Расширенный поиск

Закон Республики Дагестан от 12.05.1996 № 6

 

 

 

 

ЗАКОН

 

 

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

 

 

О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

 

(В редакции Закона  Республики Дагестан от 04.12.1997 № 20; от 24.03.1998 № 12; от 25.09.2000 № 13; от 18.06.2001 № 18; от 19.10.2001 № 28; от 19.12.2002 № 41; от 29.04.2003 № 12)

 

Принят на сессии Народного Собрания

Республики Дагестан                                                    25 апреля 1996 года

 

Список изменяющих документов

изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РД

от 06.03.1997)

 

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Конституцией Республики Дагестан определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, регулирует правовые, экономические и финансовые отношения, возникающие при осуществлении местного самоуправления, устанавливает принципы организации местного самоуправления в Республике Дагестан. (В редакции Закона  Республики Дагестан от 18.06.2001 № 18; от 19.10.2001 № 28)

 

ГЛАВА I

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия и термины

 

1. В отношении настоящего Закона понятия и термины используются в следующих значениях:

муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления; (В редакции Закона  Республики Дагестан от 18.06.2001 № 18)

вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Республики Дагестан, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим Законом и другими законами Республики Дагестан;

местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения;

сход - собрание граждан, обладающих избирательным правом для выполнения функций представительного органа местного самоуправления и решения вопросов местного значения;

органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти;

представительный орган местного самоуправления - местное Собрание - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования;

(Абзац исключен - Закон  Республики Дагестан от 18.06.2001 № 18)

должностное лицо местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих; (В редакции Закона  Республики Дагестан от 18.06.2001 № 18)

выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения; (В редакции Закона  Республики Дагестан от 18.06.2001 № 18)

муниципальная собственность - собственность муниципального образования;

местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно;

муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

2. Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

 

Статья 2. Местное самоуправление

 

1. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Республики Дагестан.

2. Местное самоуправление в Республике Дагестан - признаваемая и гарантируемая Конституцией Республики Дагестан самостоятельная и осуществляемая под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национальных, культурных и иных местных традиций.

 

Статья 3. Основные принципы местного самоуправления

 

Местное самоуправление осуществляется в соответствии со следующими принципами:

народовластие;

соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

законность;

признание за муниципальными образованиями собственных полномочий по решению вопросов местного значения;

ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за свою деятельность и принимаемые решения;

самостоятельность органов местного самоуправления в пределах собственных полномочий;

организационная обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления государством и сочетание интересов государства и муниципальных образований при осуществлении общих задач и функций;

соответствие материальных и финансовых ресурсов муниципального образования полномочиям местного самоуправления;

экономическая и финансовая самостоятельность местного самоуправления;

государственная гарантия местного самоуправления;

гласность и учет общественного мнения;

учет исторических, национально-этнических, культурных и иных особенностей, традиций, адатов местного сообщества.

 

Статья 4. Право граждан на осуществление местного самоуправления

 

1. Граждане осуществляют свое право на местное самоуправление в пределах существующих административно-территориальных (муниципальных) образований в соответствии с установленными законом гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

3. Граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

4. Граждане имеют равный доступ к муниципальной службе.

5. Граждане имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

7. Гражданам гарантируется судебная защита прав на осуществление местного самоуправления. (Статья в редакции Закона  Республики Дагестан от 18.06.2001 № 18)

 

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Республики Дагестан в области местного самоуправления

 

К полномочиям органов государственной власти Республики Дагестан в области местного самоуправления относятся:

1) принятие и изменение законов Республики Дагестан о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;

2) обеспечение соответствия законов Республики Дагестан о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Дагестан, законам Российской Федерации и Республики Дагестан;

3) регулирование порядка передачи и передача объектов государственной собственности Республики Дагестан в муниципальную собственность;

4) регулирование отношений между бюджетом Республики Дагестан и местными бюджетами;

5) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

6) наделение органов местного самоуправления законом отдельными государственными полномочиями, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;

7) принятие республиканских и региональных программ развития местного самоуправления;

8) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;

9) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

10) обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;

11) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;

12)  (Исключен - Закон  Республики Дагестан от 18.06.2001 № 18)

12) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Республики Дагестан;

14) (Исключен - Закон  Республики Дагестан от 18.06.2001 № 18)15) регулирование законами особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических, национальных, культурных и иных местных традиций;

13) законодательство о муниципальной службе;

14) принятие и изменение законов Республики Дагестан об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;

15) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.

 

Статья 6. Предметы ведения местного самоуправления

 

1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

2. К вопросам местного значения относятся:

1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

11) осуществление в соответствии с законодательством контроля за использованием земель, находящихся в ведении муниципального образования;

12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;

18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

19) организация и содержание муниципальных архивов;

20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;

21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

24) организация и содержание муниципальной информационной службы;

25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;

26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;

27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

29) защита прав потребителей в соответствии с действующим законодательством;

30) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

31) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Республики Дагестан, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

(Абзац исключен - Закон  Республики Дагестан от 18.06.2001 № 18)

3. В случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом Республики Дагестан, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.

Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельны.

4. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется в соответствии с законодательством с передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются в соответствии с законодательством.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в соответствии с законом.

 

Статья 7. Законодательная основа местного самоуправления

 

1. Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Дагестан, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Республики Дагестан.

2. Нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок осуществления полномочий местного самоуправления населением непосредственно, выборными и другими органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, является устав муниципального образования.

Устав муниципального образования не может противоречить настоящему Закону.

Законы Республики Дагестан и нормативные акты муниципального образования не могут противоречить Конституции Республики Дагестан и настоящему Закону.

В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах Республики Дагестан и нормативных актах муниципального образования, положениям Конституции Республики Дагестан и настоящему Закону применяются положения Конституции Республики Дагестан и настоящего Закона.

 

Статья 8. Устав муниципального образования

 

1. Муниципальное образование имеет устав, в котором указываются:

1) границы и состав территории муниципального образования;

2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;

3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

6) срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;

12) условия и порядок организации муниципальной службы;

13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

14) вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных народов и национальных меньшинств с учетом исторических и иных местных традиций;

15) другие положения об организации местного самоуправления, компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и Республики Дагестан.

2. Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.

3. Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке.

4. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации, Конституции Республики Дагестан, законам Республики Дагестан. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

5. Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

 

Статья 9. Государственная поддержка местного самоуправления

 

Органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

 

Статья 10. Формы взаимодействия муниципальных образований

 

1. Муниципальные образования взаимодействуют друг с другом в целях решения вопросов местного значения.

2. Муниципальные образования взаимодействуют посредством:

заключения договоров;

создания координационных, консультативных, совещательных и иных органов, как временных, так и постоянных.

 

Статья 11. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления

 

1. Взаимоотношения органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления осуществляются посредством:

принятия законов по вопросам местного самоуправления;

заключения договоров и соглашений;

создания координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов, как временных, так и постоянно действующих;

согласительных процедур, создания паритетных комиссий;

обращения органов местного самоуправления к органам государственной власти с предложениями.

2. Решения, принятые органами местного самоуправления в пределах их компетенции, не могут быть отменены органами государственной власти.

3. Решения органов государственной власти Республики Дагестан, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов и должностных лиц местного самоуправления.

 

Статья 12. Местное самоуправление в столице Республики Дагестан

 

Особенности местного самоуправления в г. Махачкале определяются республиканским законом о статусе столицы Республики Дагестан.

 

Статья 13. Символика муниципальных образований

 

Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

Символика муниципальных образований не является государственной символикой.

 

ГЛАВА II

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Статья 14. Территории местного самоуправления

 

1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Республики Дагестан в городских, сельских поселениях и иных территориях (районах, городах, поселках, сельсоветах и других муниципальных образованиях). Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законодательством с учетом исторических и иных местных традиций. (В редакции Закона  Республики Дагестан от 18.06.2001 № 18)

2. В целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства допускается ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях в соответствии с законом.

Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

 

Статья 15. Установление и изменение границ муниципального образования

 

1. Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти Республики Дагестан.

2. Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий. Законом устанавливаются гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

3. Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законодательством Республики Дагестан об административно-территориальном устройстве Республики Дагестан.

 

ГЛАВА III

 

ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Статья 16. Органы местного самоуправления

 

1. К органам местного самоуправления относятся:

выборные представительные органы - районные, городские, поселковые, сельские и другие Собрания, образуемые в соответствии с настоящим Законом, другими законодательными актами Республики Дагестан и уставами муниципальных образований; (В редакции Закона  Республики Дагестан от 18.06.2001 № 18)

(Абзац исключен - Закон  Республики Дагестан от 18.06.2001 № 18)

другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

2. Наличие выборных органов местного самоуправления (муниципальных образований) является обязательным, за исключением поселений с населением менее одной тысячи человек. (В редакции Закона  Республики Дагестан от 24.03.1998 № 12)

3. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

5. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно или представительным органом.

6. В органах местного самоуправления обеспечивается представительство территорий муниципального образования с учетом национального состава населения.

 

Статья 17. Представительный орган местного самоуправления

 

1. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законом.

2. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом.

3. В исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находятся:

1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Представительный орган местного самоуправления осуществляет и иные полномочия в соответствии с законом.

4. Полномочия представительного органа местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

5. В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, представительный орган местного самоуправления избирает главу муниципального образования из своего состава.

Порядок выдвижения кандидатов на должность главы муниципального образования, организации и проведения выборов определяется представительным органом местного самоуправления.

Избранным считается кандидат, набравший более половины голосов от общего числа депутатов. (Пункт дополнен - Закон  Республики Дагестан от 19.12.2002 № 41)

6. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.

7. Основной формой работы местного Собрания является сессия, на которой Собрание решает вопросы, отнесенные к его ведению настоящим Законом.

8. Сессия местного Собрания правомочна, если на ней присутствует не менее двух третей от общего числа депутатов местного Собрания.

9. В поселениях с населением менее одной тысячи человек уставом муниципального образования может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления сходами граждан. (В редакции Закона  Республики Дагестан от 24.03.1998 № 12)

10. Представительный орган местного самоуправления возглавляет председатель местного Собрания.

 

Статья 18. Полномочия председателя местного Собрания

 

Председатель местного Собрания:

ведает организацией обеспечения деятельности и внутренним распорядком местного Собрания;

ведет заседания местного Собрания;

представляет местное Собрание во взаимоотношениях с органами государственной власти Республики Дагестан, предприятиями, учреждениями и организациями на территории республики, в средствах массовой информации;

подписывает решения местного Собрания;

обеспечивает своевременное предоставление депутатам местного Собрания необходимых документов и материалов;

выполняет иные полномочия в соответствии с уставом муниципального образования.

 

Статья 19. Досрочное прекращение полномочий представительного органа

 

Полномочия представительного органа могут быть прекращены досрочно:

1) по решению представительного органа о досрочном прекращении полномочий, принятому двумя третями голосов от установленного числа депутатов (самороспуск);

2) на основании решения местного референдума по вопросу о роспуске представительного органа;

3) в других случаях, предусмотренных законом.

 

Статья 20. Глава муниципального образования, иные выборные должностные лица местного самоуправления (В редакции Закона  Республики Дагестан от 19.10.2001 № 28)

 

1. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования (главы местной администрации) - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

2. Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в соответствии с законом.

3. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.

В случаях, если уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена, администрацию муниципального образования возглавляет глава администрации должностное лицо, работающее по контракту (трудовому договору), заключенному с представительным органом местного самоуправления.

Срок полномочий лица, замещающего должность главы администрации по контракту, не может превышать срок полномочий представительного органа местного самоуправления, заключившего с ним контракт (трудовой договор).

Глава администрации, работающий по контракту (трудовому договору), является муниципальным служащим, занимающим высшую должность, и на период осуществления указанных полномочий на него распространяются гарантии и ограничения, предусмотренные законодательством для муниципальных служащих соответствующего уровня.

Представительный орган местного самоуправления при заключении контракта (трудового договора) определяет в соответствии с законодательством конкретный круг полномочий, которые вправе осуществлять указанное должностное лицо. (Пункт в редакции Закона  Республики Дагестан от 19.12.2002 № 41)

4. Наименования главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом.

5. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления. (Статья в редакции Закона  Республики Дагестан от 18.06.2001 № 18)

 

Статья 21.  (Исключена - Закон  Республики Дагестан от 18.06.2001 № 18)

 

 

Статья 22. Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления

 

Полномочия главы муниципального образования, иного выборного лица местного самоуправления могут быть прекращены досрочно в случаях: (В редакции Закона  Республики Дагестан от 19.10.2001 № 28)

1) утраты гражданства Республики Дагестан;

2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении;

3) признания гражданина, являющегося главой муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления, недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

4) письменного заявления о сложении полномочий;

5) смерти главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления;

6) отзыва (выражения недоверия) главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления;

7) стойкой длительной нетрудоспособности (более 4 месяцев);

8) избрания или назначения на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением соответствующих полномочий;

9) в других случаях, предусмотренных законом. (Статья в редакции Закона  Республики Дагестан от 19.10.2001 № 28)

 

Статья 23. Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления

 

1. В уставе муниципального образования, помимо представительных органов, указанных в статьях 17-20 настоящего Закона, могут быть предусмотрены иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. (В редакции Закона  Республики Дагестан от 18.06.2001 № 18)

2. Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подчиненность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами Республики Дагестан.

3. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.

 

Статья 24. Статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления

 

1. Депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

2. Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. (В редакции Закона  Республики Дагестан от 29.04.2003 № 12)

3. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.

4. Уставами муниципальных образований в соответствии с законами Республики Дагестан может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, выборного должностного лица местного самоуправления.

5. Статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Дагестан, федеральными законами, законами Республики Дагестан.

6. Депутаты, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия Прокурора Республики Дагестан в соответствии с федеральным законодательством. (В редакции Закона  Республики Дагестан от 19.10.2001 № 28)

7. Депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами Республики Дагестан.

 

Статья 25. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

 

1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) постановления, распоряжения.

Полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами Республики Дагестан.

2. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

 

Статья 26. Органы местного самоуправления - юридические лица

 

Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.

 

Статья 27. Муниципальная служба

 

1. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.

2. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом.

3. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе.

 

ГЛАВА IV

 

ФОРМЫ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН И ДРУГИЕ ФОРМЫ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Статья 28. Местный референдум

 

1. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум.

2. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

3. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе.

4. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

5. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

6. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом Республики Дагестан.

 

Статья 29. Муниципальные выборы

 

1. Выборы депутатов, иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются в установленном законом порядке.

2. Органы государственной власти Республики Дагестан гарантируют проведение муниципальных выборов в соответствии с законами Российской Федерации и Республики Дагестан.

 

Статья 30. Собрание (сход) граждан

 

1. В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан.

2. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законом.

В случае осуществления собранием (сходом) граждан полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 настоящего Закона, собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. (В редакции Закона  Республики Дагестан от 19.10.2001 № 28)

 

Статья 31. Народная правотворческая инициатива

 

Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

 

Статья 32. Обращения граждан в органы местного самоуправления

 

1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.

3. За нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления наступает ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

Статья 33. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

 

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами Республики Дагестан и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Наряду с предусмотренными настоящим Законом формами участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Дагестан, федеральным законам и законам Республики Дагестан.

 

ГЛАВА V

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Статья 34. Экономическая основа местного самоуправления

 

Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

 

Статья 35. Муниципальная собственность

 

1. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, городского электрического транспорта, объекты внешнего благоустройства), муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта и другое движимое и недвижимое имущество и объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное обслуживание потребителей и находящиеся на территории муниципальных образований, в том числе имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности, а также имущество, переданное органам местного самоуправления безвозмездно на основе соглашений и договоров, односторонних актов передачи имущества.

2. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами Республики Дагестан и уставами муниципальных образований, - население непосредственно.

3. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель населенных пунктов.

4. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления в соответствии с законом.

Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

5. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

 

Статья 36. Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций

 

Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

 

Статья 37. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности

 

1. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

2. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.

3. Права по управлению предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности, могут быть переданы органами местного самоуправления отдельным юридическим лицам и гражданам с обязательным установлением контроля за реализацией указанных прав.

4. Имущество, закрепленное за предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности и не состоящими на бюджете, принадлежит им, как правило, на праве полного хозяйственного ведения.

Имущество, закрепленное за предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности и финансируемыми из бюджета, находится в их оперативном управлении.

 

Статья 38. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности

 

1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.

2. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.

3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

 

Статья 39. Муниципальный заказ

 

Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

 

Статья 40. Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления

 

Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

 

ГЛАВА VI

 

ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Статья 41. Финансовые ресурсы местного самоуправления

 

Финансовые ресурсы местного самоуправления состоят из средств местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов, средств на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, получаемых кредитных ресурсов, а также средств органов территориального общественного самоуправления.

 

Статья 42. Местные бюджеты

 

1. К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований.

2. Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, осуществляют контроль за его исполнением.

3. В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

 

Статья 43. Бюджетные права органов местного самоуправления

 

1. Разработка проекта и исполнение бюджета осуществляются исполнительными органами местного самоуправления. Утверждение бюджета и контроль за его исполнением осуществляются представительными органами местного самоуправления, сходами граждан.

2. Самостоятельность местного бюджета гарантируется:

а) наличием собственных бюджетных доходов и достаточным уровнем закрепленных доходов;

б) правом определять направления использования и расходования бюджетных средств;

в) запретом на изъятие свободных остатков средств местного бюджета, полученных в результате увеличения поступлений от собственных доходных источников и бюджетной экономии расходов;

г) возмещением ущерба, нанесенного решениями органов государственной власти и органов местного самоуправления другого уровня.

3. Органы государственной власти Республики Дагестан в соответствии с законодательством обеспечивают сбалансированность местных бюджетов.

 

Статья 44. Доходы и расходы местных бюджетов

 

1. В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов Республики Дагестан в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Республики Дагестан, закрепленными на долговременной основе; финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию органами государственной власти.

3. В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

 

Статья 45. Обеспечение минимальных местных бюджетов

 

1. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти Республики Дагестан в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.

2. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законом Республики Дагестан на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

3. Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом Республики Дагестан доходных источников. В случаях если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Республики Дагестан передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и бюджета Республики Дагестан. При этом свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.

4. Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходах местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Дагестан отчислений от федеральных налогов и налогов Республики Дагестан.

5. Показатели финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций подлежат учету органами государственной статистики в установленном порядке.

 

Статья 46. Финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, компенсация дополнительных расходов органов местного самоуправления

 

1. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, бюджете Республики Дагестан.

2. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Дагестан, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

 

Статья 47. Местные налоги, сборы и иные платежи

 

1. Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. (В редакции Закона  Республики Дагестан от 18.06.2001 № 18)

2. Население непосредственно путем местного референдума на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.

 

Статья 48. Право органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами

 

1. Органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, получают плату от пользователей природными ресурсами, которые разрабатываются или добываются на их территории. По решению представительных органов местного самоуправления такие платежи могут производиться в натуральной форме, если это не противоречит законодательству Российской Федерации и Республики Дагестан.

2. Органы местного самоуправления, принявшие решения, последствием которых является причинение вреда природной среде на территории муниципального образования, обязаны принять меры по ликвидации нанесенного ущерба. Расходы по возмещению вреда относятся на должностных лиц, принявших данные решения, и на местные бюджеты.

 

Статья 49. Сметы расходов населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями

 

1. Не являющиеся муниципальными образованиями населенные пункты имеют сметы расходов, которые являются составной частью бюджета муниципального образования, в составе которых эти населенные пункты находятся.

2. Смета расходов населенного пункта составляется главой местной администрации в соответствии с бюджетом муниципального образования, в состав которого этот населенный пункт входит, и утверждается сходом (собранием) жителей.

3. Расходы согласно смете осуществляются главой местной администрации, а утверждение отчета о расходах - сходом (собранием) жителей.

4. Органы местного самоуправления муниципального образования осуществляют контроль за использованием населенными пунктами, не являющимися муниципальными образованиями, средств в соответствии с их сметами расходов.

 

Статья 50. Внебюджетные и валютные фонды

 

Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды, а также валютные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством.

 

Статья 51. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях

 

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать государственные кредиты, создавать муниципальные банки, получать кредиты в коммерческих банках и кредитных учреждениях.

 

ГЛАВА VII

 

ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Статья 52. Запрет на ограничение прав местного самоуправления

 

1. Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституциями Российской Федерации и Республики Дагестан, федеральными законами и настоящим Законом, запрещается.

2. Органы государственной власти не вправе принимать решения, противоречащие настоящему Закону.

 

Статья 53. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

 

1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

2. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по вопросам местного значения могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами.

 

Статья 54. Рассмотрение обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

 

1. Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.

 

Пункт 2 вступил в силу в соответствии со статьей 65 данного документа.

 

2. По вопросам местного значения представительные органы местного самоуправления районов и городов обладают правом законодательной инициативы в Народном Собрании Республики Дагестан.

 

Статья 55. Судебная защита местного самоуправления

 

Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

 

ГЛАВА VIII

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

 

Статья 56. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

 

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

 

Статья 57. Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

 

Прокуратура Республики Дагестан осуществляет надзор за исполнением законов и уставов муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

 

Статья 58. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

 

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.


Информация по документу
Читайте также