Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Бурятия от 27.09.2017 № 475

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

БУРЯАДУЛАСАЙ

ЗАСАГАЙГАЗАР

 

ТОГТООЛ

 

 

от 27 сентября 2017 г.    № 475

 

г. Улан-Удэ

 

Об утверждении Положения об округах санитарной

(горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей

и курортов регионального и местного значения, расположенных

на территории Республики Бурятия

 

 

В соответствии со статьями 5, 16 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», в целях определения порядка организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения и особенностей режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории Правительство Республики Бурятия п о с т а н о в л я е т:

 

1. Утвердить прилагаемое Положение об округах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, расположенных на территории Республики Бурятия.

 

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Исполняющий обязанности

Председателя Правительства

Республики Бурятия

 

 

П. Мордовской

 

 

 

 

 


УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства

Республики Бурятия

от 27.09.2017  № 475

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об округах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, расположенных на территории Республики Бурятия

 

I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение в соответствии со статьями 5, 16 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (далее - Федеральный закон № 26-ФЗ) определяет порядок установления границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, расположенных на территории Республики Бурятия, и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.

 

2. В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 26-ФЗ лечебно-оздоровительные местности, а также курорты регионального и местного значения и их земли являются особо охраняемыми объектами и территориями.

В целях охраны лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения.

 

3. В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 26-ФЗ округа санитарной охраны устанавливаются для климатических лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, если их природные лечебные ресурсы не относятся к недрам.

 

4. В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 26-ФЗ округа горно-санитарной охраны устанавливаются для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных).

5. В пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны защите подлежат следующие природные ресурсы (объекты):

месторождения минеральных вод (или их участки), предназначенных для использования в лечебных целях на месте и розлива;

месторождения лечебных грязей, предназначенных для использования в лечебных целях на месте и расфасовки;

месторождения природных газов и пара, имеющих лечебное значение;

месторождения других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (бишофит, нафталан, озокерит, глины, соли и другие);

лечебный климат;

акватории озер, рек и других водных объектов, предназначенные для отдыха и лечебно-оздоровительных целей;

пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе;

леса, лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции;

участки территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, занимаемые зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенные для санаторно-курортного строительства.

 

6. В пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны экологическое и санитарно-эпидемиологическое состояние объектов и природных ресурсов, не отнесенных к лечебным ресурсам, должно соответствовать федеральному законодательству и законодательству Республики Бурятия.

 

7. Территория и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, проектов районной планировки и генеральных планов развития территорий.

 

II. Порядок установления границ и режима округов

санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных

местностей и курортов регионального и местного значения

 

8. Для установления границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения заинтересованные юридические лица, органы местного самоуправления муниципального района, городского округа в Республике Бурятия (далее - заявители) направляют в Министерство здравоохранения Республики Бурятия (далее – Минздрав РБ):

1) заявление, в котором указываются:

- сведения о заявителе (полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма, адрес и местонахождение заявителя, номера контактных телефонов);

- месторасположение предполагаемого округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального или местного значения;

2) разработанный проект округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального или местного значения на бумажном носителе и в электронном виде.

Заявление с прилагаемым к нему проектом округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального или местного значения регистрируется Минздравом РБ не позднее дня, следующего за днем его представления.

Минздрав РБ в рамках межведомственного информационного взаимодействия запрашивает в Управлении Роспотребнадзора по Республике Бурятия копию санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны требованиям санитарного законодательства (далее - заключение).

Заявитель вправе представить копию заключения по собственной инициативе.

 

9. В срок не позднее 5 рабочих дней с даты регистрации заявления Минздрав РБ обеспечивает проверку комплектности документов, полноты и достоверности информации, содержащейся в них.

В случае отсутствия заключения, указанного в пункте 8 настоящего Положения, представления неполного пакета документов или неполной либо недостоверной информации, содержащейся в них, Минздрав РБ в течение 3 рабочих дней после проверки возвращает заявление и пакет документов заявителю с письменным уведомлением о причинах возврата.

Возврат заявления и документов не препятствует их подаче после устранения причин возврата.

 

10. В случае представления полного пакета документов и подтверждения полноты и достоверности информации, содержащейся в них, Минздрав РБ направляет проект округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального или местного значения для согласования:

- в Министерство природных ресурсов Республики Бурятия;

- в Республиканскую службу по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования;

- в орган (органы) местного самоуправления муниципального района, городского округа в Республике Бурятия, на территории которого (которых) располагается лечебно-оздоровительная местность или курорт регионального или местного значения, в случае, если соответствующий орган (органы) местного самоуправления муниципального района, городского округа в Республике Бурятия не является заявителем.

Срок данного согласования и возврата в Минздрав РБ согласованного проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального или местного значения либо обоснованного отказа в его согласовании не должен превышать 15 рабочих дней с даты его поступления на согласование.

Основанием для отказа в согласовании проекта является несоответствие устанавливаемых границ и режимов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения требованиям федерального и республиканского законодательства.

 

11. В случае несогласования проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального или местного значения одним из согласующих органов, определенных настоящим Положением, Минздрав РБ в срок не позднее      5 рабочих дней с даты получения уведомления об отказе в согласовании, возвращает заявителю представленные им заявление и документы с мотивированным уведомлением об отказе в согласовании.

 

12. В случае согласования проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального или местного значения всеми согласующими органами, определенными настоящим Положением, Минздрав РБ в срок не позднее   5 рабочих дней с момента получения всех согласований и заключения в соответствии с требованиями настоящего Положения подготавливает проект постановления Правительства Республики Бурятия об утверждении границ и режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального или местного значения и направляет его на согласование в порядке, установленном Регламентом Правительства Республики Бурятия, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 июля 2009 года № 297.

 

III. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной)

охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов

регионального и местного значения

 

13. На территориях округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных и природоохранных мероприятий.

 

14. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны включают территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения. Для компактно расположенных лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, представляющих собой единый курортный регион (район), может быть установлен общий округ. Округ горно-санитарной охраны также может быть установлен для территории отдельно расположенного природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и другие). Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта регионального и местного значения, курортного региона (района).

В составе округа выделяется до трех зон. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, не имеющих на своей территории гидроминеральной базы, месторождений лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, требующих строгой охраны, количество зон может быть сокращено до двух (второй и третьей), а для лечебно-оздоровительных местностей, которые представляют собой незаселенные и неосвоенные территории, - до одной (второй) зоны. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, имеющие в своем составе одну (вторую) зону, по мере освоения территории в курортных целях корректируются с выделением в их пределах третьей зоны.

Для отдельно расположенных природных объектов (высокодебитных восходящих источников, скважин, грязевых сопок и других), имеющих высокую степень естественной защищенности, может быть организована одна (первая) зона. Для указанных объектов, не имеющих высокой степени защищенности, выделяются первая, вторая и при необходимости третья зоны округа горно-санитарной охраны.

 

15. Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий.

На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.

На указанной территории разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ, строительства сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.

В пределах первой зоны, установленной для защиты лечебного пляжа, допускается строительство пляжных сооружений с централизованными системами водоснабжения и канализации. Режим работы питьевых галерей и бюветов, размещенных в первой зоне, допускает их посещение в лечебных целях.

Для скважин, источников и других очагов разгрузки минеральных вод границы первой зоны устанавливаются в зависимости от степени естественной защищенности месторождения, но на расстоянии не менее 15 метров от оголовка скважины или контура очага разгрузки.

Для месторождений лечебных грязей границы первой зоны устанавливаются в зависимости от естественной защищенности месторождения, его типа и гидрологического режима, но на расстоянии не менее 25 метров от нулевых границ залежи или от линии максимального многолетнего уровня водоема.

Для лечебных пляжей, выделенных с учетом геоморфологических элементов и расчетных норм, а также для акваторий, предназначенных для лечебных купаний, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта, а при ширине водного объекта менее 300 метров - по его противоположному берегу.

 

16. Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе:

строительство новых и расширение действующих промышленных объектов, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта;

строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;

размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов;

строительство транзитных автомобильных дорог;

размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод;

строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации;

размещение кладбищ и скотомогильников;

устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод;

складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов;

массовый прогон и выпас скота (кроме пастбищ, обеспечивающих организацию кумысолечения);

использование минеральных удобрений и навозных стоков, применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов;

сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов;

вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта регионального и местного значения.

При массовом распространении опасных и карантинных вредителей и болезней растений в парках, лесопарках и других зеленых насаждениях разрешается применение по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нетоксичных для человека и быстро разлагающихся в окружающей среде ядохимикатов при условии выполнения этой работы специализированными организациями.

В границах второй зоны при разработке проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения необходимо предусмотреть выполнение мероприятий по выявлению, тампонированию или восстановлению всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов.

Границы второй зоны устанавливаются:

для месторождений минеральных вод с учетом геоструктурных и гидрогеологических условий территории;

для месторождений лечебных грязей по линии ближайших водоразделов поверхностного и грунтового стоков;

для других месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, с учетом геоструктурных и геоморфологических особенностей их залегания;

для природных лечебных факторов, не относящихся к недрам, с учетом рельефа и ландшафта местности, розы ветров, других возможных природных особенностей, а также с учетом соответствующих нормативных документов.

При необходимости границы второй зоны могут обосновываться гидродинамическими и другими расчетами.

 

17. Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта регионального и местного значения.

Границы третьей зоны определяются по совокупности площадей распространения всех природных лечебных факторов и объектов с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.

 

18. Границы округа санитарной (горно-санитарной) охраны совпадают с внешними границами третьей зоны, а при ее отсутствии или совпадении на отдельных участках с границами второй либо первой зоны - с внешними границами этих зон.

 

19. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.

 

20. Развитие и застройка территорий в пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются в строгом соответствии с генеральным планом (программой) развития курорта регионального и местного значения, утвержденным в установленном порядке.

 

IV. Обеспечение санитарной (горно-санитарной) охраны

лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального

и местного значения

 

21. Обеспечение установленного режима санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, расположенных на территории Республики Бурятия, осуществляют:

- в первой зоне пользователи природных лечебных ресурсов;

- во второй и третьей зонах пользователи природных лечебных ресурсов, землепользователи и проживающие в этих зонах граждане.

 

22. Вынесение на местность установленных границ округа или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа.

Оповещение физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной или горно-санитарной охраны, производится в установленном порядке.

 

23. Государственный надзор и муниципальный контроль в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, расположенных на территории Республики Бурятия, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 26-ФЗ.

 

___________


Информация по документу
Читайте также