Расширенный поиск

Указ Главы Республики Коми от 18.06.1997 № 166

                                                                       
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                                Республика Коми                       
                                                                      
                                     Глава                            
                                                                      
                                      Указ                             
                                                                      
                                                                      
                              18.06.1997 г. N 166
                     
                                        Утратил силу - Указ Главы
                                             Республики Коми
                                         от 20.07.2000 г. N 296                                                                      
                                                                      
                    О Государственной концепции развития и            
                   реформирования здравоохранения Республики          
                   Коми на 1997 год и на период до 2000 года          


         В   целях   определения   основных    приоритетов    развития
здравоохранения   Республики   Коми,  сохранения  социальных  гарантий
медицинской помощи населению

         постановляю:

         1. Утвердить прилагаемую Государственную концепцию развития и
реформирования  здравоохранения  Республики  Коми  на  1997  год  и на
период до 2000 года (далее именуется - Концепция).
         2.  Поручить  заместителю  Главы  Республики  Коми,  министру
здравоохранения  Республики  Коми Дзуцеву Г.М. разработать и в течение
1997  -  1998  годов  внести  Главе  Республики  Коми  предложения  по
реализации Концепции.


         Глава
         Республики Коми          Ю.СПИРИДОНОВ


         г.Сыктывкар
         18 июня 1997 г.
         N 166



         Приложение
         к Указу
         Главы Республики Коми
         от 18 июня 1997 г. N 166


                           ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ                  
                                                                      
                   развития и реформирование здравоохранения          
                         Республики Коми на 1997 год и                
                            на период до 2000 года                    

                       I. Современная ситуация в области              
                        здравоохранения Республики Коми               

         Состояние  системы  здравоохранения  в  Республике   Коми   с
финансированием    по    основным   "защищенным   статьям"   бюджетной
классификации (питание больных, обеспечение медикаментами,  заработная
плата  медработникам)  постепенно  ведет  к  разрушению  базы отрасли;
изнашиваются медицинская аппаратура и оборудование, до предела изношен
автотранспорт.   Продолжает   ухудшаться  обеспеченность  медицинскими
кадрами. В связи  со  снижением  уровня  жизни  населения,  ухудшением
экологии,   качества   питания,  алкоголизацией  общества  не  удалось
остановить рост  неблагоприятных  медико-демографических  показателей,
так  в  1996 году продолжала снижаться рождаемость, выросла смертность
населения, естественный прирост населения вновь составил отрицательную
величину, т.е. уровень смертности превысил уровень рождаемости.
         Продолжался  рост  общей  заболеваемости  населения  во  всех
демографических  группах.  В  1996  году  наблюдался рост инфекционной
заболеваемости, в частности дифтерии, рост "социальных заболеваний", в
том   числе   туберкулеза,  онкопатологии,  венерических  заболеваний,
выросла младенческая смертность.
         Отрицательное  воздействие   на   здравоохранение   оказывает
несовершенство  системы управления отраслью, которое проявляется как в
разобщенности   деятельности   некоторых   государственных   структур,
например,  Министерства здравоохранения Республики Коми и Министерства
Республики Коми по социальным  вопросам,  так  и  внебюджетных  фондов
социальной  направленности. Такая несогласованность приводит к потерям
бюджетных  и  государственных  внебюджетных  средств.   Несовершенство
управленческой   "вертикали"  в  отрасли,  выразившееся  в  отсутствии
экономических    механизмов    управления    лечебно-профилактическими
учреждениями территорий, имеющих самостоятельные бюджеты, отрицательно
влияет на процесс проводимых реформ.
         Несмотря на появление дополнительного внебюджетного источника
финансирования  здравоохранения  -  Фонда  обязательного  медицинского
страхования   Республики   Коми,   уровень   суммарных   расходов   на
здравоохранение по-прежнему не достигает потребности.
         Затраты на ремонт  и  реконструкцию  лечебно-профилактических
учреждений   не  позволяют  обеспечить  даже  простое  воспроизводство
отрасли.
         На  состояние  отрасли  оказывают   неблагоприятное   влияние
действующая  организационная модель медицинской помощи, являющаяся, по
сути,  затратной,  так  как   значительное   место   в   этой   модели
необоснованно занимает дорогостоящая стационарная помощь.
         Более экономичная амбулаторно-поликлиническая помощь не стала
в достаточной степени приоритетной.
         Из-за отсутствия  действенной  управленческой  "вертикали"  в
отрасли  тормозится  работа  по районированию высокоспециализированной
медицинской помощи и реорганизации первичной медико-санитарной помощи.
         Нуждается    в    дальнейшем    совершенствовании     система
лекарственного   обеспечения  населения,  значительно  улучшившаяся  и
ставшая более экономичной для финансирующих организаций после введения
в республике лекарственного страхования населения.
         Требует развития политика  обеспечения  медицинскими  кадрами
учреждений здравоохранения в Республике Коми.
         Введенная в 1994  -  1995  годах  дифференцированная  система
оплаты   труда   медицинских  работников,  давшая  свои  положительные
результаты, требует дальнейшей дифференциации  и  совершенствования  с
учетом  степени  сложности лечения пациентов и включения механизмов не
только  контроля  качества  медицинской  помощи,   но   и   управления
качеством.
         Необходимо   изменение   системы   обеспечения,   ремонта   и
профилактики медицинской техники и оборудования.
         Следует также совершенствовать и развивать  систему  оказания
высокоспециализированной   медицинской   помощи  сельскому  населению,
учитывая положительный опыт работы в этом направлении.

                II. Отдельные понятия, применяемые в Концепции        

         1. Высокоспециализированная медицинская помощь -  высший  вид
медицинской   помощи,  оказываемый  в  специализированных  медицинских
учреждениях, имеющих лицензию на ее оказание, специальное оборудование
и  оснащение,  врачами  - специалистами со специализацией по отдельным
разделам  медицинской  деятельности  в  соответствии  с  номенклатурой
врачебных  специальностей,  утвержденной  Минздравом  России, имеющими
сертификат специалиста и квалификационную категорию не ниже первой.
         2. Врач общей практики (семейный  врач)  -  квалифицированный
врач  -  терапевт  широкого  профиля, имеющий достаточно теоретических
знаний и практических навыков по основным специальностям  практической
медицины  в  объеме  специальности  "Лечебное  дело", предназначен для
оказания  первичной  многопрофильной  помощи,  диагностики  и  лечения
заболеваний  членов  семьи  независимо  от  возраста,  формирования их
здорового образа жизни, физической и социальной адаптации к окружающей
среде.
         3. Институт врача общей  практики  -  структура  формирования
общих   врачебных  практик  с  учетом  их  организации,  в  том  числе
подготовки специалистов.
         4. Общие врачебные  практики  -  система  оказания  первичной
медико-санитарной  помощи на основе деятельности врачей общей практики
(семейных врачей).
         5. Автономные врачебные практики - общие врачебные  практики,
имеющие  статус юридического лица, финансирование деятельности которых
производится непосредственно от финансирующей организации, а не  через
территориальные лечебно-профилактические учреждения.
         6.  Первичная  медико-санитарная  помощь  -   многопрофильная
медицинская помощь, оказываемая на амбулаторно-поликлиническом этапе в
объеме специальности "Лечебное дело", направленная  на  диагностику  и
лечение  заболеваний  населения,  формирование здорового образа жизни,
физической и социальной адаптации к окружающей среде.
         7.     Медицинское     районирование      -      концентрация
высокоспециализированной  медицинской  помощи  на территориях, имеющих
развитую  медицинскую  инфраструктуру,  способствующую   рациональному
использованию специалистов, материальных средств, хорошую транспортную
схему, обеспечивающую доступность для населения этого вида помощи.
         8. Гериатрические отделения  -  специализированные  отделения
лечебно-профилактических     учреждений,    осуществляющие    комплекс
лечебно-профилактических мероприятий гражданам пожилого и  старческого
возраста.
         9.  Хоспис  -  медицинское   учреждение   или   подразделение
лечебно-профилактического    учреждения,   оказывающее   разноплановую
медико-социальную   помощь    больным    неизлечимыми    заболеваниями
(квалифицированный      уход,      снятие      болевого      синдрома,
психотерапевтическое лечение и т.д.).
         10.  Медицинские  дефекты  -  дефекты  оказания   медицинской
помощи,   связанные   с   недостаточной   квалификацией   медицинского
персонала,  недостаточным  обеспечением   лекарственными   средствами,
медицинской   техникой,  организационными  нарушениями,  неисполнением
функциональных обязанностей медицинскими работниками.
         11. Постгоспитальное лечение - лечение пациентов, нуждающихся
в    этом,    после   выписки   из   стационара,   осуществляемое   на
амбулаторно-поликлиническом этапе.
         12.  Пограничные  состояния   -   состояния   при   отдельных
заболеваниях,   лечение   которых   может  проводиться  как  на  этапе
стационара,   так   и   на   амбулаторно-поликлиническом   этапе   при
соответствующей его организации.
         13.  Демографическая  структура  населения  -   распределение
населения по полу и возрасту.
         14. Контингенты населения - группы населения, формируемые  по
демографическому и(или) социальному признаку.
         15.  Медицинские  стандарты   -   комплекс   диагностических,
лечебных  и  организационных мероприятий, необходимый для лечения того
или   иного   заболевания,   характеризующегося   устойчивым    сроком
длительности  лечения  и носящего относительно постоянный характер для
каждого конкретного заболевания.
         16. Нозология -  вид  заболевания,  нозологическая  группа  -
группа    заболеваний,   имеющих   одинаковые   симптомы   и   причины
возникновения.
         17. Клинико-статистическая группа (КСГ) - группа заболеваний,
сходных по течению и имеющих одинаковую среднюю длительность лечения.
         18.  Реабилитационная  помощь  -  вид   медицинской   помощи,
оказываемый  в  лечебно-профилактических  учреждениях  пациентам после
перенесенного заболевания с целью  восстановления  их  физиологических
функций, в том числе и работоспособности, социальной и психологической
адаптации.
         19. ФАП - фельдшерско-акушерский пункт.
         20.   Параклинические    подразделения    -    подразделения,
выполняющие вспомогательную работу в разделе диагностики заболеваний и
контроля за  ходом  лечебного  процесса  (клинические,  биохимические,
серологические    лаборатории,   служба   лучевой   и   функциональной
диагностики и другие).
         21.  Перинатология  -  наука,  изучающая  состояние  здоровья
ребенка  и  матери  до рождения, в момент рождения и в течение первого
месяца   после    рождения    ребенка    и    определяющая    комплекс
профилактических,       организационных,       лечебно-диагностических
мероприятий, направленных на сохранение  жизни  и  здоровья  матери  и
ребенка.

                    III. Принципы государственной политики            
                        реформирования здравоохранения                

         Приоритетность здравоохранения  определяется  правом  граждан
Республики  Коми  на  жизнь  и  здоровье,  закрепленным  в Конституции
Республики Коми.
         В связи с этим, принципами государственной политики в области
здравоохранения должны стать:
         признание  здоровья  человека   приоритетом   государственной
социально-экономической   политики,   от   которого  напрямую  зависит
положение дел в республике;
         принятие любых решений в республике должно  осуществляться  с
учетом прогноза их влияния на здоровье граждан республики;
         создание единой системы здравоохранения,  включающей  в  себя
государственный  и  муниципальный  секторы  под  управлением Минздрава
Республики  Коми,  реализующего  единую  государственную  политику   в
области  медицинского,  лекарственного и санитарно-эпидемиологического
благополучия граждан;
         медико-социальная  защита   граждан   республики,   признание
развития   отрасли  здравоохранения  одним  из  основных  приоритетных
направлений   социально-экономической   политики   Республики    Коми,
совершенствование  ее  профилактической  направленности и формирование
здорового образа жизни, повышение медицинской культуры населения.

             IV. Основные цели и задачи государственной Концепции     

         1. Основной целью Концепции является полное обеспечение  прав
граждан   республики  в  области  охраны  здоровья  в  соответствии  с
Конституцией Республики Коми.
         Осуществление Концепции направлено на:
         гарантию  качественной  бесплатной   медицинской   помощи   в
государственных    республиканских    и    муниципальных   учреждениях
здравоохранения, оказываемой за  счет  средств  бюджетов  и  страховых
взносов;
         рациональное использование средств на  здравоохранение  и  их
максимальную   экономию   путем  реформирования  существующей  системы
здравоохранения;
         приведение в соответствие  с  уровнем  финансирования  и  без
ущерба  для населения республики, в пределах социальных норм, коечного
фонда;
         внедрение новых, менее затратных  организационных  технологий
оказания медицинской помощи;
         совершенствование  существующей  дифференцированной   системы
оплаты труда медицинских работников;
         создание   гибкой,   оперативно    действующей,    отраслевой
экономической   управленческой  структуры.  Продолжение  реорганизации
городских и районных управленческих структур;
         продолжение        деятельности        по         приближению
высокоспециализированной и высококвалифицированной медицинской помощи,
в том числе и реанимационной, к сельскому населению;
         дальнейшее совершенствование системы медико-социальной помощи
одиноким престарелым больным в учреждениях здравоохранения;
         уменьшение  доли  дефектов  медицинской  помощи  в   оказании
медицинской помощи гражданам республики.
         2.  Первоочередные  приоритетные   направления   развития   и
реформирования   здравоохранения   Республики   Коми   с  перспективой
реализации в 1997 - 1998 годах:
         осуществление реформирования структуры  оказания  медицинской
помощи,       перенос       "центра      тяжести"      лечения      на
амбулаторно-поликлиническое звено,  реформирование  системы  первичной
медико-санитарной   помощи   -   создание,   наряду   с  существующими
многопрофильными поликлиниками, микроамбулаторий и системы врача общей
практики;
         совершенствование    системы    обязательного    медицинского
страхования  в  республике  в  сторону удешевления модели страхования,
поэтапного  его  введения,  первоочередного  решения  наиболее  острых
социально-медицинских проблем;
         Совершенствование дифференцированной (мотивационной)  системы
оплаты  труда с целью улучшения качества оказания медицинской помощи и
включения экономических механизмов  управления  отраслью  и  качеством
медицинской помощи;
         улучшение  качества   медицинского   обслуживания   сельского
населения  Республики  Коми,  медицинское  районирование,  приближение
высокоспециализированной медицинской помощи к селу;
         реорганизация  управления  здравоохранением,   восстановление
управленческой   вертикали,   сокращение   дублирующих  управленческих
структур в отрасли;
         обеспечение  современного  уровня  диагностики  для   жителей
сельских регионов республики;
         совершенствование системы профилактической и реабилитационной
помощи населению Республики Коми;
         совершенствование   системы   медико-социальной   помощи    в
учреждениях здравоохранения;
         улучшение  подготовки  собственных   медицинских   кадров   в
Республике Коми;
         совершенствование системы медицинской помощи детям и матерям.
         Практическая  реализация  принципа   приоритетности   проблем
детства и материнства в социальной политике Республики Коми.
         3.  Приоритетные  направления   развития   и   реформирования
здравоохранения  Республики  Коми  с  перспективой  реализации до 2000
года:
         дальнейшее сокращение высокозатратной коечной сети республики
до  80  на  10000  жителей,  в  пределах социальных норм, утвержденных
Указом Главы Республики Коми от 5 апреля 1996 г. N 91 "Об  утверждении
государственных социальных норм и нормативов";
         преобразование    существующих    амбулаторно-поликлинических
учреждений  в  лечебно-диагностические центры высокоспециализированной
медицинской помощи путем их реструктуризации и укрупнения одновременно
с  полным  охватом республики системой врача общей практики (семейного
врача);
         дальнейшее улучшение подготовки медицинских кадров,  создание
республиканской базы научных медицинских кадров;
         дальнейшее     совершенствование      реабилитационной      и
профилактической    помощи    населению.    Создание   республиканской
санаторно-курортной базы под управлением Минздрава Республики Коми;
         введение  полного  обязательного   медицинского   страхования
населения    Республики    Коми    в    соответствии   с   действующим
законодательством Российской Федерации;
         формирование бюджета здравоохранения  республики,  исходя  из
научно  обоснованного дифференцированного норматива на одного жителя в
зависимости      от      половозрастной      структуры      населения,
климато-географических условий, уровня заболеваемости;
         введение  системы  дифференциации   способов   финансирования
лечебно-профилактических            учреждений           стационарных,
амбулаторно-поликлинических и общеврачебных практик.

                       V. Пути развития и реформирования              
                        здравоохранения Республики Коми               

         Общие концептуальные пути развития и реформирования отрасли:
         1. Реформы  механизмов  управления  отраслью  путем  создания
единой системы вертикального подчинения;
         унификация структуры  органов  управления  здравоохранения  с
целью   исключения   дублирующих   органов   и   учреждений.  Создание
межмуниципальных  медицинских   объединений   высокоспециализированной
медицинской помощи в рамках программы ее районирования.
         2. Реформы в области экономики здравоохранения.
         Укрепление экономической основы здравоохранения республики:
         учитывая  ответственность  за  состояние  здоровья  населения
различных  государственных  управленческих  структур и для преодоления
межведомственной разобщенности создать  межведомственную  комиссию  по
охране  здоровья  граждан  Республики Коми на республиканском уровне с
включением в ее состав представителей заинтересованных  управленческих
структур;
         на    законодательном    уровне    предусмотреть     механизм
централизации    отдельных    статей    расходной    части    бюджетов
здравоохранения в республиканском бюджете Республики Коми  по  отрасли
"Здравоохранение";
         развивать   научные   подходы   к    формированию    бюджетов
здравоохранения.  Осуществлять  расчет финансового норматива на одного
жителя в зависимости  от  демографической  (половозрастной)  структуры
населения,   уровня   заболеваемости,   материально-технической   базы
учреждений здравоохранения и климато-географических условий регионов;
         развивать   многоканальное   финансирование   отрасли   путем
объединения   отдельных,   смежных   видов   деятельности   с  другими
ведомствами, в том числе с Министерством Республики Коми по социальным
вопросам, Фондом социального страхования Республики Коми;
         либерализация   системы   платных   услуг   в    деятельности
лечебно-профилактических учреждений;
         включение экономических механизмов управления отраслью  путем
совершенствования  дифференцированной  системы  оплаты  труда  (прямой
индивидуальной сдельной системы оплаты труда медицинских работников за
фактически  выполненный  объем  работ  с  учетом  качества медицинской
помощи), включая механизм оплаты по  категориям  сложности  лечения  и
системы управления качеством;
         помимо экономических  рычагов,  для  преодоления  структурных
диспропорций  в здравоохранении Республики Коми необходимо разработать
и  осуществить  комплекс  мероприятий  по   управлению   использования
ресурсов  медицинской  помощи,  что  включает в себя объем медицинской
помощи, ее качество и структуру;
         основная цель мероприятий по использованию ресурсов  оказания
медицинской помощи - ликвидация потерь, которые возникают из-за плохой
координации  деятельности  отдельных  уровней   и   звеньев   оказания
медицинской   помощи,   а  также  низкой  эффективности  использования
трудовых  и  материальных  ресурсов,  в  чем  немалую   роль   сыграла
чрезмерная    децентрализация   управления   медицинской   помощью   в
республике.
         В  указанной  системе  основные  усилия  направлены   не   на
увеличение    лечебно-диагностических   объемов,   а   на   достижение
максимально высоких клинических  результатов  и  показателей  здоровья
населения на единицу финансовых затрат.
         Управление использованием ресурсов должно носить  комплексный
характер,  а сам процесс должен быть увязан по всем звеньям по уровням
оказания медицинской помощи в  республике  как  по  вертикали  (ФАП  -
участковая  больница  -  центральная  районная больница - региональный
центр специализированной медицинской помощи -  медицинское  учреждение
республиканского  уровня), так и по горизонтали, т. е. непосредственно
в   медицинском   учреждении   между   амбулаторно-поликлиническим   и
стационарным  звеном,  а  также  между различными подразделениями этих
звеньев.
         Реализация   управления   использования    ресурсов    должна
осуществляться по следующим позициям:
         а) планирование потоков пациентов
         Осуществление  данной   позиции   должно   реализоваться   по
следующим направлениям:
         анализировать потоки пациентов в разрезе нозологических групп
и контингентов населения;
         на  основе  проведенного   анализа   определять   оптимальные
варианты движения потоков пациентов;
         определять  план  потоков  пациентов  как  контрольные  цифры
объемов медицинской помощи, доводимых каждой службе;
         выделить и научно обосновать  контрольные  цифры  объемов  по
параклиническим  службам,  исходя из потребности параклинических услуг
(по видам) на одного пролеченного;
         внедрять современные  ресурсосберегающие  технологии  лечения
больных в разрезе нозологий;
         развивать  стационарозаменяющие  технологии  (стационары   на
дому,   стационары   дневного   пребывания,   дневные  стационары  при
амбулаторно-поликлинических учреждениях,  стационары  кратковременного
пребывания);
         проводить постоянный анализ и пересмотр принятых форм лечения
заболеваний с точки зрения эффективности использования ресурсов;
         внедрить постоянный мониторинг и контроль выполнения  объемов
работ по потокам пациентов.
         б) управление потоками медицинской помощи
         Реализация данной позиции должна осуществляться по  следующим
направлениям:
         санкционирование  плановых  госпитализаций  путем   отработки
критериев  по определенным диагнозам и стандартам, при которых пациент
должен быть госпитализирован. Большое значение по данному  направлению
имеет   выделение   "пограничных   состояний",  при  которых  возможно
применение стационарозаменяющих технологий;
         управление  госпитализациями,  это  направление   реализуется
через планирование госпитализаций на амбулаторно-поликлиническом звене
и на определенный временный период;
         подготовка      пациента      к       госпитализации       на
амбулаторно-поликлиническом уровне (например, обследование пациента на
догоспитальном этапе в полном объеме);
         анализировать ход выполнения плана  стационарного  лечения  в
соответствии   с   утвержденными   медицинскими   стандартами  средней
длительности        лечения         (медицинскими         стандартами,
клинико-статистическими группами);
         анализировать выписку пациентов из стационара с  определением
различных вариантов постгоспитального лечения;
         контролировать частоту направлений пациентов к  специалистам,
исходя  из определенных цифр количества направлений на одного пациента
по различным специальностям.
         в) контроль и управление качеством медицинской помощи
         Реализация данной позиции должна осуществляться через:
         превентивный     (предварительный)     контроль     качества,
осуществляемый лицензионно-аккредитационной комиссией;
         текущий   контроль   качества   по   исполнению   применяемых
медицинских технологий (ведомственный и межведомственный);
         контроль  качества  по  сигнальным  позициям  ("чрезвычайным"
экспертным случаям), ведомственный и межведомственный;
         совершенствование   системы    взаиморасчетов    лечебно    -
профилактических  учреждений  с  бюджетами  за  фактически выполненный
объем работ с учетом качества.
         3. Реформа оказания медицинской помощи:
         отработка   системы   районирования    медицинской    помощи,
внедренной  в  1995  году.  Оптимизация  работы  региональных  центров
высокоспециализированной    медицинской     и     консультативно     -
диагностической помощи с целью приближения ее к сельскому населению;
         продолжение оптимизации коечной сети в республике,  доведение
ее  в  соответствии  с  социальными нормами к 2000 году до 80 на 10000
населения;
         продолжение создания на высвобождающихся койках  отделений  и
палат для одиноких, брошенных престарелых больных людей и хосписов;
         продолжение  развития  новых  организационных  форм  оказания
медицинской помощи, включая полустационары, микроамбулатории, выездные
физиотерапевтические,   диагностические   и   процедурные    кабинеты,
стационары  на  дому,  дневные  стационары, увязывая эти новые формы с
существующей системой лекарственного страхования населения;
         совершенствование системы профилактической и реабилитационной
помощи:  развитие  санаторно-курортных  учреждений  в  республике  под
управлением Минздрава Республики Коми, формирование  здорового  образа
жизни, повышение медицинской культуры населения;
         совершенствование законодательной базы и принятие комплексных
мер  по обеспечению психического здоровья граждан, дальнейшее развитие
психиатрической и наркологической помощи;
         активизация и  совершенствование  деятельности  по  борьбе  с
туберкулезом,   болезнями,  передаваемыми  половым  путем,  и  другими
заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
         с целью  приближения  высококвалифицированной  реанимационной
помощи  к  сельскому населению при республиканских базовых учреждениях
создать мобильные реанимационно-консультативные центры;
         реализация Указа Главы Республики Коми от 29 августа 1995  г.
N  326  "О  поэтапном  введении обязательного медицинского страхования
граждан в Республике Коми".
         С целью привлечения  и  рационального  использования  средств
Фонда   обязательного   медицинского   страхования   Республики   Коми
необходимо:
         а)  совершенствование  системы   лекарственного   страхования
граждан Республики Коми:
         переход в 1997 году к финансированию  системы  лекарственного
страхования,  исходя  из  норматива  потребления финансовых средств на
медикаменты на одного жителя с учетом  дифференцированного  подхода  к
нормированию    (климато-географические,    демографические   условия,
состояния здоровья населения);
         распределение функций аптечных структур республики,  создание
реально действующих трех основных структур обеспечения медикаментами и
изделиями медицинского назначения:
         бюджетно-страховая аптечная сеть - обеспечение лекарственного
страхования граждан;
         муниципальная, хозрасчетная аптечная сеть;
         коммерческая аптечная сеть.
         Последние  создаются  для  обеспечения   граждан   республики
медикаментами свободной реализации и по платным рецептам.
         б)   завершение   перехода   к   обязательному   медицинскому
страхованию амбулаторно-поликлинической помощи;
         в) введение в 1997 году страхования стационарной помощи;
         г) реформирование первичной медико-санитарной помощи.
         Важнейшим  компонентом   реформы   здравоохранения   является
поэтапное преобразование звена первичной медико-санитарной помощи.
         Уровень работы первичного звена в наибольшей мере  определяет
показатель здоровья населения, а также экономическую эффективность.
         Стратегическое направление - формирование и массовое развитие
института  врача  общей  практики,  переход на оказание основной части
первичной медико-санитарной помощи силами автономных  общих  врачебных
практик.
         В реализации этой программы можно определить следующие этапы:
         первый  этап   -   общеврачебные   практики   -   структурные
подразделения   существующих   многопрофильных  поликлиник  на  правах
подрядного коллектива со своим субсчетом.
         В состав таких практик рационально включить врачей  следующих
специальностей: терапевт, педиатр, акушер - гинеколог.
         Деятельность  их  должна  регламентироваться   положением   и
договором внутриучрежденческого подряда.
         В  этот   период   должна   осуществляться   профессиональная
подготовка семейных врачей.
         Получив  относительную  автономию,   общеврачебные   практики
отрабатывают  систему  взаиморасчетов, финансового и профессионального
взаимодействия с  другими  звеньями  оказания  медицинской  помощи,  а
многопрофильные     поликлиники     постепенно     преобразуются     в
консультативно-диагностические   учреждения   по   уровням    оказания
медицинской помощи;
         второй этап -  общеврачебные  практики  еще  в  составе  трех
основных  врачебных  специальностей образуются на базе многопрофильных
поликлиник  в  качестве  самостоятельно   существующих   субъектов   с
образованием  или  без  образования  юридического  лица. Собственность
поликлиник в части имущества общеврачебных практик  передается  им  на
правах оперативного управления.
         Обязательное условие -  участие  общих  врачебных  практик  в
выполнении   территориальной   программы   обязательного  медицинского
страхования.
         Организация работы общих врачебных практик строится на основе
прямых договоров с финансирующими организациями.
         Организационные  мероприятия  по  реализации  второго   этапа
должны включать:
         обучение  врачей  и  среднего   медицинского   персонала   по
специальным программам;
         лицензирование и аккредитацию;
         проведение  процедуры  свободной  регистрации  прикрепленного
населения;
         разъяснительную работу с населением;
         разработку  и   апробацию   форм   договорных   отношений   с
администрацией   поликлиники   и   другими   лечебно-профилактическими
учреждениями,   отработку   схемы   финансирования    и    финансового
взаимодействия;
         отработку   системы   сбора   и   учета    экономической    и
медико-статистической информации;
         третий этап - формирование собственно общеврачебной  практики
с   реализацией  ее  деятельности  как  некоммерческой  организации  в
соответствии с Гражданским кодексом  Российской  Федерации  и  Законом
Российской Федерации "О некоммерческих организациях".
         Реализация  этапов  будет  осуществляться  в  зависимости  от
социально-экономического положения в республике.
         д) реформирование стационарной помощи
         В  настоящее   время   остаются   неудовлетворительными   как
материально-техническая  база  стационарных лечебных учреждений, так и
организационная  схема  оказания  стационарной   медицинской   помощи.
Углубляется  разрыв в показателях стационарной помощи между городскими
и сельскими медицинскими учреждениями, страдает как качество  оказания
помощи,  так  и  моменты  ее  дифференциации,  не выполняются плановые
объемные  показатели,  дорогостоящие  койки,   особенно   в   сельских
медицинских учреждениях, простаивают, растет процент пребывания на них
не показанных к госпитализации пациентов.
         Нерациональное  использование  коечного  фонда  в  республике
ведет к необоснованным бюджетным затратам.
         Пути решения проблемы:
         дифференциация   больничной   сети   по   уровням    иерархии
организации   медицинского  обслуживания,  так  маломощные  участковые
больницы и отделения в центральных районных больницах в соответствии с
потребностью   населения   должны  быть  преобразованы  в  больницы  и
отделения  сестринского  ухода,  хосписы.  В  городских   стационарных
учреждениях   должны   быть  предусмотрены  гериатрические  отделения.
Вышеуказанное позволит решить важнейшую медико-социальную проблему;
         с целью наибольшей  доступности  для  сельского  населения  в
республике   уже   начато   проведение  медицинского  районирования  с
созданием региональных центров оказания  специализированной  помощи  в
городах  Сыктывкаре,  Ухте,  Воркуте. Работа в этом направлении должна
быть продолжена.  До  2000  года  региональные  учреждения  необходимо
вывести   из   муниципального   подчинения   и   придать   им   статус
республиканских, что решит проблему финансирования  пребывания  в  них
пациентов  независимо  от места проживания и позволит проводить единую
политику оказания этого вида медицинской помощи;
         развитие интенсивных моделей оказания медицинской  помощи  на
стационарном  этапе  заключается  в  дифференциации  действующей  сети
стационарных  учреждений  на  больницы   кратковременного   пребывания
больного  (до 2 недель) с последующим постгоспитальным долечиванием на
амбулаторно-поликлиническом   уровне   на   больницы   долговременного
пребывания  (стационар  долечивания,  сестринского  ухода,  хоспис)  в
зависимости от состояния пациента;
         Итак, стационарные учреждения должны быть дифференцированы:
         стационары   кратковременного   пребывания   (до   2   недель
пребывания);
         стационары интенсивной терапии;
         стационары    долговременного    пребывания     (долечивания,
сестринского ухода);
         полустационары        (дневные         стационары         при
амбулаторно-поликлинических     учреждениях,    стационары    дневного
пребывания в больницах, стационары на дому и др.).
         Все вышеуказанное позволит соблюсти утвержденные Указом Главы
Республики   Коми   от   5   апреля  1996  г.  N  91  "Об  утверждении
государственных социальных норм и нормативов" социальные нормы (8 коек
- на 1000 жителей) и осуществить экономию бюджетных средств.
         е) развитие  системы  оказания  медицинской  помощи  детям  и
матерям:
         создание системы, обеспечивающей население знаниями  вопросов
планирования   семьи;   внедрение   подходов   к  обучению  подростков
сексуальному  и  репродуктивному  поведению,   этике   семейно-брачных
отношений, укрепление службы по планированию семьи;
         внедрение  современных  медицинских  технологий   в   области
перинатологии,  обеспечивающих  рождение  здоровых детей, профилактику
заболеваемости и инвалидности новорожденных;
         формирование  основ  комплексного  решения  проблем  детей  -
инвалидов и их семей, создание системы реабилитации;
         решение    проблемы    экстренной    высокоспециализированной
медицинской помощи женщинам - роженицам и родильницам;
         Комплексное   решение   проблемы   профилактики   и   лечения
экстрагенитальной патологии у женщин.
         4. Пути развития и реформирования системы обеспечения кадрами
медицинских работников:
         совершенствование   работы   по   трехуровневой    подготовке
медработников  со  средним  специальным медицинским и фармацевтическим
образованием;
         создание в течение  1996  -  1997  годов  филиала  Кировского
медицинского института в Республике Коми;
         создание республиканского  центра  последипломной  подготовки
кадров;
         создание законодательных  предпосылок  закрепления  врачебных
кадров в сельских районах республики, предусматривающих дополнительные
льготы;
         создание непрерывного цикла обучения медицинских кадров;
         в  перспективе  -  создание  Коми  медицинского  института  и
формирование базы научных медицинских кадров.
         5. Развитие системы обеспечения жизнедеятельности медицинских
учреждений предусматривает:
         развитие   управления   Минздрава    Республики    Коми    по
материально-техническому   обеспечению   с  включением  в  его  состав
учреждения   по   организации   питания   в   лечебно-профилактических
учреждениях  от  обеспечения продуктами питания до приготовления пищи,
создание  единой  сети  пищеблоков   и   учреждения   по   обеспечению
медицинской    аппаратуры,   ремонту   и   техническому   обслуживанию
медицинской техники с охватом всего спектра;
         централизацию  средств  лечебно-профилактических   учреждений
городов  и  районов  для финансирования вышеуказанных учреждений через
Минздрав Республики Коми на законодательном уровне.
         6. Реформа общественно-социальной базы здравоохранения:
         развитие   контактов   с   общественными    и    религиозными
организациями  в  плане психологической поддержки, патронажа, ухода за
больными в отделениях сестринского ухода и хосписах;
         содействие пропаганде медико-профилактических знаний;
         содействие общественным объединениям, профессиональным  и  по
интересам, работающим в области пропаганды здорового образа жизни.

                       VI. Механизм реализации Концепции              

         В  целях  реализации  Концепции  необходимо  регламентировать
вопросы:
         по  реализации  программы   Главы   Республики   Коми   "Дети
Республики  Коми  на  1997  -  1999  годы",  утвержденной Указом Главы
Республики Коми от 13 мая 1997 г. N 115;
         об    утверждении    принципов     формирования     норматива
финансирования   медицинской   помощи   на   одного  жителя  с  учетом
половозрастной  структуры  населения,  климато-географических  условий
территорий и уровня заболеваемости;
         о  создании  межведомственной  комиссии  по  охране  здоровья
граждан Республики Коми;
         о    разграничении     полномочий     между     Министерством
здравоохранения  Республики  Коми  и администрациями городов и районов
республики в области здравоохранения;
         об утверждении базовой программы  обязательного  медицинского
страхования населения Республики Коми на 1997 год;
         о реформировании системы управления здравоохранением;
         о   совершенствовании   системы   медицинского    просвещения
населения Республики Коми;
         о контроле за  информацией  медицинского  характера,  включая
рекламу;
         о создании общеврачебных практик;
         о  создании   учреждения   Минздрава   Республики   Коми   по
обеспечению   медицинской   аппаратуры   и  техническому  обслуживанию
медицинской техники;
         о создании единой системы  санаторно-курортных  учреждений  в
Республике Коми под управлением Минздрава Республики Коми;
         о мерах по закреплению врачебных кадров  в  сельских  районах
республики;
         о финансировании системы лекарственного  страхования,  исходя
из  норматива  потребления финансовых средств на медикаменты на одного
жителя   с   учетом   дифференцированного   подхода   к   нормированию
(демографических,  климато-географических условий и состояния здоровья
населения).
         Концепция   развития   и    реформирования    здравоохранения
Республики Коми будет систематически корректироваться в зависимости от
ее непосредственной реализации или опосредованной  результативности  с
учетом  развития и реформирования других отраслей экономики Республики
Коми и Российской Федерации.

Информация по документу
Читайте также