Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Тверской области от 22.09.1994 № 90

              ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


22.09.94 г.                   г. Тверь                            N 90

Об итогах чековой приватизации
в Тверской области

     Заслушав информацию заместителя главы администрации, председателя
комитета  по  управлению имуществом Тверской области Федорова В.И.  об
итогах  чековой  приватизации  в  Тверской  области,   Законодательное
Собрание П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
     1. Информацию об итогах чековой приватизации в  Тверской  области
принять к сведению.
     2. Социально-экономические последствия  чековой  приватизации  на
территории Тверской области признать неудовлетворительными.
     3. Рекомендовать  комитету  по  управлению  имуществом   Тверской
области  при  подготовке  программы  послечековой приватизации уделить
особое  внимание  социальным  последствиям  приватизации,   мерам   по
повышению эффективности работы приватизируемых предприятий.


     Председатель
     Законодательного Собрания
     Тверской области         В.Н. Курбатов


                    АДМИНИСТРАЦИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
          КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

август 1994 года
                                ДОКЛАД
         "ОБ ИТОГАХ ЧЕКОВОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ".

     Завершился первый этап приватизации, получивший название "чековой
приватизации".  Вместе с подготовительными мероприятиями  данный  этап
преобразования собственности занял около двух лет:  со второй половины
1992 г.  до 30 июня 1994 г.  Это был ключевой период  в  осуществлении
процесса  приватизации в стране,  в которой органами приватизации была
выполнена наиболее сложная и объемная часть работы  -  приватизировано
большинство крупных предприятий различных отраслей.

     1. Правовые основания чековой приватизации.

     Чековая приватизация в Тверской области являлась составной частью
общероссийского процесса приватизации и охватывала объекты федеральной
собственности,  государственной  собственности  Тверской   области   и
муниципальной    собственности.    Основные   нормативные   документы,
регулирующие данный процесс, можно условно разделить на четыре группы.
     Во-первых, это  законы и указы,  определившие основные принципы и
механизмы процесса приватизации в России. А именно:
     - Закон  РСФСР  "О  приватизации  государственных и муниципальных
предприятий в РСФСР" от 3 июля 1991г.,
     - Указ   Президента  Российской  Федерации  N  66  "Об  ускорении
приватизации государственных и муниципальных предприятий" от 29 января
1992г.,
     - Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в
Закон   РСФСР   "О   приватизации   государственных   и  муниципальных
предприятий в РСФСР" от 5 июня 1992г.
     Во-вторых, это     Государственные     программы    приватизации,
устанавливающие  цели,  приоритеты  и   ограничения   при   проведении
приватизации. А именно:
     -Государственная программа   приватизации    государственных    и
муниципальных   предприятий   в   Российской   Федерации   на  1992г.,
утвержденная Постановлением Верховного Совета Российской  Федерации  N
2980-1 от 11 июня 1992г.
     Государственная программа    приватизации    государственных    и
муниципальных предприятий в Российской Федерации,  утвержденная Указом
Президента Российской Федерации N 2284 от 24 декабря 1993г.
     В-третьих, это   ряд   Указов  Президента  Российской  Федерации,
определивших специфические особенности этапа чековой  приватизации.  А
именно:
     - Указ Президента Российской федерации от 1 июля 1992г.  N  721
"Об    организационных   мерах   по   преобразованию   государственных
предприятий,  добровольных объединений государственных  предприятий  в
акционерные общества",
     - Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 1992г. N 914
"О  введении  в  действие  системы приватизационных чеков в Российской
Федерации",
     - Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1992г. N 1186
"О мерах по организации рынка ценных  бумаг  в  процессе  приватизации
государственных и муниципальных предприятий",
     - Указ Президента Российской Федерации от  14  октября  1992г.  N
1229   "О   развитии   системы  приватизационных  чеков  в  Российской
Федерации".
     В-четвертых, это   Программы   приватизации   государственных   и
муниципальных предприятий Тверской области,  принимавшиеся в  развитие
Государственных программ. А именно:
     - Программа   приватизации   государственных   и    муниципальных
предприятий Тверской области на 1992 год,  утвержденная решением N 115
Малого Совета Тверского областного  Совета  народных  депутатов  от  3
сентября 1992г.,
     Программа приватизации    государственных     и     муниципальных
предприятий Тверской области в 1994 году,  утвержденная постановлением
Главы администрации Тверской области от 25 марта 1994г.

     2. Организационные основы чековой приватизации.

     Согласно действующему     российскому     законодательству    для
организации и проведения процесса приватизации были  созданы  комитеты
по  управлению  имуществом  и  фонды имущества.  Предметы ведения были
поделены  между  ними  следующим  образом.  Комитеты   по   управлению
имуществом  обязаны  принимать  решения  о приватизации,  осуществлять
преобразование организационно- правовой формы предприятий и передавать
свидетельства  о  собственности  на  них в фонды имущества.  Последние
обязаны продавать указанные свидетельства.
     И комитеты, и  фонды  имущества  имеют вертикальную иерархическую
организацию.  Применительно,  например,  к  комитетам  на  федеральном
уровне   это   Госкомимущества   Российской   Федерации,  комитеты  по
управлению  имуществом  краев  и  областей,  комитеты  по   управлению
муниципальным имуществом.  Предметы ведения между комитетами и фондами
различных уровней разделены по уровням собственности.  Кроме того, как
правило,  комитеты  и  фонды  субъектов  федераций  выполняют  функции
территориальных агентств (отделений) соответственно  ГКИ  РФ  и  РФФИ.
Таким образом, в юрисдикцию комитета по управлению имуществом Тверской
области и  фонда  имущества  Тверской  области  входило  осуществление
процесса  приватизации  по всем предприятиям областного и федерального
уровня собственности, расположенным на территории Тверской области, за
исключением  тех,  которые  имели ограничения на приватизацию согласно
действующей  на  тот  или  иной   момент   Государственной   программе
приватизации.
     В процессе осуществления чековой приватизации произошло изменение
правового  статуса  фонда имущества Тверской области.  Изначально фонд
осуществлял свою деятельность  как  структура,  созданная  по  решению
областного  совета  и  подотчетная  ему,  а  также  РФФИ  на основании
заключенного договора с последним.  После выхода Указа Президента РФ N
1400  от 21.09.93г.  "О поэтапной конституционной реформе в Российской
Федерации" областной фонд имущества включен в  систему  исполнительной
власти  областной  администрации  и подчиняется Администрации Тверской
области.

     3. Цели и приоритеты чековой приватизации

     Согласно действующему   законодательству   цели   каждого   этапа
приватизации  должны  формулироваться  в   Государственной   программе
приватизации. Программа-92 делала акцент на следующих целях.
     Во-первых, формирование слоя частных собственников, содействующих
созданию социально ориентированной рыночной экономики.
     Во-вторых, повышение эффективности деятельности предприятий путем
их приватизации.
     И, в-третьих,  социальная  защита  населения,  развитие  объектов
социальной инфраструктуры и стабилизация финансового положения за счет
средств, поступивших от приватизации.
     Как известно,  данная  программа  приватизации  была утверждена в
июне 1992 года,  но уже  в  июле  того  же  года  приоритеты  процесса
приватизации   были   серьезно   скорректированы.   Пакет  нормативных
документов по  чековой  приватизации  переставил  акценты.  Так,  Указ
Президента  РФ  N  721  был  принят "в целях ...  создания условий для
ускорения приватизации".  Аналогично  система  приватизационных  чеков
вводилась  "в  целях  ускорения  передачи  государственного  имущества
гражданам России и привлечения к процессу приватизации  широких  слоев
населения".
     "Чековая" переориентация  на  ускорение  процесса  и   расширение
масштаба  приватизации  была в дальнейшем закреплена в Государственной
программе приватизации 1994 года.  Она уже акцентировала  внимание  на
несколько иные приоритеты.
     Во-первых, это формирование широкого слоя  частных  собственников
посредством  вовлечения  в  процесс  приватизации  максимально широких
слоев населения  и  завершения  в  основном  приватизации  предприятий
торговли, общественного питания, бытового обслуживания, промышленности
и строительства.
     И, во-вторых,  повышение эффективности деятельности предприятий и
национальной  экономики  в  целом  на  основе  проведения  структурной
перестройки  экономики,  развертывания послеприватизационной поддержки
предприятий, создания конкурентной среды и развития фондового рынка.
     Таким образом,   цель,   связанная   с  повышением  эффективности
деятельности  предприятий  была  отодвинута  на  послеприватизационный
период, а финансовая цель вообще отложена. Доминирующей целью процесса
приватизации  на  ее  чековом  этапе  стало   проведение   ускоренного
масштабного  практически бесплатного наделения широких слоев населения
формальными  титулами  собственности.  Все  остальные  цели   процесса
приватизации  в  этой  ситуации  могли  достигаться  только постольку,
поскольку они не противоречили этой главной цели.
     Ориентация на  ускоренную  раздачу  государственной собственности
гражданам потребовала жесткого директивного  подхода  к  механизму  ее
осуществления.  Общегосударственными  законодательными  и нормативными
актами практически были заданы объекты,  сроки акционирования, порядок
продажи  акций,  круг их возможных покупателей и льгот,  которые могут
предоставляться, формы отчетности и т.д.
     В этих   условиях   оставалось   только  незначительное  правовое
пространство  для  того,   чтобы   формировать   областную   стратегию
приватизации,    корректировать    механизмы    ее   осуществления   и
согласовывать  интересы  приватизируемых  предприятий   с   интересами
населения и экономики региона.

     4. Основные показатели чековой приватизации на территории
        области.

     Всего за 2,5 года приватизировано 1715 предприятий или 62,5% всех
предприятий  различных  уровней  собственности.  Чековая  приватизация
явилась  основой  процесса  преобразования  федеральной  и   областной
собственности в области. Как видно из таблицы 1, приватизационные чеки
поступили в оплату стоимости свыше 50% предприятий федеральной и свыше
60% предприятий областной собственности.

                              Таблица 1.

-----------------------------------------------------------------------
                  Уровень   собственности    Кооперативная
                  -------------------------  собственность     Итого
                  федер.    обл.   муницип.

 Кол-во приват.
 предприятий      395       238      989        93              1715
-----------------------------------------------------------------------
 Кол-во предпр.,
 в счет оплаты
 стоимости кот.
 поступили ПЧ     199       157      136        -                502
-----------------------------------------------------------------------
 Уд. вес предпр.,
 оплаченных ПЧ,
 в общем кол-ве
 предприятий      50,4      66,0     13.8       -               31,0
-----------------------------------------------------------------------

     Подавляющее большинство крупных  и  средних  предприятий  области
приватизировано  через  акционирование.  Как  следует  из таблицы 2 их
число на 1.О8.94г. составило 499.

                              Таблица 2.
----------------------------------------------------------------
               Количество приватизированных предприятий  Итого
               по уровням собственности (ед.)            (ед.)
 -------------------------------------------------------
 Способ
 приватизации  федеральная  областная  муниципальная
----------------------------------------------------------------
 аукцион          -             -          279           279
----------------------------------------------------------------
 конкурс          26            9          550           585
----------------------------------------------------------------
 аренда с
 правом
 выкупа          100           75           84           259
----------------------------------------------------------------
 акционирование  269          154           76           499
----------------------------------------------------------------

Судить о развертывании процесса корпоратизации можно, анализируя
рис. 1.
                ХОД АКЦИОНИРОВАНИЯ В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
                     количество АО за 1992-1994гг




                                (смотреть рисунок  1)







Рис.1

     Как видно,  процесс  акционирования   начался   несколько   ранее
введения   в  действие  приватизационных  чеков  (после  выхода  Указа
Президента Российской Федерации от 1.07.92г N 721 " Об организационных
мерах  по  преобразованию  государственных  предприятий,  добровольных
объединений государственных предприятий  в  акционерные  общества")  и
носил   устойчиво   поступательный   характер.  Число  акционированных
предприятий стабильно возрастало в  течение  двух  лет.  На  1.07.94г.
зарегистрировано 396 акционерных обществ открытого типа.
     Наиболее активно происходил процесс акционирования предприятий  в
таких отраслях, как легкая, пищевая, деревообрабатывающая, стекольная,
нефтехимическая  промышленность,  сельское  хозяйство,  машиностроение
(рис. 2).

                      АКЦИОНИРОВАНО ПРЕДПРИЯТИЙ
                         от общего количества




                        (смотреть рисунок  2)






 1-Легкая            7- Опт. торговля     13- Машиностроение   19- Цвет. металлургия 25- Маттехснаб. сбыт
 2- Пищевая          8- Роз. торговля     14- Лес. хозяйство   20- Микробиология    26- Медицинская
 3- Строительство    9- Общ. питание      15- Дер. переработка 21- Полиграфия       27- Отдых
 4- Стройматериалы  10- Быт. обслуживание 16- Стек. фаянсовая  22- Другие           28- Культура
 5- Сель. хозяйство 11- Топ. энергетика   17- Связь            23- Ж/д транспорт    29- Прочие
 6- Авт. хозяйство  12- Хим. нефтехим.    18- Наука            24- Жил. хозяйство

     Процесс акционирования   именно  этих  отраслей  явился  наиболее
значительным  по  объему  капитала  приватизируемых  предприятий  (см.
рис.3).

                 УСТАВНОЙ КАПИТАЛ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ
                          ( в ценах 1992г.)





                            (смотреть рисунок 3)









     Если говорить  собственно  о  процессе  чековой приватизации,  то
именно в результате акционирования  привлечено  наибольшее  количество
приватизационных    чеков,   выданных   населению   области,   о   чем
свидетельствуют данные таблицы 3.

                              Таблица 3
----------------------------------------------------------------
                          Способ приватизации           Итого
----------------------------------------------------------------
                    акционирование    иные способы
                                      приватизации
----------------------------------------------------------------
 Количество объектов
 приватизации              499            1123           1622
----------------------------------------------------------------
 Количество
 приватизационных чеков
 в счет оплаты
 стоимости объектов      711334          15804         727138
----------------------------------------------------------------

     Так, на оплату стоимости  объектов,  приватизируемых  посредством
конкурса, аукциона, выкупа из аренды, привлечено 2,2% приватизационных
чеков, а процесс акционирования собрал их 97,8%.
     В результате   акционирования   и  последующей  реализации  акций
(прежде  всего  за  приватизационные  чеки)  в  большинстве   отраслей
государственная  собственность  на  производственные  предприятия была
сведена к минимуму (рис.4.).

                     ПРИВАТИЗИРОВАНО ПРЕДПРИЯТИЙ
                       от их общего количества


                          (смотреть рис. 4)


  1-Легкая            7- Опт. торговля     13- Машиностроение   19- Цвет. металлургия 25- Маттехснаб. сбыт
  2- Пищевая          8- Роз. торговля     14- Лес. хозяйство   20- Микробиология    26- Медицинская
  3- Строительство    9- Общ. питание      15- Дер. переработка 21- Полиграфия       27- Отдых
  4- Стройматериалы  10- Быт. обслуживание 16- Стек. фаянсовая  22- Другие           28- Культура
  5- Сель. хозяйство 11- Топ. энергетика   17- Связь            23- Ж/д транспорт    29- Прочие
  6- Авт. хозяйство  12- Хим. нефтехим.    18- Наука            24- Жил. хозяйство

     "Большая" приватизация была в основном осуществлена. По сравнению
с  другими  регионами  России  темпы "большой" приватизации могут быть
оценены как средние.  По данным Госкомимущества России на 1.07.94г. по
результатам  приватизации  наша  область  занимает  30  место  из 89 .
"Золотая" середина - это вполне закономерный итог политики, проводимой
комитетом,  на  недопущение  принудительной  приватизации.  Хотя темпы
приватизации задавались достаточно высокие,  за два года комитетом  не
было  принято  ни  одного  решения  без  инициирования приватизации со
стороны трудовых коллективов или внешних покупателей.

     5. Характеристика инвестиционного спроса.

     Формирование слоя    лиц    и    структур,   обладающих   правами
собственников,  на  территории  области  шло  под  влиянием  концепции
чековой приватизации, статуса и экономического положения предприятий и
объектов,   предложенных   к   приватизации,    а    также    реальной
социально-экономической ситуации,  сложившейся как в регионе,  так и в
стране в целом.
     О том, как развертывался данный процесс, можно судить по данным о
выдаче и погашении приватизационных чеков  на  территории  области,  а
также  по  результатам социологического исследования,  проведенного по
заказу комитета по  управлению  имуществом  области  Центром  изучения
общественного мнения г. Твери.
     Всего населению  области  было  выдано  1643897  приватизационных
чеков.  Погашено - 767696 чеков. Из них 727138 чеков было использовано
покупателями для приобретения приватизируемого имущества на территории
региона.  То есть,  лишь 44% чеков от выданных населению реализовано в
Тверской области.  И в этом смысле наша область  выступила  финансовым
донором в ходе чековой приватизации.
     Наиболее существенные причины этого:
     - относительная  инвестиционная  непривлекательность  целого ряда
приватизируемых предприятий;
     -близость столичных     финансовых    центров,    инвестиционными
учреждениями которых заняты лидирующие позиции в  борьбе  за  средство
образования капитала.  В иногородние фонды и т.п. структуры населением
области было вложено не менее четверти чеков.
     Определенную роль сыграл также дисбаланс между спросом населения,
представленным  приватизационными  чеками,  и  предложением  имущества
приватизируемых предприятий области.
     Дисбаланс сложился под влиянием таких факторов как:
     - уже   осуществленный   выкуп  имущества  предприятий  трудовыми
коллективами  -  арендаторами  /в  том  числе   это   коснулось   ряда
капиталонасыщенных     отраслей,     особенно     строительства,     и
высокоэффективных,   привлекательных   для   инвесторов   предприятий,
(например, Тверской экскаваторный завод)/;
     - закрепление  контрольных  пакетов  акций   19   предприятий   в
федеральной собственности в обшей сумме 380852,2 тыс. руб.;
     - нерешение Правительством РФ вопросов о  приватизации  отдельных
предприятий  области,  что  сделало  невозможным  их участие в чековой
приватизации (Тверской полиграфический комбинат детской  литературы  и
др.);
     - неэффективная рекламная кампания  областного  фонда  имущества.
Так или иначе,  очевидно,  что область для потенциальных собственников
не представляла особого интереса.  В  том  числе  и  для  иностранного
капитала,  хотя есть основания предполагать в целом его незначительное
участие в приобретении  пакетов  акций  на  территории  области  через
подставных лиц.
     Поскольку, суть введения чека состояла том, чтобы создать условия
для  привлечения  к  процессу приватизации широких слоев населения и в
этом смысле сделать ее массовой, то естественно поставить вопрос: была
ли   реализована   и   в  какой  степени  данная  цель  первого  этапа
приватизации на территории области.
     На 25 июня 1994 г. картина использования чеков населением области
и г.  Твери по  данным  социологического  опроса  службы  "Тверь-ЦИОМ"
выглядела следующим образом:

 Реализация приватизационных чеков
---------------------------------------------------
                      г. Тверь        Тв. область
                                     (без г. Тверь)
---------------------------------------------------
 продали                  29             41-45

 вложили в
 инв. фонды               39             31-34

 вложили в
 предприятия,
 а/о, банки               24             11-15

 подарили                  4               3-4

 на руках                  4               6-7

 не указали
 и другое                  -               2-3
---------------------------------------------------
 ВСЕГО ЧЕКОВ:           100%              100%
---------------------------------------------------

     Как видно, до 45% населения области и 25% города Твери отказалось
от непосредственного участия в приватизации, продав чеки другим лицам.
Причины  этого  лежат  прямо  на  поверхности:  это и низкий жизненный
уровень населения,  вынуждающий продавать чеки, и отсутствие понимания
самого процесса приватизации у значительной части населения.
     Формирование собственников    в    основном    шло    в    рамках
предоставляемых  вариантов  льгот  трудовым  коллективам,  должностным
лицам  администрации  приватизируемых  предприятий,  а   также   через
механизмы закрытых и открытых чековых аукционов. Участниками аукционов
чаше  всего  оказывались   представители   администрации   предприятии
(непосредственно или через подставных лиц), финансовые институты, реже
- уже приватизированные предприятия, частные фирмы, технологически или
особым    экономическим    интересом связанные    с   приватизируемыми
предприятиями.
     В итоге,  обнаружился следующий результат формирования слоя лиц и
структур, обладающих правами собственников предприятий.
     Во-первых, как следствие широких льгот работникам  предприятий  и
участия  граждан в чековых аукционах сформировался широкий слой мелких
акционеров,  обладающих  формальными   правами   собственников   долей
капитала приватизированных предприятий. Их численность можно оценить в
несколько сот тысяч человек. В частности, получили привилегированные и
обыкновенные  акции  предприятий  по  первому  варианту льгот более 95
тысяч  работников  предприятий,  по  второму  -  около  80  тысяч,  по
третьему - более 1.5 тысяч.
     Во-вторых, вследствие  определенных  льгот  для  руководителей  и
администрации предприятий, особенно по второму и третьему вариантам, и
в связи с концентрацией свободных денежных средств, которые можно было
бы  использовать  на  приобретение  дополнительных  ваучеров  в  руках
сравнительно ограниченного числа лиц, начал формироваться круг крупных
акционеров.
     В настоящее  время  наиболее существенна в нем роль руководителей
предприятий. И хотя среди возможных вариантов льгот в Тверской области
преобладал   второй,  дающий  работникам  предприятий  более  половины
голосующих акции,  доля которого составила 54,3%),  а третий  вариант,
предоставляющий  руководителям предприятий такую же долю акций,  как и
работникам,  был представлен лишь 1,2 %, определенно можно утверждать,
что чековая приватизация дала резкий толчок концентрации собственности
в руках высших должностных лиц приватизируемых предприятий.
     Причины тому, на наш взгляд, следующие:
     - мощная  мотивация  руководителей  предприятий   к   участию   в
приватизации  как  способу  сохранения  и  имущественного  закрепления
социального статуса,  высоких личных доходов и  возможного  ограждения
своего предприятия от нежелательных внешних лиц;
     - опыт работы должностных лиц предприятий,  позволивший им  более
быстро и глубоко, чем рядовым членам трудовых коллективов, разобраться
в личных выгодах и механизмах приватизации;
     - достаточность  личных  накоплений руководителей предприятий для
того,  чтобы конкурировать в борьбе за долю в  капитале  не  только  с
собственными трудовыми коллективами в рамках закрытой подписки, но и с
мощными  инвестиционными  и  коммерческими  структурами   на   чековых
аукционах;
     - относительно   слабая   мотивация   работников  приватизируемых
предприятий к участию в приватизации,  связанная в основном с  боязнью
потерять  работу,  а  также  недостаточность  их личных сбережений для
приобретения  существенного  количества  акций  в  процессе   закрытой
подписки или на чековых аукционах.
     В-третьих, в  условиях свободной купли-продажи ваучеров на основе
активного участия в чековой приватизации финансовых  и  инвестиционных
институтов (коммерческих банков,  инвестиционных и трастовых компаний,
фондов)   импульс   для   становления    получила    институциональная
собственность.
     На территории   области   развернули  свою  деятельность  местные
инвестиционные институты ("Тверь-Инвест",  "Селигер-Инвест", "Северная
корона",  "Золотой  дождь",  "Финкор",  "Тверьтраст-инвест"),  а также
крупные,  в основном столичные,  компании и фонды ("Первый ваучерный",
"МММИнвест",    "Московская    недвижимость",    "Нефть-Алмаз-Инвест",
"Гермес", "Альфа-Капитил", "Авганец", "Ветеран", "Народная компания").
Включились    в    этот   процесс   и   банки   ("Тверьуниверсалбанк",
"Прогресспромбанк").
     Инвестиционными институтами от населения было принято  по  данным
отчетности    и   социологических   обследований   около   850   тысяч
приватизационных чеков, что составило более 51% от выданных, банками -
более 115 тысяч чеков, то есть 7% от их общего числа.
     Это открывало  им  возможность  выступить  крупными  покупателями
акций  на  чековых  аукционах  и стать держателями заметной доли акций
приватизированных  предприятий  Тверской  области.  Однако  этого   не
произошло.  По  оценочным  данным  суммарная  доля  акций  предприятий
Тверской области,  приобретенных инвестиционными институтам  составила
чуть более 11%.  а банками - лишь 3 %. В том числе доля местных ЧИФов,
инвестиционных компаний и фондов где-то приближалась к 6 %.  Причем на
покупку  акций  приватизируемых  предприятий инвестиционные институты,
как, впрочем, и банки, использовали лишь 12 % приобретенных чеков.
     Данный показатель  со  всей   очевидностью   характеризует   роль
названных  институтов  в первую очередь как посредников,  но не прямых
участников процесса приватизации.  Причина  тому  нам  видится  прежде
всего  в явной недооценке разработчиков концепции чековой приватизации
институциональной собственности как таковой, и, следовательно, роли ее
институтов в приватизации.
     1. Сам  механизм  концепции  чековой  приватизации   в   условиях
отсутствия  соответствующих институтов фондового рынка обрекал чековые
фонды на роль особого посредника на рынке ценных  бумаг,  выполняющего
роль  коллективного  рантье,  занимающегося  операциями по перепродаже
приватизационных чеков и акций.  Более  того,  когда  данный  институт
оказался встроенным в механизм перераспределения собственности,  он не
стал и не  мог  стать  инвестиционным  институтом  в  производительном
смысле этого слова.
     2. Первоначально   участие   инвестиционных   фондов  в  капитале
приватизируемых предприятий было ограничено 10%,  на сегодняшний  день
процент  вынуждены были поднять до 25.  Практика быстро показала,  что
10%-  ое  участие  фондов   в   капитале,   лишает   их   сколь-нибудь
существенного   влияния  на  хозяйственную  деятельность  предприятий.
Увеличение процента участия как раз и направлено на  создание  условий
реализации институтов как собственников.
     3. Важнейшие инвестиционные институты - банки,  пока не перешли к
активному участию в приватизации и промышленному инвестированию.
     4. Чековой приватизацией в результате  целого  ряда  ограничений,
заложенных в ее концепции,  в должной мере не обеспечено формирование,
вполне эффективной,  на наш взгляд,  частной собственности предприятий
как юридических лиц.
     Как показывает  зарубежная  практика,   недостатки   личной   или
узкогрупповой   частной   собственности   снимаются  при  переходе  от
собственности  физических  лиц  (особенно   на   средних   и   крупных
предприятий) к собственности юридических лиц.
     Данный переход позволяет:
     - передать функции собственника в руки профессионалов;
     - значительно  сократить  издержки,   характерные   для   системы
управления   акционерными   предприятиями   с  большим  числом  мелких
акционеров;
     - сформировать   механизм,  позволяющий  согласовать  интересы  и
промышленных,  и финансовых,  и торговых, и др. предприятий, связанных
системой хозяйственных связей;
     - облегчить   переход   контроля   за   предприятием   от   менее
эффективного   группового   собственника  к  собственнику,  способному
обеспечить  эффективное  существование  всей  группы   предприятий   -
партнеров.
     Естественно, для осуществления этого процесса,  необходимо весьма
серьезное   законодательство,   стимулирующее  переход  акций  из  рук
физических лиц к  юридическим  лицам  и  ограничивающее  доли  участия
инвесторов в капитале акционерных обществ.
     В-четвертых, в результате  массового  акционирования  предприятий
появилась  возможность  обеспечить нормальное,  адекватное требованиям
рыночной экономики, правовое оформление государственной собственности.
     В государственной собственности осталось 1004 предприятий,  в том
числе  375  в  федеральной  и  75  областной,  в   муниципальной   554
предприятия.
     Государственные и  муниципальные  органы  сохранили   участие   в
капитале  49 предприятий из числа приватизированных (2.86 %  от общего
числа),  в том числе по 16 предприятиям закреплены "золотые" акции, по
20 предприятиям контрольные пакеты акций.
     Таким образом,  в области сделан первый шаг на пути  формирования
системы   различных   форм   собственности,   включающей   как  мелкую
собственность  рядовых   акционеров,   так   и   крупную   акционерную
собственность граждан, частных и государственных институтов.

     6. Приватизация и проблемы реконструкции экономики.

     Доминирование на   этапе  чековой  приватизации  цели  ускоренной
массовой раздачи  титулов  собственности  не  могло  не  сказаться  на
достижении  цели  повышения эффективности отечественного производства.
Вообще говоря, так называемая содержательная приватизация есть функция
от  времени.  Если  ставится  задача провести приватизацию максимально
быстро,  то безосновательно ждать  применения  разносторонних  методов
оценки    предприятия,    разработки    различных   вариантов   планов
приватизации,    проведения    специального    поиска     эффективного
стратегического  собственника и т.д.  Очевидной истиной является также
то,  что и величина капитала потенциально  готового  к  инвестированию
прямо пропорциональна временному отрезку, который мы рассматриваем.
     Таким образом,  возможности решать те или иные проблемы повышения
эффективности производства в рамках чековой приватизации  были  весьма
ограниченные.  И,  тем  не  менее,  в  той  степени  в какой позволяли
обстоятельства эти задачи комитет по  управлению  имуществом  Тверской
области перед собой ставил.
     Проблему реконструкции  предприятий  можно условно разбить на два
направления.   Первое   связано   с   проведением    реорганизационных
мероприятий,  это так называемая организационная реконструкция. Второе
направление  связано  непосредственно  с  привлечением  инвестиций.  В
реальной жизни они тесно переплетены и взаимообусловлены. Но для целей
анализа представляется целесообразным их разделить.
     В рамках реорганизационной реконструкции можно выделить процедуры
смены руководства приватизируемых предприятий, выделение подразделений
предприятий с образованием самостоятельного юридического лица, слияние
нескольких предприятий с потерей самостоятельного статуса юридического
лица,  создание холдинговых структур,  селективный отбор собственников
по принципу наличия тесной хозяйственной кооперации.  В той  или  иной
мере все эти процедуры имели место в деятельности комитета.
     а) Смена руководства приватизируемых предприятий.
     Действующее законодательство  о  приватизации  не предусматривало
проведение  широкомасштабной  смены  директорского  корпуса,  хотя   в
принципе    потребность    в    этом   достаточно   хорошо   осознана.
Предполагалось,  что  основная  волна  замен  пойдет  в   рамках   так
называемых первых собраний акционеров,  где решение будут принимать не
чиновники,  а акционеры,  что в  принципе  более  предпочтительно.  Но
реальные процессы оказались не столь однозначными.
     Во-первых, на некоторых предприятиях  хозяйствование  в  условиях
безграничной  "демократизации"  было  столь  плачевным,  а отношение к
законодательству  столь  вольным,  что  решение  вопроса  нельзя  было
откладывать до первого собрания акционеров. В подобных обстоятельствах
принималось решение  по  РТП  АПК  "Калининский",  заводу  "Строймаш",
Редкинскому   опытному  заводу,  ПТК  "КАМАЗ",  Тверскому  витаминному
заводу,  РПТУС, Княжегорскому леспромхозу и ассоциации "Тверской лен".
Но  всегда подобные решения принимались как крайняя мера и поэтому они
не могут рассматриваться как планомерная деятельность.
     Во-вторых, надежда на первые собрания акционеров оказалась сильно
преувеличенной.  Как   правило,   именно   администрация   предприятия
оказывается наилучшим образом подготовленной к первому собранию.  Она,
во-первых,  сама владеет значительным пакетом акций,  во-вторых, имеет
возможность   воздействовать  на  голоса  акционеров-членов  трудового
коллектива,   в-третьих,   используя    несовершенство    действующего
законодательства,   достаточно   успешно  противодействует  участию  в
собрании внешних акционеров.
     Таким образом,  с высокой степенью точности можно констатировать,
что процедуры  чековой  приватизации  в  Тверской  области  за  редким
исключением   воспроизвели   директорский  корпус  доприватизационного
периода.
     б) Выделение    подразделений    предприятий    с    образованием
самостоятельного юридического лица.
     Потенциально выделение  подразделений приватизируемых предприятий
могло  стать  действенным  средством  демонополизации  производства  и
развития   конкуренции.  Но  законодательная  база  реализации  данной
процедуры была и остается весьма неудовлетворительной. Согласно ст. 37
Закона   РФ   "О   предприятиях  и  предпринимательской  деятельности"
реорганизация  предприятия  по  решению  органов  власти   связана   с
согласием   трудового   коллектива,   что,   как   показала  практика,
практически блокирует данную процедуру.
     Серьезное исключение из  данного  правила  допустил  законодатель
только  для  арендных  коллективов.  Поэтому  и  практика  выделений в
Тверской области по-преимуществу связана с арендными предприятиями.  В
частности,  таким образом выделился цех дренажной гофрированной трубки
завода ЖБИ "Агроводстрой" (ТОО "Полимерпластик") и восемь  структурных
подразделений бывшего арендного объединения "Тверьинжсельстрой".
     Еще одним    основанием    для    выделений    была   юридическая
неопределенность ряда областных  структур,  их  реально  промежуточное
положение  между статусом государственного предприятия и добровольного
объединения предприятий.  Структурные подразделения данных образований
не  имели  четкого  статуса  филиалов,  что  давало  некоторым  из них
основания ставить вопрос об отдельном  акционировании.  Таким  образом
выделилось   АТП   N1   из   ПО  "Тверьстройтранс"  и  четыре  станции
технического       обслуживания        автомобилей        из        ПО
"Тверьоблавтотехобслуживание".
     в) Слияние нескольких предприятий с потерей статуса  юридического
лица.
     В силу   свертывания   в   доприватизационный  период  филиальных
структур  и  чрезмерного  распространения   статуса   самостоятельного
предприятия  слияния  при  разумном  и  взвешенном подходе могли стать
серьезной  организационной   мерой   содействующей   созданию   мощных
корпоративных  структур.  Но  данная процедура оказалась в поле тех же
правовых ограничений,  что и проблема выделений.  Поэтому реально  они
состоялись   только  в  рамках  арендных  объединений  и  при  наличии
неопределенного юридического статуса  тех  или  иных  производственных
объединений.
     Так при переоформлении договора аренды с правом выкупа бывшее ПСО
"Тверьгражданстрой"    объединило    33     предприятия     в     АОЗТ
"Тверьгражданстрой".    В   аналогичной   ситуации   объединилось   10
предприятий бывшего треста "Тверьстрой-1".
     По второму   основанию   произошло   слияние  восьми  структурных
подразделений бывшего ГПСП "Спецстрой",  семи подразделений бывшего ПО
"Тверьагропроммехмонтаж",   двадцати  двух  подразделений  бывшего  ПО
"Тверьхлебпром"    и    двадцати    шести     подразделений     бывшей
производственно-коммерческой фирмы "Тверьзернопродукт".
     г) Создание холдинговых структур.
     Одно из  самых  слабых мест законодательного обеспечения процесса
приватизации - это гипертрофированное  значение,  придаваемое  статусу
юридического  лица.  Оно  обусловило  серьезный  крен приватизационных
процедур в сторону приватизации "вроссыпь".  Данное явление не  могло,
по крайней мере на первых порах, не внести свою лепту в дезорганизацию
хозяйственных связей.
     Противодействовать этой тенденции по замыслу законодателя  должны
были процедуры создания холдинговых компаний. Но, во-первых, положение
о   холдинговых   компаниях,   предусмотренное   законодательством   о
приватизации,  вышло с опозданием на год и,  во-вторых, само положение
имело,  на  наш  взгляд,  два  серьезных  изъяна.  Прежде  всего,  это
требование согласования с трудовым коллективом включения предприятия в
холдинговую компанию.  И во вторую очередь -  установленная  квота  на
долю  уставного  капитала,  передаваемую  для  формирования  уставного
капитала холдинговой компании.
     Первоначально эта  квота  равнялась  20%,  а  затем  была  вообще
понижена до 10 %.
     Указанные ограничения создали труднопреодолимые трудности на пути
создания  холдинговых  компаний.  Но,  тем  не  менее,  комитетом   по
управлению  имуществом области подобные комплексные планы приватизации
разрабатывались. Результат при этом отнюдь не всегда достигался.
     Так не  удалось  довести  до конца процедуру создания холдинговой
компании  "Тверьлен-холдинг".  К  сожалению,  идея   создания   мошной
экспортно-ориентированной  корпорации  в  льняной  отрасли  области не
нашла понимания в 1992 году ни у руководства областного совета,  ни  у
управления  сельского  хозяйства,  ни  у  областного  фонда имущества.
Спровоцировала же свертывание  данной  работы  недальновидная  позиция
руководства бывшей ассоциации "Тверской лен".
     Наоборот результативной     оказалась     работа     с     бывшим
государственно-кооперативным   объединением  "Тверьагропромстрой".  Но
причиной обусловившей возможность завершить  работу  оказалось  именно
наличие негосударственной, кооперативной собственности. Ее присутствие
вывело работу из-под безусловной юрисдикции  положения  о  холдинговых
компаниях   и   позволило  получить  ту  степень  свободы,  которая  и
необходима при отработке подобных процедур.
     д) Селективный   отбор   собственников   по    принципу    тесной
хозяйственной кооперации.
     Возможность ограничения   состава    потенциальных    покупателей
предусматривается  действующим  законодательством  для  предприятий по
переработке  сельскохозяйственной  продукции  и  по   оказанию   услуг
сельским    товаропроизводителям.   Первоначально   для   этих   целей
использовалась процедура так называемой закрытой подписки, затем стала
использоваться  процедура  закрытого  чекового аукциона.  Цель обеих -
допустить  к  владению  указанными  предприятиями  либо  производителя
первичной продукции, либо потребителей их услуг.
     В принципе реализация данных схем себя оправдала. Но при этом она
выявила и ряд проблем.
     Во-первых, далеко не всегда предприятия испытывали интерес к  тем
или иным объектам приватизации,  что сдерживало завершение процедуры и
препятствовало выявлению главных акционеров.
     Во-вторых, значительно  девальвировало  значение данной процедуры
использование трудовыми коллективами второго  варианта  предоставления
льгот  (51%),  что при небольшом числе акционеров позволяло эффективно
контролировать трудовым коллективом принятие решений.
     В-третьих, у  большинства  свежеиспеченных акционеров отсутствуют
твердые навыки грамотного  использования  законодательных  и  уставных
процедур в своих интересах. Отсюда часто встречающаяся неспособность у
сельских товаропроизводителей добиться принятия выгодных себе  решений
даже при наличии контрольного пакета.
     Наряду с    организационной    реконструкцией    на     повышение
эффективности  приватизируемых  предприятий  непосредственное  влияние
оказывают собственно привлекаемые  инвестиции.  Чековая  приватизация,
как  уже  отмечалось,  не  ставила  проблему привлечения инвестиций во
главу угла, но в принципе и не отвергала такой возможности.
     Так законодательство  предусматривает  возможность  использования
процедуры инвестиционных торгов при  продаже  предприятий.  За  период
чековой  приватизации  областным  фондом  имущества  на инвестиционных
торгах было  продано  пять  объектов.  Это  Тверской  киномеханический
завод,    предприятие   по   производству   лесопродукции   "Пенолес",
Конаковский  районный  узел  связи,  Торжокский  кожевенный  завод   и
незавершенное   строительство   завода  "Спецавтоматика"  в  Калязине.
Разброс сумм инвестиций от 1 млн. рублей до 10 млн. $.
     Также в пяти случаях применялись инвестиционные торги по  продаже
пакетов  акций.  Так  были  проданы  15%  уставного капитала Каменской
бумажно-картонной фабрики и  Конаковского  завода  "Микроприбор",  20%
уставного  капитала Тверской швейной фабрики,  25%  уставного капитала
Торжокского завода полиграф красок и  Калязинского  экспериментального
завода  пищевых  концентратов.  Причем  в  двух  последних случаях это
иностранные инвестиции.
     Отличительная особенность    всех     инвестиционных     процедур
колоссальный дефицит потенциальных инвесторов. Во всех вышеприведенных
случаях в инвестиционных торгах принимал участие только один инвестор.
Мало  способствовали  успешному  распространению инвестиционных торгов
ограниченные в размерах пакеты акций, выставляемые на продажу.
     Итак, чековая    приватизация    ставила   перед   собой   задачу
реконструкции  предприятий  с   целью   повышения   эффективности   их
деятельности только в той мере, в которой она не сдерживала достижения
главных валовых показателей.  В принципиальном плане это, по-видимому,
представляется оправданным.  Ведь российская приватизация представляет
по своей сути системное институциональное преобразование в  экономике.
Ее  реальная эффективность должна оцениваться только системно и только
в долгосрочной перспективе. Любые краткосрочные оценки неизбежно будут
давать серьезное искажение,  хотя в зависимости от позиции наблюдателя
им могут придаваться как положительные, так и отрицательные знаки.

     7. Характеристика  основных   проблем,   инициированных   чековой
        приватизацией.

     Процесс чековой приватизации,  как всякий масштабный процесс,  не
мог  не  выдвинуть  ряд  проблем,  которые по мере достижения ощутимых
результатов  в  реорганизации  экономики,  постепенно  выдвигаются  на
передний план. Попробуем коротко охарактеризовать важнейшие из них.
     а) Проблема превращения формальных акционеров в реальных.
     Чековая приватизация   в   России   создала  несколько  миллионов
акционеров.  Это,  безусловно,  временное состояние и их  число  будет
серьезно      сокращаться.      Структура      собственников     будет
институцилизироваться.  Но  на   данном   этапе   права   новоявленных
собственников   должны   иметь   гарантированную   защиту  со  стороны
государства.
     Для этого, во-первых, необходимо быстрейшее принятие современного
законодательства об акционерных обществах и фондовом рынке, имея ввиду
прежде  всего  защиту  интересов  меньшинства  акционерного общества и
мелкого акционера.
     Во-вторых, государство     должно    проинвестировать    создание
современного центра фондового рынка в России  на  электронной  основе,
имея  в  виду  совершение  прорыва  в развертывании вторичной торговли
ценными бумагами и, как следствие, преодоление его неликвидности.
     В-третьих, необходимо      обеспечить      систему      правовых,
организационных,  информационных предпосылок безусловной  защиты  прав
собственности  акционеров,  начиная от ведения их реестра и заканчивая
регистрацией сделок по отчуждению этих прав.
     б) Проблемы   послеприватизационной  поддержки  приватизированных
предприятий.
     Массовое акционирование    российских   предприятий   не   должно
создавать   впечатление,   что   мы   уже   сформировали   завершенную
институциональную  структуру  промышленности.  Реформирование  данного
сектора должно быть, безусловно, продолжено.
     Первое из направлений, на наш взгляд, должно состоять в поощрении
создания экспортно-ориентированных  транснациональных  корпораций.   И
здесь  пока  рано уповать на собственную активность частного капитала.
Нужны серьезные льготы и преференции для подобных структур.
     Второе направление  должно  состоять в свертывании числа открытых
акционерных обществ за счет увеличения числа товариществ.  Это повысит
качество  контроля за компаниями,  имеющими право на публичную эмиссию
и,  с  другой  стороны,  сократит  накладные  расходы   на   небольших
предприятиях.
     Третье направление  должно  состоять  в  содействии   акционерным
обществам   в  переходе  на  современные  методы  производственного  и
финансового управления.  Внутрипроизводственную организацию необходимо
привести  в соответствие с внешней организационной формой акционерного
общества.
     в) Проблема социальной сферы приватизированных предприятий.
     Общеизвестна роль предприятия в условиях плановой  экономики  как
не  только  производственной,  но  и  социальной ячейки общества.  Для
рыночной экономики в подобном объеме эти функции  для  предприятий  не
характерны. Кроме того, в специфических российских условиях выполнение
функции по  содержанию  социальной  сферы  серьезно  убыточно.  Отсюда
вполне  обоснованное  стремление  предприятия  избавиться  от объектов
жилья и социально-бытового назначения.
     В рамках  чековой  приватизации данная проблема получила характер
отложенной.  У нее есть несколько вариантов решения. Один из них - это
путь    одномоментной   передачи   этих   объектов   в   муниципальную
собственность, сопровождаемый адекватными мерами в бюджетном процессе.
Второй  вариант  - состоит в корректировке законодательства и вменении
акционерным  обществам  в  обязанность   финансировать   и   содержать
указанные объекты. Кроме этих основных вариантов можно сконструировать
несколько   промежуточных   компромиссных   вариантов,   связанных   с
совместным  финансированием  муниципалитета и предприятия.  Но в любых
случаях для решения этой проблемы требуются  незамедлительные  решения
федеральных органов власти.

     8. Основные выводы.

     1) Процесс чековой  приватизации  в  Тверской  области  прошел  в
соответствии с общероссийскими параметрами этого процесса и завершил в
основном приватизацию крупных и средних предприятий  промышленности  и
строительства.
     2) В Тверской области ложились институциональные основы смешанной
рыночной экономики.
     3) Гражданам Тверской области был обеспечен доступ  к  процедурам
открытых чековых аукционов и льготных закрытых подписок на акции.
     4) Процесс  чековой  приватизации   прошел   без   сколько-нибудь
серьезных    отклонений    от   действующего   законодательства,   что
обеспечивает акционерам твердые гарантии прав собственности.
     5) Б  области  значительно  интенсифицировался  процесс  создания
профессиональных участников фондового рынка.
     6) В   области  сформировались  органы  приватизации,  готовые  к
профессиональной работе на этапе послечековой приватизации.
     7) Достижение  количественных  результатов  чековой приватизацией
имеет своим следствием очевидную необходимость  решительного  поворота
от   формальной  раздачи  собственности  гражданам  к  содержательному
конструктивному   этапу   с    преобладанием    реорганизационных    и
инвестиционных процедур.


Информация по документу
Читайте также