Расширенный поиск

Закон Калужской области от 12.11.2001 № 74-ОЗ

 

                       ЗАКОН КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

            О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
                КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2004 ГОДЫ

 

 

         Принят Законодательным Собранием 1 ноября 2001 года

 

 

     (В редакции Закона Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ)     

 

 

     Статья 1
     Утвердить программу  социально-экономического  развития Калужской
области на 2001 - 2004 годы (прилагается).

 

     Статья 2
     Финансирование по   мероприятиям   данной   программы  уточняется
законом Калужской области об областном бюджете на очередной год.

 

     Статья 3
     Настоящий Закон   вступает   в   силу  со  дня  его  официального
опубликования.

 

 

     Губернатор Калужской области          А.Д.Артамонов

 

 

     г. Калуга
     12 ноября 2001 г.
     N 74-ОЗ

 

 

 

 

 

                              ПРОГРАММА
                  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
                          КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
                         НА 2001 - 2004 ГОДЫ

 

 

 

                              г. Калуга
                               2001 год

 

 

 

                             Содержание

 

     I. Введение
     II. Цели,  задачи  и  принципы  социально-экономического развития
         области
     III. Экономический потенциал области
          Экономико-географическое положение области
          Население и трудовые ресурсы
          Природные ресурсы
            Минеральные ресурсы
            Земельные ресурсы
            Лесные ресурсы
            Водные ресурсы
         Рекреационный и историко-культурный потенциал
         Научно-технический потенциал
         Производственный потенциал
           Общая характеристика предприятий и организаций области
           Промышленность
           Сельское хозяйство
     IV. Размещение производительных сил
         1. Перспективные направления развития территорий области
         2. Поддержка экономически неразвитых территорий
     V. Основные направления налогово-бюджетной политики
         1. Основные направления налоговой политики
         2. Основные направления бюджетной политики
             Общие требования
             Бюджетные доходы
             Бюджетные расходы
             Межбюджетные отношения
         3. Прогноз  консолидированного  бюджета  Калужской области на
            2001 - 2004 годы
     VI. Управление государственной собственностью
     VII. Инвестиционная политика
           1. Современное     состояние,    тенденции    и    проблемы
              инвестиционной деятельности
           2. Цели, задачи и приоритеты инвестиционной политики
           3. Основные направления  и  механизмы реализации
              инвестиционной политики
           4. Оценка эффективности реализации инвестиционной политики
           5. Система программных мероприятий
     VIII. Внешнеэкономическая деятельность
            1. Состояние и проблемы развития
            2. Цели и задачи развития
     IX. Развитие банковской системы области
          1. Состояние и проблемы развития
          2. Перспективные направления развития
     X. Подпрограмма "Развитие малого предпринимательства"
         1. Состояние и проблемы развития
         2. Цели и задачи развития
         3. Система программных мероприятий
            Укрупненный перечень программных  мероприятий  на  2001  -
            2004 годы
         4. Оценка эффективности реализации мероприятий
     XI. Подпрограмма "Развитие промышленности"
          1. Современное состояние и проблемы развития
          2. Цели и задачи развития
          3. Механизмы реализации
          4. Приоритетные направления промышленной деятельности
          5. Система программных мероприятий
              Укрупненный перечень    программных    мероприятий    на
              2001 - 2004 годы
          6. Приоритетные  направления  инвестиционной  деятельности в
             промышленности
              Перечень приоритетных инвестиционных проектов
          7. Оценка эффективности
     XII. Подпрограмма "Развитие агропромышленного комплекса"
          1. Современное состояние и проблемы  развития
          2. Цели и задачи подпрограммы
          3. Перспективные  направления   развития   агропромышленного
             комплекса
              Развитие земледелия
              Развитие животноводства
              Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности
              Реализация сельскохозяйственной продукции и
              продовольствия
              Кооперация и интеграция
              Институциональные преобразования
              Материально-техническое и информационно-консультационное
              обеспечение АПК
              Научно-техническая политика
              Работа с кадрами
          4. Приоритетные   направления   инвестиционной   политики  в
             агропромышленном комплексе
              Перечень инвестиционных проектов в отрасли
              животноводство
              Перечень инвестиционных программ в отрасли земледелия
              Перечень инвестиционных проектов в перерабатывающей
              промышленности
          5. Система программных мероприятий
              Финансирование программных мероприятий в отрасли
              животноводство
              Финансирование программных мероприятий в отрасли
              растениеводство
              Финансирование   программных   мероприятий   в
              перерабатывающей отрасли
              Финансирование мероприятий материально-технического
              обеспечения
              Финансирование мероприятий научно-технической политики
          6. Оценка эффективности реализации программных мероприятий
     XIII. Подпрограмма "Развитие строительного и
           дорожно-транспортного комплекса, развитие средств связи"
            1. Развитие жилищного строительства
                Состояние и проблемы развития
                Цели и задачи развития
                Механизм реализации
            2. Газификация области
                Состояние и проблемы развития
                Механизм реализации
            3. Развитие производственной базы строительной индустрии
                Состояние и проблемы развития
                Перспективные направления развития
                Система программных мероприятий
                Детализированный перечень объектов строительства на
                2001 год
                Укрупненный перечень объектов строительства на
                2002 - 2004 годы
                Укрупненный перечень программных мероприятий по
                развитию предприятий промышленности строительных
                материалов на 2001 - 2004 годы
            4. Развитие минерально-сырьевой базы
                Состояние и проблемы развития
                Перспективы развития минерально-сырьевой базы до
                2004 года
            5. Дорожное строительство
                Состояние и проблемы развития
                Механизм реализации
                Детализированный перечень программных мероприятий
                на 2001 год
                Укрупненный перечень программных мероприятий на
                2002 - 2004 годы
            6. Развитие транспорта.
                Укрупненный перечень программных мероприятий по
                развитию транспорта и связи на 2001 - 2004 годы.
            7. Развитие средств связи
                Развитие почтовой связи
                Развитие телерадиовещания
                Развитие электросвязи
                Развитие системы оповещения
                Оценка эффективности мероприятий по развитию средств
                связи
                Укрупненный перечень программных мероприятий по
                развитию связи на 2001 - 2004 годы
     XIV. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства
           1. Состояние и проблемы  развития
           2. Механизм реализации
           3. Оценка эффективности
     XV. Подпрограмма "Развитие энергетики"
          Развитие теплоэнергетики
           1. Состояние и проблемы развития
           2. Система программных мероприятий
              Детализированный перечень программных мероприятий на
              2001 год
              Укрупненный перечень программных мероприятий на
              2002 - 2004 годы
          Развитие электроэнергетики
           1. Состояние и проблемы развития
           2. Система программных мероприятий
              Детализированный перечень программных мероприятий на
              2001 год
              Укрупненный перечень программных мероприятий на
              2002 - 2004 годы
          Развитие энергосбережения
              Детализированный перечень программных мероприятий
              на 2001 год  по энергосбережению.
              Укрупненный перечень программных мероприятий на
              2002 - 2004 годы по энергосбережению
     XVI. Подпрограмма "Обеспечение населения питьевой водой"
           1. Состояние и проблемы развития
           2. Механизм реализации
           3. Система программных мероприятий
              Детализированный перечень программных мероприятий
              на 2001 год.
              Укрупненный перечень программных мероприятий на
              2002 - 2004 годы
     XVII. Подпрограмма "Развитие торговли и сферы услуг"
            1. Состояние и проблемы развития
            2. Цели  и задачи развития торговли и сферы услуг
            3. Перспективные направления развития торговли и сферы
               услуг
            4. Система программных мероприятий
     XVIII. Подпрограмма "Социальная политика"
             1. Состояние и тенденции изменений в социальной сфере
                 Уровень жизни населения области
                 Условия и охрана труда
                 Развитие персонала на производстве
                 Развитие социального обслуживания населения
                 Социальная защита инвалидов
                 Система социальной поддержки семьи, женщин и детей
                 Молодежная политика
                 Преодоление последствий радиационных катастроф
             2. Главная цель социальной политики на 2001 - 2004 годы
             3. Основные направления социальной политики
                 Пенсионное обеспечение
                 Политика в сфере труда и трудовых отношений
                 Миграционная политика
                 Социальное страхование
                 Реформирование системы социальной защиты населения
                 Семейная политика
                 Государственная молодежная политика
                 Политика по преодолению последствий радиационных
                 катастроф
             4. Оценка эффективности реализации
             5. Система программных мероприятий
     XIX. Подпрограмма "Развитие системы образования"
           1. Состояние и проблемы развития
           2. Основные направления развития системы образования
               Общеобразовательные учреждения
               Специальное образование и охрана прав детства
               Среднее и высшее профессиональное образование
           3. Система программных мероприятий
               Развитие общего образования
               Развитие специального образования и охраны прав
               детства
               Развитие начального профессионального образования
               Развитие высшего и среднего профессионального
               образования
         Подпрограмма "Развитие науки"
          1. Состояние и проблемы развития
          2. Приоритетные направления научно-технической политики в
             Калужской области Обнинск - первый наукоград России
          3. Оценка эффективности реализации
          4. Приоритетные направления инвестиционной деятельности в
             науке
              Перечень приоритетных инвестиционных проектов
          5. Система программных мероприятий
     XX. Подпрограмма "Развитие здравоохранения"
          1. Состояние и проблемы развития
              Санитарно-эпидемиологическая ситуация
              Демографические показатели
              Состояние здоровья населения
              Сеть и материально-техническая оснащенность учреждений
              здравоохранения
              Кадры учреждений здравоохранения
              Система финансирования учреждений здравоохранения
          2. Основные цели и задачи развития
          3. Перспективные направления развития
          4. Оценка эффективности реализации
          5. Система программных мероприятий
     XXI. Подпрограмма "Развитие культуры и искусства"
           1. Современное состояние и проблемы развития
           2. Цели и задачи развития
           3. Мероприятия по реализации
               Детализированный перечень программных мероприятий на
               2001 год
               Укрупненный перечень программных мероприятий на
               2002 - 2004 годы
          Подпрограмма "Развитие физкультуры и спорта"
            1. Современное состояние и проблемы  развития
            2. Цели и основные направления развития
            3. Оценка эффективности реализации
            4. Система программных мероприятий
    XXII. Подпрограмма "Развитие туризма"
           1. Современное состояние и проблемы развития
           2. Цели и основные направления развития
           3. Перспективные инвестиционные проекты в сфере развития
              туризма
    XXIII. Подпрограмма "Развитие системы охраны правопорядка области"
            1. Состояние и проблемы развития
            2. Цели и основные направления развития
            3. Ожидаемая эффективность  и социально-экономические
               последствия от реализации мероприятий
            4. Мероприятия по реализации программы
                Укрупненный перечень программных мероприятий на
                2001 - 2004 годы
    XXIV. Подпрограмма "Экология и природоохранная деятельность"
           1. Природоохранная деятельность
               Водные ресурсы
               Лесные ресурсы
               Минеральные ресурсы
           2. Экология
               1. Состояние и проблемы развития
               2. Перспективные направления развития
               3. Система программных мероприятий
                   Детализированный перечень программных мероприятий
                   на 2001 год
                   Укрупненный перечень программных мероприятий на
                   2002 - 2004 годы
               4. Приоритетные направления инвестиционной деятельности
                   Перечень приоритетных инвестиционных проектов

 

 

     I. Введение

 

     Среднесрочная программа     социально-экономического     развития
Калужской области на 2001 - 2004 годы (далее - Программа) подготовлена
по  поручению Правительства области в соответствии с Законом Калужской
области от 25.09.98 г.  N 14-ОЗ "О бюджетном  устройстве  и  бюджетном
процессе в Калужской области".
     Программа представляет  собой  комплексную   систему   ориентиров
социально-экономического развития области и планируемых Правительством
области путей и средств достижения указанных ориентиров.
     В разработке  программы принимали  участие министерства Калужской
области, территориальные  органы  федеральных  органов  исполнительной
власти, органы  местного   самоуправления, предприятия и   организации
области.  (В редакции Закона Калужской области от 28.06.2004 № 323-ОЗ)

 

     II. Цели, задачи и принципы социально-экономического развития
         области

 

     Главной целью    реализации    Программы   является   обеспечение
стабильного улучшения  качества  жизни  населения  области  на  основе
сбалансированного      экономического,     социально-культурного     и
экологического развития.
     Улучшение качества жизни человека будет,  прежде всего,  означать
наличие соответствующей работы и достойной  зарплаты,  гарантированных
услуг здравоохранения и социального обеспечения,  качественного жилья,
здоровой окружающей среды,  политической стабильности  и  общественной
безопасности,  доступ  к  образовательным  и  культурным возможностям,
сохранение и развитие гуманитарных ценностей.
     Указанная цель  будет  достигаться  посредством  решения задач по
обеспечению:
     - устойчивого   экономического   роста   на   основе  структурной
перестройки и диверсификации экономики,  привлечения инвестиционных  и
научно-технологических ресурсов;
     - продуктивной  занятости   экономически   активного   населения,
смягчения последствий безработицы;
     - смягчения и устранения диспропорций в территориальном развитии,
размещении производительных сил;
     - роста  доходов  жителей  области  и  потребления  материальных,
социальных и культурных благ;
     - формирования благоприятного социального  климата  и  устойчивой
социальной среды, предотвращения социальных конфликтов;
     - развития      местного      самоуправления,       общественного
саморегулирования     на    основе    профессиональных,    культурных,
территориальных объединений, обществ, ассоциаций;
     - развития  образовательного  и  культурного  потенциала  жителей
области;
     - решения   жилищной   проблемы,   роста   эффективности   работы
жилищно-коммунального хозяйства;
     - условий для безопасной жизни человека,  семьи, общества, прежде
всего  по  обеспечению  снижения  уровня  преступности  и  техногенных
рисков;
     - эффективности   деятельности   государственного   и    местного
управления,    государственного    регулирования    и   стимулирования
социально-экономического развития;
     - развития  экономических  и  культурных связей области с другими
субъектами Российской Федерации, странами СНГ и дальнего зарубежья.
     При проведении   экономической  политики  органы  государственной
власти будут руководствоваться следующими принципами:
     - принцип  эффективности - осуществлять мероприятия экономической
политики на основе тщательного анализа последствий принимаемых решений
и оценки экономической эффективности;
     - принцип  самостоятельности  -  максимально  ориентироваться  на
собственные  научные,  производственные,  сырьевые,  финансовые и иные
ресурсы области;
     - принцип   системности  -  принимать  решения  в  рамках  единой
политики, в соответствии с ее целями и задачами;
     - принцип   социальной   направленности   -   считать  достижение
социального эффекта главным  приоритетом  при  разработке  и  принятии
экономических  решений;
     - принцип   разграничения   ответственности   и   полномочий    -
обеспечивать  жесткое  ограничение  государственного  вмешательства  в
экономическую    жизнь    при    одновременном    усилении     функций
государственного  регулирования  экономики  в  тех сегментах,  где это
необходимо;
     - принцип  взаимодействия  - реализовывать экономическую политику
на  основе  тесного  взаимодействия  органов  государственной  власти,
предпринимательского    сообщества,    муниципалитетов,    профсоюзов,
общественных организаций;
     - принцип  информационной  прозрачности - подготовка и реализация
решений  в  сфере  экономической  политики  будет  носить  максимально
возможный гласный, публичный характер.

 

     III. Экономический потенциал области

 

     Экономико-географическое положение области

 

     Калужская область расположена в центре Европейской части  России.
На  севере  она граничит с Московской областью,  на юге - с Брянской и
Орловской,  на западе  -  со  Смоленской,  на  востоке  -  с  Тульской
областями.
     Площадь области  -  29,8  тыс.  кв.  км.  Административно область
делится на 24 района и 45 муниципальных образований.  Из 19 городов  -
четыре являются городами областного подчинения.  На территории области
имеется 12 поселков городского типа, 328 сельских администраций и 3243
сельских населенных пункта.
     Транспортная сеть   Калужской   области   относительно   развита.
Плотность сети железных дорог составляет 29 км/1000 км2, автомобильных
- более 290, в том числе дорог с твердым покрытием 190 км/1000 км2 (из
них 150  км/км2  дорог  общего  пользования,  находящихся  на  балансе
областного управления автомобильных дорог).
     Транспортно-географическое положение      области      определило
ориентацию  работы  транспорта на транзитные перевозки.  По территории
области проходят пять железнодорожных магистралей:  Москва  -  Брянск,
Вязьма - Брянск,  Тула - Калуга - Вязьма, Тула - Козельск - Занозная -
Смоленск и Сухиничи -  Рославль.  По  этим  путям  осуществляются  как
местные,  так и дальние транзитные связи Москвы с Украиной,  Молдовой,
Румынией,  Болгарией, Венгрией, Югославией, а также Санкт-Петербурга с
Украиной,    Поволжьем   и   Центрально-Черноземным   районом.   Общая
протяженность   железных   дорог,   включая   однопутные   подходы   к
магистралям, составляет свыше 1241 км.
     Шесть районов  области   -   Жуковский,   Тарусский,   Медынский,
Юхновский,   Мосальский  и  Перемышльский  не  имеют  железнодорожного
сообщения,  а Ульяновский и Хвастовичский районы не  имеют  выхода  на
железнодорожную сеть.
     Основная сеть автомобильных дорог области состоит из  федеральных
магистралей. Сеть автомобильных дорог областного значения недостаточно
развита - в большинстве  случаев  эти  автодороги  обеспечивают  выход
административных  районов  на  федеральные  дороги.  Число  автодорог,
обеспечивающих межрайонные связи, невелико.
     Основная часть внутриобластной транспортной работы осуществляется
автомобильным транспортом. К главным автодорогам федерального значения
относятся магистрали "Украина" и "Москва - Малоярославец - Рославль".
     Областной центр связан автодорогами со всеми районными  центрами.
Протяженность автомобильных дорог составляет свыше 4400 км.
     Для судоходства  мелкосидящих судов и барж используется река Ока.
Средняя   продолжительность    навигации    180-200    суток.    Длина
эксплутационного участка на территории области составляет 98 км.
     В настоящее время в области расположены 4 аэропорта.
     В целом      экономико-географическое      положение      области
характеризуется   близостью  столицы  России  и  таких  индустриальных
центров как Тула и Брянск.

 

     Население и трудовые ресурсы

 

     В течение двадцати лет,  с 1970 до 1990 года, численность жителей
области  пополнялась  как  за  счет  миграционного,  так  и  за   счет
естественного прироста населения.
     Начиная с 1990 года в целом по области  наблюдается  естественная
убыль населения,  т.е. превышение числа умерших над числом родившихся.
С 1992 года естественная убыль регистрируется не только в сельской, но
и в городской местности.  Низкий уровень рождаемости неизбежно ведет к
постепенному старению населения.

 

     Таблица N 1. Возрастной состав постоянного населения области на
                  начало года
                                                      (тыс. человек)
------------------------T--------T--------T--------T--------T--------T--------T--------T--------¬
¦ Численность населения ¦  1990  ¦  1995  ¦  1996  ¦  1997  ¦  1998  ¦  1999  ¦  2000  ¦  2001  ¦
¦    на начало года     ¦   год  ¦   год  ¦   год  ¦   год  ¦   год  ¦   год  ¦   год  ¦   год  ¦
+-----------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦                       ¦ 1071,5 ¦ 1092,0 ¦ 1094,7 ¦ 1094,9 ¦ 1091,5 ¦ 1090,6 ¦ 1083,0 ¦ 1072,0 ¦
L-----------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------

 

    В области  проживает  около  200  тыс.  человек  (18,2%  от  общей
численности   населения   области  и  35%  от  экономически  активного
населения) в возрасте от 16 до 29 лет.
    На долю   лиц   старше   трудоспособного   возраста  в  1980  году
приходилось 18%, в 1990 - 21%, в последние годы - 23 процента. Наличие
большого  числа  лиц преклонного возраста влияет на высокие показатели
уровня  смертности.  Численность  пенсионеров  составляет  около   30%
населения   области.   На   1,4  работающих  человек  приходится  один
пенсионер.
    Средняя продолжительность  жизни в области составляет 64,9 лет,  в
том числе,  у мужчин - 58,5,  у женщин - 71,9 лет,  что на  0,5%  выше
средних показателей по России.
    Трудовые ресурсы области составляют 635 тыс.  человек, в том числе
экономически активное население - 544,1 тыс. человек.

 

     Таблица N 2. Структура занятости населения
                                                       (в процентах)
-------------------------------------------------------------T-------¬
¦ Всего занято в экономике                                   ¦ 100,0 ¦
+------------------------------------------------------------+-------+
¦ в том числе:                                               ¦       ¦
+------------------------------------------------------------+-------+
¦ - промышленность                                           ¦  25,2 ¦
+------------------------------------------------------------+-------+
¦ - сельское хозяйство, лесное хозяйство                     ¦  11,8 ¦
+------------------------------------------------------------+-------+
¦ - транспорт, связь                                         ¦   6,4 ¦
+------------------------------------------------------------+-------+
¦ - строительство                                            ¦   9,2 ¦
+------------------------------------------------------------+-------+
¦ - торговля, общественное питание, материально-техническое  ¦       ¦
¦   снабжение, сбыт и заготовки                              ¦  12,8 ¦
+------------------------------------------------------------+-------+
¦ - жилищно-коммунальное  хозяйство, непроизводственные виды ¦       ¦
¦   бытового обслуживания населения                          ¦   5,7 ¦
+------------------------------------------------------------+-------+
¦ - здравоохранение, физкультура и спорт, социальное         ¦   6,1 ¦
¦   обеспечение                                              ¦       ¦
+------------------------------------------------------------+-------+
¦ - образование, культура и искусство                        ¦   9,8 ¦
+------------------------------------------------------------+-------+
¦ - наука и научное обслуживание                             ¦   3,4 ¦
+------------------------------------------------------------+-------+
¦ - органы управления                                        ¦   5,1 ¦
+------------------------------------------------------------+-------+
¦ - другие отрасли                                           ¦   4,5 ¦
L------------------------------------------------------------+--------

 

     Природные ресурсы

 

     Минеральные ресурсы

 

     Область обладает   развитой   минерально-сырьевой   базой.    Все
разведанные  месторождения  полезных  ископаемых  подразделяются  на 3
группы: бурые угли, нерудные полезные ископаемые и подземные воды.
     Из нерудных  полезных  ископаемых  недра  области  содержат торф,
фосфориты,   трепел,   гипс,   известняк,   мел,   пески   стекольные,
формовочные, строительные и балластные, глины кирпичные, керамзитовые,
огнеупорные и тугоплавкие, минеральные краски и др.
     Угольные месторождения, перспективные для разведки, располагаются
в трех местах:
     - к северо-западу и юго-востоку от г. Калуги;
     - в районе г. Сухиничи;
     - на западе области, в районе пос. Барятино, между городами Киров
и Спас-Деменск.
     Имеются два   крупных  месторождения  фосфоритов,  пригодных  для
производства минеральных удобрений:  Подбужское в Хвастовичском районе
(на  границе с Брянской областью) и Слободо-Которецкое - в Думиничском
и Людиновском районах.
     Большое значение для металлургической промышленности представляет
крупное Ульяновское месторождение высококачественных огнеупорных  глин
(16%   от   общих   разведанных   в  России  запасов),  которое  имеет
хозяйственное значение не только для Российской Федерации,  но и за ее
пределами.
     Данное месторождение комплексное:  во  вскрыше  над  огнеупорными
глинами залегают керамические глины, которые пригодны для производства
лицевого пустотелого  кирпича,  облицовочных  плиток  (для  внутренних
работ), канализационных керамических труб.
     Всего в области имеется 24 месторождения с промышленными запасами
130,3 млн.  куб.  м глин, из которых осваиваются 14 месторождений (31%
имеющихся  запасов).   Все   месторождения   имеют   крупные   запасы,
позволяющие  кирпичным  заводам  работать  долгие годы и увеличить уже
имеющиеся мощности в 1,5 - 2 и более раз.
     Кроме того,  числятся  еще  10 резервных месторождений с запасами
глин в количестве 88,6 млн. куб. м.
     Следует выделить   имеющееся   в   области   крупное   Борщевское
(Ферзиковский район) комплексное месторождение известняков  (пригодных
для изготовления строительного и дорожного щебня,  а также известковой
муки  I  сорта),  керамзитовых  и  палыгорскитовых   глин,   суглинков
кирпичных.
     Зикеевское месторождение трепела (Жиздринский район)  -  одно  из
основных  источников  получения адсорбентов,  используемых при очистке
нефтепродуктов  на  большинстве  нефтеперерабатывающих   заводов.   По
состоянию  на  1  января  1998  года  балансовые запасы этого сырья по
промышленным категориям составляют 10,3 млн.  тонн, что составляет 10%
от запасов Центра России.

 

     Земельные ресурсы

 

     Земельный фонд области составляет порядка 3 млн.  гектаров. Среди
земель области преобладают земли  сельскохозяйственных  предприятий  и
граждан   (67,7%),  значителен  лесной  фонд  (25,3%),  большую  часть
занимают земли населенных пунктов (7%).

 

     Таблица N 3. Распределение земельного фонда по формам
                  собственности

 

                                   по данным на 01.01.99 г. (тыс.га.)

 

----------------------------------T--------------------------------------------¬
¦    Форма собственности          ¦        Площадь земель                      ¦
¦                                 +---------T------------T------------T--------+
¦                                 ¦ Всего   ¦  сельхоз.  ¦   пром.    ¦ прочие ¦
¦                                 ¦         ¦ назначения ¦ назначения ¦        ¦
+---------------------------------+---------+------------+------------+--------+
¦ Государственная и муниципальная ¦  2017,5 ¦     944,3  ¦  227,1     ¦  846,1 ¦
¦ собственность                   ¦         ¦            ¦            ¦        ¦
+---------------------------------+---------+------------+------------+--------+
¦ Частная собственность           ¦   960,2 ¦     919,3  ¦   40,9     ¦    -   ¦
+---------------------------------+---------+------------+------------+--------+
¦ собственность граждан           ¦   919,3 ¦     879,1  ¦   40,2     ¦    -   ¦
+---------------------------------+---------+------------+------------+--------+
¦ собственность юридических лиц   ¦    40,9 ¦      40,2  ¦    0,7     ¦    -   ¦
L---------------------------------+---------+------------+------------+---------

 

     Почвы области характеризуются низкой обеспеченностью питательными
веществами:  80%  почв имеют низкое содержание гумуса (до 2%), средний
показатель его по области - 1,6% (при норме 4-5 процентов).
     Для центральной части области характерна водная эрозия в  местах,
где наблюдаются максимальные перепады высот,  расчлененность рельефа и
растворимые водой почвы или почвообразующие породы.
     Продолжаются процессы   переувлажнения   и   заболачивания  почв.
Наиболее подвержены этим  процессам  западные,  юго-западные  и  южные
районы  области.  Общая  площадь  заболоченных земель составляет 126,4
тыс.  га,  или 11%  от сельхозугодий, переувлажненных - 123,9 тыс. га,
или  10,8%.  За  последние  пять  лет  площадь  переувлажненных земель
увеличилась на 32 процента.
     Степень сельскохозяйственной  освоенности  территории  области  в
целом  соответствует  средним  показателям  по   нечерноземной   зоне.
Распахана 1/3 территории области,  71% ее сельскохозяйственных угодий.
Диапазон    показателей    сельскохозяйственной     освоенности     по
административным районам составляет 34-80%, а распаханности территории
- 21-63%.  Значительная часть сельскохозяйственных угодий нуждается  в
разных видах мелиорации.

 

     Лесные ресурсы

 

     Общая площадь лесов составляет 1379,9 тыс.  га.  Область  покрыта
лесами на 43 процента.
     Лесной фонд  составляет  порядка  726 тыс.  га.,  из них:  лесных
площадей - 693 тыс. га, нелесных - 32,6 тыс. га.
     Земли лесного фонда разделяются на:
     - леса, выполняющие преимущественно водоохранные функции, - 131,5
тыс. га;
     - защитные  полосы  лесов  вдоль  железных,  автомобильных  дорог
общегосударственного и областного значения - 25,6 тыс. га;
     - леса,  выполняющие  преимущественно  санитарно-гигиенические  и
оздоровительные функции - 156,3 тыс. га;
     - леса  специального  целевого  назначения  -  заповедные  лесные
участки,   имеющие   научное   или  историческое  значение,  природные
памятники - 5,3 тыс. га.
     Средний запас  древесины на 1 га покрытых лесом земель составляет
порядка 205 куб.  м,  запас спелых и перестойных насаждений на 1 га  -
259 куб. м. Общий запас древесины 228,3 млн. куб. метров.
     В лесном фонде доминируют  мягколиственные  породы  (березовые  и
осиновые),  на  которые  в  сумме приходится 65 %  лесных территорий и
более 60 %  общеобластного запаса древесины. Коренных лесов (сосновые,
елово-липовые,  дубовые) сохранилось не более 10%,  а из преобладающих
березняков и осинников - 40% поражено грибковыми заболеваниями.
     Территориальное распределение   лесного   фонда   представлено  в
таблице.

 

     Таблица N 4. Выборка расчетной лесосеки по лесхозам
                  Калужской области

 

                            по данным на 01.07.2001 г. (тыс. куб. м.)

 

-------------------T-----------------T----------------T----------------T---------------¬
¦ Наименование     ¦    Выделено     ¦     Доля по    ¦    Выписано    ¦      %        ¦
¦ лесхозов         ¦                 ¦     области    ¦                ¦ использования ¦
¦                  +--------T--------+-------T--------+-------T--------+               ¦
¦                  ¦ Всего  ¦ в т.ч. ¦ Всего ¦ в т.ч. ¦ Всего ¦ в т.ч. ¦               ¦
¦                  ¦        ¦ хвоин. ¦       ¦ хвойн. ¦       ¦ хвоин. ¦               ¦
+------------------+--------+--------+-------+--------+-------+--------+-------T-------+
¦ 1. Боровский     ¦   50,4 ¦  12,6  ¦ 3,8%  ¦  6,2%  ¦  11,2 ¦  1,6   ¦ 22,2% ¦ 12,7% ¦
+------------------+--------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+
¦ 2. Дзержинский   ¦   24,8 ¦   9,4  ¦ 1,8%  ¦  4,6%  ¦   4,4 ¦  4,0   ¦ 17,7% ¦ 42,6% ¦
+------------------+--------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+
¦ 3. Думиничский   ¦  101,9 ¦  10,3  ¦ 7,6%  ¦  5,0%  ¦   5,0 ¦  1,0   ¦  4,9% ¦  9,7% ¦
+------------------+--------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+
¦ 4. Еленский      ¦   40,4 ¦  19,7  ¦ 3,0%  ¦  9,6%  ¦   2,1 ¦  2,1   ¦  5,2% ¦ 10,7% ¦
+------------------+--------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+
¦ 5. Жиздринский   ¦   87,3 ¦  12,5  ¦ 6,5%  ¦  6,1%  ¦   4,0 ¦  2,7   ¦  4,6% ¦ 21,6% ¦
+------------------+--------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+
¦ 6. Жуковский     ¦   93,9 ¦  13,4  ¦ 7,0%  ¦  6,6%  ¦   4,6 ¦  2,1   ¦  4,9% ¦ 15,7% ¦
+------------------+--------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+
¦ 7. Калужский     ¦   61,5 ¦  15,7  ¦ 4,6%  ¦  7,7%  ¦  13,1 ¦  8,3   ¦ 21,3% ¦ 52,9% ¦
+------------------+--------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+
¦ 8. Козельский    ¦   58,0 ¦  14,8  ¦ 4,3%  ¦  7,2%  ¦   7,7 ¦  5,3   ¦ 13,3% ¦ 35,8% ¦
+------------------+--------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+
¦ 9. Куйбышевский  ¦  152,8 ¦   9,3  ¦ 11,4% ¦  4,6%  ¦   7,3 ¦  5,8   ¦  4,8% ¦ 62,4% ¦
+------------------+--------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+
¦ 10. Людиновский  ¦   70,3 ¦  11,5  ¦ 5,2%  ¦  5,6%  ¦   8,5 ¦  3,9   ¦ 12,1% ¦ 33,9% ¦
+------------------+--------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+
¦ 11.              ¦  107,2 ¦  19,6  ¦ 8,0%  ¦  9,6%  ¦  29,7 ¦ 12,0   ¦ 27,7% ¦ 61,2% ¦
¦ Малоярославецкий ¦        ¦        ¦       ¦        ¦       ¦        ¦       ¦       ¦
+------------------+--------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+
¦ 12. Медынский    ¦  138,4 ¦  25,8  ¦ 10,3% ¦ 12,6%  ¦   7,7 ¦  4,0   ¦  5,6% ¦ 15,5% ¦
+------------------+--------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+
¦ 13. Мещовский    ¦   67,0 ¦   7,1  ¦ 5,0%  ¦  3,5%  ¦   3,0 ¦  1,6   ¦  4,5% ¦ 22,5% ¦
+------------------+--------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+
¦ 14. Ульяновский  ¦   63,7 ¦   7,3  ¦ 4,8%  ¦  3,6%  ¦   5,6 ¦  0,6   ¦  8,8% ¦  8,2% ¦
+------------------+--------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+
¦ 15. Ферзиковский ¦  127,6 ¦   2,2  ¦ 9,5%  ¦  1,1%  ¦   8,0 ¦  1,5   ¦  6,3% ¦ 68,2% ¦
+------------------+--------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+
¦ 16. Юхновский    ¦   95,5 ¦  13,1  ¦ 7,1%  ¦  6,4%  ¦   6,2 ¦  2,7   ¦  6,5% ¦ 20,6% ¦
+------------------+--------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+
¦ Всего            ¦ 1340,7 ¦  204,3 ¦       ¦        ¦ 128,1 ¦ 59,2   ¦  9,6% ¦ 29,0% ¦
L------------------+--------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+--------

 

     Водные ресурсы

 

     На территории области протекает  2045  рек  общей  протяженностью
11853 км,  из них 256 рек длиной от 10 км и более общей протяженностью
7638 км (включая реки Оку и Десну).
     Рек и   ручьев  длиной  менее  10  км  насчитывается  1763  общей
протяженностью 4215 км.
     Наиболее крупные реки области:  Ока,  Десна, Угра, Жиздра, Болва.
Общая длина каждой более 200 км.  Еще 9 рек - Протва,  Серена,  Ресса,
Рессета, Вытебеть, Шаня, Лужа, Нара, Воря имеют (каждая) протяженность
более 100 км.
     В области  имеется  17 водохранилищ суммарным полезным объемом 79
млн.  куб. м, в том числе в бассейне реки Оки 12 водохранилищ полезным
объемом 37,7 млн. куб. м, и в бассейне реки Десны - 5 млн. куб. м.
     Наиболее крупные водохранилища:
     - Людиновское (г. Людиново) - 30 млн. куб. м;
     - Кировское-Верхнее (г. Киров) - 7,8 млн. куб. м;
     - Брынское (с. Брынь) - 14 млн. куб. м;
     - Яченское (г. Калуга) - 5 млн. куб. м;
     - Милятинское (Барятинский р-н) -  7,6  млн. куб. м;
     - Слободское (Хвастовичский р-н) - 3,7 млн. куб. м.
     Водохранилища с  объемом  при нормальном подпорном уровне более 1
млн.  куб.  м используются для  водообеспечения,  рыборазведения  и  в
рекреационных целях.
     Из 473 прудов общего назначения - 213 полезным объемом до 50 тыс.
куб. м с простейшими водосбросными сооружениями.
     Контроль за качеством поверхностных  вод  на  территории  области
осуществляется  на 6 водных объектах (реки Ока,  Угра,  Шаня,  Жиздра,
Протва,  Болва)  в  городах  Калуга,  Козельск,   Обнинск,   Людиново,
п. Куровской, п.г.т. Товарково.
     В области  разведано  47  месторождений  пресных  подземных  вод,
величина  утвержденных  эксплуатационных запасов по которым составляет
987 тыс. куб. м/сутки.
     На все нужды ежегодно используется более 170 млн.  куб.  м водных
ресурсов,  учет водоотведения и водопотребления ведется у  60%  объема
забираемой воды.
     Наиболее обеспечены разведанными запасами подземных  вод  города:
Обнинск,   Малоярославец,  Сухиничи,  Балабаново,  Киров,  Боровск.  В
области     эксплуатируются     крупные      групповые      водозаборы
производительностью   более   5   тыс.  куб.  м./сут.,  работающие  на
утвержденных запасах.  Не освоен пока  еще  ряд  участков  разведки  с
промышленными   категориями   запасов.   Общие  перспективные  ресурсы
основных водоносных горизонтов области превышают 1,6 млн. куб. м/сут.
     Примерно 40%  территории  области  имеет  низкую   обеспеченность
пресными   подземными   водами   (менее   5   тыс.   куб.   м/сут)   -
северо-восточная,  восточная и южная части области,  в меньшей степени
ее    северо-запад.   Южные   районы   области   отличаются   сложными
геолого-гидрогеологическими условиями, ограниченными ресурсами пресных
вод,  широким  распространением  высокоминерализованных подземных вод.
Неперспективны для централизованного водоснабжения отдельные участки в
Козельском,   Хвастовичском,  Жиздринском  районах  и  более  обширные
площади в Куйбышевском, Юхновском, Бабынинском, Дзержинском районах.

 

     Рекреационный и историко-культурный потенциал

 

     Калужская область  является  одной  из  уникальнейших  территорий
России  по  богатству  памятников  истории,  культуры  и  природы,  их
значимости.  К ним относятся архитектурные ансамбли самой Калуги, ряда
малых  городов   области,   многочисленные   монастырские   комплексы,
старинные усадьбы.
     Здесь хранят память места исторических битв (от  нашествия  Батыя
до сражений Отечественных войн 1812 г. и 1941-1945 гг.), места жизни и
творчества многих знаменитых людей России.
     Калужская земля  неразрывна с крупными духовными центрами России,
какими являются Оптина Пустынь и Шамординский монастырь.
     Здесь находятся  истоки  русского  космизма,  связанные с именами
Н.Ф.Федорова  и  К.Э.Циолковского.  Область  сохранила   среднерусский
пейзаж,  нетронутые леса,  малые реки (Угра,  Протва,  Жиздра).  Ее по
праву  можно  назвать  жемчужиной   России,   выдающейся   частью   ее
исторического и природного наследия.
     Отличительной чертой  области  является  наличие  большого  числа
усадебных   комплексов.   Проведенная  оценка  показала  необходимость
постановки на учет более  300  бывших  усадеб,  сохранивших  старинные
строения,   либо  усадебные  парки,  либо  связанных  с  историческими
событиями и местами жизни выдающихся людей.
     Программа восстановления  усадебных  комплексов,  развития  на их
основе    культурно-просветительной,     хозяйственной,     туристской
деятельности  может  стать  важным  элементом социально-экономического
развития сельской местности.
     Проведена специальная  работа  по  выявлению памятников природы и
подготовке к  постановке  на  учет  природных  объектов.  Этот  список
включает 250 единиц.
     Принятая в  области   перспективная   программа   по   сохранению
природного   и   историко-культурного  потенциала  предполагает  также
тщательное выявление народных промыслов,  поддержку мастеров, помнящих
традиционные   ремесла,   возрождение  народных  обрядов,  праздников,
продолжение современных культурных традиций.
     Проведенная работа позволяет уже сейчас выявить потенциал каждого
района области,  оценить его  специфику  и  возможные  формы  будущего
использования.
     Особая концентрация элементов природного и культурного наследия в
ряде мест позволяет говорить о выделении специфических территорий, для
которых данный потенциал может и должен стать основным  в  определении
перспективной хозяйственной специализации региона.
     Эти места получили определение как уникальные историко-культурные
и природные территории.
     Существование подобной пространственной  среды  является  залогом
рационального   использования   памятников,   причем  использования  в
исторических хозяйственных формах.
     Таким образом,   создаются   условия   воссоздания   традиционных
ремесел,  промыслов  (используя  современную  технологическую  основу,
обеспечивается  возрождение  народных  традиций  и жизненного уклада в
сельской местности).

 

     К числу подобных территорий необходимо отнести следующие:

 

     1. Боровский район.
     Расположен на  северо-востоке  области,  на   самой   границе   с
Московской областью. На небольшой территории района выявлено более 120
памятников истории и культуры,  более 20  памятников  природы.  Особый
интерес  представляет  сам  Боровск,  сохранивший  не только несколько
старинных церквей,  но и типичную городскую застройку. Он известен как
крупнейший   центр  старообрядчества  и  связан  с  именами  протопопа
Аввакума, боярыни Морозовой.
     В трех  километрах  от  города расположен прекрасно сохранившийся
Пафнутьев-Боровский монастырь. Особую привлекательность городу придает
река  Протва,  одна  из  немногих  сравнительно  чистых  рек  области.
Близость Москвы,  хорошая транспортная доступность делают  этот  район
особо привлекательным для туристов,  специалистов по русской истории и
культуре,   дают    возможность    создания    здесь    международного
культурно-научного  и туристского центра.  Это направление может стать
ведущим в экономической деятельности района.
     Этот регион можно рассматривать в более широких границах, включив
в  нее  г.  Малоярославец  и соседний Жуковский район.  В то же время,
например,  Малоярославец,  сохранив  интересные  памятники  и  являясь
местом  исторического  сражения  войны  1812  года,  не  в полной мере
отвечает условиям развития уникальной исторической территории, главным
образом,  из-за  интенсивного промышленного строительства.  Однако его
действительно  можно  рассматривать  как  регион,  взаимосвязанный   с
Боровским историко-туристским узлом и как интересный,  самостоятельный
туристский центр на маршруте,  посвященном событиям 1812 года (Москва,
Бородино, Верея, Малоярославец, Тарутино).

 

     2. Калуга и окрестности
     Она по  праву  считается  уникальным  из  средних городов России,
сохранившим в неприкосновенности многие черты губернского  центра  XIX
века.  Это  определяется  целостностью  многих архитектурных ансамблей
(Присутственные места, Гостиный двор, целые улицы и кварталы городской
застройки),  сохранившимися интересными памятниками архитектуры (всего
их в городе более 250), живописностью панорамы города со стороны Оки.
     Наряду с  историческими  событиями  и именами несомненный интерес
представляют  также   три   ведущих   музея   города:   краеведческий,
художественный  и  музей  космонавтики.  Все  это позволяет говорить о
достаточном  социокультурном  потенциале  Калуги   и   ее   роли   как
туристского центра.

 

     Окрестности Калуги  -  эта  историко-культурная   зона   включает
Полотняный  Завод (имеющий два выдающихся усадебных комплекса,  старые
промышленные сооружения и связанных  с  именами  А.С.Пушкина  и  семьи
Гончаровых),   бывший   монастырь   Тихонова   Пустынь,  бывший  город
Воротынск.  К  данной  группе  поселений  можно  также  отнести  город
Кондрово   -  старинный  бумагоделательный  центр,  имеющий  несколько
интересных архитектурных памятников.

 

     3. Район г. Козельска
     Выделение этой    территории   определяется   как   историческими
памятниками, так и духовным значением этих мест. Древний Козельск стал
символом  героического  сопротивления  русских  нашествию войск Батыя.
Символом духовного  развития  является  знаменитый  мужской  монастырь
Оптина Пустынь.  Возрождается известный женский монастырь в Шамордино.
Эти места связаны с жизнью и  творчеством  многих  выдающихся  русских
писателей   (Л.Н.Толстого,   Н.В.Гоголя,   Ф.М.Достоевского,   братьев
Киреевских и др.).
     В Козельске,  в  соседнем  с  ним  Перемышле  и в окрестных селах
сохранились интересные архитектурные памятники. Живописна природа этих
мест, особенно в долинах Оки и Жиздры.

 

     4. Таруса -  Поленово
     Эта территория  объединяет  два  известных   в   историческом   и
культурном  отношении  района  -  малый  город  Тарусу и находящийся в
Тульской  области  на  другом  берегу  Оки  дом-музей  художника  В.Д.
Поленова.  Вся  территория как бы объединена долиной Оки и живописными
природными   участками   вокруг   названных   мест.   Эта   уникальная
историческая    территория   еще   раз   свидетельствует   об   особом
социокультурном  районировании,  не  совпадающем  с  административными
границами,  но  объединяющем  на  основе  сохранения наследия интересы
соседних областей.

 

     Научно-технический потенциал

 

     Калужская область  является  одним  из  регионов России с высоким
научным потенциалом.  На территории области расположен город  Обнинск,
который получил статус наукограда Российской Федерации.
     Научно-исследовательские и   опытно-конструкторские   работы    в
регионе   ведутся   в  самых  разных  направлениях  науки,  техники  и
технологии:   атомная   энергетика,    радиоэлектроника    и    связь,
материаловедение,  биология  и медицина,  сельское хозяйство,  химия и
физическая химия,  авиа- и судостроение,  транспортное машиностроение,
лесная  и деревообрабатывающая промышленность,  метеорология и науки о
Земле, гуманитарные исследования.
     Научно-технический комплекс представлен в области большой группой
отраслевых   научно-исследовательских   институтов,    конструкторских
организаций,   вузовскими   научными   организациями,  а  также  рядом
предприятий являющихся производственной базой научных  учреждений.  16
научных организаций находятся в г.  Калуге, 15 - в г. Обнинске, по 2 -
в Боровском  районе  и  Тарусе,  по  1  -  в  Дзержинском,  Жуковском,
Малоярославецком,   Бабынинском   и  Перемышльском  районах  Калужской
области. Крупнейшие научные организации расположены:
     В городе Калуге:
     Научно-исследовательский институт материалов электронной  техники
(НИИМЭТ),   Калужский   НИИ   телемеханических   устройств  (КНИИТМУ),
Научно-исследовательский центр космического материаловедения Института
кристаллографии Российской академии наук,  Федеральное государственное
унитарное дочернее  предприятие  научно-производственного  объединения
им.  Лавочкина, Калужское отделение Всероссийского института экономики
минерального сырья и недропользования (ВИЭМС).
     Работают также научные подразделения на промышленных предприятиях
ОАО "КОМБ", ОАО "Калужский турбинный завод", ОАО "Калугатрансмаш", ОАО
"КЗАЭ".
     В Бабынинском районе:
     Калужский научно-исследовательский   и   проектно-технологический
институт агропромышленного комплекса (КНИИПТИ АПК) (п. Воротынск).
     В городе Обнинске:
     Государственный научный центр РФ "Физико-энергетический  институт
им. А.Н.Лейпунского, Обнинский филиал государственного научного центра
РФ   "Научно-исследовательский    физико-химический    институт    им.
Л.Я.Карпова",     Государственный     научный     центр     "Обнинское
научно-производственное    предприятие    "Технология",    Медицинский
радиологический  научный  центр  Российской академии медицинских наук,
Всероссийский научно-исследовательский  институт  сельскохозяйственной
радиологии   и   агроэкологии   (ВНИИСХРАЭ),   Всероссийский  институт
гидрометеорологической   информации   -    Мировой    центр    данных,
Всероссийский    институт   сельскохозяйственной   метеорологии,   НПО
"Тайфун".
     В городе Тарусе;
     Специальное конструкторское   бюро  космического  приборостроения
института космических исследований Российской  академии  наук,  Филиал
института общей физики Российской академии наук.
     В городе Малоярославце:
     Филиал государственного Всероссийского  научно-исследовательского
технологического  института ремонта и эксплуатации машинно-тракторного
парка (ГОСНИТИ).
     В Боровском районе:
     ВНИИ физиологии,  биохимии и  питания  животных  (BНИИФНИП),  ЗАО
"BНИИДРЕВ" (г. Балабаново).
     В Жуковском  районе:
     Федеральный научно-производственный        центр       "Калужский
научно-исследовательский радиотехнический институт".
     Фундаментальные и    прикладные    исследования   ведут   научные
организации высших учебных  заведений:  Калужского  филиала  МГТУ  им.
Баумана,   Обнинского   института   атомной   энергетики,   КГПУ   им.
К.Э.Циолковского,  на  базе  которого  работает  Институт  социологии,
Институт   русского   языка,   ученые  Калужского  филиала  Московской
сельскохозяйственной  академии  им.  К.А.Тимирязева,  а  также  другие
высшие учебные заведения.
     В сфере  науки  и  научного  обслуживания  работают   230   малых
предприятий,  что  составляет  5%  от общего числа малых предприятий в
области.

 

     Производственный потенциал

 

     Общая характеристика предприятий и организаций области

 

     По данным   территориального  Единого  государственного  регистра
предприятий и организаций всех  форм  собственности  и  хозяйствования
(ЕГРПО)  число  учтенных  субъектов  всех  отраслей экономики (включая
предприятия,   объединения,   их   филиалы   и   другие   обособленные
подразделения) составляет на 1 января 2001 года более 21 тыс.  единиц.
Наибольшее число предприятий учтено в торговле и общественном  питании
-   19,0%;   сельском  хозяйстве  -  13,0%;  промышленности  -  14,0%;
строительстве - 10,6%;  в области общей коммерческой  деятельности  по
обеспечению  функционирования  рынка  - 9,8 процента.  К частной форме
собственности относится около 70% предприятий и организаций.
     Значительная доля  валового регионального продукта производится в
промышленности и сельском хозяйстве области.

 

     Промышленность

 

     Промышленность области     в    основном    сконцентрирована    в
северо-восточной и центральной частях области,  а также на юге области
на территории Людиновского и Кировского районов.
     Наибольшее число   промышленных   предприятий   сосредоточено   в
муниципальных    образованиях   "г.   Калуга",   "г.   Обнинск",   "г.
Малоярославец",  "г.  Киров  и  Кировский  район",  "г.   Людиново   и
Людиновский район".

 

     Таблица N 5. Доля наиболее крупных промышленных муниципальных
                  образований в общем объеме промышленного
                  производства
----------------------------------T-------T-------T---------------------¬
¦    Муниципальное образование    ¦ Доля  ¦ Место ¦ Изменение места МО  ¦
¦                                 ¦       ¦       ¦ по сравнению с 1997 ¦
¦                                 ¦       ¦       ¦        годом        ¦
+---------------------------------+-------+-------+---------------------+
¦ МО "г. Калуга"                  ¦ 44,4% ¦   1   ¦          0          ¦
+---------------------------------+-------+-------+---------------------+
¦ МО "г. Малоярославец"           ¦ 8,6%  ¦   2   ¦          3          ¦
+---------------------------------+-------+-------+---------------------+
¦ МО "г. Балабаново"              ¦ 8,0%  ¦   3   ¦          4          ¦
+---------------------------------+-------+-------+---------------------+
¦ МО "г. Ермолино"                ¦ 6,4%  ¦   4   ¦         13          ¦
+---------------------------------+-------+-------+---------------------+
¦ МО "г. Обнинск"                 ¦ 6,2%  ¦   5   ¦         -3          ¦
+---------------------------------+-------+-------+---------------------+
¦ МО "г. Киров и Кировский район" ¦ 5,0%  ¦   6   ¦         -3          ¦
+---------------------------------+-------+-------+---------------------+
¦ МО "г. Кондрово"                ¦ 4,8%  ¦   7   ¦         -1          ¦
+---------------------------------+-------+-------+---------------------+
¦ МО "г. Людиново и Людиновский   ¦ 3,8%  ¦   8   ¦         -4          ¦
¦ район"                          ¦       ¦       ¦                     ¦
+---------------------------------+-------+-------+---------------------+
¦ МО "г. Детчино"                 ¦ 3,7%  ¦   9   ¦         27          ¦
+---------------------------------+-------+-------+---------------------+
¦ МО "г. Сосенский"               ¦ 1,6%  ¦  10   ¦          0          ¦
+---------------------------------+-------+-------+---------------------+
¦ МО "п. Воротынск"               ¦ 1,4%  ¦  11   ¦         -2          ¦
+---------------------------------+-------+-------+---------------------+
¦ МО "Медынский район"            ¦ 1,3%  ¦  12   ¦          0          ¦
+---------------------------------+-------+-------+---------------------+
¦ Всего:                          ¦ 95,2% ¦       ¦                     ¦
L---------------------------------+-------+-------+----------------------

 

     Остальные муниципальные образования занимают незначительные  доли
менее - 1%.
     В 2000 году из 36 муниципальных образований,  имеющих  крупные  и
средние  промышленные  предприятия,  увеличили  объемы производства 26
муниципальных  образований,  удельный  вес  которых  в  общем   объеме
производства составляет 87,8%.
     Заметные изменения    произошли    в    распределении     объемов
промышленного производства среди муниципальных образований.
     Если в 1999 году опорные промышленные территории -  муниципальные
образования "г.  Калуга",  "г. Обнинск", "г. Киров и Кировский район",
"г.  Людиново и Людиновский район",  а также "г.  Малоярославец",  "г.
Кондрово" и "г. Балабаново", производили порядка 85% всей промышленной
продукции области,  то в 2000 году их доля  уменьшилась  до  81%.  Это
произошло   из-за   значительного   увеличения   объемов  производства
Калужской области за счет  таких  муниципальных  образований  как  "г.
Ермолино"  (рост  производства  в 2,1 раза в сопоставимых ценах) и "г.
Детчино" (в 2,1  раза).  В  муниципальном  образовании  "г.  Ермолино"
явилось   двигателем   ускоренного   роста   производства  предприятие
машиностроительной  отрасли  ЗАО  "Трансвок".   В   "п.   Детчино"   -
предприятие  пищевой промышленности ЗАО "Детчинский завод".  По итогам
2000 года высокие темпы роста наблюдались в муниципальных образованиях
"г. Балабаново" - на 42,1%, "г. Малоярославец" - на 24,7%. Темпы роста
соизмеримые  со  средним  значением   по   области   имели   место   в
муниципальных образованиях - "г.  Калуга" - на 18,1%,  "г.  Людиново и
Людиновский район" - на 6,5%.  Несколько  сократилось  производство  в
муниципальных образованиях "г. Кондрово" (5,5%), "г. Киров и Кировский
район" (- 1,6%).
     Кроме того,   высокие   темпы   роста   промышленности   показали
муниципальные образования "Малоярославецкий район" (рост в 2,9  раза),
"Спас-Деменский  район"    1,7 раза),  "п.  Полотняный завод" (в 1,7
раза),  "Хвастовичский район" (в 1,6 раза),  "Бабынинский район"  (1,5


Информация по документу
Читайте также