Расширенный поиск

Распоряжение Первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 03.11.1994 № 2134-РЗП

 



                            М О С К В А

         ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕМЬЕРА ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

                      Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

                                   Утратилo силу - Постановление
                                        Правительства Москвы
                                     от 21.03.2013 г. N 163-ПП

О проведении заказного конкурса на разработку проектных предложений
  по общеобразовательной школе перспективной модели для г. Москвы

     В   целях   создания   перспективной   функциональной   модели
общеобразовательной школы для г. Москвы, а также  выявления  лучших
архитектурно-планировочных  и   объемно-пространственных   решений,
отвечающих современным педагогическим и архитектурно-художественным
требованиям и  обеспечивающих  оптимальную  материально-техническую
базу реализации государственной политики в народном образовании:
     1. Объявить   заказной   конкурс   на   разработку   проектных
предложений по общеобразовательной школе  перспективной  модели  на
22-24 класса для г. Москвы.
     2. Москомархитектуре и Департаменту строительства  подготовить
и  провести  конкурс  (п. 1),  Департаменту  образования  и   Союзу
московский архитекторов принять участие в  разработке  программы  и
условий конкурса и в работе жюри конкурса.
     3. Утвердить   программу   и   условия   проведения   конкурса
(приложение 1) и смету расходов (приложение 2).
     4. Департаменту перспективного развития  Москвы  предусмотреть
финансирование  конкурса  в   соответствии   со   сметой   расходов
(приложение 2) за счет средств городского бюджета.
     5. Разработку  конкурсных   проектных   предложений   заказать
следующим проектным организациями:
   МНИИТЭП                                   1 предложение
   АО "Моспроект"                            1 предложение
   Управление "Моспроект-2"                  1 предложение
   МАРХИ                                     1 предложение
   Институт общественных зданий (ИОЗ)
   Минстроя Российской Федерации             1 предложение
   Институт средств обучения Российской
   академии образования                      1 предложение
   ГИПРОПРОС                                 1 предложение
     6. Установить следующие сроки проведения конкурса:
   начало            - 07.11.94
   окончание         - 25.02.95
     7. Москомархитектуре  обеспечить  помещение  для   организации
выставки конкурсных предложений.
     8. Контроль за выполнением настоящего  распоряжения  возложить
на заместителя  руководителя  Департамента  строительства  Никонова
Н.Н.


П.п.Первый заместитель премьера
    правительства Москвы                                  В.И.Ресин



                                 Приложение N 1
                                 к распоряжению первого заместителя
                                 премьера правительства Москвы
                                 от 3 ноября 1994 г.
                                 N 2134-РЗП


                        ПРОГРАММА И УСЛОВИЯ
      ЗАКАЗНОГО КОНКУРСА НА РАЗРАБОТКУ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
          ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПЕРСПЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ
                   НА 22-24 КЛАССА ДЛЯ Г. МОСКВЫ

                        I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Конкурс    проводится    Москомархитектурой    совместно     с
Департаментом строительства при участии Департамента образования  и
Союза московских архитекторов.
     Целью  конкурса   является   создание   перспективной   модели
общеобразовательной школы, поиск лучших  архитектурно-планировочных
и  объемно-пространственных  решений   зданий   общеобразовательной
школы,  отвечающих  современным  педагогическим   и   архитектурным
требованиям,  обеспечивающих  оптимальную   материально-техническую
базу реализации долговременной государственной политики в  народном
образовании  и  могущих  послужить  основой  для  разработки  новых
проектов общеобразовательных школ  для  массового  строительства  в
г. Москве.

                      II. ПРОГРАММА КОНКУРСА

     Предметом конкурсных проектных предложений является разработка
перспективной модели школы с составом  помещений  и  планировочными
решениями,  удовлетворяющими  требованиям   возможности   изменения
организационно-педагогической    структуры,    т.е.     соотношения
параллелей учащихся начальной (I и II-IV классы), основной  (V-VIII
классы) и старшей (IX-XI классы) школ с 2: 2: 2 на 1: 2: 4.
     Общее количество классов и учебных кабинетов в школе не должно
превышать 24 помещений.  Состав  и  площади  необходимых  помещений
школы следует принимать в соответствии с приведенными в  приложении
1.
     Наполняемость  классов  для  всех  возрастных  групп  учащихся
принимается 24 чел.
     Проектные предложения должны обеспечить высокие  архитектурные
и   функциональные   качества    здания    школы,    рациональность
объемно-планировочных  решений,  а   также   отвечать   современным
педагогическим,    санитарно-гигиеническим    и     противопожарным
требованиям.
     Здание школы предназначается для строительства в новых районах
Москвы и на свободных территориях сложившейся городской застройки.
     Оно   должно    функционировать    в    качестве    автономной
общеобразовательной школы -  в  новых  районах  и  базовой  сетевой
школы,  дополняющей  и  обслуживающей  существующую  сеть  школьных
зданий, - в сложившейся городской застройке.
     В планировочной структуре  здания  должны  быть  предусмотрены
следующие условия:
     - возрастное   зонирование   основных   функциональных   групп
помещений и формирование учебных секций (I,  II-IV,  V-VIII,  IX-XI
классы);
     - размещение   общешкольных    помещений    в    относительном
планировочном центре здания;
     - возможность автономной эксплуатации общешкольных помещений с
целю организации на базе школы центра внеучебной работы с учащимися
микрорайона и культурно-досуговой работы с населением;
     - автономия функциональных групп помещений и короткие  удобные
технологические связи между ними;
     - градостроительная   маневренность   здания    по    признаку
ориентации (ориентация учебных помещений преимущественно  на  юг  и
восток).
     Подробные концептуальные положения  общеобразовательной  школы
перспективной модели изложены в приложении 2.
     Особое внимание в проектных предложениях должно  быть  уделено
поискам  выразительного  архитектурного  решения  внешнего   облика
здания школы и его интерьеров, имея в  виду  существенное  значение
школьного здания для  формирования  архитектурной  среды  городских
микрорайонов  и  его  эстетическое  воздействие   на   учащихся   и
население.
     Высота здания не должна превышать трех этажей.
     Применяемые конструкции, изделия и материалы должны обеспечить
индустриальные методы возведения здания.

                     III. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СОСТАВ
                 КОНКУРСНЫХ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

     Графически-текстовое изложение генеральной функциональной идеи
проекта.
     Схема генплана в масштабе 1: 1000 с показом  градостроительной
ситуации.
     Планы этажей в масштабе 1:  200  с  указанием  наименований  и
площадей помещений.
     Разрезы в  масштабе  1:  100  в  количестве,  необходимом  для
выявления общих композиционных и конструктивных  решений,  а  также
для определения строительного объема здания.
     Фасады в масштабе 1: 100 (не менее двух).
     Фрагмент главного фасада в масштабе 1: 50.
     Перспектива, характеризующая объемно-пространственное решение,
или аксонометрия, или фото с макета.
     Интерьеры  основных  помещений  школы  по  усмотрению  авторов
(перспективное изображение).
     Альбом фотографий проектных решений.
     Краткая  пояснительная  записка  с  изложением  основной  идеи
проекта,           принципов           архитектурно-планировочного,
объемно-пространственного и конструктивного решений, сопоставлением
состава  и   площадей   помещений   (по   программе   и   проекту),
технико-экономическими  показателями  (по  форме,   приведенной   в
приложении 3) и  указанием  наименования  проектной  организации  и
состава авторского коллектива.

                    IV. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
                 КОНКУРСНЫХ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

     Все  графические  материалы  представляются   на   подрамниках
размером 100 х 100 см. Количество подрамников должно  быть  четным,
не более 8-10 шт.
     Чертежи планов и разрезов исполняются в черно-белой графике.
     Графическая  подача  генплана,   фасадов   и   перспектив   по
усмотрению авторов (фасады и перспективы с обязательным применением
цвета).
     Пояснительная записка печатается через два интервала,  объемом
не более 5 страниц.

                        V. УСЛОВИЯ КОНКУРСА

     1. За  лучшие  конкурсные  проектные  предложения  установлены
следующие премии:
     одна первая премия            - 30.00 млн. рублей
     две вторые премии             - 15.00 млн. рублей каждая.
     2. Состав жюри конкурса:
   Председатель  - Вавакин Л.В. - председатель Москомархитектуры,
                   заслуженный архитектор России, академик
                   Российской и Международной академий
                   архитектуры

   Заместители   - Никонов Н.Н. - заместитель руководителя
   председателя    Департамента строительства, кандидат
                   технических наук

                   Кезина Л.П. - руководитель Департамента
                   образования

   Члены жюри    - Боков А.В. - заместитель директора МНИИПОКОСиЗ,
                   член - корреспондент Международной академии
                   архитектуры

                   Газеров Л.Г. - заслуженный архитектор России

                   Зобнин А.П. - начальник Архитектурно-
                   технического управления Москомархитектуры

                   Иванов О.К. - заместитель руководителя
                   Научно-технического управления Департамента
                   строительства

                   Кеглер А.Р. - заместитель начальника Управления
                   архитектурного совета и согласования проектов
                   Москомархитектуры, заслуженный архитектор
                   России

                   Меерсон А.Д. - президент Союза московских
                   архитекторов, заслуженный архитектор России,
                   академик Российской и международной академий
                   архитектуры

                   Полат Е.С. - секретарь проблемного совета
                   средств обучения Российской академии
                   образования, доктор педагогических наук

                   Шехоян К.С. - член президиума правления Союза
                   московских архитекторов, заслуженный архитектор
                   России, член - корреспондент Российской
                   академии архитектуры и строительных наук

                   Есюченя В.А. - ответственный секретарь жюри

     3. Члены  жюри  не  принимают  участия   в   конкурсе   и   не
консультируют конкурсные проекты.
     4. Проектные   предложения,   представленные   с    нарушением
Программы и условий конкурса, к конкурсу не допускаются и  жюри  не
рассматриваются.
     5. Конкурсные материалы в составе,  установленном  Программой,
представляются  участниками  конкурса  до  17.00  часов  7  февраля
1995 года   в   Мосархинформ   (здание   Постоянной   выставки   по
градостроительству г. Москвы) по адресу: 2-я Брестская ул., д.6.
     6. Решение по итогам конкурса должно быть принято жюри  до  25
февраля 1995 года.
     7. Материалы, представленные на конкурс, возврату не подлежат,
поступают  в   собственность   Москомархитектуры   и   могут   быть
использованы по ее усмотрению.
     8. С  вопросами  по  Программе  и  условиям  конкурса  следует
обращаться к ответственному  секретарю  жюри  -  Есючене  Вячеславу
Александровичу, тел. 209-50-05.



                                             Приложение N 1
                                             к Программе и условиям
                                             заказного конкурса


                    СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ
          ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПЕРСПЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ
                          на 22-24 класса

----------------------------------------------------------------------------------------------
NN Перечень основных    Наименование помещений              Площадь              Количество
пп помещений и                                              Расчетная            (1:2:4-2:2:2)
   функциональных групп
----------------------------------------------------------------------------------------------
1  2                    3                                   4                    5
----------------------------------------------------------------------------------------------
              УЧЕБНЫЕ

1. Подготовительные     - класс (расширенный с учетом       3,0 кв. м/1 уч.      1-2
   классы                 организации групповых видов
                          занятий) *)
                        - спальня-игровая                   2,5 кв. м/уч.        1-2
                        - рекреация (зального типа)         2 кв. м/уч.          1

2. Начальные            - класс (с возможностью             3,3 кв. м/уч.        3-6
   классы                 организации групповых и
                          индивидуальных занятий,
                          игровых видов ведения уроков) *)
                        - универсальные помещения, в        60 кв. м             1-2
                          т.ч. для организации сна          (каждое)
                          ослабленных детей
                        - комнаты тихих игр и уединения     60 кв. м             по проекту
                                                            (всего)
                        - комната труда, моделирования      100 кв. м            1
                          и технической игрушки,
                          изобразительного искусства,
                          природы
                        - рекреация (зального типа)         2 кв. м/1 уч.        по проекту
                        - методический кабинет -            40-60 кв. м          1
                          учительская

3. Классы основной      - класс - учебный кабинет           3,3 кв. м/уч.        8
   школы                  (рассчитанный на организацию
                          фронтальных, групповых и
                          индивидуальных форм работ) *)
                        - ресурсный центр (адекватный       из расчета           по проекту
                          группе при лаборантских,          12 кв. м на
                          при каждом классе-кабинете)       один класс -
                                                            учебный кабинет
                        - специализированные кабинеты:
                            иностранного языка,             40 кв. м             6-8
                            информатики и вычислительной    (каждое)
                            техники,                        90 кв. м             1
                            технического черчения           72 кв. м             1
                        - рабочие комнаты для занятий       100-120 кв. м        по проекту
                          по интересам                      (всего)
                        - рекреация (зального типа)         2 кв. м /уч.         по проекту

4. Учебные кабинеты     - кабинеты универсального           3,3 кв. м/уч.        12-6
   старшей школы          назначения (оснащенные в
                          зависимости от профиля
                          обучения) *)
                        - учебные кабинеты по
                          естественным наукам (физика,
                          химия, биология) в составе:
                            лабораторий - лекционных        80 кв. м             не менее 3
                            помещений                       (каждое)
                            практикумов                     50 кв. м             не менее 6
                                                            (каждое)
                            лаборантских на каждую          18-36 кв. м          3
                            дисциплину                      (каждое)
                        - компьютерный класс и кабинет      72 кв. м             не менее 2
                          информатики и вычислительной      (каждое)
                          техники
                        - комнаты индивидуальных занятий    100-120 кв. м        по проекту
                                                            (всего)
                        - ресурсный центр                   12 кв. м /уч.кб.     по проекту
                        - рекреации                         2 кв. м/уч.          по проекту

5. Помещения изучения   - блоки мастерских - кабинетов      300-320 кв. м        не менее 4
   технологий             по изучению технологий            (всего)
   (трудовое обучение)  - по электрорадиотехнике            108 кв. м            1

     __________________
     *) Общее  число  классов,  классов-кабинетов  и  универсальных
кабинетов должно быть в пределах 24.

6. Группа центра        - библиотека - справочно-           650 кв. м            по проекту
   информации             информационный центр с зонами     (с хранением
                          читательских мест (в т.ч. для     50 тыс. томов
                          учащихся младшего возраста),      и 100 местами
                          информационного пункта, мест      в читальном
                          для работы с каталогами, фонда    зале)
                          открытого доступа, фонда
                          закрытого хранения общешкольного
                          ресурсного центра (состоящего из
                          зоны комплектования и обработки
                          литературы и специализированного
                          фонда хранения), индивидуальных
                          занятий с ТСО
                        - технический центр                 60-90 кв. м          1
                        - методический кабинет с            90 кв. м             1-2
                          учительской и комнатой отдыха     (всего)

              ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ

7. Рекреационный        - рекреационный центр (центр
   центр                  досуга) в составе:
   (центр досуга)          форума                           1,5 кв. м/уч.        по проекту
                           вестибюля-гардероба              0,35 кв. м/уч.       по проекту
                           дирекции, обслуги, буфета,       200 кв. м            по проекту
                           складских помещений              (всего)
                           медицинских кабинетов            90 кв. м             по проекту
                                                            (всего)
                           санузлов                         0,15 кв. м/уч.       по проекту

8. Группа               - зрительный зал с расширенной       1,0 кв. м/уч.       по проекту
   зрительного зала       эстрадой (из расчета посадки
                          не менее 60% учащихся):
                            лекционная аудитория            100 кв. м            1
                            обслуживающие помещения         60 кв. м             по проекту
                            зрительного зала                (всего)

9. Группа свободного    - группа студий изобразительного    60-144 кв. м         не менее 3-х
   творчества во          искусства, хореографии, музыки    (каждое)
   внеучебное время       и пения
                        - кружок технического творчества    108 кв. м (каждое)   не менее 2-х
                        - фото-киностудия                   60 кв. м             1
                        - группа помещений юннатско-        130-150 кв. м        2
                          биологической деятельности        (всего)

10. Группа спортивно-   - спортзалы и бассейн с             2,2 кв. м/уч.        по проекту
    оздоровительная:      обслуживающими помещениями        (площадь пола
    залы  (18 х 15 м,     (общая физическая подготовка,     залов без учета
           24 х 15 м,     гимнастика, подвижные и           обслуживающих
           36 х 18 м)     спортивные игры, легкая           помещений)
                          атлетика, борьба, плавание и др.)
    бассейн с ваннами                                       600 кв. м            по проекту
    25 х 11 и 10 х 6 м                                      (площадь зала
                                                            бассейна без учета
                                                            обслуживающих
                                                            помещений)

11. Столовая            - обеденный зал (на 2 посадки       1,3 кв. м/1          по проекту
                          учащихся) с раздаточной           место в зале
                        - кухонный блок                     200-220 кв. м        по проекту
                                                            (всего)

12. Вестибюльная группа - вестибюль - гардероб              0,35 кв. м/уч.       по проекту
    помещения школы     - помещения администрации           90 кв. м             не менее 5
                          школы                             (всего)

Примечания. Допускаются отклонения от настоящего состава  помещений
            по  отдельным  функциональным   группам   помещений   в
            зависимости   от   архитектурного  замысла.
            Расчетная площадь  на  одного  учащегося    не   должна
            превышать 20,0-22,0 кв. м.



                                             Приложение N 2
                                             к Программе и условиям
                                             заказного конкурса


                     КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
          ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПЕРСПЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ
                           ДЛЯ Г. МОСКВЫ

              А. КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Современная  общеобразовательная  школа  выполняет  социальную
функцию центра учебно-воспитательной  работы  в  жилой  среде,  что
обусловливает  ее  открытый  характер  для   активного   приобщения
населения, общественности и семьи к воспитанию детей  и  совместной
развивающей деятельности по интересам.
     Для   управления,   организации,   проведения    и    контроля
учебно-воспитательного    процесса    предусматривается     широкое
применение технических средств обучения и электронно-вычислительной
техники.   Материальной   базой   учебно-воспитательного   процесса
является   развитая    сеть    учебно-воспитательных    учреждений,
представляющая собой единую систему, состоящую из взаимодополняющих
учреждений:  общеобразовательных  школ   (уровень   микрорайона   -
района), межшкольных и школьных учебно-производственных  комбинатов
и мастерских, массовых видов внешкольных учреждений (уровень жилого
района)  и  специализированных  внешкольных  учреждений  и   других
учебно-воспитательных зданий (уровень города).
     В соответствии с концепцией общего  среднего  образования  для
широкого образовательного и  воспитательного  процессов  необходимо
иметь следующие учреждения:
     - общеобразовательные школы:
     1 ступень - начальная школа,
     2 ступень - основная школа,
     3 ступень - старшая школа;
     - учебно-воспитательные учреждения для трудового обучения;
     - внешкольные учреждения.
     Эта концепция предполагает кардинальное изменение содержания и
методов обучения на всех трех ступенях общего образования, а  также
всей совокупности отношений, делавших школу в старых условиях  мало
восприимчивой к нововведениям.
     На  начальной  ступени  школы  осваивается   новая   идеология
обучения, предполагающая кардинальные изменения приоритетов,  целей
обучения и выдвижение  на  первый  план  его  развивающей  функции.
Обновление действующего содержания  обучения  осуществляется  через
введение специального курса развития  познавательных  способностей,
создающего развивающую среду для  учащихся,  которые  обучаются  по
действующим   программам,   а   также    через    введение    новых
интегрированных    курсов    "Математика    и     конструирование",
"Природоведение и  сельскохозяйственный  труд",  "Речь  и  культура
общения",  "Окружающий  мир,"  параллельных  учебников  по  чтению,
математике, русскому  языку,  природоведению.  С  целью  расширения
возможностей выбора учителями начальных классов общеобразовательных
технологий создается банк идей и новых технологий обучения  младших
школьников; организуются и  используются  разработки  перспективных
программ развивающего обучения в начальных классах.
     На средней ступени образования закладывается фундамент  общего
образования, оно является базовым. В  рамках  базового  образования
предусматривается      введение       разноуровневых       программ
индивидуально-ориентированного  обучения,   изменение   соотношений
обязательной (нормативной) части обучения и того, что выбирает  сам
учащийся. Для  этой  ступени  образования  организуются  разработки
новых      концепций      гуманитарного,      эстетического       и
естественно-математического образования;  новых  учебных  планов  и
программ;   новых   учебников   и   учебно-методических    пособий;
интегрированных курсов  и  пособий  для  получения  дополнительного
образования по различным предметам.
     На   третьей    ступени    завершение    общего    образования
осуществляется на основе дифференциации обучения, свободного выбора
учащимися направленности обучения, предметов в сфере  гуманитарной,
естественно-научной и технической (кроме базовых).
     Концепция  общего  образования  влечет  за   собой   пересмотр
материальной среды школы как по принципам организации сети и  типам
зданий, так  и  по  реорганизации  структуры,  состава  и  площадей
помещений школьных зданий.

                      Б. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Перспективная модель  трактуется  как  школа  полного  дня,  в
которой  учащиеся  будут  получать  образование,  выполнять  уроки,
заниматься в  различных  кружках  и  студиях,  заниматься  спортом,
отдыхать, питаться.
     Обучение и воспитание в школе направлено на развитие  личности
ученика, выявление его склонностей и потенциальных  возможностей  в
той или иной сфере человеческой деятельности. Воспитание творческой
личности - генеральная задача школы.
     Программа     проектирования     общеобразовательной     школы
перспективной  модели  опирается  на   утвержденную   Министерством
образования России "Концепцию социально-функциональных требований к
организации системы и проектирования общеобразовательной  школы  I,
II  и  III  ступеней  обучения"   в   части   следующих   аспектов:
педагогического,  гигиенического,  архитектурно-типологического   и
градостроительного.

                     I. Педагогический аспект

     Изменяется       организационно-педагогическая       структура
(соотношение параллелей  учащихся  начальной,  основной  и  старшей
школ), от 2: 2: 2 до 1: 2: 4 (0: 3: 4).
     Активизация  обучения  и   развития   творческого   потенциала
личности:
     в школе  I  ступени  -  игровые  методы,  создание  среды  для
развивающего обучения;
     в школе II - III ступени обучение по системе "ученик -  группа
- класс - поток".
     Создание в школе II ступени материальной  среды  для  базового
образования  и  занятий  по  интересам  каждого  вне   обязательной
программы.
     Дифференциация обучения в школе III ступени  по  направлениям:
гуманитарное, естественно-научное, техническое.
     Широкое    применение     технических     средств     обучения
(компьютеризация)  и  создание   развитого   учебно-информационного
центра - библиотеки.
     Повышение воспитательной функции школы во внеучебное  время  с
привлечением семьи и взрослого населения.
     Внедрение в  учебно-воспитательный  процесс  "перемежающегося"
режима дня с чередованием учебных уроков  со  спортом,  творческими
занятиями в кружках-студиях, практикумах-лабораториях, физическим и
эстетическим развитием.
     Комплексный подход к  разностороннему  развитию  подрастающего
поколения людей, разностороннее творческое развитие каждого.

                     II. Гигиенический аспект

     Повышение качественного уровня естественного и  искусственного
(комбинированного) освещения  учебных  помещений  для  организации,
помимо фронтальных, групповых и индивидуальных форм занятий.
     Улучшение условий воздушной среды помещений за счет  повышения
удельного объема и кратности  обмена  воздуха,  а  также  воздушной
аэрации.
     Применение   в   начальной   и    основной    школах    только
индивидуализированной мобильной ученической мебели.
     Создание   зонированных   пространств   для    психологической
разгрузки учащихся в учебных и внеучебных помещениях.
     Создание психологически интересной воспитывающей среды.
     Применение экологически чистых строительных материалов.

              III. Архитектурно-типологический аспект

     Разделение функциональных групп помещений  на  два  комплекса:
учебный и общешкольный.
     Автономия учебных групп помещений по  возрастному  признаку  и
функциональной принадлежности:
     - блок помещений начальной школы;
     - 1 и 2-4 классы (I ступень);
     - блок кабинетов 5-8 классов (II ступень);
     - блок кабинетов 9-11 классов (III ступень);
     - блок кабинетов по естественным наукам;
     - блок учебных мастерских и практикумов (технология);
     - учебно-информационный центр - библиотека.
     Возможность горизонтальных  связей  между  основными  учебными
группами помещений и учебно-информационным центром.
     "Гибкая"  организация  учебных  пространств,  опирающаяся   на
укрупненный конструктивный модуль.
     Создание центра досуга в составе  форума,  группы  зрительного
зала, столовой - видеокафе и других общественных помещений.
     Включение в группу спорта игрового спортзала и бассейна.
     Развитая   среда   помещений    художественного    воспитания,
творческого развития в  области  техники  и  юннатско-биологической
деятельности.
     Автономность функционирования комплекса по всем функциональным
группам помещений общешкольного центра.
     Органическая связь функциональных групп  учебных  помещений  с
учебно-опытной зоной и зоной отдыха земельной территории школы.
     Синтез   современной   педагогической   технологии   школы   и
выразительного архитектурного облика здания, основанного на русских
национальных традициях.

                   IV. Градостроительный аспект

     Переход от единой общеобразовательной школы к  трехступенчатой
системе обучения.
     Развитие и расширение сети зданий, многообразие их  типов  как
по  организационно-педагогической  структуре,  так  и   по   набору
помещений.
     Наиболее характерные для г. Москвы типы школ:
     средняя школа I, II и III ступеней  обучения,  предназначенная
для новых городских микрорайонов;
     старшая  школа   II-III   ступеней   обучения   (обслуживающая
сложившуюся сеть зданий), где число  параллелей  старших  возрастов
(9-11 классы) примерно в два раза больше числа параллелей основного
(среднего) звена школы (5-8 или 7-8 классы).
     Приоритет  школ  с  изменяемой   организационно-педагогической
структурой, решающих следующие задачи:
     - повышение комфорта материальной среды существующих начальных
и   частично   основных    школ    в    соответствии    с    новыми
социально-педагогическими  требованиями  за  счет  разукрупнения  и
вывода старших классов;
     - создание    комплексов    дифференцированного    профильного
обучения, с развитой материальной базой и  высококвалифицированными
кадрами преподавателей;
     - укрупнение   сети   и   зданий   общеобразовательных    школ
(исключение строительства мелких объектов при существующих школах).

       В. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО
              ПРОСТРАНСТВА ПЕРСПЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ШКОЛЫ

     Объемно-планировочная структура здания школы  должна  отвечать
задачам удобной эксплуатации школы в учебное и внеучебное время.
     Структура  здания  должна  основываться  на   выделении   трех
основных блоков помещений: общешкольного  центра;  учебного  блока;
связующего  блока  между  учебными  и  общешкольными   помещениями.
Связующий  блок  включает  в   себя   входную   группу   помещений,
рекреационный центр  (центр  досуга)  и  информационно-библиотечный
комплекс. Учебный блок и общешкольный центр должны  непосредственно
примыкать к связующему блоку,  при  этом  обеспечивать  возможность
автономной эксплуатации.
     Школа должна иметь следующие функциональные группы  помещений:
1)  подготовительные  классы;  2)  классы   начальной   школы;   3)
классы-кабинеты основной  школы;  4)  кабинеты  старшей  школы;  5)
помещения  трудового   обучения;   6)   учебно-методический   центр
информации  (библиотека)  и  учительские;  7)  рекреационный  центр
(досуга); 8) комплекс зрительного  зала;  9)  помещения  кружков  и
студий для  свободного  творчества;  10)  спортивно-оздоровительный
комплекс; 11) столовая;  12)  вестибюльно-гардеробная  группа;  13)
помещения администрации и обслуживания.
     Предлагаемый состав помещений (см. приложение 1) рассчитан  на
особенности обучения в школах I, II и  III  ступеней  с  изменяемой
организационно-педагогической  структурой  и  творческое   развитие
личности  ученика  и  отвечает  требованиям  оптимальной  программы
обучения и воспитания всех возрастных групп учащихся.
     Организационно-педагогическая структура школы должна  отвечать
задачам гибкого реагирования на изменения  возрастной  комплектации
учащихся в  соответствии  с  конкретной  ситуацией  и  требованиями
педагогики.
     Предлагаемая модель двухпараллельной  школы  на  22-24  класса
должна иметь организационно - педагогическую структуру  в  пределах
от 2: 2: 2 параллелей (1-4; 5-8; 9-11 классы) для автономной  и  до
1: 2: 4 параллелей учащихся для сетевой школы с учетом обслуживания
ею существующих школ.
     Наполняемость учебной группы - 24 учащихся (с  учетом  деления
на подгруппы для проведения практических работ).
     Функциональная модель школы должна быть построена по  принципу
ступеней   обслуживания    учащихся    от    первичного    элемента
(класс-кабинет) к целому организму (школьный комплекс) и охватывать
все звенья учебного и воспитательного процессов:
     - нижняя  ступень  (повседневное   обслуживание)   -   учебное
помещение класс-кабинет;
     - вторая ступень - группа учебных помещений,  связанных  между
собой   единым   взаимодополняющим   процессом   (учебная   секция,
технологическая группа), в которой не все помещения используются  в
течение дня, но служат базой для организации полноценного  обучения
в течение недели;
     - третья ступень - группы учебных секций  или  технологических
групп помещений, работающих в органической связи  с  информационным
центром   школы   и   отдельными    специализированными    учебными
помещениями, используемыми в течение месяца и во внеучебное время;
     - четвертая  (высшая)  ступень  -  как  целое  предусматривает
необходимое функционирование и  органическое  взаимодействие  между
учебным   комплексом,    информационно-методическим    центром    и
общешкольной группой  помещений  в  течение  полного  дня,  недели,
месяца, года, в котором тесно переплетаются  учебная  и  внеучебная
деятельность,  обеспечивается  в  конечном   итоге   разностороннее
развитие личности и ее творческого потенциала.
     Архитектурно-типологическая структура школы в  соответствии  с
функциональной  моделью  должна  иметь  следующую  пространственную
организацию:
     - учебная  группа   -   информационно-методический   центр   -
общешкольная группа помещений (три комплекса, связанных между собой
в единое пространство с учетом их  автономного  функционирования  и
одновременно тесной связи);
     - учебная группа помещений  должна  быть  дифференцирована  на
школы  I,  II,  III  ступеней  обучения  и  технологические  группы
помещений, обслуживающие эти возрастные школы;
     - общешкольная группа помещений должна  быть  подразделена  на
отдельные функциональные группы  по  назначениям  -  спорт,  группа
зрительного зала, технического творчества и  юннатско-биологической
деятельности, художественного воспитания  (музыка,  изобразительное
искусство, хореография) и быта;
     - группа  учебно-методического  центра,  предназначенная   для
обслуживания учебной и общешкольной функциональных групп помещений,
должна  быть  связующим  звеном  между  учебными  и   общешкольными
помещениями.
     Учебные помещения, дифференцированные по возрастному  принципу
или  педагогической  технологии,  должны   решаться   по   принципу
компактной  их  организации  с  пространственными  центром  в  виде
рекреационных залов  или  аудиторий,  или  ресурсных,  или  игровых
центров и т.д.,  обеспечивающих  оптимальную  организацию  учебного
процесса и внеурочного времени:
     - в школе I ступени - с игровым центром;
     - в школе II ступени - с универсальным рекреационным залом;
     - в школе III ступени - с аудиторией многоцелевого назначения;
     - в блоках технологий и труда - с ресурсными или методическими
центрами.
     Основное помещение школы  -  класс-учебный  кабинет  -  должно
отвечать   требованиям   активного   ведения   учебного   урока   с
организацией как фронтальных, так и групповых и индивидуальных форм
обучения с широким привлечением технических средств. Иными словами,
класс-кабинет должен  иметь  принципиально  новую  пространственную
структуру в отличие от традиционного класса.
     Помещение должно включать  рабочую  зону  (размещение  учебных
столов учащихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство
для  размещения  учебно-наглядных  пособий,   ТСО,   личных   вещей
учащихся, зону для групповой работы и  для  индивидуальных  занятий
учеников (особо успевающих и неуспевающих) и  возможности  активной
деятельности. Эти зоны как сумма  пространств  должны  обеспечивать
оптимальные условия среды обитания:  углы  рассматривания  классной
доски и наглядных пособий во время урока по  всему  периметру  стен
(не менее 45 градусов), равномерность  естественного  освещения  по
всей плоскости помещения с КЕО 2-2,5.
     Помещение  оборудуется   одноместными   легкими   ученическими
столами  и  значительным  объемом  встроенных   шкафов,   а   также
дополнительным мобильным оборудованием для решения  проблем  гибкой
организации пространства с целью активизации обучения.
     Не  исключено  создание  части  кабинетов  только  с  верхними
источниками естественного освещения, позволяющими  трактовать  весь
периметр стен в качестве "экрана" познания и ориентировать  на  них
учащихся при групповых видах работы  (каждой  группе  свой  участок
стены - экрана).
     Основные учебные помещения рекомендуется располагать  не  выше
2-го этажа.
     Земельная территория школы должна  содержать  следующие  зоны:
отдыха  и  досуга  учащихся;   спорта   (плоскостные   сооружения),
ориентированные в основном на легкую  атлетику,  игровые  и  зимние
виды спорта; учебно-опытной  работы;  хозяйственную.  Озеленение  -
согласно действующим нормативам.
     Участок  школы   может   содержать   дополнительные   зоны   и
сооружения, связанные с дифференцированным обучением старшего звена
школы, например, павильоны неотапливаемые для физкультуры на свежем
воздухе, площадки игр для детей младшего возраста и др.
     Особое место  должно  быть  уделено  благоустройству  участка,
малым архитектурным формам, элементу оборудования учебных  площадок
и  плоскостных  сооружений,  а  также  озеленению   и   ландшафтной
проработке всей территории школьного участка.
     Архитектура  интерьера  и  экстерьера  здания   школы   должна
отвечать  задачам  сохранения  традиций  в  русском   зодчестве   и
одновременно  отражать  принципиально  новое   содержание   здания,
связанное  с  современной  педагогической  технологией,  что   дает
возможность найти выразительный облик общего пластического  решения
здания, представляющего сумму учебных и общешкольных пространств.
     Интерьер здания в целом  и  его  элементы  должны  настраивать
ученика, его психологию на интерес к окружающей среде, к  познанию,
что положительно скажется на его успеваемости и здоровье.
     В сочетании выразительных архитектурных решений  интерьеров  и
фасадов зданий с интересным решением озеленения  и  благоустройства
участка - залог высокого архитектурного качества сооружения.



                                             Приложение N 3
                                             к Программе и условиям
                                             заказного конкурса


                              ТАБЛИЦА
      ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

-------------------------------------------------------------------
NN  Показатель            ед. изм.   По программе   По проектному
пп                                                  предложению
-------------------------------------------------------------------
1.  Расчетная площадь     кв. м
2.  Общая площадь         кв. м
3.  Площадь застройки     кв. м
4.  Строительный объем    куб. м

     Примечание. Подсчет     технико-экономических      показателей
                 необходимо производить в соответствии с правилами,
                 установленными   СНиП  2.08.02-89    "Общественные
                 здания и сооружения", приложение 3.



                                 Приложение N 2
                                 к распоряжению первого заместителя
                                 премьера правительства Москвы
                                 от 3 ноября 1994 г.
                                 N 2134-РЗП


                             С М Е Т А
 расходов на проведение заказного конкурса на разработку проектных
    предложений общеобразовательной школы перспективной модели
                           для г. Москвы

-------------------------------------------------------------------
NN Наименование расходов                               Стоимость
пп                                                     в млн. руб.
-------------------------------------------------------------------
1  2                                                   3
-------------------------------------------------------------------
1. Расходы на проектирование

   Заказы на разработку 7 проектных предложений
   (стоимостью 30.00 млн. руб. каждое)                 210.00

   Итого: двести десять миллионов рублей               210.00
2. Выплата премий

   - одна первая (в размере 30.00 млн. руб.)           30.00
   - две вторые (по 15.00 млн. руб. каждая)            30.00

   Итого: шестьдесят миллионов рублей                  60.00
3. Расходы на организацию и проведение конкурса

   а) разработка и согласование программы и
      условий конкурса
   б) экспертиза проектных предложений
   в) устройство выставки (монтажные,
      демонтажные, погрузочные и другие работы)
   г) обеспечение работы жюри конкурса
   д) аренда помещений
   е) непредвиденные расходы на дополнительные
      работы

   Итого: сорок миллионов рублей                       40.00

   Всего: триста десять миллионов рублей               310.00


Информация по документу
Читайте также