Расширенный поиск

Постановление Правительства Москвы от 22.06.2010 № 522-ПП

 



                            М О С К В А

                       ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                   от 22 июня 2010 года N 522-ПП

                                   Утратилo силу - Постановление
                                        Правительства Москвы
                                     от 06.06.2016 г. N 312-ПП

      О Концепции реализации государственной политики в сфере
              межэтнических отношений в городе Москве

     В целях  эффективной  реализации  государственной  политики  в
сфере  межэтнических  отношений,  совершенствования  комплексного и
системного  подхода  к  регулированию  этносоциальных  процессов  в
городе  Москве  как столице Российской Федерации и в соответствии с
постановлением Правительства Москвы от 8 сентября 2009 г.  N 945-ПП
"О     дополнительных     мерах    по    профилактике    ксенофобии
этнополитического экстремизма в  молодежной  среде  города  Москвы"
Правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить Концепцию реализации  государственной  политики  в
сфере  межэтнических  отношений в городе Москве (далее - Концепция)
согласно приложению к настоящему постановлению.
     2. Комитету  межрегиональных  связей  и  национальной политики
города Москвы в соответствии с Концепцией разработать и представить
в   IV   квартале  2010  г.  на  утверждение  Правительства  Москвы
комплексные мероприятия по реализации  государственной  политики  в
сфере межэтнических отношений на 2011 год (далее - Мероприятия).
     3. Органам исполнительной власти города Москвы,  участвующим в
реализации  Концепции,  до 1 августа 2010 г.  представить в Комитет
межрегиональных  связей  и  национальной  политики  города   Москвы
конкретные  предложения  по  реализации  государственной политики в
сфере межэтнических отношений в городе  Москве  по  соответствующим
направлениям   деятельности   с   учетом  положений  Концепции  для
формирования Мероприятий (п.2).
     4. Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Мэра  Москвы  в  Правительстве  Москвы  по  вопросам
межрегионального сотрудничества, спорта и туризма Байдакова С.Л.


П.п.Мэр Москвы                                           Ю.М.Лужков



                               Приложение
                               к постановлению Правительства Москвы
                               от 22 июня 2010 г.
                               N 522-ПП


           Концепция реализации государственной политики
          в сфере межэтнических отношений в городе Москве

                              Москва
                              2010 г.

     1. Общие положения

     Реализация государственной  политики  в  сфере   межэтнических
отношений в городе Москве - системная деятельность по осуществлению
нормативно-правовых    и    организационных    мер,     учитывающих
конституционные     права    граждан    на    свободу    этнической
самоидентификации в процессе  регулирования  социальных  отношений,
направленная   на   сплочение   городского   сообщества  на  основе
гражданственности,  культурных и нравственных ценностей российского
общества.
     При этом учитывается роль  города  Москвы  как  политического,
экономического     и    культурного    центра    многонационального
федеративного  государства   Российской   Федерации,   его   особое
консолидирующее  значение  для  укрепления  единства и солидарности
многонационального   народа   Российской   Федерации   как   единой
гражданской российской нации.
     Концепция направлена на  поддержание  и  развитие  исторически
сложившихся     традиций     внутригородской     жизни,     решение
общенациональных   задач    государства,    развитие    гражданской
идентичности  и  обеспечение  прав  граждан  на  удовлетворение  их
этнокультурных, языковых и религиозных запросов.
     Государственная политика  в  сфере  межэтнических  отношений в
городе Москве осуществляется, прежде всего, посредством обеспечения
прав  и свобод человека и гражданина,  гарантированных Конституцией
Российской  Федерации,  соблюдения  принципов  свободы  совести   и
равенства религиозных объединений перед законом,  а также диалога и
сотрудничества    между    государственными    органами     власти,
муниципальными    образованиями   города   Москвы   и   институтами
гражданского общества.
     Правовую основу  реализации  государственной  политики в сфере
межэтнических отношений  в  городе  Москве  составляют  Конституция
Российской Федерации,  международные договоры Российской Федерации,
федеральные  конституционные  законы,  федеральные   законы,   иные
законодательные  акты Российской Федерации,  а также Устав и законы
города Москвы,  нормативные правовые  акты  органов  исполнительной
власти Российской Федерации и города Москвы, настоящая Концепция.
     Государственная политика в  сфере  межэтнических  отношений  в
городе Москве направлена на защиту интересов городского сообщества,
обеспечение  прав  и  свобод  жителей  города  Москвы  и   временно
находящихся  на ее территории иностранных граждан,  а также лиц без
гражданства.
     Субъектом права  в  указанной сфере выступает как личность или
группа граждан (физических лиц),  реализующих свое  конституционное
право  на свободу этнической самоидентификации,  так и общественные
объединения,  в том числе ассоциированные по этническому  принципу.
При   этом  права  групп  граждан  (физических  лиц)  исчерпываются
индивидуальными правами ее членов.
     Концепция основана      на      гуманистических      ценностях
справедливости,      свободы,      человеческого       достоинства,
взаимопонимания,  а  также  на  ценностях российского патриотизма и
интернационализма.
     Концепция учитывает      взаимосвязанность     этнокультурных,
демографических, миграционных и экономических процессов, их влияние
на  сферу межэтнических отношений и предусматривает согласованность
усилий органов исполнительной власти города Москвы, межотраслевую и
межведомственную координацию деятельности по поддержанию социальной
стабильности в сфере межэтнических отношений в городе Москве.
     Концепция определяет     стратегию    интеграции    городского
сообщества  как  наиболее   эффективную   в   условиях   столичного
мегаполиса  и  является  основой  для  создания  целостной  системы
нормативно-правовых,     социально-экономических,     политических,
государственно-управленческих  мер  по регулированию этносоциальных
процессов в городе Москве.
     Настоящая Концепция      представляет      собой     изложение
принципиальных подходов и положений по  реализации  государственной
политики   в   сфере   межэтнических   отношений  с  учетом  реалий
общественной жизни города Москвы и призвана  стать  ориентиром  для
органов  исполнительной  власти  города  Москвы,  органов  местного
самоуправления,   трудовых    коллективов,    учебных    заведений,
общественных   объединений   при   принятии  решений,  влияющих  на
межэтнические отношения.

     2. Специфика и роль города Москвы как политического центра
        Российской Федерации

     Москва, одновременно  являясь  субъектом Российской Федерации,
городом-мегаполисом и столицей России, а также историческим центром
русской   и   российской   государственности,   представляет  собой
уникальную  агломерацию.  Совокупность  этих   качеств   определяет
характерные именно для Москвы функции:
     - города,   в   котором   необходимо   обеспечить   реализацию
современных   общественно-политических,   гражданских  и  досуговых
интересов    городского    сообщества,    а    также    обеспечение
фундаментальных  прав на свободу самовыражения,  социальную защиту,
образование и труд;
     - субъекта  Российской  Федерации  как средоточия значительной
части экономического и финансового потенциала страны;
     - научного, образовательного центра;
     - культурно-исторического центра;
     - общероссийского финансового центра;
     - наиболее инвестиционно привлекательного региона;
     - передового  в  социальном,  культурном и инновационном плане
города-мегаполиса постиндустриального типа;
     - центра    промышленности    и   инновационной   модернизации
экономики;
     - центра туризма;
     - региона, привлекательного с точки зрения миграции;
     - информационного,  медийного  центра  Российской  Федерации.
     Москва как столица Российской Федерации призвана  олицетворять
современный  и перспективный облик страны,  выполнять ряд столичных
функций,  под которыми понимается совокупность мер  по  обеспечению
соответствующих  условий  размещения и функционирования федеральных
органов   власти,    по    выполнению    представительских    задач
общероссийского  и  международного  уровней,  а также по реализации
связанных с этим обязательств.
     Москва как    субъект   Российской   Федерации   в   последнее
десятилетие  ХХ  века  сыграла  значительную  роль   в   сохранении
государственно-политического   и   национального  единства  страны,
восстановлении общественно-политических  связей  между  народами  и
республиками  бывшего  СССР,  развитии  интеграционных процессов на
постсоветском пространстве.
     В связи  с  этим миссия города Москвы как политического центра
многонационального  федеративного  государства   определяется   его
консолидирующей ролью в деле укрепления единства многонационального
народа   Российской   Федерации,    обеспечения    этнополитической
стабильности,   утверждения   и  развития  принципов  ответственной
гражданственности и межэтнического согласия.
     Это обусловливает     необходимость    дальнейшего    развития
московского социума как сообщества социально ответственных  горожан
высокого   культурного  и  морального  уровня.  Важнейшим  условием
поступательного движения в этом  направлении  является  утверждение
атмосферы  уважения  достоинства  человеческой личности,  различных
политических убеждений, культурных и религиозных традиций горожан.

     3. Этносоциальные процессы и их регулирование

     Первая Всероссийская перепись населения, проведенная 28 января
1897 г.,  зафиксировала  в  городе  Москве  и  ее пригородах 1 млн.
426 тыс.  человек.  Рост численности москвичей во многом происходил
за   счет  миграционного  притока.  Материалы  переписи  1912  года
показали,  что  около  85%  жителей  родились  вне  города  Москвы.
Согласно  данным  переписи  населения  2002  года  в  городе Москве
проживают представители более 160 национальностей. Общее количество
проживающих составляет 10,4 млн.  человек.  Население города Москвы
за XX век выросло в 10 раз,  а площадь городской территории с  60-х
годов увеличилась лишь на 10%. Жители города Москвы, относящие себя
к русской национальности составляют 84,7%  Не менее  трети  жителей
города Москвы рождены от браков,  в которых муж и жена относят себя
к разным национальностям. В течение многих поколений сформировалась
интегрированная  общность на основе урбанистической и русскоязычной
культуры - "москвичи".
     Под влиянием   массовых   и   быстрых   миграционных  потоков,
начавшихся  в  90-е  годы,  произошли  существенные   изменения   в
этническом  и  социальном  составе города Москвы.  Во многом именно
чрезвычайно высокие  темпы  прироста  в  короткие  отрезки  времени
отдельных   категорий   мигрантов   способствовали  распространению
ксенофобии  и  мигрантофобии,  которые  отразились  на   негативном
восприятии    представителей   соответствующих   этнических   групп
постоянным населением  Москвы.  Однако  непосредственно  этнический
фактор,  как  таковой,  не имеет определяющего влияния на состояние
социальной  стабильности  городского  сообщества,  а  придает  иное
звучание социальным проблемам.
     Среди приезжих   выделяются   временные   трудовые   мигранты,
нацеленные, прежде всего, на заработки, и те, которые ориентированы
на постоянное жительство  в  Москве.  Данные  категории  практикуют
разные   стратегии   адаптации  к  жизни  в  столичном  мегаполисе.
Большинство участников современных  миграционных  потоков  привыкли
ориентироваться на традиционную жесткую систему правил и норм,  а в
силу естественного стремления к объединению по признакам этнической
принадлежности предпочитают компактное проживание.  В свою очередь,
специфика современной московской культуры не воспринимается ими как
устойчивая  и  определенная  культурная  целостность.  В результате
внутри городского сообщества  наметились  тенденции  к  воссозданию
привычной этнокультурной среды,  определенной субкультуры,  которая
затем может  воспроизводиться  в  следующем  поколении  и  являться
основой для разрастания барьеров во взаимопонимании.
     Несмотря на  то,  что  этнические  и   миграционные   процессы
представляют  собой,  по  сути,  два  разных  феномена,  в сознании
москвичей они предстают в виде единого целого,  а призывы борьбы  с
нелегальной миграцией зачастую имеют именно межэтнический контекст.
Однако подавляющая часть жителей Москвы русской  национальности  не
имеет  националистических убеждений,  а возросшая в последнее время
значимость своей этнической  принадлежности  является  реакцией  на
резкое  изменение  привычного этнокультурного фона городской среды,
опасением утраты культурных границ и понижения статуса. Кроме того,
особенность негативных установок у части городского сообщества не в
тотальном отвержении других народов,  а в избирательном  негативном
отношении к определенным этническим группам, что свидетельствует не
о низкой толерантности вообще,  а  о  негативном  образе  отдельных
национальностей, в основном, сформированном информационной средой.
     Подавляющая часть москвичей в той или иной  мере  отрицательно
относятся  к радикальным националистическим объединениям.  Вместе с
тем негативные тенденции в  общественном  сознании  могут  получить
развитие в связи с продолжающимся процессом социального расслоения,
пробелами   миграционной   политики,   а    также    использованием
этнополитического   фактора   экстремистскими  и  безответственными
политическими  силами.  Ультраправые  группы   активно   используют
тактики  эскалации  напряженности,  в  том  числе  с использованием
средств массовой коммуникации,  развивая сетевые структуры,  в  том
числе   в   сети   Интернет.   Показательным  примером  воздействия
информационной  среды  на  массовое  сознание  является   то,   что
большинство   москвичей,   принимавших  участие  в  социологических
опросах, считают, что межэтнические отношения в городе Москве в той
или   иной   мере   напряженные.   Но   лишь  малая  часть  из  них
непосредственно   сталкивались   с   ситуациями,    которые    были
охарактеризованы   ими  как  противоречия  на  почве  межэтнических
отношений.
     В свою очередь,  представители этнических групп, проживающие в
городе Москве, сильно дифференцированы не только социально, но и по
степени выраженности этнической идентичности.  Для одних,  особенно
для проживающих в Москве более 15 лет,  традиционные этнокультурные
границы   реально  стираются,  а  этническая  принадлежность  носит
довольно условный характер.  Для других,  этническая принадлежность
по-прежнему  имеет  важное  значение в их жизни и служит условием в
выборе   ближайшего   окружения,   причастности   к   межэтническим
конфликтам,  произошедшим  на  исторической  родине.  В  этой связи
утверждать  о  единых  интересах  какой-либо  этнической  группы  в
масштабах города Москвы оснований нет.
     В настоящее время для большинства граждан одно из определяющих
значений   в   самоидентификации   имеет   религия.   Называя  себя
православными,  мусульманами,  буддистами,  подавляющее большинство
москвичей    лишь    фиксируют    принадлежность   к   определенной
этнокультурной  среде,  при  этом  зачастую  оставаясь   носителями
светского  мировоззрения,  воспринимая религию в качестве одного из
основных элементов культуры  соответствующего  народа  и  средством
укрепления этнического самосознания.
     С другой стороны,  существует значительное количество граждан,
имеющих  собственно  религиозное  мировоззрение  и  соответствующую
шкалу  ценностных  ориентиров,  которые  в   условиях   современных
процессов   глобализации   выполняют   различные   функции   -   от
психологически-оборонительной до агрессивно наступательной.  В свою
очередь,  внешние  и  внутренние  деструктивные  силы эксплуатируют
социальное  недовольство  и  используют  религиозный   фактор   для
политической  и  этнополитической мобилизации людей.  В этом случае
можно  предположить,  что  в  условиях   обострения   межэтнических
отношений  религиозный  фактор  может оказать негативное влияние на
развитие ситуации.
     С конца 90-х гг.  комплекс задач по реализации государственной
национальной политики,  в том  числе  по  профилактике  ксенофобии,
национальной  и  религиозной  нетерпимости,  в  основном,  решается
посредством реализации городских целевых программ.
     Мировоззренческая основа   каждой  из  программ,  несмотря  на
преемственность,    имела    свои    особенности,     обусловленные
доминирующими  на  момент их разработки теоретико-методологическими
подходами.  Несмотря  на  их  соответствие   политическим   реалиям
текущего   момента,   именно  определенные  отличия  в  методологии
затруднили формирование  единого  стратегического  видения  решения
вопросов  указанной  сферы  в  органах исполнительной власти города
Москвы.
     Вместе с тем эффективность реализации государственной политики
в сфере межэтнических отношений в городе Москве во  многом  зависит
от   наличия   адекватной   теоретико-методологической   основы   и
интегрирующего    мировоззрения,    способствующего    эффективному
утверждению  в  городском  сообществе  общеразделяемых  ориентиров,
принципов и приоритетов.

     4. Принципы реализации государственной политики в сфере
        межэтнических отношений в городе Москве

     Реализация государственной   политики  в  сфере  межэтнических
отношений в городе Москве направлена на активизацию  и  мобилизацию
человеческого, интеллектуального потенциала городского сообщества в
целях  безопасного  и  поступательного  развития   города   Москвы,
соблюдение   и   защиту   гарантированных  Конституцией  Российской
Федерации прав и свобод человека и гражданина.
     Концепция учитывает    принципы,    заложенные    в   Основных
направлениях стратегии развития города Москвы  на  период  до  2025
года,  одобренных  постановлением  Правительства  Москвы от 26 июня
2007 г.  N 513-ПП "О стратегии развития города Москвы на период  до
2025  года".  Ее  генеральная  цель  -  последовательное  повышение
качества и  безопасности  жизни  москвичей  на  основе  устойчивого
социально-экономического   развития   города,   передовых   методов
городского управления,  использования  современного  прогрессивного
международного опыта посредством роста благосостояния населения,  а
также создания условий,  обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие  человека,  самореализацию  и  экономическую независимость
человека,  укрепление семьи, нравственности и социальных принципов,
развитие гражданского общества и его институтов.
     В городе  Москве  социальные  принципы  являются  базовыми   в
реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений
в городе Москве и заключаются в:
     - равенстве  прав и свобод человека и гражданина независимо от
расы, этнической принадлежности, отношения к религии;
     - обеспечении  соответствия  законов  и  иных правовых актов в
области реализации государственной политики в  сфере  межэтнических
отношений реалиям социально-экономического развития;
     - запрете любых форм ограничения  прав  граждан  по  признакам
социальной,   расовой,   этнической,   языковой   или   религиозной
принадлежности;
     - непримиримости   к   проявлениям   шовинизма,   агрессивного
национализма и расизма;
     - пресечении   деятельности,   направленной   на   возбуждение
этносоциальной,  расовой,  национальной  и  религиозной  розни,  на
подрыв основ безопасности государства;
     - развитии интегрирующей  роли  русского  языка  в  укреплении
единства соционормативного пространства городского сообщества;
     - совместимости и взаимодополняемости гражданской и этнической
составляющих в идентичности гражданина;
     - утверждении  стратегии  интеграции  в  качестве  базовой   в
реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений
в городе Москве;
     - сохранении   исторического  и  культурного  наследия  города
Москвы,  исторически сложившихся  традиций  городского  сообщества,
основанных  на русском культурном базисе с обеспечением условий для
удовлетворения этнокультурных запросов  жителей  Москвы,  относящим
себя к различным национальностям;
     - содействии интеграции в  городское  сообщество  иммигрантов,
добровольно  переселяющихся  на постоянное место жительства в город
Москву;
     - воспитании   молодежи   в  духе  российского  патриотизма  и
интернационализма;
     - раннем  предупреждении,  профилактике  и  мирном  разрешении
противоречий и конфликтов на этнической,  расовой  или  религиозной
почве;
     - утверждении    принципов    взаимопонимания    в    вопросах
межрелигиозного диалога.
     Концепция утверждает,    что     права     человека     должны
согласовываться с другими общечеловеческими ценностями и сочетаться
с определенными обязанностями.  Концепция ориентирует  на  то,  что
гражданская  солидарность  городского  сообщества  основывается  не
только на признании и защите гуманистических  ценностей,  но  и  на
противодействии  деструктивным  явлениям общественного развития,  в
том  числе  межэтнической  и  межрелигиозной  ненависти  и  вражде,
радикальному национализму,  ставящим интересы какой-либо этнической
группы выше гуманности и справедливости.

     5. Цели и задачи реализации государственной политики в сфере
        межэтнических отношений в городе Москве

     Основной целью  Концепции  является  определение  приоритетов,
задач и основных направлений реализации государственной политики  в
сфере межэтнических отношений в городе Москве.
     Стратегическими целями являются:
     - формирование  единства и гражданской солидарности городского
сообщества на основе российской  гражданственности,  патриотизма  и
интернационализма,  духовных  и  нравственных ценностей российского
общества,  непримиримости  к  проявлениям  расизма,  ксенофобии   и
экстремизма на этнической и религиозной почве;
     - создание условий по удовлетворению  этнокультурных  запросов
жителей города Москвы;
     - обеспечение   прав   граждан   на    свободу    совести    и
вероисповедания.
     Указанные цели могут  быть  достигнуты  в  условиях  упрочения
общероссийской    гражданской   общности,   утверждения   принципов
гражданственности на основе прав  и  свобод,  уважения  достоинства
человеческой    личности,    различных    политических   убеждений,
национальных,  культурных и религиозных  традиций  жителей  Москвы.
Эффективность  достижения  стратегических  целей  и задач Концепции
связана с наличием единого  концептуального  подхода  при  принятии
управленческих решений на всех уровнях исполнительной власти города
Москвы.
     Основными задачами реализации государственной политики в сфере
межэтнических отношений в городе Москве являются:

     5.1. В   области    нормативно-правового    регулирования    и
взаимодействия с правоохранительными органами:
     - создание  целостной  системы  регулирования   этносоциальных
процессов в мегаполисе;
     - обеспечение  правовых  условий  и  организационных  мер  для
формирования  и укрепления единства городского сообщества,  а также
для удовлетворения этнокультурных запросов жителей города Москвы;
     - установление     правовых     и     организационных    основ
гарантированного  обеспечения  жителей  города  Москвы  и  временно
пребывающих  в  столицу  граждан  социально  безопасными  условиями
жизнедеятельности;
     - совершенствование  структуры  органов  исполнительной власти
города  Москвы  и  кадровой  политики  в  целях  более  эффективной
реализации   государственной   политики   в   сфере   межэтнических
отношений;
     - создание  на  уровне  административных округов города Москвы
условий,  способствующих  эффективной  работе  с  прибывающими   на
постоянное  и  временное  проживание в Москву гражданами в части их
адаптации к этическим и культурно-нравственным нормам,  принятым  в
городе Москве;
     - совершенствование  правовой  системы  и   правоохранительной
деятельности по выявлению,  профилактике и нейтрализации негативных
тенденций и угроз в сфере межэтнических отношений;
     - недопущение     политизации     межэтнических     отношений,
дискриминации граждан по этническим,  расовым,  религиозным и  иным
признакам;
     - выработка   единой   юридической   терминологии   в    сфере
межэтнических отношений;
     - выработка   и   реализация   мер   раннего    предупреждения
этнополитической  и  межрелигиозной напряженности и связанных с ней
проявлений экстремизма.

     5.2. В области молодежной политики и образования:
     - объединение  усилий  органов  исполнительной  власти  города
Москвы и институтов гражданского общества,  в том числе объединений
молодежи,  направленных  на  утверждение  в  общественном  сознании
жителей Москвы общечеловеческих ценностей,  традиций солидарности и
межнационального согласия;
     - разработка  и  внедрение  механизмов  работы  с   молодежью,
направленных на противодействие идеям агрессивного национализма,  а
также    способствующих    усвоению    позитивных    ценностей    и
мировоззренческой ориентации;
     - интернациональное и патриотическое воспитание молодежи;
     - приведение    содержания   и   направлений   этнокультурного
образования  в  городской  государственной  системе  образования  в
соответствие  с  реалиями  социальной  и  этноконтактной ситуации в
столице,  а также необходимостью  укрепления  единства  московского
социума  через развитие межэтнической интеграции на основе русского
языка,  духовных и  нравственных  принципов  российского  общества,
общероссийской идентичности;
     - интеграция в московскую  систему  образования  и  московский
социум молодежи всех национальностей, детей мигрантов, не владеющих
или плохо владеющих русским  языком,  путем  обучения  их  русскому
языку,    передачи    знаний   о   российской   культуре,   основах
государственного устройства, российской истории и принятым в городе
Москве нормам поведения;
     - повышение политико-правовой культуры жителей города Москвы в
области межэтнических отношений, формирование нетерпимого отношения
к проявлениям ксенофобии,  экстремизма и бытового  национализма  во
всех их формах и проявлениях;
     - формирование    и    распространение    идей     российского
интернационализма,   духовной  и  культурной  общности  российского
народа, российского патриотизма, межэтнического согласия;
     - содействие  широкому распространению знаний о городе Москве,
об  истории  и  культуре  народов  России,  ближнего   и   дальнего
зарубежья;
     - повышение  образовательного  уровня  и  уровня   специальных
знаний  государственных  служащих  городских  органов  управления в
области межэтнических отношений.

     5.3. В области реализации миграционной политики:
     - учет    влияния    миграционного    фактора   на   состояние
межэтнических  отношений   в   городе   Москве,   снижение   рисков
возникновения конфликтов на почве этнической, расовой и религиозной
неприязни;
     - содействие  повышению  согласованности  деятельности органов
исполнительной  власти  города   Москвы   в   процессе   реализации
государственной миграционной политики;
     - содействие  обеспечению  легальной   трудовой   деятельности
иностранных работников,  сокращению нелегальной трудовой миграции и
теневого  рынка  труда,  соблюдению  трудовых  и  социальных   прав
иностранных работников;
     - обеспечение права приоритетного  трудоустройства  российских
граждан,  постепенное  снижение  зависимости  экономики  города  от
иностранных работников,  оптимизация  объемов  иностранной  рабочей
силы;
     - защита   регионального   рынка    труда    от    избыточного
неконтролируемого  притока  иностранной  рабочей  силы  и депмпинга
заработной платы;
     - развитие    кадрового    потенциала,    адекватного   рынкам
производства  и   внедрения   инновационных   продуктов   (массовая
подготовка   трудовых   ресурсов,   мотивированных   для  работы  в
инновационных секторах);
     - создание   благоприятных   условий  для  адаптации  трудовых
мигрантов  к  ценностям  принимающего   сообщества   и   интеграции
мигрантов,  переселяющихся  на  постоянное место жительства в город
Москву;
     - развитие  сотрудничества  в  области разработки и проведения
миграционной политики органов власти  города  Москвы  и  институтов
гражданского    общества    на    основе   современных   технологий
межсекторного взаимодействия.

     5.4. В культурной и информационной областях:
     - воспитание  уважения  к  истории,  культуре и языкам народов
России,  к  мировым  культурным  ценностям,  сочетание  возможности
сохранения  исторического  наследия  и  этнокультурного  аспекта  в
личностной самоидентификации;
     - обеспечение  условий  для сохранения и развития национальных
культур и нематериального культурного наследия;
     - формирование   и  развитие  общемосковского  информационного
пространства,   способствующего   утверждению   идей   духовной   и
культурной     общности     российского     народа,    патриотизма,
межнационального согласия, профилактике экстремизма на этнической и
религиозной почве, любых форм дискриминации;
     - актуализация   позитивных   морально-нравственных   традиций
российского   общества,  развитие  ценностей,  семьи,  материнства,
отцовства, связи поколений.

     5.5. В  области  взаимодействия  с  институтами   гражданского
общества:
     - совершенствование  технологий  социального  партнерства  как
механизма публичной политики;
     - создание   дополнительных   возможностей   для    реализации
гражданских инициатив, направленных на достижение целей Концепции;
     - развитие институтов общественной экспертизы и  общественного
контроля;
     - расширение  участия  институтов  гражданского   общества   в
реализации комплексных городских и муниципальных программ;
     - расширение возможностей участия общественных  организаций  в
разработке городских целевых программ по реализации государственной
политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве  и  оценке
ее результативности;
     - разработка системы моральных  и  материальных  стимулов  для
общественных организаций и предпринимателей,  активно участвующих в
реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений
в городе Москве.

     6. Механизмы реализации Концепции

     Практическая реализация  положений  Концепции  предусматривает
создание системы  управления,  учитывающей  проявления  этнического
фактора   в   различных  областях  жизни  городского  сообщества  и
предусматривающей  его   оптимизацию   посредством   управленческих
решений  административных  структур,  в  ведении  которых находится
соответствующая сфера жизнедеятельности мегаполиса.
     Координацию деятельности  органов исполнительной власти города
Москвы,  анализ степени влияния этнического фактора в той или  иной
сфере,  выработку  рекомендаций  по  его  оптимизации  осуществляет
Комитет  межрегиональных  связей  и  национальной  политики  города
Москвы.
     Эффективная реализация  государственной   политики   в   сфере
межэтнических  отношений  в  городе  Москве  во  многом обусловлена
качественной кадровой политикой, что предусматривает:
     - обеспечение замещения должностей государственной гражданской
службы  в  областях,   соприкасающихся   с   этническим   фактором,
квалифицированными специалистами;
     - совершенствование  структур  органов  исполнительной  власти
города  Москвы,  в компетенции которых находятся вопросы реализации
государственной   национальной   политики,   в   целях   ее   более
эффективного осуществления;
     - оптимизация  механизмов  управления  в  области   реализации
государственной  политики  в сфере межэтнических отношений в городе
Москве  посредством  межведомственной   координации,   консолидации
средств, предусмотренных в социальной, культурной и образовательной
сферах на эти цели;
     - разработка    эффективных    форм    взаимодействия    между
государственными органами власти всех  уровней,  органами  местного
самоуправления, а также институтами гражданского общества;
     - осуществление     финансового     обеспечения     реализации
государственной  политики  в  сфере межэтнических отношений за счет
предусматриваемых ежегодно средств бюджета города Москвы,  а  также
за счет внебюджетных источников финансирования;
     - ведение аналитического мониторинга,  научное прогнозирование
этносоциальных  процессов,  в  том числе в разрезе административных
округов города Москвы в целях разработки социально  ориентированных
проектов,  направленных  на  оптимизацию  межэтнических  отношений,
миграционных потоков,  интеграцию мигрантов  в  московский  социум,
воспитание культуры межнационального общения,  поддержание в Москве
мира и гражданского согласия.
     Разработка конкретных городских целевых программ и мероприятий
по  реализации  государственной  политики  в  сфере   межэтнических
отношений  должна  быть  ориентирована на приоритетные направления,
изложенные  в  Концепции,  с  учетом   предложений   отраслевых   и
территориальных   органов   исполнительной  власти  города  Москвы,
институтов гражданского общества и экспертных оценок.
     Реализация государственной   национальной  политики  в  городе
Москве осуществляется по следующим направлениям:

     6.1. Нормативно-правовое обеспечение:
     - принятие и совершенствование правовых актов, направленных на
поддержание    стабильности,    противодействие    экстремизму    и
предупреждение   конфликтов   на  почве  этнической  и  религиозной
неприязни;
     - разработка современной системы понятий и терминов, связанных
с этнокультурной тематикой;
     - создание  правовых  механизмов профилактики дискриминации на
расовой, конфессиональной и этнической почве;
     - разработка   и   реализация   городских   целевых  программ,
направленных на достижение целей Концепции;
     - включение  вопросов профилактики ксенофобии и дискриминации,
обеспечения прав  граждан  на  этнокультурное  развитие  в  проекты
соглашений     между     субъектами    Российской    Федерации    о
торгово-экономическом,     научно-техническом     и      культурном
сотрудничестве.
     6.2. Молодежная политика:
     - разработка  и  реализация  (с  привлечением органов местного
самоуправления) программ, направленных на коррекцию установок детей
и  подростков  в  области  межэтнических  отношений  и  утверждение
платформы этнокультурного многообразия в гражданском единстве;
     - разработка   и  внедрение  механизмов  работы  с  молодежью,
направленных  на  преодоление  распространения  шовинистических   и
ксенофобских  идей,  а  также  способствующих  усвоению  позитивных
мировоззренческих ориентаций;
     - организация и проведение культурных,  спортивных, творческих
и иных мероприятий для  детей  и  молодежи  как  интернационального
характера, так и включающих элементы этнических культур;
     - привлечение молодежных совещательно-консультативных органов,
созданных  при  государственных  органах  власти и органах местного
самоуправления, общественных объединений молодежи, независимо от их
политических   ориентаций,  этнического  состава  или  отношения  к
религии, к решению актуальных вопросов городской жизни;
     - развитие сети досуговых центров и клубов;
     - развитие волонтерского движения;
     - поддержка  и  развитие  молодежных общественных объединений,
пропагандирующих идеи межнационального согласия и солидарности.

     6.3. Образование:
     - разработка  единой  системы  методологии  интернационального
воспитания;
     - совершенствование  системы  этнокультурного  образования  на
всех уровнях непрерывного образования;
     - внедрение в дошкольных, средних, профессионально-технических
образовательных   учреждениях   и   высших    учебных    заведениях
интерактивных  методов  обучения  этнокультурного  взаимопонимания,
формирование  устойчивых   позитивных   стереотипов   в   отношении
представителей  инокультурной  среды,  в  том  числе просвещение по
вопросам  исторически  сложившегося   культурного   и   этнического
многообразия народа России;
     - развитие    системы    обучения     русскому     языку     и
социально-культурной  адаптации детей мигрантов,  в том числе через
"Школы  русского  языка",  ресурсные  центры   социально-культурной
адаптации    детей    мигрантов,   образовательные   учреждения   с
этнокультурным компонентом образования;
     - продолжение   практики   проведения   в  общеобразовательных
учреждениях города Москвы вечеров, фестивалей, смотров национальных
культур,       способствующих      формированию      межэтнического
взаимопонимания,    с    участием    представителей    родительской
общественности, национальных общественных объединений;
     - обеспечение  через   систему   дополнительного   образования
изучения  народоведения  и  культурного  наследия  народов России и
мира,  с  привлечением  соответствующих  национальных  общественных
объединений Москвы;
     - создание в образовательных учреждениях системы  Департамента
образования  города  Москвы  условий  для  изучения на добровольной
основе религиоведческих курсов  и  курсов  религиозной  культуры  с
целью  усиления  в  образовательном  процессе исторического аспекта
становления мировых религий;
     - повышение    квалификации   педагогов   и   обеспечение   их
методическими  материалами  для  организации  процесса   воспитания
духовного согласия, основ межэтнического взаимопонимания и культуры
общения,  а также по вопросам социальной адаптации и  интеграции  в
городское   сообщество   мигрантов,   развития   поликультурного  и
этнокультурного образования;
     - развитие сети школьных этнографических музеев;
     - расширение взаимодействия школы и родителей  учащихся  через
проведение   внеклассных   мероприятий   по   интернациональному  и
этнокультурному воспитанию,  формированию у подрастающего поколения
гражданской  позиции,  взаимопонимания  и  культуры  межэтнического
согласия;
     - организационно-методическая     поддержка     в     развитии
деятельности  интернациональных  клубов   в   учреждениях   системы
Департамента    образования    города    Москвы   и   в   городских
культурно-досуговых учреждениях;
     - повышение   образовательного  уровня  и  специальных  знаний
учащихся  образовательных  учреждений,   государственных   служащих
городских органов управления в области межэтнических отношений;
     - совершенствование  условий   для   развития   этнокультурных
образовательных   запросов  москвичей  -  представителей  различных
национальностей,  в  том   числе   развитие   деятельности   клубов
интернациональной дружбы;
     - проведение   на   регулярной   основе   в    образовательных
учреждениях  системы  Департамента образования города Москвы уроков
интернационального воспитания;
     - повышение  эффективности работы с прибывающими на постоянное
и временное проживание в Москву мигрантами в части  их  оптимальной
адаптации  к  специфике  общественной  жизни  Москвы с привлечением
национальных общественных объединений.

     6.4. Культура:
     - популяризация   национальных  культур,  традиций  и  обычаев
народов России и стран СНГ;
     - проведение   межрегиональных  мероприятий,  направленных  на
взаимообогащение этнических культур;
     - осуществление интернациональных акций;
     - обеспечение условий для  укрепления  и  сохранения  семейных
ценностей,  воспитание в молодежной среде уважительного отношения к
культурным традициям, языку и ценностям всех народов России;
     - оказание  поддержки  развитию  и  деятельности  национальных
(этнокультурных) театров и творческих коллективов;
     - активизация  работы  культурно-просветительских  учреждений,
направленной   на    сохранение    историко-культурного    наследия
многонационального    народа    Российской    Федерации    и    его
позиционирование как "цветущей сложности" языков и культур.

     6.5. Взаимодействие с институтами гражданского общества:
     - обеспечение   оперативной   и   эффективной  обратной  связи
институтов гражданского общества и государственных  органов  власти
для  принятия  управленческих решений по реализации государственной
политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве;
     - эффективное   использование   потенциала   Совета  по  делам
национальностей при Правительстве  Москвы  и  Общественного  совета
города  Москвы  для  повышения  социальной активности и гражданской
инициативы   москвичей   в    реализации    стратегических    задач
социально-экономического и общественного развития столицы;
     - разработка  и  внедрение   новых   моделей   взаимодействия,
обеспечивающих     дифференцированный    подход    при    выработке
организационных    мер    поддержки    национальных    общественных
объединений,    в    зависимости   от   их   репрезентативности   в
соответствующей этнической  группе  и  вкладу  в  достижение  целей
реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений
в городе Москве;
     - создание дискуссионных площадок для общественного обсуждения
вопросов реализации государственной политики в сфере  межэтнических
отношений в городе Москве.
     Национальные и   межнациональные   общественные   объединения,
включенные  в  Реестр  негосударственных некоммерческих организаций
города Москвы на добровольной и  безвозмездной  основе  в  порядке,
установленном  постановлением  Правительства  Москвы  от 21 августа
2007 г.  N 720-ПП "О реализации Закона города  Москвы  от  12  июля
2006 г.  N  38  "О  взаимодействии  органов  государственной власти
города Москвы с негосударственными некоммерческими  организациями",
могут  получать  формы  государственной поддержки,  предусмотренные
Законом города Москвы от 12 июля 2006 г.  N  38  "О  взаимодействии
органов  государственной  власти города Москвы с негосударственными
некоммерческими  организациями",  нормативными   правовыми   актами
Правительства Москвы.

     6.6. Миграционная политика:
     - участие   в   работе   по   совершенствованию   федерального
миграционного законодательства;
     - осуществление анализа миграционной ситуации в городе Москве;
     - определение потребности в привлечении иностранных работников
и формирование квот  на  привлечение  и  использование  иностранной
рабочей  силы  в  соответствии  с  потребностями  экономики  города
Москвы;
     - осуществление комплекса мер, направленных на противодействие
незаконной миграции и незаконной трудовой деятельности  иностранных
граждан в городе Москве;
     - повышение эффективности межрегионального трудового обмена;
     - усиление взаимодействия с органами власти Московской области
по вопросам трудовой миграции;
     - создание  условий  для  постепенного  сокращения  количества
иностранной рабочей силы  на  городском  рынке  труда  и  замещения
вакантных рабочих мест жителями города Москвы и регионов Российской
Федерации;
     - обеспечение  условий  для  подготовки  национальных  кадров,
прежде всего из числа жителей города Москвы и  Московской  области,
их  переобучения  и  переподготовки  в  целях  замещения  вакантных
должностей в сферах городской экономики;
     - осуществление мер по противодействию создания работодателями
рабочих мест  с  заниженной  оплатой  труда,  неудовлетворительными
условиями труда и жизнеобеспечения;
     - оказание  содействия  органам  местного  самоуправления   по
вопросам  методического  и организационного обеспечения их работы с
иммигрантами,  в том числе обучения иммигрантов основам культуры  и
истории города Москвы;
     - использование потенциала институтов гражданского общества, в
том  числе национальных и межнациональных общественных объединений,
для работы с мигрантами по вопросам действующего порядка оформления
на  работу,  миграционного  законодательства,  обеспечения их прав,
преодоления правового нигилизма;
     - обеспечение  реализации  в  городе  Москве программ обучения
русскому языку и социально-культурной адаптации детей  мигрантов  в
образовательных учреждениях системы Департамента образования города
Москвы.

     6.7. Взаимодействие с правоохранительными органами:
     - координация    деятельности    органов    внутренних    дел,
общественных организаций и национальных общественных объединений по
охране общественного порядка, профилактике конфликтов на этнической
и религиозной почве;
     - разработка   механизмов   раннего  выявления  предпосылок  к
возникновению  противоречий  и  конфликтов  социального   и   иного
характера,  которые  могут  приобрести этническую окраску,  а также
совершенствование  системы  методов   и   форм   разрешения   таких
конфликтов;
     - создание условий для привлечения представителей национальных
общественных  объединений  для консультаций в процессе рассмотрения
материалов,  связанных с  нарушением  прав  человека  по  признакам
этнической, расовой принадлежности и отношения к религии;
     - создание  межведомственных  рабочих  групп  с   привлечением
экспертов,   научных  организаций,  профильных  неправительственных
некоммерческих    организаций    в    целях     оказания     помощи
правоохранительным    органам   в   экспертной   оценке   действий,
совершенных по мотивам этнической,  расовой,  религиозной ненависти
или вражды;
     - организация   взаимодействия   с    федеральными    органами
исполнительной власти,  осуществляющими функции миграционного учета
и  контроля,  и  органами  внутренних  дел   в   целях   применения
предусмотренных   законом   санкций   к  нарушителям  миграционного
законодательства  и  привлечения  виновных  лиц  к  ответственности
(штрафы, административное выдворение, депортация, и др.);
     - координация деятельности в  части  контроля  эксплуатации  и
содержания   жилищного  фонда,  обеспечения  полной  инвентаризации
выселенных и  выселяемых  жилых  строений,  реконструируемых  жилых
домов  в  целях исключения возможности проникновения и проживания в
них как иностранных граждан, находящихся в городе Москве в условиях
нарушения  ими  установленного  законом  порядка пребывания,  так и
российских граждан.
     В целях    пресечения    действий   физических,   юридических,
должностных лиц,  общественных объединений и  политических  партий,
носящих дискриминационный характер,  общественные объединения могут
оказывать гражданам содействие по защите их прав,  в том  числе  по
направлению соответствующих материалов в правоохранительные органы.

     6.8. Взаимодействие с религиозными объединениями:
     - осуществление  комплекса  мер  по   преодолению   негативных
стереотипов    и    установок    в    области    межрелигиозных   и
межконфессиональных отношений,  существующих  на  уровне  массового
сознания;
     - развитие  партнерских   отношений   между   государством   и
религиозными объединениями в целях развития межрелигиозного диалога
и взаимопонимания, укрепления стабильности в обществе;
     - укрепление  позитивного  представления  о  Москве как городе
межэтнического  и   межрелигиозного   взаимопонимания   и   свободы
вероисповедания и как столицы светского государства;
     - содействие развитию международных связей  в  области  обмена
опытом    в   решении   вопросов   обеспечения   межэтнического   и
межрелигиозного взаимопонимания;
     - сотрудничество,  совместная  работа  государственных органов
власти и религиозных объединений в решении таких социальных  задач,
как  укрепление нравственных ориентиров в обществе,  повышение роли
семьи,  борьба  с   наркоманией,   алкоголизмом,   распространением
детской, подростковой преступности и беспризорности;
     - содействие   постоянному    диалогу    между    религиозными
организациями  для  выработки  совместных  мер  по  противодействию
антиобщественным формам морали;
     - использование  духовных  ценностей  традиционных религий для
укрепления   морально-нравственных   устоев   общества,   повышение
грамотности населения в вопросах религиозной философии и культуры;
     - проведение                               систематизированной
информационно-просветительской   работы   с  населением,  в  первую
очередь,  с  молодежью,  в  целях  противодействия  распространению
экстремизма и радикализма, а также деятельности тоталитарных сект;
     - поддержка неправительственных организаций,  чья деятельность
направлена на информирование населения о деструктивных тоталитарных
сектах,  на оказание  жертвам  таких  объединений  психологической,
правовой и юридической помощи.

     6.9. Формирование благоприятной информационной среды:
     - содействие     производству     информационных     продуктов
(телепередач,      шоу,      фильмов,      роликов,     публикаций,
интернет-проектов),  пропагандирующих и закрепляющих в общественном
сознании   консолидирующие   символы,  идеи  и  установки  в  сфере
межэтнического и межрелигиозного взаимопонимания и взаимодействия;
     - соблюдение   сотрудниками  печатных  и  электронных  средств
массовой   информации   этических   норм   в   вопросах   освещения
межэтнических и межрелигиозных отношений;
     - использование ресурсов сети Интернет  в  целях  профилактики
распространения ксенофобии и идей агрессивного национализма;
     - освещение проведения национальных и этнических праздников, а
также  мероприятий,  связанных  с  сохранением  традиций и культур,
уникальных явлений этнокультурного  и  духовного  наследия  народов
России,   популяризацией   этнокультурного   многообразия   России,
доведение до жителей столицы  информации  о  вкладе  представителей
разных     национальностей,    в    том    числе    мигрантов,    в
социально-экономическую и культурную жизнь города Москвы,  развитие
межрелигиозного диалога;
     - информирование общественности о реализации политики в  сфере
межэтнических  отношений  в  городе Москве,  миграционной политики,
правовых  и  бытовых  аспектов  миграционных  процессов,  о  мирном
сосуществовании   в   столичном   мегаполисе   лиц   с   различными
этнокультурными укладами и традициями;
     - оперативное    реагирование    на    появление   публикаций,
способствующих разжиганию межнациональной  розни,  дискриминации  и
ксенофобии;
     - информирование об основах социального  поведения,  правах  и
обязанностях лиц, находящихся на территории города Москвы;
     - освещение работы государственных органов  власти  Российской
Федерации  и города Москвы по реализации городских целевых программ
в  области   развития   межнациональных   отношений,   миграционной
политики,    этнокультурного   развития,   поддержки   и   развития
межрегиональных  связей  и   межэтнических   отношений,   а   также
мероприятий   федеральных  программ  аналогичной  направленности  и
правоприменительной практики миграционного законодательства;
     - формирование в Российской Федерации и за рубежом позитивного
образа города Москвы как  столицы  многонационального  государства,
где  недопустимы шовинизм,  экстремизм,  национализм,  ксенофобия и
любые формы дискриминации.

     6.10. Мониторинг межэтнических отношений в городе Москве:
     - обеспечение  государственных  органов  власти  города Москвы
полной,  своевременной и  достоверной  информацией  об  этнических,
демографических,  миграционных и экономических процессах,  влияющих
на межэтнические отношения в городе Москве, в том числе:
     - о фактах ограничения законных прав и свобод лиц, находящихся
на территории города Москвы,  по признакам расовой  или  этнической
принадлежности,   установления   этнического,  расового,  языкового
превосходства,   а   также   иных   действий,    направленных    на
дискриминацию,   разжигание   расовой,   национальной,  языковой  и
религиозной розни, применение или угрозу применения насилия;
     - об  освещении  в средствах массовой информации в России и за
рубежом состояния межэтнических отношений в городе Москве;
     - о причинах конфликтов на межэтнической почве;
     - о влиянии на этносоциальные процессы в городе Москве целевых
программ   по   реализации   государственной   политики   в   сфере
межэтнических отношений в  городе  Москве,  миграционной  политики,
этнокультурного  развития,  поддержки  и  развития  межрегиональных
связей и межэтнических отношений,  а также мероприятий  федеральных
программ аналогичной направленности.
     Органом исполнительной власти города Москвы,  ответственным за
организацию,     проведение     мониторинга     является    Комитет
межрегиональных  связей  и  национальной  политики  города  Москвы,
осуществляющий функцию городского заказчика.
     Результаты мониторинга  межэтнических  отношений  используются
для планирования мероприятий по реализации государственной политики
в сфере межэтнических отношений в городе Москве  на  основе  данных
показателей   мониторинга,  а  также  подготовки  доклада  Комитета
межрегиональных связей и национальной политики города Москвы о ходе
реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений
в городе Москве,  который ежегодно представляется  в  Правительство
Москвы в марте месяце.


Информация по документу
Читайте также