Расширенный поиск

Закон Тамбовской области от 17.03.1995 № 17-З

 


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                          Тамбовская область

                              З А К О Н

                                     Утратил силу - Закон Тамбовской
                                    области от 29.02.2000 г. N 103-З

        О референдуме Тамбовской области Российской Федерации

                       Глава 1. Общие положения

     Статья 1. Референдум Тамбовской области

     Референдум Тамбовской  области  - всенародное голосование граждан
Российской Федерации,  постоянно проживающих на территории  Тамбовской
области,  по  законопроектам,  действующим  законам и другим важнейшим
вопросам государственной  и  общественной  жизни  области.  Референдум
области наряду со свободными выборами является высшим непосредственным
выражением власти народа области.
     Референдум области проводится на всей территории области.
     Голосование на  референдуме  области  осуществляется  на   основе
всеобщего,   равного   и   прямого  избирательного  права  при  тайном
голосовании.  Каждый  участник  референдума  области  обладает   одним
голосом.
     Гражданин Российской   Федерации,   постоянно   проживающий    на
территории области, голосует на референдуме области лично.
     Участие в   референдуме   является   свободным,    контроль    за
волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не
может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений  или  отказу
от них.
     Вопросы, связанные    с    проведением    референдума    области,
рассматриваются  органами  государственной  власти и органами местного
самоуправления области открыто и гласно.

     Статья 2. Право на участие в референдуме области

     В референдуме  области  имеет  право участвовать каждый гражданин
Российской Федерации,  постоянно проживающий на территории  области  и
достигший 18 лет на день голосования.
     Не имеет  права  участвовать  в  референдуме  области  гражданин,
признанный судом недееспособным, а также содержащийся в местах лишения
свободы по приговору суда.

     Статья 3. Вопросы, выносимые на референдум области

     На референдум области могут быть вынесены вопросы,  находящиеся в
ведении  области,  а также вопросы,  находящиеся в пределах полномочий
области по  предметам  совместного  ведения  Российской  Федерации   и
субъектов Российской Федерации.
     На референдум области не могут выноситься вопросы:
     1) принятия и изменения областного бюджета;
     2) введения,  изменения и отмены областных налогов  и  сборов,  а
также освобождения от их уплаты;
     3) принятия чрезвычайных срочных мер по обеспечению общественного
порядка, здоровья и безопасности населения области.
     Вопросы, выносимые на референдум области,  не должны ограничивать
или   отменять   общепризнанные   права   человека   и   гражданина  и
конституционно-правовые гарантии их реализации.

     Статья 4. Консультативный референдум области

     1. По  решению  областной  Думы  вопрос,  отнесенный  к   ведению
области, в целях изучения общественного мнения,  может быть вынесен на
консультативный  референдум  (опрос   граждан)   области,   результаты
которого имеют значение рекомендации.
     2. На консультативный референдум  могут  быть  вынесены  вопросы,
отнесенные к   ведению   Российской   Федерации.   Результаты   такого
референдума доводятся до сведения федеральных органов.
     3. Консультативный   референдум  области  проводится  в  порядке,
установленном настоящим законом.

     Статья 5. Обстоятельства, исключающие проведение референдума
               области

     Референдум области   не   проводится   в  условиях  военного  или
чрезвычайного положения,  введенного  на  всей  территории  Российской
Федерации, либо на территории Тамбовской области или ее части, а также
в  течение  трех  месяцев  после  отмены  военного  или  чрезвычайного
положения.
     Повторный референдум области не проводится в течение  года  после
опубликования  (обнародования) результатов референдума области с такой
же по содержанию или смыслу формулировкой вопроса.

     Статья 6. Язык проведения референдума области

     При подготовке  и  проведении  референдума  области  используется
русский язык как государственный язык Российской Федерации.
     Тексты законопроектов или иных решений,  выносимых на референдум,
бюллетени   для   голосования,   протоколы   и  данные  о  результатах
референдума, принятые    на     референдуме     решения,     документы
государственных  органов,  касающиеся  проведения референдума области,
составляются (публикуются) на русском языке.

     Статья 7. Законодательство о референдуме области

     Законодательство о  референдуме  Тамбовской  области  состоит  из
Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного Закона
"О референдуме Российской Федерации"  и  других  федеральных  законов,
Устава Тамбовской области, настоящего Закона.
     Положения настоящего Закона области могут быть изменены не иначе,
как путем принятия закона области.

         Глава II. Назначение референдума Тамбовской области

     Статья 8. Инициатива проведения референдума области

     Инициатива проведения референдума Тамбовской области принадлежит:
     1) не менее чем 100000 граждан  Российской  Федерации,  постоянно
проживающим  на  территории  области  и  имеющим  право  на  участие в
референдуме области;
     2) не  менее  двум  третям  от  установленного  числа   депутатов
областной Думы;
     3) главе Администрации области;
     4) не  менее  одной  трети  выборных   представительных   органов
местного самоуправления городов и районов области.
     В период   между   назначением   референдума   и   опубликованием
(обнародованием)  его результатов субъекты,  упомянутые в части первой
настоящей статьи, не могут выступать с инициативой о проведении нового
референдума.

     Статья 9. Порядок реализации инициативы граждан Тамбовской
               области о проведении референдума области

     Каждый гражданин  или  группа   граждан   Российской   Федерации,
постоянно   проживающие  в  области  и  имеющие  право  на  участие  в
референдуме области,  а равно областное  общественное  (избирательное)
объединение,   устав   которого   предусматривает  участие  в  выборах
государственных органов области и зарегистрирован управлением  юстиции
области  не  позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о
проведении референдума области, могут образовать инициативную группу в
количестве не менее 10 человек для сбора подписей с целью назначения и
проведения референдума области.
     Инициативная группа обращается в областную избирательную комиссию
с ходатайством о регистрации группы, в котором указываются:
     1) формулировка  вопроса,  предлагаемого инициативной группой для
вынесения на референдум области;
     2) наименование городов и районов области, на территориях которых
предполагается сбор подписей граждан;
     3) фамилии,  имена,  отчества,  даты рождения,  места жительства,
номера  и  серии  паспортов   (документов,   их   заменяющих)   членов
инициативной группы.
     К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной
группы.
     Областная избирательная    комиссия,    установив    соответствие
ходатайства и приложенных документов требованиям статей 2, 3, 4, 5 и 9
настоящего закона области,  в течение двух недель со  дня  поступления
ходатайства  принимает  решение  о  регистрации  инициативной  группы,
выдает ей регистрационное свидетельство.
     В случае   отказа  в  регистрации  инициативной  группе  выдается
мотивированное постановление областной избирательной комиссии. Отказ в
регистрации  может  быть  обжалован в суд  в порядке,  предусмотренном
Законом Российской  Федерации  "Об  обжаловании  действий  и  решений,
нарушающих права и свободы граждан".
     Основанием для отказа в  регистрации  инициативной  группы  может
быть  только  нарушение  инициативной  группой  положений  Конституции
Российской Федерации,  Федерального  конституционного  закона,  Устава
области и настоящего Закона.
     С момента получения регистрационного  свидетельства  инициативная
группа  вправе  добровольно  и самостоятельно собирать подписи с целью
проведения   референдума   области.   Регистрационное   свидетельство,
выданное   инициативной   группе  по  форме,   утвержденной  областной
избирательной комиссией, действительно в течение трех месяцев.
     После окончания  сбора  подписей,  но  не позднее окончания срока
действия   регистрационного   свидетельства,    инициативная    группа
подсчитывает количество    собранных   подписей   граждан   Российской
Федерации, постоянно проживающих на территории  области  и  обладающих
избирательным   правом,  по  каждому  городу  и  району  области,  где
проводился их  сбор,  а  также  общее  количество  собранных  подписей
граждан  Российской Федерации,  имеющих право на участие в референдуме
области, о чем составляется итоговый протокол.
     Подписные листы,  пронумерованные  и  сброшюрованные  по  каждому
городу и району области и экземпляр итогового  протокола  инициативной
группы  передаются  инициативными   группами в областную избирательную
комиссию.
     Областная избирательная  комиссия проверяет соблюдение требований
настоящего Закона области при сборе подписей, принимает по результатам
проверки постановление и в десятидневный срок направляет копию данного
постановления инициативной группе.
     Областная избирательная   комиссия  проверяет  соответствие  всех
поступивших документов требованиям настоящего Закона и в двухнедельный
срок  со  дня последнего поступления подписных листов направляет их со
своим заключением областной  Думе,  одновременно  информируя  об  этом
главу  Администрации  области.  Если  же  в  результате проверки будет
установлено, что число действительных подписей не отвечает требованиям
пункта   1   части   первой  статьи  8  настоящего  Закона,  выносится
постановление  об  отказе  в  проведении  референдума  области,  копия
постановления направляется  инициативной  группе и данная инициативная
группа  не  может  выступать  повторно  с  предложением  о  проведении
референдума области.
     В случае,  если  областная   избирательная   комиссия   обнаружит
нарушения, связанные с оформлением документов,  документы возвращаются
инициативной  группе.  При   этом   срок   действия   регистрационного
свидетельства может быть продлен, но не более чем на две недели.
     Если в течение срока действия регистрационного  свидетельства  не
будет  собрано  необходимого  количества подписей,  то с инициативой о
проведении референдума области с такой же  по  содержанию  или  смыслу
формулировкой  вопроса  можно  обращаться не ранее чем через год.  При
этом ранее собранные подписи граждан не учитываются.

     Статья 10. Подписной лист референдума Тамбовской области

     В листе для сбора  подписей  граждан  в  поддержку  инициативы  о
проведении референдума области (подписном листе) указываются:
     1) наименование города и  района  области,  где  проводится  сбор
подписей  граждан  Российской  Федерации,  имеющих  право на участие в
референдуме области;
     2) номер   регистрационного   свидетельства,   дату   регистрации
инициативной группы областной избирательной комиссией;
     3) формулировку   вопроса,   предлагаемого   для   вынесения   на
референдум;
     4) фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, номер
и серию паспорта (документа,  его  заменяющего)  гражданина,  имеющего
право на участие в референдуме, его подпись и дату подписи.
     Каждый подписной  лист  должен  быть  заверен   подписями   лица,
собиравшего  подписи  граждан и одного из членов инициативной группы с
указанием даты заверения,  фамилии, имени, отчества, места жительства,
даты  рождения,  номера и серии паспорта (документа,  его заменяющего)
каждого из этих лиц.
     Подписные листы изготавливаются по форме,  указанной в приложении
к настоящему Закону области.

     Статья 11. Порядок реализации инициативы областной Думы, главы
                Администрации области и выборных представительных
                органов местного самоуправления городов и районов о
                проведении референдума области

     В соответствии со статьей 46 Устава области областная Дума вправе
назначить референдум области по инициативе не  менее  двух  третей  от
установленного числа  депутатов  областной  Думы  путем сбора подписей
депутатов Думы, по инициативе главы Администрации области на основании
его письменного  представления,  а также не менее одной трети выборных
представительных органов городов и районов области  в  соответствии  с
принятыми ими решениями, в которых должны быть сформулированы вопросы,
выносимые на  референдум.  Постановление  областной   Думы   об   этом
принимается большинством  голосов  от  установленного  числа депутатов
Думы в соответствии с порядком, установленным Регламентом Думы.

     Статья 12. Назначение референдума области

     Референдум области назначает областная Дума.  До принятия  такого
решения  по  инициативе  субъектов,  указанных в части первой статьи 8
настоящего Закона области, областная Дума в 15-дневный срок направляет
поступившие  к ней документы и приложенные к ним материалы в областную
избирательную комиссию с целью проверки  правомочности  инициативы  по
проведению   референдума  области.  Областная  избирательная  комиссия
проверяет соблюдение требований,  предусмотренных  Уставом  области  и
настоящим Законом области, и в месячный срок направляет областной Думе
соответствующее решение.
     При одновременной инициативе различных субъектов, перечисленных в
части  первой  статьи  8  настоящего   Закона   области,   применяются
согласительные   процедуры.   Областная  Дума  предлагает  инициаторам
референдума в течение 14 дней  выработать  согласованную  формулировку
вопроса   (вопросов),   выносимых  на  референдум  области.  В  случае
недостижения согласованного решения областная Дума передает разрешение
спора на рассмотрение соответствующего суда.
     Областная Дума обязана назначить референдум области не позднее 15
дней  со  дня  поступления  к  ней  положительного  решения  областной
избирательной  комиссии,  а  также  соответствующего  суда.  В  случае
отрицательного    решения    областной    избирательной   комиссии   и
соответствующего суда все процедуры, предусмотренные настоящим Законом
области, прекращаются.
     Областная Дума издает постановление о назначении  референдума,  в
котором  определяет  дату  его проведения,  при этом голосование может
быть назначено на любой нерабочий  день  в  период  от  двух  до  трех
месяцев со дня опубликования постановления.
     Допускается проведение   референдума   области   одновременно   с
выборами федеральных государственных органов,  органов государственной
власти области, органов местного самоуправления.

              ГЛАВА III. Порядок подготовки к проведению
                    референдума Тамбовской области

     Статья 13. Комиссии по проведению референдума области

     Организацию и проведение референдума области осуществляют:
     областная избирательная   комиссия,   выступающая   в    качестве
областной комиссии по проведению референдума Тамбовской области;
     территориальные (районные,   городские,   районные   в   городах)
комиссии по проведению референдума области;
     участковые комиссии по проведению референдума области.
     Областная избирательная  комиссия и другие избирательные комиссии
области формируются в соответствии с федеральным Законом "Об  основных
гарантиях  избирательных прав граждан Российской Федерации" и законами
области.

     Статья 14. Полномочия областной комиссии по проведению
                референдума области

     Областная комиссия по проведению референдума области:
     1) обеспечивает  единообразное   исполнение   настоящего   Закона
области и дает разъяснения о порядке его применения;
     2) организует деятельность  и  осуществляет  руководство  работой
территориальных и   участковых   комиссий  по  проведению  референдума
области;
     3) рассматривает   заявления  и  жалобы  на  решения  и  действия
территориальных  и  участковых  комиссий  по  проведению   референдума
области;
     4) издает инструкции для территориальных и участковых комиссий по
проведению   референдума   области  по  организационным  и  финансовым
вопросам;
     5) заслушивает   сообщения   государственных  органов  и  органов
местного  самоуправления,  руководителей  предприятий,  учреждений   и
организаций   по   вопросам  организационно-технической  подготовки  и
проведения референдума области;
     6) контролирует   своевременность   и   правильность  составления
списков граждан,  имеющих право на участие  в  референдуме  области  и
представление этих списков для ознакомления;
     7) осуществляет контроль за законностью проведения голосования на
референдуме области;
     8) распределяет ассигнования,  выделенные из  областного  бюджета
между  комиссиями  по проведению референдума области,  контролирует их
целевое  использование  и  отчитывается  перед   областной   Думой   о
расходовании этих ассигнований;
     9) контролирует обеспечение комиссий  по  проведению  референдума
области   помещениями,  транспортом,  связью  и  рассматривает  другие
вопросы материально-технического обеспечения референдума;
     10) устанавливает    форму   и   утверждает   образец   бюллетеня
референдума области,  устанавливает  формы  списков  граждан,  имеющих
право  на  участие  в  референдуме  области,  протоколов  комиссий  по
проведению референдума,  других документов референдума, образцы ящиков
для голосования и печатей комиссий по проведению референдума области;
     11) обеспечивает  изготовление  бюллетеней  для   голосования   и
снабжение ими участковых комиссий по проведению референдума области;
     12) обеспечивает не позднее чем за 45  дней  до  дня  референдума
области   опубликование   с   целью   всенародного  обсуждения  текста
законопроекта,  вынесенного на референдум области,  и  текста  закона,
который предлагается отменить или изменить;
     13) содействует  средствам  массовой  информации   в   проведении
мероприятий, направленных    на    разъяснение   содержания   вопроса,
вынесенного на референдум области;
     14) определяет  результаты  голосования  на референдуме области и
составляет протокол;
     15) публикует  (обнародует)  результаты  областного референдума в
средствах массовой информации области не  позднее  пяти  дней  со  дня
окончания голосования;
     16) обеспечивает передачу  в  архивы  документации,  связанной  с
организацией и проведением референдума;
     17) осуществляет  иные  полномочия  в  соответствии  с  настоящим
Законом области.
     Решения областной комиссии  по  проведению  референдума  области,
принятые в пределах ее компетенции,  обязательны для территориальных и
участковых комиссий по проведению референдума области, государственных
органов  и органов местного самоуправления,  общественных объединений,
средств массовой информации,  предприятий,  учреждений,  организаций и
должностных лиц области.

     Статья 15. Территориальные и участковые комиссии по проведению
                референдума области

     Территориальные (районные, городские, районные в городе) комиссии
по  проведению  референдума области формируются областной комиссией по
проведению  референдума  области  по  предложениям  органов   местного
самоуправления  с  учетом  мнения  общественных объединений,  трудовых
коллективов,  собраний военнослужащих  по  воинским  частям,  собраний
граждан  по  месту  жительства  и  учебы  в  количестве 5-11 членов не
позднее, чем за 55 дней до дня проведения референдума.
     Участковые комиссии по проведению референдума области формируются
соответствующей  территориальной  избирательной  комиссией  на  основе
предложений органов    местного   самоуправления   с   учетом   мнения
общественных объединений,     трудовых      коллективов,      собраний
военнослужащих по   воинским   частям,   собраний   граждан  по  месту
жительства и учебы в количестве 5-17 членов не позднее чем за 45  дней
до дня проведения референдума.
     Председатель и состав территориальной и  участковой  комиссий  по
проведению референдума области утверждаются соответственно областной и
территориальной комиссиями по проведению референдума области.
     В случае,   если   предложения  по  составу  территориальной  или
участковой комиссии невнесены в  установленный  срок,  а  равно,  если
соответствующая  территориальная  комиссия  в  установленный  срок  не
сформировала  участковую  комиссию  по  другой  причине,  формирование
территориальной  или  участковой  комиссии производится в течение пяти
дней областной комиссией по проведению референдума области  на  основе
предложений  общественных объединений,  действующих на соответствующей
территории области.
     Председатель, заместитель      председателя      и      секретарь
территориальной или  участковой  комиссии  по  проведению  референдума
области избираются  на  первом  заседании  комиссии  из  числа  членов
комиссии.  Если председатель,  заместитель председателя или  секретарь
комиссии  не  будет  избран,  то  он  назначается  в  пятидневный срок
областной комиссией по проведению референдума области.
     Обязанности территориальных  и  участковых комиссий по проведению
референдума области   соответственно   по    решению    областной    и
территориальных  комиссий  по  проведению  референдума  области  могут
возлагаться на территориальные и участковые избирательные комиссии  по
проведению выборов  в  органы государственной власти и органы местного
самоуправления.

     Статья 16. Полномочия территориальной комиссии по проведению
                референдума области

     Территориальная (районная, городская, районная в городе) комиссия
по проведению референдума области:
     1) обеспечивает   соблюдение   настоящего   Закона   области   на
территории района,  города или другой  административно-территориальной
единицы;
     2) оказывает помощь областной комиссии по проведению  референдума
области, руководит  деятельностью  участковых  комиссий  по проведению
референдума;
     3) заслушивает   сообщения   органов   местного   самоуправления,
руководителей предприятий,  учреждений  и  организаций   по   вопросам
организационно-технической   подготовки   и   проведения   референдума
области;
     4) рассматривает   заявления  и  жалобы  на  решения  и  действия
участковых комиссий по проведению референдума области;
     5) определяет  результаты  голосования  на референдуме области по
соответствующей территории,  составляет протокол и передает его вместе
с протоколами  участковых  комиссий в областную комиссию по проведению
референдума области;
     6) отчитывается   перед   областной   комиссией   по   проведению
референдума области  об  использовании  ассигнований,  выделенных   на
проведение референдума области;
     7) осуществляет  иные  полномочия  в  соответствии  с   настоящим
Законом области.
     Полномочия территориальной  комиссии  прекращаются  по  истечении
одного   месяца   со  дня  опубликования  (обнародования)  результатов
референдума области.

     Статья 17. Полномочия участковой комиссии по проведению
                референдума области

     Участковая комиссия по проведению референдума области:
     1) составляет и уточняет список граждан, имеющих право на участие
в референдуме области на территории участка;
     2) обеспечивает ознакомление граждан со списком лиц,  имеющих  на
территории   участка   право   на   участие   в  референдуме  области,
рассматривает заявления и жалобы о неточностях в этом списке и  решает
вопрос о внесении в него соответствующих изменений;
     3) оповещает население о дне и месте проведения голосования;
     4) обеспечивает подготовку помещений для проведения голосования и
их надлежащее оборудование;
     5) организует голосование на участке;
     6) производит подсчет голосов и определяет результаты голосования
на референдуме области по участку,  составляет протокол и передает его
в территориальную комиссию по проведению референдума области;
     7) рассматривает  заявления  и  жалобы  по  вопросам подготовки и
проведения референдума области на территории участка;
     8) осуществляет   иные  полномочия  в  соответствии  с  настоящим
Законом области.
     Полномочия участковой   комиссии  прекращаются  после  выполнения
требований части первой статьи 32 настоящего Закона области.

     Статья 18. Организация работы комиссий по проведению референдума
                области

     Областная комиссия  по  проведению  референдума  области проводит
свое первое заседание не позднее трех  дней  с  момента  опубликования
постановления областной Думы о назначении референдума области.
     Территориальные и участковые комиссии по  проведению  референдума
области  проводят свои первые заседания не позднее двух дней с момента
их формирования.
     Заседания комиссий  по  проведению  референдума  области являются
правомочными,  если  в  них  принимает  участие   большинство   членов
соответствующей   комиссии.   Решения  комиссий  принимаются  открытым
голосованием большинством голосов от  общего  числа  членов  комиссии.
Члены  комиссии,  не  согласные с ее решением,  вправе выразить особое
мнение,  которое в письменном виде прилагается к  протоколу  заседания
комиссии.
     Решения комиссий,  принятые в пределах их полномочий, обязательны
для  исполнения  всеми  государственными  органами,  органами местного
самоуправления,   предприятиями,   учреждениями    и    организациями,
общественными объединениями, должностными лицами.
     Решения комиссий    по    проведению     референдума     области,
противоречащие Конституции Российской Федерации,  федеральным законам,
Уставу области,  настоящему Закону области, либо принятые комиссиями с
превышением  установленных  полномочий,  подлежат  отмене  вышестоящей
комиссией по проведению  референдума  области.  При  этом  вышестоящая
комиссия    по   проведению   референдума   области   вправе   принять
самостоятельное решение по существу вопроса.
     Государственные органы,     органы    местного    самоуправления,
предприятия,  учреждения  и  организации,  общественные   объединения,
средства  массовой информации,  должностные лица обязаны содействовать
комиссиям по проведению референдума области в осуществлении ими  своих
полномочий,  в  частности  предоставлять  необходимые  для  их  работы
помещения,  транспорт,  средства  связи,   техническое   оборудование,
сведения  и  материалы,  а  также  рассмотреть поставленные комиссиями
вопросы,  связанные с подготовкой и проведением референдума области  и
дать  им  ответ  не  позднее чем в трехдневный срок со дня поступления
запроса.
     Председатель, заместитель председателя,  секретарь, член комиссии
по  проведению  референдума  области   по   решению   комиссии   может
освобождаться   в   период  подготовки  и  проведения  референдума  от
выполнения производственных или служебных обязанностей  с  сохранением
средней  заработной  платы  за счет средств,  выделяемых на проведение
референдума области.
     Инициативная группа, указанная в части первой статьи 9 настоящего
Закона,  после опубликования постановления областной Думы о назначении
референдума   области   вправе   назначить  в  областную  комиссию  по
проведению референдума,  а  также  в  территориальные   и   участковые
комиссии  по  проведению  референдума области после их формирования по
одному члену соответствующей комиссии с правом совещательного голоса.
     Полномочия члена   комиссии   с   правом   совещательного  голоса
прекращаются  через  10  дней  после   опубликования   (обнародования)
решения, принятого на референдуме области.

     Статья 19. Обжалование решений и действий комиссий по проведению
                референдума области

     Решения и  действия  (или  бездействие)  областной  комиссии   по
проведению    референдума    области,    совершенные    с   нарушением
законодательства, могут быть обжалованы в областной суд.
     Решения и действия (или бездействие) территориальных и участковых
комиссий по проведению референдума области,  совершенные с  нарушением
законодательства,  могут  быть  обжалованы  в  суд по месту нахождения
комиссии или в вышестоящую комиссию по проведению референдума области.
     Решения нижестоящей  комиссии  по  проведению референдума области
могут  быть  отменены,  а  ее  действия  могут   быть   приостановлены
вышестоящей  комиссией  по  проведению  референдума области.  При этом
вышестоящая комиссия по проведению референдума области вправе  принять
самостоятельное решение по существу жалобы или заявления.
     Жалобы на  решения  и  действия  (или  бездействие)  комиссий  по
проведению  референдума области рассматриваются в трехдневный срок,  а
поданные за три или  менее  дней  до  дня  референдума,  либо  в  день
референдума рассматриваются немедленно.
     Решение суда  по  жалобе  является   окончательным   и   подлежит
немедленному исполнению.

     Статья 20. Участки референдума области

     Участки референдума    области   образуются   органами   местного
самоуправления  по  согласованию  с  территориальными  комиссиями   по
проведению референдума  области  не  позднее  чем  за  45  дней до дня
референдума.        Участки        образуются         с         учетом
административно-территориального  деления  и  иных  местных  условий с
целью создания максимальных удобств  для  граждан,  имеющих  право  на
участие в  референдуме,  из  расчета  не  более  трех тысяч граждан на
каждый участок референдума.
     В больницах,  санаториях, домах отдыха и других местах временного
пребывания граждан,  имеющих право на участие в  референдуме  области,
могут  образовываться  участки  референдума  в  срок,  предусмотренный
частью первой настоящей  статьи,  а  в  исключительных  случаях  -  не
позднее чем за 5 дней до дня референдума.  Такие участки приписываются
к территориям по месту расположения участков.
     В воинских  частях  участки  референдума  могут образовываться по
решению областной комиссии по  проведению  референдума  области,  если
невозможно    организовать   голосование   военнослужащих   на   общих
избирательных  участках,  предусмотренных  частью   первой   настоящей
статьи.
     Списки участков референдума  с  указанием  их  границ  и  адресов
участковых   комиссий   по  проведению  референдума  области  подлежат
обязательному  опубликованию  не  позднее  чем  за  40  дней  до   дня
референдума.
     Каждый участок   референдума   должен   иметь    помещение    для
голосования, где при опечатывании и вскрытии ящиков для голосования, а
также при подсчете голосов могут свободно размещаться члены участковой
комиссии, наблюдатели, представители общественных объединений, средств
массовой информации. Помещение должно быть оборудовано мебелью, сейфом
для  хранения  документации,  стендами  с  информацией по референдуму,
кабинами и ящиками для тайного голосования.
     Кабины для  тайного  голосования  оснащаются столиками (стойками)
для  голосования,  а  также  авторучками.  Применение  карандашей  для
голосования не допускается.

     Статья 21. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме
                области

     В списки граждан, имеющих право на участие в референдуме области,
включаются граждане  Российской  Федерации в соответствии со статьей 2
настоящего Закона области.  Гражданин может быть включен только в один
список.
     Список составляется   участковой    комиссией    по    проведению
референдума  на  основании  сведений, представляемых  по установленной
форме  органом,  осуществляющим  регистрацию  и  государственный  учет
населения,  и  утвержденных  главой  местной  администрации.  В список
включаются граждане, проживающие на территории данного участка.
     Список военнослужащих,  голосующих  на  общих  участках,  а также
список по участку,  образованному в воинской  части,  составляется  на
основе сведений,   представляемых   ее   командиром.   Военнослужащие,
постоянно  или  временно проживающие на момент составления списков вне
воинских частей,  включаются в списки по  месту  жительства  на  общих
основаниях.
     Список избирателей  составляется  в  двух  экземплярах  по форме,
утверждаемой областной комиссией по проведению референдума  области  и
подписывается председателем и секретарем участковой комиссии.
     Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по
населенным пунктам,  улицам,  домам, на основе адресов избирателей). В
списке указываются  фамилия,  имя,  отчество,  год  рождения  и  место
проживания  (адрес)  избирателя.  В  отношении граждан,  которым в год
голосования исполняется 18 лет, дополнительно указываются день и месяц
рождения.
     Граждане, которые  в  день   голосования   будут   находиться   в
санаториях,   профилакториях,   домах   отдыха,   больницах  и  других
стационарных   лечебно-профилактических   учреждениях,   а   также   в
следственных изоляторах и изоляторах временного содержания, включаются
в  список  (основной  или   дополнительный)   на   основании   данных,
представляемых руководителями указанных учреждений.
     Студенты и аспиранты дневной формы  обучения,  имеющие  право  на
участие в референдуме, и проживающие в общежитиях, включаются в список
на участке по месту нахождения общежития.
     Сведения, необходимые   для   составления   списков  избирателей,
направляются в участковые комиссии по проведению  референдума  области
не позднее чем за 40 дней до дня референдума.
     Гражданин Российской Федерации вправе по предъявлении  документа,
удостоверяющего   личность,   обратиться   в  участковую  комиссию  по
проведению референдума области с целью проверки включения его в список
граждан,  имеющих  право  на участие в референдуме области.  Уточнение
списка завершается не позднее 30 дней до  дня  референдума.  Граждане,
имеющие право на участие в референдуме,  но поселившиеся на территории
участка после названного срока,  но  до  дня  референдума,  включаются
участковой  комиссией в дополнительный список на основании документов,
подтверждающих их место жительства.
     Если менее   чем   за  30  дней  до  дня  референдума  гражданин,
включенный в список имеющих право на участие в референдуме, обнаружит,
что  не будет иметь возможности прибыть в день референдума в помещение
того участка референдума,  где он  включен  в  список,  то  он  вправе
получить  в  участковой комиссии открепительное удостоверение на право
участия   в   референдуме   области.   О   получении   открепительного
удостоверения  гражданин  расписывается  в  списке  с  указанием  даты
получения.  Выдача  открепительного  удостоверения  регистрируется   в
специальном  реестре.  По  предъявлении  открепительного удостоверения
гражданин должен быть включен в дополнительный список на любом  другом
участке  референдума.  Форма  открепительного  удостоверения  и  форма
реестра выдачи  открепительных  удостоверений  утверждаются  областной
комиссией по проведению референдума области.
     Каждый гражданин Российской Федерации, имеющий право на участие в
референдуме области,  вправе обжаловать невключение или исключение его
из списка,  а также допущенные в  списке  неточности.  Соответствующее
заявление  рассматривается участковой комиссией в течение 24 часов,  а
накануне и  в  день  проведения  референдума - немедленно.  Участковая
комиссия обязана внести необходимые исправления либо выдать  заявителю
копию  мотивированного  решения  об  отклонении  его  жалобы.  Решение
комиссии может быть обжаловано в суд в порядке,  установленном статьей
18 настоящего Закона области.

     Статья 22. Бюллетени для голосования на референдуме области

     В бюллетене  для  голосования  на   референдуме   области   точно
воспроизводится текст  вынесенного на референдум вопроса и указываются
варианты волеизъявления голосующего словами  "за"  или  "против",  под
которыми  помещаются  пустые  квадраты.  Если  гражданин  голосует  за
принятие вынесенного на референдум вопроса,  он ставит знак "плюс" или
любой  иной  знак в квадрате под словом "за".  Если гражданин голосует
против вынесенного на референдум вопроса,  он ставит знак  "плюс"  или
любой иной знак в квадрате под словом "против".
     При вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются  в
один бюллетень,  последовательно нумеруются и отделяются друг от друга
четко  видимыми  горизонтальными  линиями.   Альтернативные   редакции
какой-либо статьи законопроекта также последовательно нумеруются.
     При вынесении на референдум проекта закона областная комиссия  по
проведению   референдума  области  решает  вопрос  о  целесообразности
приобщения к  каждому  бюллетеню  текста  выносимого   на   референдум
законопроекта   и  текста  закона,  который  предлагается отменить или
изменить.  Если текст законопроекта не  приобщается  к  бюллетеню  для
голосования,   то   он   вывешивается   в  помещении  каждого  участка
референдума для всеобщего ознакомления.
     В случае проведения референдума области в один день с местным или
иным референдумом бюллетени  для  голосования  на  каждом  референдуме
изготавливаются на бумаге разных цветов, либо каждый из них имеет иной
отличительный знак.
     Областная комиссия по проведению референдума области обеспечивает
изготовление образцов бюллетеней не позднее чем за  двадцать  дней  до
дня референдума.
     Участковые комиссии по проведению  референдума  области  получают
бюллетени  не  позднее  3 дней до дня референдума.  По каждому участку
количество бюллетеней не может превышать более чем на 2 процента числа
зарегистрированных граждан,  имеющих право на участие в референдуме на
данном   участке.  На  участке  референдума,  на  территорию  которого
ожидается прибытие  значительного  числа  граждан  для  голосования  с
открепительными удостоверениями,   количество  бюллетеней  может  быть
увеличено  решением  областной  комиссии  по  проведению   референдума
области.
     На каждом   бюллетене  ставится  печать  участковой  комиссии  по
проведению референдума области или подписи двух членов комиссии.

     Статья 23. Финансирование референдума области

     Администрация области выделяет областной комиссии  по  проведению
референдума  области необходимые ассигнования из областного бюджета на
проведение референдума области в 15-дневный срок со дня  опубликования
постановления   областной   Думы  о  назначении  референдума  области.
Выделенные ассигнования поступают в распоряжение областной комиссии по
проведению референдума области и распределяются ею между комиссиями по
проведению референдума области.
     Территориальные и  участковые  комиссии по проведению референдума
области представляют  областной  комиссии  по  проведению  референдума
области отчеты о расходовании выделенных им ассигнований не позднее 45
дней со дня  официального  опубликования  (обнародования)  результатов
референдума.
     Областная комиссия по проведению референдума области представляет
в областную Думу отчет о расходовании ассигнований,  указанных в части
первой настоящей статьи,  не позднее трех месяцев после  опубликования
(обнародования) результатов референдума.  Финансовый отчет должен быть
опубликован областной комиссией по проведению  референдума  области  в
средствах массовой информации.

     Статья 24. Агитация по вопросам, вынесенным на референдум области

     Граждане Российской    Федерации,    постоянно   проживающие   на
территории области,  общественные объединения вправе  беспрепятственно
вести  агитацию  за или против проведения референдума области,  за или
против участия в референдуме и за или против закона или иного решения,
выносимого на референдум области.
     В агитации не могут участвовать  государственные  органы,  органы
местного  самоуправления,  члены  комиссий  по  проведению референдума
области, должностные лица.  Агитация не может  вестись  на  территории
воинских частей, деполитизированных учреждений и в помещениях участков
референдума.
     Не допускаются пропаганда или агитация,  возбуждающие социальную,
расовую,  национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается
пропаганда  социального,  расового,  национального,  религиозного  или
языкового превосходства.
     Агитация может  осуществляться через средства массовой информации
путем  проведения  различных  мероприятий   (собраний   и   встреч   с
гражданами,  публичных  дебатов и дискуссий,  митингов,  демонстраций,
шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов.
     Порядок предоставления  эфирного  времени  для  агитации  за  или
против  вынесенного  на  референдум   области   вопроса   по   каналам
государственных  телерадиокомпаний определяется областной комиссией по
проведению референдума области  с  участием  государственных  органов,
обеспечивающих  соблюдение  конституционных  прав  и  свобод  в  сфере
массовой информации.
     Средства массовой   информации,   учредителями  которых  являются
государственные органы,  предприятия,  учреждения и организации,  либо
финансируемые  полностью или частично за счет государственных  средств
или  средств  местного  самоуправления,  обязаны   обеспечить   равные
возможности  для  агитации  за  или  против  вопроса,  вынесенного  на
референдум области.
     Все агитационные  печатные  материалы должны содержать информацию
об организациях и лицах,  ответственных за их выпуск.  Распространение
анонимных агитационных материалов запрещается.
     Областная комиссия    по    проведению    референдума    области,
поставленная  в известность о распространении анонимных либо подложных
агитационных   материалов,   принимает   меры   по   пресечению   этой
деятельности  и  вправе обратиться в соответствующие органы внутренних
дел  с  представлением  о  применении   необходимых   мер   пресечения
противоправной агитационной деятельности.
     В последний  день  перед  днем  референдума  области  и  в   день
референдума   агитация  запрещается.  В  течение  шести  дней  до  дня
референдума  и  в  день  референдума   опубликование   (обнародование)
результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов и иных
исследований, связанных с референдумом, запрещается.
     Вывешивание агитационных материалов на памятниках,  обелисках, на
зданиях  и  в   помещениях,   имеющих   историческую,   культурную   и
архитектурную  ценность,  а  также в помещениях комиссий по проведению
референдума области и в помещениях участков референдума запрещается.

             ГЛАВА IV. Порядок голосования на референдуме
           Тамбовской области и определения его результатов

     Статья 25. Порядок голосования на референдуме области

     На всех  участках  референдума области голосование проводится с 8
до 22 часов  по  местному  времени.  О  времени  и  месте  голосования
участковая  комиссия  по  проведению  референдума оповещает граждан не
позднее чем за 20 дней до дня референдума.
     В 8   часов  утра  в  день  референдума  председатель  участковой
комиссии объявляет участок референдума открытым и  предъявляет  членам
комиссий,  наблюдателям  и  присутствующим  гражданам  все  ящики  для
голосования,  которые после этого  опечатываются.
     Затем председатель комиссии объявляет о начале голосования.
     Бюллетени для  голосования  выдаются  гражданам,   включенным   в
основной или дополнительный список, по предъявлении паспорта или иного
документа,  удостоверяющего их личность.  Голосование за других лиц не
допускается.
     Гражданин, получивший бюллетень,  расписывается в соответствующей
графе списка.
     Гражданин, предъявивший открепительное удостоверение,  включается
в  дополнительный  список.  Открепительное удостоверение в присутствии
предъявителя погашается и хранится у секретаря участковой комиссии.
     Участковая комиссия  по  проведению  референдума  области обязана
обеспечить возможность   участия в голосовании всем гражданам, имеющим
право на участие в референдуме области,  в том числе лицам, которые по
состоянию здоровья либо  по  другим  уважительным  причинам  не  могут
прибыть для  голосования  на  участок  референдума  и сделали по этому
поводу устное   или   письменное   заявление,   зарегистрированное   в
установленном порядке. В этих целях на участке референдума должно быть
необходимое количество переносных ящиков для  голосования.  Количество
переносных ящиков  определяется  решением  территориальной комиссии по
проведению  референдума.  Заявление   о   предоставлении   возможности
проголосовать   вне   помещения   участка   референдума   должно  быть
подтверждено гражданином в письменной форме при прибытии к нему членов
участковой комиссии   по   проведению  референдума.  Члены  участковой
комиссии по проведению референдума  (не  менее  двух),  выезжающие  по
заявлениям,    получают    под   роспись   бюллетени   в   количестве,
соответствующем числу заявлений.  Количество заявлений, использованных
и  возвращенных  бюллетеней  отмечается  в  отдельном  акте.  Данные о
гражданах, проголосовавших вне помещения участка референдума, вносятся
в  дополнительный  список.  При  проведении  голосования вне помещения
участка референдума  вправе  присутствовать  наблюдатели.  Организация
голосования   вне   помещения  участка  референдума  должна  исключать
возможность  нарушения  права  гражданина  на  участие  в  референдуме
области, а равно искажения его волеизъявления.
     Бюллетени заполняются  голосующим  в   специально   оборудованной
кабине или  комнате,  в  которых  не допускается присутствие иных лиц.
Гражданин,  не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень,
вправе воспользоваться для этого помощью другого лица,  не являющегося
членом участковой, а равно иной комиссии по проведению референдума или
наблюдателем.
     Заполненные бюллетени   опускаются   гражданами   в   ящики   для
голосования, которые должны находиться в поле зрения членов участковой
комиссии референдума и наблюдателей.
     В день голосования в помещениях участков референдума с момента их
открытия до подписания протокола об  итогах  подсчета  голосов  вправе
находиться  аккредитованные  наблюдатели  от общественных объединений,
уставы которых зарегистрированы управлением юстиции  области.  Порядок
аккредитации наблюдателей  устанавливается  областной   комиссией   по
проведению референдума области за 30 дней до дня голосования.
     Член участковой   комиссии   по  проведению  референдума  области
отстраняется от участия в ее  работе,  а  наблюдатель  незамедлительно
удаляется  из  помещения участка референдума,  если они нарушают тайну
голосования  или  пытаются  повлиять  на  волеизъявление   гражданина.
Решение об этом принимается участковой комиссией.

     Статья 26. Подсчет голосов участковой комиссией по проведению
                референдума области

     После заявления председателя участковой  комиссии  по  проведению
референдума   области   об   окончании  времени  голосования  комиссия
подсчитывает  и  погашает  все  неиспользованные  бюллетени,   о   чем
составляется протокол.
     Вносить изменения в списки граждан,  имеющих право на  участие  в
референдуме области, после начала подсчета голосов запрещается.
     На основании  списков  граждан,  имеющих  право  на   участие   в
референдуме   области,   в   том   числе   дополнительного,   комиссия
подсчитывает общее число граждан, получивших бюллетени.
     После этого    вскрываются   ящики   для   голосования.   Вначале
производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках.
     Количество бюллетеней,   находившихся  в  переносных  ящиках,  не
должно превышать количества  письменных  заявлений  от  избирателей  о
проведении голосования вне помещения участка референдума.
     В случае обнаружения  в  переносных  ящиках  большего  количества
бюллетеней,  чем  количество  письменных  заявлений о  голосовании вне
помещения  участка  референдума,   все   бюллетени,   находившиеся   в
переносных  ящиках,  могут  быть признаны недействительными по решению
участковой комиссии по проведению референдума.
     Этот факт  с  указанием  фамилий членов комиссии,  обеспечивающих
голосование вне помещения  участка  референдума,  отражается  в  акте,
который прилагается к протоколу о результатах голосования.
     На основании  списков  граждан,  имеющих  право  на   участие   в
референдуме области,  данных о выданных и предъявленных открепительных
удостоверениях и по количеству находившихся в ящиках  для  голосования
бюллетеней участковая комиссия по проведению референдума устанавливает
и отражает в протоколе:
     1) общее  число  граждан,  имеющих право на участие в референдуме
области, зарегистрированных по участку референдума;
     2) количество погашенных неиспользованных бюллетеней;
     3) общее число граждан, получивших бюллетени;
     4) количество бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования;
     5) количество бюллетеней, признанных действительными;
     6) количество бюллетеней, признанных недействительными;
     7) количество голосов, поданных за проект решения;
     8) количество голосов, поданных против проекта решения;
     9) количество выданных открепительных удостоверений;
     10) количество предъявленных открепительных удостоверений.
     В протоколе отражаются также поступившие  в  день  голосования  в
комиссию письменные жалобы и заявления на нарушения настоящего  Закона
области и принятые по ним решения.
     В общее  число  граждан,  имеющих  право на участие в референдуме
области,  зарегистрированных  по   участку   референдума,   включаются
граждане,  проголосовавшие  по открепительным удостоверениям на данном
участке, и   не   включаются   граждане,   получившие   открепительные
удостоверения на данном участке.
     Недействительными признаются    бюллетени,    не    изготовленные
официально,  не снабженные печатью участковой комиссии  по  проведению
референдума   либо   подписями  двух  членов  участковой  комиссии  по
проведению референдума,  а  также  бюллетени,  по  которым  невозможно
однозначно  установить волеизъявление голосующего,  в том числе те,  в
которых знак "плюс" или любой иной знак проставлен  в  двух  квадратах
или   не   проставлен   ни  в  одном  из  них.  В  случае  сомнений  в
действительности бюллетеня решение принимает  участковая  комиссия  по
проведению референдума области.
     Протокол по   результатам   голосования   составляется   в   двух
экземплярах и каждый экземпляр подписывается всеми членами  участковой
комиссии  по  проведению  референдума.  Член  участковой комиссии,  не
согласный с протоколом в целом или отдельным  его  положением,  вправе
приложить к   протоколу  особое  мнение.  Первый  экземпляр  протокола
незамедлительно   направляется   в   соответствующую   территориальную
комиссию  по  проведению  референдума,  а  второй  экземпляр  вместе с
опечатанными бюллетенями и погашенными открепительными удостоверениями
хранится у секретаря участковой комиссии.
     Если на голосование выносилось  одновременно  несколько  вопросов
либо   проводилось   более   одного  референдума,  подсчет  голосов  и
составление протокола по каждому производится отдельно.
     Протоколы о  результатах голосования на участках,  образованных в
воинских частях,  составляются в двух  экземплярах,  первый  экземпляр
протокола  представляется  соответствующей территориальной комиссии по
проведению референдума области,  второй экземпляр протокола хранится у
секретаря  участковой  комиссии.  После  включения  данных  в протокол
территориальной  комиссии  первый   экземпляр   протокола   участковой
комиссии,  образованной  в  воинской  части,  с заверительной подписью
председателя и секретаря территориальной комиссии и заверенный печатью
территориальной комиссии возвращается в участковую комиссию.  Хранение
протоколов и  бюллетеней  для  голосования  осуществляется  в воинской
части в установленном для документации референдума области порядке;  в
месячный  срок  протоколы  и  бюллетени  передаются  в соответствующие
военные архивные  учреждения.  Разглашение  сведений  о  дислокации  и
численности воинских частей не допускается.

     Статья 27. Подсчет голосов территориальной комиссией по
                проведению референдума области

     Территориальная комиссия   по   проведению  референдума  области,
получив  протоколы  от  всех   участковых   комиссий   по   проведению
референдума,   производит   общий   подсчет   голосов,   поданных   на
соответствующей территории.
     Территориальная комиссия  по  проведению  референдума  составляет
протокол, в котором указываются:
     1) общее  число  граждан,  имеющих право на участие в референдуме
области, зарегистрированных на данный территории;
     2) иные  данные,  перечисленные  в пунктах 2-10 части восьмой и в
части девятой статьи 26 настоящего Закона области.
     Протокол составляется  в  двух  экземплярах  и  каждый  экземпляр
подписывается всеми членами  территориальной  комиссии  по  проведению
референдума.  Член территориальной комиссии по проведению референдума,
не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе
приложить к протоколу особое мнение.
     Первый экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению
референдума  незамедлительно  направляется  в  областную  комиссию  по
проведению   референдума   области.   Второй    экземпляр    протокола
территориальной комиссии хранится у секретаря территориальной комиссии
до окончания ее работы.

     Статья 28. Подсчет голосов областной комиссией по проведению
                референдума области

     Областная комиссия  по  проведению  референдума области,  получив
протоколы всех территориальных  комиссий  по  проведению  референдума,
производит общий подсчет голосов, поданных в области.
     Областная комиссия по проведению референдума  области  составляет
протокол, в котором указываются:
     1) общее число граждан,  имеющих право на участие  в  референдуме
области, зарегистрированных в области;
     2) иные данные,  перечисленные в пунктах 2-10 части восьмой  и  в
части девятой статьи 26 настоящего Закона области.
     Протокол составляется  в  двух  экземплярах  и  каждый  экземпляр
подписывается   всеми   членами   областной   комиссии  по  проведению
референдума области.  Член комиссии, не согласный с протоколом в целом
или  отдельным  его  положением,  вправе  приложить к протоколу особое
мнение.
     Первый экземпляр   протокола  областной  комиссии  по  проведению
референдума области незамедлительно  направляется  в  областную  Думу.
Второй экземпляр  протокола  областной  комиссии  хранится у секретаря
областной комиссии по проведению референдума области.

     Статья 29. Определение результатов референдума области

     Областная комиссия   по   проведению   референдума   области   на
основании протоколов   территориальных   и   участковых   комиссий  по
проведению референдума области определяет:
     1) общее  число  граждан  Российской Федерации,  имеющих право на
участие в референдуме области;
     2) общее   число   граждан   Российской   Федерации,   получивших
бюллетени;
     3) количество бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования;
     4) количество бюллетеней, признанных действительными;
     5) количество бюллетеней, признанных недействительными;
     6) количество голосов, поданных за проект решения;
     7) количество голосов, поданных против проекта решения;
     8) количество выданных открепительных удостоверений;
     9) количество предъявленных открепительных удостоверений.
     Референдум области признается состоявшимся,  если в  нем  приняло
участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме
области.  Число граждан, принявших участие в референдуме, определяется
общим числом граждан, получивших бюллетени.
     Решение считается принятым на референдуме,  если за него в  целом
по  области проголосовало более половины граждан,  принявших участие в
референдуме.  Если на референдум  выносились  альтернативные  варианты
решения  и  ни один из них не получил необходимого количества голосов,
то все варианты считаются отклоненными.
     Областная комиссия  по  проведению референдума области составляет
протокол  по  итогам  голосования  в   целом   по   области,   который
подписывается  всеми  членами  комиссии.  Член  областной  комиссии по
проведению референдума области, не согласный с протоколом в целом  или
отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение.
     В протоколе также отражаются поступившие в областную комиссию  по
проведению  референдума  области  письменные  жалобы  и  заявления  на
нарушения настоящего Закона области и принятые по ним решения.
     Постановлением областной   комиссии   по  проведению  референдума
области результаты голосования в отдельных городах и  районах  области
могут  быть  признаны  недействительными  из-за  допущенных  нарушений
настоящего  Закона  области,  существенно  повлиявших  на   результаты
голосования. В   этом   случае   областная   комиссия   по  проведению
референдума  области  вправе  поручить  соответствующим  комиссиям  по
проведению  референдума провести повторное голосование не позднее двух
недель со дня опубликования  (обнародования)  постановления  областной
комиссии по проведению референдума области.

     Статья 30. Опубликование (обнародование) и вступление в силу
                решения, принятого на референдуме области

     Принятое на референдуме области решение и результаты  голосования
в  целом  по области подлежат опубликованию (обнародованию) не позднее
трех дней после определения результатов референдума области.
     Областная комиссия  по  проведению  референдума области в этот же
срок публикует также для всеобщего сведения результаты голосования  по
каждому городу,  району и области в целом с учетом положений статьи 29
настоящего Закона области.
     Принятое на  референдуме  области  решение вступает в силу в день
его опубликования,  если иное не предусмотрено в формулировке вопроса,
принятого на референдуме.

     Статья 31. Юридическая сила решения, принятого на референдуме
                области

     Решение, принятое    на     референдуме     области,     является
общеобязательным  и  не  нуждается  в утверждении какими-либо органами
государственной власти.
     Решение, принятое  на  референдуме  области,  действует  на  всей
территории области и может быть отменено или  изменено  не  иначе  как
путем принятия решения на новом референдуме области.
     Если для реализации решения,  принятого на  референдуме  области,
требуется    издание    дополнительного    правового    акта,    орган
государственной  власти  области,  в  чью  компетенцию  входит  данный
вопрос,  обязан  в  течение  45  дней после вступления в силу решения,
принятого на референдуме области,  определить срок подготовки  данного
правового акта.

     Статья 32. Хранение документации референдума области

     Документация участковых   комиссий   по   проведению  референдума
области,  включая бюллетени и погашенные открепительные удостоверения,
передается  в  соответствующие  территориальные комиссии по проведению
референдума не позднее 10  дней  после  опубликования  (обнародования)
результатов референдума области.
     Территориальные комиссии по  проведению  референдума  области  по
окончании  их  работы  сдают  всю  документацию  в архивное учреждение
города, района, на постоянное хранение.
     По истечении   двух   лет   после  опубликования  (обнародования)
результатов  референдума  бюллетени  для  голосования   и   погашенные
открепительные  удостоверения уничтожаются,  о чем составляется акт по
форме,  утверждаемой областной  комиссией  по  проведению  референдума
области.
     Документация областной комиссии по проведению референдума области
сдается на постоянное хранение в архивное учреждение области через год
после опубликования (обнародования) результатов референдума области.

        ГЛАВА V. Ответственность за нарушение законодательства
                   о референдуме Тамбовской области

     Статья 33. Ответственность за нарушение законодательства о
                референдуме области

     Лица, препятствующие путем насилия,  обмана,  угроз,  или подкупа
свободному  осуществлению  гражданами Российской Федерации их права на
участие в референдуме области,  в том числе на агитацию и голосование,
а также члены инициативных групп и комиссий по проведению референдума,
должностные лица государственных органов,  предприятий,  учреждений  и
организаций,   члены   общественных  объединений,  совершившие  подлог
документов, фиктивные записи в подписных листах, заведомо неправильный
подсчет   голосов,   а   равно  нарушившие  тайну  голосования,  несут
ответственность в соответствии с законом.

                  ГЛАВА VI. Заключительные положения

     Статья 34. Введение настоящего Закона Тамбовской области в
                действие

     Настоящий Закон  Тамбовской  области  вводится  в действие со дня
опубликования.


     Председатель Тамбовской
     областной Думы          А.Рябов

     г. Тамбов
     24 марта 1995 г.
     N 17-З
------------------------------

                                                   Приложение

                            ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

----------------------------------------------------------------------
(Наименование города и района области, где собираются
 подписи граждан)_____________________________________________________

----------------------------------------------------------------------
(Наименование общественного  объединения,  образовавшего  инициативную
 группу; заполняется в соответствующем случае)

-------------------------------------------------------------------------
Номер регистрационного !    Дата     ! Областная избирательная комиссия,
свидетельства          ! регистрации ! которая зарегистрировала
                       !             ! инициативную группу
-------------------------------------------------------------------------
                       !             !
-------------------------------------------------------------------------

     Мы, нижеподписавшиеся,   поддерживаем   инициативу  о  проведении
местного референдума с формулировкой вопроса (вопросов):
--------------------------------------------------------------------------
 NN ! Фамилия, ! Дата     ! Адрес      ! Серия и номер ! Дата    ! Подпись
 пп ! имя,     ! рождения ! места      ! паспорта или  ! подписи !
    ! отчество !          ! жительства ! заменяющего   !         !
    !          !          !            ! его документа !         !
--------------------------------------------------------------------------
 1  !          !          !            !               !         !
--------------------------------------------------------------------------
 2  !          !          !            !               !         !
--------------------------------------------------------------------------
    !          !          !            !               !         !
    !          !          !            !               !         !
--------------------------------------------------------------------------
 10 !          !          !            !               !         !
--------------------------------------------------------------------------

     Подписной лист удостоверяю: _____________________________________
______________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и
 номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего
 подписи)
                                                (Подпись и дата)

     Член инициативной группы: _______________________________________
______________________________________________________________________
(Фамилия, имя,  отчество,  дата рождения,  место жительства,  серия  и
 номер  паспорта  или  заменяющего  его  документа  члена инициативной
 группы)

                                                (Подпись и дата)


Информация по документу
Читайте также