Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 02.10.2017 № 313

ПРАВИТЕЛЬСТВО

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Якутск

 

от 02 октября 2017 г. № 313

 

 

О прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2018 - 2020 годы

 

В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 35 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и статьей 41 Закона Республики Саха (Якутия) от 05 февраля 2014 года 1280-З № 111-V «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)» Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Принять за основу для составления проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2018 – 2020 годы согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) при внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) от 20.12.2016 1758-З №1073-V «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов» учесть прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2018 – 2020 годы.

3. Министерству экономики Республики Саха (Якутия), Министерству промышленности и геологии Республики Саха (Якутия), Министерству архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Министерству инвестиционного развития и предпринимательства Республики Саха (Якутия), Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по делам Арктики обеспечить выполнение производственных и финансовых показателей развития курируемых отраслей не ниже уровня прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2018 - 2020 годы.

4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) – министра экономики Республики Саха (Якутия) Стручкова А.А.

5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.

 

 

 

Председатель Правительства

   Республики Саха (Якутия)                                                         Е. ЧЕКИН

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия)

от 02 октября 2017 г. № 313

 

 

Прогноз

социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2018 – 2020 годы

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….3

Исходное состояние и условия функционирования экономики на 2018 -2020 годы…………………………………………………………………4

Основные тенденции социально-экономического развития в январе – августе и оценка до конца 2017 года…………………………………..4

Внешние условия социально-экономечского развития………..9

Республики Саха (Якутия) на 2018 – 2020 годы      …………………9

Варианты прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2018 – 2020 годы    …………………………………….15

Минерально-сырьевая база………………………………………20

Промышленное производство……………………………………22

Топливно-энергетический комплекс……………………………..23

Добыча металлических руд и прочих полезных ископаемых…25

Алмазогранильное и ювелирное производство       ………………….27

Местное производство…………………………………………….28

Агропромышленный комплекс……………………………………30

Потребительский рынок……………………………………………32

Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика……………….35

Транспортный комплекс……………………………………………38

Связь и цифровая экономика        ……………………………………….41

Инновационная деятельность        ……………………………………….43

Инвестиции в основной капитал…………………………………..45

Налоговая политика………………………………………………..52

Административная реформа………………………………………52

Финансовый результат деятельности предприятий……………..54

Предпринимательство. Креативная экономика и туризм………56

Внешнеэкономическая деятельность……………………………..58

Демография…………………………………………………………59

Качество жизни населения и рынок труда……………………….60

Среднесрочные приоритеты государственных программ Республики Саха (Якутия)………………………………………………………………64

Территориальный аспект……………………………………………68

 

 

Введение

 

Прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2018 - 2020 годы (далее – прогноз) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законами Республики Саха (Якутия) от 05 февраля 2014 года 1280-З № 111-V «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)» и от 26 октября 2016г. 1742-З №1041-V «О стратегическом планировании в Республике Саха (Якутия)», постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2015 г. № 223 «О Порядке разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочный и долгосрочный период».

Оценка социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2017 год и прогнозные показатели на 2018 - 2020 годы разработаны на основе анализа складывающейся социально-экономической ситуации в секторах экономики, рисков изменения положения в мировой экономике и в экономике Российской Федерации, прогнозных оценок крупных предприятий, сценариев реализации инвестиционных проектов и соглашений на территории республики. Прогноз учитывает прогноз социально–экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, одобренный на заседании Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2017 года (Протокол № 26), и основан на материалах, предоставленных министерствами и ведомствами, организациями, муниципальными районами и городскими округами Республики Саха (Якутия).

При формировании прогноза учитывались стратегические цели, задачи, ориентиры и приоритеты социально-экономического развития, обозначенные в посланиях и выступлениях Президента Российской Федерации и Главы Республики Саха (Якутия).

Основные показатели прогноза базируются на положениях:

проекта Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года, одобренного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2016 года № 455 (далее – Стратегия-2030);

долгосрочного прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2016 года № 422;

Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06 сентября 2006 года № 411 и одобренной Правительством Российской Федерации (протокол № 5 от 08 февраля 2007 года) (далее Схема – 2020);

Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 596-606 о долгосрочной государственной политике, от 07 апреля 2014 года № 211 о 100-летии образования Якутской АССР;

государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского Региона», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 09 августа 2016 года № 757;

федеральных целевых программ и отраслевых стратегий развития Российской Федерации, государственных программ Республики Саха (Якутия) и программ социально-экономического развития муниципальных образований на среднесрочную перспективу.

В расчетах учитывались результаты социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за 2016 год, оценка на 2017 год и видение перспективного развития финансово-хозяйственной деятельности крупных и средних предприятий республики, муниципальных образований Республики Саха (Якутия) на 2018 – 2020 годы.

Прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочный период является ориентиром для исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия), а также хозяйствующих субъектов при принятии управленческих решений.

 

 

Исходное состояние и условия функционирования экономики на 2018 - 2020 годы

 

Основные тенденции социально-экономического развития в январе-августе и оценка до конца 2017 года

 

Социально-экономическая ситуация в Республике Саха (Якутия) в 2017 году складывается под влиянием условий оперативной адаптации к новой макроэкономической реальности, с одной стороны, и реализации намеченных стратегических заделов и крупных инвестиционных проектов, с другой стороны. По итогам января-августа 2017 года отмечается опережающий рост основных макроэкономических показателей по сравнению с российской экономикой на фоне стагнации финансовых результатов, реального снижения заработной платы и доходов населения.

Реальный прирост валового регионального продукта (ВРП) за январь-август 2017 года оценивается в 3,6% в сопоставимых ценах (по Российской Федерации –  рост на 1,6% за январь-июль т.г.).

ВРП по оценке на 2017 год составит 862,6 млрд рублей при индексе физического объема в 103,1%. Основная доля в формировании ВРП приходится на промышленное производство – около половины от его общего объема. Высока доля организаций «транспорта и связи» – 9,1%. 7,6% ВРП приходится на вид деятельности «торговля» и 8,6% – на «строительство».

Рост ВРП в 2017 году связан с увеличением валовой добавленной стоимости по основным видам экономической деятельности «добыча полезных ископаемых», «торговля», «транспорт и связь» при сокращении объема добавленной стоимости обрабатывающих производств и сельского хозяйства. 

Значительный вклад в экономический рост внесли предприятия  промышленного производства (ИПП – 103,6%) за счет увеличения добычи алмазов на 15,3% и обогащения угля на 8,4%. Без учета добычи алмазов и сырой нефти индекс промышленного производства составил 97,9%.

При этом отмечается сокращение добычи каменного и бурого угля (96,1% к январю-августу 2016 года) и золота (92,8%). Продолжается сокращение обрабатывающих производств (86,5%): текстильных изделий (69,5%), одежды (63,3%), кожи и изделий из кожи (76,0%), обработки древесины (93,7%), производства бумаги и бумажных изделий (92,6%), полиграфической деятельности и копирования носителей информации (69,4%), производства кокса и нефтепродуктов (99,3%), лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (3,8%), прочей неметаллической минеральной продукции (78,7%), металлургического производства (60,0%), готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (33,6%), а также обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (96,6%).  В потребительском секторе из 33 позиций производства пищевых продуктов и напитков положительная динамика отмечена по 20-ти.

Индекс промышленного производства по оценке на 2017 год ожидается на уровне 103,9% за счет роста добычи алмазов (106,5% к 2016 году), угля (106,4%), золота (103,8%).

На фоне низкой базы прошлых лет сельхозтоваропроизводители внесли положительный вклад в валовой региональный продукт, обеспечив рост валовой продукции сельского хозяйства на 0,8%, преимущественно за счет увеличения валового надоя молока (103,5%). Впервые за несколько лет  в дополнение к ежегодному росту численности лошадей (101,6% к уровню прошлого года) наблюдается увеличение поголовья КРС (100,8%), включая коров (100,4%), свиней (109,5%), оленей (100,1%) и птицы (124,9%), рост производства скота и птицы на убой в живом весе (105,8%), валового надоя молока (103,5%).

До конца года впервые за восемь лет ожидается рост валовой продукции сельского хозяйства на 1,1%.

Освоение Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения и строительство магистрального газопровода «Сила Сибири» обеспечили значительный рост инвестиций в основной капитал за январь-август 2017 года (146,1%) и работ по виду деятельности «строительство» (127,1%).

Из общей суммы инвестиций (210 млрд руб.), на проекты ПАО «Газпром» в январе-августе 2017 года приходилось более 95,8 млрд рублей или 45,6% от общего объема инвестиций.

Кроме «Газпром Добыча Ноябрьск» и ООО «Газпром трансгаз Томск», наибольший объем инвестиций сложился по предприятиям ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» - 24,6 млрд руб. (11,7% от общего объема), ПАО «Сургутнефтегаз» -  10,9 млрд руб. (5,2% от общего объема), АК «АЛРОСА» (ПАО) – 4,2 млрд руб. (2% от общего объема) и ГУП «ЖКХ РС(Я)» – 1,9 млрд руб. (0,9% от общего объема).

Одними из ключевых проектов Восточной газовой программы являются обустройство Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения и строительство магистрального газопровода Якутия-Хабаровск-Владивосток «Сила Сибири» с пропускной способностью 32 млрд. куб. м в год и рабочим давлением 9,8 МПа.

В Западной Якутии ПАО «Сургутнефтегаз» ведется разработка Талаканского НГКМ и Алинского НМ. АО «Сахатранснефтегаз» продолжается разработка Среднетюнгского НГКМ и Отраднинского НГКМ. ООО «Таас-Юряхнефтегаздобыча» ведется разработка Центрального нефтяного блока и Курунгского лицензионного участка Среднеботуобинского НГКМ.

Выполняются подготовительные и земляные работы по вырубке просеки, разработке траншеи, уложено 302,8 км газопровода. В 2017 году планируется уложить 367,5 км газопровода.

Завершается строительство Якутской ГРЭС-2, объектов электросетевого и коммунального хозяйства.

Реализуются 4 инвестиционных проекта, внесенные в перечень инвестпроектов, планируемых к реализации на территории Дальнего Востока, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 23 марта 2015 г. № 484-р:

строительство горно-обогатительного комплекса «Инаглинский» (ГОК/«Инаглинский») по добыче коксующегося угля и производству высококачественного коксующегося концентрата в Нерюнгринском районе;

строительство горно-обогатительного комбината (ГОК), транспортной, энергетической и обеспечивающей инфраструктуры для последующей добычи железной руды, обогащения и продажи железорудного концентрата потребителям в Нерюнгринском районе;

разработка нового месторождения алмазов Верхне-Мунское на территории Оленекского района;

освоение запасов месторождения «Дражное» открытым способом со строительством золотоизвлекательной фабрики, а также объектов инфраструктуры в Оймяконском районе. Строительство и ввод в эксплуатацию первой очереди горнодобывающего предприятия для добычи рудного золота и серебра на месторождении Дражное в пределах Тарынского рудного поля.

По оценке на 2017 год объем инвестиций ожидается в размере 321,1 млрд рублей или 110,1% к уровню 2016 года в сопоставимых ценах.

Внешние экономические условия, сформированные под влиянием относительно высоких цен на энергоносители, роста мировых фондовых индексов, поддерживали экономическую активность, рост экспорта и курс российской валюты. Вместе с тем, укрепление рубля негативно отразилось на прибыли основных добывающих компаний. За январь-июль 2017 года положительный сальдированный финансовый результат деятельности организаций республики снизился на 30,1% до 102,2 млрд рублей. В 2 раза сократилась прибыль предприятий алмазодобычи. Наибольшие убытки сложились на предприятиях транспортного комплекса (-2,6 млрд рублей).

Значительно снизилась инфляция. Среднегодовое значение ИПЦ в январе-августе т.г. составило 105,2%, рост в августе к декабрю 2016 г. – 103,4%, к июлю 2017 г. – 100,7%.

До конца года инфляция составит оценочно 4,8%. Потенциал для снижения инфляции до 4% появляется в следующем году под влиянием ожидаемого укрепления курса рубля и консервативной денежной политики Банка России.

Исполнение Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2017 год по состоянию на 01.09.2017 год составляет 9,6 млрд. рублей  или процент исполнения расходов - 53,1%, что выше на 3,3% к уровню соответствующего периода предыдущего года.

Введено 7 объектов: котельная "Детсад" с. Дюпся Усть-Алданского улуса, Школа-сад на 90/25 в с. Мырыла Чурапчинского улуса, Фельдшерско-акушерский пункт в с. Чычымах Вилюйского улуса, Спортивный зал в г. Вилюйске Вилюйского улуса; Многофункциональный спортивный зал в с. Верхневилюйск Верхневилюйского улуса, Стадион на 3000 мест с теплым легкоатлетическим манежем в с. Верхневилюйск Верхневилюйского улуса, детсад на 50 мест в с.Кэскил Томпонского района.

Освоение федеральных средств на 01 сентября 2017 г. составило 12,7 млрд. рублей (или 56,8% от фактического финансирования субсидий из федерального бюджета (22,3 млрд.руб.), что выше уровня соответствующего периода 2016 года на 3%.

С начала года в республике отмечается рост численности рабочей силы, в основном, за счет роста занятости. В январе-августе 2017 года численность рабочей силы составила 499,4 тыс. человек с ростом на 2,6% к уровню соответствующего периода 2016 года.

Наблюдается незначительный рост среднесписочной численности работников предприятий и организаций, наибольший темп роста – в строительстве – на 23,8%.

Уровень общей безработицы за январь-август 2017 г. снизился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 0,3 процентных пункта и составил 6,8%. При этом проявился рост уровня безработицы в городской местности (6,0%) и снижение в сельской местности (8,5%).

На фоне замедления инфляции намечен рост реальной заработной платы. Так, за январь-июль реальная заработная плата составила 100,1% против 97,9% за соответствующий период 2016 года.

Рост, в основном, за счет предприятий видов экономической деятельности  "Добыча полезных ископаемых" (в реальном выражении на 2,1%), "Строительство" (на 7.1%) и "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" (на 1,3%).

По мере замедления инфляции, в результате активных мер, таких, как повышение заработной платы целевых категорий работников бюджетной сферы, реальная заработная плата по оценке составит 100,5%.

В первые восемь месяцев текущего года реальный рост располагаемых доходов населения был отмечен только в январе и составил 114,8%. Это связано с разовыми выплатами пенсионерам в сумме 5 000 рублей. В остальные месяцы первого полугодия 2017 года динамика реальных располагаемых денежных доходов населения была отрицательной.

В январе-августе 2017 года среднедушевые денежные доходы населения показывали рост на 2,7% и номинально составили 37,1 тыс. рублей, реальные располагаемые денежные доходы снизились до 97,0%.

Государство исполняет социальные обязательства в полном объеме. Подписано трехстороннее соглашение о взаимодействии в области социально-трудовых отношений. Минимальная заработная плата с 01 июля 2017 года предусматривает установление в размере 17 388 рублей (рост на 3,4%) и соответствует уровню прожиточного минимума трудоспособного населения республики за I квартал 2017 года.

Недостаточный темп роста номинальных денежных доходов в январе-августе 2017 г. к соответствующему периоду 2016 года (102,7%) на фоне сложившегося роста потребительских цен (105,2%) и, соответственно, прожиточного минимума (103,1%) повлиял на увеличение доли бедного населения, по оценке до 19,8% (за 2016год - 19,4%).

В целях повышения эффективности оказания адресной помощи особо нуждающимся гражданам в каждом поселении республики реализуется Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2017 г. № 1857 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Республике Саха (Якутия)». Указ предусматривает участие органов местного самоуправления в принятии решений по оказанию государственной социальной помощи, а также увеличение размеров отдельных пособий, что будет способствовать усилению социальной поддержки особо нуждающихся граждан.

Реализация мероприятий, предусмотренных Указом, наряду с мероприятиями по повышению реальных денежных доходов населения, снижению уровня безработицы будет способствовать сдерживанию уровня бедности в 2017 году на уровне 2016 года.

 

 

Внешние условия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2018 – 2020 годы

 

Мировая экономика постепенно восстанавливается на фоне хороших экономических показателей развитых стран (Еврозона, Япония, США) и ряда стран с развивающейся экономикой, в первую очередь, Китая. Краткосрочные перспективы глобального экономического роста при этом, большинством экспертов и международных организаций, оцениваются уже более позитивно, чем ранее.

Эксперты Банка международных расчетов (BIS) в очередном годовом обзоре отмечают восстановление мировой экономики и «лучшие за долгое время» краткосрочные перспективы экономического роста. Отмечается снижение безработицы до докризисного уровня, приближение инфляции к целевым показателям центробанков, появление рисков дефляции и ожидается рост глобального ВВП в 2017 году на 3,5%.

Международный валютный фонд в апреле улучшил прогноз роста мировой экономики в 2017 году с 3,4% до 3,5% (в 2018 году ожидается рост на 3,6%) на фоне позитивных экономических данных в Европе и Азии, а также ожидаемого роста экономики США. Эксперты МВФ отмечают, что глобальная экономическая активность нарастает на фоне долгожданного циклического оздоровления в инвестициях, промышленности и торговле. МВФ заметно улучшил перспективные оценки роста ВВП развитых стран.

В то же время независимые эксперты предупреждают о рисках, которые могут затормозить восстановление мировой экономики: высокая волатильность цен на нефть, ужесточение кредитно-денежной политики и в целом финансовых условий ведущих экономик; усиление протекционистской политики, угрожающей глобальному экономическому порядку и международной торговле; ослабление потребления в результате увеличения долга; недостаточность инвестиций; сохранение низкого роста производительности и высокого неравенства в доходах.

Так, в США период посткризисного восстановления практически завершился: уровень безработицы снизился до уровней, наблюдавшихся в период до мирового финансового кризиса 2008 – 2009 годов, индикаторы инфляционного давления вплотную приблизились к целевому значению 2 процента. Это отражается на  денежно-кредитной политике ФРС США, которая, по собственным оценкам, планирует повысить целевой уровень процентной ставки по федеральным фондам еще дважды до конца 2017 года. Таким образом, в базовом сценарии прогнозируется замедление темпов роста экономики США с 2,0% в текущем году до 1–1,5 % в последующие три года.

В Еврозоне восстановительный рост сохранится в текущем и следующем годах, однако по мере приближения к полной занятости темпы роста замедлятся до 0,5 % в  2019 – 2020 годах в силу действия структурных ограничений.

Азиатские рынки успешно восстановились после кризиса, и эксперты предполагают, что в 2017 году около 60% мирового роста ВВП будет формироваться в Азии, в отличие от Европы, где рост будет слабым.

Значимый вклад в замедление мирового экономического роста внесет охлаждение экономической активности в китайской экономике, что будет связано с необходимостью структурной перестройки из-за исчерпания инвестиционно-ориентированной модели роста в условиях значительного перенакопления капитала в инфраструктурном секторе. По оценкам Минэкономразвития России, темпы роста ВВП Китая замедлятся с 6,6% в 2016 году до 5,5% к 2020 году.

Минэкономразвития России закладывает сохранение действия финансовых и экономических санкций в отношении российской экономики, а также ответных мер на протяжении всего прогнозного периода.

Сценарии прогноза предполагают наличие условий макроэкономической стабильности и финансовой устойчивости, отсутствие геополитических потрясений и экономических шоков и выполнение государственных социальных и внешнеэкономических обязательств, несмотря на сохранение антироссийской санкционной  политики и ответных экономических мер со стороны России на протяжении всего прогнозного периода.

Нефть. Ситуация на глобальном рынке нефти за девять месяцев 2017 г. существенно не изменилась. По мнению российских независимых аналитиков, в ближайшее время не стоит ожидать, что ситуация на рынке нефти изменится и пока рынок физических поставок не сбалансируется (а это произойдет не ранее 2018 года) такое положение дел, по всей вероятности, сохранится. Поэтому курс доллара к рублю, который, уже не так однозначно коррелирует с нефтью как в 2014-2015 годах, скорее всего тоже будет находится в диапазоне 56-60 руб.

По прогнозу Минфина России, в ближайшее время цена на нефть будет колебаться в районе 40—50 долларов за баррель и даже может достигнуть отметки 60 долларов. Возможные колебания стоимости нефти обязывают государство накапливать резервы для выполнения своих обязательств вне зависимости от внешнеэкономических условий.

 

 

Таблица 1

Прогноз мировых цен на нефть, долл./баррель


 

Источник

2017

2018

2019

2020

2021

Минэкономразвития РФ (средняя цена Urals, сентябрь 2017г.)

49,9

43,8

41,6

42,4

45,6

Всемирный банк

(средняя цена Brent, WTI, Dubai, июнь 2017г.)

55,0

60,0

61,5

62,9

55,0

Международный валютный фонд (средняя цена Brent, WTI,Dubai, февраль 2017г.)

41,0

44,5

47,6

49,4

41,0

Tne Economist Intelligence Unit, (Brent, март 2017г.)

54,2

55,1

54,8

60,0

54,2


 

 

Уголь. По экспертным оценкам, в среднесрочной перспективе серьезных изменений в объеме потребления угля не произойдет. Сокращение спроса со стороны развитых стран будет компенсировано его ростом со стороны развивающихся регионов.

К 2020 г. цена на коксующийся уголь не преодолеет планку в 90 долларов США за тонну, показав при этом годовые темпы роста от 1,6 до 3,5%. Относительно низкие цены на уголь будут определять его спрос на рынке и стимулировать внедрение новых технологий.

Сдерживающими факторами по увеличению объемов добычи угля останутся: снижение цен на мировом и внутреннем рынках, сохранение провозных мощностей железной дороги АЯМ и задержка сроков ввода в эксплуатацию складских терминалов в дальневосточных морских портах.

 

 

Таблица 2

 

Прогноз мировых цен на австралийский энергетический уголь, долл. США за тонну

 

Источник

2017

2018

2019

2020

Всемирный банк (апрель 2017 г.)

70,0

60,0

55,0

55,4

МВФ (февраль2017 г.)

77,7

67,5

64,1

63,1

 

 

Алмазное сырье.

В целом 2016 год стал годом активного восстановления алмазного рынка после спада в 2015 году. С начала года цены на алмазы выросли на 0,9%, цены на бриллианты упали на 4,1%. За весь 2016 год цены на алмазы и бриллианты выросли на 13,2% и 2,1%, соответственно. Большинство алмазодобывающих компаний по итогам прошлого года ликвидировали излишки складских запасов.

В 2016 году АК «АЛРОСА» (ПАО) реализовала 40,1 млн. каратов алмазов на сумму $4,3 млрд, по сравнению с 30 млн. каратов, проданных на $3,4 млрд в 2015 году.

В сентябре 2016 года Правительство РФ отменило 6,5% экспортную пошлину на алмазы, что послужило стимулом для роста объемов производства алмазов и их продажи.

Согласно долгосрочному прогнозу АЛРОСА по базовому сценарию ожидается рост мировой добычи алмазов с темпом 1,7% в год, вследствие чего объем добычи достигнет примерно 153 млн. карат к 2023 году. Среднегодовой рост рынка в денежном выражении составит 2% и составит 18,4 млрд долларов к 2023 году. Ожидаемый темп роста спроса в базовом сценарии составит 5,1%, к 2023 году спрос на алмазы превысит предложение примерно на 40% и составит 39 млрд. долларов. Основными драйверами роста спроса будут являться развивающиеся Индия и Китай за счет увеличения благосостояния и роста среднего класса.

Баланс спроса и предложения не предполагает существенного роста цен в период до 2018 года, однако в последующие годы темп роста цен увеличится. В результате, ожидаемый темп роста номинальных ценах на алмазы составит 4,5% в год в период до 2023 года.

Согласно совместному анализу Bain&Company и АК «АЛРОСА» (ПАО), в прогнозируемый период 2017 – 2020 г.г. цены на алмазное сырье сохранятся на уровне 2015 г. (прейскурант Минфина РФ «Ноябрь 2015») с достижением пика по добыче и  предложений в 2019 г.

Основными факторами, влияющими на краткосрочную положительную динамику объемов добычи и цен на алмазное сырье, будут являться: накопленные запасы, сохранение динамики финансирования среднего сегмента алмазогранильного производства и розничных продаж бриллиантов, а также краткосрочные изменения спроса на ювелирные изделия с бриллиантами.

К концу 2018 г.- началу 2019 г. ожидается, что темп роста мирового спроса на алмазы опередит темп роста мирового предложения, что приведет к росту цен на мировом рынке на 1,6%.

 

Золото.

С начала 2017 г. цены на золото на мировом рынке выросли почти на 8%, благодаря тому, что инвесторы отдавали предпочтение защитным активам на фоне политических рисков и неопределенностей. Несмотря на высокие риски, сейчас рынки драгоценных металлов показывают значительный рост под влиянием ослабления курса доллара США по факту повышения процентных ставок ФРС США. Таким образом, по мнению экспертов World Gold Council (WGC), геополитические риски будут поддерживать цену на золото на достаточно высоком уровне.

В 2016 году общее производство золота увеличилось на 1,2% до 297,4 тонн по сравнению с 2015 годом. Увеличение объемов добычи золота в 2016г. произошло на месторождениях Павлик (Магаданская область) и Аметистовое (Камчатка). В 2017 г. начнется добыча на Угахане (Иркутская область)  и выйдут на проектную мощность Павлик с Аметистовым.

Союз золотопромышленников РФ прогнозирует среднюю цену на золото в 2017 году на уровне $1270 за унцию и считает, что при ожидаемом кросс-курсе рубля к доллару в диапазоне от 57 до 65 руб./$, рублевая цена золота будет по-прежнему находиться на комфортном уровне для отечественных компаний.

По подсчетам Лондонской ассоциации рынка драгметаллов (LBMA), в 2016 году мировые цены на золото в среднем выросли на 8% по сравнению с 2015 годом и составили $1251 за унцию. Союз золотопромышленников РФ на 2017 год прогнозирует рост на 1,5% к уровню 2016 года.

 

Таблица 3

Прогноз мировых цен на золото, долл. США за тройскую унцию

Источник

2017

2018

2019

2020

2021

Всемирный банк (апрель 2017 г.)

1225

1206

1187

1169

1151

Societe Generate SA (март 2016 г.)

1180

1100

1075

1050

1025

 

 

28 июня 2017 года Евросоюз продлил экономические санкции против России еще на полгода. Эксперты полагают, что западные санкции смогут оказать существенное влияние на развитие России лишь в случае их серьезного ужесточения.

Гораздо большую роль, чем экономические санкции, играют внутренние структурные проблемы, накопление которых привело к экономическому спаду. Наиболее сложным для отечественной экономики стал 2015 год, когда ВВП сократился на 2,8% (для сравнения: мировой ВВП вырос на 2,6%).

Санкции негативно отражаются сразу на нескольких секторах российской экономики. Во-первых, финансовая система: Сбербанку, ВТБ, Россельхозбанку, Газпромбанку и Внешэкономбанку ограничен доступ на европейский рынок капитала. Им запрещено занимать деньги на срок более 90 дней, а инвесторам из ЕС — покупать акции и облигации данных кредитных учреждений.

Во-вторых, оборонный сектор, высокотехнологичные отрасли.

В третьих, энергетика. В долгосрочной перспективе наиболее сильно может пострадать российская нефтегазовая промышленность.

До 23 июня 2018 года продлены европейские санкции против Крыма — запрет на поставки в Европу произведенных на полуострове товаров, на инвестиции в республику и на продажу региону некоторых технологий (транспортных, телекоммуникационных, энергетических).

По оценке Минэкономразвития РФ рост ВВП в январе-июле 2017 года составил 1,6% к соответствующему периоду 2016 года. Значительный положительный вклад в рост ВВП внесли все основные отрасли экономики – обрабатывающая и добывающая промышленность, оптовая и розничная торговля, строительство. Вместе с тем, положительные показатели роста экономики связаны с очень низкой базой прошлых периодов, а также тем, что данные не учитывают влияния сезонного фактора.

Согласно базовому сценарию Минэкономразвития РФ, рост ВВП России в 2017 году ожидается на уровне двух процентов и 2,1-2,3 процента в 2018-2020 годах.

Оценка экспертов в отношении роста экономики гораздо сдержаннее. Учитывая высокую вероятность ускорения роста ВВП в течение оставшейся части года, рост ВВП в 2017 году может составить 1,5-1,6 процента.

 

 

Варианты прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2018 – 2020 годы

 

Варианты прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) сформированы на основании сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, с учетом складывающейся динамики мирового экономического развития, динамики и прогнозов мировых цен на основные энергетические и сырьевые ресурсы, а также с учетом приоритетов развития Республики Саха (Якутия), определенных стратегическими документами планирования.

Прогноз сценарных условий и основных макроэкономических параметров разработан в составе двух вариантов – базовый сценарий (вариант 1) и целевой сценарий (вариант 2).

Базовый сценарий (вариант 1) характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях реализации существующих внешних и внутренних факторов.

Данный сценарий предполагает реализацию начатых крупных инвестиционных проектов, включая строительство газопроводной системы «Сила Сибири» и обустройство Чаяндинского месторождения, как основных проектов, определяющих динамику инвестиций в основной капитал республики. Вариант предполагает реализацию деклараций компаний, получивших налоговые послабления.

При этом ожидается низкая инвестиционная активность внутреннего частного сектора и доходов населения. В рамках реализации данного сценария масштабы организационной, инновационной и инвестиционной деятельности социально-экономического развития региона будут существенно ограничены.

Базовый сценарий предусматривает сохранение среднегодовой цены на нефть на текущем уровне (январь-август 2017 года) до конца 2017 года. При предполагаемой цене нефти марки Brent на уровне 50 долл. за баррель, среднегодовой курс рубля в 2017 году ожидается на уровне 59,4 рублей за доллар США. Вариант предполагает укрепление в среднесрочной перспективе курса национальной валюты до 66,3 рублей за доллар США к 2020 году с учетом прогнозируемых параметров инфляции в США и в России. На темпы укрепления национальной валюты повлияет продолжающееся ужесточение денежно-кредитной политики США, что влечет сокращение притока иностранного капитала в платежном балансе России.

При  низком потребительском спросе ожидается, что инфляция в 2018 году замедлится – до 4,3%. К 2020 году при стабильном курсе рубля инфляция снизится до 4,1% до уровня базового варианта сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации (4,0%).

Базовый вариант предполагает снижение тарифов на электрическую энергию на Дальнем Востоке для промышленных потребителей в запланированных параметрах.

Сценарий учитывает реализацию Восточной газовой программы, с началом добычи газа с 2020 года, а также строительство объектов в рамках предусмотренных объемов финансирования федеральных целевых программ, ФАИП, государственных программ Республики Саха (Якутия). Предполагается развитие двух территорий опережающего социально-экономического развития «Кангалассы» и «Южная Якутия».

Темпы роста валового регионального продукта по данному сценарию будут определяться динамикой производства в добывающих отраслях.

Развитие сферы услуг, сельского хозяйства, перерабатывающих производств, ориентированных на внутриреспубликанский рынок, будет зависеть от динамики доходов населения.

Среднегодовые темпы роста валового регионального продукта по данному варианту в 2018-2020 годы прогнозируются на уровне 102,2-103,6%.

Сценарием предусматривается реализация задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №№ 596-606, по повышению заработной платы целевых категорий  работников бюджетной сферы, повышению оплаты труда прочих категорий работников бюджетной сферы с 01 января 2018 года, с 01 сентября 2019 года и 2020 года на темпы инфляции (исключая ГГС).

В условиях данного варианта докризисный уровень реальной заработной платы (уровень 2014 года) восстановится к концу 2019 года.

Целевой (вариант 2) базируется на предположении о более позитивной конъюнктуре рынка энергоносителей и частичной отмене экономических санкций с 2018 года.

Данный сценарий основан на достижении целевых показателей социально-экономического развития, учитывающих в полном объеме достижение целей и задач стратегического планирования при улучшении внешнеэкономических условий.

Сценарий учитывает также ввод в эксплуатацию новых мощностей горного производства (начало освоения новых месторождений) и усиление инвестиционной составляющей, повышение эффективности расходования и расширения механизмов привлечения бюджетных средств, так и внебюджетных ресурсов.

Предполагается реализация инвестиционных проектов по созданию новых отраслей промышленности (полиметаллической, железорудной, сереброрудной, редкоземельной и других).

Вариант предполагает курс национальной валюты в 2018 году на уровне – 64,7 рублей за доллар США, в 2019 году – 66,9 рублей и в 2020 году – 68,0 рублей за доллар США.

Темпы инфляции будут соответствовать базовым и целевым значениям, изложенным в сценарных условиях функционирования экономики Российской Федерации, с замедлением до 4% на 2018-2020 годы.

Кроме инвестиционных проектов базового варианта сценарий учитывает возникновение возможностей для развития перерабатывающих отраслей экономики, местного производства, креативной и цифровой экономики. С улучшением ситуации с федеральным бюджетом появятся дополнительные возможности для финансирования государственных программ за счет федеральных и внебюджетных источников.

Сценарием предусматривается реализация задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №№ 596-606, по повышению заработной платы целевых категорий  работников бюджетной сферы, повышению оплаты труда прочих категорий работников бюджетной сферы с 01 января 2018 года, 2019 года и 2020 года на темпы инфляции (включая ГГС).

В условиях данного варианта докризисный уровень реальной заработной платы (уровень 2014 года) восстановится в 2018 году.

Инфляционные ожидания населения в настоящее время достигли локального минимума, однако их неустойчивость и чувствительность к курсовой динамике могут ускорить рост цен в дальнейшем.

Существующий баланс инфляционных рисков допускает возможность постепенного снижения ключевой ставки Банка России, который сохранит умеренно жесткую денежно-кредитную политику.

Базовый сценарий (вариант 1) предлагается использовать для разработки параметров государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2018 2020 годы.

 

 

Таблица 4

Исходные условия прогноза

социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)


 

 

Вариант

2016

факт

2017

оценка

2018

2019

2020

прогноз

Курс доллара (среднегодовой), рублей за 1 доллар США

1

66,9

59,4

63,0

64,8

66,3

2

64,7

66,9

68,0

Инфляция (ИПЦ)

в среднем за год,%

1

107,8

104,8

104,3

104,2

104,1

2

104,0

104,0

104,0


Информация по документу
Читайте также