Расширенный поиск

Решение Областной Думы Московской области от 07.09.1994 № 5/27

 



                         МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

                           ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                              РЕШЕНИЕ


                     7 сентября 1994 г. N 5/27

                                  Утратил силу - Решение Областной
                                      Думы Московской области
                                      от 26.04.2000 г. N 16/96

      О ХОДЕ ПРИВАТИЗАЦИИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1992-1994 гг.

     
     Заслушав и обсудив доклады председателя Комитета по  управлению
имуществом Администрации  области В.О.Власова  и председателя  Фонда
имущества Московской  области Н.Н.Игина,  Московская областная  Дума
отмечает, что  малая приватизация в  области практически  завершена,
быстрыми   темпами    идет   процесс   акционирования    предприятий
промышленности,  строительства,  сельского хозяйства  и  транспорта.
Однако многие главные цели Государственной программы приватизации не
достигнуты,  причем их  постановка  изначально носила  декларативный
характер.
      
     Учитывая вышеизложенное, Московская областная Дума
     
     решила:
      
     1. Принять к сведению  отчет Комитета по управлению  имуществом
Администрации  Московской  области  и  Фонда  имущества   Московской
области о  ходе приватизации  в Московской области  в 1992-1994  гг.
(Прилагается).
      
     2. Создать комиссию из депутатов Московской областной Думы  для
проведения  анализа  результатов  первого  этапа  приватизации.   До
01.11.94 по итогам работы комиссии профильным комитетам и  комиссиям
Московской  областной Думы  разработать  предложения по  дальнейшему
проведению  приватизации  и подготовить  проект  решения  Московской
областной Думы о выходе с законодательной инициативой в  Федеральное
Собрание Российской Федерации. (Приложение).
      
     3. Предложить    Главе   администрации    Московской    области
предусмотреть в бюджете Московской области на 1995 год средства  для
послеприватизационной поддержки предприятий.
      
     4. Контроль  за  выполнением   данного  решения  возложить   на
комиссию по вопросам экономической реформы (Симаков А.А.).
      
     
     И.о. председателя
     Московской областной Думы Н.Я.Кечкин
     


                  Администрация Московской области

        Комитет по управлению имуществом Московской области

                 Фонд имущества Московской области


                               ОТЧЕТ
   Комитета по управлению имуществом и Фонда имущества Московской
   области о ходе приватизации в 1992-1993 гг. и 4 месяца 1994 г.

                               Москва
                                1994


                             СОДЕРЖАНИЕ

                                                                Стр.
     1. О ХОДЕ ПРИВАТИЗАЦИИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
        В 1992-1993 гг. И 4 МЕСЯЦА 1994 г.                       2

     1.1. Общие результаты приватизации                          2
     1.2. Разграничение собственности                            8
     1.3. Реорганизация и демонополизация
          предприятий                                            9
     2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ЧЕКОВ                        10
     3. ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ В ПРОЦЕССЕ
        ПРИВАТИЗАЦИИ                                             11
     3.1. Контроль за предоставлением льгот                      11
     3.2. Регистрация договоров купли-продажи и контроль
          за их выполнением                                      11
     3.3. Защита прав акционеров                                 13
     3.4. Арбитражная практика разрешения споров                 14
     4. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ                15
     4.1. Закрепление пакетов акций                              15
     4.2. Продажа активов и управление имуществом
          государственных предприятий                            17
     5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ПРИВАТИЗАЦИИ И ОРГАНОВ ВЛАСТИ     18
     5.1. Взаимодействие с местными органами приватизации        18
     5.2. Взаимодействие с местными органами власти              19
     5.3. Взаимодействие с Мособлсоветом и Московской
          областной Думой                                        20
     6. ОСВЕЩЕНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ
        ИНФОРМАЦИИ                                               21
     7. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ         22
     7.1. Структура отношений собственности                      22
     7.2. Экономические последствия приватизации                 23

          ПРИЛОЖЕНИЯ                                             29


  1. О ХОДЕ ПРИВАТИЗАЦИИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1992-1993 гг. И 4
                           МЕСЯЦА 1994 г.

                 1.1. Общие результаты приватизации

     На 01.05.94 Мособлкомимущество  и рай(гор)комитеты  рассмотрели
4238 заявок на приватизацию предприятий и объектов государственной и
муниципальной собственности.
     Суммарная стоимость   имущества   приватизируемых   предприятий
превысила 36 млрд.рублей, в том числе по муниципальной собственности
9,5 млрд.рублей или 26,4%.
     Анализ приватизации  за  прошедшие  три  года  показывает,  что
основаня доля в общем числе приватизированных предприятий приходится
на  объекты  муниципальной  собственности,  т.е.  на  объекты  малой
приватизации.  По состоянию  на  1 мая  текущего  года удельный  вес
объектов  малой  приватизации  составил  63%,  соответственно   доля
объектов государственной собственности - 37%.
     Следует отметить, что если в 1992 г. и первой половине 1993  г.
в   основном  осуществлялась   приватизация   небольших  и   средних
предприятий  объектов  торговли, общественного  питания  и  бытового
обслуживания,  то  со   второй  половины  1993  г.   и  в  1994   г.
активизировался процесс приватизации  более крупных предприятий.  Об
этом свидетельствует тот  факт, что по сравнению  с 1992 г.  средняя
стоимость имущества  одного приватизируемого в  1993 г.  предприятия
возросла в 2,7 раза и составила  12 млн.рублей, а за 5 месяцев  1994
г. этот показатель превысил 17 млн.рублей (приложение 1).
     В настоящее время  в Мособлкомимуществе  и рай(гор)комитетах  в
стадии  рассмотрения   находятся  документы   на  приватизацию   447
предприятий,  из  них  90%  составляют  предприятия  государственной
собственности.
     Таким образом, на  смену малой приватизации  пришел новый  этап
этап "большой приватизации".
     Подробные данные о  результатах приватизации государственных  и
муниципальных  предприятий   в  Московской   области  содержатся   в
приложениях 2,3.
     Динамика приватизации в  основных отраслях народного  хозяйства
Московской области представлена в таблице:

                         Нарастающим итогом

                            на 01.01.93   на 01.01.91   на 01.05.94

   Количество утвержденных
   планов
   приватизация предприятий -
   всего,                       1558          3423          3801
             в том числе:
   промышленность                418           687           761
   строительство                  75           225           246
   сельское хозяйство             31           125           165
   розничная торговля            569          1254          1379
   общественное питание           82           198           216
   бытовое обслуживание          301           721           785
   прочие отрасли                 82           212           249

     Приложение 4 иллюстрирует  удельные веса предприятий  отдельных
отраслей в общем количестве предприятий, по которым утверждены планы
приватизации  на  01.05.94,  а  в приложения  5.1  -  5.3  приведены
удельные  веса  приватизированных  предприятий  в  общем  количестве
предприятий отрасли на ту же дату.
     В частности,  из  этих  данных следует,  что  утверждены  планы
приватизации 91% предприятий пищевой промышленности, 85% предприятий
легкой  промышленности,   60%  сельскохозяйственных  предприятий   и
предприятий   производственно-технического   обеспечения   сельского
хозяйства.
     В целом же  по Московской  области на  01.05.94 утвержден  3801
план  приватизации  предприятий,   что  составляет  69%  от   общего
количества (5520) разрешенных к приватизации предприятий.
     Из выданных  населению  области  6,7  млн.шт.  приватизационных
чеков принято 3,2 млн.шт; или 48%.
     
         1.1.1. Приватизация государственной собственности

     По данным  на  1  мая  текущего  года  в  акционерные  общества
открытого  типа преобразовано  751  предприятие  (или 66%  от  числа
предприятий,  подлежащих   акционированию)   с  суммарным   уставным
капиталом 22,5 млрд.рублей.
     Например, в акционерные  общества  преобразованы такие  крупные
предприятия, как Ликинский  автобусный завод, концерн  "Глуховотекс"
Люберецкий ковровый  комбинат, Раменский приборостроительный  завод,
Ступинский металлургический комбинат и др.
     Наиболее быстрыми  темпами   идет  акционирование   предприятий
промышленности   строительных    материалов,   легкой   и    пищевой
промышленности.
     Для обеспечения  выданных   населению  приватизационных   чеков
акциями предприятий на 01.05.94 проданы акции 274 предприятий, а  до
1 июля  текущего года  будут выставлены  для продажи  акции еще  137
предприятий. Суммарный  капитал всех  411 предприятий,  определенных
графиком проведения специализированных чековых аукционов, составляет
около 15 млрд.руб.
     Результаты основных видов продаж, проведенные Фондом  имущества
Московской области ы 1992-1994 гг., представлены ниже:
     
                   Выкуп арендованного имущества*

                                 1992 г.  1993 г.  На 1.05.94  Всего

   Заключены договоры
   купли-продажи                 161      176      53          390
   Сумма заключенных
   сделок (млн.руб.)             884,5    750,6    129,9       1765
   Оплачено договоров
   и выдано свидетельств
   о собственности               94       223      61          378

     *(До начала   работы   Фонда   имущества   Московской   области
Мособлкомимущество    заключило    106    договоров    купли-продажи
арендованного имущества на сумму 711,5 млн.руб.)
        
                        Конкурсы и аукционы*

                                1992 г.  1993 г.  На 1.05.94  Всего

   Заключено договоров
   купли-продажи                3        7        -           10
   Сумма заключенных сделок
   (млн.руб.)                   23,9     277,2    -           301,1
   Количество принятых
   приватизированных
   чеков (тыс.шт.)              -        101,3    4,8         106,1

   * (без учета инвестиционных конкурсов)

                           Акционирование

                                 1992 г.  1993 г.  На 1.05.94  Всего

   Закрытая подписка:
   Выдано доверенностей на
   подписку                      102      362      92          556
   Сумма поступивших
   денежных средств
   (млн.руб.)                    1097,1   1709,3   439,3       3245,7
   Количество принятых
   приватизационных чеков
   (тыс.шт.)                     -        386,3    102,2       488,5

                          Чековые аукционы

                                 1992 г.  1993 г.  На 1.05.94  Всего

   Проведено чековых
   аукционов:                    -        139      135         274
        в т.ч. межрегиональных   -        -        3           3
   Продано акций (в млн.руб.
   уставного капитала)           -        1134,2   589,8       1724,0
   Количество принятых
   приватизационных чеков
   (тыc. шт.)                    -        1145     2070        3215

                      Инвестиционные конкурсы

     Мособлкомимущество и  Фонд   имущества  в  своей   деятельности
уделяли   большое   внимание   инвестиционным   конкурсам.    Особую
актуальность  этот вопрос  приобрел  в  настоящее  время в  связи  с
окончанием  чековой  приватизации   и  появлением  новой   концепции
приватизации,  в  которой  приоритет  отдается  задаче   привлечения
инвестиций.  Основным инструментом  решения  этой проблемы  являются
инвестиционные торги,  наилучшим образом способствующие  привлечению
капиталов, современных технологий и менеджмента к производителям.
     В отчетный   период   на   инвестиционные   конкурсы    едиными
комплексами  были выставлены  пять  предприятий: Лобненская  фабрика
пластмассовых  игрушек,  Калининградский  комбинат  производственных
предприятий  "Спецстроймонтажтреста",  молочный  завод   "Озерский".
"Щелковоагропромхимия" и Реутовская ткацкая фабрика.
     Выручка от продажи этих  предприятий составила 244,9  млн.руб.,
кроме того,  до 1996  года будут осуществлены  инвестиции в  размере
5,75   млрд.руб.   и   4,03   млн.дол.,   которые   направляются   в
производственную и социальную сферы приватизированных предприятий.
     Набирают темп инвестиционные конкурсы по продаже пакетов акций.
Если в 1993 году было проведено  12 торгов, то за 4 месяца  текущего
года  - 10.  Величина  выставленного на  продажу  пакета акций,  как
правило, составляла 30-40% от величины уставного капитала.
     Основные результаты инвестиционных конкурсов по продаже пакетов
акций на 01.05.94 приведены ниже:
        Проведено продаж              -   22
        Выручка от продажи акций      -   4262,81 млн.руб.
        Количество принятых
        приватизационных чеков        -   197,48 тыс.шт.
        Объем инвестиций:
        - в рублях                    -   30,84 млрд.руб.
        - в долларах                  -   39,19 млн.дол.
        - в немецких марках           -   7,54 млн.марок

     Таким образом, по  сумме всех  инвестиционных торгов  на 1  мая
текущего    года    Московская    область    получила    возможность
дополнительного привлечения инвестиций  в размере 130 млрд.рублей  в
пересчете по текущему биржевому курсу.
     Основными направлениями инвестиций по условиям конкурсов  стали
поставка   производственного    оборудования,   новых    технологий,
финансирование промышленного  строительства. Помимо этого,  средства
будут  вложены   в  развитие   социальной  сферы   приватизированных
предприятий   (жилья,  школ,   объектов   здравоохранения  и   др.),
природоохранные мероприятия.
     Наиболее крупные  инвестиционные  программы были  заявлены  при
продаже  акций  акционерных  обществ  "Поток"  (г.Калининград,  16,7
млн.дол.),  "Полимерконтейнер"  (Дмитровский район,  9,5  млн.дол.),
"Щелковсталь" (г.Щелково, 5,6 млрд.руб.), "Сходнямебель" (Химкинский
район, 5,2 млрд.руб.).
     Отметим результаты  конкурса   по   продаже  акций   Жуковского
хладокомбината, инвестиционная  программа которого позволит  создать
на  базе  хладокомбината  оптово-розничное  предприятие,  отвечающее
европейским стандартам.
     Положительной тенденцией   стала   активизация    отечественных
инвесторов,  в  число  которых  входят  и  ранее   приватизированные
предприятия.  Так,   из   29  претендентов,   принявших  участие   в
инвестиционных конкурсах по продаже пакетов акций, 18 -  российские.
Из  зарубежных   партнеров  наибольший   интерес  к   инвестиционным
конкурсам проявляют фирмы Германии.
     В настоящее  время подготовлено  к  продаже по  инвестиционному
конкурсу еще 6 предприятий,  в стадии проработки находятся около  50
предприятий.
     
     Распределение денежной   выручки  от   продаж   государственных
предприятий,  проведенных   Фондом  имущества  Московской   области,
осуществлялось   в   соответствии   с   Государственной   программой
приватизации и представлено в приложении 6. В частности, в областной
бюджет  поступило  2051,69  млн.руб., в  местные  бюджеты  -  812,73
млн.руб., в федеральный бюджет было направлено 1093, 17 млн.руб.
     
          1.1.2. Приватизация муниципальной собственности

     Приватизация муниципальной  собственности (малая  приватизация)
проводилась  районными  и   городскими  комитетами  и  фондами.   По
состоянию на  1 мая  1994  года утверждены  планы приватизации  2380
муниципальных предприятий,  в  том числе  1379 объектов  предприятий
розничной  торговли (94,8  %),  785 объектов  бытового  обслуживания
(91,6%), 216 предприятий общественного питания (75,5%).
     Малая приватизация  в  отраслевом  разрезе  выглядит  следующим
образом:
                            Количество   В %% от числа   Стоимость
                            (единиц)    предприятий      имущества
                                        в отрасли        (млн.руб.)

   Количество утвержденных
   планов приватизации
   предприятий - всего,         2380         91.6           9546
   в том числе по отраслям:
   - розничная торговля         1379         94.8           7305
   - бытовое обслуживание        785         91.6            939
   - общественное питание        216         75.5           1302

     На 01.05.94  наибольшее  количество  предприятий  муниципальной
собственности    приватизировано   в    Балашихинском,    Ногинском,
СергиевоПосадском и Орехово-Зуевском районах, г.Подольске. Полностью
закончена  приватизация  муниципальной собственности  в  Подольском,
Ступинском и Шаховском районах, в городах Звенигород и Жуковский.
      
                  1.2. Разграничение собственности

     За отчетный период принято 4 решения малого Совета Мособлсовета
и 4  постановления   Главы  администрации  области   о  передаче   в
собственность Московской области 471 предприятия и организации.
     В соответствии  с  решением   малого  Совета  Мособлсовета   от
28.07.93 N 10/54 шла передача в муниципальную собственность  нежилых
помещений и  объектов  социально-культурного и  коммунально-бытового
назначения  с  баланса  приватизируемых  предприятий  федеральной  и
областной собственности. По этому  вопросу принято 7 решений  малого
Совета Мособлсовета и 8 Постановлений Главы администрации Московской
области,  в   соответствии  с  которыми   передан  в   муниципальную
собственность      4361     объект      социально-культурного      и
коммунально-бытового назначения.
     Решением малого  Совета   Мособлсовета  от   27.10.93  N   4/64
утверждено  положение  о  разрешении  конфликтов,  возникающих   при
разграничении прав собственности.
     На практике такие конфликты  нередко возникали. В основном  это
относилось  к  объектам  социальной  инфраструктуры,  обеспечивающим
одновременно  нужды как  предприятия,  так  и города  (района).  Для
разрешения конфликтов объект  временно оставлялся в  государственной
собственности и передавался в оперативное управление предприятию или
муниципалитету. Впоследствии конфликтующие стороны сами приходили  к
взаимоприемлемому решению.
     В настоящее  время  Мособлкомимуществом  сформированы   перечни
(реестры)   объектов   областной   собственности,   находящихся   на
территории Московской области и г.Москвы.
     
          1.3. Реорганизация и демонополизация предприятий

     В процессе  приватизации  возникали  проблемы  реорганизации  и
демонополизации   предприятий,   потребовавшие   взаимодействий    с
Московским  областным   территориальным   управлением  ГКАП   России
(антимонопольное   управление).   Основные   принципы   и   механизм
взаимодействия по  этим  проблемам были  определены в  трехстороннем
соглашении Мособлкомимущества, Фонда имущества Московской области  и
Московского областного территориального управления ГКАП России.
     В соответствии     с     этим     соглашением     представители
антимонопольного комитета участвовали  в работе отраслевых  комиссий
по приватизации и конкурсных комиссиях. В настоящее время в связи  с
расширением    круга     решаемых    задач    подготовлен     проект
четырехстороннего  соглашения с  участием  вышеназванных структур  и
Комитета по экономике администрации Московской области.
     В дальнейшем сотрудничество с антимонопольным управлением будет
развиваться по  линии  участия   в  принятии  решений  по   созданию
холдинговых  компаний,   образуемых   на  основе   приватизированных
госпредприятий, формированию фондов поддержки предпринимательства.
     В практике  Мособлкомимущества  было полтора  десятка  примеров
выделения структурных  подразделений  предприятий в  самостоятельные
единицы.  Во  всех случаях  запрашивалось  соответствующее  согласие
антимонопольного управления.
     При возникновении  конфликтных  ситуаций по  вопросу  выделения
структурных  единиц   из  состава  предприятий   в  соответствии   с
вышеуказанным      трехсторонним      соглашением      представители
антимонопольного     комитета     на    паритетных     началах     с
Мособлкомимуществом участвовали с работе согласительной комиссии.
     
                2. Реализация приватизационных чеков

     Населению Московской    области    было   выдано    6,7    млн.
приватизационных  чеков.  В  распоряжении  каждого  жителя   области
имелись  следующие  возможности  использования  чека:  применить   в
качестве платежного  средства  при проведении  закрытой подписки  на
акции   своего   предприятия,  приобрести   акции   приватизируемого
предприятия  на  чековом   аукционе,  обменять  на  акции   чекового
инвестиционного фонда (ЧИФ) или продать.
     Возможности реализации гражданами  чеков при закрытой  подписке
ограничены. По  результатам  закрытой подписки,  проведенной на  584
предприятиях области, Фонд имущества принял 488,5 тыс. чеков.
     Главную роль в сборе чеков от населения области играют  чековые
аукционы, проводимые Фондом имущества Московской области, на которых
на 01.05.94 г. проданы акции 274 предприятий на сумму 1724  млн.руб.
Всего до окончания чековых аукционов на них будут реализованы  акции
411 предприятий общей стоимостью 3 млрд.руб.
     Следует отметить,  что   для   организации  чековых   аукционов
органами приватизации была проведена большая работа по созданию сети
из центров чековых  аукционов. Эта сеть,  насчитывающая 44 центра  и
охватывающая всю территорию области, создана на базе местных  фондов
и комитетов.
     По результатам чековых  аукционов  в области  принято 3,2  млн.
чеков.
     Всего по  итогам  всех   видов  продаж  с  учетом   предстоящих
поступлений от реализации на чековом аукционе акций РАО "Газпром"  в
области до конца чековой приватизации предполагается собрать 4  млн.
чеков или 60% от числа выданных.
     По оценке Фонда  имущества Московской  области от 2  до 3  млн.
жителей  Подмосковья   обменяли  приватизационные   чеки  на   акции
инвестиционных  фондов.  Благодаря  мощнейшей  рекламе.   наибольшим
авторитетом у населения  области пользовались крупнейшие  московские
инвестиционные  фонды,  которые   предпочитали  вкладывать  чеки   в
предприятия  общероссийского масштаба  и  в объекты  недвижимости  в
г.Москве. В результате собранные ими в области чеки  реализовывались
вне ее пределов. Зарегистрированные же в Московской области 19 ЧИФов
приняли 200 тыс. чеков.
     Жители ближнего   Подмосковья,    работающие   на    московских
предприятиях,  также  использовали  чеки  при  проведении   закрытой
подписки в г.Москве, по которой собрано 600 тыс. чеков.
     По оценкам экспертов 10% граждан  продали свои чеки за  деньги.
Эти чеки также были реализованы в Москве.
     Для сравнения по  данным  аналитической службы  Госкомимущества
России  по  всем  основным показателям  работы  с  приватизационными
чеками Московская область на  начало апреля находилась в  лидирующей
группе среди 89 регионов России.
     
     3. ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ В ПРОЦЕССЕ ПРИВАТИЗАЦИИ

               3.1. Контроль за предоставлением льгот

     Наиболее часто имели  место обращения с  жалобами на  нарушение
рабочей комиссией по приватизации  положения о закрытой подписке  на
акции при приватизации государственных и муниципальных  предприятий.
В тех случаях, когда  факты подтверждались, Фонд имущества  принимал
незамедлительные меры  к устранению нарушений.  В сложных  ситуациях
работников Фонда  имущества выезжали  на предприятия,  где на  месте
осуществляли контроль за  проведением закрытой подписки,  разъясняли
работникам   предприятий   права  и   льготы,   предоставляемые   им
законодательством. Выполнение этих функций потребовало  значительной
работы со стороны Фонда имущества, учитывая, что число  предприятий,
где закончена закрытая подписка, приближается к 600.
     Обобщим наработанный опыт, в целях дополнительного контроля  за
предоставлением льгот работникам трудовых коллективов Фонд имущества
Московской  области  ввел   в  практику  утверждение  протоколов   о
результатах закрытой подписки на акционируемых предприятиях.
     
     3.2. Регистрация договоров купли-продажи и контроль за их
                            выполнением

     Действующим законодательством   не   предусмотрен    конкретный
порядок регистрации договоров купли-продажи предприятий, в том числе
приватизированных по конкурсу или аукциону.
     В этой ситуации практически все фонды имущества сами определяют
процедуру регистрации  договоров.   Например,   в  Фонде   имущества
Московской   области   после   подписания   договора   купли-продажи
председателем   Фонда   договор  регистрируется   путем   присвоения
соответствующего  номера.  Информация  о  регистрации  заносится   в
специальный   журнал  регистрации   договоров   купли-продажи  и   в
компьютерную базу данных.
     Контроль за   выполнением   условий   конкурса   обеспечивается
включением  условий конкурса  в  договор купли-продажи,  заключаемый
Фондом  с  победителем  конкурса.  Договор  в  обязательном  порядке
содержит  санкции (плоть  до  расторжения сделки  купли-продажи)  за
невыполнение условий конкурса.
     Особый контроль необходим за соблюдением условий инвестиционных
конкурсов. В этом случае Фондом дополнительно отслеживаются объемы и
сроки инвестиций. В ряде случаев предусматривается поэтапный переход
права собственности на пакет акций по мере выполнения инвестиционной
программы.
     Разработанный в  Фонде  имущества  Московской  области  типовой
договор купли-продажи пакета  акций на инвестиционных торгах  прошел
экспертизу   в    Институте   законодательства   и    сравнительного
правоведения Верховного Совета РФ.
     Расторжение договора по  причине невыполнения условий  конкурса
имело   место  один   раз.   Из-за  срыва   покупателем   выполнения
инвестиционной программы расторгнут  договор на приобретение  пакета
акций  предприятия "Завод  нестандартных  деревянных конструкций"  в
г.Долгопрудном.
     Фонд имущества практикует  проверку с  выездом на  предприятия.
Например, в настоящее  время по  обращению трудового коллектива  КПП
"Спецстроймонтажтреста"   в   г.Калининграде   проводится   проверка
выполнения инвестиционной программы на этом предприятии.
     Применение штрафных санкций  происходило за просрочку  платежей
по договору. В этих случаях пени платились покупателями  добровольно
без обращения Фонда в арбитражный суд.
     
                    3.3. Защита прав акционеров

     В пределах    своей    компетенции    Фондом    имущества     и
Мособлкомимуществом принимались  меры по защите  прав акционеров.  В
частности,   Фонд   обеспечивал  контроль   за   ведением   реестров
акционеров. Проблема контроля требует создания специальной  системы.
О масштабах  этой задачи можно  судить по  следующим цифрам. На  584
предприятиях  области,   прошедших  закрытую  подписку,   необходимы
реестры акционеров,  а число граждан,  ставших собственниками  акций
предприятий по  результатам чековых аукционов  и закрытой  подписки,
приближается к миллиону  человек. В  настоящее время на  большинстве
предприятий,  имеющих реестр  акционеров,  его ведение  осуществляет
само акционерное общество.
     Функции ведения   реестров   акционеров   мог   бы    выполнить
депозитарий, над  созданием которого  работают Мособлкомимущество  и
Фонд имущества.
     Депозитарий призван  осуществлять следующие  основные  функции:
хранение ценных бумаг,  учет перехода  прав собственности на  ценные
бумаги,  ведение  по  договору с  эмитентом  реестров  собственников
ценных бумаг.
     Создание акционерных обществ повлекло  за собой массу  проблем,
обусловленных  некомпетентностью   акционеров  (особенно   рядовых),
вследствие чего их права  часто ущемляются. Опыт подавляющего  числа
собраний  акционеров убедительно  показывает,  что наметились  явные
тенденции сокращения  полномочий прав собраний  акционеров в  пользу
постоянно  действующих  органов   управления  акционеров  в   пользу
постоянно  действующих  органов  управления  акционерных  обществ  и
отдельных   лиц   администрации  предприятий   (Совета   директоров,
Правления, Генерального директора).  Имеют место случаи  незаконного
отчуждения  акций  и  игнорирования  мнения  акционеров.   Положение
усугубляется   слабостью   федеральной   законодательной   базы    и
расхождением интересов администрации и рядовых акционеров.
     Разрешению указанных проблем мог бы способствовать депозитарий,
в функции  которого  наряду  с  основными  обязанностями  вошли  бы:
организация  связи с  акционерами,  организация проведения  собраний
акционеров,  общее   и  инвестиционное  консультирование,   передача
сертификатов  ценных  бумаг  по поручению  клиентов  третьим  лицам,
организация размещения дополнительных выпусков ценных бумаг.
     
            3.4. Арбитражная практика разрешения споров

     В процессе   приватизации   государственных   и   муниципальных
предприятий складывается устойчивая тенденция увеличения  количества
споров, связанных со сменой формы собственности, между комитетами по
управлению имуществом, фондами имущества, администрациями районов  и
городов и предприятиями. Так, если за первый квартал прошлого года в
Комитете зарегистрировано  8 арбитражных  дел, то за  тот же  период
текущего   года  -   18.   Всего  за   1992-1994   гг.  в   Комитете
зарегистрировано 91 арбитражное дело.
     В 1993 году по сравнению  с 1992 годом значительно  увеличилось
количество  дел,  рассматриваемых  в судах  и  арбитражных  судах  с
участием Фонда  имущества. Если в  1992 году  к Фонду имущества  был
предъявлен лишь  один иск,  то  в 1993  году Фонд  принял участие  в
судебных заседаниях по 15 делам.
     Анализ дел с участием Комитета показал, что причинами обращения
в арбитраж послужили:
     - нарушение порядка и процедуры приватизации - 46%;
     - незаконность актов вышестоящих органов - 24%;
     - нарушения законодательства об аренде - 18%;
     - нарушения законодательства о предприятиях - 12%.
     Претензии и иски заявлялись о признании недействительными актов
приватизации, договоров  купли-продажи   имущества,  о   расторжении
договоров аренды, о взыскании убытков, об истребовании имущества  из
чужого  незаконного  владения,  о  восстановлении  нарушенных   прав
трудового коллектива и др.
     Из всех арбитражных  дел, в  которых одной  из сторон  выступал
Московский  областной комитет  по  управлению имуществом  (17-истец,
67ответчик), проиграно 17 дел или 20%.
     Из числа проигранных Комитетом дел следует особо выделить дела,
связанные с  разукрупнением   предприятий.  Решения  малого   Совета
Мособлсовета и Главы администрации области о запрещении приватизации
нижестоящих  предприятий   отдельно   от  головных   рассматриваются
арбитражем   как  противоправные,   а   вынесенные  на   их   основе
распоряжения Комитета признаются недействительными.
     Отметим, что  нередко  Комитет  вынужден  предъявлять  иски   к
районным (городским)  комитетам по управлению  имуществом и  местным
администрациям.
     Из 15  дел,  в  которых  принимал  участие  Фонд  имущества,  в
Московском областном  арбитражном суде  рассматривалось 12  дел и  в
народных судах  - 3.  В качестве ответчика  Фонд выступал  9 раз,  в
качестве истца - 1 раз и третьего лица 5 раз.
     Большинство исков, стороной в  которых являлся Фонд  имущества,
были рассмотрены судами в пользу Фонда.
     За отчетный период  к Фонду  имущества предъявлены  три иска  о
признании  чековых  аукционов  недействительными,  по  двум  из  них
арбитражным судом было  принято решение об отказе  в иске, а  третий
находится в стадии рассмотрения.
     Арбитражные споры с участием фондов имущества городов и районов
области, в основном,  имели место  в связи  с выкупом  арендованного
муниципального имущества или продажей его на конкурсах и аукционах.
     
              4. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

                   4.1. Закрепление пакетов акций

     По состоянию  на 01.05.94  всего  закреплены пакеты  акций  114
предприятий,  в  том  числе  в федеральной  собственности  -  57,  в
областной  собственности -  57  предприятий. Величина  этих  пакетов
варьируется в диапазоне от 20% до 51% от общего количества акций.
     В отраслевом   разрезе   структура  предприятий,   по   которым
проводилось  закрепление  акций  в  государственной   собственности,
выглядит следующим образом:
     
                                      Количество предприятий, акции
                                      которых закреплены:
   Название отрасли                   в федеральной     в областной
                                      собственности     собственности

   - тяжелая промышленность                 8                1
   - топливно-энергетическая
     промышленность                         4                -
   - химическая промышленность              -                1
   - ВПК                                   11                -
   - лесная промышленность                  -                1
   - пищевая и перерабатывающая
     промышленность                         4               33
   - местная промышленность                 1                -
   - другие отрасли промышленности          5                2
   - торговля, общественное питание,
     бытовое обслуживание                   -               18
   - организации науки                      8                -
   - отрасли строительства                  7                1
   - транспортное и дорожное
     хозяйство                              2                -
   - инженерная инфраструктура              7                -
   -------------------------------------------------------
   ВСЕГО:                                  57               57

     Анализ содержащихся  в  таблице данных  показывает,  что  среди
объектов,   пакеты   акций   которых   закреплены   в    Федеральной
собственности,  большинство  составляют предприятия  ВПК  и  тяжелой
промышленности,  а среди  объектов,  где закрепление  проводилось  в
областной  собственности,  преобладают предприятия  по  производству
хлебопродуктов, бытового обслуживания и оптовые базы.
     Порядок закрепления  акций   в  соответствии  с   Госпрограммой
приватизации  регулируется  для  объектов  Федерального   подчинения
постановлениями Правительства  РФ  и распоряжениями  Госкомимущества
России,  а для  объектов  областной собственности  -  распоряжениями
Главы администрации Московской области.
     Закреплению подлежали  акции  предприятий жизненно  важных  для
экономики России и Подмосковья, что способствовало их более плавному
переходу в формируемую рыночную среду, что позволяет  контролировать
деятельность  предприятий, осуществлять  их  поддержку и  средствами
государства.
     Закрепленный пакет  акций  до  истечения  указанного  в   плане
приватизации  срока или  принятия  решения  о досрочной  их  продаже
находится у  комитета по  управлению имуществом.  В настоящее  время
сертификаты   на  право   владения   закрепленными  пакетами   акций
предприятий федеральной  собственности передаются в  Госкомимущество
России.
     Наряду с   закреплением   акций  за   государством,   в   плане
приватизации может быть  предусмотрена возможность передачи акций  в
траст (в основном не более  20% от величины пакета), сроком до  трех
лет. Только в феврале т.г. Госкомимуществом России утвержден типовой
договор  об  учреждении  траста, который  должен  заключаться  между
соответствующим комитетом и доверительным собственником. До сих  пор
отсутствует механизм передачи в траст объектов как федеральной,  так
и областной собственности,  его еще  предстоит разработать. По  этой
причине  на  сегодня  вопрос  об  управлении  акциями,   подлежащими
передаче в траст, остается открытым.
     По акциям  всех  предприятий,  временно  находящимся  в   Фонде
имущества, величина дивидендов  составила на 1  мая 1994 года  364,7
млн.руб.
     В части дивидентов  по акциям,  закрепленным в  государственной
собственности,  то  в  соответствии с  Государственной  и  областной
программами приватизации  дивиденды по этим  акциям направляются  на
финансирование объектов социально-культурного и бытового назначения,
передаваемых муниципалитетам в процессе преобразования  предприятия,
а в случае отсутствия таковых, направляются в бюджет.
     Правительство России,  ГКИ  России,  Администрации   Московской
области и Мособлкомимущество, Фонд имущества поручают на контрактной
основе  представление  интересов  государства  в  Совете  директоров
акционерного   общества   определенным   лицам   по    представлению
министерств и ведомств.  Так, Фондом  имущества назначены около  400
представителей  в  Советы  директоров  акционированных  предприятий,
исполняющих свои обязанности до момента продажи основной доли  акций
Фондом.
     До настоящего    времени    вопросы    компенсации     расходов
Мособлкомимущества и Фонда имущества по управлению пакетами акций, в
частности,  оплаты  работы  представителей  государства  в   Советах
директоров,  не  решены.  Соответствующие  средства  можно  было  бы
изыскать, направив  на  эти цели  часть  дивидендов, поступающих  от
акций, находящихся во временном владении Мособлкомимущества и  Фонда
имущества.
     
    4.2. Продажа активов и управление имуществом государственных
                            предприятий

     Наряду с  приватизацией  на Мособлкомимущество  были  возложены
функции продавца имущества (активов) государственных предприятий.
     Продажу отдельных видов государственного имущества, в том числе
основных средств   предприятий,  по   поручению   Мособлкомимущества
проводит  фирма  "ТАК"  (тендер-аукцион-конкурс).  На  конкурсах   и
аукционах, организованных фирмой,  за отчетный период продано  более
30 объектов на сумму свыше 1,5 млрд.руб.
     Порядок продажи государственного  имущества  в 1992-1993  годах
регламентировался распоряжением Госкомимущества России от 12.03.92 N
75-р "О предотвращении незаконной распродажи имущества, находящегося
в федеральной собственности"  и распоряжением Мособлкомимущества  от
08.10.92  N  149  "О  порядке  продажи  отдельных  видов   имущества
государственных предприятий и организаций, находящихся в федеральной
и областной собственности".
     Наряду с  этим,  используя  право  собственника,  малый   Совет
Мособлсовета решением от  08.09.93 N  4/56 утвердил порядок  продажи
имущества  предприятий   и  организаций,   отнесенных  к   областной
собственности. Ввиду  отсутствия имущества, подлежащего  реализации,
продажи не проводилось.
     Выручка от реализации основных средств поступала в распоряжение
предприятия и не подлежала использованию для оплаты труда.
     Действовавший порядок   был    отменен   новой    Госпрограммой
(п.5.12.2), принятой в декабре 1993 года.
     Учитывая, что Госкомимуществом  России затягивалась  разработка
нового   положения,    Мособлкомимуществом    по   согласованию    с
Председателем Госкомимущества России  было утверждено 20.04.94  N147
временное  положение  "О  продаже  имущества  (активов)  действующих
государственных  предприятий  и организаций  Московской  области  на
аукционе (за деньги)".
     Наряду с приватизацией и продажей имущества  Мособлкомимущество
осуществлял  управление  вкладами  государственной  собственности  и
санкционировал использование  государственного имущества в  качестве
залога  при получении  кредитов  государственными предприятиями.  За
отчетный период Мособлкомимуществом приняты решения по 122 вкладам и
65 залогам  по  федеральной и  областной собственности.  Подавляющее
большинство разрешений по залогу имущества выдавалось под льготные и
конверсионные кредиты.
     
      5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ПРИВАТИЗАЦИИ И ОРГАНОВ ВЛАСТИ

        5.1. Взаимодействие с местными органами приватизации

     Приватизация в Московской области осуществлялась 66 районными и
городскими комитетами по управлению имуществом и 48 местными фондами
имущества. В  связи с  завершением  малой приватизации  в  настоящее
время действуют 36 фондов имущества.
     На сегодняшний  день   36   рай(гор)комитетам  переданы   права
территориального  агентства   Мособлкомимущества   и  42   комитетам
распоряжением    Госкомимущества    России    поручено    проведение
приватизации предприятий федеральной  собственности. Кроме того,  29
районных (городских) комитетов совмещают функции комитетов и  фондов
имущества.
     Основными областями    взаимодействия   Мособлкомимущества    с
местными   комитетами    являлись   делегирование   полномочий    на
приватизацию   объектов   областной   собственности,   контроль   за
реализацией местных программ приватизации, сбор и анализ  информации
о   ходе  приватизации   и   работе  местных   комитетов,   оказание
методической  помощи  в  форме  организации  семинаров-совещаний   и
консультаций.
     Большое внимание уделялось обучению и переподготовке работников
комитетов. Организовано более 30  краткосрочных семинаров и  курсов,
проведено  обучение  25   руководителей  рай(гор)комитетов  на   2-х
годичном  очно-заочном   отделении  Высшей   школы  приватизации   и
предпринимательства.
     Взаимодействие Фонда имущества  Московской  области с  местными
фондами  и комитетами  осуществлялось  по следующим  направлениям  и
формам:
     - делегирование    полномочий    на    приватизацию    объектов
государственной собственности;
     - создание  сети центров  чековых  аукционов (ЦЧА)  по  продаже
акций государственных предприятий;
     - семинары-совещания по актуальным проблемам приватизации;
     - консультации районным и городским фондам;
     - сбор и анализ информации о ходе приватизации, о  практической
работе;
     - обучение для подготовки к сдаче экзамена на  квалификационный
аттестат Минфина России на право работы с ценными бумагами;
     - инспекционные поездки в города  и районы (ими охвачено  более
30 фондов и 20 ЦЧА).
     Проведение регулярных семинаров-совещаний сыграло важную роль в
организации и становлении работы  местных фондов. Были  делегированы
полномочия 24 районным и городским фондам и комитетам (79  объектов)
на приватизацию государственной собственности.
     
           5.2. Взаимодействие с местными органами власти

     Взаимодействие областных   органов  приватизации   с   местными
органами власти  явилось по  широкому кругу  вопросов, важнейшим  из
которых  являлось  согласование   планов  приватизации  (вначале   с
местными Советами, а в настоящее время - с главами администраций).
     В целом, это  сотрудничество протекало удовлетворительно,  хотя
возникали и  конфликтные  ситуации, в  результате которых  срывались
сроки  согласования  планов  приватизации  (Люберецкий,  Талдомский,
Мытищинский, Серебряно-Прудский  районы,  гг.Троицк, Серпухов).  Как
правило, Мособлкомимущество старался на компромиссной основе  решать
спорные   вопросы.  В   случаях   отказа  местных   органов   власти
согласовывать  план  приватизации   он  еще  раз  рассматривался   в
Мособлкомимуществе, при необходимости корректировался и  направлялся
на  повторное согласование.  Предметом  разногласия обычно  являлась
приватизация хлебокомбинатов, ОРСов, объектов  социально-культурного
и бытового назначения.
     Другим важным направлением  взаимодействия являлась  разработка
областной и  районных программ приватизации.  Для подготовки  первой
широко использовались  предложения районов и  городов, а  разработка
местных программ  приватизации велась в  соответствии с  концепциями
районных (городских)  программ  социально-экономического развития  и
областной программой приватизации.
     
  5.3. Взаимодействие с Мособлсоветом и Московской областной Думой

     Широкий спектр   деятельности   Мособлкомимущества   и    Фонда
имущества   обусловил   необходимость   тесного   взаимодействия   с
комитетами и комиссиями Мособлсовета, в первую очередь, с  Комитетом
по экономической реформе и отраслевыми комиссиями.
     Осуществлялась совместная  подготовка   нормативных  актов   по
вопросам  приватизации,   управления   и  продажи   государственного
имущества,  передаче   объектов  социально-культурного  и   бытового
назначения и др.
     Совместно с Комитетом по  экономической реформе Мособлсовета  и
постоянной  комиссией  по  вопросам  самоуправления  рассматривались
положения о Комитете по  управлению имуществом и Фонде имущества,  а
также решались основные проблемы приватизации и управления объектами
областной собственности.
     Взаимодействие с  финансово-бюджетной  комиссией   Мособлсовета
осуществлялось  по вопросам  финансирования  чековой приватизации  и
использования средств от приватизации.
     Кроме того,  представители  депутатских  комиссий  Мособлсовета
участвовали  в  работе  органов  управления  акционерных  обществ  и
товариществ в качестве поверенных Фонда имущества, а также в  работе
конкурсных комиссий на аукционах.
     Начиная с  1994  года,  Мособлкомимущество  и  Фонд   имущества
продолжили сотрудничество с новым органом представительной власти  в
лице Московской областной  Думы. В  феврале т.г. прошли  депутатские
слушания  проекта  областной   программы  приватизации,  а  в   июне
состоялось его рассмотрение на заседании Думы.
     Мособлкомимущество и   Фонд   имущества   приняли   участие   в
подготовке   замечаний   и   предложений  по   проекту   закона   "О
собственности в Московской области".
     
     6. ОСВЕЩЕНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

     Областные органы   приватизации   уделяли   большое    внимание
освещению хода приватизации в средствах массовой информации. В  1993
году  официальные  материалы  по приватизации  помещались  в  газете
"Подмосковные известия"  и бюллетене Фонда  имущества. Информация  о
проводимых  Фондом   имущества  Московской  области   инвестиционных
конкурсах, чековых аукционах и их результатах публиковались также  в
газетах "Коммерсантъ" и "Московские новости".
     Пресс-релизы о результатах приватизации регулярно публиковались
в газетах  "Подмосковные  известия", "Народная  газета",  "Реформа",
"Экономика и жизнь". В  них содержалась информация о работе  органов
приватизации, способах и масштабах приватизации.
     В статьях "Приватизация в новом измерении" в "Народной  газете"
от 09.02.93,  "Гримасы приватизации" в  "Подмосковных известиях"  от
15.07.93, "Перспективы муниципальных  фондов имущества" в  бюллетене
"Реформа" N 31,  август 1993  года и в  газете "Экономика и  жизнь",
июль 1993 года находили отражение актуальные проблемы приватизации.
     В последнее время основное  внимание уделялось освещению  таких
видов продаж, как чековый аукцион и инвестиционные торги. Вопросы их
проведения затрагивались  в материалах "Куда  с ваучером  податься?"
("Народная  газета"  от 18.06.93),  "Новый  чековый"  ("Подмосковные
известия" от 17.06.93), "Не продавайте чек" ("Подмосковные известия"
от    28.10.93),     "Экспериментальные    инвестиционные     торги"
("Коммерсантъ" N 27, июль 1993).
     Обзорные аналитические  материалы  регулярно  публиковались   в
информационных бюллетенях  Российского фонда федерального  имущества
"Реформа", Фонда имущества Московской области, в газетах  "Экономика
и жизнь", "Подмосковные известия".
     Информация о  продажах   Фонда  имущества  Московской   области
регулярно предоставлялась агентствам РИА и "Интерфакс". Руководители
и  специалисты Мособлкомимущества  и  Фонда имущества  выступали  на
телевидении в программе Московского канала "Подмосковье" и на  радио
в  программе  "Радио   Подмосковья"  (рубрика  "Горячая  линия")   с
информацией по чековым аукционам и инвестиционным торгам.
     
        7. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ

               7.1. Структура отношений собственности

     Анализ структуры    отношений   собственности    на    средства
производства  позволяет  в  определенной  мере  оценить   изменения,
обусловленные приватизацией.
     По предприятиям  государственной  собственности  собственниками
становились в основном работники  трудовых коллективов и иные  лица,
имеющие право на закрытую подписку при акционировании.
     Всего по выкупу  арендованного  имущества стали  собственниками
около  260  тысяч  человек  -  членов  трудовых  коллективов  бывших
арендных предприятий.
     По итогам проведенных  закрытых  подписок собственниками  акций
стали около 360 тысяч человек.
     Количество граждан, ставших собственниками акций предприятий по
результатам чековых аукционов индивидуально или посредством  чековых
инвестиционных фондов, оценивается в миллион человек.
     На муниципальном уровне преобладали открытые конкурентные формы
продажи. Тем не менее, из почти 33 тысяч человек, ставших в той  или
иной форме  собственниками бывших  муниципальных предприятий,  также
высока доля трудовых коллективов.
     В результате   конкурсов   или  аукционов   в   48,8%   случаев
победителями  становились трудовые  коллективы,  в 41,3%  -  местные
предприниматели (юридические  и физические  лица), в  9,9% -  прочие
покупатели.
     Наряду с   регулируемым   процессом   приватизации    протекают
вторичные   процессы   перераспределения   бывшей    государственной
собственности (перепродажа).  Однако привести  конкретные данные  по
этому вопросу не представляется возможным по следующим причинам.
     Для предприятий, проданных  как единые имущественные  комплексы
(конкурсы, аукционы и др.), проблема состоит в том, что  собственник
после  приватизации   не   обязан  ставить   в  известность   органы
приватизации о последующих операциях со своей собственностью.
     Данные по  движению акций  акционерных  обществ можно  было  бы
получить из реестров акционеров. Однако это требует огромной работы:
речь идет о сотнях реестров, в каждом из которых иногда по несколько
тысяч акционеров. Кроме  того, до недавнего  времени не было  четкой
регламентации порядка  ведения  реестра акционеров  (соответствующее
распоряжение  Госкомимущества России  N  840-р подписано  только  18
апреля 1994 г.). К тому же, ни Фонд имущества, ни Мособлкомимущество
не  имеют  права   запрашивать  данные   из  реестра  акционеров   о
собственности других лиц и опубликовать эти данные.
     Некоторые суждения о  происходящих процессах  можно сделать  на
основании косвенных  данных. Так,  в ряде  случаев следует  отметить
постепенную  скупку  акций  у  работников  коллектива   руководством
предприятий и относительно крупными инвесторами, приобретшими  ранее
часть  акций общества  на  чековом  аукционе или  на  инвестиционных
торгах.  Имеются  случаи, когда  директора  предприятий  приобретали
акции у коммерческих структур, купивших акции на чековых аукционах с
целью  последующей перепродажи  заинтересованным  лицам. Обычно  эти
факты выясняются только на общих собраниях акционеров.
     
            7.2. Экономические последствия приватизации

     Развернувшаяся в      Московской      области      приватизация
государственных   и  муниципальных   предприятий   привела  к   ряду
позитивных изменений  в  структуре общества  и народного  хозяйства:
начал  складываться  широкий  слой  собственников,  идет  ускоренный
процесс формирования негосударственного сектора экономики.
     В ряде  отраслей  экономики области  более  половины  продукции
(работ,  услуг) реализуется  негосударственными  предприятиями, а  в
некоторых на них приходится основная доля производства.
     Так, удельный  вес негосударственного  сектора  в общем  объеме
производства  (работ,  услуг)   в  первом  квартале  текущего   года
составил: в строительстве -  81,4%, на грузовом транспорте -  76,3%,
торговле 61,4%.
     Пытаясь расширить    рынок   сбыта,    ряд    приватизированных
предприятий  области  обновил  номенклатуру  выпускаемой   продукции
применительно   к   спросу   потребителей,   диверсифицировал   свое
производство. Наметилась активизация капитальных вложений в развитие
производства.  Доля  негосударственного   сектора  в  общем   объеме
использованных капвложений  составила в  январе-марте текущего  года
38,4% (против 37,1% в прошлом году).
     Отдельные приватизированные предприятия начали выпуск акций под
определенные проекты развития, что означает расширение потенциальных
возможностей инвестиций. По  оценке Госкомимущества России  примерно
40% приватизированных предприятий осознали необходимость последующей
эмиссии акций для развития производства.
     Совершенствуются формы стимулирования труда, теснее увязываются
его результаты  с  размером  оплаты.  Удалось  удержать   сокращение
рабочих  мест  на  предприятиях области  в  допустимых  пределах  (5
процентов), предотвратив тем самым социальный взрыв.
     Вместе с   тем,   не   удалось  в   полной   мере   реализовать
экономические  цели  приватизации, заявленные  в  Государственной  и
областной  программах  приватизации,   в  соответствии  с   которыми
проводилась приватизация в  1992-1993 годах. Смена собственности  не
повлекла   за   собой   автоматического   повышения    эффективности
предприятий,  демонополизации  экономики  и  создания   конкурентной
среды.
     Оценивая влияние приватизации на экономику области,  необходимо
отметить,  что  предприятия различных  организационно-правовых  форм
работают в сложных политических и социально-экономических  условиях.
После приватизации предприятие стоит перед теми же проблемами, что и
до  ее   проведения.   В  этих   условиях  экономическое   положение
большинства предприятий  независимо от организационно-правовых  форм
продолжает     ухудшаться,     снижается     объем     производства,
производительность труда. По  сравнению с первым кварталом  прошлого
года спад производства в области составил 33,6%,  производительность
труда уменьшилась на 25,8%.
     Средний уровень загрузки мощностей промышленных предприятий  по
стране в целом и по области в частности к концу 1993 года  составлял
55-60%.  Радикально  эта  картина  в 1  квартале  текущего  года  не
изменилась,  и можно  ожидать  дальнейшего сокращения  использования
производственных   мощностей.    Начался   процесс    отрицательного
обновления основных  фондов - физический  износ основного  капитала,
который по данным Правительства РФ достиг предельного уровня (41%).
     Предприятия вынуждены адаптироваться к рыночной экономике не за
счет модернизации  производства,  улучшения  качества  продукции   и
снижения издержек производства, а путем повышения цен на выпускаемые
изделия,  в том  числе  на товары  народного  потребления, услуги  в
розничной торговле и сфере обслуживания населения области.
     К сожалению,  ни  органы  приватизации,  ни  Мособлкомстат   не
располагает       развернутыми       данными,       характеризующими
производственно-хозяйственную     деятельность     приватизированных
предприятий,  что  не позволяет  провести  квалифицированный  анализ
эффективности  их  работы  и  сделать  достаточно  аргументированные
выводы  и  предложения  на этот  счет.  Учитывая  важность  вопроса,
представляется необходимым изыскать средства в областном бюджете для
проведения   специального    анализа   эффективности    деятельности
приватизированных предприятий на основе научно выбранных критериев.
     Результаты выборочного обследования работы предприятий в  новых
условиях  в  Московской  области,  проведенного  Всемирным   банком,
показывают,  что  безотносительно  к  организационно-правовой  форме
предприятий  наибольшие  трудности  испытывают те  из  них,  которые
выпускают промежуточную продукцию для государственных предприятий, а
также грузовой транспорт - сократились заказы, растет  задолженность
платежей покупателей. Причем,  чем крупнее предприятие, тем  труднее
ему  покрывать  издержки   своего  производства.  Особенно   тяжелое
финансовое состояние у предприятий, выпускающих один вид  продукции,
т.е. узкоспециализированных.
     Относительно благополучна         производственно-хозяйственная
деятельность  приватизированных  предприятий,  производящих  готовую
продукцию, в частности потребительские товары, в розничной  торговле
и  общественном питании.  Так,  в марте  текущего  года общий  объем
розничного  товарооборота   предприятий  торговли  и   общественного
питания   увеличился   (в   сопоставимых  ценах)   в   сравнении   с
соответствующим периодом  прошлого  года на  27%.  Причем, в  лучшем
положении  находятся  предприятия,  приватизированные  путем  выкупа
арендованного имущества, поскольку  за время аренды успели  накопить
опыт хозяйствования и предпринимательства.
     В общем объеме  прибыли, полученной  в январе-феврале  текущего
года предприятиями, расположенными на территории Московской области,
доля  негосударственного сектора  составила  51,4%. По  сравнению  с
соответствующим   периодом   прошлого   года   прибыль   предприятий
увеличилась (в фактических ценах) почти в 4 раза.
     Принятая Госпрограммой приватизации на  1992 год жесткая  схема
изменения  формы   собственности  государственных  и   муниципальных
предприятий не учитывала специфику и интересы области и породила ряд
перекосов в  экономике  области, в  частности: потерю  управляемости
экономикой     области,     необоснованное     дробление     крупных
производственных комплексов, разрыв технологических связей.
     В связи с проведением политики чековой "народной"  приватизации
не реализованы цели социальной  защиты населения за счет средств  от
приватизации и содействия стабилизации финансов. Кроме того, чековая
приватизация  породила  у  широких  слоев  населения  несбыточные  в
кризисной экономике надежды получить высокие дивиденды на  вложенный
ваучер  при том,  что  трудовые коллективы,  владеющие  значительной
частью акций предприятий,  еще не  осознали себя собственниками,  не
нацелены на получение максимально возможной прибыли.
     Областными органами власти не  были в полной мере  использованы
возможности избежать негативных сторон подхода федеральных властей к
приватизации, открывшиеся после подписания Федеративного договора  и
определения   состава   государственной   собственности   Московской
области. Не организована своевременная разработка нормативной базы в
части управления объектами государственной собственности  Московской
области, учитывающей специфику ее экономики и интересы населения.
     Следует отметить, что по  ходу приватизации отдельные  решения,
позитивные  для  экономики  области,  утверждались   Госкомимущестом
России  и  Российским   Фондом  федерального  имущества,   благодаря
настойчивости областных органов. В ряде случае, исходя из  интересов
региона,  областные  органы власти,  в  частности  представительной,
принимали  самостоятельно   решения   по  приватизации   предприятий
областной   собственности,  корректирующие   принятый   федеральными
органами порядок приватизации.
     В этой связи представляется целесообразным Московской областной
Думе в  первоочередном  порядке организовать  работу  по  подготовке
нормативной  базы   по  приватизации   областной  собственности,   в
особенности это касается послечековой приватизации (подчеркнем,  что
в   определенных    случаях    "правила   приватизации"    областной
собственности могут отличаться от федеральных).
     Таким образом, относительно социально-экономических последствий
приватизации в Московской области можно сделать следующие выводы:
     1. В результате  отсутствия на  федеральном уровне  продуманной
политики  экономических  реформ,   увязки  приватизации  с   другими
направлениями  реформ,   ясной  картины  экономических   последствий
приватизации   она   во-многом   приобрела   характер   искусственно
проводимой сверху кампании по "коллективизации" бывшей  общенародной
собственности,  и  не  учитывала  специфику  регионов,   особенности
отраслей народного хозяйства.
     2. Смена  собственности  практически  не  повлияла  на  решение
экономических    проблем    в    Московской    области,    поскольку
непосредственно   не   увязана   с   задачами   преодоления    спада
производства, его структурной перестройки и повышения эффективности,
прекращения инфляции и т.д.
     3. Приватизация  сама  по   себе  не  решает   производственные
проблемы. Она  только создает благоприятные  возможности для  этого:
развязывает  хозяйственную   инициативу,  позволяет   самостоятельно
решать  вопросы,  исходя  из  конкретно  складывающейся  обстановки.
Практика  показывает,  что  эти возможности  плохо  используются,  и
управление предприятием становится одним  из самых слабых звеньев  в
послеприватизационный период.
     4. Требуется целевая  инвестиционная политика. Осуществлять  ее
наиболее   целесообразно   уже  на   этапе   приватизации.   Главным
практическим инструментом такой политики должны стать инвестиционные
конкурсы,  которые  должны  получить  безусловный  приоритет   перед
другими механизмами приватизации.
     5. Необходима финансовая (разумеется,  на конкурсной основе)  и
техническая  поддержка  со  стороны  государства   приватизированных
предприятий. Соответствующие  инструменты в  мировой практике  давно
отработаны. Это  некоммерческий инновационный  Банк реконструкции  и
развития,  Фонд  поддержки  малого и  среднего  бизнеса,  ассоциации
предпринимателей  по  регионам  и отраслям.  В  некоторых  передовых
регионах России подобные структуры уже созданы.
     Особо стоит остановиться на возможности создания банка. Для его
организации могут быть привлечены средства не только из бюджета,  но
и в виде кредитов Центробанка, международных фондов и банков,  часть
поступлений от приватизации,  выпуска ценных  бумаг и т.п.  Уставный
капитал банка должен составить не менее 50 млрд.руб. Подчеркнем, что
кредиты и гарантии банка позволили бы обеспечить приток в  экономику
области инвестиций в  гораздо больших  объемах, нежели его  уставный
капитал.



     Приложение
     к решению
     Московской областной
     Думы от 07.09.94 N 5/27



                             РЕЗУЛЬТАТЫ
     ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В
                   МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 01.05.94


   _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
                      |Ед. |Легкая |Пищевая |Строи- |Промышлен- |С/х
предпр. |Автотрансп.|Розничная |Предприятия|Общественное|Бытовое
|Прочие |Всего
                      |изм.|промышлен- |промыш- |тельство |ность |и
предпр. |и авторем. |торговля |оптовой |питание |обслужива- | |
                      | |ность |ленность | |строймате- |производ.
|предприя- | |торговли | |ние | |
                      | | | | |риалов |технического|тия | | | | | |
                      | | | | | |обеспечения | | | | | | |
                      | | | | | |с/х | | | | | | |
   _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   1.Общее количество
     предприятий,
     юридических лиц ед. 136 143 1221 198 271 262 1454 55 286 857
10894 15777

   2.Предприятия,
     юридические
     лица,запрещен-
     ные и имеющие
     ограничения
     по приватизации
     в соответствии
     с действующим
     законодатель-
     ством ед. 536 87 97 6 9531 10257

   3.Предприятия,
     юридические
     лица,разрешен-
     ные к привати-
     зации с учетом
     приватизирова-
     нных ед. 136 143 685 111 271 165 1454 49 286 857 1363 5520

   4.Утверждено
     планов прива-
     тизации
     (передано в
     Фонд имуще-
     ства с учетом
     приватизир.
     предпр.)
     всего: ед. 116 131 246 109 165 79 1379 48 216 785 527 3801
     в том числе:
     - за 1994 год 7 25 21 3 39 3 125 2 18 64 71 378

   5.Стоимость
     имущества
     предприятий,
     по которым
     документы
     переданы в
     Фонд иму-
     щества
     (с учетом
     проданных
     предпри-
     ятий) млн. 5248.21 1101.27 1265.13 1120.33 2945.93 282.328
7305.359 254.318 1301.92 939.19 14444.17 36208.16
     всего: руб.

   6.Соотношение
     способов
     приватизации
     - акциониро- % 50.00 83.21 36.99 33.03 84.24 27.85 0.87 52.08
2.31 1.78 45.54 19.76
     вание
     - продажа на % 1.53 0.41 5.73 8.33 12.96 5.73 12.52 5.92
     аукционе
     - продажа по % 2.59 1.53 0.41 0.91 39.30 8.33 52.31 39.44 19.73
28.39
     коммерческому
     конкурсу
     -аренда с % 47.41 13.74 62.20 66.06 15.76 72.15 54.10 31.25
32.41 53.05 22.20 45.94
     выкупом

   СПРАВОЧНО:
   удельный вес,
   приватизиро-
   ванных пред-
   приятий к
   общему кол-ву
   предприятий
   за искл.за-
   прещенных к
   приватизации % 85.29 91.61 35.91 98.20 60.89 47.88 94.84 97.96
75.52 91.60 38.66 68.86

   7.Предприя-
    тия (юриди-
    ческие лица)
    за искл.
    приватизиро-
    ванных и
    запрещенных
    к приватизации ед. 20 12 439 2 106 86 75 1 70 72 836 1719



     Приложение 1
     к отчету


                                                            млн.руб.
   20 +
      |
      | +-----------+
      | |___________|
      | |___________|
      | |___________|
      | |___________|
   15 + |___________|
      | |___________|
      | |___________|
      | |___________|
      | |___________|
      | |___________|
      | +-----------+ |___________|
      | |___________| |___________|
   10 + |___________| |___________|
      | |___________| |___________|
      | |___________| |___________|
      | |___________| 17.4 |___________|
      | 12 |___________| |___________|
      | |___________| |___________|
      | |___________| |___________|-
      | |___________| |___________|
   5 + |___________| |___________|
      | +----------+ |___________| |___________|
      | 4.4 |__________| |___________| |___________|
      | |_01.01.93_| |_01.01.94__| |_01.05.94__|
      | |__________| |___________| |___________|
      | |__________| |___________| |___________|
   0 + +----------+ +-----------+ +-----------+

     Сpедняя стоимость имущества одного пpиватизиpуемого пpедпpиятия



     Приложение 3
     к отчету


   4000 |
        | +---------+
        | |_________|
        | |_________|
        | +---------+ |_________|
        | |_________| |_________|
   3000 + |_________| |_________|
        | |_________| |_________|
        | |_________| 3801 |_________|
        | |_________| |_________|
        | |_________| |_________|
        | |_________| |_________|
   2000 + |_________| |_________|
        | |_________| |_________|
        | 3423 |_________| |_________|
        | +--------+ |_________| |_________|
        | |________| |_________| |_________|
        | |________| |_________| |_________|
        | |________| |_________| |_________|
   1000 + |________| |_________| |_________|
        | 1558 |________| |_________| |_________|
        | |________| |_________| |_________|
        | |________| |_________| |_________|
        | |________| |_________| |_________|
      0 +_______|________|________|_________|___________|_________|
                 01.01.93 01.01.94 01.05.94

     Количество утвеpжденных    планов   пpиватизации    пpедпpиятий
(наpастающим итогом)



     Приложение 5.1
     к отчету


   100 +
       | +--------+
       | |________|
       | +--------+ |________|
       | |________| |________|
       | |________| |________|
       | +--------+ |________| |________|
    80 + |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________|
       | |________| 91.6 |________| |________|
       | |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________|
    60 + |________| |________| |Промыш- |
       | |________| |________| |ленность|
       | |________| |Пищевая | |стройма-|
       | |________| |промыш- | |тер. |
       | |________| |ленность| | |
       | 85.3 |________| |________| 98.2 |________|
       | |________| |________| |________|
    40 + |Лесная | |________| |________|
       | |промыш- | |________| |________|
       | |ленность| |________| +--------+ |________|
       | |________| |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________| |________|
    20 + |________| |________| |Строи- | |________|
       | |________| |________| 35.9 |тельство| |________|
       | |________| |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________| |________|
   0
|______|________|_______|________|________|________|________|________|

     Удельный вес приватизированных предприятий к общему  количеству
предприятий в отрасли за  исключением запрещенных к приватизации  на
01.05.94.



     Приложение 5.2
     к отчету
     
     
   100 +
       | +--------+
       | +--------+ |________|
       | |________| |________|
       | |________| |________|
       | |________| |________|
       | |________| |________|
    80 + |________| |________|
       | |________| |________|
       | |________| |________|
       | |________| |________|
       | |________| |________|
       | |________| 98.0 |________|
       | |________| |________|
    60 + +--------+ |________| |________|
       | |________| |________| |________|
       | |________| 94.8 |________| |________|
       | |________| +--------+ |________| |________|
       | |________| |________| |________| |________|
       | 60.9 |________| |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________| |________|
    40 + |Сельхоз.| |Авто- | |Рознич- | |Предпри-|
       | |предпри-| 47.9 |транс- | |ная тор-| |ятия оп-|
       | |ятия и | |портные | |говля | |товой |
       | |пpед.про| |и авторе| |________| |торговли|
       | |дав.тех-| |монтные | |________| |________|
       | |нич.обес| |предпр. | |________| |________|
    20 + |печ.се- | |________| |________| |________|
       | |льск. | |________| |________| |________|
       | |хоз-ва | |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________| |________|
   0
|______|________|_______|________|________|________|________|________|

     Удельный вес приватизированных предприятий к общему  количеству
предприятий в отрасли за  исключением запрещенных к приватизации  на
01.05.94.



     Приложение 5.3
     к отчету


   100 +
       |
       |
       | +--------+
       | |________|
       | |________|
       | |________|
    80 + |________|
       | +--------+ |________|
       | |________| |________|
       | |________| |________| +--------+
       | |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________|
    60 + |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________|
       | |________| |________| 68.9 |________|
       | |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________|
       | 75.7 |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________|
    40 + |Общест- | |Бытовое | +--------+ |Всего |
       | |венное | 91.6 |обслужи | |________| |________|
       | |питание | |вание | |Прочие | |________|
       | |________| |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________| |________|
    20 + |________| |________| 38.7 |________| |________|
       | |________| |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________| |________|
       | |________| |________| |________| |________|
   0
|______|________|_______|________|________|________|________|________|

     Удельный вес приватизированных предприятий к общему  количеству
предприятий в отрасли за  исключением запрещенных к приватизации  на
01.05.94.



     Приложение 6
     к отчету


                           Распределение
денежной выручки от продаж государственных предприятий, проведенных
                фондом имущества Московской области


                                      (единица измерения - млн.руб.)
                                 1992 г. 1993 г. На 1.05.94 Всего

   В областной бюджет 755,1 1093,9 202,69 2051,69

   В федеральный бюджет 567,34 431,7 74,13 1093,17

   В местные бюджеты 167,81 372,56 272,36 812,73

   Мособлкомимуществу 75,51 182,39 245,97 503,87

   РФФИ 24,89 20,25 16,83 61,97

   Госкомимуществу РФ 8,39 20,27 90,33 118,99

   Фонду имущества МО 59,0 182,4 193,47 434,87

   Фонд поддержки
   предпринимательства - - 114,00 114,00
   -----------------------------------------------------------------------------------------------------

   ВСЕГО: 1678,04 2303,47 1209,78 5191,29



     Приложение
     к решению
     Московской областной
     Думы от 07.09.94 N 5/27


                               СОСТАВ
     комиссии по анализу результатов первого этапа приватизации


     Архиереев               - от комиссии по социальным вопросам
     Лев Николаевич
     
     Баранов                 - от комиссии по проблемам народно-
     Юрий Васильевич           хозяйственного комплекса
     
     Завьялов                - заместитель председателя Фонда
     Алексей Александрович     имущества Московской области
     
     Луговцова               - от депутатской группы
     Тамара Викторовна         "За социальную справедливость"
     
     Любимов                 - от комиссии по проблемам
     Владимир Николаевич       народно-хозяйственного комплекса
     
     Майорова                - от комиссии по вопросам экономической
     Ангелина Григорьевна      реформы
     
     Овсянников              - от комиссии по использованию
     Александр Викторович      природных ресурсов
     
     Присяжных               - от комитета по вопросам бюджета,
     Сергей Геннадьевич        финансовой и налоговой политики
     
     Cеменушкин              - первый заместитель председателя
     Михаил Иванович           комитета по управлению имуществом
                               Администрации Московской области
     
     Серебряный              - от комиссии по проблемам науки,
     Игорь Аркадьевич          образования и культуры
     
     Симаков                 - от депутатской группы "За консти-
     Андрей Алексеевич         туционность и народовластие"
     
     Соколова                - от комиссии по вопросам охраны
     Нина Ивановна             здоровья
     
     Старина                 - от комитета по вопросам организации
     Анатолий Иванович         власти и управления
     
     Стофорандов             - от комитета по вопросам бюджета,
     Александр Евстафьевич     финансовой и налоговой политики
     
     Серебряный              - от комиссии по проблемам науки,
     Игорь Аркадьевич          образования и культуры
     
     Симаков                 - от депутатской группы "За
     Андрей Алексеевич         конституционность и народовластие"
     
     Соколова                - от комиссии по вопросам
     Нина Ивановна             охраны здоровья
     
     Старина                 - от комитета по вопросам организации
     Анатолий Иванович         власти и управления
     
     Стофорандов             - от комитета по вопросам бюджета,
     Александр Евстафьевич     финансовой и налоговой политики

Информация по документу
Читайте также