Расширенный поиск

Указ Главы Республики Коми от 31.07.1996 № 214

                                                                       
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                                Республика Коми                       
                                                                      
                                     Глава                            
                                                                      
                                      Указ                             
                                                                      
                                                                      
                              31.07.1996 г. N 214 
                    
                                        Утратил силу - Указ Главы
                                             Республики Коми
                                         от 30.10.2003 г. N 231                                                                      
                                                                      
                 О Республиканской программе развития экспорта        


         Во   исполнение   постановления   Правительства    Российской
Федерации от 8 февраля 1996 г. N 123 "О Федеральной программе развития
экспорта"

         постановляю:

         1. Утвердить прилагаемую Республиканскую  программу  развития
экспорта (далее именуемую - Программа).
         2. Республиканским органам исполнительной власти организовать
работу по реализации Программы.
         3.  Рекомендовать  главам  администраций  городов  и  районов
Республики  Коми разработать программы развития экспорта и экспортного
потенциала районов и городов с  учетом  положений  Программы,  местных
условий   и   накопленного   опыта  в  сфере  экспорта  и  экспортного
производства.
         Министерству внешних  связей  Республики  Коми,  Министерству
экономики  Республики  Коми,  Министерству  финансов  Республики  Коми
оказать содействие органам власти на местах в разработке  региональных
программ.
         4.  В  целях  финансового  обеспечения  мер   государственной
поддержки  экспорта, предусмотренных Программой, Министерству финансов
Республики Коми по согласованию с Министерством  экономики  Республики
Коми,  Министерством  внешних  связей Республики Коми при формировании
проектов республиканского бюджета Республики  Коми  на  очередной  год
предусмотреть отдельной строкой выделение части необходимых средств.
         5. Возложить на Министерство внешних связей  Республики  Коми
координацию  работы  по  выполнению  настоящей Программы и обеспечение
контроля за ее реализацией.


         Глава
         Республики Коми          Ю.СПИРИДОНОВ


         г.Сыктывкар
         31 июля 1996 г.
         N 214



         Утверждена
         Указом
         Главы Республики Коми
         от 31 июля 1996 г. N 214


                  РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА         

                                   ВВЕДЕНИЕ                           

         Республиканская  программа  развития  экспорта  (именуемая  в
дальнейшем  -  Программа)  разработана  в  соответствии  с Федеральной
программой    развития    экспорта,    утвержденной     постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  8  февраля  1996 г. N 123, в
развитие концепции внешнеэкономической деятельности  Республики  Коми,
утвержденной Указом Главы Республики Коми от 28 августа 1995 г. N 323,
а также во исполнение Указа Главы Республики Коми от 14  декабря  1995
г.   N   401   "Об  утверждении  Основных  направлений  и  мероприятий
Правительства  Республики  Коми   по   реформированию,   стабилизации,
развитию экономики и улучшению благосостояния населения на 1996 - 1997
годы".
         Целью   Программы   является   совершенствование    структуры
регионального экспорта, понимаемое как процесс повышения эффективности
и масштабов экспортной деятельности на основе расширения  ассортимента
и   улучшения  качества  экспортируемой  продукции,  совершенствования
товарной   и   географической   структуры   экспорта,    использования
прогрессивных      форм      международного     торгово-экономического
сотрудничества.
         Решение  этой  задачи  предполагает  осуществление  следующих
мероприятий:
         проведение  систематической  работы  по  изучению  и  анализу
экспортного потенциала Республики Коми;
         проведение  постоянного   контроля   и   анализа   экспортной
деятельности  предприятий  для своевременного определения и устранения
проблем  и  препятствий  в  развитии  этой  деятельности   посредством
предоставления   эффективной   поддержки  со  стороны  республиканских
органов власти, в том числе финансовой.
         Формирование эффективного механизма государственной поддержки
экспортера предполагает решение ряда специальных задач:
         обеспечение республиканской системы внешнеторговой информации
и информационно-консультационных служб;
         обеспечение  функционирования   механизмов   кредитования   и
страхования   экспорта   с   участием  органов  исполнительной  власти
республики;
         организация  оперативной  работы  по  активному   продвижению
экспортной продукции республиканских предприятий и защите их интересов
за рубежом;
         широкое  привлечение   республиканских   деловых   кругов   к
проведению совместных мероприятий по стимулированию экспорта.
         Программой предусмотрены два варианта (приложения  NN  1,  2)
прогноза  развития  производства и экспорта важнейших видов продукции,
разработанных Министерством экономики Республики Коми. Первый  вариант
прогноза  предполагает  развитие  производства  и экспорта при условии
стабилизации  экономики,  второй  вариант  -  при  условии   ухудшения
экономической ситуации.

           I. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ   

         Развитие экспорта в Республике Коми должно быть тесно увязано
с  оптимальной  внешнеэкономической деятельностью, которая отвечала бы
ее национальным интересам и  позволяла  бы  использовать  преимущества
участия  в  международном разделении труда. Выбор экспортной стратегии
должен обеспечить стабильно высокий приток валюты и укрепление позиции
республиканских  предприятий  на  мировом  рынке. От выбора экспортной
стратегии зависят и средства ее реализации,  меняются  приоритеты  при
планировании и проведении мероприятий по стимулированию экспорта.
         Современная    международная     специализация     республики
определяется прежде всего ее топливно-сырьевыми ресурсами.
         Согласно  прогнозу   ожидается   оживление   производства   в
угольном, нефтяном и нефтеперерабатывающем, машиностроительном, рудном
и лесопромышленном комплексах.
         По   таким   видам   продукции   производственно-технического
назначения,  как  нефть,  уголь,  дизтопливо, мазут, фанера, ожидается
рост объемов производства (приложение NN 1, 2).
         Одним  их  определяющих  документов   процесса   стабилизации
экономики в республике является постановление Правительства Российской
Федерации  от  2  февраля  1996  г.  N  90  "О  мерах   по   улучшению
использования  производственного  и  природного  потенциала Республики
Коми". Ввод объектов согласно этому  постановлению  (приложение  N  3)
будет способствовать увеличению экспортных поставок.
         С   учетом   сложившихся   тенденций    развития    экономики
промышленное  производство по 1 варианту прогнозируется с ростом на 32
процента к уровню  1995  года.  Объем  промышленного  производства  во
многом   зависит   от   своевременного  прироста  разведанных  запасов
важнейших полезных ископаемых.
         Добыча  нефти.  Несмотря  на   снижение   добычи   нефти   АО
"Коминефть",  общий  объем  добычи  прогнозируется  с  ростом. Прирост
обеспечат АОЗТ  "КомиАрктикОйл"  за  счет  освоения  Верхне-Возейского
месторождения,   ТОО   "Нобель  Ойл"  -  за  счет  расширения  участка
паротеплового    воздействия    пермокарбоновой    залежи    Усинского
месторождения,  АО  "Печорнефтегаз" - за счет освоения разрабатываемых
Сотчемъюского и Восточно-Сотчемъю-Тылаюского месторождений; УПК "Кедр"
-    за    счет    разработки    и    обустройства    Мастеръельского,
Северо-Мастеръельского  и  Восточно-Рогозинского   месторождений;   АО
"Ухтанефто" - за счет ввода в промышленную разработку Турчаниновского,
Средне-Косьюского,  Безымянного  месторождений  и  ввода   в   пробную
эксплуатацию  Западно-Турчаниновского,  Боровского и Большепурговского
месторождений.
         Нефтепереработка. Показатели  развития  нефтеперерабатывающей
отрасли  учитывают  проводимые  в  настоящее  время  и  планируемые на
перспективу  до  2005  года   работы   по   реконструкции   Ухтинского
нефтеперерабатывающего завода.
         Ввод в действие установки  гидроочистки  дизельного  топлива,
планируемый  на 1998 год, позволит получить дизельное топливо мирового
класса и производить авиационное топливо непосредственно в республике.
Завершение    строительства    комплекса    каталитического   крекинга
(углубленная переработка нефти), планируемое  на  2000  год,  позволит
увеличить производство высококачественной продукции, в первую очередь,
высокооктанового бензина.
         До   2005    года    прогнозируется    увеличение    загрузки
производственных  мощностей  предприятий  отрасли до 6000 тысяч тонн в
год  (проектная  мощность),  и  с  1996  года  произойдет  постепенное
увеличение выхода продукции нефтепереработки.
         Добыча газа. Разведанные запасы предприятия ДП "Севергазпром"
РАО   "Газпром"   сосредоточены   на   месторождениях   Вуктыльской  и
Нарьянмарской групп, расположенных на  территории  Республики  Коми  и
Ямало-Ненецкого Автономного округа Архангельской области.
         Существенную роль в развитии газовой отрасли Республики  Коми
должны   сыграть   новые  месторождения,  особенно  Лаявожского  НГКМ,
освоение которого позволит довести суммарный уровень  добычи  газа  до
7,9 миллиарда куб.м в 2005 году.
         Особое значение придается переработке природного и  попутного
газа  на Сосногорском газоперерабатывающем заводе, производительностью
1,5 млрд.куб.м в  год.  Основной  задачей  газопереработки  в  регионе
является  максимально возможное извлечение ценных компонентов - этана,
пропана, бутана, конденсата.
         Добыча угля. Интересы Республики Коми в отношении  Печорского
угольного  бассейна  заключаются  в  добыче  высококачественных углей.
Принимаемые меры позволят довести добычу угля  к  2005  году  до  25,5
млн.тонн.
         Лесопромышленный  комплекс.  Начало  прогнозируемого  периода
характеризуется   очередным   снижением   спроса   на   лесное  сырье,
обусловленным неблагоприятной конъюнктурой рынка  на  лесоматериалы  и
продукцию  переработки  как  внутри  страны, так и за рубежом. В то же
время   предполагаемый   рост   экономической   активности,   создание
благоприятной  инвестиционной  политики  позволяют прогнозировать рост
объемов производства по лесопромышленному комплексу.
         К 2000 году значительно возрастут объемы заготовок  древесины
в Удорском, Усть-Куломском и Троицко-Печорском районах. Предполагается
стабилизация  объемов  заготовок  леса  в  Койгородском,   Сысольском,
Прилузском,  Сыктывдинском,  Княжпогостском,  Ухтинском, Сосногорском,
Печорском и Ижемском районах.
         Рост объема  поставок  круглого  леса  на  внешний  рынок  не
ожидается,  основной  рост  ожидается  за счет продажи пиломатериалов,
ДВП, ДСП, фанеры, бумаги, картона и изделий из них.
         Объемы лесозаготовок на период до 2005  года  рассматриваются
как  умеренные,  обусловленные  развитием  мощностей  по  обработке  и
переработке  древесины  на  территории  республики,  которых  к  этому
периоду  предполагается  ввести на 490 тыс.куб.м пиломатериалов, в том
числе АО "Ношульский" и "Объячевский ЛПХ" - на 70 тыс.куб.м  в  год  -
1999  год,  АО  "Летский  ЛПХ"  на  20  тыс.куб.м в год - 1997 год, АО
"Мезеньлеспром" на 200 тыс.куб.м в год - 1999 год,  АО  "Сыктывкарский
ЛДК"  на  100  тыс.куб.м  в  год  - 1998 год, АО "Печорлеспром" на 100
тыс.куб.м в год - 2000 год.
         Производство ДСП и  ДВП  будет  увеличиваться.  С  1999  года
ожидается производство новых видов продукции: АО "Княжпогостский завод
ДВП" - 100 тыс.куб.м в год плит средней  плотности  и  АО  "Жешартский
фанерный  комбинат"  -  200  тыс.куб.м  в  год  плит с ориентированной
стружкой.  Ввод  этих  мощностей  позволит  вовлечь  в  дополнительную
переработку   около   400  тыс.куб.м  низкосортной  древесины  в  год.
Производство  фанеры  к   2005   году   достигнет   уровня   проектных
показателей.
         За счет модернизации бумагоделательных машин на Сыктывкарском
ЛПК предполагается рост объема выпуска бумажной продукции.
         Инвестиции.  Стабилизация   и   оживление   экономики   будут
способствовать притоку инвестиций, что послужит укреплению экспортного
потенциала.
         Объем иностранных  инвестиций  составил  в  1995  году  116,2
млн.долларов США, в 1996 году он составит 393 миллиона долларов США за
счет  предоставления  экспортно-импортным  банком  США   кредита   для
модернизации  сетей  связи; ожидается приток средств в рамках Базового
кредитно-торгового  соглашения,  заключенного   между   Правительством
Республики  Коми  и Федеральным ведомством по особым задачам в связи с
объединением  Германии,  получение  следующей  части   кредита   ЕБРР,
Мирового  банка  на  1996  - 1997 годы, а также кредитов на разработку
месторождений нефти.
         В   дальнейшем   ожидается   рост   поступления   иностранных
инвестиций   в   экономику   Республики  Коми,  в  основном,  за  счет
предоставления   кредитов   Мировым   банком,   в   рамках    Базового
кредитно-торгового   соглашения.  Кроме  того,  предполагается  начать
реализацию   крупных   капиталоемких   инвестиционных    проектов    в
горнорудном, нефтегазовом и лесном комплексах.
         Реализация Программы может осуществляться только поэтапно и в
тесной   увязке  с  внутрихозяйственным  развитием.  Это  предполагает
выделение  в  рамках  Программы  промежуточных  целей  и  задач:   для
ближайшей перспективы - финансово-хозяйственной стабилизации народного
хозяйства и для среднесрочной перспективы, когда  в  экономике  должны
получить развитие процессы структурной и технологической модернизации.
         Этапы развития экспорта Республики Коми  напрямую  связаны  с
этапами развития промышленного комплекса.

         Программа развития предполагает:

         На первом этапе (1996 - 1997 годы) необходимо:
         продолжить  работу  по  совершенствованию  законодательной  и
нормативно-правовой базы внешней экономической деятельности Республики
Коми, поощряющей экспорт и  эффективные  формы  торгово-экономического
сотрудничества;
         сформировать  институциональные  и   организационные   основы
государственной    службы    содействия    экспорту,   предоставляющей
оперативную и качественную помощь экспортерам;
         создать системы внешнеторговой  информации  Республики  Коми,
опирающуюся   на   информационно-консультативные   службы   Российской
Федерации;
         создать или  наделить  полномочиями  уже  существующий  банк,
через    который    будут    осуществляться    программы   экспортного
гарантирования и кредитования предприятий-экспортеров Республики Коми;
         осуществить реализацию проектов  развития  транспортной  сети
для  более  эффективного  обеспечения  экспортных  поставок,  в первую
очередь,   межрегиональной   магистрали   Архангельск-Сыктывкар-Пермь,
строительство  нового  аэропорта  "Сыктывкар"  и  гражданского сектора
аэродрома "Советский" (г.Воркута) для развития экспорта услуг;
         осуществить строительство и ввести в эксплуатацию новые нитки
нефтепроводов Харьяга - Усинск, Усинск - Ярославль.
         Первый этап реализации Программы должен обеспечить устойчивые
объемы  экспорта  на  уровне  650  -  670  млн.долларов  США  за  счет
оптимального использования ресурсной базы  и  конъюнктуры  на  внешнем
рынке.
         На  втором  этапе  (1998  -  2000  годы)  на  базе  созданной
институциональной   и  организационной  инфраструктуры  предполагается
приступить к реализации экспортной политики,  предусматривающей  более
значительное  финансовое  участие государства в продвижении продукции,
произведенной в Республике Коми, на внешние рынки.
         В результате реализации  Программы  с  учетом  прогнозируемой
конъюнктуры   к   2000   году  разработанный  комплекс  мер  обеспечит
устойчивый  рост  экспорта   и   расширение   ассортимента   вывозимой
продукции.  В  этой связи предполагается снизить удельный вес экспорта
сырьевых ресурсов до 55 - 60 процентов (64,6 процента - 1995  год)  за
счет увеличения поставок продуктов переработки.
         Совершенствованию   товарной    структуры    республиканского
экспорта   будет   способствовать   и   изменение  его  географической
структуры.  Доля  экспорта  в   страны   ближнего   зарубежья   должна
увеличиться к 2000 году до 28 - 30 процентов (1994 год - 18 процентов,
1995 год - 24,5 процента). Возрастает  роль  развивающихся  стран  как
экспортных рынков для республики, объем экспорта в которых достигнет 6
процентов всего экспорта (1995 год - 4,5 процента).
         На третьем этапе (2000 - 2005 годы)  предполагается  поставка
из Республики Коми высококачественных нефтепродуктов и лесоматериалов.
Открываются возможности экспорта продукции горнорудного комплекса.
         По   завершении   третьего   этапа    реализации    Программы
сформируется  более  совершенная  модель  участия  Республики  Коми  в
международном разделении труда,  основанная  на  эффективном  экспорте
продуктов  переработки  минерального  сырья  при постепенном повышении
качества  последних,  сравнимого  с  зарубежными  аналогами,  за  счет
применения новых технологий и технических решений.
         ежегодные  темпы  прироста  экспорта  в  отдельных   отраслях
Республики  Коми следует ожидать в размере 3 - 5 процентов при условии
улучшения экономической ситуации и выхода экономики на  стадию  роста,
проведения   эффективной   государственной   политики   стимулирования
экспорта  и  сохранения  внешней  конъюнктуры  по   основным   товарам
республики.
         Вместе с тем, традиционный экспорт сырой нефти сохранится  на
всем протяжении реализации Программы.
         В ближнее и дальнее зарубежье экспорт сырой нефти по  первому
варианту  прогноза  в  1996  году составит 3,7 миллиона тонн, а в 2005
году - 4,8 миллиона тонн. Но в  то  же  время  возрастут  поставки  на
экспорт конечных продуктов переработки нефти: автомобильного бензина с
- 23,8 тысяч тонн в 1996  году  до  52,0  тысячи  тонн  в  2005  году,
дизельного топлива - с 5,0 тысячи тонн в 1996 году до 20,0 тысячи тонн
в 2005 году.
         В    лесопромышленном     комплексе     экспорт     продуктов
деревопереработки   будет   увеличиваться,  по  первому  варианту  при
экономической стабилизации составит: бумаги - 186 тысяч  тонн  в  1996
году,  а  в 2005 году - 220 тысяч тонн; плит ДСП - 19,0 тысячи куб.м в
1996 году и 22,0 тысячи куб.м в 2005 году; плит ДВП - 3,1 тысячи  кв.м
в  1996 году и 3,5 тысячи кв.м в 2005 году; фанеры - 21,0 тысячи куб.м
в 1996 году и 28,0 тысячи куб.м в 2005  году;  пиломатериалов  -  0,29
миллиона куб.м в 1996 году и 0,45 миллиона куб.м в 2005 году.
         Поэтапное решение стоящих задач по экспорту продукции  окажет
положительное влияние на социально-экономическое состояние республики.
Чем  больше  объемы  вывоза  продукции,  тем  выше  в  среднем  доходы
производителей,  лучше их финансовое состояние, выше привлекательность
для иностранных инвесторов.

                       II. МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА               

         Система  мер  государственной  поддержки  экспорта   призвана
обеспечить    согласованность    и    логическую    последовательность
осуществления  единой  внешнеэкономической  политики,   способствовать
объединению   усилий   всех   заинтересованных   сторон   в   развитии
регионального экспорта.

                             1. Экономические меры                    

         Финансовое содействие является наиболее эффективным средством
мобилизации экспортного потенциала республики.
         С учетом состояния экономики  Республики  Коми  и  актуальных
проблем  развития  ее  внешнеэкономического  комплекса первоочередными
задачами в области финансового содействия экспорту являются следующие:
         предоставление   гарантийных   обязательств   и   страхование
экспортных кредитов от коммерческих (банковских) и политических рисков
для обеспечения защиты экспортеров;
         предоставление государственных гарантий банкам, финансирующим
экспортные  поставки на основе коммерческого кредита на срок свыше 180
дней;
         обеспечение государственных гарантий по кредитам на участие в
международных торгах;
         страхование экспортных операций.
         Механизмы использования бюджетных средств для  финансирования
конкретных   проектов   в   области   развития   экспорта   республики
разрабатываются Министерством финансов Республики Коми,  Министерством
экономики  Республики  Коми,  Министерством  внешних связей Республики
Коми с участием других министерств и  ведомств  в  рамках  направлений
деятельности,   предусмотренных   настоящей   Программой.  В  качестве
основного    мероприятия    предусматривается    разработка    порядка
предоставления государственной финансовой поддержки экспортерам.
         С учетом ограниченных объемов средств,  предусматриваемых  на
эти   цели,   в   республиканском   бюджете  предлагается  осуществить
принципиальные и первоочередные меры по стимулированию  экспорта.  Для
чего  в  республиканском  бюджете  Республики Коми необходимо ежегодно
предусматривать:
         средства на закупки промышленной  продукции,  ориентированной
на   экспорт,  в  виде  государственного  заказа  для  республиканских
государственных нужд на  возвратной  основе  (на  1996  год  -  100000
миллионов рублей);
         средства на инвестиционную поддержку предприятий (на 1996 год
- 99047 миллионов рублей).
         С целью создания системы страхования  экспортных  кредитов  и
предоставления    государственных   гарантий   имеется   необходимость
образования Коми экспортно-импортного страхового  общества.  Указанное
страховое  общество, используя механизм перераспределения рисков среди
страховых компаний, включая зарубежные, могло бы повысить возвратность
государственных  экспортных  кредитов,  а  также обеспечить пополнение
собственных средств,  которые  могут  и  должны  быть  использованы  в
будущем   для   экспортного   страхования   в   условиях  ограниченной
государственной поддержки, а затем и без нее.
         Одно  из  важных  направлений  поддержки  экспорта,  особенно
товаров  высокой  степени  обработки,  связано  с  использованием  мер
налогового регулирования. В связи с этим  в  рамках  совершенствования
налоговой системы и усиления ее стимулирующего воздействия в отношении
местных товаропроизводителей  целесообразно  изучить  возможные  формы
налогового поощрения экспортеров и принять по ним решения.
         В дальнейшем, по  мере  улучшения  экономической  ситуации  в
стране,  станет  возможным  принятие  мер,  направленных  на  создание
сбытовых фирм, дилерской сети.

                 2. Организационно-правовые и специальные меры        

         Особую  важность  приобретает  совершенствование  нормативной
базы  государственного  регулирования  экспортной деятельности. В этих
целях, наряду  с  экономическими  механизмами  поддержки  экспортеров,
необходимо  разработать  систему организационно-правовых и специальных
мер стимулирования экспорта.
         В  последнее  время  принят  целый  пакет  законодательных  и
нормативно-правовых     актов,    предусматривающих    комплекс    мер
государственного содействия развитию внешнеэкономической деятельности,
в том числе и экспорта, и ее стимулированию. Среди них:
         Федеральный   закон    "О    государственном    регулировании
внешнеторговой деятельности";
         Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции";
         Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995  г.  N
1204 "О первоочередных мерах по поддержке экспортеров";
         постановление Правительства Российской Федерации от 20 января
1996  г.  N  53  "О  дополнительной  поддержке отечественного экспорта
товаров и услуг";
         постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля
1996 г. N 123 "О Федеральной программе экспорта".
         На республиканском уровне законодательными актами, прямо  или
косвенно  содействующими  развитию экспорта, являются Закон Республики
Коми "О привлечении инвестиций в экономику  Республики  Коми"  и  Указ
Главы  Республики  Коми  от  28  августа  1995  г.  N 323 "О концепции
внешнеэкономической деятельности Республики Коми".
         Согласно  основным  направлениям  государственной   поддержки
экспорта  разрабатывается  проект указа Главы Республики Коми "О фонде
государственных гарантий  Республики  Коми",  предполагающий  создание
Фонда   поддержки   и  содействия  экспорту.  Для  координации  усилий
министерств   и   ведомств   по   развитию   экспортного    потенциала
целесообразно предусмотреть создание координирующего органа.
         На   территории    Республики    Коми    возможно    создание
экспортно-промышленной  и  других  видов  свободных экономических зон.
Вопросы экспорта  связаны  с  улучшением  информационного  обеспечения
участников   внешнеэкономической  деятельности.  В  целях  развития  и
повышения эффективности внешнеэкономической деятельности  Министерство
внешних    связей    Республики   Коми   создает   за   счет   средств
республиканского  бюджета  систему   внешнеэкономической   информации.
Принципы   создания   и  функционирования  такой  системы  заложены  в
концепции внешнеэкономической деятельности  Республики  Коми,  проекте
закона Республики Коми "О внешнеэкономической деятельности".
         Для повышения конкурентоспособности  республиканских  товаров
требуется организовать эффективную систему сертификации экспортируемой
продукции, что в значительной  мере  облегчит  ее  доступ  на  внешние
рынки.  Важным  аспектом этой деятельности является участие Республики
Коми в работе российских, региональных и международных организаций  по
сертификации   в   целях  взаимного  признания  результатов  испытаний
продукции.
         Совершенствование   рекламы   экспортных   товаров   является
органичной  частью  политики стимулирования экспорта. При этом следует
шире использовать традиционные и новые  формы  рекламной  деятельности
для  продвижения отечественных товаров на внешние рынки через торговые
выставки и ярмарки.
         Перспективными  формами  являются  проведение   дней   малого
предпринимательства,   выставок   технологий,   а  также  формирование
специализированных торговых делегаций для установления деловых связей,
в том числе за границей через торговые представительства России.
         Доступ на внешний рынок невозможен без систематической работы
по     подготовке,    повышению    квалификации    работников    сферы
внешнеэкономических связей. Следует создать при  Коми  республиканской
академии государственной службы и управления при Главе Республики Коми
факультет  подготовки  и  переподготовки  специалистов  внешнеторговой
деятельности,  решать  вопросы  обучения  кадров в других российских и
зарубежных учебных заведениях соответствующего профиля, в том числе  и
через подготовку менеджеров Программы Европейского союза - ТАСИС.
         В  оценке  перспектив  экспортной   деятельности   необходимо
использовать  имеющийся в республике научный потенциал институтов Коми
НЦ УрО РАН.

                     III. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ            

         Для реализации комплекса мероприятий по развитию и  поддержке
республиканского     экспорта    потребуются    ежегодные    бюджетные
ассигнования,  объемы  которых  целесообразно  определять  исходя   из
существующей   структуры  экспорта,  скорректированной  на  дальнейшее
развитие предприятий  -  экспортеров,  повышения  качества  экспортной
продукции.
         С  учетом  того,  что  содействие  экспорту  является  важным
элементом   государственной   промышленной   и  структурной  политики,
выделение  ежегодных  ассигнований   на   поддержку   республиканского
экспорта  следует  определять  исходя  из  потребностей  предприятий -
экспортеров и возможностей республиканского бюджета Республики Коми.
         В целях формирования механизмов финансовой поддержки экспорта
предлагается  следующая принципиальная схема соответствующей бюджетной
статьи:
         1) финансовое содействие экспорту, в том числе:
         страхование  экспортных  кредитов  для   обеспечения   защиты
экспортеров от коммерческих (банковских) и политических рисков;
         предоставление  гарантий  и   контргарантий   по   экспортным
кредитам  и  кредитам  для  ориентированных  на экспорт инвестиционных
проектов;
         государственное  кредитование  экспорта   продукции   высокой
степени обработки (предоставление кредитов предприятиям и организациям
для  финансирования  высокоэффективных  ориентированных   на   экспорт
инвестиционных проектов и экспортных контрактов).
         2) участие в финансировании организационных и специальных мер
стимулирования экспорта, в том числе путем:
         создания  и  поддержки  инфраструктуры  содействия   экспорту
внутри республики и за ее пределами;
         разработки специальных программ по продвижению  отечественной
продукции   за   рубеж   (участие  в  выставках,  ярмарках,  рекламной
деятельности, других мероприятиях по освоению внешних рынков);
         расходов  на  подготовку  технико-экономических   обоснований
ориентированных  на  экспорт  проектов  и  предконтрактную  проработку
экспортных операций;
         содействия и финансового участия Республики Коми  в  развитии
малого и среднего бизнеса.
         По мере  укрепления  государственной  системы  стимулирования
экспорта,  увеличения  средств  уполномоченных финансовых институтов и
повышения активности частного сектора  в  области  экспорта  объемы  и
пропорции  распределения  бюджетных  средств,  а  также направления их
использования будут меняться  в  соответствии  с  характером  решаемых
задач.

                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ                          

         Программа  может  использоваться  для   разработки   программ
развития экспорта в городах, районах, предприятиях республики.
         В  целях  выполнения   Программы,   с   учетом   изменяющейся
экономической  ситуации  в  России  и  Республике  Коми,  Министерство
внешних  связей  Республики   Коми   совместно   с   заинтересованными
министерствами,     ведомствами    и    предприятиями,    предполагает
разрабатывать мероприятия по этапам (приложение N 5).
         Мероприятия  будут  охватывать  не  только   производственную
сферу, но и учитывать оказание различного рода услуг на внешнем рынке.
Только в 1995 году их оказано более чем на 5 миллионов  долларов  США.
Будет вестись работа по изучению и освоению новых внешних рынков.
         Согласно постановлению Правительства Российской Федерации  от
8  февраля 1996 года N 123 "О Федеральной программе развития экспорта"
Минфину Российской Федерации дано указание выделять ежегодно  денежные
средства  на  поддержку  экспорта. При решении этого вопроса Программа
предполагает  выделять   через   Минфин   Республики   Коми   средства
экспортерам, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса.
         Получение кредитов по Базовому кредитно-торговому  соглашению
(приложение  N  4)  между Правительством Республики Коми и Федеральным
ведомством по особым задачам в связи с  объединением  Германии  от  21
декабря  1995 г. в сумме 300 миллионов немецких марок, сроком на 8 лет
будет стимулировать экспорт предприятиями Республики Коми.
         Выполнение решений и мероприятий, предусмотренных Программой,
обеспечит  стабильность и заинтересованность производителей экспортной
продукции, укрепит финансовое положение предприятий  -  экспортеров  и
окажет влияние на пополнение бюджета республики.

Информация по документу
Читайте также