Расширенный поиск

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467

 

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

 

Москва

 

3 сентября 2019 г.                              № 467

 

Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей

 

Зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2019 г.

Регистрационный № 56722

 

В соответствии с подпунктом "з" пункта 13 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов отдельных мероприятий федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведенных в приложении № 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 1, ст. 375; № 10, ст. 1500; № 15, ст. 2125; № 18, ст. 2652; № 38, ст. 5860; № 42, ст. 6462; № 52, ст. 8310; 2019, № 5, ст. 372; № 14, ст. 1551; № 15, ст. 1747; № 26, ст. 3425; № 34, ст. 4880), приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

 

 

Министр                              О.Ю.Васильева

 

 

Приложение

 

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 3 сентября 2019 г. № 467

 

ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ
развития региональных систем дополнительного образования детей

 

I. Общие положения

 

1.1. Настоящая Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (далее - Целевая модель ДОД) является обязательной для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы (для дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования, организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, иных юридических лиц), а также индивидуальных предпринимателей.

1.2. Целью внедрения Целевой модели ДОД является создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся путем увеличения охвата дополнительным образованием до уровня не менее 80% от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

1.3. Задачи Целевой модели ДОД:

повышение вариативности дополнительного образования детей, качества и доступности дополнительных образовательных программ для детей;

формирование ведущей роли дополнительного образования детей в системе образования субъектов Российской Федерации как важнейшего элемента интеллектуального, духовно-нравственного и физического совершенствования детей, а также обеспечение подготовки и ранней профориентации будущих кадров для потребностей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

повышение значимости и востребованности дополнительных общеобразовательных программ;

создание конкурентных условий для развития различных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, вне зависимости от их организационно-правовой формы, в том числе государственных (муниципальных), частных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность1;

______________________________ 

1 Пункт 20 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2019, № 30, ст. 4134).

 

обновление методов и содержания дополнительного образования детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, интересами семьи и общества;

обеспечение равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;

обеспечение баланса между образовательными потребностями детей и направлениями социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ организаций реального сектора экономики;

внедрение проектного управления в сфере дополнительного образования детей;

создание организационной структуры, предусматривающей взаимодействие структурных элементов на уровне организации, осуществляющей образовательную деятельность, муниципальном и региональном уровнях, а также обеспечивающей эффективное использование инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов системы образования при реализации дополнительных общеобразовательных программ;

формирование эффективной межведомственной и межуровневой системы взаимодействия в рамках развития региональной системы дополнительного образования детей;

формирование организационно-финансовых механизмов в системе дополнительного образования детей, направленных на совершенствование системы финансирования дополнительного образования детей, обеспечивающих повышение качества дополнительного образования детей, создание конкурентной среды в системе дополнительного образования детей, а также равный доступ детей к обучению по дополнительным общеобразовательным программам;

формирование системы кадрового обеспечения дополнительного образования детей на основе программного подхода, включающей непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников дополнительного образования детей;

развитие сетевой формы реализации образовательных программ с возможностью зачета освоения детьми дополнительных общеобразовательных программ при обучении по основным образовательным программам и формирование индивидуальных учебных планов обучающихся.

1.4. Структура Целевой модели ДОД включает:

общие требования к порядку обновления методов обучения и содержания дополнительных общеобразовательных программ (программный подход);

общие требования к структуре управления региональной системой дополнительного образования детей;

общие требования к организационно-финансовой структуре региональной системы дополнительного образования детей;

общие требования к кадровому обеспечению региональной системы дополнительного образования детей;

общие требования к использованию инфраструктурных и материально-технических ресурсов в региональной системе дополнительного образования детей.

1.5. Внедрение Целевой модели ДОД осуществляется субъектами Российской Федерации в соответствии с показателями развития региональных систем дополнительного образования детей, приведенными в заявках субъектов Российской Федерации, которые прошли отбор в порядке, установленном Министерством просвещения Российской Федерации2.

______________________________ 

2 Пункт 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов отдельных мероприятий федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведенных в приложении № 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 1, ст. 375; № 10, ст. 1500; 2019, № 5, ст. 372).

 

II. Общие требования к порядку обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ и методов обучения

 

2.1. Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ и методов обучения производится на основе программного подхода, который включает метод целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования развития региональной системы дополнительного образования детей, исходя из приоритетов обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований.

2.2. При обновлении содержания дополнительных общеобразовательных программ и методов обучения в субъекте Российской Федерации должны соблюдаться следующие принципы:

а) создание условий для формирования гармонично развитой личности ребенка;

б) обеспечение эффективного использования времени обучающихся, приобретение ими новых навыков и компетенций за оптимальное время, включая обеспечение возможности для зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, результатов освоения дополнительных образовательных программ;

в) предоставление всеобщего и равного доступа каждого ребенка к дополнительным общеобразовательным программам различной направленности, обеспечение доступности для каждого ребенка не менее чем к двум дополнительным общеобразовательным программам различных направленностей на территории каждого муниципального образования;

г) создание условий для самостоятельного построения обучающимися индивидуального учебного плана и возможности непрерывного образования путем выстраивания образовательных связей на разных уровнях образования, в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ;

д) конвергентный подход в разработке дополнительных общеобразовательных программ, реализация междисциплинарных программ, включающих в себя элементы нескольких направленностей;

е) использование в реализации дополнительных общеобразовательных программ современных методов и форматов обучения, направленных на развитие метапредметных навыков, навыков проектной, учебно-исследовательской деятельности, взаимодействия между обучающимися посредством равного обмена знаниями, умениями и навыками, при которой образовательный процесс выстраивается без активного участия в нем педагога (взаимное обучение);

ж) обеспечение выравнивания доступности дополнительного образования для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями;

з) ориентация содержания дополнительных общеобразовательных программ на образовательные потребности и интересы обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, вовлечение в разработку дополнительных общеобразовательных программ обучающихся, представителей общественных объединений, работодателей и родительского сообщества;

и) ориентация содержания дополнительных общеобразовательных программ на приоритетные направления социально-экономического и территориального развития субъекта Российской Федерации на основе прогнозных оценок развития рынка труда, а также региональных стратегий социально-экономического и пространственного развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды;

к) учет независимой оценки качества подготовки обучающихся и условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, а также учет мнения обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся и педагогических работников.

2.3. В целях определения потребности в новых дополнительных общеобразовательных программах субъектом Российской Федерации проводится анализ реализуемых дополнительных общеобразовательных программ.

2.4. В целях обеспечения выравнивания доступности дополнительного образования для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями в рамках внедрения Целевой модели ДОД используются различные формы организации образовательной деятельности, в том числе основанные на модульном принципе представления содержания образовательных программ, образовательных проектов, путем реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (далее - формы организации образовательной деятельности).

Использование форм организации образовательной деятельности применяется в целях развития метапредметных навыков у обучающихся, включая межпредметные, и реализуется в том числе в организациях отдыха детей и их оздоровления сезонного и (или) круглогодичного действия.

2.5. В целях обеспечения всеобщего и равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам всех направленностей в субъекте Российской Федерации разрабатываются краткосрочные дополнительные общеразвивающие программы по всем направленностям, нацеленные на получение обучающимися базовых навыков, социальных и коммуникативных компетенций, позволяющие обучающимся определить направление для дальнейшего углубленного освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе дополнительных предпрофессиональных программ.

 

III. Общие требования к структуре управления региональной системой дополнительного образования детей

 

3.1. Структура управления региональной системой дополнительного образования детей включает:

исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, курирующие сферу дополнительного образования детей;

межведомственный совет по внедрению и реализации Целевой модели ДОД (далее - межведомственный совет), созданный в целях координации действий при внедрении Целевой модели ДОД и развития системы дополнительного образования детей в соответствующем субъекте Российской Федерации;

региональный модельный центр дополнительного образования детей, под которым понимается организация (структурное подразделение организации), наделенная правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению и мониторингу развития системы дополнительного образования детей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - региональный модельный центр);

органы местного самоуправления;

организацию (структурное подразделение организации), наделенную органом местного самоуправления функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению и мониторингу развития системы дополнительного образования детей на территории соответствующего муниципального образования (далее - муниципальный опорный центр дополнительного образования детей);

организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

3.2. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации при участии во внедрении Целевой модели ДОД на территории соответствующего субъекта Российской Федерации:

а) принимают решение о внедрении Целевой модели ДОД;

б) принимают решение о внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;

в) обеспечивают обновление содержания дополнительного образования детей, организации инфраструктуры и материально-технического обеспечения системы дополнительного образования детей, осуществление кадровой политики, функционирование управленческой и организационно-финансовой структуры в системе дополнительного образования детей в субъекте Российской Федерации в соответствии с программным подходом исходя из приоритетов, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований.

3.3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере дополнительного образования детей, при внедрении Целевой модели ДОД на территории соответствующего субъекта Российской Федерации:

а) осуществляет координацию внедрения Целевой модели ДОД;

б) обеспечивает деятельность Регионального модельного центра;

в) координирует создание сети муниципальных опорных центров;

г) проводит инвентаризацию инфраструктурных, материально-технических, кадровых ресурсов, а также дополнительных общеобразовательных программ и готовит предложения по обновлению содержания дополнительного образования детей, организации инфраструктуры и материально-технического обеспечения системы дополнительного образования детей, осуществлению кадровой политики в системе дополнительного образования детей в субъекте Российской Федерации в соответствии с программным подходом исходя из приоритетов, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований;

д) обеспечивает реализацию мероприятий по внедрению Целевой модели ДОД;

е) обеспечивает развитие материально-технической базы, инфраструктуры и кадрового потенциала организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам на основе программного подхода;

ж) реализует меры по обеспечению доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, проявивших выдающиеся способности, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, детей из малоимущих семей, детей, проживающих в сельской местности и на труднодоступных и отдаленных территориях, детей-сирот.

3.4. Межведомственный совет создается в целях обеспечения межведомственного и межуровневого взаимодействия в региональной системе дополнительного образования детей при внедрении Целевой модели ДОД в субъекте Российской Федерации и включает представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, культуры, спорта, финансов, экономического развития, а также представителей органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, научных организаций, общественных объединений и иных заинтересованных организаций.

3.5. Задачи межведомственного совета:

а) определение приоритетных направлений дополнительных общеобразовательных программ;

б) выработка предложений по совместному использованию инфраструктуры в целях реализации дополнительных общеобразовательных программ;

в) выработка предложений по распределению региональных средств и созданию инфраструктуры в муниципальных образованиях соответствующих субъектов Российской Федерации в целях выравнивания доступности дополнительных общеобразовательных программ в каждом муниципальном образовании;

г) координация реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме;

д) разработка предложений по формированию параметров финансового обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме.

3.6. Функции Регионального модельного центра:

а) организационная, методическая, экспертно-консультационная, информационная и просветительская поддержка участников отношений в сфере образования, обеспечивающая согласованное развитие дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей (технической, естественнонаучной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной и других);

б) содействие распространению и внедрению лучших практик реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для детей соответствующего субъекта Российской Федерации, а также лучших практик других субъектов Российской Федерации;

в) апробация и внедрение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, разноуровневых и модульных программ;

г) создание, апробация и внедрение моделей доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, в том числе для детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, проживающих в сельской местности и на труднодоступных и отдаленных территориях, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот;

д) обеспечение взаимодействия между участниками отношений в сфере образования, в том числе реализация программы сотрудничества между различными организациями на уровне органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции и полномочия учредителя Регионального модельного центра;

е) оценка существующих рисков управленческого, материально-технического, кадрового и методического несоответствия организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, современным требованиям системы дополнительного образования детей в Российской Федерации;

ж) разработка методик, содержащих механизмы выявления и внедрения лучших практик использования сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ;

з) разработка предложений по совершенствованию региональной системы дополнительного образования детей;

и) содействие привлечению общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, учреждений культуры и спорта, организаций реального сектора экономики и других организаций к реализации дополнительных общеобразовательных программ;

к) обеспечение реализации мер по дополнительному профессиональному образованию педагогических и управленческих кадров системы дополнительного образования детей;

л) обеспечение функционирования информационного портала Регионального модельного центра;

м) способствование развитию реализации дополнительных общеобразовательных программ, а также дополнительных профессиональных программ для педагогических работников дополнительного образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

н) координация работы информационного ресурса субъекта Российской Федерации, обеспечивающего свободный доступ к информации о реализуемых в субъекте Российской Федерации дополнительных общеобразовательных программах, организациях, реализующих данные программы, обучающихся, зачисленных на данные программы, поиск дополнительных общеобразовательных программ и реализующих их организаций, а также возможности записаться на выбранную программу и при необходимости оплатить обучение по выбранной программе (далее - региональный навигатор);

о) координация внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, предусматривающая финансовое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ на основании выбора ребенком, его родителями (законными представителями) образовательной услуги организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, вне зависимости от организационно-правовых форм, за счет предоставления организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, сертификата персонифицированного финансирования на обучение по дополнительным общеобразовательным программам3 (далее соответственно - персонифицированное финансирование дополнительного образования детей, сертификат) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, включая:

обеспечение учета перечней дополнительных общеразвивающих программ, обеспечиваемых в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;

обеспечение учета перечня организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе государственных (муниципальных), частных и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, участвующих в реализации системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее - исполнители образовательных услуг);

учет выдачи сертификатов;

обеспечение учета детей, которым выданы сертификаты в субъекте Российской Федерации;

п) информирование и просвещение родителей (законных представителей) детей в области развития дополнительного образования детей.

______________________________ 

3 Пункт 25 плана мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 18, ст. 2745; 2017, № 6, ст. 974).

 

3.7. Органы местного самоуправления при участии во внедрении Целевой модели ДОД на территории соответствующего муниципального образования обеспечивают:

а) создание муниципального опорного центра;

б) реализацию мероприятий по внедрению Целевой модели ДОД;

в) развитие инфраструктурных, материально-технических ресурсов и кадрового потенциала муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, на основе программного подхода.

3.8. Функции муниципальных опорных центров:

а) координация и осуществление организационной, методической, нормативно-правовой и экспертно-консультационной поддержки муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, при внедрении Целевой модели ДОД;

б) координация деятельности муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, при включении ими данных в региональный навигатор.

3.9. Функции организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, при участии во внедрении Целевой модели ДОД:

а) участие в обновлении содержания дополнительного образования детей, организации инфраструктуры и материально-технического обеспечения системы дополнительного образования детей, реализации кадровой политики в соответствии с программным подходом;

б) участие во внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;

в) участие в осуществлении персонифицированного учета детей, обучающихся по программам дополнительного образования детей;

г) обеспечение формирования баз данных региональных навигаторов;

д) обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников системы дополнительного образования в формате непрерывного образования;

е) обеспечение развития инфраструктурных, материально-технических ресурсов и кадрового потенциала на основе программного подхода;

ж) участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме.

3.10. Информация об организациях (органах), включенных в состав управленческой структуры Целевой модели ДОД размещается на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере дополнительного образования детей, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

 

IV. Общие требования к организационно-финансовой структуре региональной системы дополнительного образования детей

 

4.1. Организационно-финансовая структура региональной системы дополнительного образования детей формируется исходя из цели обеспечения равного доступа детей к получению дополнительного образования на основе автоматизации организационно-управленческих процессов.

4.2. Организационно-финансовая структура региональной системы дополнительного образования детей включает персонифицированный учет детей, охваченных дополнительным образованием, персонифицированное финансирование дополнительного образования детей и региональный навигатор.

4.3. В целях обеспечения персонифицированного выбора ребенком (родителями (законными представителями) дополнительных общеобразовательных программ в субъекте Российской Федерации внедряется система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей путем закрепления за ними определенного объема средств и их передачи организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, после выбора этой программы ребенком (родителями (законными представителями), предусматривающая соблюдение следующих основных принципов:

а) равный и свободный доступ детей к получению сертификата;

б) свобода выбора ребенком и его родителями (законными представителями) любой дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой на территории субъекта Российской Федерации;

в) прием на обучение по соответствующей дополнительной общеобразовательной программе проводится на общедоступной основе на принципах равных условий приема для всех поступающих в соответствии с порядком, утвержденным локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам; каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое;

г) информационная открытость и общедоступность информации о порядке получения сертификатов, перечне исполнителей образовательных услуг и реализуемых ими дополнительных общеобразовательных программах, порядке реализации сертификата и иных параметрах функционирования системы персонифицированного финансирования;

д) равный доступ организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, на условиях отсутствия ограничения конкуренции к системе персонифицированного финансирования;

е) принцип персонализированных выдачи и учета сертификатов, включающий именную принадлежность сертификата и запрет (отсутствие возможности) передачи сертификата третьим лицам, а также его финансовое обеспечение и запрет на замену сертификата денежной компенсацией.

4.4. В целях обеспечения вариативности и доступности дополнительного образования органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется учет перечней образовательных программ, доступных для прохождения обучения по ним детьми, имеющими сертификаты. При этом выделяются:

а) образовательные программы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, распределенных независимо от сертификата;

б) образовательные программы, финансовое обеспечение которых предусматривается после персонифицированного выбора детьми, родителями (законными представителями) дополнительной общеобразовательной программы посредством передачи средств, закрепленных за ребенком (его сертификатом), в счет оплаты указанных услуг.

4.5. В перечни образовательных программ, указанных в подпункте "а" пункта 4.4 настоящей Целевой модели ДОД, включаются дополнительные предпрофессиональные образовательные программы, предусматривающие отбор детей для зачисления на обучение по указанным программам. В целях реализации значимых для развития и (или) сохранения традиций и этнокультурных особенностей народов, проживающих на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, в указанные перечни по решению органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут включаться иные образовательные программы.

4.6. В случае выбора ребенком, его родителями (законными представителями) образовательной программы, включенной в перечни образовательных программ, указанных в подпункте "б" пункта 4.4 настоящей Целевой модели ДОД, объем затрат исполнителя образовательных услуг, осуществляемых при оказании указанной услуги, полностью или частично возмещается за счет средств соответствующего бюджета на оплату образовательных услуг, оказываемых по сертификатам.

4.7. Обеспечение оплаты образовательных услуг, оказываемых по сертификатам в рамках внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, закрепляется в отдельном мероприятии программы развития образования муниципального образования или субъекта Российской Федерации. Объем средств соответствующего бюджета, направляемых на финансовое обеспечение оплаты указанных услуг, должен предусматривать возможность предоставления образовательных услуг по запросам детей, их родителей (законных представителей) в полном объеме.

4.8. В целях повышения доступности, информационной открытости системы дополнительного образования детей и информированности семей (детей и их родителей (законных представителей) о реализуемых в соответствующем субъекте Российской Федерации дополнительных общеобразовательных программах используется региональный навигатор.

4.9. В целях обеспечения эффективного функционирования регионального навигатора соответствующий субъект Российской Федерации обеспечивает включение данных в региональный навигатор о дополнительных общеобразовательных программах, реализуемых на территории субъекта Российской Федерации организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, различной организационно-правовой формы.

4.10. В субъекте Российской Федерации региональным модельным центром ведется персонифицированный учет детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам.

 

V. Общие требования к кадровому обеспечению региональной системы дополнительного образования детей

 

5.1. Кадровое обеспечение региональной системы дополнительного образования детей направлено на решение следующих задач:

а) реализация дополнительных общеобразовательных программ по перспективным направлениям обучения детей;

б) разработка дополнительных профессиональных программ, в том числе краткосрочных, и обеспечение возможности непрерывного повышения квалификации педагогических работников дополнительного образования, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками;

в) вовлечение в реализацию дополнительных общеобразовательных программ специалистов, имеющих высшее образование либо среднее профессиональное образование, в рамках направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования, соответствующих дополнительным общеобразовательным программам, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе обеспечение получения такими специалистами при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки", а также лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки", в случае рекомендации аттестационной комиссии, самостоятельно формируемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками;

г) вовлечение представителей общественно-деловых объединений и работодателей в обновление основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ.

5.2. В субъекте Российской Федерации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, создается современная система сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, включающая:

а) повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических работников дополнительного образования по программам, соответствующим перспективным направлениям дополнительного образования детей;

б) обеспечение стажировок педагогических работников дополнительного образования в организациях реального сектора экономики или других профессиональных сфер, соответствующих направлениям дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых педагогическими работниками;

в) обучение специалистов-практиков из различных профессиональных областей по краткосрочным дополнительным профессиональным программам на базе центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки "Образование и педагогические науки", в том числе в дистанционной форме и с использованием цифровых технологий;

г) развитие института наставничества;

д) реализация мер по привлечению молодых педагогов в систему дополнительного образования детей;

е) проведение конкурсов профессионального мастерства.

5.3. В субъекте Российской Федерации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, создается региональная система мотивации педагогических работников дополнительного образования, обеспечивающая формирование прозрачности порядка, условий и критериев установления работникам стимулирующих выплат, включающая:

а) эффективную систему оплаты труда, предусматривающую создание условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании системы дополнительного образования детей;

б) совершенствование структуры заработной платы, в том числе порядка установления окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, для ее оптимизации с учетом задач кадрового обеспечения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и стимулирования педагогических работников к повышению производительности труда.

 

VI. Общие требования к использованию инфраструктурных и материально-технических ресурсов в региональной системе дополнительного образования детей

 

6.1. Использование (создание) инфраструктурных и материально-технических ресурсов региональной системы дополнительного образования детей должно соответствовать следующим принципам:

а) инфраструктурные и материально-технические ресурсы региональной системы дополнительного образования детей создаются (используются) исходя из программного подхода;

б) инфраструктурные и материально-технические ресурсы обеспечивают реализацию дополнительных общеобразовательных программ с учетом использования современных технологий, новых форм и методов обучения по дополнительным общеобразовательным программам;

в) инфраструктурные и материально-технические ресурсы обеспечивают реализацию дополнительных общеобразовательных программ различной направленности, доступных для всех обучающихся на территории субъекта Российской Федерации;

г) инфраструктурная и материально-техническая база организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных организаций, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в сетевой форме реализации образовательных программ, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598) используется для реализации дополнительных общеобразовательных программ.

6.2. При внедрении настоящей Целевой модели ДОД проводится инвентаризация существующих инфраструктурных и материально-технических ресурсов дополнительного образования детей с целью определения их соответствия приоритетным направлениям развития дополнительного образования детей в субъекте Российской Федерации.

6.3. Создание и развитие новых инфраструктурных и материально-технических ресурсов для дополнительного образования детей проводятся с учетом соответствия приоритетам, определяемым на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований.

 


Информация по документу
Читайте также