Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров СССР от 23.06.1991 № 397

 

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ СССР П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 23 июня 1991 г. N 397 Москва, Кремль

 

Не действует на территории
Российской Федерации - Постановление Правительства Российской Федерации
от 03.02.2020 № 80

О мерах государственного регулирования страховой деятельности В целях становления и эффективного развития общесоюзного рынка страховых услуг, защиты прав страхователей и интересов государства в соответствии с Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик и впредь до принятия Основ законодательства Союза ССР и республик о страховании Кабинет Министров СССР п о с т а н о в л я е т: 1. Установить, что страховая деятельность в СССР осуществляется специально создаваемыми с этой целью организациями (страховщиками), для которых этот вид деятельности является основным. Страховщиками в СССР могут являться государственные страховые коммерческие организации, акционерные страховые общества, общества взаимного страхования (страховые кооперативы), совместные страховые организации с участием иностранных страховых фирм. 2. Установить, что государственному регулированию подлежат все виды страховой деятельности страховых организаций, включая деятельность совместных предприятий, создаваемых с участием иностранных страховых фирм. Положить в основу государственного регулирования страховой деятельности порядок обязательной регистрации страховых организаций и лицензирования их деятельности. 3. Все страховые организации подлежат обязательной регистрации в органах государственного страхового надзора по месту своей деятельности. Страховые организации, осуществляющие страховую деятельность на территории более чем одной союзной республики, подлежат регистрации в Государственном страховом надзоре СССР при Кабинете Министров СССР. Страховые организации, зарегистрированные в органе государственного страхового надзора союзной республики, имеют право осуществлять страховую деятельность исключительно на территории этой республики. За регистрацию страховой организации регистрирующим органом взимается плата в размере 10 тыс. рублей. 4. Установить, что страховые организации, созданные после 1 июля 1988 г., обязаны пройти перерегистрацию и получить соответствующую лицензию на право осуществления страховой деятельности в порядке, установленном настоящим постановлением. Страховые организации, не прошедшие регистрацию и перерегистрацию в установленном порядке и не получившие соответствующую лицензию, правом заниматься страховой деятельностью не обладают. Указанным правом не обладают также те организации, для которых страхование не является предметом их основной деятельности. 5. Утвердить прилагаемое Положение о Государственном страховом надзоре СССР при Кабинете Министров СССР. 6. Государственному страховому надзору СССР при Кабинете Министров СССР внести в месячный срок предложения о структуре, численности работников аппарата управления и расходах на его содержание, а также по другим вопросам, требующим решения Правительства СССР. 7. Рекомендовать правительствам союзных республик разработать и утвердить положения об органах государственного страхового надзора союзных республик. 8. Просить Мосгорисполком выделить в г. Москве служебное помещение общей площадью не менее 3 тыс. кв. метров для размещения работников центрального аппарата Государственного страхового надзора СССР при Кабинете Министров СССР. 9. Признать утратившим силу постановление Совета Министров СССР от 17 марта 1989 г. N 235 "О мерах по упорядочению страховой деятельности" (СП СССР, 1989 г., N 16, ст. 52). Премьер-министр СССР В. ПАВЛОВ Управляющий Делами Кабинета Министров СССР И. ПРОСТЯКОВ _______________________ УТВЕРЖДЕНО постановлением Кабинета Министров СССР от 23 июня 1991 г. М 397 П О Л О Ж Е Н И Е о Государственном страховом надзоре СССР при Кабинете Министров СССР 1. Государственный страховой надзор СССР при Кабинете Министров СССР (Госстрахнадзор СССР) является органом государственного управления по регулированию страховой деятельности, выполняющий возложенные на него функции во взаимодействии с соответствующими республиканскими органами. Госстрахнадзор СССР руководствуется в своей деятельности Конституцией СССР, законами СССР и иными решениями Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, актами Президента СССР, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров СССР и настоящим Положением. 2. На Госстрахнадзор СССР возлагается: регистрация страховых организаций, осуществляющих деятельность на территории более чем одной союзной республики, и выдача им лицензий на право проведения страховой деятельности; контроль за соблюдением указанными страховыми организациями действующего законодательства о страховании и размещением временно свободных средств; обеспечение единообразия ведения учета, составления отчетности, формирования резервных фондов, страховых тарифов и прибыли в страховых организациях; разработка методических и нормативных документов, регламентирующих в пределах прав, предоставленных настоящим Положением, деятельность страховых организаций; обобщение страховой практики и дача страховым организациям разъяснений по вопросам применения действующего страхового законодательства, разработка предложений по его совершенствованию; осуществление мероприятий по защите прав и законных интересов страхователей; содействие внедрению новых видов страхования и разработка предложений по совершенствованию страхового дела; ведение государственного реестра страховых организаций. 3. Необходимым условием регистрации и получения лицензии в Госстрахнадзоре СССР является наличие у страховой организации до начала деятельности фонда обеспечения страховых операций (уставного фонда) в размере не менее 2 млн. рублей. При проведении страховых и перестраховочных операций в иностранной валюте страховая организация должна иметь фонд в соответствующей валюте в размере не менее 2 млн. рублей по официальному курсу Госбанка СССР. 4. Регистрация страховой организации в Госстрахнадзоре СССР включает: представление заполненного по установленной форме заявления и решения о ее создании; представление справок банков и других кредитных учреждений о размере уставного фонда; представление устава; представление сведений о профессиональной пригодности руководителей страховой организации, предлагаемых учредителями; присвоение регистрационного номера; занесение организации в официально публикуемый реестр; выдачу свидетельства о регистрации. Страховая организация получает статус юридического лица с момента регистрации. Договоры страхования, заключенные страховыми организациями, не прошедшими регистрацию, являются недействительными. Регистрация осуществляется не позднее 30 дней с даты получения регистрирующим органом заявления со всеми необходимыми документами. Отказ в регистрации страховой организации может последовать по мотивам нарушения установленного порядка создания организации, несоответствия ее учредительных документов требованиям действующего законодательства, профессиональной непригодности руководителей, а также отсутствия уставного фонда в размере, установленном настоящим Положением. Отказ в регистрации страховой организации по мотивам нецелесообразности ее создания не допускается. Если регистрация страховой организации не произведена в установленные сроки либо в ней отказано по мотивам, признанным ее учредителями необоснованными, они могут обратиться в суд. Любые изменения в учредительных документах подлежат обязательной регистрации с внесением необходимых изменений в реестр регистрации. Страховые организации несут ответственность за достоверность сведений, представляемых регистрирующему их органу. 5. Право на проведение страховых операций страховая организация получает с момента получения лицензии. Для получения лицензии страховая организация, прошедшая регистрацию, должна представить следующие документы: план развития страховых операций (виды и объем планируемых операций, максимальная ответственность по индивидуальным рискам, организация перестраховочной защиты); правила или условия страхования; справки банков или иных кредитных учреждений, подтверждающих наличие уставного фонда, запасных или аналогичных фондов. Органы государственного страхового надзора могут потребовать от страховой организации повышения размера этих фондов в рублях или иностранной валюте в зависимости от видов и объема страховых операций; статистическое обоснование применяемой системы тарифных ставок и резервов. Госстрахнадзор СССР обязан выдать лицензию в течение 30 дней со дня получения всех необходимых документов, а в случае отказа в выдаче лицензии сообщить в тот же срок страховой организации о причинах отказа. 6. Контроль за деятельностью страховых организаций со стороны Госстрахнадзора СССР осуществляется с использованием действующей государственной статистической отчетности, а также специальных сведений по формам, им устанавливаемым. Страховые организации обязаны ежегодно публиковать баланс по своим операциям в порядке, устанавливаемом Госстрахнадзором СССР. 7. Госстрахнадзор СССР при осуществлении возложенных на него задач имеет право: разрабатывать методические и нормативные документы, регламентирующие в пределах прав, предоставленных ему настоящим Положением, деятельность страховых организаций; производить проверки соответствия объема денежных средств страховых организаций объему принятых ими обязательств, выполнения ими требований действующего законодательства о страховании и в случае установления нарушений давать обязательные для исполнения предписания; получать от страховых организаций сведения, справки и иную информацию об их финансово-экономической деятельности, а также обращаться за получением такой информации к банкам и другим организациям; устанавливать перечень видов страхования, а также объектов с высокой стоимостью, для проведения страхования которых необходимо наличие лицензий; осуществлять контроль за создаваемыми в страховых организациях необходимыми резервами для обеспечения соответствия между принятыми обязательствами страховых организаций и имеющимися у них средствами; приостанавливать или ограничивать действие выданных лицензий либо принимать решения об их отзыве. 8. В тех случаях, когда в ходе проверок Госстрахнадзором СССР выявлены нарушения страхового законодательства, он вправе давать страховым организациям обязательные для исполнения предписания о принятии в установленные сроки следующих мер: увеличение размера резервных фондов; изменение тарифов, правил, условий страхования; введение или изменение схемы перестрахования; изменение характера вложения временно свободных средств. При несоблюдении указанных предписаний, обнаружении недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия, а также задержке начала страховой деятельности более чем на один год с даты выдачи лицензии Госстрахнадзор СССР имеет право временно приостанавливать действие выданных страховой организации лицензий либо ограничивать их действие. В случаях систематического нарушения страховой организацией требований действующего страхового законодательства, неисполнения предписаний Госстрахнадзора СССР, осуществления запрещенных законом операций или операций, выходящих за пределы правоспособности страховой организации, последний вправе принять решение об отзыве лицензии и приостановлении операций страховых организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях. 9. Госстрахнадзор СССР возглавляет Председатель, назначаемый на должность Кабинетом Министров СССР. Председатель Госстрахнадзора СССР имеет трех заместителей (в том числе одного первого), назначаемых на должность Кабинетом Министров СССР. 10. Председатель Госстрахнадзора СССР несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Госстрахнадзор СССР задач. 11. Структура и численность работников центрального аппарата Госстрахнадзора СССР утверждаются Кабинетом Министров СССР. 12. Работникам Госстрахнадзора СССР запрещается участие, в том числе путем совмещения должностей, в деятельности страховых организаций. 13. В Госстрахнадзоре СССР образуется коллегия в составе Председателя Госстрахнадзора СССР и заместителей Председателя по должности, а также других руководящих работников Госстрахнадзора СССР и руководителей органов государственного страхового надзора союзных республик. Коллегия Госстрахнадзора СССР на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает важнейшие вопросы организации выполнения стоящих перед органами государственного страхового надзора задач в области регулирования страховой деятельности. Решения коллегии проводятся в жизнь постановлениями и приказами Председателя Госстрахнадзора СССР. 14. Госстрахнадзор СССР издает обзоры практики применения законодательства по вопросам, входящим в его компетенцию, и вносит в Кабинет Министров СССР предложения по совершенствованию законодательства в области страхования. 15. Госстрахнадзор СССР в пределах своих полномочий издает постановления, инструкции, а также дает указания (предписания), обязательные для исполнения всеми страховыми организациями. 16. Должностные лица Госстрахнадзора СССР при выполнении своих обязанностей имеют право производить проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов и иных документов страховых организаций, связанных с их деятельностью. Должностные лица Госстрахнадзора СССР не вправе публиковать или разглашать иным способом ставшие им известными сведения о финансово-хозяйственном положении страховых организаций, а равно иные сведения, составляющие коммерческую тайну этих организаций. 17. Госстрахнадзор СССР работает в тесном взаимодействии с органами государственного управления, правоохранительными, финансовыми и другими контролирующими органами. 18. Госстрахнадзор СССР является юридическим лицом, имеет самостоятельную смету расходов, расчетный счет в учреждении Госбанка СССР, печать с изображением Государственного герба СССР и со своим наименованием. ____________


Информация по документу
Читайте также