Расширенный поиск

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 10.11.2017 № 455-п

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 ноября 2017 г. N 455-п

 

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ОТ 9 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 408-П "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ ЖИТЕЛЕЙ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ В 2016 - 2020 ГОДАХ"

 

 

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 июня 2013 года N 321-рп "О перечне государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", решения Общественного совета при Департаменте строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заочного заседания от 19 октября 2017 года N 15), протокол совещания по рассмотрению основных направлений реализации государственных программ в сфере жилищно-коммунального комплекса и обеспечения доступным и комфортным жильем от 19 октября 2017 года, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 408-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 - 2020 годах" следующие изменения:

1.1. В заголовке, пункте 1 слова "в 2016 - 2020 годах" заменить словами "в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года".

1.2. Приложение изложить в следующей редакции:

"Приложение

к постановлению Правительства

Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры

от 9 октября 2013 года N 408-п

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ ЖИТЕЛЕЙ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО

АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ В 2018 - 2025 ГОДАХ И НА ПЕРИОД

ДО 2030 ГОДА" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)

 

Паспорт государственной программы

 

Наименование государственной программы

Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года

Дата утверждения государственной программы (наименование и номер соответствующего нормативного правового акта)

 

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Соисполнители государственной программы

Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

Департамент информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Цели государственной программы

1. Создание условий и механизмов для увеличения объемов жилищного строительства.

2. Создание условий, способствующих улучшению жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе за счет формирования фонда наемных домов.

3. Реализация единой государственной политики и нормативного правового регулирования, оказание государственных услуг в сфере строительства, архитектуры, градостроительной деятельности, жилищной сфере в части обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями, предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, содействия развитию рынка недвижимости, в том числе развитию системы ипотечного кредитования

Задачи государственной программы

1. Совершенствование градостроительной документации для обеспечения сбалансированного и перспективного развития территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Сокращение сроков и повышение качества предоставления услуг в сфере строительства. Повышение уровня информированности участников градостроительных отношений, развитие онлайн-сервисов.

2. Стимулирование застройщиков на реализацию проектов жилищного строительства и органов местного самоуправления муниципальных образований на осуществление единой государственной политики в сфере строительства, градостроительной деятельности и жилищных отношений.

3. Реализация проектов по формированию фонда наемных домов.

4. Государственная поддержка на приобретение жилых помещений отдельным категориям граждан, повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

5. Организационное обеспечение деятельности Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и подведомственных им учреждений

Подпрограммы или основные мероприятия

Подпрограмма I "Содействие развитию градостроительной деятельности".

Подпрограмма II "Содействие развитию жилищного строительства".

Подпрограмма III "Развитие фонда наемных домов".

Подпрограмма IV "Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан".

Подпрограмма V "Обеспечение реализации государственной программы".

Целевые показатели государственной программы

1. Увеличение объема ввода жилья до 1001,0 тыс. кв. м в год.

2. Превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен не более 2,2%.

3. Увеличение количества выдаваемых гражданам ипотечных жилищных кредитов в автономном округе до 136441 единиц.

4. Увеличение доли семей, обеспеченных жилыми помещениями, от числа семей, желающих улучшить жилищные условия (отношение числа семей, которые приобрели или получили доступное и комфортное жилье в течение года, к числу семей, желающих улучшить свои жилищные условия), до 57,4%.

5. Сохранение доли муниципальных образований автономного округа с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования от общего количества муниципальных образований автономного округа на уровне 100%.

6. Сокращение срока предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство до 5 рабочих дней.

7. Увеличение доли муниципальных услуг в электронном виде в общем количестве предоставленных услуг по выдаче разрешения на строительство до 100%.

8. Увеличение удельного веса введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда до 2,5%.

9. Снижение доли ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда до 4,5%.

10. Увеличение общей площади жилых помещений, приходящихся в среднем на 1 жителя, до 24,3 кв. м.

11. Прирост высокопроизводительных рабочих мест по отношению к 2016 году на 70%

Сроки реализации государственной программы

2018 - 2025 годы и на период до 2030 года

Финансовое обеспечение государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы - 98480221,6 тыс. рублей, в том числе:

2018 год - 9189092,4 тыс. рублей,

2019 год - 8408947,2 тыс. рублей,

2020 год - 7147745,0 тыс. рублей,

2021 год - 7373443,9 тыс. рублей,

2022 год - 7373443,9 тыс. рублей,

2023 год - 7373443,9 тыс. рублей,

2024 год - 7373443,9 тыс. рублей,

2025 год - 7373443,9 тыс. рублей,

2026 - 2030 годы - 36867217,5 тыс. рублей

 

Раздел 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЖИЛИЩНОЙ

СФЕРЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

 

В ходе реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 - 2020 годах" созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления, отработаны и усовершенствованы механизмы реализации: созданием условий для дальнейшего повышения уровня доступности жилья, формированием фонда наемных домов коммерческого и социального использования, развитием жилищно-строительных кооперативов.

На 1 октября 2017 года количество приспособленных для проживания строений в автономном округе составило 5407 единицы и по сравнению с 1 января 2012 года (9998 единиц) снизилось на 4591 единицу, или 45,9%. Количество человек, проживающих в приспособленных для проживания строениях, уменьшилось по сравнению с 1 января 2012 года на 13760, или 45,6%, и составило 16434 человека (на 1 января 2012 года - 30194 человека).

В целях улучшения жилищных условий проводится работа по формированию жилищного фонда наемных (арендных) домов коммерческого и социального использования. Построены и заселены 4 первых наемных (арендных) дома коммерческого использования в городах: Нефтеюганск, Сургут, Ханты-Мансийск общей площадью 30,8 тыс. кв. метров (с учетом лоджий и балконов), включающих 604 меблированных квартиры, а также наемный дом социального использования в городе Сургуте общей площадью жилых помещений 22,5 тыс. кв. м, включающий 512 квартир.

В Югре продолжает реализовываться ипотечное кредитование. В рейтинге регионов России по итогам 2016 года автономный округ занимает второе место по величине предоставленных кредитов на душу населения и количеству выданных ипотечных кредитов на душу населения. Второе место принадлежит Югре среди субъектов Уральского федерального округа и по объему выданных ипотечных кредитов.

В целях доступности ипотечного кредитования всем жителям Югры в соответствии с поручением Президента Российской Федерации сформированы специальные условия ипотечного кредитования, в том числе предоставляется компенсация части процентной ставки по ипотечным кредитам различным категориям граждан за счет средств бюджета автономного округа.

Общее число семей, улучшивших жилищные условий посредством различных видов государственной поддержки (субсидий, компенсаций, выплат) за последние 10 лет, составило 103152 семьи, или 18,86% от числа домохозяйств Югры (546915 согласно переписи 2010 года), основная доля которых приходится на молодые семьи и семьи с детьми.

Очередь граждан, состоящих на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, за этот же период снизилась на 52079 семей, или на 59,0% от числа семей, состоящих на учете на 1 января 2005 года (88213 семей), и составила на 1 января 2017 года 36134 семьи.

По итогам 2016 года по данным Росстата коэффициент доступности жилья в автономном округе составил 2,0 года.

При этом на 1 августа 2017 года в качестве участников мероприятий государственной программы продолжают состоять 44519 семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо улучшивших жилищные условия и ожидающих получение мер государственной поддержки как за счет средств бюджета автономного округа, так и за счет субвенций из федерального бюджета.

Сохраняется высокая потребность в жилых помещениях, предоставляемых по социальному найму. Период ожидания в очереди на получение такого жилья составляет более 10 лет. По состоянию на 1 января 2013 года на учете состояло 46396 семей, на 1 января 2014 года - 43894 семьи, на 1 января 2015 года - 41475 семей, на 1 января 2016 года - 39207 семей, из них 28073, или 71,6%, состоят на учете 10 лет и более.

Общая площадь жилищного фонда в автономном округе на 1 января 2017 года - 33,7 млн. кв. м. Общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на 1 жителя Югры, на 1 января 2017 года составила 20,5 кв. м. Доля ветхого и аварийного жилья в общем объеме жилищного фонда на 1 января 2017 года - 7,7% от общей площади обслуживаемого жилищного фонда.

На рынке жилья по-прежнему отмечается как общий, так и структурный дисбаланс спроса и предложения.

Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные, в том числе индивидуальные, застройщики. Доля жилья, введенного частными и индивидуальными застройщиками, в общем объеме введенного жилья в 2016 году составила 14,6%.

В автономном округе обеспеченность муниципальных образований автономного округа на 1 января 2017 года составляет: документами территориального планирования - 100,0 процентов, правилами землепользования и застройки - 100,0 процентов.

Общий объем привлеченной в жилищную сферу кредитной массы в 2010 - 2015 годах по данным Банка России составил 186,7 млрд. рублей (объем предоставленных ипотечных кредитов). Объем ввода жилья за этот период составил 4448,2 тыс. кв. м.

Благодаря реализации целевых и государственных программ автономного округа удалось увеличить уровень обеспеченности жильем на каждого жителя автономного округа с 17,5 кв. м на человека в 2005 году до 20,4 кв. м на 1 января 2016 года.

Однако, несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей со средними и высокими доходами.

Анализ современного состояния жилищной сферы показывает, что:

реально преимуществами рынка жилья для улучшения жилищных условий пока может воспользоваться лишь часть семей с наиболее высокими доходами;

рынок жилищного строительства отличается высокой степенью зависимости от административных органов, низким уровнем развития конкуренции.

Характеристика текущего состояния социально-экономического развития автономного округа в жилищной сфере и строительной отрасли представлена на основании аналитических данных, полученных в результате социологических исследований, статистических данных, сбора и анализа данных в динамике.

Государственная программа направлена на обеспечение доступным и комфортным жильем жителей автономного округа путем оказания государственных услуг в сфере строительства, архитектуры, градостроительной деятельности, жилищной сфере в части обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями, предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, содействия развитию рынка недвижимости, в том числе развитию системы ипотечного кредитования.

Реализация программных мероприятий позволит создавать условия, способствующие улучшению жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

 

Раздел 2. СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ И НЕГОСУДАРСТВЕННОГО

СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

 

2.1. Развитие материально-технической базы

 

Для достижения целей государственной программы, развития материально-технической базы предусмотрены следующие мероприятия:

предоставление субсидий органам местного самоуправления муниципальных образований для строительства систем инженерной инфраструктуры в целях обеспечения инженерной подготовки земельных участков для жилищного строительства (Подпрограмма II);

формирование фонда наемных домов социального и коммерческого использования путем предоставления инвесторам-застройщикам земельных участков для строительства и обеспечение данных участков системами коммунальной и транспортной инфраструктуры (Подпрограмма II, Подпрограмма III), включая решение задач по реализации инвестиционных проектов по строительству и эксплуатации наемных домов, созданию и внедрению экономических стимулов для строительства наемных домов.

 

2.2. Формирование благоприятной деловой среды

 

Мероприятия государственной программы по снижению и устранению административных барьеров в сфере градостроительства, в том числе улучшения целевых показателей "Срок предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство" и "Доля услуг в электронном виде в общем количестве предоставленных услуг по выдаче разрешения на строительство в электронном виде в общем количестве предоставленных услуг" оказывают положительное влияние на создание благоприятных условий для деловой среды.

Улучшение делового климата также обеспечивается организацией процедуры оценки регулирующего воздействия принимаемых нормативных правовых актов на предмет наличия в них излишних административных барьеров для ведения предпринимательской деятельности.

 

2.3. Реализация инвестиционных проектов

 

При реализации мероприятий подпрограммы II оказывается государственная поддержка инвестиционных проектов, направленных на обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предусмотренных для строительства жилья.

Субсидии предоставляются для развития многоквартирного жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства, включая строительство, осуществляемое объединениями граждан, имеющих трех и более детей, а также гражданами из числа иных категорий, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства в соответствии с законодательством автономного округа.

 

2.4. Развитие конкуренции в автономном округе

 

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 года N 570-р, в целях развития конкурентной среды в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре разработан комплекс мер ("дорожная карта"), утвержденный распоряжением Правительства автономного округа от 10 июля 2015 года N 387-рп, направленный на создание условий для развития конкуренции в отраслях экономической деятельности хозяйствующих субъектов автономного округа, обеспечение реализации системного и единообразного подхода к деятельности по развитию конкуренции на территории автономного округа с учетом специфики функционирования региональной экономики и рынков, создание стимулов и условий для развития и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, устранения административных барьеров.

Основным инструментом для формирования и реализации конкурентной политики в автономном округе с 2015 года также стал стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 года N 1738-р.

Реализация отдельных мероприятий государственной программы, создающих здоровую и полноценную конкуренцию, в перспективе служит основой для достижения поставленных задач в полном объеме.

Одним из основных целевых индикаторов государственной программы является годовой объем ввода жилья, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности.

Существенным препятствием развития массового жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.

Реализация этой стратегической цели государственной программы предполагает решение следующих приоритетных задач:

стимулирование органов местного самоуправления к активному проведению эффективной градостроительной политики, отвечающей современным требованиям архитектурно-пространственной организации, созданию условий для строительства жилья эконом-класса, развитию конкуренции на рынке жилищного строительства;

создание стимулов и условий для развития и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства.

В целях внедрения в автономном округе стандарта конкуренции устранение избыточного государственного и муниципального регулирования, а также снижение административных барьеров в сфере градостроительства, разработаны и внедрены типовые административные регламенты предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство и по выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Реализация отдельных мероприятий государственной программы, создающих здоровую и полноценную конкуренцию, в перспективе служит основой для достижения поставленных целей и задач в полном объеме.

 

2.5. Реализация проектов и портфелей проектов

 

Для внедрения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года N 147-р, в 2017 году запущен портфель проектов "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование" со сроком реализации до 31 декабря 2019 года.

Реестр компонентов ("дорожная карта") портфеля проектов по внедрению целевой модели "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование" сформирован на базе "модельного объекта". Мероприятия реестра компонентов ("дорожной карты") портфеля проектов "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование" направлены на оптимизацию разрешительных процедур и сокращение сроков их реализации по основным блокам: получение градостроительного плана земельного участка; заключение договоров подключения к электросетям; прохождение экспертизы; получение разрешения на строительство.

Основные мероприятия по развитию градостроительной деятельности, направленные на улучшение деловой среды, будут состоять из следующего: увеличение количества услуг в электронном виде; развитие предоставления услуг через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг; повышение качества регламентации разрешительных процедур; развитие межведомственного взаимодействия.

В целях улучшения жилищных условий и комфортной среды проживания граждан Ханты-Мансийского автономного округа - Югры путем обеспечения высоких темпов ввода жилья, строительства объектов инфраструктуры в рамках проектов развития территорий, расположенных в границах городов с численностью населения более 250 тысяч человек, в 2017 году запущен портфель проектов "Стимулирование программ развития жилищного строительства муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в рамках федерального приоритетного проекта "Ипотека и арендное жилье", утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 19 октября 2016 года N 8).

В соответствии с управленческими документами портфеля проектов "Стимулирование программ развития жилищного строительства муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в рамках федерального приоритетного проекта "Ипотека и арендное жилье" реализация мероприятий завершится к 31 декабря 2020 года.

 

Раздел 3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ

 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 600), Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп, определены следующие основные приоритеты государственной политики в жилищной сфере (далее - Приоритеты):

1. Снижение стоимости 1 кв. м жилья путем увеличения объемов жилищного строительства, в первую очередь, жилья экономического класса.

2. Развитие рынка арендного жилья.

3. Поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья на рыночных условиях.

4. Дальнейшее совершенствование условий приобретения жилья на рынке, в том числе с помощью ипотечного кредитования.

Цели и задачи определены в паспорте государственной программы, целевые показатели государственной программы приведены в таблице 1.

Методика расчета целевых показателей:

"Объем ввода жилья в год" определяется на основании статистических данных органа государственной статистики (формы федерального статистического наблюдения: N С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений", N 1-ИЖС (срочная) "Сведения о построенных населением жилых домах", N 1-ИЖС "Сведения о построенных населением жилых домах").

Показатели, достижение которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации N 600:

"Превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен" определяется на основании статистических данных Центробанка Российской Федерации и органа Государственной статистики (форма 1 "Потребительские цены") как разница между средним уровнем процентной ставки по ипотечным кредитам и индексом потребительских цен, сложившихся в отчетном году в автономном округе;

"Количество выдаваемых гражданам ипотечных жилищных кредитов в автономном округе" определяется исходя из количества выдаваемых ипотечных жилищных кредитов в автономном округе по данным Центрального банка Российской Федерации после их официального опубликования;

"Доля семей, обеспеченных жилыми помещениями от числа семей, желающих улучшить жилищные условия (отношение числа семей, которые приобрели или получили доступное и комфортное жилье в течение года, к числу семей, желающих улучшить свои жилищные условия)" определяется 1 раз в год как соотношение общего числа семей, получивших меры государственной поддержки на улучшение жилищных условий за соответствующий календарный год по отдельным мероприятиям государственной программы по данным Департамента строительства автономного округа, к общему числу семей, состоящих в списках участников отдельных мероприятий государственной программы на 1 января 2017 года, - 46485, нарастающим итогом;

Показатели, достижение которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации":

"Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда" рассчитывается в процентах как отношение значения введенной общей площади жилых домов за отчетный год к общей площади жилищного фонда на начало отчетного года на основании статистических данных органа государственной статистики (формы федерального статистического наблюдения: N С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений", N 1-ИЖС (срочная) "Сведения о построенных населением жилых домах", N 1-ИЖС "Сведения о построенных населением жилых домах", N 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде");

"Доля ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда" рассчитывается общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, рассчитывается как отношение общей площади всего жилищного фонда на начало отчетного года к численности постоянного населения на эту же дату на основании статистических данных органа государственной статистики (форма федерального статистического наблюдения N 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде") и Методики расчета показателя "численность населения (человек)", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 5 июля 2013 года N 261.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, рассчитывается как отношение общей площади всего жилищного фонда на начало отчетного года к численности постоянного населения на эту же дату на основании статистических данных органа государственной статистики (форма федерального статистического наблюдения N 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде") и Методики расчета показателя "численность населения (человек)", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 5 июля 2013 года N 261.

Показатели, достижение которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 года N 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности", распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 1336-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства", распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года N 147-р "Об утверждении целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности":

"Доля муниципальных образований автономного округа с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования, отвечающих установленным требованиям, от общего количества муниципальных образований автономного округа" определяется как соотношение количества муниципальных образований автономного округа с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования к общему количеству муниципальных образований автономного округа.

"Сроки предоставления услуг по выдаче градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство" определяются в соответствии с методикой оценки и анализа показателей портфеля проектов "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование", согласно форме, установленной приложением 2 к протоколу заочного заседания рабочей группы по мониторингу внедрения в субъектах Российской Федерации целевой модели "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование" от 3 июля 2017 года N 4;

"Доля муниципальных услуг в электронном виде в общем количестве предоставленных услуг по выдаче разрешения на строительство" определяются в соответствии с методикой оценки и анализа показателей портфеля проектов "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование", согласно форме, установленной приложением 2 к протоколу заочного заседания рабочей группы по мониторингу внедрения в субъектах Российской Федерации целевой модели "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование" от 3 июля 2017 года N 4.

"Количество высокопроизводительных рабочих мест" рассчитывается в соответствии с методикой расчета показателя "Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 14.11.2013 N 449.

 

Раздел 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

 

Подпрограмма I "Содействие развитию градостроительной

деятельности"

 

На решение задачи I "Содействие развитию градостроительной деятельности" направлены следующие мероприятия государственной программы.

Мероприятие 1.1 "Разработка региональных нормативов градостроительного проектирования автономного округа" включает в себя:

разработку нормативного правового акта Правительства автономного округа "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2014 года N 534-п "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", предусматривающего приведение в соответствие действующих в автономном округе региональных нормативов градостроительного проектирования в соответствие с градостроительным законодательством, установление минимальных расчетных показателей обеспеченности объектов капитального строительства социальной, транспортной, инженерной инфраструктурой, правил их применения, конкретизацию и развитие норм в сфере градостроительства, формирование единого дифференцированного подхода к обеспечению территориальной доступности социально значимых объектов и объектов жилого назначения для населения автономного округа с учетом особенностей и специфики Югры, в том числе отражающихся в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории.

Мероприятие 1.2 "Внесение изменений в схему территориального планирования автономного округа" включает в себя:

разработку нормативных правовых актов Правительства автономного округа "О подготовке изменений в Схему территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 декабря 2014 года N 506-п "Об утверждении схемы территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", предусматривающих обосновывающие и картографические материалы, в том числе положения о синхронизации мероприятий по созданию объектов регионального значения с государственными программами автономного округа, связанными с развитием отдельных отраслей экономики, а также с инвестиционными программами субъектов естественных монополий.

Мероприятие 1.3 "Подготовка документов по планировке территории для размещения объектов регионального значения" включает в себя:

разработку нормативных правовых актов в форме приказов Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Об утверждении документации по планировке территории для размещения линейных объектов регионального значения" в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 N 564 "Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.11.2008 N 224-п "О подготовке нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и их государственной регистрации", предусматривающих текстовый и картографический материалы определения характеристик и очередности развития выделенной под строительство регионального объекта территории, согласованность планирования строительных работ с документами территориального планирования, градостроительного зонирования;

разработку нормативного правового акта Правительства автономного округа "О порядке подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений регионального значения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"

Мероприятие 1.4 "Создание единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления градостроительным развитием территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" включает в себя:

создание интегрированных между собой регионального и муниципального сегментов автоматизированной информационно-аналитической системы, предусматривающих систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, их застройке, о земельных участках и иных сведений, необходимых для обеспечения исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, в том числе территориальных сетевых, ресурсоснабжающих и газораспределительных организаций, обеспечивающих технологическое подключение объектов к сетям инженерного обеспечения и электрическим сетям, достоверной информацией, необходимой для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, система включает в себя материалы в текстовой форме и в виде картографических материалов, необходимых для получения достоверной, актуальной (оперативной) информации о современном и планируемом состоянии территорий в электронном виде, возможность получения в электронном виде ключевых документов, необходимых для осуществления инвестиционной деятельности от разработки градостроительной документации и предоставления земельного участка до ввода объекта в эксплуатацию.

Мероприятие 1.5 "Внедрение целевой модели "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование" включает в себя:

мероприятия реестра компонентов "дорожной карты" портфеля проектов "Получение разрешение на строительство и территориальное планирование", утвержденного Проектным комитетом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 15.02.2017, направленных на достижение показателей целевой модели "Получение разрешение на строительство и территориальное планирование", упрощение процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности территорий, совершенствование услуг в сфере градостроительства, в том числе путем внедрения электронных сервисов в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203, программой "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года N 1632-р. Мероприятие предусматривает развитие онлайн-сервисов, проведение форумов, конференций, семинаров по актуальным вопросам регулирования градостроительной деятельности и формирования современной городской среды, повышения эффективности оказания государственных и муниципальных услуг в сфере строительства.

Мероприятие 1.6 "Разработка концепции формирования комфортной городской среды Ханты-Мансийского автономного - Югры, в том числе стандартов городской среды", реализуемое в рамках национального приоритета развития "ЖКХ и городская среда", включает в себя:

разработку концептуального документа автономного округа, определяющего основные принципы и стандарты формирования благоприятной городской среды, направленные на системное повышение качества городской среды, исключение "визуального мусора", формирование единого подхода к созданию комфортного общественного пространства с учетом потребностей югорчан, удовлетворения их потребностей в комфортной и безопасной жилищной, бытовой и социальной среде.

Мероприятие 1.7 "Предоставление субсидий на градостроительную деятельность" включает в себя:

предоставление в соответствии с Приложением 1 к государственной программе субсидии из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа на возмещение части затрат на градостроительную деятельность, направленной на выполнение инженерных изысканий для подготовки документов территориального планирования, разработку документов территориального планирования (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов), разработку правил землепользования и застройки, выполнение обосновывающих материалов для подготовки документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, корректировку документов территориального планирования, градостроительного зонирования, связанные с изменениями градостроительного законодательства, выполнение инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, разработка документации по планировке территории, проектов планировки, проектов межевания на территориях населенных пунктов, на которых ранее данная документация не разрабатывалась, разработку и корректировку местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования, проведение кадастровых работ для постановки границ территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки муниципального образования, и границ населенных пунктов на кадастровый учет, развитие онлайн-сервисов в сфере градостроительства, в том числе внедрение и модернизация автоматизированных систем обеспечения градостроительной деятельности, разработку "калькулятора процедур", специализированных разделов официальных сайтов органов местного самоуправления, содержащих доступную информацию для застройщика (инвестора) о порядке и условии получения муниципальных услуг в сфере градостроительства, иных мероприятий, направленных на исполнение показателей целевой модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование".

 

Подпрограмма II "Содействие развитию жилищного

строительства"

 

Решение задачи 2 "Стимулирование застройщиков на реализацию проектов жилищного строительства и органов местного самоуправления муниципальных образований на осуществление единой государственной политики в сфере строительства и жилищных отношений" будет осуществляться посредством следующих мероприятий.

Мероприятие 2.1 "Предоставление субсидий органам местного самоуправления муниципальных образований для реализации полномочий в области строительства и жилищных отношений" направлено на стимулирование строительства жилья и реализацию муниципальными образованиями автономного округа (городскими округами и муниципальными районами) полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а именно: приобретение жилья в целях реализации полномочий в области жилищных отношений, установленных законодательством Российской Федерации;

создание наемных домов социального использования;

переселение граждан с территорий с низкой плотностью населения и/или труднодоступных местностей автономного округа,

ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений, по выселению граждан из жилых домов, находящихся в зоне подтопления и (или) в зоне береговой линии, подверженной абразии;

возмещение части затрат застройщикам (инвесторам) по строительству инженерных сетей;

подготовка территорий для индивидуального жилищного строительства в целях обеспечения земельными участками отдельных категорий граждан.

Мероприятие 2.2 "Строительство систем инженерной инфраструктуры в целях обеспечения инженерной подготовки земельных участков, предназначенных для жилищного строительства" направлено на создание условий для развития жилищного строительства.

Мероприятие 2.3 "Предоставление субсидии из бюджета автономного округа некоммерческой организации "Окружной фонд развития жилищного строительства "Жилище" направлено на организацию и проведение мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов, которое осуществляется с привлеченными средствами граждан.

Мероприятие 2.4 "Предоставление субсидий муниципальным образованиям автономного округа на строительство социальной и транспортной инфраструктуры в целях развития жилищного строительства при реализации мероприятий подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" направлено на создание условий и механизмов развития жилищного строительства.

 

Подпрограмма III "Развитие фонда наемных домов"

 

На решение задачи 3 "Реализация проектов по формированию фонда наемных домов" предполагается реализация мероприятия 3.1 "Формирование фонда наемных домов коммерческого использования".

В целях стимулирования инвесторов-застройщиков (застройщиков) будет осуществляться формирование и предоставление земельных участков для строительства наемных домов социального и коммерческого использования, их обеспечение системами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры в соответствии с законодательством.

Стимулирование инвесторов-застройщиков предполагается за счет предоставления налоговых льгот, а также субсидий по найму жилья.

 

Подпрограмма IV "Обеспечение мерами государственной

поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий

граждан"

 

На решение задачи 4 "Государственная поддержка на приобретение жилых помещений отдельным категориям граждан" направлены следующие мероприятия государственной программы.

Мероприятие 4.1 "Предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из автономного округа в субъекты Российской Федерации, не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, признанным до 31 декабря 2013 года участниками подпрограмм" направлено на предоставление жилищных субсидий инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, семьям, имеющим детей-инвалидов, пенсионерам, вставшим на учет до 31 декабря 2013 года по подпрограмме "Жилищные субсидии на строительство и (или) приобретение жилых помещений гражданам, выезжающим из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в субъекты Российской Федерации, не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям" в соответствии с Законом автономного округа от 11 ноября 2005 N 103-оз "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры автономного округа "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы" (далее - Закон автономного округа N 103-оз), постановлением Правительства автономного округа от 5 апреля 2011 года N 108-п "О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года" (далее - постановление Правительства автономного округа N 108-п), для приобретения жилья в районах, имеющих более благоприятные климатические условия, в порядке и на условиях, установленных постановлением Правительства автономного округа N 108-п. В случае предоставления органом местного самоуправления участнику мероприятия и (или) членам его семьи взамен изъятого жилого помещения иного жилого помещения, общая площадь изъятого жилого помещения не учитывается при расчете размера субсидии, независимо от общей площади предоставленного жилого помещения. При этом участником мероприятия и (или) членами его семьи подписывается обязательство о передаче предоставленного жилого помещения в муниципальную собственность. В случае изменения участником мероприятия места жительства в пределах автономного округа право на участие в мероприятии за ним сохраняется при условии подачи соответствующего заявления и документов, подтверждающих изменение места жительства, в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования автономного округа, в котором он состоит на учете. Учет участника мероприятия по новому месту жительства осуществляется по первоначальной дате постановки его на учет, на основании учетного дела участника мероприятия, направленного уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования автономного округа, в котором он состоит на учете, в течение 10 рабочих дней с даты подачи участником мероприятия заявления.

Мероприятие 4.2 "Обеспечение жильем молодых семей, признанных до 31 декабря 2013 года участниками подпрограмм" предусматривает предоставление субсидий на приобретение жилых помещений в собственность молодым семьям, вставшим на учет по подпрограмме "Доступное жилье молодым" в соответствии с Законом автономного округа N 103-оз, постановлениями Правительства автономного округа N 368-п, N 108-п, в порядке и на условиях, установленных указанными нормативными актами, до вступления в силу государственной программы.

Мероприятие 4.3 "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31 декабря 2013 года участниками подпрограмм" направлено на предоставление субсидий на приобретение жилых помещений в собственность гражданам, отнесенным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" к коренным малочисленным народам автономного округа, а также членам их семей, проживающих на территории автономного округа и нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет по подпрограмме "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" в соответствии с Законом автономного округа N 103-оз, постановлениями Правительства автономного округа N 368-п, N 108-п, в порядке и на условиях, установленных указанными нормативными актами, до вступления в силу государственной программы.

В целях предоставления субсидии участник подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" в соответствии с Законом автономного округа N 103-оз, постановлениями Правительства автономного округа N 368-п, N 108-п, включенный в Единый список участников подпрограммы, представляет в период с 1 января по 31 декабря года, предшествующего году предоставления субсидии, в уполномоченную организацию заявление о ее предоставлении в планируемом финансовом году.

Уполномоченная организация на основании Единого списка и поданных заявлений на предоставление субсидии в планируемом финансовом году формирует в течение первых 5 рабочих дней года, следующего за годом представления заявлений о предоставлении субсидии в планируемом финансовом году, список граждан, изъявивших желание получить субсидию в планируемом финансовом году, в хронологической последовательности, исходя из даты подачи заявления на получение субсидии и очередности его регистрации в журнале учета.

Решение о предоставлении Уведомления участнику принимает уполномоченная организация в соответствии со списком граждан, изъявивших желание получить субсидию в планируемом финансовом году, в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на соответствующий год на реализацию мероприятия "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31 декабря 2013 года участниками подпрограмм" государственной программы.

Мероприятие 4.4 "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, признанных до 31 декабря 2013 года участниками подпрограмм и мероприятий" предусматривает предоставление субсидий на приобретение жилых помещений в собственность гражданам, состоящим на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, гражданам, до 1995 года вселившимся в помещения, находящиеся в строениях, расположенных в границах населенных пунктов автономного округа (за исключением строений, установленных на земельных участках, относящихся к частным домовладениям, а также на садовых, огородных и дачных участках) и не отнесенных в соответствии с положениями статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям, проживающим в этих помещениях в настоящее время, а также членам семей указанных граждан, проживающим совместно с ними в настоящее время, при условии отсутствия у таких граждан и членов их семей жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или занимаемых ими на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации, работникам, осуществляющих иную деятельность в органах государственной власти автономного округа, работникам государственных учреждений автономного округа, работникам иных органов, денежное содержание которых осуществляется за счет средств бюджета автономного округа, а также сотрудникам и работникам органов внутренних дел автономного округа, Государственной противопожарной службы по автономному округу, вставшим на учет по улучшению жилищных условий до 1 марта 2005 года по месту службы и уволенных до 31 декабря 2011 года по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим стаж службы в учреждениях автономного округа не менее 10 лет, молодым ученым, нуждающимся в улучшении жилищных условий, осуществляющим научную деятельность на территории автономного округа, вставшим на учет по подпрограмме "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан" в соответствии с постановлениями Правительства автономного округа N 368-п, N 108-п, от 15 февраля 2006 года N 31-п "О порядке и условиях предоставления субсидий на строительство или приобретение жилых помещений работникам, осуществляющим иную деятельность в органах государственной власти автономного округа, работникам государственных учреждений автономного округа, работникам иных органов, денежное содержание которых осуществляется за счет средств бюджета автономного округа" (далее - постановление Правительства автономного округа N 31-п), в порядке и на условиях, установленных указанными нормативными правовыми актами, до вступления в силу государственной программы.

В целях предоставления субсидии участник мероприятия "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, признанных до 31 декабря 2013 года участниками подпрограмм и мероприятий" в соответствии с постановлениями Правительства автономного округа N 368-п, N 108-п, включенный в Единый список участников мероприятия, представляет в период с 1 января по 31 декабря года, предшествующего году предоставления субсидии, в уполномоченную организацию заявление о ее предоставлении в планируемом финансовом году.

Уполномоченная организация на основании Единых списков участников мероприятия и поданных заявлений на предоставление субсидии в планируемом финансовом году формирует в течение первых 5 рабочих дней года, следующего за годом представления заявлений о предоставлении субсидии, списки граждан, изъявивших желание получить субсидию в планируемом финансовом году, в хронологической последовательности, исходя из даты подачи заявления на получение субсидии и очередности его регистрации в журнале учета, отдельно по каждой категории.

Решение о предоставлении Уведомления участнику принимает уполномоченная организация в соответствии со списком граждан по категории изъявивших желание получить субсидию в планируемом финансовом году, в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на соответствующий год на реализацию мероприятия "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, признанных до 31 декабря 2013 года участниками подпрограмм и мероприятий" государственной программы.

Распределение средств бюджета автономного округа на выплату субсидий между категориями граждан, указанными в мероприятии, осуществляется пропорционально количеству таких граждан, включенных в список граждан, изъявивших желание получить субсидию в планируемом финансовом году по мероприятию "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, признанных до 31 декабря 2013 года участниками подпрограмм и мероприятий", с учетом граждан, представивших до даты распределения лимитов бюджетных ассигнований документы о приобретении жилых помещений в соответствии с постановлением Правительства автономного округа N 31-п. Департамент строительства автономного округа вправе осуществить перераспределение лимитов средств, утвержденных на реализацию мероприятия, в случае если на доведенный объем средств отсутствует потребность.

Семьи, имеющие 3 и более детей, из числа участников мероприятий "Обеспечение жильем молодых семей, признанных до 31 декабря 2013 года участниками подпрограмм", "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов автономного округа, признанных до 31 декабря 2013 года участниками подпрограмм", "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, признанных до 31 декабря 2013 года участниками подпрограмм и мероприятий" сохраняют право на получение государственной поддержки в порядке и на условиях, определенных этими мероприятиями, в случае направления на улучшение жилищных условий средств Югорского семейного капитала.

Мероприятие 4.7 "Улучшение жилищных условий молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" предусматривает предоставление субсидий в виде социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений в собственность за счет средств федерального бюджета, бюджета автономного округа, местных бюджетов ее участникам.

Мероприятие 4.8 "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан" предусматривает предоставление государственной поддержки в виде субсидий на приобретение жилых помещений в собственность постоянно проживающим на территории автономного округа в течение 15 лет гражданам, подавшим заявления в период с 1 января по 31 декабря 2014 года, из числа:

граждан, отнесенных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" к коренным малочисленным народам автономного округа, а также членов их семей, проживающих на территории автономного округа и нуждающихся в улучшении жилищных условий;

граждан, состоящих на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;

молодых ученых, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляющих научные и научно-технические исследования и разработки в научно-исследовательских организациях, конструкторских бюро, высших учебных заведениях, проектных организациях всех форм собственности на территории автономного округа.

Предоставление субсидий участникам мероприятия "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан" осуществляется в соответствии с порядком 10 предоставления субсидий на приобретение жилых помещений в собственность отдельных категорий граждан подпрограммы V "Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан" государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 - 2020 годах".

Мероприятие 4.6 "Улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года" предусматривает реализацию следующий направлений:

улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны" посредством предоставления жилых помещений по договорам социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов за счет средств федерального бюджета и бюджета автономного округа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов";

улучшение жилищных условий ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, посредством предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета на приобретение жилых помещений в собственность категориям граждан, установленным статьями 14, 16, 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (за исключением инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны), а также статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года на территории автономного округа, в порядке, утвержденном постановлением Правительства автономного округа от 10 октября 2006 года N 237-п "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для приобретения жилых помещений в собственность".

Мероприятие 4.9 "Субвенции на реализацию полномочий, указанных в пунктах 3.1, 3.2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 марта 2009 года N 36-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством" направлено на предоставление местным бюджетам из бюджета автономного округа субвенций для осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа отдельных государственных полномочий, указанных в пунктах 3.1, 3.2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 марта 2009 года N 36-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством".

Мероприятие 4.10 "Предоставление семьям, имеющим 3 и более детей и невысокий уровень дохода, семьям, имеющим детей-инвалидов, семьям, в которых дети остались без родителей (единственного родителя), субсидии на погашение задолженности по полученным до 31 декабря 2013 года ипотечным жилищным кредитам с компенсацией части процентной ставки за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" предусматривает предоставление семьям, имеющим 3 и более детей и невысокий уровень дохода, семьям, имеющим детей-инвалидов, семьям, в которых дети остались без родителей (единственного родителя), субсидии на погашение задолженности по полученным до 31 декабря 2013 года ипотечным жилищным кредитам с компенсацией части процентной ставки за счет средств бюджета автономного округа.

Мероприятие 4.11 "Погашение государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" предусматривает предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилого помещения по государственным жилищным сертификатам, предъявляемым гражданами Российской Федерации, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, избравшими местом жительства Ханты-Мансийский автономный округ - Югру, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 года N 982 "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", постановлением Правительства автономного округа от 9 апреля 2009 года N 69-п "Об осуществлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения по государственным жилищным сертификатам, предъявляемым гражданами Российской Федерации, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, избравшими местом жительства Ханты-Мансийский автономный округ - Югру".

Мероприятие 4.12 "Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц" предусматривает обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, за счет субвенции из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", статьей 7.2.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 года N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 июля 2011 года N 258-п "О Порядке предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений за счет субвенций из федерального бюджета в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

Мероприятие 4.13 "Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" предусматривает размер, порядок и условия предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, состоящим в органе местного самоуправления по месту своего жительства на учете желающих бесплатно приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьями 6.2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 мая 2000 года N 26-оз "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 года N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", с их согласия социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность взамен земельного участка бесплатно, а также механизмы предоставления социальных выплат гражданам, включенным органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в реестры строений на 1 января 2012 года, являющимся участниками программ (подпрограмм, мероприятий) муниципальных образований автономного округа по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений, иным категориям граждан.

На решение задачи 8 "Повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" направлены следующие мероприятия государственной программы.

Мероприятие 4.5 "Предоставление компенсации гражданам, заключившим до 31 декабря 2013 года трехсторонние соглашения" предусматривает предоставление компенсации части процентной ставки по полученным кредитам, в том числе на рефинансирование ранее выданных кредитов, в порядке и на условиях, определенных Законом 103-оз, постановлениями Правительства автономного округа N 368-п, N 108-п, гражданам, заключившим трехсторонние соглашения до 31 декабря 2013 года.

Мероприятие 4.14 "Компенсация гражданам, постоянно проживающим на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 15 лет (и членам их семей), нуждающимся в улучшении жилищных условий, части процентной ставки по одному ипотечному жилищному кредиту на приобретение (строительство) жилых помещений на срок до 10 лет, в том числе на рефинансирование ипотечных кредитов и займов" предусматривает оказание государственной поддержки в форме компенсации процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам и кредитам на рефинансирование ранее полученных кредитов на срок до 10 лет гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, проживающим на территории автономного округа не менее 15 лет, за исключением граждан, вставших на учет до вступления в силу государственной программы по подпрограмме "Ипотечное жилищное кредитование" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года" и не заключивших трехсторонние соглашения о компенсации части процентной ставки до 31 декабря 2013 года, граждан, являющихся собственниками жилых помещений, расположенных в непригодных и аварийных жилых домах, в отношении которых органами местного самоуправления принято решение и ведется расселение в связи с их сносом, граждан, проживающих в приспособленных для проживания строениях, включенных органами местного самоуправления в реестр таких строений на 1 января 2012 года, для которых срок проживания в автономном округе не устанавливается, а также добровольно переселившихся в автономный округ соотечественников в соответствии с государственной программой автономного округа "Оказание содействия добровольному переселению в Ханты-Мансийский автономный округ - Югру соотечественников, проживающих за рубежом, на 2016 - 2020 годы", в том числе граждан, получивших на территории автономного округа статус предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, ставших участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и получивших гражданство Российской Федерации, срок проживания которых в автономном округе устанавливается не менее 2 лет с момента получения свидетельства участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников (далее - соотечественники), граждан, имеющих специальности, пользующиеся устойчивым спросом на рынке труда автономного округа, из числа граждан, имеющих высшее и среднее медицинское и педагогическое образование, срок проживания для которых устанавливается не менее 2 лет. Прием заявлений на участие в данном мероприятии осуществляется до 1 декабря 2019 года.

В соответствии с механизмом реализации мероприятия "Компенсация гражданам, постоянно проживающим на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 15 лет (и членам их семей), нуждающимся в улучшении жилищных условий, части процентной ставки по одному ипотечному жилищному кредиту на приобретение (строительство) жилых помещений на срок до 10 лет, в том числе на рефинансирование ипотечных кредитов и займов" граждане привлекают ипотечный кредит для улучшения жилищных условий, а также на цели рефинансирования ранее полученных ипотечных кредитов и займов. В целях стимулирования платежеспособного спроса из средств бюджета автономного округа на счета граждан, открытые для обслуживания кредита, из средств автономного округа ежемесячно в течение 10 лет направляются денежные средства для компенсации части платежей по уплаченным процентам. При этом предусматривается предельная сумма кредита (части кредита), по которому предоставляется компенсационная выплата, в размере не более 2 млн. рублей, а также дифференцированный подход к исчислению размера компенсационной выплаты при приобретении жилых помещений на "первичном", "вторичном" рынке и рефинансирования ранее полученных кредитов, снижение размера компенсации части банковской процентной ставки в период действия кредитного договора.

Мероприятие 4.15 "Предоставление социальной выплаты (доплаты) из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к накоплениям граждан (семей) по накопительному вкладу на счетах, открытых в банке в целях приобретения (строительства) жилого помещения" предусматривает предоставление социальной выплаты (доплаты) из бюджета автономного округа к накоплениям граждан (семей) по накопительному вкладу на счетах, открытых в банке в целях приобретения (строительства) жилого помещения, отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающим на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не менее пятнадцати лет, включая период накопления денежных средств на счете в банке, заключившим договоры социальной выплаты до 31 декабря 2017 года, в порядке и на условиях, установленных порядком реализации мероприятия "Предоставление социальной выплаты (доплаты) из бюджета автономного округа к накоплениям граждан (семьям) по накопительному вкладу на счетах, открытых в банке в целях приобретения (строительства) жилого помещения" подпрограммы V "Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан" государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 - 2020 годах".

В целях создания единого информационного пространства, совершенствования проводимой жилищной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в том числе в части государственной поддержки граждан автономного округа, повышения качества услуг населению формируется автоматизированная информационная система учета граждан, нуждающихся в получении государственной поддержки в жилищной сфере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (АИС ГПЖС).

Информация об участниках мероприятий подпрограммы IV "Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан" государственной программы и предоставленных им мерах государственной поддержки вносится в АИС ГПЖС, Единую государственную информационную систему социального обеспечения. В целях формирования сведений для внесения в Единую государственную информационную систему социального обеспечения в отношении граждан - получателей мер государственной поддержки, в обязанности которых не входило предоставление копии страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, могут запрашиваться данные страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, либо граждане вправе предоставить такие сведения лично.

Мероприятие 4.16 "Компенсация расходов государственного учреждения или иной организации, привлекаемой на конкурсной основе для реализации мероприятий государственной программы" предусматривает финансирование услуги по организации исполнению отдельных мероприятий настоящей программы.

 

Подпрограмма V "Обеспечение реализации

государственной программы"

 

В целях реализации задачи 6 "Организационное обеспечение деятельности Департамента строительства автономного округа и подведомственных ему учреждений" предусмотрены следующие мероприятия:

мероприятие 5.1 "Обеспечение деятельности Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" - осуществление функций по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере строительства, архитектуры, градостроительной деятельности, жилищной сфере в части обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями, предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, содействия развитию рынка недвижимости, в том числе развитию системы ипотечного кредитования;

мероприятие 5.2 "Субсидия на обеспечение выполнения государственного задания по оказанию государственных услуг (выполнению работ) бюджетным учреждением "Югорский институт развития строительного комплекса" - техническое обследование зданий и сооружений, технические испытания и исследования строительных материалов, оценка эффективности инвестиций (составление инвестиционного паспорта), деятельность в области энергоаудита (составление энергетического паспорта), услуги в области архитектуры и дизайна, государственные работы в области строительства, архитектуры и градостроительства;

мероприятие 5.3 "Обеспечение реализации казенным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Управление капитального строительства" функций заказчика по строительству объектов, выполнению проектных, проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ" - реализация функций заказчика по строительству объектов, выполнение проектных, проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ.

В целях реализации задачи 7 "Организационное обеспечение деятельности Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и подведомственного ей учреждения" предусмотрены мероприятия:

мероприятие 5.4 "Обеспечение деятельности Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" - осуществлении функций по государственному региональному надзору в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства, градостроительной деятельности, энергосбережения;

мероприятие 5.5 "Субсидия на обеспечение выполнения государственного задания по оказанию государственных услуг (выполнению работ) автономным учреждением "Управление государственной экспертизы проектной документации" - государственная экспертиза проектной документации и государственную экспертизу результатов инженерных изысканий, проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых финансируется полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета, государственные работы по проведению экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов в рамках государственного строительного надзора.

Реализация подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы" предусматривает внедрение технологии бережливого производства в Департаменте строительства автономного округа, Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и в их подведомственных учреждениях.

Объемы финансирования мероприятий подпрограммы "Обеспечение реализации Департаментом строительства автономного округа своих функций и полномочий" приведены в таблице 2.

 

Раздел 5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Департамент строительства автономного округа является ответственным исполнителем государственной программы, осуществляет непосредственную реализацию ее мероприятий (совместно с соисполнителями государственной программы), координацию деятельности, управление и контроль ее реализации, мониторинг и оценку результативности реализуемых программных мероприятий, обладает правом вносить предложения об изменении объемов финансовых средств, направляемых на решение отдельных задач государственной программы, обеспечивает при необходимости их корректировку.

Оценка хода исполнения мероприятий государственной программы основана на мониторинге ожидаемых целевых (непосредственных) показателей и конечных ее результатов как сопоставление фактически достигнутых с целевыми показателями. В соответствии с данными мониторинга по фактически достигнутым результатам, а также в случае выявления лучших практик реализации программных мероприятий, в государственную программу могут быть внесены корректировки.

Реализация мероприятий государственной программы осуществляется с учетом принципов "бережливого производства" путем повышения прозрачности и открытости деятельности Департамента, инициативного бюджетирования, устранения административных барьеров, уменьшения временных потерь, снижения излишней бюрократической нагрузки на получателей государственных услуг, в том числе посредством автоматизации процессов, разработки автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, позволяющей снизить количество запрашиваемой информации, создание автоматизированной информационной системы учета граждан, нуждающихся в получении государственной поддержки в жилищной сфере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с целью совершенствования проводимой жилищной политики, в том числе в части государственной поддержки граждан автономного округа, повышения качества услуг населению, мониторинга состояния жилищной сферы, принятия управленческих решений.

Комплексный подход внедрения "бережливого производства" предусматривает широкое вовлечение сотрудников всех уровней в новый способ работы, построенной на последовательной и продуманной коммуникации, проведение обучающих мероприятий по обучению методам и инструментам "бережливого производства", оптимизации процессов, обеспечению управленческой инфраструктуры, в соответствии с установленным государственным заданием на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также в соответствии с субсидией, предусмотренной государственному учреждению на иные цели, формированию образа мышления и поведения служащих Департамента и подведомственных учреждений.

Механизм реализации государственной программы включает:

разработку и принятие нормативных правовых актов автономного округа, правовых актов Департамента строительства автономного округа, необходимых для ее выполнения;

заключение соглашений (договоров) с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, кредитными организациями, организациями, учреждениями, общественными объединениями о взаимодействии в целях совместной реализации государственной программы на территории автономного округа;

заключение государственных контрактов (договоров) на приобретение товаров (оказание услуг, выполнение работ) для государственных нужд, заключаемых Департаментом строительства автономного округа с поставщиками, исполнителями, в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

передачу, при необходимости, части функций по реализации государственной программы подведомственным Департаменту строительства автономного округа учреждениям;

ежегодное уточнение перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период с уточнением затрат по ним в соответствии с мониторингом фактически достигнутых и целевых показателей реализации государственной программы, с учетом результатов проводимых в автономном округе социологических исследований, а также связанные с изменениями внешней среды;

предоставление отчета о реализации государственной программы в состав итогов социально-экономического развития автономного округа;

информирование общественности о ходе и результатах ее реализации, финансировании программных мероприятий.

Должностные лица исполнительного органа государственной власти автономного округа - ответственного исполнителя Государственной программы автономного округа несут персональную ответственность за реализацию мероприятий и достижение показателей, предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету автономного округа.

Должностные лица органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, осуществляющих реализацию мероприятий государственной программы, направленных на решение жилищного вопроса многодетных семей, несут персональную ответственность за реализацию данных мероприятий и достижение показателей, предусмотренную соглашениями о реализации мероприятий.

Департамент строительства автономного округа принимает меры для полного и качественного выполнения мероприятий государственной программы.

Департамент строительства автономного округа осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему учреждения автономного округа.

Соисполнители государственной программы несут ответственность за эффективное и целевое использование средств и, с целью координации действий, до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют ответственному исполнителю государственной программы отчет об исполнении мероприятий государственной программы, по форме, установленной Департаментом строительства автономного округа.

В перечень мероприятий, реализуемых Департаментом строительства автономного округа, входят направления, по которым необходимо взаимодействие с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, так как реализация их предусмотрена на условиях софинансирования из средств федерального и регионального бюджетов, а также уточнением затрат по программным мероприятиям на очередной финансовый год и плановый период. Привлечение средств федерального бюджета для софинансирования программных мероприятий потребует ассигнований из средств бюджета автономного округа.

В целях реализации государственной программы предполагается привлечение средств муниципальных образований автономного округа, личных средств граждан, средств инвесторов, застройщиков.

С муниципальными образованиями автономного округа Департаментом строительства автономного округа заключаются соглашения о реализации отдельных мероприятий государственной программы (далее - Соглашения), на основании которых осуществляется предоставление субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа.

В процессе реализации государственной программы могут проявиться ряд внешних и внутренних рисков.

Внешние риски:

сокращение бюджетного финансирования, выделенного на выполнение государственной программы, что повлечет, исходя из новых бюджетных параметров, пересмотр задач государственной программы с точки зрения их сокращения, снижения ожидаемых эффектов от их решения;

отсутствие поставщиков товаров, исполнителей работ (услуг), определяемых на конкурсной основе в порядке, установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами автономного округа;

удорожание стоимости товаров, работ (услуг).

Внутренние риски:


Информация по документу
Читайте также