Расширенный поиск

Постановление Главы администрации Орловской области от 23.07.1996 № 408

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                      Утратил силу - Постановление
                                     Правительства Орловской области
                                          от 17.01.2013 г. N 2
     23 июля 1996 г.                                             N 408
     г. Орел


     Об утверждении   Основных   направлений  региональной  социальной
политики по улучшению положения детей в Орловской области до 2000 года
(областной план действий в интересах детей)


     В целях определения долгосрочной социальной политый по  улучшению
положения детей в Орловской области,  а также руководствуясь Всемирной
декларацией об обеспечении выживания,  защиты и развития детей в  90-е
годы и национальным планом действий в интересах детей, ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1. Утвердить   Основные   направления   региональной   социальной
политики  по  улучшению  положения  детей  в  областной  до  2000 года
(областной план действий в интересах детей).
     2. Местным  органам  самоуправления  руководствоваться  Основными
направлениями региональной социальной политики по улучшению  положения
детей в области до 2000 года (планом действий в интересах детей).
     3. Утвердить план мероприятий по  улучшению  положения  детей  на
1996 год.
     Поручить комитету  по  высшей  школе  и   народному   образованию
(Копылова  А.В.),  управлению  социальной  защиты  населения (Лабейкин
А.А.),  облздравотделу (Широков М.В.), управлению труда (Рожков А.А.),
областному   центру  занятости  населения  (Шведов  А.И.),  управлению
внутренних дел  (Савченко  И.П.),  управлению  юстиции  (Зенова  Т.Н.)
обеспечить  реализацию  Основных  направлений  региональной социальной
политики по улучшению положения детей в области и плана мероприятий по
улучшению положение детей на 1996 год.
     4. Финанстовому   управлению   (Курганников   В.Ф.)    обеспечить
приоритетное финансирование мероприятий по улучшению положения детей в
Орловской области в 1996 году в общих расходах ведомств.
     5. Администрациям  городов  и  районов  утвердить  мероприятия по
улучшению положения детей в городах и районах на 1996  г.  в  качестве
первого  этапа реализации Основных направлений региональной социальной
политики по улучшению положения детей в области до 2000 года.


     Глава администрации                                   Е.С. Строев




     Основные   направления   региональной   социальной   политики  по
улучшению  положения детей в Орловской области до 2000 года (областной
план действий в интересах детей)


                             ВВЕДЕНИЕ

     Ежегодные справки  о  положении  детей,   в   Орловской   области
характеризуют   снижение   практически  всех  параметров  общепринятых
стандартов  детства,  включая  материальное  обеспечение,  потребление
услуг здравоохранения,  образования (особенно в части дополнительного,
внешкольного и профессионального),  культуры  и  др.,  что  связано  с
увеличением  доли  населения,  оказавшейся  на  грани  или  за  чертой
бедности, заметным ослаблением инфраструктуры социальных отраслей.
     Признавая в связи с этим необходимость  определения  приоритетных
целей  и  задач  по  обеспечению выживания,  защиты и развития детей и
стратегии их реализации как на долгосрочный,  так и на текущий период,
а  также необходимость усиления социально-правовой защищенности детей,
обеспечения их конституционных прав на выживание,  защиту и  развитие,
ориентируясь  на  приоритет  общечеловеческих  ценностей и соотношение
Основных направлений региональной  социальной  политики  по  улучшению
положения   детей   в  Орловской  области  с  Основными  направлениями
социальной политики в интересах детей в Российской Федерации и  такими
международно-правовыми  актами  как  Конвенция  ООН о правах ребенка и
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей
в   90-е   годы,   разработаны   и  принимаются  Основные  направления
региональной  социальной  политики  по   улучшению   положения   детей
Орловской  области  до  2000  года  как  долгосрочная программа и план
мероприятий улучшения положения детей области на 1996 год  в  качестве
первого этапа реализации Основных направлений.
     Утвержденные Основные  направления  и  мероприятия  на  1996  год
являются  составной  частью социальной политики области и представляют
целостную   систему   мер   по    обеспечению    приоритетных    задач
жизнеобеспечения   детей   области.   Предполагается  также  ежегодное
утверждение мероприятий по реализации Национального плана  действий  в
интересах детей на территории области на соответствующий год.



     Основные  цели  и  задачи  региональной  социальной  политики  по
улучшению  положение детей в Орловской области до 2000 года


     Общая цель  региональной   социальной   политики   по   улучшению
положения  детей  в Орловской области состоит в преодолении нарастания
негативных тенденций и стабилизации положения детей, создании реальных
предпосылок     дальнейшего     положительной    динамики    процессов
жизнеобеспечения детей.
     Необходимость реализации  прав  детей  на полноценное физическое,
интеллектуальное,  духовное,  нравственное  и  социальное  развитие  в
соответствии    с   нормами   Конституции   Российской   Федерации   и
международными      обязательствами,      Основными      направлениями
государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ,
а так же конкретные проблемы современного положения  детей  обусловили
выбор   в   качестве   приоритетных   следующие  основные  направления
региональной  социальной  политики  по  улучшению  положения  детей  в
Орловской области:
     укрепление правовой защиты детства;
     поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;
     обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей;
     улучшение питания детей;
     обеспечение воспитания, образования и развития детей;
     поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
     Реализация Основных направлений региональной социальной  политики
по  улучшению  положения  детей  в  Орловской  области предусматривает
решение всех вышеназванных задач при  участии  администрации  городов,
районов,  поселков  и  сел,  ведомств  социальной  сферы,  нуждается в
широкой  пропаганде  в  средствах  массовой  информации  и   поддержке
населения области.

     3. Основные   направления   социальной   политики   по  улучшению
положения детей в Орловской области

     Укрепление правовой защиты детства

     Цели, задачи и меры

     Закрепление прав детей во  всех  сферах  их  жизнедеятельности  в
соответствии   с   требованиями   Конвенции   ООН  о  правах  ребенка,
Конституцией Российской Федерации является основной  целью  в  области
правовой защиты детства.
     Для достижения  поставленной  цели  необходимо  решить  следующие
задачи:
     предоставить распространение любых форм  эксплуатации,  жестокого
обращения   с   детьми,   обеспечить   их   защиту  от  физического  и
психологического насилия;
     обеспечить правовое  регулирование  защиты  детей,  находящихся в
особо  трудных  условиях  (в   том   числе   пострадавших   вследствие
вооруженных   конфликтов,   экологических   и   природных  бедствий  и
катастроф, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев);
     установить гарантии  по  обеспечению  прав  несовершеннолетних  в
процессе их трудоустройства в новых экономических условиях,  защите их
от эксплуатации со стороны работодателей, охране их труда.


     3.2. Поддержка  семьи  как  естественной  среды  жизнеобеспечения
детей

     Обобщенная оценка состояния проблемы в Орловской области

     95,2 % всех детей или 199,7 тысяч человек области воспитываются в
семьях,  причем  27  %  семей  с детьми и неполные.  Около трети детей
являются единственным ребенком в семье,  14  %  растут  в  многодетных
семьях с тремя и более детьми.
     Перемены, происходящие в экономике,  политике,  культурной  жизни
области  в  течение  последних лет,  оказывают значительное влияние на
семью как естественную основу жизнеобеспечения детей. Возник целый ряд
серьезных проблем во всех областях жизнедеятельности семьи.  Сложилось
острое  противоречие  между   необходимостью   обеспечить   нормальную
жизнедеятельность   и   развитие   каждого   ребенка  с  неадекватными
экономическими возможностями большинства семей.
     По итогам     второго    этапа    мониторингового    обследования
социальноэкономического       потенциала        семей        различных
социально-демографических типов, проведенного в 1995 году  управлением
соцзащиты под руководством ВНИКа Минсоцзащиты России  "Территориальные
социальные службы" число обеспеченных граждан за 1994 качало 1995 года
сократилось в 9,4 раза,  а социальная группа малоимущих выросла в  2,7
раза и составляет 76,8 % населения области. Повышение уровня бедности,
в основном произошло за счет резкого обеднения городского населения  и
наблюдается  по всем без исключения демографическим и социальным типам
семей. Преимущественную долю среди бедных семей (70 %)составляют семьи
с детьми или 101,5 тыс. семей.
     Низкие доходы семей с детьми являются  непосредственной  причиной
недостаточного  по качеству,  а в 8,8 %  семей для 12 тыс.  детей и по
количеству  питания,  проведение  некачественного  лечения,   снижения
потребления  услуг  в  сфере образования,  слабой организации досуга и
отдыха во время каникул,  зрелищных, культурных мероприятий для детей,
особенно  в связи с коммерциализацией деятельности культурно-досуговых
учреждений и ростом цен на их услуги.
     Полномасштабное решение  вопросов материального положения семей с
детьми  лежит  в  русле  макроэкономической  политики,   трансформации
распределительных и производственных отношений в обществе.  В их числе
реформа оплаты труда,  социального обеспечения,  становление института
частной  собственности  и  развитие предпринимательства.  Вместе с тем
должен быть  выделен  и  реализован  блок  социальных  задач,  решение
которых  необходимо для обеспечения нормального развития детей,  в том
числе потребления социальных благ и услуг.
     Важной проблемой    семьи    является    полноценная   реализация
воспитательной функции.  У родителей остается все меньше  времени  для
воспитания  детей  в  связи с необходимостью дополнительной работы для
обеспечения потребностей семьи,  а также возвращением в  семью  многих
видов   работ,   ранее   выполнявшихся   сферой   услуг.  Существующее
законодательство о льготных режимах работы для  женщин,  воспитывающих
детей,   практически   не   действуют,   вступая   в   противоречие  с
экономическими интересами работодателей и самой работницы.
     В настоящее  время  из  9744  зарегистрированных безработных  18%
составляют   женщины-матери   несовершеннолетних   детей.   Отцы,   за
исключением тех,  кто воспитывает ребенка без матери,  права на такого
рода льготы не имеют вообще.
     Серьезного внимания  требует  также  повышение  педагогической  и
психологической культуры родителей.
     В сложной  социально-психологической  ситуации оказываются дети в
семьях, находящихся на грани развода, в тех семьях, где родители ведут
аморальный  образ  жизни.  В  области  ежегодно  с  одним из родителей
вследствие разводов остается 3,2 тысячи детей,  4,2 тысячи детей живут
в  семьях  алкоголиков,  1,7  тысяч  в семьях осужденных родителей.  В
результате  нарушаются  психологические   связи   между   ребенком   и
родителями,  что  приводит  к  уходу детей из семьи,  их невротизации,
суицидальным проявлениям,  росту  безнадзорности  детей  и  влияет  на
криминализацию подростковой среды.
     Особого внимания требуют проблемы дошкольного  воспитания  детей.
Сочетание  семейного и общественного воспитания наиболее соответствует
целям всестороннего развития ребенка.
     В настоящее   время   все   больше   ограничивается   возможность
использования семей детских дошкольных учреждений. В г. Орле 250 семей
стоят на очереди на определение детей в детские дошкольные учреждения.
Это связано с сокращением числа таких учреждений (за 1994 год их число
сократилось  на  125  единиц)  и  возросшей платой за содержание в них
детей.  Это является одной из  причин,  вынуждающих  женщин  оставлять
место  работы  и  влияющих  на  сокращение  дохода семьи.  Кроме того,
длительные перерывы  в  работе  влияют  на  трудоустройство  женщин  в
будущем, понижая их конкурентоспособность на рынке труда.
     В области 1773 женщин, имеющих детей дошкольного возраста состоят
на учете служб занятости. Задача сохранения и развития системы детских
дошкольных учреждений остается чрезвычайно актуальной. Однако сама эта
система  должна претерпеть существенные изменения и ориентироваться на
расширение  видов  представляемых  услуг,  форм  организации  ухода  и
присмотра  за  детьми,  повышение  их  качества,  в  том числе,  через
учреждения социальной помощи семье и детям.
     В области   растет  число  детей-сирот  и  детей,  лишившихся  по
различным  причинам  родительского  попечения,   воспитывающихся   вне
семейной среды в специальных воспитательных учреждений.  На 01.01.1996
г.  их насчитывается 1050.  Необходимо планомерно предпринимать усилия
по изменению сложившейся практики жизнеустройства этих детей, развития
новых форм и процедуры передачи их на воспитание в семьи.

     Обобщенная оценка    государственных    мер    с   точки   зрения
достаточности.
     В соответствии  с  Конституцией Российской Федерации,  концепцией
государственной семейной политики,  утвержденной Правительством, семья
находится  под  защитой государства.  Принимаются меры по установлению
приоритета интересов детей при проведении социальной политики. Введена
система  единых  государственных  социальных  пособий семьям,  имеющим
детей.  Интересы семей с детьми учитываются в пенсионном  обеспечении,
социальном  страховании,  при наступлении безработицы.  Осуществляется
социальная поддержка семей с детьми  в  рамках  областной  комплексной
программы "Семья". Началось развитие системы социального обслуживания,
создание сети социальных  учреждений  по  оказанию  социальной  помощи
семьям      и      детям,      в     тем     числе:     предоставление
консультативнопсихологической,               психолого-педагогической,
реабилитационной  помощи  семье  и детям,  подготовка профессиональных
кадров социальных работников и социальных педагогов. В настоящее время
на  территории  области  действуют  27  специализированных  учреждений
социальной помощи семье и детям,  в 1996 году планируется открыть  еще
11  таких учреждений и структур.  За 1995 год ими было обслужено 21440
детей и 12260 семей.
     Вместе с   тем   совместные   усилия  семьи  и  государства  пока
недостаточны для обеспечения каждое ребенку уровня жизни, необходимого
для   его   полноценного  физического,  интеллектуального,  духовного,
нравственного и социального развития.

     Цели, задачи и меры

     Основная цель в области поддержки семьи  как  естественной  сферы
развития детей - обеспечить экономическими,  социальными,  правовыми и
административными мерами право детей на жизнь в семье.
     Поддержку возможностей   по   воспитанию   и   содержанию  детей,
улучшение семейного образа жизни.
     Это предполагает   последовательное   развитие  семьи  на  основе
самообеспечения,   совмещения   трудовой   деятельности   и   семейных
обязанностей  с  личными  интересами каждого человека,  стимулирование
роста реальных доходов семьи,  а  также  дальнейшее  развитие  системы
основных   социальных  гарантий  для  семей  с  детьми,  содействие  в
поддержании  благоприятного  психологического  климата   в   семье   и
выполнении воспитательных функций.
     Областная Дума,   администрация   области   ориентируют    органы
исполнительной  власти на местах на поддержку и развитие промышленного
и сельскохозяйственного  производства  с  учетом  новой  экономической
ситуации,  содействие предпринимательству,  малому и среднему бизнесу,
фермерству  на  реализацию   Указов   Президента   РФ,   постановлений
Правительства, составляющих законодательную базу решения этих проблем.
     Рекомендуют создавать  условия,  позволяющие   семье   обеспечить
достаточный  для  нормального  развития  ребенка  - уровень доходов на
основе трудовой деятельности родителей:
     обеспечивать реализацию   государственных   социальных   гарантий
поддержки  уровня  благосостояния  семей   с   детьми   лишенными   по
объективным  причинам  (в случаях нетрудоспособности родителей высокой
иждивенческой нагрузки и др.  причин) средств для создания  нормальных
условий развития и воспитания детей;
     сохранять семейную среду  и  создавать  ее  для  детей,  лишенных
попечения  родителей,  как  наиболее  гуманную  и результативную форму
воспитания подрастающего поколения;
     содействовать семьям в реализации ее воспитательной функции.
     Решение поставленных задач требует поэтапной реализации следующих
мер:
     совершенствование систем оплаты труда,  налогооблажения граждан с
учетом  иждивенческой  нагрузки;  поддержка  усилий  семьи в получении
дополнительных   доходов   (от   дополнительной   занятости,   личного
подсобного,   дачного   хозяйства,   сбережений   и   ценных   бумаг);
экономическая,  правовая  и  информационная  поддержка  становления  и
развития малого семейного бизнеса, фермерских хозяйств; предоставление
различных видов кредитов семьям с детьми.
     При безусловной приоритетности этих мер осуществление их возможно
с наступлением финансовой стабилизации и началом экономического роста;
     предоставление пособия  на  каждого  ребенка  на  базовом  уровне
независимо от доходов семьи;  учет интересов детей при развитии систем
социального и медицинского страхования; проведение пенсионной реформы;
формирование   адекватных   новым   социально-экономическим   условиям
гарантий   алиментного   обеспечения   детей  при  разводе  родителей;
разработка и  внедрение  основных  социальных  нормативов  обеспечения
детей   услугами   систем   образования,   здравоохранения,  культуры,
обеспечение  доступности  предусмотренных  гарантий;   в   том   числе
предоставление   семьям  частичной  компенсации  расходов  в  связи  с
обучением детей,  летним оздоровительным  отдыхом,  проездом  детей  к
месту  отдыха  на  время  школьных  каникул или на санаторно-курортное
лечение;  создание системы прямой денежной и натуральной помощь бедным
семьям с несовершеннолетними детьми,  дифференцированной в зависимости
от условий жизни;
     обеспечение для  взрослых членов семьи возможностей рационального
сочетания экономической активности и семейных обязанностей  (поэтапное
распространение  на  мужчин  в  перспективе  прав  на  льготные режимы
занятости в связи с выполнением семейных обязанностей);
     содействие в обеспечении прав родителей на удобные для них режимы
труда,  создание условий  белее  равномерного  распределения  семейных
обязанностей между членами семьи,  включая насыщение бытовой техникой,
развитие сферы бытовых услуг, расширение и совершенствование различных
форм   просвещения   родителей  по  вопросам  воспитания,  культурного
развития и  сохранения  здоровья  детей,  обеспечение  соответствующей
доступной  литературой  родителей,  разработка  и  реализация программ
подготовки молодежи к  семейной  жизни,  в  том  числе  через  систему
образования,    здравоохранения,    социальной    защиты,   реализации
современной концепции развития дошкольных учреждений и  иных  форм  по
обеспечению  ухода  и  присмотра  за  детьми;  поддержка  сохранения и
развития  системы  дошкольного  воспитания,  разнообразных  ее   форм,
исполняющих семейное воспитание;
     развитие сети учреждений социального  обслуживания  для  семей  с
несовершеннолетними детьми по различным вопросам воспитания и ухода за
ребенком,   развитие    системы    социальной,    психологической    и
педагогической помощи родителям и детям;
     осуществление комплекса мер по  устранению  и  смягчению  причин,
ведущих    к    помещению   детей   на   государственное   обеспечение
(профилактическая работа  с  родителями,  ведущими  асоциальный  образ
жизни,  профилактика отказов от детей, прежде всего несовершеннолетних
матерей);  развитие новых форм и совершенствование процедуры  передачи
детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  на воспитание в семью,
обеспечение        социально-экономической,         правовой         и
психологопедагогической   поддержки   семей,   принимающих   детей  на
воспитание;
     организационное обеспечение  политики  поддержки  семьи  с детьми
путем активизации работы межведомственных комиссий по вопросам семьи и
детей  на всех уровнях администраций области,  развития службы семьи и
детства,  а  также  проведения  мониторинга   социально-экономического
потенциала  семьи,  положения  детей  в семьях разного типа,  в первую
очередь, в семьях повышенного социального риска;
     разработка методологии   и   механизмов  экспертизы,  принимаемых
органами законодательной и  исполнительной  власти  решений,  с  точки
зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи;
     расширение подготовки   и   переподготовки   кадров    социальных
работников   и  иных  специалистов  (психологов,  педагогов,  юристов,
врачей) для работы с семьей.


     УЛУЧШЕНИЕ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

     Обобщенная оценка состояния проблемы

     Общее состояние   питания   детей   в   области   характеризуется
ухудшением  его  структуры.  Питание имеет углеводистую направленность
при снижении потребления необходимых для роста и  развития  продуктов,
богатых белками, витаминами, минеральными веществами.
     Практически не проводится витаминизация детского питания.
     Из-за отсутствия    помещений    в    18,9   %   школ   (сельские
малокомплектные, начальные) учащиеся не получают полноценного питания.
Критическая   ситуация   складывается   по   улучшению   и  укреплению
материально-технической  базы  пищеблоков   детских   и   подростковых
учреждений,  обеспечению  технологическим и холодильным оборудованием,
его своевременному ремонту.
     Не обеспечивается безопасность продуктов питания из-за отсутствия
экологически  чистого  сырья,   несовершенных   условий   доставки   и
реализации продуктов.  42,3 %  школьных столовых работают на сырье без
необходимых условий для соблюдения санитарных норм и правил.
     Одной из  причин  отклонений  от  принципов рационального питания
является низкая квалификация  кадров  поваров  в  сельской  местности,
уровень общей санитарной культуры населения.
     Правильная организация   питания   в   детских   и   подростковых
учреждениях  50  -  60  %  может  удовлетворить  потребность  детей  в
необходимых веществах и предотвратить  возможность  их  недостаточного
потребления в домашних условиях.
     Качество питания непосредственно отражается  на  здоровье  детей.
Среди   детей   и   подростков  отмечается  рост  заболеваний  органов
пищеварения,  кишечных   инфекций,   алиментарно-зависимых   состояний
(анемия, нарушение обмена веществ и иммунитета).

     ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕРЫ

     Для обеспечения  детей  области  полноценным  питанием необходимо
решить следующие задачи:
     1) обеспечить  сбалансированным  питанием  детей в организованных
коллективах;
     2) укрепить  материальную  базу  столовых  детских и подростковых
учреждений, оснастить их современным технологическим оборудованием;
     3) проводить профилактическую витаминизацию детского населения;
     4) развивать сферу производства продуктов детского питания;
     5) обеспечить качество и безопасность продуктов детского питания;
     6) проводить  гигиеническое  воспитание  и   обучение   населения
принципам   рационального   питания,  обеспечить  столовые  детских  и
подростковых учреждений квалифицированными кадрами.
     Для выполнения поставленных задач необходима реализация следующих
мер:
     1. Обеспечение    бесперебойного   снабжения   продовольственными
товарами  гарантированного  качества  столовых  детских   подростковых
учреждений, исходя из утвержденных норм питания.
     2. Организация 3 разового питания для детей 6-летноего  возраста,
диетического питания в общеобразовательных школах.
     3. Строительство пристроек к пищеблокам 24 школ области:

Район                        Местонахождение школы
Болховский                   1, 2 г. Болхов, Октябрьская
Верховский                   Пеньшинская, КСП "Заря"
Дмитровский                  Столбищенская
3алегощенский                2 п. Залегощь, Березовская
Краснозоренский              Краснозоренская, Малиновская
Мценский                     3, 4 г. Мценск
Малоархангельский            2 г. Малоархангельск
Новодеревеньковский          Судбищенская
Покровский                   Внуковская, Озерновская
Свердловский                 Змиевская неполная средняя
Урицкий                      1 п. Нарышкино
Хотынецкий                   п. Жудро

     4. Организация,  питания на базе столовых сельхозпредприятий, для
учащихся  школ,   не   имеющих   своих   помещений   и   коммунального
благоустройства.
     5. Обеспечение централизованного снабжения детских и подростковых
учреждений технологическим и холодильным оборудованием.
     6. Закрепление  хозяйств,  специализирующихся   на   производстве
экологически частой продукции для детских и подростковых учреждений.
     7. Определение    специализированных    продовольственных    баз,
магазинов  в  районах  для  организации  кольцевого завоза продуктов в
детские и подростковые учреждения.
     8. Обеспечение  регулярной  профилактической  витаминизации детей
дошкольного и школьного возраста поливитаманами (из расчета по 1 драже
в день с ноября по март).
     9. Строительство цеха детского питания в г. Орле.
     10. Введение  в эксплуатацию детских молочных кухонь в Орловском,
Сосковском,  Троснянском,  Краснозоренском,  Шаблыкинском,  Должанском
районах.
     11. Для внедрения современных методов лабораторного  контроля  за
качеством   продуктов  питания  для  детей  оснащение  аккредитованной
лаборатории ЦГСЭН в Орловской области прибором "Бак-трак-4100".
     12. Комплектация столовых детских и подростковых учреждений.
     13. Использование  средств  массовой  информации  для   освещения
вопросов по рациональному питанию детей и подростков.
     14. Подготовка сборника нормативной документации  по  организации
питания для детских и подростковых учреждений.
     15. Обеспечить  питание  детей  и  подростков  в  образовательных
учреждениях области по установленным натуральным нормам.
     16. Продолжить практику организации бесплатного питания  учащихся
всех  общеобразовательных  школ  области,  а также средних специальных
учебных заведений,  расположенных в  зоне  с  правом  на  отселение  и
льготным социально-экономическим статусом.
     17. Организовать дополнительное питание  для  12  тыс.  детей  из
малообеспеченных  семей,  где среднедушевой доход не превышает размера
минимальной  заработной  платы,  как  посредством  выдачи  продуктовых
наборов, так организацией горячего питания.
     Обеспечить выполнение  санитарных  правил  и  гигиенических  норм
государственных    стандартов,    получение   столовыми   и   буфетами
общеобразовательных  учреждений   всех   типов   экологически   чистых
продуктов питания.
     Провести учебу  организаторов  детского  питания  по  организации
питания в детских садах и школах и порядку его финансирования.

     Обеспечение воспитания, образования и развития детей.

     Оценка состояния проблемы

     Благополучие детей неразрывно  связано  с  созданием  необходимых
условий для их воспитания, образования и развития.
     На начало 1995-1996 учебного года в  дневных  общеобразовательных
школах  обучалось  119968 человек (в 1994-1995 учебном году - 117154).
Развивается дифференцированная  образовательная  система,  формируется
многовариантная школа.  Процесс развития может продолжается достаточно
долго,  многовариантная система  образования  становится  реальностью.
Развивается сеть дошкольных учреждений разных типов.  Она включает 450
дошкольных учреждений,  в том числе:  10 микрорайонных центров  разных
направлений,  13 учебно-воспитательных комплексов "Детский сад-школа",
12 специализированных детских садов для детей,  имеющих  недостатки  в
физическом  и  психическом развитии,  89 групп для ослабленных и часто
болеющих детей, 75 групп для детей с отклонениями в развитии.
     Из 643 школ в 40 (с охватом 867 детей) осуществляется углубленное
изучение  отдельных   учебных   предметов,   11   школ   работают   по
гимназическим и лицейским программам.
     На многоуровневую  систему  профессиональной  подготовки  перешли
педагогические коллективы и профессионально-технические училища.
     В системе различных  государственных  и  общественных  институтов
воспитания  детская  организация  имеет важную роль в создании условий
для  активной  социализации  личности  ребенка.  Среди  ряда   детских
общественных  объединений  Орловской  области  особое  место  занимает
областная пионерская организация "Орлята", как наиболее многочисленная
(20.000   человек)   и  активно  функционирующая  (в  деятельности  ее
реализуется более 20 областных и районных авторских программ).
     Однако остается    острой    проблема    отсева    учащихся    из
общеобразовательных школ.
     В течение  1995  года  из  школ  ушло 227 подростков,  из них 135
перешли в профессиональные училища  до  завершения  учебы  в  основной
школе.  Органами  образования  принято  ряд  мер по сокращению отсева.
Создана  сеть  классов  компенсирующего  обучения,  в   них   -   1425
школьников,   разрабатываются   новые   формы  учета  детей  школьного
возраста,  соответствующие социальной ситуации.  Например, учитываются
дети   7-летнего  возраста,  не  посещающие  дошкольные  учреждения  и
нуждающиеся  в   дополнительной   помощи   дефектологов,   психологов,
логопедов и других специалистов для подготовки их к школе.
     Органы управления образованием находят возможность поддержать  те
микрорайонные  школы,  которые работают  с  наиболее  сложным составом
учащихся  и   которые   наиболее   успешно   решают   задачи   по   их
социальнопедагогической защите.
     Так, в Заводском районе г.  Орла нашли поддержку школа N 17,  где
функционирует   экспериментальная  площадка  "Классный  воспитатель  в
воспитательной  системе  школы"  и  школа  N  42  для  детей,  имеющих
недостатки в физическом и умственном развитии.
     В системе   образования   работают   11   центров   и   кабинетов
социальнопсихолого-педагогической      помощи,      59      учреждений
дополнительного образования, 33 спортивных школы (клуба), 119 филиалов
спортивных  школ и клубов на базе сельских школ,  в 225 школах введены
дополнительные уроки физкультуры.
     Смысл создания многовариантной системы образования - формирование
условий для достижения успехов в  образовательной  деятельности  всеми
детьми  и  подростками,  для  успешной  педагогической деятельности по
формированию личности каждого ученика, каждого воспитанника.
     Вместе с  тем,  из-за  недостатка учебных помещений в 1995 - 1996
учебном году 24737 учащихся обучаются во вторую смену и 79 - в третью.
     Сокращено финансирование  строительства,  ремонта и реконструкции
общеобразовательных учреждений всех типов.
     Ввод в действие ученических мест уменьшился с 2217 в 1993 году до
1284 в 1995 году,  а 57 зданий  общеобразовательных  школ  в  сельской
местности находятся в аварийном и ветхом состоянии.
     В течение 3 последних лет не введено в действие ни  одно  детское
дошкольное учреждение.  Более того, за последние 5 лет сеть дошкольных
учреждений сократилась на 125 единиц иди на 20,6 %.
     Охват дошкольными учреждениями снизился с 57,5 % до 46,6 %.
     В целях сохранения  сети  дошкольных  учреждений,  администрацией
области   принят   ряд   распоряжений,   запрещающих   их  закрытие  и
перепрофилирование.  На бюджет местных органов управления образованием
принято 115 ведомственных дошкольных учреждений.
     Летом 1995 года более 36000  детей  и  подростков  были  охвачены
оздоровительными мероприятиями. Это - столько же, сколько в 1994 году,
но по сравнению с  1993  годом  число  отдохнувших  в  оздоровительных
лагерях сократилось на 6 %.
     В связи с постоянно происходящим увеличением стоимости путевок  и
транспортных  расходов  на  оплату  проезда к месту отдыха,  областной
администрацией,  местными  органими  власти,  профсоюзными  комитетами
принимаются  дополнительные  меры  по  обеспечению доступности летнего
отдыха.
     Все более  очевидной  становится  необходимость  создания системы
социально-педагогической защиты  детей,  их  жизни,  здоровья,  личной
безопасности, права наь поддержку в кризисной ситуации.
     В 1995 году зарегистрировано  57  несчастных  случаев  с  детьми,
происшедших   во   внеурочное   время  и  2  -  в  общеобразовательных
учреждениях при проведении школьных мероприятий.
     Нельзя признать  положительным  подмену  углубленного  медосмотра
врачами-специалистами    так    называемым    "скрининговым    методом
обследования"  состояния  здоровья  детей.  Это  обследование  не дает
реальных показателей.
     Психологические мониторинги,   проведенные   в   1993-1995  годах
кафедрой психологии ОГПУ,  областной службой социально-психологической
помощи  детям,  их  родителям и учителям,  сотрудниками Международного
университета семьи и ребенка им.  Р. Валденберга, показали тенденцию к
ухудшению ряда значимых показателей психического здоровья дошкольников
и  младших  школьников,  проживающих   на   территории,   загрязненных
радионуклидами.
     За прошедший год 167 подростков -  учащихся  школ  совершили  281
преступление.
     Выявлено детей и подростков,  оставшихся без попечения  родителей
613  человек,  в  том  числе  в  возрасте  до 7 лет;  257 (в 1994 году
соответственно  -  210,206).  Отобрано  детей  у  родителей,  лишенных
родительских прав,  116 и у родителей без лишения родительских прав 58
(в 1993 году соответственно 50 и 36).
     А настоящее   время   1285   детей   находятся   под   опекой   и
попечительством,  1768  -  на   усыновлении,   696   воспитываются   в
общеобразовательных школах-интернатах, из них 306 детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,  310 - в детских домах,  1704 -  в
школах  и  школах-интернатах  для  детей  с  проблемами в физическом и
психическом  развитии,  в  том  числе  263  -  детей-сирот  и   детей,
оставшихся без попечения родителей.
     За последние  3  года  возросло  почти  на  1000  человек   число
детейинвалидов.  Из числа детей-инвалидов,  находящихся в семьях,  805
учатся в общеобразовательных школах,  192 на дому, 419 не учатся нигде
(по  причине  нарушения интеллекта),  754 - дошкольники,  106 учатся в
специализированных школах.
     В результате     принятых     мер    Правительством,    областной
администрацией,   значительно   улучшилось    воспитание,    обучение,
материальное   обеспечение   детей-сирот,   оставшихся  без  попечения
родителей,  и детей-инвалидов.  Однако  эти  дети,  их  семьи  требуют
дальнейшей   социальной   поддержки,   улучшения   условий  социальной
адаптации и реабилитации.
     Исходя из  сложившейся  ситуации,  тенденций развития школы можно
выделить  следующие  направления  социальной  политики  по   улучшению
положения детей в области до 2000 года:
     обеспечение социальных и педагогических гарантий прав личности на
образование;
     повышение качества  образования  на  основе  перехода  на   новые
образовательные стандарты;
     гарантированное обеспечение образовательных учреждений ресурсами,
достаточными для решения двух предыдущих проблем;
     формирование сети   дошкольных   учреждений,   школ    (классов),
учреждений  дополнительного образования в соответствии с потребностями
семьи,  расширение на  их  базе  сети  дополнительных  образовательных
услуг.

     VI. ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ОСОБО ТРУДНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

     I. Обобщенная обстановка состояния проблемы

     К группе  детей,  находящихся  в  особо  трудных обстоятельствах,
относятся следующие категории детей:
     дети-сироты и бездомные дети;
     дети-инвалиды;
     дети-беженцы;
     дети-жертвы вооруженных    конфликтов,    стихийных     бедствий,
техногенных катастроф;
     дети, подвергшиеся   насилию,    вовлеченные    в    проституцию,
потребление алкоголя и наркотиков;
     дети-несовершеннолетние правонарушители и преступники.
     В Орловской  области  за  последние  пять  лет  наблюдается  рост
количества детей вышеназванных категорий.  В  1995  году  учтены  1047
детей-сирот и детей, лишившихся опеки родителей, в возрасте до 18 лет.
     Численность детей-инвалидов в возрасте до 16 лет достигла к концу
1995 года 2,4 тыс.  человек,  150 тыс. детей проживают на радиоактивно
загрязненных территориях.
     На конец  1995  года  почти  2  тыс.  детей явились членами семей
беженцев и вынужденных переселенцев.  Их число значительно возросло  в
связи с вооруженным конфликтом в Чеченской республике.
     Число совершивших преступления подростков в возрасте 14 - 17  лет
увеличилось  в  1995 г.  по сравнению с 1990 годом в 1,5 раза.  Каждый
четвертый подросток совершил  преступление  в  состоянии  алкогольного
опьянения.
     Быстрое изменение социальных стереотипов, трансформация моральных
ценностей,  в совокупности с объективно ухудшившимися условиями, жизни
большинства населения ведут  к  росту  психоэмоциональных  перегрузок,
усилению   кризисных  явлений  в  семье  и  способствуют  формированию
следующих негативных тенденций:
     резкому росту социальной адаптации детей,  ранней алкоголизации и
наркомании, аморальному поведению, противоправным действиям;
     возрождению детской безнадзорности как социального явления;
     обострению проблем социального сиротства;
     угрожающему росту детской и подростковой преступности;
     увеличению количества   детей,   ставших   жертвами   преступного
посягательства, эксплуатации и сексуального насилия.

     II. ОБОБЩЕННАЯ  ОЦЕНКА РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕР ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ
ПРОБЛЕМАМИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ ДОСТАТОЧНОСТИ

     В общественном  мнении  жителей  Орловской  области  сформировано
понимание  значимости  проблемы  и  необходимости  принятия  мер по ее
решению.
     Принять ряд  законодательных  актов,  предусматривающих  оказание
помощи семье, предпринимаются шаги по развитию специального обучения и
воспитания  детей с аномалиями в развитии,  расширению возможностей их
трудоустройства,   совершенствованию   социальной   помощи,   созданию
учреждений  и  служб,  ориентированные  на  социальную  профилактику и
коррекционно-реабилитационную  работу   с   детьми,   находящимися   в
неблагоприятных условиях жизни и воспитания.
     Указ Президента РФ от  6.09.1993  года  N  1338  "О  профилактике
безнадзорности  и  правонарушений несовершеннолетних,  защите их прав"
положил начало принципиально  новому  подходу  к  защите  прав  детей,
попавших в особо трудную ситуацию.
     Новый подход предусматривает обеспечение психолого-педагогической
поддержки, социальной коррекции и реабилитации детей, с отклонениями в
поведении,  создание материальной базы для временного помещения детей,
не  имеющих  нормальных  условий  жизни  и воспитания,  предупреждение
ранней детской безнадзорности,  профилактику семейного неблагополучия,
воспитание  сознательного и ответственного родительства.  Новый подход
исключает карательную  практику  в  отношении  детей  и  подростков  с
девиантным поведением.
     В рамках областной программы  "Семья",  разработанной  на  основе
Президентской программы "Дети России",  осуществляется реализация трех
целевых  программ,  затрагивающих   интересы   детей   группы   риска:
"Детисироты",   "Дети-инвалиды",   Дети   Чернобыля",  разрабатываются
программы "Дети семей беженцев и переселенцев", "Одаренные дети".
     Сохраняется сеть    учреждений,   решающих   проблемы   досуговой
деятельности детей и подростков как необходимое  условие  профилактики
правонарушений несовершеннолетних.
     Наряду с  комиссиями  по   делам   несовершеннолетних,   органами
образования,  культуры, УВД, в работу по профилактике безнадзорности и
правонарушений  включаются  органы  и  учреждения  социальной   защиты
населения: малообеспеченным семьям для поддержания удовлетворительного
уровня жизни детей в 1995 году в  качестве  льготной  помощи  выделено
3,068 млрд. рублей, 359,5 млн. рублей израсходовано на оздоровительные
путевки для малообеспеченных детей, в т.ч. на целевые реабилитационные
заезды детей с проблемами в поведении и здоровье,  958,6 млн. рублей -
на развитие сети специализированных учреждений социальной помощи семье
и  детям  осуществляются  целевые  благотворительные акции в интересах
детей-сирот и детей с педагогически несостоятельными родителями.
     В настоящее  время  в  области  действуют  28  специализированных
учреждений и структур в системе социальной помощи семье и  детству  со
стационарами  на  260  мест,  в  т.ч.:  4  соцпомощи семье и детям,  1
социальный приют для детей и  подростков,  4  отделения  по  работе  с
семьей  и  детьми в территориальных центрах соцобслуживания населения,
11  центов  медико-социальной  помощи  семье  и  детям  на  106  мест,
социально-реабилитационный    центр    для    несовершеннолетних   (со
стационаром),  центр психолого-педагогической реабилитации,  областной
телефон   "Доверие",  муниципальный  социально-образовательный  центр,
центр психологической  помощи  и  профориентации  молодежи,  областной
кабинет медико-психологической помощи населению.
     В целях   профилактики   детской   безнадзорности   работают    5
стационарных  (с  правами приютов) отделений в территориальных центрах
социального обслуживания населения в г.  Орел,  Орловском, Верховском,
Хотынецком, Покровском районах на 120 мест, где ежегодно, помимо ухода
и питания,  проходят  социально-психолого-педагогическую  реабилитацию
более  400  детей дошкольного и младшего школьного возраста.  Из них -
около 50 %  - дети-сироты и дети, лишившиеся опеки родителей. Всего же
в  системе социальной защиты социально-реабилитационными мероприятиями
в течение 1995 года были охвачены более 21 тыс. детей и подростков.
     Однако практический     результат     предпринимаемых    органами
исполнительной власти мер по приостановлению  негативных  процессов  в
детской  среде  недостаточен,  прежде всего вследствие недостаточности
нормативно-правовой базы, рассогласованности ведомств.
     Многие потенциально  эффективные  формы  помощи этим детям только
зарождаются и требуют пристального внимания,  экономической и кадровой
поддержки.

     III. Цели,  задачи  и  меры  региональной  социальной политики по
улучшению положения детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах

     Основной задачей   решено    обозначенной    проблемы    является
обеспечение социализации,  полноценной реабилитации, в т.ч. социальной
и психологической,  и успешной интеграции детей с особыми проблемами в
общество.
     Для достижения этой  цели  предстоит  решение  следующих  крупных
задач:
     1. Защита прав и интересов детей,  оказавшихся  в  особо  трудных
обстоятельствах;
     2. Ослабление негативных последствий сиротства;
     3. Обеспечение  и  осуществление гарантий прав детей с аномалиями
развития на особую заботу государства;
     4. Создание   сети   специализированных   служб   и   учреждений,
ориентированных на специфические проблемы детей с  различными  формами
средовой дезадаптации и несовершеннолетних правонарушителей.
     5. Оказание        "скорой"         социальной,         правовой,
психологопедагогической   и  экономической  помощи  детям  в  условиях
экстремальных ситуаций.
     6. Совершенствование   подготовки   профессиональных  кадров  для
работы с детьми, попавшими в особо трудные обстоятельства.
     Для решения поставленных задач потребуется реализация конкретного
плана действий.


                            ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ

     Проблема детской инвалидности чрезвычайно актуальна  и  социально
значима.

     В настоящее время 2500 детей-инвалидов до 16 лет,  проживающих  в
семьях, 2,7 тыс.детей-инвалидов находятся в интернатных учреждениях, 3
тыс.детей с дефектами умственного и физического  развития.  В  области
как  и  в  Российской  Федерации в целом,  наблюдается постоянный рост
числа детей-инвалидов.  Так, за последние 2 года число детей-инвалидов
в   области   возросло   более,  чем  на  1000.  В  структуре  детской
инвалидности  преобладают  психоневрологические   заболевания   (52%),
заболевания внутренних органов (23%),  патология органов слуха, зрения
(17%), нарушения опорно-двигательного аппарата (5%).
     В 70 %  случаев психоневрологического заболевания у детей связаны
с   врожденными,   наследственными   заболеваниями,   с  перинатальной
патологией,  т.е.  зависят  от  состояния  здоровья  матери,   течения
беременности,   характера   родов.   Состояние   же   здоровья  женщин
детородного возраста ухудшается и довольно быстро,  так болезненность,
т.е.  распространенность болезней среди них возросла в 1995 г.  до 452
на  1000  (171  на  1000  в  1992  г.),  85%  родов  в  1995  г.  были
патологическими.  Это большая группа женщин, угрожаемая по вероятности
рождения  больного  ребенка.  Ежегодно  500-600  новорожденных  (5,4%)
рождаются  недоношенными  и  требуют  особых  условий  для  лечения  и
выхаркивания. В условиях резкого снижения рождаемости (по отношению  к
1987 г.  рождаемость снизилась с 14,7 на 1000 к 3,7 на 1000,  т.е.  на
40%).  Особое значение приобретает качество здоровья вновь рождающихся
поколений детей и сохранение их жизни.
     За последние  3  года  в  область  управлением  социальной защиты
населения,  органами  здравоохранения  проведена  большая  работа   по
улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышения качества
и  возможности  образования,  реабилитации  детей-инвалидов,   однако,
остается   нерешенным   целый   комплекс   социальных,  экономических,
психолого-педагогических,  медицинских  проблем,   в   области   слабо
осуществляются  мероприятия по профилактике детской инвалидности.  Все
это свидетельствует о необходимости  комплексного  подхода  к  решению
проблем  детской  инвалидности  всеми  заинтересованными ведомствами и
учреждениями.

     Цели и задачи областной целевой программы:

     Программа предусматривает решение следующих задач:
     повышение эффективности профилактической работы по предупреждению
детской инвалидности;
     создание возможностей               для               комплексной
медико-психолого-педагогической,        социальной        реабилитации
детей-инвалидов и их семей;
     укрепление материально-технической  базы  специальных  учреждений
для детей-инвалидов;
     обеспечение детей-инвалидов техническими средствами, облегчающими
бытовое самообслуживание.


     Ожидаемые конечные результаты:

     Реализация мероприятий,    предусмотренных    областной   целевой
программой, позволит:
     создать предпосылки для выполнения обязательств, принятых в связи
с ратификацией РФ Конвенции о правах ребенка,  всемирной декларации об
обеспечении  выживания,  защиты и развития детей в 90-е годы,  а также
подготовленным областным Законом "О правах ребенка";
     уменьшить степень    риска    рождения    детей   с   врожденными
наследственными заболеваниями,  предотвратить инвалидизацию  детей  от
травм и др. заболеваний.



Информация по документу
Читайте также