Расширенный поиск

Постановление Мэрии Муниципального образования города Черкесска от 14.11.2017 № 626

 

 

 

 

МЭРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕРКЕССКА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

14.11.2017

  626

геркесск

 

 

Об  основных направлениях  бюджетной и налоговой

политики муниципального образования города

Черкесска  на 2018 год  и на плановый  период

2019 и 2020 годов

 

 

В соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 23 решения Совета депутатов муниципального образования города Черкесска от 24.11.2005 №82 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Черкесске"

 

ПОСТАНОВЛЯЮ:

 

1. Одобрить основные направления бюджетной и налоговой  политики муниципального образования города Черкесска на 2018 год и на плановый  период 2019 и 2020 годов согласно приложению.

2. Финансовому управлению мэрии муниципального образования города Черкесска обеспечить составление проекта бюджета города Черкесска на 2018 год и на плановый  период 2019 и 2020 годов на основе основных направлений бюджетной и  налоговой  политики муниципального образования  города Черкесска на 2018 год и на  плановый  период 2019 и 2020 годов.

3. Настоящее постановление подлежит размещению на официальном портале мэрии муниципального образования города Черкесска http://www. cherkessk09.ru.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

 

 

Мэр города Черкесска

Р.А. Тамбиев

 

 

 

 

Приложение

к постановлению мэрии муниципального образования

города Черкесска

от 14.11.2017626

 

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ  И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА ЧЕРКЕССКА НА 2018 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ  ПЕРИОД

2019 и 2020 ГОДОВ

 

 

Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования города Черкесска на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов разработаны в соответствии со статьями 172, 184.2  Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики на период до 2017 года.

При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования города Черкесска были учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.12.2016, указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012, Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, разработанных Министерством финансов  Российской Федерации, Основных направлений налоговой и бюджетной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденных Правительством Карачаево-Черкесской Республики от 30.10.2017 № 269, муниципальных программ города Черкесска и иных документов стратегического планирования.

Настоящие Основные направления разработаны в целях определения условий, используемых при составлении проекта бюджета города Черкесска на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета города Черкесска.

 

I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНО ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕРКЕССКА

НА 2018 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ  ПЕРИОД

2019 и 2020 ГОДОВ

 

 

 

 

1.     Итоги реализации бюджетной политики в 2015-2017 годах

 

Основным итогом предыдущих лет стало сохранение как в стране в целом, так и в муниципальном образовании города Черкесска достаточно устойчивой социально-экономической ситуации, несмотря на влияние негативных внешних факторов.

Главной задачей экономической политики в этот период в муниципальном образовании города Черкесска стало сохранение финансовой стабильности. Бюджетная политика формировалась исходя из необходимости обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета города Черкесска. Немаловажную роль в этом сыграла и взвешенная бюджетная политика, благодаря которой обеспечены:

своевременно и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы; по социальному обеспечению льготных категорий граждан;

исполнение мероприятий в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 по повышению оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы;

100 процентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет;

реализация в полном объеме программы переселения граждан из аварийного жилья;

эффективная долговая политика, в том числе посредством привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий, краткосрочных бюджетных кредитов из управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике, а также бюджетных кредитов из республиканского бюджета.

Одним из направлений повышения эффективности бюджетных расходов является улучшение качества  контрольной работы. В соответствии с частью 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", полномочиями по осуществлению внутреннего финансового контроля и контроля  в сфере закупок наделено финансовое управлением мэрии муниципального образования города Черкесска. Утверждена вся необходимая для его осуществления муниципальная нормативная правовая база, определившая разграничения процедур исполнения контрольных мероприятий по проверке деятельности получателей средств бюджета города Черкесска.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающей обязательное нормирование в сфере закупок, установлены:

требования к порядку разработки и принятия, содержанию, обеспечению исполнения правил определения нормативных затрат на обеспечение функций главных распорядителей средств бюджета города Черкесска (включая соответственно подведомственные казенные учреждения), правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым для обеспечения муниципальных нужд;

количественное, ценовое и качественное (допустимые потребительские свойства) нормирование в закупках, в том числе исключение закупок с избыточными потребительскими свойствами;

требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым самим муниципальным органом и подведомственными казенными учреждениями и бюджетными учреждениями.

К итогам реализации бюджетной политики можно отнести формирование проекта бюджета города на трехлетний период. В муниципальном образовании города Черкесска, в рамках федеральной государственной политики,  формирование  трехлетнего бюджета осуществляется начиная с 2015 года, за исключением бюджета города Черкесска на 2016 год, который, аналогично федеральному и региональному бюджетам, формировался как однолетний,  в условиях  кризисных  проявлений и непредсказуемости финансовой ситуации.

Осуществлен поэтапный переход на принцип планирования и исполнения бюджета города Черкесска начиная с 2014 года на основе муниципальных программ, что в полной мере отвечает принципам бюджетной системы Российской Федерации, Карачаево-Черкесской Республики.

Причем, если доля «программных» расходов в 2014 году в рамках реализации 7 муниципальных программ составляла в общем объеме расходов бюджета 27,3%, то  программная структура расходов бюджета города Черкесска в текущем периоде утверждена в составе 17 муниципальных программ, доля которых в бюджете города составляет 95,5%.

Бюджет города Черкесска на 2017 год сформирован не только по программам и их подпрограммам, но и по основным мероприятиям, что позволило обеспечить увязку расходов бюджета с конкретными программными мероприятиями и целевыми показателями (индикаторами), а также предоставило возможность оценки достижения целей, задач и запланированных результатов реализации муниципальных программ. Такой формат бюджета также способствует повышению открытости для широкой общественности информации о структуре и направлениях расходов.

Использование программного метода  позволило создать стимулы и расширить возможности для ответственных исполнителей муниципальных программ по выявлению резервов и приоритезации расходов внутри муниципальных программ с целью достижения наилучших результатов использования финансовых ресурсов.

Ежегодно проводится оценка эффективности муниципальных программ, в ходе которой проводится анализ степени достижения целей муниципальных программ (решения задач их подпрограмм) и степени выполнения их основных мероприятий (в части показателей, отражающих степень достижения непосредственных результатов реализации муниципальных программ и показателей качества управления ими).

В рамках мероприятий по повышению открытости и прозрачности системы управления муниципальными финансами, а также в целях вовлечения граждан в обсуждение бюджетных решений, на регулярной основе на официальном сайте мэрии   муниципального образования города Черкесска, на сайте «Открытый бюджет города Черкесска» публикуется  информационная брошюра «Бюджет для граждан», и размещаются иные сведения, в целях предоставления населению актуальной информации о бюджете города Черкесска и его исполнении.

Одновременно с этим, в соответствии с Приказом Минфина России от 21.07.2011 № 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта», размещается необходимая информация (сведения) о муниципальных учреждениях на официальном сайте www.bus.gov.ru в сети Интернет.

 

2. Основные цели и задачи бюджетной политики

на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

 

Основные цели бюджетной политики

 

Приоритеты муниципального образования города Черкесска в области бюджетной политики основаны на государственной политике Российской Федерации, Карачаево-Черкесской Республики и направлениях социально-экономического развития города Черкесска в условиях сохранения сбалансированности бюджета города Черкесска при возрастающей бюджетной нагрузке.

Целями бюджетной политики являются обеспечение финансовой устойчивости бюджета города Черкесска, повышение эффективности управления муниципальными финансами с учетом преемственности реализуемых целей и задач, безусловное исполнение принятых обязательств, поддержание накопленного уровня муниципального долга в пределах, установленных бюджетным законодательством, с тенденцией к снижению в среднесрочной перспективе, снижение расходов на обслуживание муниципального долга, применение эффективных механизмов мобилизации и использования имеющихся финансовых ресурсов, обеспечение потребностей населения и организаций в государственных, муниципальных услугах, рост показателей их доступности и качества.

Повышение эффективности бюджетных расходов является основным инструментом достижения поставленной цели бюджетной политики.

Формирование бюджета города на трехлетний период само по себе будет способствовать снижению уровня неопределенности относительно основных приоритетов, механизмов и принципов реализации бюджетной политики.

Для поддержания сбалансированности бюджета города Черкесска будут приняты меры, направленные на увеличение собственной доходной базы, включение в бюджет в первоочередном порядке расходов на финансирование действующих расходных обязательств, непринятие новых расходных обязательств, сокращение неэффективных расходов, обоснованности принятия решений уже на этапе планирования расходов.

Проведение ответственной, взвешенной бюджетной политики позволит сохранить объем долга муниципального образования города Черкесска на экономически безопасном уровне и обеспечить исполнение социально-значимых расходных обязательств.

 

Основные задачи бюджетной политики

 

Исходя из необходимости достижения заявленных целевых ориентиров и обеспечения устойчивости развития экономики и социальной стабильности в муниципальном образовании города Черкесска при рациональном и эффективном использовании бюджетных средств, а также учитывая насущную актуальность большинства направлений бюджетной политики, заявленных в предыдущие годы, основными задачами бюджетной политики города Черкесска в рамках бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов являются:

1) обеспечение приоритетности реализации задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации;

2) обеспечение долгосрочного планирования и финансовой стабильности бюджета города Черкесска;

3) повышение качества исполнения муниципальных программ и расширение их использования в бюджетном планировании;

4) повышение эффективности расходования бюджетных средств, выявление и использование резервов для достижения планируемых результатов;

5) повышение доступности и качества оказания государственных и муниципальных услуг (выполнения работ);

6) повышение эффективности деятельности муниципальных учреждений при оказании услуг за счет всех источников доходов муниципального учреждения, в том числе за счет доходов, полученных ими от приносящей доход деятельности, направляемых на достижение целей деятельности муниципальных учреждений, определенных уставами;

7) эффективное управление муниципальным долгом, направленное на сокращение объема муниципального долга, на минимизацию его обслуживания;

8) полное исполнение действующих социально значимых расходных обязательств, недопущение принятия новых обязательств, не обеспеченных доходными источниками;

9) повышение результативности и экономической эффективности муниципального финансового контроля;

10) повышение открытости и прозрачности информации об управлении муниципальными финансами, расширение практики общественного участия при обсуждении и принятии бюджетных решений.

Оптимизация бюджетных расходов должна осуществляться в каждом органе местного самоуправления, в случае необходимости, путем установления моратория на увеличение численности органов местного самоуправления и работников бюджетной сферы, проведения анализа эффективности использования муниципального имущества, преобразования или ликвидации структурных подразделений и муниципальных учреждений города Черкесска в целях исключения дублирующих функций и предоставляющих маловостребованные населением муниципальные услуги.

Главными рисками, которые могут возникнуть в ходе реализации бюджетной политики, являются:

изменения норм федерального и республиканского законодательства, влекущие за собой снижение доходов и (или) увеличение расходов  бюджета города Черкесска;

ухудшение общеэкономической ситуации в стране в целом, так и в Карачаево-Черкесской Республике и городе Черкесске, приводящее к уменьшению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета города Черкесска;

удорожание стоимости привлечения заемных средств в виде кредитов кредитных организаций.

При наступлении указанных рисков могут потребоваться дополнительные меры по минимизации их негативных последствий.

 

3. Основные подходы к формированию расходов бюджета

города Черкесска

 

Формирование проекта бюджета города Черкесска на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов осуществляется в условиях ограниченности финансовых ресурсов.

Поэтому реализация  расходных обязательств будет осуществляться  в пределах общих прогнозируемых параметров доходов бюджета в условиях  сдерживания роста и оптимизации расходов.

При этом важнейшей задачей является сохранение социальной направленности бюджета.

При планировании бюджета города, в полном объеме  учтены действующие расходные обязательства по следующим первоочередным расходам:

оплате труда и начислениям на нее по муниципальным учреждениям и органам местного самоуправления;

законодательно установленным публично-нормативным и иным социально-значимым обязательствам, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций;

оплате коммунальных услуг;

обслуживанию муниципального долга;

приобретению продуктов питания;

уплате налогов, сборов и иных платежей.

Формирование объема и структуры расходов бюджета города Черкесска на 2018 год  и на плановый период 2019 и 2020 годов осуществлялось исходя из необходимости  установления и исполнения расходных обязательств в пределах полномочий, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными и республиканскими  законами к полномочиям органов местного самоуправления, а также из следующих основных подходов:

1. Определение «базовых» объемов бюджетных ассигнований бюджета города Черкесска на 2018 и 2019 годы на основе утвержденных решением Думы муниципального образования города Черкесска от 22.12.2016  № 100 «О бюджете города Черкесска на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – решение Думы № 100), «базовые» объемы 2020 года принимаются равными «базовым» объемам 2019 года.

2. Уточнение «базовых» объемов бюджетных ассигнований на 2018 год  и на плановый период 2019 и 2020 годов, в том числе на основании подходов к формированию расходов,   определенных на федеральном и республиканском  уровнях, с учетом:

1) уменьшения объемов бюджетных ассигнований по прекращающимся расходным обязательствам ограниченного срока действия;

2) увеличения бюджетных ассигнований по мероприятиям «длящегося» характера, возникшим в ходе исполнения  бюджета города в 2017 году;

3) уточнения объемов бюджетных ассигнований в связи с изменением контингента получателей бюджетных средств;

4) уточнения объемов бюджетных ассигнований в связи с изменением тарифов на коммунальные услуги;

5) повышения оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений города Черкесска, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», с учетом:

средней численности отдельной категории работников социальной сферы по итогам федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников на 01.09.2017;

доведения до нормативного значения и достигнутого значения среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) в Карачаево-Черкесской Республике в 2016 году;

проведения мероприятий, направленных на повышение производительности труда в бюджетном секторе экономики, реорганизации неэффективных муниципальных учреждений города Черкесска и сокращения неэффективных расходов бюджета города Черкесска;

направления доходов от оказания муниципальными учреждениями города Черкесска платных услуг;

6) поэтапного повышения минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) до прожиточного минимума трудоспособного населения, по которому с 2018 года МРОТ вырастет на 21,7 процента, до 9 489 рублей или 85 процентов прожиточного минимума, сложившегося за II квартал года, предшествующего предыдущему году, с 2019 года – до 11 163 рубля или 100 процентов прожиточного минимума;

7) индексации публичных нормативных и приравненных к ним обязательств на прогнозный уровень инфляции в 2018 году на  4,0 процента, в 2019 году на 4,0 процента и в 2020 году на 4,0 процента;

8) реализации мер социальной поддержки населения города с уточнением принципа нуждаемости и повышения адресности предоставления мер социальной поддержки;

9) индексации на прогнозный уровень инфляции в 2018 году на  4,0 процента, в 2019 и 2020 годах на уровне 2018 года гарантий муниципальным служащим, предоставляемых в виде оплаты стоимости санаторных путевок либо выплат денежной компенсации стоимости санаторных путевок,  установленных статьей 73.1 Устава города Черкесска;

10) расходов на закупку работ и услуг для муниципальных нужд на 2018 и на 2019 год на уровне принятого решением Думы № 100, на 2020 год – на уровне 2019 года;

11) расходов на уплату налогов в соответствии с требованиями налогового законодательства;

12)  резервирования бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий, связанных с:

увеличением оплаты труда работников органов местного самоуправления, муниципальных учреждений муниципального образования города Черкесска, в том числе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

финансовым обеспечением непредвиденных расходов в сфере образования, культуры, социальной политики, физической культуры и спорта;

исполнением Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом объектов муниципальной собственности и приобретением основных средств.

Разрезервирование средств, предусмотренных в бюджете города на планируемый период,  будет осуществляться по мере  определения  мэрией города направлений их использования, исходя из приоритетности мероприятий, в том числе, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом объектов муниципальной собственности и приобретением основных средств.

3. Правовое регулирование вопросов управления муниципальным долгом  города Черкесска осуществляется в рамках общего правового регулирования функционирования бюджета города Черкесска. Долговая политика муниципального образования города Черкесска основывается на принципах безусловного и своевременного исполнения и обслуживания принятых долговых обязательств. Расходные обязательства города Черкесска по обслуживанию муниципального долга определены на основании кредитных соглашений и графиков погашения привлеченных бюджетных кредитов.    

От органов местного самоуправления требуется проведение крайне взвешенной долговой политики и реализация программ оздоровления муниципальных финансов.

 

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕРКЕССКА

НА 2018 ГОД  И НА ПЛАНОВЫЙ  ПЕРИОД 2019 И 2020 ГОДОВ

 

1. Итоги реализации налоговой политики в 2016 году

и в истекшем периоде 2017 года

 

В соответствии с основными направлениями налоговой политики предыдущих лет руководством республики и города поставлена задача существенного увеличения налоговых доходов бюджета за счет максимального использования муниципального  налогового потенциала. В этих целях  на системную основу поставлены мероприятия по мобилизации доходов с участием всех уровней власти, направленные на вовлечение в налогообложение неучтенных объектов, повышение уровня собираемости доходов, привлечение налогоплательщиков, минимизацию способов уклонения от налогообложения, эффективное использование муниципальной собственности.

Особое внимание уделяется повышению эффективности имущественного налогообложения и увеличению поступления имущественных налогов за счет вовлечения в налогообложение новых объектов недвижимости. В предыдущие годы начата работа по актуализации налоговой базы по земельному налогу и имущественным платежам. Так по результатам проведенной  автоматизированной сверки баз данных налоговых и регистрирующих органов  производится  пополнение базы налогового органа земельными участками, не состоящими на налоговом учете, с учетом наличия сведений о них в Едином государственном реестре недвижимости.

Во взаимодействии с регистрирующими органами уточняются виды разрешенного использования и категорий земель, что дает положительные результаты, о чем свидетельствует низкий процент отсутствия кадастровой стоимости у земельных участков.

Совместными действия регистрирующих, налоговых органов и мэрии города обеспечивается пополнение баз регистрирующего и налогового органов объектами, по которым отсутствуют начисления налогов, путем приведения адреса объекта в соответствие со структурой адресных данных. Кроме того, на основании формируемых мэрией города перечней земельных участков, стало возможным применение налоговым органом повышающего коэффициента в целях налогообложения земельным налогом, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами для осуществления на них жилищного строительства.

 Одновременно продолжается практика проводимых в предыдущие годы мэрией муниципального образования города Черкесска иных мероприятий, направленных на мобилизацию доходов в бюджеты, в рамках:

работы комиссии по мобилизации доходов и сокращению объемов недоимки по платежам в бюджет;

работы комиссии по осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства, созданию благоприятных условий труда, а также решению вопросов, направленных на легализацию «серой» заработной платы, сокращению неформального рынка;

проведения мероприятий по выявлению и пресечению фактов несанкционированной торговли в неустановленных и неприспособленных для этих целей местах;

обеспечения контроля за полными расчетами с бюджетом  органами местного самоуправления города Черкесска, их структурными подразделениями, а также - муниципальными учреждениями и организациями, их работниками и членами семей;

обеспечения контроля за отсутствием задолженности по уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет при рассмотрении обращений потенциальных получателей финансовой помощи за счет средств городского бюджета;

усиления работы по администрированию налоговых и неналоговых доходов, в целях выполнение плановых показателей поступления доходов в бюджет города.

Осуществлена интеграция в бюджетный процесс различных информационных ресурсов федеральных ведомств, что направлено на обеспечение:

1) оперативного информирования физических лиц о числящейся налоговой задолженности при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в целях охвата и информирования широкого круга налогоплательщиков – недоимщиков о необходимости исполнения обязательств по уплате налогов;

2) моделирования муниципалитетом поступлений доходов по местным налогам, в целях определения потенциала доходных источников бюджета города Черкесска и как следствие, оперативного принятия административных решений.

В связи с утверждением новой государственной кадастровой оценки земельных участков, являющейся налоговой базой для исчисления земельного налога с 1 января 2016 года, сложилась различная динамика роста (снижения) кадастровой стоимости земельных участков, и как следствие, изменилась налоговая нагрузка для налогоплательщиков, как в сторону уменьшения, так и в сторону ее увеличения. В целях недопущения резкого увеличения налогового бремени в сложных условиях экономического кризиса, по результатам  анализа роста налоговой нагрузки по земельному налогу были откорректированы  ставки по ряду видов разрешенно­го использования земельных участков.

В целях повышения эффективности налогообложения имущества физических лиц Карачаево-Черкесская Республика в числе первых 28 субъектов Российской Федерации с 1 января 2015 года ввела на своей территории налогообложение от кадастровой стоимости. По итогам первых начислений за 2015 год размер налога снизился, что обусловлено применением вычетов, а также корректировкой суммы налога на  коэффициент 0,2  в первый налоговый период. Тем не менее, ставки по налогу на имущество физических лиц сохранены на уровне 2015 года, корректировке подлежат, в соответствии с федеральным законодательством, только размеры понижающих коэффициентов (за  налоговый период 2016 года – 0,4; 2017 года – 0,6; 2018 года – 0,8; 2019 год – 1).  

По результатам проведенного анализа показателей, применяемых для исчисления налога на вмененный доход для отдельных видов за ряд предшествующих лет, очевидно, что величина поступлений от данного налога в бюджет имеет тенденцию к снижению преимущество за счет влияния показателей, устанавливаемых на федеральном уровне (такие как ежегодный рост страховых взносов во внебюджетные фонды, на которые уменьшается размер единого налога, неизменный с 2015 года размер корректирующего коэффициента К1, устанавливаемого Министерством экономического развития РФ). Тем не менее, учитывая сложную экономическую ситуацию, в целях недопущения роста налоговой нагрузки для субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках полномочий представительного органа местного самоуправления города Черкесска размеры корректирующего коэффициента К2, установленные на муниципальном уровне остаются без изменений.

Принятие решений по вопросам сохранения тех или иных льгот, понижающих ставок и коэффициентов, а также введение новых льгот осуществляется по результатам анализа практики их применения, администрирования и эффективности их предоставления.

На сегодняшний день объемы льгот по местным налогам, установленные решением городской Думы, невелики, и продолжают сохраняться только в отношении следующих носителей:

по налогу на имущество физических лиц - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на период пребывания их в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющих надзор за данной категорией лиц, предоставляющие социальные, образовательные, медицинские услуги;

по земельному налогу – ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также казенные предприятия в отношении земельных участков под строящимися либо реконструируемыми объектами социальной сферы и коммунальной инфраструктуры на территории города Черкесска, на срок такого строительства либо реконструкции.

На регулярной основе осуществляется мониторинг действующего законодательства о налогах и сборах в целях своевременной актуализации решений представительного органа местного самоуправления, регулирующих вопросы в сфере налогообложения.

 

2. Основные цели и задачи налоговой политики

на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

 

В городе, как в республике, так и в стране в целом,  продолжится реализация принятых ранее целей налоговой политики. Первоочередными задачами на 2018-2020 годы будут являться предсказуемость и устойчивость бюджетной системы, качественное и эффективное муниципальное управление, создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности как основного источника обеспечения наполняемости бюджета собственными доходами в полном объеме.

Основные направления нацелены на дальнейшее повышение эффективности налоговой системы с сохранением в течение очередного трехлетнего периода стратегического курса на стимулирование развития и модернизации производств, минимизацию способов уклонения от налогообложения, недопущению образования неэффективных выпадающих доходов, повышение ответственности администраторов от прогнозирования до контроля за полнотой уплаты платежей.

Главным инструментом налоговой политики в планируемом периоде является улучшение качества администрирования доходов бюджетной системы. Ключевая задача на ближайшие годы - создание системы администрирования, построенной на единой методологической и информационной основе, что обеспечит рост собираемости налогов и снижение административной нагрузки для добросовестного бизнеса. В этих целях планируется цифровизация и интеграция всех источников информации в единое информационное пространство с последующей автоматизацией ее анализа на основе внедрения современных технологий обработки больших массивов данных, что позволит кратно расширить возможности налогового администрирования. Это, с одной стороны, станет одним из наиболее эффективных инструментов пресечения неформальных практик, а с другой стороны, позволит существенно упростить и облегчить взаимодействие между государством и добросовестными налогоплательщиками. В том числе, указанные меры будут содействовать решению задачи по оптимизации форм налоговой отчетности.

Одновременно продолжится внедрение электронной системы прогнозирования, учета, систематизации и контроля бюджетных данных через «Электронный бюджет», что обеспечит прозрачность, открытость и подотчетность деятельности госорганов, а также повышение качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения ИКТ в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.

Основным элементом бюджетной сбалансированности является формирование доходных источников, достаточных для финансирования приоритетных расходных полномочий. Все более важное значение при этом принимает целевой и адресный характер предоставления налоговых льгот.

В целях создания условий для предсказуемости формирования и наполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов со стороны федерального центра предполагается передача установления налоговых льгот по региональным и местным налогам на уровень субъектов. Так, с 01.01.2018 регионы получили право самостоятельно принимать решение о предоставлении на своей территории налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества. По результатам обсуждения на заседании Комиссии по мобилизации доходов в бюджет Карачаево-Черкесской Республики, в состав которой входят представители муниципальных образований республики, принято решение о нецелесообразности установления данной льготы на уровне республики.

Далее планируется поэтапная отмена ряда действующих федеральных налоговых льгот по региональным и местным налогам с 1 января 2020 года и с 1 января 2022 года путем расширения применения правила «двух ключей» для отдельных видов льгот и преференций, которое означает, что они применяются на территории региона только в случае принятия соответствующего закона субъекта, в отношении энергоэффективных объектов, линейных объектов инфраструктуры, организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также автомобильных дорог федерального значения.

Ожидается установление моратория на введение новых федеральных льгот по налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты, а также разработка общей методологии оценки эффективности льгот с использованием в рамках бюджетного процесса подхода к льготам как к «налоговым (неналоговым) расходам».

При определении общих параметров объема доходной части бюджета города Черкесска на 2018-2020 годы должны быть учтены следующие изменения, вступающие в силу, а также планируемые к принятию в 2018-2020 годах:

 

Налог на доходы физических лиц

 

освобождение самозанятых лиц до конца 2018 года от уплаты НДФЛ при условии уведомления налогового органа об осуществлении упомянутой деятельности. В частности предлагается закрепить критерии самозанятых граждан:

физическое лицо, самостоятельно осуществляет деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для других физических лиц, основанную исключительно на личном трудовом участии, в том числе во время, свободное от исполнения обязанностей по трудовому договору;

физическое лицо не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя;

физическое лицо старше 16 лет;

представившие уведомление об осуществлении указанной деятельности в налоговый орган в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

введение прямой нормы, исключающей возможность возникновения дохода физического лица в виде материальной выгоды, полученной от приобретения облигаций федерального займа для физических лиц при их первичном выпуске по установленной цене, на указанную дату;

снятие ограничения по возрасту инвалида I или II группы, который находится на обеспечении родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, в целях применения стандартного налогового вычета;

уточнение порядка признания расходов при определении налоговой базы в случае реализации (погашения) ценных бумаг, которые были получены налогоплательщиком на безвозмездной основе или с частичной оплатой, а также в порядке дарения или наследования;

установление на 2018 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, в размере, равном 1,6.

 

Акцизы

 

Ставки акциза на 2018-2019 годы предполагается сохранить на уровне, установленном действующим налоговым законодательством, за исключением, бензина, дизельного топлива и легковых автомобилей. Ставки акциза на 2020 год предполагается проиндексировать в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции (4%).

Однако, в целях увеличения объемов бюджетных ассигнований региональных дорожных фондов подготовлены предложения по перераспределению в пользу бюджетов субъектов акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо за счет увеличения нормативов распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов. Предполагается повышение ставок акцизов на бензин автомобильный и дизельное топливо на 50 копеек за литр с 1 января 2018 года и дополнительно на 50 копеек за литр с 1 июля 2018 года при одновременном изменении норматива зачисления акцизов на нефтепродукты с целью направления в субъекты Российской Федерации для формирования Дорожного фонда дополнительных доходов, эквивалентных стоимости 1 рубля с каждого литра дизельного топлива.

 

Единый налог на вмененный доход

 

Президентом Российской Федерации  были даны поручения, предусматривающие необходимость обеспечения стабильного законодательства и предсказуемых правил, включая налоги, на ближайшие четыре года (с 2015 года) посредством "фиксирования" действующих налоговых условий. При этом необходимо было реализовать уже принятые решения по облегчению налогового бремени.

Поэтому, в 2018 году планируется по результатам детального анализа показателей, применяемых для исчисления налога на вмененный доход для отдельных видов, внести предложения по пересмотру значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2 по видам предпринимательской деятельности, со вступлением их в силу с 1 января 2019 года.  Такая необходимость обусловлена имеющейся тенденцией к снижению поступлений налога в бюджет города преимущество за счет влияния показателей, устанавливаемых на федеральном уровне (такие как ежегодный рост страховых взносов во внебюджетные фонды, на которые уменьшается размер единого налога, неизменный с 2015 года размер корректирующего коэффициента К1, устанавливаемого Министерством экономического развития РФ).

Данные меры позволят сбалансировать взаимовлияние показателей, используемых при исчислении суммы налога, а также соблюсти принцип фискальной нейтральности, предполагаемый к закреплению в 2018 году с тем, чтобы с 1 января 2019 года зафиксировать новые стабильные правила на долгосрочный период, предусматривающие неповышение налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков.

 

Налог, взимаемый в связи с применением патентной

системы налогообложения  

 

ограничение общего количества объектов (общей площади объектов), в отношении которых индивидуальный предприниматель может применять патентную систему налогообложения в целях пресечения злоупотреблений, связанных с использованием патентной системы налогообложения для минимизации налогообложения по такому виду предпринимательской деятельности, как сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности;

уточнение видов предпринимательской деятельности, в отношении которых могут применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, патентная система налогообложения и пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков на упрощенной системе налогообложения в связи с введением в действие ОКВЭД2;

полный охват (с 1 июля 2018 года) розничной торговой сети кон трольно-кассовой техникой (ККТ), обеспечивающей онлайн-передачу данных на сервера ФНС с предоставлением малому бизнесу (плательщики ЕНВД, патента) права уменьшать соответствующие налоги на расходы по приобретению ККТ (в размере не более 18000 рублей за один кассовый аппарат);

предоставление налогоплательщикам, применяющим патентную систему налогообложения, возможности уменьшить стоимость патента на сумму страховых взносов по аналогии с плательщиками, применяющими единый налог на вмененный доход и упрощенную систему налогообложения;

совершенствование специальных налоговых режимов с учетом анализа изменений федерального законодательства, размера страховых взносов на социальное страхование, эффективности установленных ставок, корректирующих коэффициентов.

 

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

 

признание плательщиков ЕСХН плательщиками НДС в целях пресечения злоупотреблений и беспрепятственного их встраивания в хозяйственные отношения с плательщиками НДС;

освобождение плательщиков ЕСХН от налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц только в части имущества, используемого в предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется ЕСХН.

 

Налог на имущество организаций

 

совершенствование системы налогообложения от кадастровой стоимости объектов делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

установление налоговой ставки в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в размере 1,9% - в

2018   году, 2,2% - в 2019 и последующие годы;

повышение налоговых ставок в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, в размере 1,3% - в 2018 году, 1,3% - в 2019 году, 1,6% - в 2020 году.

 

Меры налоговой политики, направленные на оптимизацию действующих налоговых льгот по местным налогам, облегчение администрирования и снижение административных издержек

 

  Проектом федеральной бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов сохраняют актуальность следующие задачи:

1) Распределение действующих федеральных налоговых льгот по региональным и местным налогам на три категории в зависимости от срока их обязательного применения субъектами Российской Федерации на своей территории: льготы обязательные к предоставлению на всей территории Российской Федерации в течение пяти лет, трех и одного года;

2) Расширение механизма правила «двух ключей» для отдельных видов льгот и преференций, которое означает, что они применяются на территории региона в случае принятия соответствующего закона.

3) Установление с 2018 года моратория на новые льготы по налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты.

4) Расширение перечня оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате платежей, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации, предоставив данную возможность организациям, выполняющим особо важные заказы по социально-экономическому развитию регионов, предоставляющим особо важные услуги населению, а также включенным в перечень стратегических предприятий и организаций, который определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

5) Предоставление возможности физическим лицам уплаты налогов и платежей через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в случаях, когда на них субъектами Российской Федерации возложены соответствующие функции.

6) Совершенствование института «уточнение платежа», в использовании которого имеется высокая заинтересованность налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.

7) Введение института специальных авансовых взносов, которые указанные лица смогут добровольно перечислять в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства в счет уплаты ими предстоящих платежей по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

8) Рассмотрение вопроса об упрощении процедуры проведения камеральных проверок после 1 июля 2018 года при полном охвате розничной сети контрольно-кассовой техникой, обеспечивающей онлайн передачу данных на сервера ФНС России.

9) Рассмотрение вопроса о возможности освобождения налогоплательщиков от представления в налоговые органы необоснованно большого объема документации (в том числе ранее представленной в органы государственной власти). В частности,  предлагается освободить налогоплательщиков – физических лиц от необходимости представления в налоговые органы документов, подтверждающих их право на льготы по имущественным налогам.

С учетом вышеизложенного, основными направлениями налоговой политики на очередной трехлетний период определены:

увеличение налоговой базы муниципального образования за счет стимулирования привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных проектов;

усиление политики обоснованности и эффективности применения налоговых льгот по местным налогам;

обеспечение тесного взаимодействия с органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и территориальными подразделениями федеральных органов власти по вопросам пополнения доходной части бюджета.

Совершенствование нормативной правовой базы по вопросам налогообложения будет направлено на обеспечение стабильности и предсказуемости условий ведения экономической деятельности на территории муниципального образования и на обеспечение равных конкурентных условий для различных групп экономических агентов.

После внедрения на федеральном уровне единого механизма анализа объемов налоговых льгот и оценки их эффективности будет пересмотрен действующий порядок оценки муниципальных налоговых льгот.

Налоговая политика муниципального образования будет направлена на максимальную мобилизацию доходов в бюджет города, дальнейшее совершенствование муниципальной нормативно правовой базы, повышение уровня ответственно­сти главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам местного бюджета, усиление контроля за соблюдением законодательства в области платежной дисциплины, легализации заработной платы, устранения нарушений по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, повышение эффективности управления муниципальным имуществом.

 


Информация по документу
Читайте также