города Севастополя с минус 1,4 на 1000 человек в 2015 году до минус 1,2 на 1000 человек в 2016 году.

Одним из главных индикаторов популяционного здоровья населения является ожидаемая продолжительность жизни при рождении, которая в городе Севастополе отстает от среднероссийских значений: в городе Севастополе в 2015 году она составила 70,67 года, в 2016 году – 71,64 года, в Республике Крым соответственно 70,52 года и 70,74 года, в Южном федеральном округе (далее также – ЮФО) соответственно 72,13 года (без Крыма) и 72,29 года, в Российской Федерации соответственно 71,39 года и 71,87 года.

 

2.3. Уровень жизни населения

 

Уровень и качество жизни населения в городе Севастополе определяется как состоянием экономики и бюджета, так и сложившимися инфраструктурными особенностями города.

Размер средней заработной платы в 2015 году был в 1,3 раза ниже среднероссийского уровня, но сопоставим с уровнем оплаты труда в Южном федеральном округе (24,5 тыс. руб. в городе Севастополе, 24,9 тыс. руб. в ЮФО, 32,4 тыс. руб. в среднем по России). Однако по уровню среднедушевых доходов населения города Севастополь существенно отстает от среднероссийского (17,9 и 30,5 тыс. руб. соответственно). Размер средней заработной платы в 2015 году в городе Калининграде составил 34,2 тыс. руб., в городе Владивостоке – 45,3 тыс. руб., в городе Сочи – 31,4 тыс. руб. Средняя номинальная заработная плата по городу Севастополю за январьоктябрь 2016 года составила 25 958 рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 7,3 процента.

Следовательно, ниже среднероссийского уровня и покупательная способность населения в городе, измеряемая отношением средней заработной платы к прожиточному минимуму. При этом покупательная способность в Севастополе имеет тенденцию к снижению в силу более высокого, чем в среднем по России, роста цен и тарифов. В 2014 году они увеличились в 1,3 раза (по России – в 1,1 раза), а в 2015 году – в 1,2 раза и 1,1 раза соответственно. В определенной степени острота вопроса зависит от политики Правительства Севастополя в части «торможения» роста тарифов. Рост цен должен замедлиться после повышения транспортной доступности Крыма и Севастополя.

В городе Севастополе отношение зарплаты к прожиточному минимуму составило 3,0, для сравнения по городам: в Сочи – 3,4; в Калининграде – 3,6; во Владивостоке – 3,6.

Отдельно необходимо упомянуть положение города Севастополя в рейтинге качества жизни «РИА Рейтинг» среди российских регионов в 2016 году. Рейтинг включает 72 показателя, характеризующих основные аспекты проживания в регионе.

Позиции города Севастополя в 2016 году существенно улучшились по сравнению с предыдущим годом. Так, Севастополь сразу поднялся на 42 позиции и сейчас занимает 29 место среди всех регионов Российской Федерации.

Значительное улучшение позиций города Севастополя в рейтинге отчасти обусловлено эффектом низкой базы – до вхождения в состав Российской Федерации многие аспекты социальной сферы города Севастополя характеризовались низкими значениями показателей, что объясняется как рядом объективных факторов, так и искажениями переходного периода, сопровождающимися недостатком достоверной статистики. Динамичный рост многих экономических показателей в 2016 году оказал позитивное влияние на сводный показатель качества жизни в регионе. По итогам 2016 года город входит в число лидеров среди субъектов Российской Федерации по темпам роста большинства экономических показателей. Среди показателей, учитываемых при расчете рейтинга, можно отметить повышение объема вкладов и депозитов физических лиц, а также улучшение отношения денежных доходов к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг. В 2016 году в городе Севастополе снизился уровень безработицы и сократились сроки поиска работы. В группе показателей, характеризующих безопасность проживания, снизился уровень преступности и сократилась смертность населения от внешних причин. Наблюдается позитивная динамика и многих других показателей.

Кроме того, высокое место в рейтинге обусловлено высокими позициями города Севастополя среди российских регионов по следующим 19 показателям, по которым город входит в 20-ку лучших регионов страны:

1) смертность населения от всех причин (16 место);

         2) число травм, отравлений и некоторых других внешних воздействий (4 место);

         3) миграционный прирост (7 место);

         4) прирост численности населения (4 место);

         5) доля населения, обеспеченного водой, соответствующей требованиям безопасности (1 место);

         6) оценка климата (1 место);

         7) младенческая и перинатальная смертность (14 и 9 места);

8) доля населения с высшим образованием (2 место);

9) доля населения без образования (1 место – минимальная доля по стране);

10) обеспеченность работниками детских садов (4 место);

         11) доля обучающихся в первую смену (16 место);

12) нагрузка на врачей, посещений на одного врача (8 место);

13) средняя занятость койки в больницах (11 место);

14) доля выездов скорой медицинской помощи к месту дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП), укладывающихся в 20 минут (1 место);

15) обеспеченность ресторанами и иными местами общепита (4 место);

16) число зрителей театров (4 место);

17) число посещений музеев (2 место);

18) доля занятых в малом бизнесе и индивидуальном предпринимательстве (19 место).

2.4. Жилищная сфера

 

Уровень денежных доходов населения определяет среди прочего и обеспеченность населения жильем. В настоящее время по обеспеченности жильем (17,8 кв. м на человека) город Севастополь значительно отстает от среднероссийского (24,4 кв. м), среднего уровня по ЮФО (23,2 кв. м) и по Республике Крым (21,8 кв. м). Однако в силу благоприятного климата население города Севастополя использует в качестве жилья дома, построенные на садовых участках, общая площадь которых, в дополнение к учтенным 7,4 млн кв. м жилья в городе, составляет, по экспертной оценке, около 6 млн кв. м. С учетом этого обстоятельства обеспеченность жильем не является особо острым вопросом.

Уровень ввода нового жилья в расчете на одного жителя (0,26 кв. м в 2015 году) в два раза ниже среднероссийского. Средняя по ЮФО величина составляла в 2015 году 0,64, по Республике Крым – 0,13. В 2016 году в Севастополе введено 292,2 тыс. кв. м жилья, или 0,68 кв. м на одного жителя.

Очередь на социальное жилье в городе Севастополе насчитывает 13 134 человека. Кроме того, жилье необходимо и тем, кто приезжает в город на постоянное место жительства.

При этом цены на жилье в Севастополе динамично растут. Они выше среднероссийского уровня как для первичного жилья (59 и 52 тыс. рублей за кв. м), так и для вторичного (75,7 и 57,6 тыс. рублей за кв. м). В Республике Крым цена вторичного жилья также ниже и составляет 52,8 тыс. руб. за кв. м, а в ЮФО цена на оба типа жилья ниже, чем в Севастополе – 43,8 тыс. руб. за кв. м первичного жилья и 52,6 тыс. руб. за кв. метр вторичного жилья.

Соотнесение денежных доходов жителей со стоимостью жилья показывает, что их возможности купить жилье снижаются. Так, в 2015 году уровень доступности первичного жилья в Севастополе составил 84 месяца, в то время как в России он был равен 36 месяцам, в ЮФО – 32 месяцам. Вторичное жилье также менее доступно: 108 месяцев в Севастополе, 39 месяцев в ЮФО и 40 месяцев в России.

Одновременно с решением первоочередной проблемы обеспеченности жильем необходимо продолжать активную работу по улучшению состояния жилищного фонда. Доля жилого фонда, требующего капитального ремонта, в городе существенно выше, чем в среднем по России (55 процентов и 8,8 процента соответственно).

Остроту проблемы в определенной степени сглаживает значительно меньшая доля в Севастополе ветхого и аварийного жилья. Она более чем в 10 раз меньше, чем в среднем по России (0,2 процента в Севастополе и 2,7 процента в России, 1,2 процента в Республике Крым, 1,6 процента в ЮФО), поскольку «старая» часть города практически заново отстраивалась после Великой Отечественной войны 19411945 годов.

Вместе с тем интересы жителей города и необходимость улучшения его облика для туристов требуют пристального внимания к проблеме состояния жилищного фонда.

2.5. Состояние городского хозяйства

 

Объемы финансирования сферы коммунальной инфраструктуры в последние десятилетия стало причиной текущего состояния городского хозяйства. Низкие объемы модернизации и расширения фондов коммунальной инфраструктуры – это следствие отсутствия достаточного финансирования инвестиционных программ, закладываемых в тарифной выручке компаний.

Преодоление этой системной проблемы городского хозяйства связано с необходимостью перехода к долгосрочному тарифо- и ценообразованию на поставляемую предприятиям городского хозяйства продукцию и услуги. Соответствующая политика должна изначально предусматривать опережающий рост эффективности в части как использования материально-технической базы, так и работы соответствующих служб, что предполагает, в свою очередь, организацию привлечения в городское хозяйство инвестиций, в том числе частного капитала, на основе четких требований к работе коммунальной инфраструктуры и ее эффективности.

При этом следует подчеркнуть, что в настоящее время в Севастополе преобладает мнение, что многое в городском хозяйстве удастся улучшить за счет федеральной целевой программы развития Республики Крым и города Севастополя. Однако ресурсы ФЦП нацелены в основном на решение задач по интеграции региона в социально-экономическое пространство Российской Федерации. Проблемы города, возникающие вследствие его роста и развития как территориального образования, не являются приоритетом ФЦП.

Отсутствие синхронизации планов развития городской инфраструктуры особенно негативно сказывается на смежных отраслях, таких как электроэнергетика, теплоэнергетика и газоснабжение. Реализация программ развития каждой из отраслей городского коммунального хозяйства должна быть четко увязана с возможностями и планами развития смежных отраслей городского хозяйства, что позволит избежать дисбалансов и добиться экономии затрат при реализации всех инвестиционных программ отраслей коммунальной сферы.

 

Электроснабжение

 

Собственная генерация электроэнергии в городе Севастополе составляет 105 МВт установленной мощности (33 МВт – Севастопольская ТЭЦ, 72 МВт – блочная ГТЭС, установленная в 2014 году). Севастополь потребляет 200240 МВт электрической мощности. Дефицит составляет более 100 МВт. На начало 2016 года город Севастополь обеспечивал себя посредством собственной генерации электроэнергии в объеме чуть более 90 МВт мощности.

Существующая система снабжения электроэнергией удовлетворяет потребностям Севастополя, хотя имеют место и локальные жалобы населения на низкое качество предоставляемых услуг.

В Республике Крым и городе Севастополе сезонные колебания потребления незначительны, что, как правило, не характерно для энергетической отрасли. В зимние месяцы увеличивается доля электроэнергии, расходуемой на освещение и отопление, летом возрастает потребление электроэнергии в курортной зоне и на нужды оросительных систем.

По итогам 2014 года собственное производство электроэнергии на полуострове Крым составило 1131 млн кВт/ч в год, что обеспечило 21 процент от общего потребления. Для решения актуального вопроса обеспеченности полуострова Крым электроэнергией весной 2014 года здесь были установлены мобильные газотурбинные станции: девять станций были доставлены из Сочи, еще четыре неиспользуемые станции были привезены из Подмосковья. Эти меры частично сняли ограничения по обеспеченности населения и предприятий электроэнергией, позволив в 2015 году создать дополнительные энергогенерирующие объекты мощностью 337,5 МВт.

В конце 2015 года на площадке «Севастопольская» (с. Штурмовое) была введена в эксплуатацию 14-я в Крыму МГТЭС. Всего на этой площадке расположено 4 МГТЭС общей мощностью 90 МВт.

Ранее энергосистема Крыма получала энергию в направлении с севера на юг, теперь подача идет с востока на запад. Те сети, которые сейчас имеют максимальную нагрузку при подключении энергомоста, до этого исторически принимали десятую часть ныне поставляемого объема. Для реконфигурации магистральных сетей были построены новые сетевые объекты. Масштабные мероприятия по обеспечению связи энергосистемы Крыма с Единой энергетической системой России (строительство энергомоста Россия-Крым) позволили в 2016 году нарастить мощность по всему полуострову Крым с учетом собственной генерации электроэнергии до 1270 МВт.

Важным элементом новой системы распределения электрической энергии в Крыму станет строительство ЛЭП Западно-Крымская – Севастополь, предусмотренное ФЦП. Строительство этого объекта позволит создать кольцо, в которое будут включены две новые базовые электростанции: Западно-Крымская – Севастополь – Севастопольская ТЭС – Симферопольская – Симферопольская ТЭС – Джанкой – Островская.

Кроме МГТЭС, в Крыму были размещены 1,5 тыс. дизель-генераторов общей мощностью 310 МВт, в том числе 215 дизель-генераторов общей мощностью 32 МВт в Севастополе. В отличие от МГТЭС они не подключены к сети «Крымэнерго», а используются в аварийном режиме для автономного снабжения социально значимых объектов. В некоторых случаях удалось реализовать механизм перехода социальных объектов на ДГУ для сокращения веерных отключений в часы пик. Дизель-генераторы сложны и дорогостоящи в эксплуатации и обслуживании; отсутствие унификации затрудняет их ремонт, требует работы с десятками поставщиков.

 

Электроснабжение города Севастополя характеризуется большой долей потребления электроэнергии населением (более 54 процентов). Этот факт не характерен для других аналогичных городов России, где потребление электроэнергии жителями составляет в среднем 20 процентов. Эта особенность уже сместила приоритеты в развитии системы электроснабжения от централизованного к распределенному типу, с преобладающим числом локальных источников энергии, ориентированных на множественность центров потребления.

Основными проблемами производства, передачи и потребления электроэнергии в городе Севастополе являются:

1)               низкое качество электроснабжения (жалобы населения, обрывы, перебои);

2)               высокая пиковость потребления;

3)               значительное перекрестное субсидирование населения со стороны города Севастополя, бюджетной сферы (менее 25 процентов оплаты населения) – тариф 1,75 руб. за кВт/ч.

Ограничения по поставкам электроэнергии можно уже считать снятыми, более того, после ввода в действие Севастопольской ТЭС избыток электроэнергии придется возвращать в энергосистему Кубани. В связи с этим представляет интерес развитие в городе производств по опреснению воды или иных энергоемких производств.

Однако при реализации планов развития городу не хватит пропускной способности распределительных электрических сетей, передающих энергию от крупных источников энергии к потребителям, распределенным по большой территории города Севастополя. В рамках ФЦП эти задачи для города не решаются, так как основной акцент в программе сделан на решение стратегических задач энергоснабжения всего полуострова Крым посредством строительства магистральных электрических сетей и крупных источников генерации электрической энергии.

 

Теплоснабжение

 

Негативное влияние на состояние городской инфраструктуры оказывают решения стратегического характера, принятые ранее. С начала  60-х годов системы теплоснабжения города Севастополя развивались по «Схемам теплоснабжения г. Севастополя», которые разрабатывались каждые 10 лет всесоюзным проектным институтом «ВНИПИЭнергопром» на основе принципа максимальной централизации источников тепла. Этот принцип требовал строительства в городах минимального количества котельных большой мощности. Если тепловая нагрузка была достаточной величины (более 1000 МВт), то в городах строились ТЭЦ, которые вырабатывали электроэнергию и тепло. Этот принцип применялся для всех городов СССР, независимо от климатических условий. Но он не был в полной мере осуществлен в Севастополе из-за сложного рельефа города – перепад высот более 180 метров. Поэтому в Севастополе сегодня функционируют более ста котельных, а не две-три, как предусматривалось нормами проектирования теплоснабжения городов. Системы централизованного теплоснабжения (ЦТ) проектировались по самым простым одноконтурным схемам и без средств регулирования отпуска тепла каждому потребителю (зданию), тем более – автоматических. Такие схемы самые дешевые в строительстве, хотя требуют больших расходов топлива и электроэнергии на производство и транспортирование тепла. Одноконтурные системы ЦТ, несмотря на высокие тепловые потери (2530 процентов), были экономически выгодными, и тарифы на теплоснабжение жилых и общественных зданий были низкими, так как топливо стоило дешево. Оплата за отопление и горячее водоснабжение не обременяла население. При очень низкой стоимости топлива (природного газа, угля, мазута) и электроэнергии меры по экономии топлива и повышению надежности теплоснабжения не окупались.

Севастопольская ТЭЦ введена в эксплуатацию в январе 1937 года. В 1990-х годах с вводом в действие магистральных теплопроводов станция стала важным звеном теплоснабжения населения и организаций Нахимовского и Балаклавского районов города Севастополя, снабжая теплом и горячей водой 27 тыс. их жителей, а также города Инкермана и поселка Сахарная Головка. В настоящее время установленные мощности ТЭЦ составляют: электрическая — 33 МВт, тепловая — 153 Гкал/ч. Станция работает на природном газе.

Основные проблемы теплоснабжения города Севастополя:

1)               низкий процент автоматизации работы генерации тепла – затраты на топливо варьируются от 37 процентов до 62 процентов;

2)               низкая загрузка теплосетей из-за выпавших потребителей (в центре города) – 1020 процентов от норматива;

3)               высокие потери тепла в жилом фонде (по косвенной оценке – замеру температуры входящей и исходящей воды);

4)               низкая оснащенность общедомовыми приборами учета – 13 процентов в сравнении с общероссийским уровнем 30-40 процентов,
что приводит к перерасходу тепловой энергии.

Экономическая эффективность существующего централизованного теплоснабжения в городе Севастополе отрицательна. Причиной является низкая загрузка тепловых сетей и котельных. Решение об отказе от централизованного теплоснабжения в городе, принятое в период до 2014 года, практически привело к полной убыточности и деградации объектов теплоснабжения. Бремя содержания теплоснабжающих компаний легло в настоящее время на бюджет города Севастополя.

В начале 2017 года принята новая схема теплоснабжения города Севастополя, которая после ее реализации позволит решить проблему обеспечения города теплом в среднесрочной перспективе.

 

 

Водоснабжение

 

Ситуация с водоснабжением влияет на развитие всей экономики города Севастополя. Нехватка воды сдерживает развитие и ограничивает возможности вовлечения в сельскохозяйственный и промышленный оборот земельных ресурсов города. В настоящее время в Севастополе отсутствуют мощности (резервы) для увеличения водозабора, основные фонды ГУПС «Водоканал» крайне изношены, что приводит к неоправданным потерям. Потребление воды также происходит нерационально. Основные проблемы водоснабжения в городе:

1)               низкие мощности водозабора – в два раза ниже среднероссийского уровня;

2)               сокращение доступных объемов воды вследствие высоких затрат сетевой воды на теплопередачу;

3)               высокий уровень потерь при передаче – 38 процентов против общероссийских 12 процентов вследствие технических и коммерческих потерь (врезок);

4)               низкий уровень использования индивидуальных приборов учета;

5)               низкий тариф на воду для населения.

В 2016 году ГУПС «Водоканал» обеспечил водоподачу 28 млн куб. м воды и водоотведение 21,2 млн куб. м стоков.

Больше 50 процентов водопроводных сетей находятся в ветхом состоянии (в России в целом – немногим более 30 процентов). По оценке специалистов, потенциал экономии воды при замене водопроводной инфраструктуры может составить более 17 процентов ее забора.

Контроль, сбор и анализ данных о качестве и фактических значениях оказанных услуг также призваны служить важным инструментом в успешной реализации программ развития городской инфраструктуры. В настоящее время контроль фактических затрат на оказание услуг теплоснабжения и водоснабжения практически отсутствует, что следует из данных по установке приборов учета.

Это не позволяет выявлять потери ресурсов и принимать меры по их снижению, приводит к некачественному планированию и неэффективному управлению городской инфраструктурой. Количество приборов учета в городе, как у потребителей, так и у ресурсных снабжающих организаций (далее также – РСО), в три раза меньше, чем в среднем по России.

Ограничения по поставкам воды для технических и бытовых нужд могут сохраняться еще некоторое время. Решение этого вопроса, а также и вопроса водоотведения предусмотрено ФЦП. Однако пока реализуется на уровне ПСД только проект создания системы очистных вооружений; важнейший проект в этой сфере строительство южных очистных сооружений с выводом очищенных стоков далеко в море. Необходимо также создать современный контур локальных очистных сооружений во всех районах города.

Реализация проектов водоподачи пока находится на предпроектной стадии, а проект, связанный с рекой Коккозкой, не поддержан экологами и жителями Бахчисарайского района Республики Крым. В дальнейшем будут проработаны варианты повышения надежности водоснабжения города Севастополя, в том числе за счет использования существующих (включая водоем у горы Гасфорта) и перспективных источников водоснабжения.

 

Водоотведение

 

Кризисная ситуация в сфере водоотведения сохраняется на протяжении длительного времени. Некачественная передача и обработка стоков оказывает существенное негативное воздействие на экологическую ситуацию в пределах города Севастополя и его прибрежной зоны.

Канализационная система города Севастополя изношена и не справляется с объемами стоков. Система очистки неудовлетворительна, так как более 80 процентов стоков не проходят биологической очистки и сливаются в прибрежную зону города в нарушение санитарных норм. Если в Российской Федерации доля загрязненных вод в общем объеме сброса сточных вод в 2014 году составляла 33,6 процента, в Краснодарском крае – 28,1 процента, то в Севастополе – 44,1 процента. И положение не улучшилось.

 

Газоснабжение

 

Действующая газотранспортная система полуострова Крым была связана с газотранспортной системой Украины (в 2015 году Украина прекратила поставки газа на Крымский полуостров по магистральным газопроводам) и включает в себя свыше 1800 км газопроводов, из них 950 км магистральных и 410 км морских. Основные газопроводы:

- Черноморский шельф – Глебовское подземное хранилище газа – Симферополь – Севастополь;

- Перекоп – Джанкой – Симферополь – Севастополь, с отводом на Ялту – Алушту;

- Джанкой – Феодосия – Керчь, с подводом от Азовского шельфа;

- Перекоп – Глебовское подземное хранилище газа.

Запланированное строительство нового газопровода Керчь – Симферополь – Севастополь позволит замкнуть систему в кольцо.

Общее состояние дел в системе газоснабжения города Севастополя характеризуется отсутствием проблем в снабжении газом и высоким уровнем газификации потребителей города. Основной проблемой газоснабжения города является неоптимальная типология распределительных сетей, нарушающая бесперебойность поставок, также имеет место низкая газификация сельских населенных пунктов.

Негативное влияет на положение дел в сфере газоснабжения города Севастополя и незакольцованность распределительных сетей. Именно с этим связаны перебои в обеспечении газом населения и предприятий коммунальной энергетики (котельных).

 

Утилизация и переработка отходов

 

Образование твердых коммунальных отходов в городе Севастополе составляет 200 тыс. т/год. При этом действующим объектом санитарной очистки города является Севастопольский полигон по приему твердых коммунальных отходов в Первомайской балке мощностью 170 тыс. т/год и со сроком эксплуатации, ограниченным 2025-2026 годами, с мусоросортировочной линией мощностью 40-52 тыс. т/год. Таким образом, в настоящее время город столкнулся с проблемой исчерпания мощностей полигона по приемке и утилизации твёрдых коммунальных отходов.

Основные проблемы в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами:

1)                      низкий тариф на вывоз отходов (70 руб.) (например, в Новороссийске он составляет 190 руб.);

2)                      низкий тариф на утилизацию отходов (50 руб.), что в четыре раза ниже среднероссийского и препятствует привлечению средств в развитие полигонов (переработку).

Проблема расширения площадей полигонов упирается в юридический запрет размещать полигоны твердых коммунальных отходов в пределах городской черты.

 

Управление городским хозяйством

 

Сложившаяся практика управления городским хозяйством недостаточно нацелена на повышение его эффективности. Это относится как к использованию материально-технической базы, так и к работе управляющих служб. Более того, именно здесь четко прослеживается тенденция к скорейшему росту цен и тарифов до среднероссийского уровня. Не случайно ни в краткосрочной, ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе не прослеживается системных решений по опережающему повышению эффективности по отношению к росту цен и тарифов.

В вопросах государственного регулирования тарифов наблюдаются следующие проблемы:

1)               отсутствуют механизмы долгосрочного тарифообразования, способствующие привлечению инвесторов;


Информация по документу
Читайте также