Расширенный поиск

Закон Орловской области от 01.12.2011 № 1305-ОЗ

 

                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

                          ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

                       ЗАКОН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                              Утратил силу - Закон Орловской области 

                                              от 05.09.2015 № 1825-ОЗ

 

     О Концепции промышленной политики Орловской области на период  до
2020 года

 

 

   (В редакции Закона Орловской области от 13.10.2014 г. N 1669-ОЗ)

     
     Принят областным Советом народных депутатов 25 ноября 2011 года
     
     
                               Статья 1

 

     Утвердить прилагаемую Концепцию  промышленной политики  Орловской
области на период до 2020 года.
     
                               Статья 2

 

     Настоящий Закон  вступает   в  силу  со   дня  его   официального
опубликования.
     
     
     Губернатор
     Орловской области А. П. Козлов

 

 

г. Орёл
1 декабря 2011 года
N 1305-ОЗ

 

 

 

                                                            Приложение

                                            к Закону Орловской области

                                    "О Концепции промышленной политики

                             Орловской области на период до 2020 года"

 

                   Концепция промышленной политики
               Орловской области на период до 2020 года

 

 

   (В редакции Закона Орловской области от 13.10.2014 г. N 1669-ОЗ)

 

                          1. Общие положения

 

     Концепция  промышленной  политики  Орловской области на период до

2020  года  (далее  также  -  Концепция)  разработана в соответствии с

Концепцией  долгосрочного социально-экономического развития Российской

Федерации   на   период   до  2020  года,  утвержденной  распоряжением

Правительства  Российской  Федерации  от 17 ноября 2008 года N 1662-р,

Законом   Орловской  области  от  6  августа  1998  года  N  75-ОЗ  

промышленной  политике  в  Орловской области" (далее - Закон Орловской

области "О промышленной политике в Орловской области") и направлена на

повышение   конкурентоспособности   промышленного   сектора  экономики

Орловской  области  (далее также - область), активизацию инновационной

деятельности, обеспечение интенсификации взаимосвязей промышленности с

образовательной,    научной    и    финансовой    сферами,   повышение

инвестиционной привлекательности региона. (В редакции Закона Орловской

области от 13.10.2014 г. N 1669-ОЗ)
     Целью Концепции является  оценка состояния  и основных  тенденций
развития промышленности области,  определение целей, задач и  основных
направлений   промышленной   политики  на   средне-   и   долгосрочную
перспективы,  методов и  механизмов  реализации промышленной  политики
Орловской области.
     В Концепции используются следующие основные понятия:
     промышленная деятельность  -   деятельность  юридических  лиц   и
индивидуальных   предпринимателей,   направленная  на   разработку   и
изготовление материальных благ в части производства орудий и предметов
труда, включая добычу  и переработку  полезных ископаемых и  природных
ресурсов, производство строительных деталей и материалов,  переработку
сельскохозяйственной     продукции,     производство     энергии     и
энергоносителей,    ремонтно-восстановительные   работы,    а    также
деятельность  по  переработке (утилизации)  или  уничтожению  твердых,
жидких и  газообразных  отходов, возникающих  в ходе  производственных
процессов;
     промышленная политика  -  совокупность  мер  и  действий  органов
государственной  власти  Орловской   области,  направленных  на   рост
промышленного   производства,   обеспечение   его   эффективности    и
конкурентоспособности,  содействие технико-технологическому  процессу,
модернизации   и  применению   инновационных   разработок  исходя   из
социально-экономических интересов области;
     субъекты промышленной политики  -  органы государственной  власти
Орловской области,  юридические лица, индивидуальные  предприниматели,
некоммерческие организации, выражающие интересы субъектов промышленной
деятельности;
     субъекты промышленной деятельности  -  действующие на  территории
Орловской области юридические  лица и индивидуальные  предприниматели,
основным   видом    деятельности    которых   является    промышленная
деятельность;
     меры государственной     поддержки     субъектов     промышленной
деятельности  -  действия  органов  государственной  власти  Орловской
области  правового   и  экономического   характера,  направленные   на
стимулирование   развития    и   роста   эффективного    промышленного
производства товаров и услуг;
     инфраструктура поддержки  субъектов промышленной  деятельности  -
система коммерческих и некоммерческих организаций, которые  создаются,
осуществляют свою деятельность или привлекаются в целях реализации мер
поддержки субъектов промышленной деятельности.

 

 

               2. Анализ состояния и основные тенденции
              развития промышленности Орловской области

 

     Промышленность является базовой  составляющей экономики  области,
ее  доля   в  общем   обороте  организаций   по  видам   экономической
деятельности  области составляет  38%.  В  Орловской области  в  сфере
промышленного производства функционирует более 700 предприятий, в  том
числе около 200 крупных  и средних. Промышленность обеспечивает  около
трети  доходов  консолидированного   бюджета  области,  22%   валового
регионального  продукта.  В  промышленности  занято  более  55   тысяч
человек, что составляет около четверти от общей численности работающих
в области.
     Промышленное производство  в  Орловской области  сосредоточено  в
трех основных промышленных центрах региона:
     город Орёл (65% промышленного производства области); (В  редакции

Закона Орловской области от 13.10.2014 г. N 1669-ОЗ)
     город Мценск и Мценский район (14%); (В редакции Закона Орловской

области от 13.10.2014 г. N 1669-ОЗ)
     город Ливны и Ливенский район (11%). (В редакции Закона Орловской

области от 13.10.2014 г. N 1669-ОЗ)
     В течение 2006 - 2008 годов наблюдалась устойчивая  положительная
динамика промышленного производства, в  том числе и по основным  видам
деятельности.
     Стабильное поступательное  развитие  промышленных  предприятий  в
период с 2006 года  по конец 2008  года благоприятно отразилось на  их
инвестиционной  привлекательности  и инновационной  активности.  Объем
инвестиций  в  основной  капитал по  крупным  и  средним  организациям
промышленного производства  за указанный период  существенно вырос  
2008 году - 190,5% по отношению к уровню 2006 года).
     Вместе с тем в рассматриваемый период эффективность промышленного
производства все  еще  оставалась  на низком  уровне.  Доля  убыточных
предприятий  в  промышленности  составляла  около  40%.  Положительная
динамика производственных  показателей была  обусловлена прежде  всего
увеличением  производства  традиционных видов  продукции  с  невысоким
уровнем инновационной составляющей, а также постепенным ростом цен  на
данную продукцию. Таким образом, промышленный рост этого периода можно
охарактеризовать как преимущественно экстенсивный.
     Кризис конца  2008  -  2009  годов  остановил  процесс   развития
региональной  промышленности.  Влияние  кризиса  негативно   сказалось
практически  на   всех  промышленных   предприятиях  области.   Индекс
промышленного производства в 2009 году упал до уровня 75%.
     С началом  кризисного периода  в  2009  году объем  инвестиций  в
основной капитал промышленности значительно сократился, составив 58,7%
к уровню 2008 года (таблицы 1, 2).

 

                                                             Таблица 1

 

      Динамика индекса промышленного производства (в процентах)

 

|————————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|—————————|
|                     Период                     | 2006  | 2007  | 2008  | 2009  |  2010   |
|                                                |  год  |  год  |  год  |  год  |   год   |
|————————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|—————————|
| Индекс промышленного производства, всего       | 103,0 | 108,6 | 98,4  | 75,0  |  120,5  |
|————————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|—————————|
| В том числе:                                   |       |       |       |       |         |
|————————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|—————————|
| добыча полезных ископаемых                     | 146,4 | 102,8 | 147,5 | 51,1  |  102,5  |
|————————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|—————————|
| обрабатывающие производства                    | 103,8 | 109,8 | 98,7  | 72,6  |  122,4  |
|————————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|—————————|
| производство и распределение электроэнергии,   | 98,3  | 102,3 | 96,1  | 90,3  |  107,0  |
| газа и воды                                    |       |       |       |       |         |
|————————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|—————————|

 

                                                             Таблица 2

 

    Динамика объема отгруженных товаров собственного производства,
 выполненных работ и оказанных услуг организациями промышленных видов
                     деятельности (млрд. рублей)

 

|—————————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|
|                     Период                      | 2006  | 2007  | 2008  | 2009  | 2010  |
|                                                 |  год  |  год  |  год  |  год  |  год  |
|—————————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|
| Объем отгруженных товаров собственного          | 47,8  | 56,5  | 57,0  | 48,8  | 62,2  |
| производства, выполненных работ и оказанных     |       |       |       |       |       |
| услуг, всего                                    |       |       |       |       |       |
|—————————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|
| В том числе:                                    |       |       |       |       |       |
|—————————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|
| добыча полезных ископаемых                      | 0,07  | 0,12  | 0,13  | 0,09  | 0,12  |
|—————————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|
| обрабатывающие производства                     | 40,8  | 47,8  | 49,6  | 40,5  | 50,9  |
|—————————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|
| производство и распределение электроэнергии,    |  6,9  |  8,6  |  7,3  |  8,2  | 11,2  |
| газа и воды                                     |       |       |       |       |       |
|—————————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|

 

     2010 год     характеризовался     постепенным     восстановлением
деятельности промышленного комплекса Орловской области. По итогам года
общее   значение   индекса   промышленного   производства   к   уровню
предшествующего  года  составило  120,5%.  Высокие  показатели   роста
объемов  производства  в  базовых  сферах  промышленности  области   в
посткризисном периоде свидетельствуют об имеющемся потенциале развития
и высокой степени устойчивости промышленных предприятий.
     В то же  время является  очевидным, что  данные показатели  роста
носят  восстановительный характер  и  обусловлены существенным  спадом
промышленного производства в кризисном 2009 году. Несмотря на  высокие
текущие показатели роста,  большинство предприятий промышленности  еще
не достигли  докризисного  уровня. По  предварительным оценкам,  объем
промышленного производства  в области  выйдет на уровень  2007 года  в
течение 2012  года. Объем инвестиций  в основной  капитал в 2010  году
составил 98,4% к уровню 2009 года (таблица 3).

 

                                                             Таблица 3

 

                    Инвестиции в основной капитал
       в промышленном комплексе Орловской области (млн. рублей)

 

|—————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|——————————|
|                 Период                  |  2006  |  2007  |  2008  |  2009  | 2010 год |
|                                         |  год   |  год   |  год   |  год   |          |
|—————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|——————————|
| В целом по промышленности, всего        | 2305,9 | 4348,6 | 4391,9 | 2465,3 |  2425,0  |
|—————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|——————————|
| В том числе:                            |        |        |        |        |          |
|—————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|——————————|
| добыча полезных ископаемых              |   -    |  33,7  |  65,2  |  10,4  |   4,3    |
|—————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|——————————|
| обрабатывающие производства             | 1923,5 | 3672,7 | 3396,6 | 1682,8 |  1590,9  |
|—————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|——————————|
| производство и распределение            | 382,4  | 642,2  | 930,1  | 772,1  |  829,8   |
| электроэнергии, газа и воды             |        |        |        |        |          |
|—————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|——————————|

 

     Еще в  докризисном  периоде четко  обозначился  основной  фактор,
наличие   которого  тормозит   рост   количественных  и   качественных
показателей промышленности  области  - высокая  степень физического  и
морального  износа  основных производственных  фондов  на  большинстве
промышленных предприятий (свыше 40%).
     Таким образом,  промышленный  комплекс  Орловской  области  стоит

перед необходимостью  технического  и технологического  перевооружения

производственных мощностей, внедрения современных видов оборудования и

технологий.        редакции       Закона      Орловской      области

от 13.10.2014 г. N 1669-ОЗ)
     Кроме того, промышленность  является одним  из ведущих  элементов
инновационного   развития  экономики   Орловской   области.  На   долю
промышленности приходится  95% от  общего числа  инновационно-активных
организаций.  Определяющую роль  в  инновационной деятельности  играют
крупные и  средние  промышленные предприятия,  располагающие для  этих
целей наибольшими  возможностями.  Удельный вес  инновационно-активных
организаций  в   общем   числе  крупных   и   средних  предприятий   в
промышленности составляет более 20%.
     Структура промышленности  региона  представлена  в   значительной
степени предприятиями машиностроения  и металлургии последних  уровней
переделов, имеющими  высокий уровень обработки,  что обуславливает  ее
потребность   в   инновациях.   Таким   образом,   указанные   отрасли
характеризуются   наибольшим   уровнем  инновационной   активности   в
промышленности региона. Удельный вес инновационно-активных предприятий
в основных видах деятельности промышленного комплекса:
     производство транспортных средств и оборудования - 60%;
     производство электрооборудования,   электронного  и   оптического
оборудования - 35%;
     металлургическое производство     и     производство      готовых
металлических изделий - 30%;
     производство машин и оборудования - 24%;
     производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 22%;
     производство пищевых  продуктов,  включая  напитки,  и  табака  -
14,6%.
     Усиливающаяся конкуренция   в    сферах   машиностроительной    и
приборостроительной продукции  как  на внешнем,  так  и на  внутреннем
рынках  еще  больше   стимулирует  предприятия  области  к   внедрению
инноваций, как продуктовых, так и технологических.
     Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции
промышленного комплекса  в  настоящее  время  составляет  12,1%,   что
существенно выше общероссийского показателя (в среднем - 5%), в то  же
время   рост    указанного   показателя   обеспечивается    отдельными
направлениями  производства  внутри видов  экономической  деятельности
промышленности   -   производство   холодильного   и   вентиляционного
оборудования  (удельный   вес  в  общем   объеме  отгрузки   продукции
инновационного    характера    -     50    -    55%),     производство
дорожно-строительной  техники  (10  -  15%),  производство   насосного
оборудования (5 - 7%), производство коммунальной техники (6 - 8%).
     Анализ динамики  инновационной   активности  свидетельствует   об
умеренном, но  устойчивом  росте интереса  промышленных предприятий  к
освоению  новых  технологий,  разработке  и  внедрению   инновационных
продуктов.
     Вместе с  тем   сопоставление  количества   инновационно-активных
субъектов  промышленной  деятельности  с  общим  числом   промышленных
предприятий  области   свидетельствует   о  недостаточной   активности
предприятий в сфере освоения новых технологий. В большей степени новые
технологии  производства и  разработка  новых (или  модернизированных)
видов  продукции   используются  крупными   экспортно-ориентированными
предприятиями и предприятиями, вынужденными конкурировать с  импортной
продукцией на российском рынке.
     Незначительное развитие инновационной деятельности в организациях
промышленности Орловской  области  связано  с  недостаточным   объемом
затрат   на   технологические  инновации   промышленных   предприятий.
Интенсивность   затрат   на  технологические   инновации   организаций
промышленного производства  Орловской  области в  2009 году  составила
1,5% (717,7 млн. рублей).
     Промышленные предприятия   Орловской  области   в   инновационной
деятельности делают упор на приобретение машин и оборудования, а не на
исследования  и   новые   разработки,  как   ведущие  мировые   фирмы,
производящие высокотехнологичную продукцию.  В 2009  году из 718  млн.
рублей затрат на технологические  инновации около 50%, или 357,2  млн.
рублей, составляют  затраты на  приобретение машин  и оборудования,  и
только  5% (34,7  млн.  рублей)  приходится  на исследования  и  новые
разработки.
     Приведенные данные   свидетельствует   о   недостаточном   уровне
инновационной деятельности промышленных  предприятий области. В то  же
время обеспечение  устойчивой конкурентоспособности  продукции как  на
внутреннем,   так  и   внешнем   рынке  невозможно   без   активизации
инновационных  процессов,  мотивируемых,  в  том  числе,   эффективной
государственной политикой.

 

                   2.1. Добыча полезных ископаемых

 

     По данным  геологоразведочных  исследований,  Орловская   область
располагает различными видами  полезных ископаемых: железными  рудами,
глинами   тугоплавкими   и  легкоплавкими,   трепелами,   минеральными
красками, цементным сырьем, строительными камнями, мелом, песками  для
строительных  работ  и  производства  силикатных  изделий,  глинами  и
суглинками  для  производства  минеральной  ваты.  Многие  из  них   в
настоящее время  промышленным способом не  разрабатываются и  являются
резервными.
     Известняки, пески  и  глины  имеют  разнообразное  применение   в
производстве  строительных  материалов.  Месторождения  известняков  и
доломитов (карбонат  кальция)  находятся практически  во всех  районах
области  и  используются   для  производства  обычного  бетона   марок
"100"-"400", для  строительства автодорог местного  значения. Пески  в
основном пригодны в качестве  мелкого заполнителя для обычного  бетона
марок  "150"  и  ниже.  Тугоплавкие  глины  Малоархангельского  района
применяются для  производства посуды,  облицовочной плитки,  черепицы,
канализационных труб и т.д.
     В недрах области содержатся: известняки, доломиты, каолин  (сырье
для  производства   фарфорофаянсовых   изделий  и   электротехнических
изделий), фосфориты, трепелы (запас - 57 млн. куб. м), торф.
     Суммарные запасы  Бутырского  месторождения  минеральных   красок
составляют  93  тысячи  тонн.  Месторождение  представлено  глинистыми
охрами желтого и коричневого цветов. Месторождение не эксплуатируется,
имеются перспективы увеличения запасов месторождения.
     Кроме отмеченных полезных  ископаемых, в  области имеются  запасы
бурого угля  в Болховском районе  (глубина залегания  35 - 40  метров,
мощность  пласта от  0,3  до  3,2  метра), фосфоритов  в  Дмитровском,
Болховском  и  Глазуновском  районах (толщина  пласта  до  0,4  метра,
содержание  фосфорного ангидрида  до  17%),  а также  торфа,  наиболее
крупные месторождения которого  находятся в Хотынецком и  Шаблыкинском
районах.
     На территории   Дмитровского,   Троснянского,   Глазуновского   и
Малоархангельского районов детально изучено месторождение  фосфоритов,
пригодных для производства фосфоритной муки.
     В последние  годы   орловскими   геологами  выявлено   Хотынецкое
месторождение    цеолитсодержащих    трепелов.    Это     единственное
месторождение в Европейской части России представляет собой совершенно
новый,  ценнейший  вид  горнохимического  сырья  с  широким   спектром
использования,  большим  спросом  на мировом  рынке  и  резким  ростом
добычи.   Запасы   месторождения    по   трем   изученным    участкам:
Образцовскому,  Богородицкому,  Воротынцевскому -  составляют  56  533
тысячи кубических метров.
     В Орловской области  расположена часть  пласта Курской  магнитной
аномалии, однако руда в нем труднодобываема и с небольшим  содержанием
железа.  Руда в  Дмитровском  районе залегает  на  глубине 180  -  260
метров, мощность  пласта составляет  от 2,5 до  19 метров,  содержание
железа в среднем около 58%. Месторождение имеет промышленное значение,
но в  настоящее время  не разрабатывается. Запасы  бурых железняков  в
Верховском  районе  по  геологическому строению  и  содержанию  железа
близки к липецким рудам: глубина залегания от 8 до 40 метров, мощность
пласта от 0,5 до 7 метров, содержание железа около 42%.
     Добычей полезных ископаемых в  регионе занимаются всего около  20
предприятий. Добывают в основном песок, щебень и гравий.
     В целях       устойчивого,      сбалансированного       развития

минерально-сырьевой базы  с  гарантированным обеспечением  потребности

экономики  Орловской   области   в  минеральных   и  водных   ресурсах

реализуется государственная программа Орловской области в сфере охраны

окружающей  среды, рационального  использования  природных ресурсов  и

экологической безопасности.    редакции   Закона  Орловской  области

от 13.10.2014 г. N 1669-ОЗ)
     Основными  задачами  подпрограммы в сфере геологического изучения

недр  и  воспроизводства  минерально-сырьевой  базы  Орловской области

указанной государственной программы Орловской областиы являются:    

редакции Закона Орловской области от 13.10.2014 г. N 1669-ОЗ)
      1) воспроизводство  минерально-сырьевых   ресурсов  и   ресурсов

подземных вод для обеспечения баланса "потребление - воспроизводство",

выявление  участков недр,  содержащих  привлекательные для  инвесторов

необщераспространенные виды полезных ископаемых; (В   редакции  Закона

Орловской области от 13.10.2014 г. N 1669-ОЗ)
      2) актуализация  и   подготовка  геологической  информации   для
поддержки управленческих решений и привлечения инвестиций;
      3) организация   государственного   мониторинга   за    опасными
природными явлениями  и загрязнением геологической  среды, контроль  и
охрана от загрязнения источников питьевого водоснабжения,  обеспечение
экологической безопасности населения.

 

                        2.2. Электроэнергетика
     Орловская энергосистема работает параллельно с Брянской, Курской,
Липецкой, Тульской  энергосистемами  и входит  в  состав  объединенной
энергосистемы (ОЭС) Центра.
     Протяженность линий   электропередачи  напряжением   110-220   кВ
составляет 1981,44 км (суммарная  длина ЛЭП указана территориально  по
Орловской области), количество подстанций 110  кВ и выше - 68  единиц,
общей трансформаторной мощностью 3024 МВА.
     Суммарная установленная    мощность   электростанций    Орловской
энергосистемы составляет 360 МВт.
     Генерирующие   компании:   филиал  ОАО  "Квадра"  -  "Центральная

генерация", ОАО "ГТ-ТЭЦ Энерго".   редакции Закона Орловской области

от 13.10.2014 г. N 1669-ОЗ)
     Крупнейшие электросетевые  компании:  филиал  ОАО  "ФСК  ЕЭС"   -
"Черноземное  ПМЭС", филиал  ОАО  "МРСК  Центра" -  "Орёлэнерго",  ОАО
"Орёлоблэнерго".
     Крупнейшая энергосбытовая  компания  -  гарантирующий  поставщик

электроэнергии: ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт".

 

                                                             Таблица 4

 

                Динамика потребления электроэнергии и
                  мощности Орловской энергосистемой
             (по данным филиала ОАО "СО ЕЭС" Курское РДУ)

 

|———————————————————————————|—————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————————|
|        Показатель         |   Единицы   |  2006   |  2007   |  2008   |  2009   |  2010 год   |
|                           |  измерения  |   год   |   год   |   год   |   год   |             |
|———————————————————————————|—————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————————|
| Электропотребление        | млн. кВт/ч  |  2887,9 |  2823,3 |  2768,8 |  2628,5 |      2694,5 |
|———————————————————————————|—————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————————|
| Максимум нагрузки         |     МВт     |   546,0 |   505,0 |   523,0 |   504,9 |       496,6 |
|———————————————————————————|—————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————————|

 

     В энергосистеме  Орловской области  можно  выделить три  основных
энергорайона: Ливенский, Орловский и Мценский. Орловская энергосистема
является дефицитной. Недостающую  мощность энергосистема принимает  от
смежных энергосистем.
     Общие проблемы энергосистемы:
     значительное количество  электросетевых  объектов  имеет  высокий
физический износ из-за превышения нормативного срока службы (более  40
лет - 60%) и требует реконструкции;
     требуется реконструкция  и  модернизация  общесистемных   средств
управления.
     Основные направления    развития   электроэнергетики    Орловской
области:
     ликвидация части изношенного  электросетевого оборудования  путем
реконструкции и технического перевооружения;
     строительство новых подстанций;
     строительство новых воздушных линий;
     наращивание собственных генерирующих мощностей;
     создание возможности    подключения    новых    потребителей    к
электрическим сетям.
     Для повышения надежности работы энергетических станций  Орловской
области перспективным направлением  является привлечение инвестиций  в
реконструкцию и техническое переоснащение электростанций с применением
современных, экологически чистых технологий, направленных на  снижение
себестоимости производства электрической и тепловой энергии.

 

                   3. Основные причины, являющиеся
             препятствием развитию промышленности области

 

     Приведенные показатели  отражают  текущее  состояние  и  динамику
развития промышленного  комплекса  Орловской области.  В дополнение  к
количественным показателям,  отражающим уровень  конкурентоспособности
промышленного сектора экономики Орловской области, необходимо отметить
сильные и  слабые стороны, оказывающие  воздействие на  промышленность
области.
     К сильным   сторонам,  определяющим   конкурентные   преимущества
области, относятся:
     развитая производственная база;
     наличие резервов производственных мощностей и площадей;
     интеграция крупных   промышленных   предприятий   в    российские
вертикально интегрированные холдинги.
     В дополнение к  конкурентным преимуществам промышленного  сектора
экономики следует добавить конкурентные преимущества Орловской области
в целом:
     высокий научный  и  образовательный потенциал  региона,  а  также
развитая инфраструктура сферы образования, повышения квалификации;
     развитая финансовая и банковская система региона, а также наличие
широкого спектра кредитно-финансовых услуг;
     готовая транспортная и энергетическая инфраструктура;
     удобное географическое  местоположение  региона  по  отношению  к
транспортным магистралям и крупным потребителям продукции;
     значительный инвестиционный  потенциал   и  действенная   система
государственной   поддержки   инвестиционной  деятельности   новых   и
действующих промышленных предприятий.
     Указанные конкурентные  преимущества   промышленного  сектора   и
экономики  в  целом  являются благоприятной  основой  для  дальнейшего
промышленного и инновационного развития промышленности региона.
     Среди основных  причин,  препятствующих  развитию  промышленности
области, выделяются причины, носящие общий характер на уровне региона,
а   также  причины   внутреннего   характера  (на   уровне   субъектов
промышленной деятельности).

 

                          3.1. Общие причины

 

     1. Недостаточный    уровень    менеджмента    и     маркетинговой
деятельности.
     2. Деятельность  ряда   организаций  промышленности  области   не
отвечает современным требованиям.
     3. Отсутствие  эффективной  стимулирующей  производство   системы
налоговых льгот.
     4. Острый   дефицит  высококвалифицированных   рабочих   массовых
профессий и инженерно-технических работников.
     5. Низкий  уровень  активности в  разработке  систем  менеджмента
качества  и,   как   следствие,  недостаточный   уровень  качества   и
конкурентоспособности продукции.
     6. Отсутствие    эффективной    региональной     производственной
кооперации, отвечающей интересам экономики области.
     7. Незащищенность   внутреннего   рынка  от   внешней   экспансии
продовольствия и потребительских товаров.
     8. Устаревание  и,  как следствие,  низкая  конкурентоспособность
продукции,  выпускаемой   рядом  промышленных  предприятий   Орловской
области,  вызванные,  с одной  стороны,  использованием  краткосрочных
стратегий  развития  предприятий   региона,  с  другой  -   неясностью
перспектив    развития    рынков    и    стратегических    направлений
государственной промышленной политики, а также невысокой инновационной
активностью.
     9. Производственно-технологическое  отставание  ряда  предприятий
области от конкурирующих  иностранных производителей. Данная  проблема
складывается  из  нескольких   факторов:  физический  (около  47%)   и
моральный  износ основных  фондов;  отсутствие долгосрочных  стратегий
развития промышленных предприятий; использование устаревших технологий
и оборудования.
     10.  Недостаточный  уровень  взаимодействия  между  предприятиями

региона, образовательными организациями высшего образования и научными

институтами, а также субъектами малого и среднего предпринимательства,

осуществляющими свою деятельность в сфере промышленного производства и

научных исследований.     редакции    Закона    Орловской    области

от 13.10.2014 г. N 1669-ОЗ)
     11. Недостаточное   вовлечение   субъектов  малого   и   среднего
предпринимательства  в  сферу  промышленного  производства.  Структура
малого и среднего  предпринимательства в основном представлена  сферой
торговли и услуг.  Субъектов промышленной  деятельности среди малых  и
средних предприятий  очень мало,  в  основном они  оказывают услуги  и
производят продукцию для крупных промышленных предприятий на  условиях
аутсорсинга.

 

                  3.2. Причины внутреннего характера

 

     1. Недостаточный уровень менеджмента и маркетинга.
     2. Слабая инвестиционная и инновационная активность.
     3. Низкий  уровень  активности в  разработке  систем  менеджмента
качества, конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции.
     4. Недостаточная эффективность производства.
     5. Отсутствие бизнес-планов  отдельных производств и  комплексных
бизнес-планов.
     6. Недостаток оборотных средств. Большая доля ресурсных затрат  в
себестоимости продукции.
     7. Дефицит высококвалифицированных  рабочих массовых профессий  и
инженерно-технических работников.
     8. Недостаточный уровень загрузки производственных мощностей.
     9. Высокая степень износа основных фондов, устаревшие  технологии
производства.

 

              4. Сущность промышленной политики области
                 и основные направления ее реализации
          4.1. Цель и основные задачи промышленной политики

 

     Стратегическая цель  промышленной  политики Орловской  области  -
создание благоприятных условий  для формирования устойчивого  развития
промышленного  комплекса  области, направленных  на  повышение  уровня
конкурентоспособности  субъектов промышленной  деятельности,  развитие
инновационной  инфраструктуры  и обеспечение  социальной  защищенности
работающих.
     Конкретные цели реализации промышленной политики:
     1) модернизация   и  диверсификация   промышленности,   повышение
конкурентоспособности  продукции  за  счет  стимулирования   процессов
технического перевооружения и реконструкции производств;
     2) оптимизация структуры  промышленности области,  стимулирование
создания  и  производства  конкурентоспособной  продукции,   внедрение
наукоемких и ресурсосберегающих технологий;
     3) инновационное,   научно-техническое  развитие   промышленности
области;
     4) формирование благоприятных условий для привлечения  инвестиций
и развития субъектов промышленной деятельности;
     5) обеспечение занятости, рост доходов, повышение качества  жизни
населения  области, устойчивое  формирование  доходной части  бюджетов
всех уровней и развития социальной сферы области.
     
     4.1.1. Важнейшие общие задачи промышленной политики области
     1. Создание    условий    для    нормального     функционирования
промышленности, обеспечение притока  инвестиций в важнейшие отрасли  и
проблемные организации.
     2. Значительное  ускорение  темпов  роста  объема   промышленного
производства.
     3.  Оптимизация  структуры  промышленности,  отвечающей  рыночным

отношениям   с   учетом   вступления   России  во  Всемирную  торговую

организацию.        редакции      Закона      Орловской      области

от 13.10.2014 г. N 1669-ОЗ)

 

               4.1.2. Основные задачи областного уровня
     1. Принятие  мер  к  улучшению  инвестиционной  привлекательности
области.
     2. Проведение мероприятий, направленных  на повышение качества  и
конкурентоспособности промышленной продукции.
     3. Содействие развитию региональной производственной  кооперации,
межрегиональных связей и международного сотрудничества.
     4. Содействие всем формам интеграции промышленного и  финансового
капитала.
     5. Обеспечение   финансовой   поддержки   науки   и    содействие
наращиванию научно-технического потенциала области.
     6. Организация  эффективного  взаимовыгодного  сотрудничества   с
собственниками  промышленных   организаций,  привлечение   эффективных
собственников.
     7. Организация  подготовки  и  переподготовки   квалифицированных
менеджеров.
     8. Поддержка  малого  предпринимательства в  сфере  материального
производства.
     9. Создание условий для повышения уровня занятости населения.

 

      4.1.3. Основные задачи на уровне промышленных организаций

 

     1. Поднимать роль и уровень менеджмента.
     2. Разработать стратегию развития предприятия.
     3. Определять собственную инвестиционную политику,  разрабатывать
инвестиционные бизнес-планы и привлекать инвесторов.
     4. Увеличивать объем выпуска ликвидной продукции.
     5. Повышать рентабельность производства.
     6. Повышать качество и конкурентоспособность продукции на  основе
использования  новейших   достижений  научно-технического   прогресса,
прогрессивных, ресурсосберегающих  и  экологически чистых  технологий,
инновационных проектов и ноу-хау.
     7. Расширять   производство    путем    освоения   новых    видов
конкурентоспособной,       наукоемкой,       импортозамещающей       и
экспортоориентированной продукции.
     8. Проводить  работу  по  модернизации  производства,  обновлению
основных фондов и повышению уровня их использования.
     9. Принимать      меры      по      обеспечению      производства
высококвалифицированными     рабочими     и     инженерно-техническими
работниками,  формировать трудовой  коллектив  и его  интеллектуальный
потенциал.
     10. Совершенствовать маркетинг, способный обеспечить  эффективный
сбыт и содействовать производству высоколиквидной продукции.
     11. Формировать   мотивационную    среду   с   целью    повышения
производительности и качества труда.
     12. Улучшать условия труда, увеличивать уровень его безопасности.
Повышать производственную и технологическую культуру.
     При решении задач  реализации промышленной  политики должны  быть
учтены наиболее важные ее аспекты.

 

          4.2. Инвестиционные аспекты промышленной политики

 

     Одной из первоочередных задач является создание реальных  условий
для  привлечения инвестиций,  для  чего на  промышленных  предприятиях
необходимо обеспечить:
     наличие квалифицированного менеджмента, бизнес-планов, отвечающих
общепринятому в мировой практике уровню;
     инвестиционную привлекательность   и  "прозрачность"   финансовой
деятельности предприятий;
     создание эффективных    и   надежных    механизмов    привлечения
инвестиций.
     Решение проблемы инвестиций  в промышленности,  с одной  стороны,
должно увязываться с задачами реконструкции организаций,  модернизации
и открытия  новых производств,  с другой -  с созданием  благоприятных
инвестиционных условий и механизма привлечения инвестиций в область  в
целом.
     В этой связи  перспективной задачей  является создание  механизма
привлечения  инвестиций  и   обеспечение  гарантий  их  возврата   для
инвесторов  путем  создания  источника гарантий  финансовых  рисков  в
рамках областного бюджета.
     С целью повышения инвестиционной привлекательности и  привлечения
инвестиций в  промышленность и  экономику области  в целом  необходимо
осуществить следующие мероприятия:
     модернизацию нормативной  правовой базы,  обеспечивающей  условия
для развития инвестиционной деятельности в Орловской области;
     разработку инвестиционного   паспорта  промышленных   организаций
области;
     создание банка данных о свободных промышленных площадях в области
с указанием существующей инфраструктуры (электроэнергия, газ, тепло- и
водоснабжение, подъездные пути, очистные  сооружения и т.д.),  которые
могут представлять собой готовый к инвестированию продукт;
     подготовку необходимой  справочной информации  об  инвестиционных
потребностях промышленных организаций области;
     обеспечение реализации   государственной   программы   Орловской

области в сфере развития предпринимательства и деловой активности.  

редакции Закона Орловской области от 13.10.2014 г. N 1669-ОЗ)

 

     4.3.  Научно-технические  и  инновационные  аспекты  промышленной
политики

 

     Основными направлениями научно-технической политики должны стать:
     1. Совершенствование       нормативно-правового       обеспечения
научно-технической и инновационной деятельности.
     2. Создание и развитие  коммерческих форм взаимодействия науки  и
производства с целью  превращения научно-технологических разработок  в
инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя  и
покупателя, и его реализации на рынке товаров и услуг.
     3. Формирование   приоритетов   инновационной   деятельности    в
промышленности.
     4. Совершенствование   системы   экономического   стимулирования,
способствующей  привлечению   инвестиций,  направленных  на   освоение
научно-технических достижений и создание новой продукции и технологий.
     5. Целевая  подготовка и  переподготовка  высококвалифицированных
специалистов по приоритетным направлениям науки и техники,  менеджеров
инновационной   деятельности  на   основе   базового  технического   и
экономического образования.

 

          4.4. Энергетические аспекты промышленной политики

 

     Энергетика во  многом   определяет   ситуацию  в   промышленности
области. Большая доля топливно-энергетических ресурсов в себестоимости
товарной продукции  является  одной из  главных причин  недостаточного
уровня  рентабельности  промышленных  организаций  и  низкой   ценовой
конкурентоспособности продукции.
     Для эффективной  реализации   промышленной  политики   необходима
координация усилий  заинтересованных  сторон. Правительству  Орловской
области  совместно  с промышленными  предприятиями  и  производителями
энергоресурсов   необходимо  принять   меры   по  энергосбережению   и
регулированию  тарифов  на  электроэнергию  исходя  из   экономической
целесообразности, а также отстаивать интересы области на  региональном
рынке электрической энергии.
     Кроме того, большего распространения требует практика  реализации
мероприятий в  сфере энергосбережения, предусматривающая  обязательные
энергетические  обследования  хозяйствующих субъектов  с  составлением
энергетических  паспортов предприятий,  лимитирование  энергоснабжения
бюджетных организаций по  тепловой и электрической энергии,  внедрение
энергосберегающего котельного оборудования, в том числе работающих  на
местных видах топлива, и эффективных теплоизолирующих материалов.
     Для разработки краткосрочной  и долгосрочной стратегий  повышения
энергетической   эффективности    промышленных   производств    каждой
организации     целесообразно     разрабатывать     свою     программу
энергосбережения.
     Для успешного и  комплексного  решения проблемы  энергоснабжения

области должно  быть обеспечено  выполнение государственной  программы

Орловской области в сфере энергоэффективности и развития энергетики.

(В редакции Закона Орловской области от 13.10.2014 г. N 1669-ОЗ)

 

           4.5. Экологические аспекты промышленной политики

 

     1. Решение текущих  социально-экономических  задач в  неразрывной
связи  с  осуществлением  адекватных   мер  по  защите  и   сохранению
окружающей среды, восстановлению природных ресурсов.
     2. Реализация закрепленного  в  Конституции Российской  Федерации
права  граждан  на  благоприятную  окружающую  среду  и  прав  будущих
поколений людей на пользование природным ресурсным потенциалом в целях
поддержания   устойчивого,  то   есть   экономически  эффективного   и
экологически безопасного, развития общества.
     Обеспечение экологической безопасности должно основываться:
     на экологически безопасном размещении производительных сил;
     экологически безопасном   развитии  промышленности,   энергетики,
транспорта, коммунального и сельского хозяйства;
     рациональном использовании   возобновляемых  и   невозобновляемых
природных ресурсов;
     расширенном использовании  вторичных ресурсов,  обезвреживании  и
надежном захоронении отходов экологически опасных производств;
     разработке и реализации природоохранных мероприятий.
     Одной из  главных  задач  является формирование  системы  мер  по
развитию   высокотехнологичных,  наукоемких   производств,   внедрению
экологически  чистых  и  природощадящих технологий.  При  этом  особое
внимание   необходимо   уделять  экологической   переориентации   всей
промышленности  с  учетом  рационального  использования  природных   и
энергетических  ресурсов,   экологической  безопасности   производства
продукции,  минимизации   возможного  загрязнения  окружающей   среды,
внедрения средств  автоматического контроля на  источниках выбросов  и
сбросов загрязняющих веществ.

 

            4.6. Социальные аспекты промышленной политики

 

     Социальными приоритетами промышленной политики области являются:
     1. Соблюдение трудового законодательства.
     2. Обеспечение условий для роста реальной заработной платы.
     3. Создание здоровых и безопасных условий труда на производстве.
     4. Оценка состояния и прогноз промышленной безопасности на основе
мониторинга ее информационного контроля.
     5. Содействие    занятости     населения,    развитие     системы
трудоустройства.
     6. Совершенствование   системы   профессионального   обучения   и
переподготовки   кадров   с  целью   повышения   конкурентоспособности
работников на рынке труда.
     Реализация указанных приоритетов предусматривается путем:
     заключения  Соглашения  между  Правительством  Орловской области,

Федерацией  профсоюзов  Орловской области и объединением работодателей

Орловской области; (В     редакции     Закона     Орловской    области

от 13.10.2014 г. N 1669-ОЗ)
     разработки и реализации  программы мер по  сохранению и  созданию
рабочих мест в Орловской области.

 

             4.7. Кадровые аспекты промышленной политики

 

     В качестве стимулирующих условий повышения  конкурентоспособности
и качества трудовых ресурсов промышленности предполагаются:
     формирование резерва   кадров   высшего   управленческого   звена
промышленности;
     введение  целевой  контрактной системы подготовки для обучающихся

образовательных  организаций  высшего  образования,  расположенных  на

территории   области,   гарантирующей   определенные   льготы  при  их

распределении на промышленные предприятия региона; (В  редакции Закона

Орловской области от 13.10.2014 г. N 1669-ОЗ)
     расширение  практики  заключения  трехсторонних  договоров  между

работодателями,   профессиональными   образовательными  организациями,

обучающимися   с   целью   организации   производственной  практики  и

гарантирования трудоустройства выпускников; (В     редакции     Закона

Орловской области от 13.10.2014 г. N 1669-ОЗ)
     создание центров интеграции науки, образования и промышленности.

 

             5. Меры и критерии государственной поддержки
                 субъектов промышленной деятельности

 

     Государственная поддержка  субъектов  промышленной  деятельности

должна  осуществляться  органами  государственной  власти  области   в

соответствии с Законом  Орловской области  "О промышленной политике  в

Орловской области", Законом Орловской области от 4 октября 2001 года N

215-ОЗ "О  поддержке инновационной деятельности  в Орловской  области"

(далее  -   Закон   Орловской  области     поддержке   инновационной

деятельности в  Орловской области"),  Законом Орловской  области от  6

октября 2009 года N 969-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной

деятельности в Орловской области" (далее - Закон Орловской области  

государственной  поддержке  инвестиционной  деятельности  в  Орловской

области"), иными нормативно-правовыми актами, а также определенными  в

настоящей Концепции критериями, приоритетами и условиями.   редакции

Закона Орловской области от 13.10.2014 г. N 1669-ОЗ)
     Необходима также     информационная    поддержка     промышленных
предприятий в  части  освещения вопросов  об  областной и  федеральной
промышленной политике,  проводимых  преобразованиях, оценках  товарных
рынков, реализуемых программах и т.д.
     Основными критериями   выбора   приоритетов  для   оказания   мер
государственной   поддержки   субъектам   промышленной    деятельности
являются:
     принадлежность промышленного  предприятия  к  приоритетным  видам
деятельности или приоритетным направлениям развития промышленности;
     эффективность использования    предоставляемых   средств    (срок
окупаемости бюджетных  затрат, рост налоговых  отчислений в  областной
бюджет,  повышение  производственно-экономических  показателей:   темп
роста  и  рентабельность  производства;  производительность  труда   и
заработная плата  работников;  себестоимость, конкурентоспособность  и
качество  продукции, освоение  выпуска  ее новых  видов,  сертификация
систем менеджмента  качества; модернизация  производства и  обновление
основных фондов и другие).

 

        6. Приоритеты развития промышленного комплекса области

 

     На период до 2020  года определены следующие приоритеты  развития
промышленности:
     1. В  сфере  качественных  изменений  приоритетными  в   развитии
промышленности являются перспективные направления деятельности:
     стимулирование энергосбережения   и   деятельности   промышленных
предприятий по созданию  энергоэффективных технологий, оборудования  и
приборов, а также удовлетворению потребительского рынка и потребностей
населения области;
     повышение эффективности использования производственных  мощностей
и ресурсов промышленных организаций;
     повышение качества и конкурентоспособности продукции;
     снижение себестоимости продукции;
     повышение уровня менеджмента организаций;
     развитие региональной производственной кооперации и  формирование
устойчивых производственных  и финансовых  связей между  организациями
области;
     развитие малого   и   среднего   предпринимательства   в    сфере
промышленности.
     2. По    видам    экономической    деятельности     приоритетными
направлениями развития промышленности являются:
     1) металлургическое   производство    и   производство    готовых
металлических изделий, в том числе производство: порошковой  сварочной
проволоки,  омедненной  и   белой  сварочной  проволоки,  изделий   из
чугунного литья;
     2) производство машин и  оборудования, в том числе  производство:
нефтеналивного  и   топливораздаточного   оборудования,  насосного   и
компрессорного оборудования, торгового холодильного оборудования;
     3) производство электрооборудования,  электронного и  оптического
оборудования,  в  том числе  производство:  биполярных  высоковольтных
приборов,  светодиодной   продукции,  приборов   и  оборудования   для
медицины, коммунально-бытовой сферы;
     4) производство транспортных средств и оборудования, в том  числе
производство:    дорожно-строительной    и    коммунальной    техники,
автомобильных компонентов;
     5) текстильное и швейное  производство, в том числе  производство
чулочно-носочных изделий;
     6) производство пищевых продуктов,  включая напитки, и табака,  в
том  числе  производство   продуктов  питания,  глубокая   переработка
сельскохозяйственного сырья;
     7) производство прочих  неметаллических минеральных продуктов,  в
том числе производство строительных материалов.
     3. По  экономическим   показателям  приоритетными   направлениями
развития промышленности являются:
     1) увеличение налогового потенциала;
     2 выпуск продукции, величина  спроса на которую имеет  стабильную
положительную динамику.
     4. По социальной значимости приоритетными направлениями  развития


Информация по документу
Читайте также