Расширенный поиск

Письмо Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 09.03.2000 № 12-3-02/365

 



           УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                 ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                              ПИСЬМО


                 О присвоении ИНН физическим лицам

     Управление организации учета  налогоплательщиков  Министерства
Российской Федерации по налогам  и  сборам  (далее  -  МНС  России)
рассмотрело  поступившее  в  наш  адрес  11.02.2000  обращение   от
14.01.2000 N 04-52/11-29 и сообщает ответы на  поставленные  в  нем
вопросы.
     1. Вопрос:  Налоговые  органы  Москвы  и  Московской   области
требуют от организаций (юридических  лиц)  организовать  работу  по
присвоению идентификационных номеров налогоплательщиков  физическим
лицам,  работающим  в  этих  организациях  по  трудовому   договору
(контракту). На основании каких актов федерального законодательства
это делается?
     Ответ:  Организация  работы  по  учету  налогоплательщиков   и
присвоению им идентификационных номеров налогоплательщиков (далее -
ИНН) осуществляется налоговыми органами на основании следующих норм
законодательства Российской Федерации.
     Конституцией  Российской   Федерации,   принятой   всенародным
голосованием  12   декабря   1993 года   (далее   -   Конституция),
установлено, что органы  государственной  власти,  органы  местного
самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны
соблюдать Конституцию и законы (пункт 2 статьи 15).
     Согласно статье 57 Конституции каждый обязан  платить  законно
установленные налоги и сборы.
     Законодательство  Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах
состоит из Налогового  кодекса  Российской  Федерации  (в  редакции
Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, 155-ФЗ  и  от  02.01.2000
N 13-ФЗ)  (далее  -  НК  РФ)  и  принятых  в  соответствии  с   ним
федеральных законов о налогах и сборах.
     Обязанности   налоговых   органов   и   налогоплательщиков   -
юридических и физических лиц при постановке их на учет в  налоговых
органах установлены в статьях 23, 32, 83, 84 НК РФ.
     Пунктом  1  статьи  83  НК  РФ  предусмотрено,  что  в   целях
проведения   налогового   контроля    налогоплательщики    подлежат
постановке на учет в налоговых органах.
     Согласно пункту 7 статьи 84 НК  РФ  каждому  налогоплательщику
присваивается единый по всем видам налогов и сборов,  в  том  числе
подлежащих уплате в связи с перемещением товаров  через  таможенную
границу Российской  Федерации,  и  на  всей  территории  Российской
Федерации идентификационный номер налогоплательщика.
     Порядок и условия присвоения, применения,  а  также  изменения
идентификационного    номера     налогоплательщика     определяются
Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
     Соответствующий порядок и формы документов,  используемые  при
учете в налоговом органе юридических и физических  лиц,  утверждены
приказом МНС России от 27.11.98  N ГБ-3-12/309  (зарегистрирован  в
Минюсте России 22.12.98 N 1664) (далее - приказ N 309).
     Согласно    установленному    порядку    ИНН     присваивается
налогоплательщику - физическому лицу при постановке его на  учет  в
налоговом органе по месту жительства. Присвоенный  ИНН  вносится  в
выдаваемое налогоплательщику свидетельство о постановке на  учет  в
налоговом органе (далее - свидетельство), форма которого утверждена
этим же  приказом.  Свидетельство  оформляется  на  бланке  строгой
отчетности и является единственным документом,  путем  предъявления
которого налогоплательщик  подтверждает  согласно  законодательству
перед третьими лицами факт постановки на учет в налоговом органе  и
присвоенный ИНН.
     Таким образом, введение ИНН направлено на реализацию  контроля
за  выполнением  гражданами  обязанности,  установленной  для   них
статьей 57 Конституции, в порядке, установленном нормами  главы  14
НК РФ.
     При   проведении   налогового   контроля   налоговые    органы
руководствуются также статьей 24 НК РФ, согласно которой  налоговые
агенты обязаны вести учет выплаченных  налогоплательщикам  доходов,
удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды)  налогов,
в том числе  персонально  по  каждому  налогоплательщику,  а  также
представлять в налоговый орган по  месту  своего  учета  документы,
необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления,
удержания и перечисления налогов.
     К налоговым агентам относятся, в частности, указанные в Законе
Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1  "О подоходном  налоге  с
физических лиц" (с  последующими  изменениями)  лица  (организации,
индивидуальные  предприниматели  и  др.),  являющиеся   источниками
выплаты доходов физическим лицам.
     Налоговый  агент   несет   предусмотренную   законодательством
ответственность за недостоверность представленных в налоговый орган
сведений о доходах, выплаченных конкретному физическому лицу.
     Недостоверность указанных сведений может возникать по причинам
устаревания  ранее  полученных  предприятием  персональных   данных
физического лица - получателя доходов (замена документов, изменение
имени, адреса места жительства и т.п.) и  легко  устраняется  путем
применения  ИНН  физического  лица.  Выявление   случаев   неточной
идентификации физических лиц в сведениях о выплаченных  им  доходах
осуществляется налоговыми органами согласно нормам главы 14 НК РФ в
ходе проведения налоговых проверок источников выплаты доходов.
     Следовательно, налоговый агент непосредственно заинтересован в
применении ИНН  физических  лиц  в  подаваемой  в  налоговый  орган
налоговой отчетности.
     Кроме  того,  налоговые  органы  руководствуются   положениями
гражданского законодательства, в том  числе  пунктом  1  статьи  11
Федерального   закона   от   20.02.95    N 24-ФЗ    "Об информации,
информатизации  и  защите  информации"  (далее  -  Закон  N 24-ФЗ),
согласно  которому  персональные  данные  относятся   к   категории
конфиденциальной информации. Пунктом 3 данной статьи предусмотрено,
что  юридические  и  физические  лица,  в  соответствии  со  своими
полномочиями  владеющие  информацией  о  гражданах,  получающие   и
использующие   ее,   несут   ответственность   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации за нарушение режима  защиты,
обработки и порядка использования этой информации.
     Именно в связи с этими нормами законодательства  приказом  МНС
России от 19.07.99  N АП-3-12/224  "О мероприятиях  по  обеспечению
применения   идентификационных   номеров    налогоплательщиков    -
физических лиц в  налоговой  отчетности"  (далее  -  приказ  N 224)
предусмотрена возможность применения  в  налоговой  отчетности  ИНН
физических лиц взамен их персональных данных.
     Следовательно, налоговый агент  может  быть  заинтересован  не
указывать в налоговой  отчетности  персональные  данные  физических
лиц, если есть возможность указать их ИНН. Для этого ему необходимо
получить сведения об ИНН  физических  лиц  -  получателей  доходов.
Дополнительно  необходимо  отметить,  что  налоговый  орган  вправе
согласно  пункту  2  статьи  432  Гражданского  кодекса  Российской
Федерации (далее - ГК РФ) направить  налоговому  агенту,  используя
указанную его заинтересованность,  предложение  распространить  для
оформления  физическими  лицами  -  получателями   доходов   бланки
заявления физического лица о выдаче ему свидетельства о  постановке
на  учет  в  налоговом  органе  по  месту  жительства  и   передать
оформленные заявления в налоговый орган.  При  получении  налоговым
органом от налогового агента согласия на указанное предложение  оно
считается принятым. Налоговый орган предоставляет налоговому агенту
в требуемом количестве указанные бланки. Налоговый агент возвращает
налоговому органу оформленные заявления.
     Таким образом, налоговые  органы  не  вправе  требовать  и  не
требуют от работодателей организовывать работу  по  присвоению  ИНН
физическим лицам, заключившим с ними трудовой договор (контракт).
     2. Вопрос: На основании какого федерального  закона  налоговые
органы Москвы и Московской области требуют  постановки  на  учет  с
присвоением ИНН всех без исключения физических лиц?
     Ответ: Если физическое лицо  осуществляет  предпринимательскую
деятельность  без  образования  юридического  лица  либо   является
частным нотариусом, частным  охранником,  частным  детективом,  оно
согласно нормам статей 11, 83 НК  РФ  обязано  подать  заявление  о
постановке на учет в налоговом органе  по  месту  жительства.  Если
физическое лицо не  осуществляет  предпринимательскую  деятельность
либо частную практику  как  нотариус,  или  частный  охранник,  или
частный детектив, то оно  подлежит  постановке  на  учет  только  в
случае,  если   в   налоговый   орган   поступила   информация   от
регистрирующих органов, поименованных в статье 85 Кодекса.  В  этих
случаях налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое
лицо о постановке его на учет.
     Таким образом, налоговые  органы  не  вправе  требовать  и  не
требуют постановки на учет с присвоением ИНН  всех  без  исключения
физических лиц.
     Вместе с тем следует отметить, что необходимость получения ИНН
физическим лицом может возникнуть в связи с обязанностью  подать  в
налоговые органы декларацию. Это обусловлено нормой,  установленной
пунктом 7 статьи 84 НК РФ, требующей указывать ИНН в  подаваемых  в
налоговый  орган  документах,  и  установленной   законодательством
ответственностью  за  недостоверность  сведений  в   подаваемых   в
налоговые органы документах.
     Приказом N 309 предусмотрено также, что  физическое  лицо,  не
имеющее обязанности  встать  на  учет  в  налоговом  органе,  может
получить ИНН и  соответствующее  свидетельство  по  желанию,  подав
заявление по форме, установленной данным приказом.
     Пунктом 2 приказа N 224 руководителям Управлений МНС России по
субъектам Российской Федерации поручено в течение  1999-2000  годов
поэтапно  организовать  и  постоянно  контролировать  осуществление
подведомственными налоговыми органами мероприятий по присвоению ИНН
физическим лицам - получателям доходов, доведению сведений об  этом
до соответствующих источников выплаты доходов и контролю применения
ими указанных ИНН в представляемой  в  налоговые  органы  налоговой
отчетности.
     Согласно праву, предоставленному  Управлениям  МНС  России  по
субъектам Российской Федерации пунктом 8 приказа N 224,  Управление
МНС  России  по  г. Москве  своим   приказом   от   12.11.99   N 68
"Об организации  работы  по  присвоению  идентификационных  номеров
налогоплательщиков физическим лицам - получателям доходов" (далее -
приказ   N 68)   определило,   что   проведение    данной    работы
подведомственными   налоговыми    органами    на    соответствующих
территориях в первую очередь осуществляется через состоящие  в  них
на учете организации - источники выплаты доходов.
     Основания для проведения данной работы  указаны  в  ответе  на
первый вопрос.
     Заинтересованность  физического  лица  в   подаче   указанного
заявления  именно  через  источник  выплаты   доходов   состоит   в
отсутствии  необходимости  для  физического  лица  в  таком  случае
посещать  налоговый  орган  с   целью   подачи   этого   заявления.
Заинтересованность физического лица в получении ИНН состоит в  том,
что при применении ИНН в налоговой отчетности  взамен  персональных
данных будет обеспечиваться соблюдение прав  и  свобод  человека  и
гражданина, установленных нормами пункта 3 статьи 17, статей 23, 24
Конституции (то есть в связи с осуществлением  налогового  контроля
данного лица не будут нарушаться права и свободы других лиц,  будут
обеспечиваться конфиденциальность сведений  о  гражданах  и  доступ
каждому к сведениям о себе, а также не будет ограничиваться свобода
передвижения, выбора места пребывания и места жительства).
     3. Вопрос: Каковы юридические последствия  отказа  физического
лица  (не  являющегося   индивидуальным   предпринимателем   и   не
подпадающего под действие  статьи  85  НК  РФ)  подписать  (подать)
заявление в налоговый орган о постановке его на учет?
     Ответ:  Как  указано  в  ответах  на  предыдущие  вопросы,   в
определенных случаях, связанных с применением ИНН физического  лица
- получателя доходов, как для  самих  физических  лиц,  так  и  для
источников  выплаты  им  доходов  может  наступать  предусмотренная
законодательством ответственность  за  недостоверность  сведений  в
подаваемых в налоговые органы документах.
     Никаких  непосредственных   юридических   последствий   отказа
физического лица - получателя доходов подписать (подать)  заявление
в налоговый орган о выдаче ему свидетельства о постановке на учет в
налоговом органе действующим законодательством Российской Федерации
для    физических    лиц,     не     являющихся     индивидуальными
предпринимателями, не предусмотрено.
     Однако такой отказ не ведет к фактической непостановке на учет
в налоговом органе физических лиц,  не  являющихся  индивидуальными
предпринимателями, поскольку налоговые  органы  обязаны  на  основе
имеющихся сведений принимать меры к  постановке  налогоплательщиков
на учет в налоговых органах.
     Основные направления работы налоговых органов по постановке на
учет физических лиц - получателей доходов, не  имеющих  обязанности
встать на учет и подать декларацию о доходах в налоговый  орган,  и
присвоению им ИНН установлены пунктом 5 упомянутого приказа N 224.
     На   основе   данных   учета   налогоплательщиков   в    целях
осуществления налогового контроля МНС России и его органы на местах
ведут Единый государственный  реестр  налогоплательщиков  (далее  -
ЕГРН).
     Получив налоговую декларацию,  налоговый  орган  при  контроле
указанных в  ней  данных  вправе  проверить  достоверность  ИНН  по
сведениям, включенным в ЕГРН.
     В случае, если физическое  лицо  получило  ранее  ИНН,  но  не
указало либо неправильно указало, налоговый  орган  вправе  принять
решение  о  привлечении  его   к   ответственности,   установленной
законодательством.
     4. Вопрос: Налоговые органы  требуют,  чтобы  физические  лица
подали заявление о постановке на учет в налоговый  орган  по  месту
жительства. Кем будут возмещены расходы по проезду физического лица
в налоговый орган и обратно?
     Ответ: Статьей 37 Конституции за каждым  закреплено  право  на
выбор рода деятельности.
     Согласно статье 34 Конституции каждый имеет право на свободное
использование    своих     способностей     и     имущества     для
предпринимательской и иной  не  запрещенной  законом  экономической
деятельности.
     Таким  образом,  если  физическое  лицо   выбрало   себе   род
деятельности  в  качестве  индивидуального   предпринимателя,   оно
добровольно  приняло   на   себя   и   выполнение   соответствующих
обязанностей по соблюдению законодательства Российской Федерации  о
налогах и сборах.
     Пунктом 3 статьи 83 НК РФ на  индивидуального  предпринимателя
возложена обязанность подать  заявление  о  постановке  на  учет  в
налоговый орган по месту жительства.
     Физические   лица,    не    относящиеся    к    индивидуальным
предпринимателям, как указывалось выше, подают заявление  о  выдаче
свидетельства о постановке на  учет  в  налоговый  орган  по  месту
жительства исключительно на основе свободного  волеизъявления.  При
этом все без исключения физические лица добровольно берут  на  себя
расходы по проезду в налоговый орган и обратно  для  постановки  на
учет.
     В случае, если физическое лицо не состоит на учете в налоговом
органе либо не может лично участвовать  в  необходимых  процедурах,
оно вправе в соответствии с положениями главы 4 НК РФ  уполномочить
на это участие другое лицо, в том числе источник выплаты доходов.
     Действующим законодательством  Российской  Федерации  в  общем
случае не предусмотрено возмещение расходов на проезд  в  налоговый
орган и обратно для постановки на учет лицам, принявшим на себя  их
добровольно.
     5. Вопрос:  Обязан  ли  налоговый  орган  официально   вызвать
физическое лицо для постановки на учет?
     Ответ: Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые
органы    обязаны    вести    в    установленном    порядке    учет
налогоплательщиков.
     При этом законодательством о налогах и  сборах  для  налоговых
органов не установлено обязанности  вызывать  налогоплательщиков  с
целью их постановки на учет.
     Вместе с тем налоговый орган с указанной целью вправе согласно
нормам  главы  28  ГК  РФ  предложить  налогоплательщику   посетить
налоговый орган.
     6. Вопрос: Обязана ли организация  оплатить  время  отсутствия
физического лица на рабочем месте по  причине  подачи  заявления  о
постановке на учет в налоговый орган, в каком размере?
     Ответ: Как следует из ответа на  четвертый  вопрос,  посещение
налогоплательщиком налогового органа для подачи заявления о  выдаче
свидетельства о постановке на учет происходит добровольно.
     При  этом  организация  обязана  оплатить   время   отсутствия
физического лица на рабочем месте в том случае, если она приняла на
себя  такие  обязательства  по   договору   с   физическим   лицом,
заключенному согласно упомянутым нормам ГК РФ. От этих обязательств
зависит и размер оплаты.


     Начальник Управления
     организации учета налогоплательщиков
     Министерства РФ по налогам и сборам                 В.Казакова

Информация по документу
Читайте также