Расширенный поиск

Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 30.10.2017 № 269

 

 

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

30.10.2017                                        г. Черкесск                                             № 269

 

Об одобрении основных направлений налоговой и бюджетной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

 

 

В соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 32 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 27.12.2013 № 100-РЗ «О бюджетном процессе в Карачаево-Черкесской Республике» Правительство Карачаево-Черкесской Республики

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

1. Одобрить основные направления налоговой и бюджетной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов согласно приложению.

2. Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики обеспечить составление проекта бюджета Карачаево-Черкесской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов на основе основных направлений налоговой и бюджетной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

 

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований республики разработать местные бюджеты с учетом основных направлений налоговой и бюджетной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего финансово-экономические вопросы.

 

 

Председатель Правительства

Карачаево-Черкесской Республики

А.А. Озов

 

 

 

 

Приложение к постановлению

Правительства Карачаево-Черкесской

Республики от 30.10.2017  № 269

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ

налоговой и бюджетной политики Карачаево-Черкесской Республики

на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

 

 

I. Общие положения

 

Основные направления налоговой и бюджетной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Основные направления) разработаны в соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 32  Закона Карачаево-Черкесской Республики от 27.12.2013 № 100-РЗ «О бюджетном процессе в Карачаево-Черкесской Республике».

Их разработка базировалась на положениях Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года, указов Президента Российской Федерации от 2012 года, Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, поручений Президента Российской Федерации по реализации комплекса мер, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств, качества бюджетного планирования и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, обеспечение сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, Стратегии социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2035 года.

Основные направления устанавливают на среднесрочный период приоритеты в сфере управления общественными финансами на региональном уровне, определяют условия, используемые при составлении проекта республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - республиканский бюджет), нацеливают органы государственной власти на концентрацию ресурсов при решении важнейших задач социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики.

 

П. Налоговая политика

 

Основные направления налоговой политики являются базой для определения основных характеристик и прогнозируемых параметров доходов республиканского бюджета и других бюджетов бюджетной системы республики, определяют стратегию действий Правительства республики по мобилизации доходов, помогают хозяйствующим субъектам планировать развитие своего бизнеса на перспективу.

Основная цель налоговой политики Карачаево-Черкесской Республики - повышение доходной части бюджета за счет налоговых и неналоговых поступлений, обеспечение реального роста экономики и устойчивости бюджетной системы республики.

 

1. Итоги реализации налоговой политики в 2016 году

и истекшем периоде 2017 года

 

В соответствии с основными направлениями налоговой политики предыдущих лет руководством республики поставлена задача существенного увеличения налоговых доходов бюджета за счет максимального использования регионального налогового потенциала. В этих целях проделана значительная работа по созданию нормативно правовой базы налогового стимулирования притока инвестиций, развития малого и среднего бизнеса, отмене неэффективных налоговых льгот и ставок, установленных законодательством субъекта. На системную основу поставлены мероприятия по мобилизации доходов с участием всех уровней власти, направленные на вовлечение в налогообложение неучтенных объектов, повышение уровня собираемости доходов, привлечение налогоплательщиков, минимизацию способов уклонения от налогообложения, эффективное использование государственной собственности.

Итогами этой работы стали высокие темпы роста налоговых и неналоговых доходов, превышающие аналогичные показатели в среднем по субъектам Российской Федерации. За последние 4 года рост составил 153% (в среднем по Российской Федерации 130%) или 3 млрдублей. Еще больший рост поступлений налоговых и неналоговых доходов с территории республики в федеральный бюджет - 177%.

Объем поступлений в 2016 году составил 8,6 млрдублей (рост по Карачаево-Черкесской Республике - 111,5%, в среднем по Российской Федерации - 108,7%), что покрыло порядка 40% общих расходов консолидированного бюджета. При этом налоговые и неналоговые доходы превысили сумму дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на 28%. За 9 месяцев 2017 года налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 5,7 млрдублей, что составляет 64,4% от запланированного объема поступлений на 2017 год.

В связи с уменьшением нормативов зачисления в бюджеты субъектов по налогу на прибыль организаций и акцизам на нефтепродукты, динамику объемов поступлений налоговых и неналоговых доходов с 01.01.2017 можно рассматривать только в сопоставимом виде, так как абсолютные объемы налоговых доходов текущего года снизятся.

При этом в соответствии с новыми нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности предоставляется на условиях, отраженных в соответствующем Соглашении, основным из которых является достижение запланированного темпа роста налоговых и неналоговых доходов по итогам финансового года.

В целях изыскания дополнительных поступлений в бюджет республики и обеспечения его сбалансированности 8 июня 2017 года Главой Карачаево-Черкесской Республики утвержден План по мобилизации доходов в бюджет Карачаево-Черкесской Республики, мероприятия которого охватывают большинство направлений роста собственных доходов, повышения налоговой дисциплины и легализации «теневого» бизнеса.

Особое внимание уделяется повышению эффективности имущественного налогообложения и увеличению поступления имущественных налогов за счет вовлечения в налогообложение новых объектов недвижимости.

В предыдущие годы начата работа по актуализации налоговой базы по земельному налогу и имущественным платежам, созданию электронной системы похозяйственного учета муниципальных образований, проведению электронных сверок баз данных налоговых и регистрирующих органов с данными органов местного самоуправления.

Взаимодействие регистрирующих органов с органами местного самоуправления по уточнению видов разрешенного использования и категорий земель дает положительные результаты, о чем свидетельствует низкий процент отсутствия кадастровой стоимости у земельных участков (0,67% от общего количества земельных участков, содержащихся в ГКН).

Необходимо эффективней использовать электронный похозяйственный учет, выявлять недостающие данные, создавать актуальную базу данных о жителях поселений и их имуществе, систематизировать учет объектов налогообложения на территории поселений, определять реальный налоговый потенциал.

На постоянной основе проводится анализ муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы в сфере налогового законодательства, и принимаются меры по устранению имеющихся нарушений. Осуществляется мониторинг действующего законодательства о налогах и сборах в целях своевременной актуализации решений представительных органов местного самоуправления, регулирующих вопросы в сфере налогообложения.

В целях недопущения резкого увеличения налогового бремени в связи с актуализацией кадастровой стоимости земель населенных пунктов с 01.01.2016, в соответствии с решениями Комиссии по мобилизации доходов в бюджет при Правительстве Карачаево-Черкесской Республики органы местного самоуправления провели анализ роста налоговой нагрузки по земельному налогу и откорректировали ставки по ряду видов разрешенного использования земельных участков.

В целях повышения эффективности налогообложения имущества физических лиц Карачаево-Черкесская Республика в числе первых 28 субъектов Российской Федерации с 1 января 2015 года ввела на своей территории налогообложение от кадастровой стоимости. По итогам первых начислений за 2015 год размер налога в целом по субъекту и по большинству населенных пунктов снизился, что обусловлено применением вычетов в размере 50 кв. м площади жилого дома, соизмеримым в небольших поселениях с общей площадью домовладений, а также корректировкой суммы налога на коэффициент 0,2 в первый налоговый период. В связи с этим с 01.01.2016 ставка по жилым домам была повышена до 0,3%.

С учетом применения повышенной ставки и корректировки суммы налога на коэффициент 0,4 во второй налоговый период органам местного самоуправления необходимо провести анализ исчисленного налога и, в случае необходимости, принять решения о понижении ставки в отдельных поселениях.

Завершающим этапом по переходу к исчислению налогов на недвижимость, исходя из кадастровой стоимости, стало введение с 01.01.2017 уплаты налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 30.11.2016 № 77-РЗ на 2017 год утвержден Перечень из 36 объектов делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания площадью свыше 3000 кв.м.

В соответствии со статьей 227.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 2017 года в Карачаево-Черкесской Республике установлен коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, в размере, равном 1,6. Введение регионального коэффициента положительно отразилось на поступлениях налога на доходы физических лиц в бюджет Карачаево-Черкесской Республики. Количество выданных патентов за 2017 год увеличилось в сравнении с прошлым годом. Поступление налога на доходы физических лиц в виде фиксированных авансовых платежей с доходов, полученных физическими лицами, являющимися иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму на основании патента, увеличилось более чем в 1,9 раза.

Органами власти всех уровней на постоянной основе проводится совместная работа по погашению задолженности по платежам в бюджет. Данные меры позволили увеличить объем местных налогов со 154,3 млнублей в 2014 году до 215,7 млн.рублей за 2016 год или на 39,7% (по Северо-Кавказскому федеральному округу - на 12,4%, по Российской Федерации - на 3,8%).

За последние годы в республике проведена значительная работа по минимизации неэффективных налоговых льгот и ставок налогов. На основании результатов оценки эффективности льгот по налогам, являющимся доходными источниками бюджета Карачаево-Черкесской Республики, принят ряд законодательных актов о поэтапной отмене неэффективных налоговых преференций.

Вследствие этого, объем выпадающих доходов по льготам и пониженным ставкам, установленным республиканским законодательством, в 2016 году сократился в 5,2 раза с 321,7 млн. рублей до 61,8 млн. рублей. При этом объем выпадающих доходов от льгот по региональным и местным налогам, установленных федеральным законодательством, за тот же период вырос в 3,4 раза - со 133 млнублей до 450,2 млн. рублей.

По видам налогов динамика объема льгот выглядит следующим образом:

 

(тыс. рублей)

Содержание льготы

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Налог на имущество организаций

 

180902,0

153780,0

74634,0

38589,6

37674,0

Транспортный налог

 

24000,0

27513,0

21660,0

8916,0

20529,0

Налог на прибыль

 

85522,0

40431,0

3237,0

10,0

404,0

Упрощенная система налогообложения

 

31323,0

35712,0

3693,0

680,0

3232,9

Патентная система налогообложения

 

-

-

-

0,0

0,0

Итого

 

321747,0

257436,0

103224,0

48195,6

61839,9

 

Значительней всего снизились льготы по налогу на имущество организаций, в первую очередь, за счет поэтапной отмены пониженных ставок для государственных и муниципальных организаций.

В условиях необходимости преодоления экономического кризиса и последствий санкционных ограничений особую роль стали играть налоговые льготы для инвесторов, а также производителей импортозамещающих товаров. В 2017 году к действовавшим ранее льготам по налогам на имущество и прибыль для приоритетных инвестпроектов и резидентов ОЭЗ добавились льготы по налогу на прибыль для организаций - участников федеральных и региональных специальных инвестиционных контрактов, создавая привлекательные условия для крупных инвестиций в развитие новых производств.

Проводится активная работа по вовлечению в налоговый оборот «теневого» сектора малого предпринимательства. Совершенствуется региональный закон о патентной системе налогообложения, дифференцирован годовой доход по месту осуществления деятельности, расширен перечень видов деятельности, подпадающих под данный спецрежим, установлена ежегодная индексация годового дохода.

Дифференцирована ставка по упрощенной системе налогообложения, ранее установленная независимо от вида деятельности. В условиях текущей экономической ситуации пониженная ставка носит стимулирующий характер, сохраняясь в текущем году на уровне 9% («доходы-расходы») и 4% («доходы») только для резидентов особой экономической зоны на территории субъекта, а также обрабатывающих производств и организаций здравоохранения, образования и социальных услуг. Кроме того, на территории республики действуют «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения в производственной, социальной и научной сферах в виде установления на двухлетний налоговый период нулевой ставки.

Распоряжением Правительства Карачаево-Черкесской Республики утвержден План мероприятий по устранению c l января 2018 года неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам), установленных законодательством республики о налогах и сборах. В рамках данного Плана проведена очередная оценка эффективности действующих на территории субъекта налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), по результатам которой подготовлены законопроекты, предусматривающие отмену льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества, не используемого в религиозной деятельности, а также пересмотр в сторону повышения ставок по отдельным категориям транспортных средств.

В целях реализации дополнительных мер, направленных на стимулирование социально-экономического развития и оздоровление государственных финансов субъектов Российской Федерации, обеспечивается выполнение и других условий соглашений, подписанных с Министерством финансов Российской Федерации, о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и бюджетных кредитов.

 

2. Основные цели и задачи налоговой политики на 2018 год

и плановый период 2019 и 2020 годов

 

В республике продолжится реализация принятых ранее целей налоговой политики. Первоочередными задачами на 2018-2020 годы будут являться предсказуемость и устойчивость бюджетной системы, качественное и эффективное государственное управление, создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности как основного источника обеспечения наполняемости бюджета собственными доходами в полном объеме.

Основные направления нацелены на дальнейшее повышение эффективности налоговой системы с сохранением в течение очередного трехлетнего периода стратегического курса на стимулирование развития и модернизации производств, минимизацию способов уклонения от налогообложения, недопущению образования неэффективных выпадающих доходов, повышение ответственности администраторов от прогнозирования до контроля за полнотой уплаты платежей.

Главным инструментом налоговой политики в планируемом периоде является улучшение качества администрирования доходов бюджетной системы. Ключевая задача на ближайшие годы - создание системы администрирования, построенной на единой методологической и информационной основе, что обеспечит рост собираемости налогов и снижение административной нагрузки для добросовестного бизнеса. В этих целях планируется цифровизация и интеграция всех источников информации в единое информационное пространство с последующей автоматизацией ее анализа на основе внедрения современных технологий обработки больших массивов данных, что позволит кратно расширить возможности налогового администрирования. Это, с одной стороны, станет одним из наиболее эффективных инструментов пресечения неформальных практик, а с другой стороны, позволит существенно упростить и облегчить взаимодействие между государством и добросовестными налогоплательщиками. В том числе, указанные меры будут содействовать решению задачи по оптимизации форм налоговой отчетности.

Одновременно продолжится внедрение электронной системы прогнозирования, учета, систематизации и контроля бюджетных данных через «Электронный бюджет», что обеспечит прозрачность, открытость и подотчетность деятельности госорганов, а также повышение качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения ИКТ в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.

Основным элементом бюджетной сбалансированности является формирование доходных источников, достаточных для финансирования приоритетных расходных полномочий. Все более важное значение при этом принимает целевой и адресный характер предоставления налоговых льгот.

В целях создания условий для предсказуемости формирования и наполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов со стороны федерального центра предполагается передача установления налоговых льгот по региональным и местным налогам на уровень субъектов. Так, с 01.01.2018 регионы получили право самостоятельно принимать решение о предоставлении на своей территории налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества. По результатам обсуждения на заседании Комиссии по мобилизации доходов в бюджет Карачаево-Черкесской Республики принято решение о нецелесообразности установления данной льготы на уровне республики. В таком случае, бюджет субъекта пополнится более чем на 100 млнублей.

Далее планируется поэтапная отмена ряда действующих федеральных налоговых льгот по региональным и местным налогам с 1 января 2020 года и с 1 января 2022 года путем расширения применения правила «двух ключей» для отдельных видов льгот и преференций, которое означает, что они применяются на территории региона только в случае принятия соответствующего закона субъекта, в отношении энергоэффективных объектов, линейных объектов инфраструктуры, организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также автомобильных дорог федерального значения.

Ожидается установление моратория на введение новых федеральных льгот по налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты, а также разработка общей методологии оценки эффективности льгот с использованием в рамках бюджетного процесса подхода к льготам как к «налоговым (неналоговым) расходам».

При определении общих параметров объема доходной части консолидированного бюджета Карачаево-Черкесской Республики на 2018-2020 годы должны быть учтены следующие изменения, вступающие в силу, а также планируемые к принятию в 2018-2020 годах:

1. Налог на прибыль организаций

уточнение порядка предоставления инвестиционного налогового кредита с расширением перечня оснований его предоставления для стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности;

предоставление налогоплательщикам инвестиционного налогового вычета - то есть права уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств;

признание в целях налогообложения по налогу на прибыль организаций-кредиторов в составе безнадежных долгов задолженность гражданина, признанного банкротом, обязательства по которой прекращены.

2. Налог на доходы физических лиц

освобождение самозанятых лиц до конца 2018 года от уплаты НДФЛ при условии уведомления налогового органа об осуществлении упомянутой деятельности. В частности предлагается закрепить критерии самозанятых граждан:

физическое лицо, самостоятельно осуществляет деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для других физических лиц, основанную исключительно на личном трудовом участии, в том числе во время, свободное от исполнения обязанностей по трудовому договору;

физическое лицо не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя;

физическое лицо старше 16 лет;

представившие уведомление об осуществлении указанной деятельности в налоговый орган в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

введение прямой нормы, исключающей возможность возникновения дохода физического лица в виде материальной выгоды, полученной от приобретения облигаций федерального займа для физических лиц при их первичном выпуске по установленной цене, на указанную дату;

снятие ограничения по возрасту инвалида I или II группы, который находится на обеспечении родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, в целях применения стандартного налогового вычета;

уточнение порядка признания расходов при определении налоговой базы в случае реализации (погашения) ценных бумаг, которые были получены налогоплательщиком на безвозмездной основе или с частичной оплатой, а также в порядке дарения или наследования;

установление на 2018 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, в размере, равном 1,6.

3. Налог на игорный бизнес

поэтапное увеличение ставок налога на игорный бизнес по всем объектам налогообложения в 10 раз с повышением на первом этапе в 2 раза с 1 января 2018 года;

введение новых объектов налогообложения налога на игорный бизнес: процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы, процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора.

4. Налог на добычу полезных ископаемых

проработка вопроса об установлении специфических ставок в отношении неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии, а именно, в отношении песка природного строительного и песчано-гравийных смесей.

5. Страховые взносы

уточнение видов экономической деятельности в социальной и производственной сферах, при осуществлении которых плательщики на упрощенной системе налогообложения будут по-прежнему вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.

6. Акцизы

Ставки акциза на 2018-2019 годы предполагается сохранить на уровне, установленном действующим налоговым законодательством, за исключением, бензина, дизельного топлива и легковых автомобилей. Ставки акциза на 2020 год предполагается проиндексировать в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции (4%).

Однако, в целях увеличения объемов бюджетных ассигнований региональных дорожных фондов подготовлены предложения по перераспределению в пользу бюджетов субъектов акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо за счет увеличения нормативов распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов. Предполагается повышение ставок акцизов на бензин автомобильный и дизельное топливо на 50 копеек за литр с 1 января 2018 года и дополнительно на 50 копеек за литр с 1 июля 2018 года при одновременном изменении норматива зачисления акцизов на нефтепродукты с целью направления в субъекты Российской Федерации для формирования Дорожного фонда дополнительных доходов, эквивалентных стоимости 1 рубля с каждого литра дизельного топлива.

7. Патентная система налогообложения и Единый налог на вмененный доход

ограничение общего количества объектов (общей площади объектов), в отношении которых индивидуальный предприниматель может применять патентную систему налогообложения в целях пресечения злоупотреблений, связанных с использованием патентной системы налогообложения для минимизации налогообложения по такому виду предпринимательской деятельности, как сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности;

уточнение видов предпринимательской деятельности, в отношении которых могут применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, патентная система налогообложения и пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков на упрощенной системе налогообложения в связи с введением в действие ОКВЭД2;

полный охват (с 1 июля 2018 года) розничной торговой сети контрольно-кассовой техникой (ККТ), обеспечивающей онлайн-передачу данных на сервера ФНС с предоставлением малому бизнесу (плательщики ЕНВД, патента) права уменьшать соответствующие налоги на расходы по приобретению ККТ (в размере не более 18000 рублей за один кассовый аппарат);

предоставление налогоплательщикам, применяющим патентную систему налогообложения, возможности уменьшить стоимость патента на сумму страховых взносов по аналогии с плательщиками, применяющими единый налог на вмененный доход и упрощенную систему налогообложения;

совершенствование специальных налоговых режимов с учетом анализа изменений федерального законодательства, размера страховых взносов на социальное страхование, эффективности установленных ставок, корректирующих коэффициентов.

8. Единый сельскохозяйственный налог

признание плательщиков ЕСХН плательщиками НДС в целях пресечения злоупотреблений и беспрепятственного их встраивания в хозяйственные отношения с плательщиками НДС;

освобождение плательщиков ЕСХН от налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц только в части имущества, используемого в предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется ЕСХН.

9. Налог на имущество организаций

совершенствование системы налогообложения от кадастровой стоимости объектов делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

установление налоговой ставки в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в размере 1,9% - в 2018 году, 2,2% - в 2019 и последующие годы;

повышение налоговых ставок в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, в размере 1,3% - в 2018 году, 1,3% - в 2019 году, 1,6% - в 2020 году.

10. Транспортный налог

повышение ставок и ограничение применения льгот по транспортному налогу для отдельных транспортных средств и категорий плательщиков с учетом анализа законодательства субъектов Северо-Кавказского Федерального округа по транспортному налогу.

11. Государственная пошлина

установление дифференцированного подхода к определению размера государственной пошлины для лиц, осуществляющих розничную торговлю алкогольной продукцией, в зависимости от количества мест осуществления деятельности (в настоящее время размер госпошлины - 65000 рублей в год - универсален как для крупной торговой сети, так и для отдельных сельских магазинов).

12. Иные доходы

установление доли прибыли по доходам в виде дивидендов от участия государства в уставном капитале хозяйственных обществ, подлежащей перечислению в бюджет на уровне 50%;

расширение практики применения самообложения граждан.

 

Меры налоговой политики, направленные на облегчение

администрирования и снижение административных издержек

 

Расширение перечня оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате платежей, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации, предоставив данную возможность организациям, выполняющим особо важные заказы по социально-экономическому развитию регионов, предоставляющим особо важные услуги населению, а также включенным в перечень стратегических предприятий и организаций, который определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

Предоставление возможности физическим лицам уплаты налогов и платежей через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в случаях, когда на них субъектами Российской Федерации возложены соответствующие функции.

Совершенствование института «уточнение платежа», в использовании которого имеется высокая заинтересованность налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.

Введение института специальных авансовых взносов, которые указанные лица смогут добровольно перечислять в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства в счет уплаты ими предстоящих платежей по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

Рассмотрение вопроса об упрощении процедуры проведения камеральных проверок после 1 июля 2018 года при полном охвате розничной сети контрольно-кассовой техникой, обеспечивающей онлайн передачу данных на сервера ФНС России.

Рассмотрение вопроса о возможности освобождения налогоплательщиков от представления в налоговые органы необоснованно большого объема документации (в том числе ранее представленной в органы государственной власти). В частности, предлагается освободить налогоплательщиков - физических лиц от необходимости представления в налоговые органы документов, подтверждающих их право на льготы по имущественным налогам.

С учетом вышеизложенного, основными направлениями налоговой политики в Карачаево-Черкесской Республике на очередной трехлетний период определены:

увеличение налоговой базы Карачаево-Черкесской Республики за счет стимулирования привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных проектов, регистрации в субъекте крупных налогоплательщиков;

усиление политики обоснованности и эффективности применения налоговых льгот как по региональным, так и по местным налогам;

обеспечение тесного взаимодействия органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления и территориальных подразделений федеральных органов власти по вопросам пополнения доходной части бюджета.

Совершенствование нормативной правовой базы по вопросам налогообложения будет направлено на обеспечение стабильности и предсказуемости условий ведения экономической деятельности на территории  Карачаево-Черкесской Республики и на обеспечение равных конкурентных условий для различных групп экономических агентов.

После внедрения на федеральном уровне единого механизма анализа объемов налоговых льгот и оценки их эффективности будет пересмотрен действующий порядок оценки региональных налоговых льгот.

Налоговая политика Карачаево-Черкесской Республики будет направлена на максимальную мобилизацию доходов в бюджет региона, дальнейшее совершенствование республиканской законодательной базы, методов налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам республиканского бюджета и местных бюджетов на территории Карачаево-Черкесской Республики, усиление контроля за соблюдением законодательства в области платежной дисциплины, легализации заработной платы, устранения нарушений по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, повышение эффективности управления государственным и муниципальным имуществом.

 

III. Бюджетная политика

 

1. Итоги реализации бюджетной политики в 2015-2017 годах

 

Основным итогом предыдущих лет стало сохранение как в стране в целом, так и в Карачаево-Черкесской Республике достаточно устойчивой социально-экономической ситуации, несмотря на влияние негативных внешних факторов.

Благодаря взвешенной бюджетной политике было обеспечено своевременное и в полном объеме исполнение таких расходных обязательств, как выплата заработной платы работникам бюджетной сферы с учетом повышения оплаты труда в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, социальное обеспечение льготных категорий граждан, выплата ежемесячных денежных выплат в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста 3 лет.

С привлечением средств федерального бюджета осуществлено строительство новых детских дошкольных учреждений и реконструкция старых, начата программа строительства новых школ, осуществлялась реализация мероприятий по развитию здравоохранения и сельского хозяйства.

Одним из первых среди субъектов Российской Федерации реализована в полном объеме программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Осуществлена поддержка реального сектора экономики посредством субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные и инновационные проекты, предприятий сельского хозяйства, малого предпринимательства и других отраслей, а также посредством предоставления налоговых льгот Карачаево-Черкесской Республики.

Реализуется эффективная долговая политика, в том числе посредством привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий, краткосрочных кредитов из управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике, а также бюджетных кредитов из федерального бюджета.

Обеспечено выполнение условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации, заключенных при получении бюджетных кредитов из федерального бюджета, по достижению необходимого уровня долговой нагрузки на бюджет, в том числе по рыночным долговым обязательствам.

Крупнейшими направлениями расходования бюджетных средств являются образование, здравоохранение и социальная политика.

В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств в 2015-2017 годах продолжена работа по следующим направлениям:

республиканский бюджет разрабатывается и утверждается по программно-целевому принципу;

ежегодно проводится оценка эффективности государственных программ Карачаево-Черкесской Республики, предусматривающая комплексный подход к оценке программ с учетом качества их формирования и эффективности реализации;

осуществлен комплекс мероприятий по оптимизации и реструктуризации сети государственных учреждений в целях выявления и ликвидации неэффективных расходов;

ежегодно разрабатываются государственные задания в отношении государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями Карачаево-Черкесской Республики;

реализуется План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Карачаево-Черкесской Республики, утвержденный распоряжением Главы Карачаево-Черкесской Республики от 29.11.2013 № 213-р.

В рамках мероприятий по повышению открытости и прозрачности системы управления государственными финансами Карачаево-Черкесской Республики и в целях предоставления населению актуальной информации о республиканском бюджете и его исполнении в объективной и доступной для понимания форме на регулярной основе на всех этапах бюджетного процесса публикуется электронная информационная брошюра «Бюджет для граждан».

В целях выявления общественного мнения по вопросам формирования и исполнения республиканского бюджета ежегодно Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики проводятся публичные слушания по годовому отчету об исполнении республиканского бюджета и по проекту республиканского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.

В целях повышения результативности и эффективности использования средств были разработаны и приняты следующие законы Карачаево-Черкесской Республики:

от 19.12.2016 № 87-РЗ «О внесении изменения в статью 1 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О ветеранах труда Карачаево-Черкесской Республики», которым установлены дополнительные требования по ограничению круга лиц при присвоении звания «Ветеран труда Карачаево-Черкесской Республики»;

от 09.01.2017 № 7-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики, и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», которым установлен фиксированный размер ежемесячной денежной выплаты.

Принятие данных законов Карачаево-Черкесской Республики позволит сократить расходы республиканского бюджета.

В целях обеспечения сбалансированности бюджетной системы и изыскания источников финансирования принятых расходных обязательств в Карачаево-Черкесской Республике с 2017 года реализуется Программа оптимизации расходов республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики на 2017 2019 годы.

 

2. Цели и задачи бюджетной политики

на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов

 

Исходя из необходимости достижения заявленных целевых ориентиров и обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Карачаево-Черкесской Республике при рациональном и эффективном использовании бюджетных средств, а также учитывая насущную актуальность большинства направлений бюджетной политики, заявленных в предыдущие годы, основными задачами бюджетной политики Карачаево-Черкесской Республики в среднесрочной перспективе являются:

проведение ответственной бюджетной политики, способствующей обеспечению долгосрочной устойчивости республиканского бюджета, укреплению финансовой стабильности в Карачаево-Черкесской Республике;

реализация задач, поставленных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию;

дальнейшее проведение структурных реформ в социальной сфере посредством реализации утвержденных Правительством Карачаево-Черкесской Республики планов мероприятий («дорожных карт»), направленных на повышение эффективности и качества услуг в отраслях социальной сферы и оптимизацию бюджетных расходов, а также обеспечение с 1 января 2018 года, 1 октября 2019 года и 1 ноября 2020 года индексации заработной платы работников бюджетного сектора экономики, на которых не распространяются указы Президента Российской Федерации;

оптимизация бюджетной сети, включающая: ликвидацию неэффективных государственных учреждений, их преобразование в иные организационно-правовые формы (в том числе учреждений, деятельность которых не соответствует полномочиям Карачаево-Черкесской Республики и не соответствует сфере деятельности органа, осуществляющего функции и полномочия его учредителя), укрупнение (объединение, присоединение) государственных (муниципальных) учреждений; передачу несвойственных функций государственных (муниципальных) учреждений на аутсорсинг; развитие приносящей доход деятельности бюджетных и автономных учреждений;

отмена с 2018 года расходных обязательств Карачаево-Черкесской Республики, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, недопущение установления указанных расходных обязательств;

расширение использования государственных программ в бюджетном планировании и повышение качества их исполнения;

повышение эффективного расходования бюджетных средств, выявление и использование резервов для достижения планируемых результатов, сокращение неэффективных расходов;

безусловное исполнение действующих социально значимых расходных обязательств;

своевременное и полное исполнение долговых обязательств при минимизации расходов на обслуживание государственного долга Карачаево-Черкесской Республики;

повышение доступности и качества оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

повышение эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений при оказании услуг за счет всех источников доходов государственного (муниципального) учреждения, в том числе за счет доходов, полученных ими от приносящей доход деятельности, направляемых на достижение целей деятельности государственных (муниципальных) учреждений, определенных уставами;

совершенствование межбюджетных отношений, повышение прозрачности, эффективности предоставления и распределения межбюджетных трансфертов, способствующих сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета на всех уровнях, укреплению финансовой самостоятельности местных бюджетов;

повышение результативности и экономической эффективности государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

обеспечение прозрачности и открытости республиканского бюджета и бюджетного процесса для общества.

Главными рисками, которые могут возникнуть в ходе реализации бюджетной политики, являются:

изменения норм федерального и республиканского законодательства, влекущие за собой снижение доходов республиканского бюджета и (или) увеличение расходов республиканского бюджета;

ухудшение общеэкономической ситуации в стране в целом, так и в Карачаево-Черкесской Республике, приводящее к уменьшению поступлений налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета;

удорожание стоимости привлечения заемных средств в виде кредитов кредитных организаций.

При наступлении указанных рисков могут потребоваться дополнительные меры по минимизации их негативных последствий.

 

3. Основные подходы к формированию расходов республиканского бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов

 

Бюджетная политика в 2018-2020 годах в Карачаево-Черкесской Республике будет ориентирована на безусловное исполнение действующих расходных обязательств.

Достижение этого в условиях ограниченности бюджетных возможностей предполагает перераспределение бюджетных средств в пользу приоритетных направлений. Начиная с 2012 года основные приоритеты бюджетных расходов определяются Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

Основные параметры республиканского бюджета будут определены исходя из ожидаемого прогноза поступления доходов и необходимости соблюдения условий по снижению объема государственного долга, установленных Соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации, заключенными Правительством Карачаево-Черкесской Республики в 2015-2017 годах при получении бюджетных кредитов из федерального бюджета.

Формирование объема и структуры расходов республиканского бюджета на 2018-2020 годы будет осуществляться исходя из следующих основных подходов:

в качестве «базовых» объемов бюджетных ассигнований на 2018-2019 годы будут приняты бюджетные ассигнования, утвержденные Законом Карачаево-Черкесской Республики от 23.12.2016 № 92-РЗ «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее - Закон о республиканском бюджете) в первоначальной редакции, с обеспечением действующих социально значимых расходных обязательств на уровне 2017 года, с учетом изменения численности получателей социальных услуг и мер социальной поддержки населения на 2018 год и сохранением этого уровня на 2019-2020 годы. В основу бюджетных проектировок по расходам на 2020 год будут положены проектировки 2019 года.

При формировании проектировок расходов республиканского бюджета на 2018-2020 годы учтены следующие направления:

повышение оплаты труда отдельных категорий работников в целях достижения в 2018 году установленных региональными «дорожными картами» целевых значений показателей Указов Президента Российской Федерации от 2012 года;

повышение с 1 января 2018 года на прогнозный уровень инфляции (4%) оплаты труда работников бюджетной сферы, не попадающих под действие Указов Президента Российской Федерации от 2012 года;

наращивание объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики;

в 2018 году в составе условно утверждаемых расходов учитываются бюджетные ассигнования на реализацию следующих мероприятий:

реализация положений указов Президента Российской Федерации от 2012 года;

предоставление финансовой помощи муниципальным образованиям в виде дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов и дотации на стимулирование.

При распределении предельных объемов бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ и непрограммных направлений деятельности исполнительные органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики должны обеспечить бюджетное планирование исходя из минимизации затрат в целях полного финансового обеспечения социально значимых расходных обязательств.

 

4. Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений

 

Формирование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями в 2018-2020 годах будет основываться на Бюджетном кодексе Российской Федерации и Законе Карачаево-Черкесской Республики от 30.12.2015 № 107-РЗ «О межбюджетных отношениях в Карачаево-Черкесской Республике».

Правительством Карачаево-Черкесской Республики принимаются все возможные меры по обеспечению органов местного самоуправления муниципальных образований республики средствами, необходимыми для эффективного исполнения возложенных на них полномочий.

Основной задачей бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений является повышение эффективности финансовых взаимоотношений с местными бюджетами, а также повышение прозрачности и открытости бюджетных сведений муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики.

Приоритетными направлениями будут являться:

поддержание устойчивого исполнения местных бюджетов, содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов, снижение рисков неисполнения расходных обязательств;

содействие повышению качества управления бюджетным процессом и эффективности бюджетных расходов на муниципальном уровне;

реализация мер по укреплению финансовой дисциплины, соблюдению органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства.

Основой для повышения эффективности предоставления межбюджетных трансфертов является совершенствование структуры и порядка их предоставления, а также повышение эффективности и результативности предоставления целевых межбюджетных трансфертов.

При предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета Карачаево-Черкесской Республики бюджетам муниципальных образований основная роль, как и прежде, отводится дотациям на выравнивание бюджетной обеспеченности. Их объемы в 2018-2020 годах планируются с ростом к 2017 году.

Оказание дополнительной финансовой помощи бюджетам муниципальных районов и городских округов будет осуществляться через предоставление дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных районов и городских округов. Для оперативного решения проблем, возникающих в ходе исполнения местных бюджетов, часть дотации на обеспечение сбалансированности муниципальных районов и городских округов планируется распределять в течение финансового года исходя из оценки исполнения доходной части местных бюджетов.

При формировании межбюджетных отношений на 2018-2020 годы будет учитываться изменение федерального законодательства и законодательства Карачаево-Черкесской Республики, что может привести к необходимости изменения инструментов межбюджетного регулирования.

 

 

 

 

 

 


Информация по документу
Читайте также