Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Бурятия от 20.06.2017 № 291

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

БУРЯАДУЛАСАЙ

ЗАСАГАЙГАЗАР

 

ТОГТООЛ

 

 

от 20 июня 2017 г.    № 291

 

г. Улан-Удэ

 

Об утверждении Стратегии развития системы

профессиональной ориентации детей и молодежи

в Республике Бурятия до 2030 года

 

 

В соответствии с Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р, Правительство Республики Бурятия п о с т а н о в л я е т:

 

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития системы профессиональной ориентации  детей и молодежи в Республике Бурятия до 2030 года (далее - Стратегия).

 

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия при реализации мероприятий в сфере профессиональной ориентации руководствоваться положениями Стратегии.  

 

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Временно исполняющий обязанности

Главы Республики Бурятия -

Председателя Правительства

Республики Бурятия

 

 

 

А. Цыденов

 

 

 

 

 

 


УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Республики Бурятия

от 20.06.2017  № 291

 

 

СТРАТЕГИЯ

развития системы профессиональной

ориентации детей и молодежи в Республике Бурятия

до 2030 года

 

1. Общие положения

 

В Стратегии развития системы профессиональной ориентации детей и молодежи в Республике Бурятия до 2030 года (далее - Стратегия) определены основная цель, задачи, направления и структура ее функционирования с учетом современных приоритетов и стратегических ориентиров государственной и региональной политики.

Система профессиональной ориентации формируется в целях социально-экономического развития Республики Бурятия с учетом обеспечения реализации свободы индивидуального профессионального выбора и потребностей регионального рынка труда.

Стратегия разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия. 

Правовой основой разработки Стратегии являются следующие документы:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

- Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 № 151-р;

- Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;

- постановление Российской Федерации от 23.05.2015 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы»;

- Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 298;

- постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;

- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.2007 № 680 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения»;

- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.08.2013 № 380н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы  деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования»;

- Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2013 г.;

- Концепция демографического развития Республики Бурятия на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.01.2011 № 5;

- Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия, утвержденная распоряжением Правительства Республики Бурятия от 24.08.2015 № 512-р.

 

2. Современное состояние сферы профессиональной

ориентации детей и молодежи в Республике Бурятия

 

Стратегия учитывает возможности развития следующих приоритетных отраслей экономики и социальной сферы Республики Бурятия на среднесрочную перспективу:

- машиностроительный комплекс (авиастроение, приборостроение, вагоностроение и иное);

- жилищно-коммунальное строительство;

- туризм;

- транспортный комплекс, в том числе воздушный транспорт;

- распределение природных ресурсов (вода, древесина и иные ресурсы);

- сельское хозяйство;

- развитие альтернативных видов энергетики;

- производства, в том числе производство пищевых продуктов;

- добыча полезных ископаемых, горнодобывающая промышленность;

- медицинское обслуживание с использованием нетрадиционных видов и природно-географических условий;

- образование и наука.

На протяжении последних десяти лет Правительством Республики Бурятия совместно с работодателями, Союзом промышленников и предпринимателей, органами местного самоуправления в Республике Бурятия ежегодно формируется государственный заказ на подготовку профессиональных кадров. На основании государственного заказа корректируется структура приема и открытия новых специальностей. Согласно распоряжению Главы Республики Бурятия от 04.05.2016 № 28-рг учебные заведения Республики Бурятия организуют обучение по программам профессионального образования в соответствии с потребностью в квалифицированных кадрах, заявленной организациями республики.

Анализ заявок работодателей о потребности в квалифицированных кадрах показывает, что наиболее высокий спрос отмечается на специалистов технического и естественного направления, сельского и лесного хозяйства. Растет спрос на инженерные специальности, связанные с производством. Особенно востребованы инженеры в области горного дела, геологии, сельского хозяйства, тепло- и электрообеспечения, технологии продукции и организации общественного питания, строительства и эксплуатации зданий и сооружений, металлургии, а также в туризме, гостиничном деле и сфере обслуживания.

В системе профессионального образования востребованы каменщики, бетонщики, сварщики, автомеханики, слесари, трактористы-машинисты, агрономы.

По данным проведенного в 2016 году сплошного профориентационного тестирования учащихся 8 - 11 классов в 16 муниципальных образованиях в Республике Бурятия выявлено, что преобладающее большинство школьников не определилось с выбором профессии и учебного заведения. У более чем половины школьников профессиональные интересы связаны с работой с людьми, творчеством и гуманитарной сферой, только у четверти протестированных преобладают склонности к планово-экономическим, техническим специальностям и практической деятельности. 45 % ориентированы на обучение в ВУЗах, 34 % - на обучение в профессиональных образовательных организациях, 26 % планируют обучаться в республике, 58 % - за пределами региона. Наибольшая привлекательность выбранной профессии, по мнению учащихся, заключается в высокой заработной плате, карьерном росте, возможности реализовать себя.

По данным проведенного социологического опроса большинство молодежи (89,6 %) заинтересовано в проведении мероприятий, касающихся выбора профессии. 56 % абитуриентов при выборе профессии руководствуются личными особенностями развития, 21 % - опираются на мнение родителей. Правильный выбор профессии в 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10 – 15 % увеличивает производительность труда, в 1,5 - 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

К настоящему времени потенциальными получателями профориентационных услуг в республике являются:

- учащиеся 8 - 11 классов общеобразовательных школ (33309 человек);

- студенты профессиональных образовательных организаций (20541 человек);

- студенты образовательных организаций высшего образования (25185 человек);

- молодые люди, находящиеся в поиске работы и состоящие на учете в центре занятости населения.

В настоящее время межведомственное взаимодействие в сфере профориентации осуществляется в рамках комплекса мер, направленных на создание условий для развития и самореализации детей в процессе воспитания и обучения в Республике Бурятия на 2016 - 2018 годы, предусматривающего следующие меры:

- организационно-методическое обеспечение (проведение семинаров, «круглых столов», повышение квалификации специалистов);

- информационное сопровождение (выпуск телепередач, информационных сборников, публикаций в СМИ, проведение Дней карьеры);

- организация мероприятий по профориентации школьников (выставки-ярмарки учебных мест, чемпионат «Молодые профессионалы», научно-практические конференции, вовлечение молодежи в добровольческую деятельность, поддержка социальных проектов, «дни открытых дверей», профориентационное тестирование, экскурсии на предприятия).

В сфере профессиональной ориентации населения Республики Бурятия существуют следующие проблемы:

отсутствие правильного восприятия необходимости проведения профориентационной работы;

слабое взаимодействие участников профориентационной работы;

отсутствие системного подхода к профориентационному сопровождению выбора будущей профессии (специальности) обучающейся молодежи;

дефицит квалифицированных специалистов, занимающихся профориентационной работой;

фрагментарность научно-методического обеспечения профориентационной работы;

низкая ценностная мотивация молодежи, недостаточная сформированность у выпускников общеобразовательных организаций базовых качеств (трудолюбие, ответственность, инициативность);

слабая материально-техническая база образовательных организаций, необходимая для организации эффективного процесса профессиональной ориентации обучающихся;

отсутствие эффективного стратегического планирования процессов подготовки и переподготовки кадров как на уровне организаций, так и на уровне республики в целом;

отсутствие единой информационной среды профессионального самоопределения граждан в Республике Бурятия.

Необходим единый подход к решению проблем в данной области, который определяет основные векторы развития профессиональной ориентации в системе непрерывности образования с учетом социально-экономических и демографических особенностей региона.

В настоящее время систему профессиональной ориентации следует рассматривать как один из ключевых факторов, формирующих и развивающих кадровый потенциал региона.

Обеспечение согласованных действий субъектов системы профессиональной ориентации может осуществляться Координационным советом при Правительстве Республики Бурятия либо иными координационно-совещательными органами.

 

3. Основные цели, задачи и принципы Стратегии

 

Основными целями Стратегии  являются:

-  обеспечение функционирования комплексной многоуровневой системы профессиональной ориентации, обеспечивающей взаимодействие и рациональное использование ресурсов образовательных организаций и предприятий-работодателей при решении вопросов профессионального самоопределения и становления детей и молодежи;

- формирование у детей и молодежи навыков личностного и профессионального самоопределения для осознанного выбора профессионального пути.

Последовательное и целенаправленное развитие республиканской системы профессиональной ориентации может быть достигнуто посредством решения следующих задач:

- разработка нормативных правовых документов, предусматривающих обеспечение и развитие республиканской системы профессиональной ориентации с учетом приоритетных направлений развития экономики;

- обеспечение эффективного взаимодействия субъектов системы профессиональной ориентации;

- создание и развитие инфраструктуры системы профессиональной ориентации;

- организация комплексного методического сопровождения профориентационной работы;

- развитие единой информационной среды профориентации, обеспечивающей психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей и молодежи;

- поддержка предпринимательских инициатив среди молодежи в сфере организации профессиональной ориентации, формирование правовой грамотности граждан в сфере трудовых отношений;

- совершенствование кадрового обеспечения системы профессиональной ориентации;

- формирование у граждан представления о необходимости осознанного выбора профессии;

- формирование прогноза потребности в подготовке кадров для экономики и социальной сферы Республики Бурятия, формирование прогноза привлечения трудовых ресурсов на ближайшую перспективу (5 - 7 лет).

Формирование и развитие системы профессиональной ориентации определяется следующими базовыми принципами:

- соблюдение прав граждан на свободный выбор рода деятельности;

- многоэтапность и непрерывность профориентационной работы;

- социально-экономическая ориентация, учет региональных потребностей;

- предоставление гражданам равных возможностей получения профориентационных услуг.

 

4. Основные направления развития системы 
профессиональной ориентации детей и молодежи
 

Профессиональная ориентация включает:

профессиональную информацию - ознакомление молодежи с видами производства, состоянием рынка труда, потребностями экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

профессиональную консультацию - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении в целях принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также региональных потребностей;

профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим особенностям на основе результатов психологической, психофизиологической диагностики;

профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (специальности) в соответствии с нормативными требованиями (медицинские показания, индивидуальные особенности развития, препятствующие получению профессии);

профессиональную, производственную и социальную адаптацию - систему мер, способствующую профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

Успешная реализация поставленных целей и задач, ориентированных на создание условий для профессиональной самореализации личности в условиях регионального рынка труда, напрямую зависит и определяется качеством работы по каждому из следующих рекомендуемых направлений, различаемых по реализуемым уровням и объектам профессиональной ориентации:

первое направление - профессиональное самоопределение учащихся 5, 8, 10 классов;

второе направление - профессиональный отбор абитуриентов;

третье направление - профессиональная адаптация выпускников профессиональных образовательных организаций.

Первое направление имеет несколько векторов развития, ориентированных на профессиональное самоопределение учащихся:

диагностика профессиональных интересов и склонностей учащихся;

создание и функционирование классов с углубленным изучением предметных дисциплин;

в структуре профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования открываются учебные лаборатории и мастерские для организации предпрофильной и допрофессиональной подготовки, профильного и профессионального обучения учащихся;

развитие учебно-производственной деятельности учащихся 8, 9 классов на базе профессиональных образовательных организаций;

одаренным учащимся предоставляется возможность участия в выполнении исследовательских проектов образовательных организаций;

на предприятиях размещаются совместные учебно-производственные лаборатории и участки для формирования практических и профессиональных компетенций;

реализация организациями профессионального образования программ подготовки учащихся к олимпиадам.

Второе направление ориентировано на формирование профессиональной мотивации  абитуриентов и включает:

мониторинг поступления в организации профессионального образования выпускников общеобразовательных организаций;

деятельность центров и кабинетов профессиональной ориентации;

организацию контрактно-целевой подготовки;

проведение конкурсов профессионального мастерства, выставок научно-технического творчества;

деятельность молодежных трудовых отрядов.

Организация работы по третьему направлению обеспечивает профессиональную самореализацию, адаптацию и мобильность выпускников и включает:

мониторинг трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций;

стипендиальную и грантовую поддержку выпускников по приоритетным направлениям, достигших значительных успехов в освоении профессий и специальностей;

реализацию программ дополнительного профессионального образования в рамках получаемой квалификации;

развитие предпринимательских компетенций студентов;

консультирование выпускников (выстраивание карьерной и профессиональной траектории личности).

В профессиональных образовательных организациях должна проводиться планомерная работа по созданию условий для успешной социализации и эффективной профессиональной самореализации обучающихся.

 

5. Инфраструктура функционирования 
системы профессиональной ориентации

 

В качестве основной идеи развития региональной системы профессиональной ориентации является подготовка, воспитание высококвалифицированных и востребованных профессионалов, удовлетворяющих региональным потребностям и личностному восприятию.

Комплексный подход всех организаций и ведомств, включенных в систему профориентационной работы, позволит разрешить ключевые проблемы профессионального самоопределения, профессиональной подготовки молодежи и создания условий для профессиональной реализации и развития.

При этом особое значение приобретают скоординированность действий и взаимосвязь всех субъектов системы профессиональной ориентации.

В систему профессиональной ориентации молодежи Республики Бурятия должны входить: исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственное управление в сфере молодежной политики, образования, экономики, содействия занятости населения, информационной политики, органы местного самоуправления (далее – субъекты системы профессиональной ориентации).

На каждый из субъектов системы профессиональной ориентации возлагаются определенные функции.

Все субъекты системы профориентации детей и молодежи:

совместно с общественными молодежными объединениями участвуют в проведении массовых и тематических профориентационных мероприятий для молодежи;

содействуют общественным объединениям и коммерческим структурам в реализации проектов, направленных на профессиональную ориентацию детей и молодежи;

участвуют в разработке республиканских и отраслевых программ профориентации детей и молодежи.

Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия совместно с Министерством образования и науки Республики Бурятия:

создают условия для формирования у детей и молодежи осознанного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами и способностями каждого и с учетом потребностей региона;

обеспечивают разработку соответствующих нормативных правовых актов и методических рекомендаций по реализации профориентации детей и молодежи;

обеспечивают организационно-методическое сопровождение республиканской системы профессиональной ориентации молодежи;

организуют профессиональное просвещение и профессиональное консультирование учащихся, формирует у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом ее индивидуальных, психофизиологических особенностей, состояния здоровья и региональной потребности в кадрах.

Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия, Министерство образования и науки Республики Бурятия, Министерство экономики Республики Бурятия, Республиканское агентство занятости населения разрабатывают предложения по осуществлению деятельности инфраструктурных элементов системы профессиональной ориентации.

Министерство экономики Республики Бурятия совместно с Республиканским агентством занятости населения оказывают содействие исполнительным органам государственной власти республики по формированию и реализации кадровой политики в целях обеспечения социально-экономического развития республики.

Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия:

осуществляет общее руководство организацией профориентационной работы детей и молодежи в Республике Бурятия;

организует межведомственную координацию профориентационной деятельности всех субъектов системы;

организует создание и поддержку в актуальном состоянии информационных профориентационных ресурсов, справочных материалов, методических пособий, профессиографических и других материалов по вопросам профессиональной ориентации детей и молодежи;

организует работу по переподготовке и повышению квалификации специалистов, осуществляющих работу по профессиональной ориентации детей и молодежи;

организует участие представителей республики в окружных, всероссийских мероприятиях по профессиональной ориентации;

осуществляет координацию деятельности общественных объединений и организаций по работе с детьми и молодежью по профессиональной ориентации.

Министерство образования и науки Республики Бурятия:

обеспечивает условия для организации контрактно-целевой профессиональной подготовки кадров, внедрения механизмов практикоориентированного обучения;

поддерживает деятельность центров (кабинетов) по профессиональной ориентации и центров (бюро) содействия трудоустройству выпускников в профессиональных образовательных организациях, содействует их оснащению методическими пособиями и оборудованием;

обеспечивает создание условий по переподготовке и повышению квалификации специалистов, осуществляющих работу по профессиональной ориентации детей и молодежи.

Министерство экономики Республики Бурятия:

формирует прогноз потребности в квалифицированных кадрах и специалистах с учетом перспектив развития экономики и рынка труда республики.

Республиканское агентство занятости населения:

организует информирование населения республики о государственных услугах, оказываемых службой занятости, в т. ч. по профессиональной ориентации (размещение информации в СМИ, на сайте службы занятости республики в Internet, на информационных стендах; разработка и тиражирование справочно-информационных материалов, бюллетеней и буклетов);

осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности подведомственных центров занятости населения в вопросах профессиональной ориентации;

координирует работу подведомственных центров занятости населения по профессиональной ориентации безработных граждан и населения республики;

проводит мониторинг профессионально-квалификационного состава безработных граждан из числа выпускников профессиональных и высших профессиональных образовательных организаций республики;

принимает участие в информационно-массовых и тематических мероприятиях по профессиональной ориентации безработных граждан, незанятого населения, различных категорий граждан;

взаимодействует по вопросам организации профориентации населения с заинтересованными структурами (органами местного самоуправления, общественными организациями, образовательными организациями, работодателями и т. д.);

участвует в организации и проведении профориентационной работы с учащимися общеобразовательных организаций республики, их родителями;

оказывает в соответствии с законодательством о занятости населения государственные услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности  (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;

осуществляет профориентационное сопровождение профессионального обучения безработных граждан по профессиям, востребованным на региональном рынке труда путем подбора наиболее подходящих профессий (специальностей) с учетом индивидуальных особенностей граждан.

Информационно-аналитический комитет Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия:

оказывает содействие исполнительным органам государственной власти республики, организациям в установлении взаимодействия со средствами массовой информации по вопросам профессиональной ориентации детей и молодежи;

информирует население о состоянии рынка труда, потребности экономики в квалифицированных кадрах;

информирует население о содержании и перспективах рынка профессий, формах и условиях их освоения, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку, возможностях профессионально-квалификационного роста;

информирует молодежь о современных видах производства.

Органам местного самоуправления в Республике Бурятия (на уровне муниципальных районов и городских округов) рекомендуется:

осуществлять координацию работы по профессиональной ориентации детей и молодежи;

осуществлять руководство подведомственными организациями в работе по профессиональной ориентации детей и молодежи с учетом перспектив развития экономики и рынка труда;

организовывать мероприятия по профессиональной ориентации детей и молодежи;

разрабатывать муниципальные программы профориентации детей и молодежи;

обеспечивать  создание условий для методического сопровождения системы профессиональной ориентации молодежи.

 

6. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

 

В результате выполнения мероприятий по реализации Стратегии будут обеспечены:

- мотивированный выбор учащимися будущей профессии;

- сокращение уровня безработицы среди молодежи;

- установление баланса спроса и предложений на рынке труда;

- сокращение времени на профессиональную адаптацию молодых специалистов в первый год работы;

- сокращение расходов на дополнительную переподготовку и обучение безработных граждан;

- сокращение текучести кадров в организациях и на предприятиях республики;

- увеличение производительности труда молодых специалистов.

 

_______________


Информация по документу
Читайте также