Расширенный поиск

Постановление Правительства Архангельской области от 29.12.2014 № 611-пп

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО  АРХАНГЕЛЬСКОЙ  ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 29 декабря 2014 г. № 611-пп

 

г. Архангельск

 

 

Об утверждении Концепции развития детско-юношеского

и школьного спорта в Архангельской области на 2015 – 2020 годы

 

 

В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», областным законом от 19 октября 2006 года № 250-внеоч.-ОЗ «О физической культуре и спорте в Архангельской области»  и пунктом 6 поручения Губернатора Архангельской области от 24 января 2014 года Правительство Архангельской области  постановляет:

 

1.     Утвердить прилагаемую Концепцию развития детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области на 2015 – 2020 годы.

2.     Министерству по делам молодежи и спорту Архангельской области совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Архангельской области в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления разработать и утвердить план мероприятий по реализации Концепции развития детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области на 2015 – 2020 годы.

3.     Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области разработать меры по содействию развитию детско-юношеского и школьного спорта с учетом положений Концепции развития детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области на 2015 – 2020 годы.

4.     Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Губернатор

Архангельской области                                                               И.А. Орлов

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Архангельской области

от 29 декабря 2014 г. № 611-пп

 

К О Н Ц Е П Ц И Я

развития детско-юношеского и школьного спорта

в Архангельской области на 2015 – 2020 годы

 

Концепция развития детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области на 2015 – 2020 годы (далее – Концепция), разработанная в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 04 декабря  2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и областным законом от 19 октября 2006 года № 250-внеоч.-ОЗ «О физической культуре и спорте в Архангельской области», представляет собой систему взглядов, подходов, принципов и приоритетов Архангельской области по развитию детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области.

Концепция определяет ключевые ориентиры для исполнительных органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее соответственно – исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления) и общественных объединений, иных организаций спортивной направленности при решении вопросов, касающихся укрепления системы физического воспитания и развития детско-юношеского и школьного спорта, формирования здорового образа жизни детей и подростков.

Правовой основой разработки Концепции являются:

Федеральный закон от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2009 года № 1101-р;

областной закон от 19 октября 2006 года № 250-внеоч.-ОЗ «О физической культуре и спорте в Архангельской области».

 

I. Общие положения

 

Детско-юношеский спорт – спортивные занятия девочек и мальчиков (лиц, не достигших возраста 14 лет) (далее – дети), девушек и юношей (лиц, не достигших возраста 18 лет) (далее – подростки).

Школьный спорт – часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в общеобразовательных организациях, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.

Система физического воспитания – совокупность учебно-тренировочного процесса по программам и государственным образовательным стандартам различного уровня и направленности, сети реализующих организаций независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов органов.

Субъекты детско-юношеского и школьного спорта:

образовательные организации;

организации дополнительного образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта: детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские спортивно-адаптивные школы;

специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва;

центры спортивной подготовки;

спортивные клубы по месту жительства;

спортивные клубы при общеобразовательных организациях;

спортивные федерации по видам спорта;

общероссийская общественная организация «Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями», общероссийская общественная организация «Всероссийское общество инвалидов», общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих», общероссийская общественная организация «Всероссийская Федерация спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата», общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация «Федерация спорта слепых», общероссийская спортивная федерация спорта глухих, общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью «Специальная Олимпиада России», общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация «Всероссийская федерация школьного спорта»;

медицинские организации.

 

II. Цели, задачи и основные принципы развития

детско-юношеского и школьного спорта


        Целью развития детско-юношеского и школьного спорта является физическое и нравственное воспитание, укрепление здоровья детей, подростков путем совершенствования системы физического воспитания в образовательных организациях, развития инфраструктуры детско-юношеского и школьного спорта и детско-юношеского адаптивного спорта и приобщения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также создания необходимых условий для самореализации спортивно одаренных детей и подростков.

Основными задачами в сфере развития детско-юношеского и школьного спорта являются:

совершенствование мер поддержки развития детско-юношеского и школьного спорта, детско-юношеского адаптивного спорта;

совершенствование системы физического воспитания в образовательных организациях и по месту жительства (создание спортивных клубов);

содействие деятельности физкультурно-спортивных организаций в области детско-юношеского и школьного спорта;

повышение качества работы детско-юношеских спортивных школ (неукоснительное выполнение федеральных стандартов спортивной подготовки);

развитие системы государственных учреждений спортивной подготовки для спортивно-одаренных детей и подростков;

создание необходимых условий для обеспечения подготовки спортивного резерва;

повышение эффективности обязательных уроков физической культуры посредством придания им целевой направленности учебно-тренировочного процесса на овладение техническими элементами игровых видов спорта, развитие физических качеств, подготовку к соревновательной деятельности;

развитие сети доступных спортивных сооружений для детей и подростков;

укрепление материально-технической базы, обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием общеобразовательных организаций, детско-юношеских школ, спортивных клубов;

подготовка кадров по реализации комплекса мер в области детско-юношеского и школьного спорта, детско-юношеского адаптивного спорта;

реализация всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО;

профилактика беспризорности и правонарушений детей и подростков.

Реализация Концепции основывается на следующих принципах:

взаимодействие исполнительной органов государственной власти, органов законодательной власти всех уровней, организаций и общественных объединений спортивной направленности, подготовка правовой базы для осуществления данного взаимодействия, единого понимания целей и задач в вопросах развития детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области;

доступность занятий физической культурой и спортом для всех категорий детей и подростков;

массовость физической культуры (реализация принципа «спорт для всех»);

использование современных технологий, научно-исследовательских разработок при планировании и реализации комплекса мер;

сохранение и укрепление здоровья детей и подростков при занятиях физической культурой и спортом;

проведение систематического мониторинга эффективности реализации Концепции и возможность корректировки программ.

 

III. Основные направления деятельности по развитию
детско-юношеского и школьного спорта
        

Приоритетными направлениями в развитии детско-юношеского и школьного спорта являются:

развитие физической культуры и массового детско-юношеского спорта;

развитие системы подготовки спортивного резерва,

развитие школьного спорта.

Для обеспечения равных условий для занятий физической культурой и спортом необходимо особое внимание обратить на следующие группы населения:

на детей дошкольного возраста, так как не все дети посещают дошкольные образовательные организации, а государственные стандарты по видам спорта разрешают заниматься данным видом спорта только со школьного возраста;

на детей и подростков с ограниченными возможностями и имеющих инвалидность;

на детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей из малообеспеченных семей (состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних);

на детей и подростков, имеющих особые успехи в обучении и спорте.

Программы, ориентированные на указанные группы населения, должны отражать специфику группы, учитывать современные методики и технологии, позволяющие осуществлять полноценное физическое воспитание.

Приоритетные направления должны быть отражены в муниципальных и иных программах развития детско-юношеского и школьного  спорта также с учетом имеющихся специфики и возможностей муниципальных образований Архангельской области. 

Целевые индикаторы и показатели по основным направлениям Концепции развития детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области на 2015 – 2020 годы приведены в приложении к настоящей Концепции.

 

IV. Состояние детско-юношеского и школьного спорта
в Архангельской области


         Численность детей в Архангельской области в возрасте до 18 лет составила на 1 января 2014 года 182 326 человек, или 15,2 процента от общей численности населения Архангельской области.      

         В Архангельской области не менее 60 процентов молодежи имеют нарушения здоровья. Более 80 процентов населения Архангельской области, в том числе 40 процентов молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом.

          Результаты мониторинга состояния здоровья обучающихся позволяют сделать вывод о том, что 53 процента обучающихся имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания, лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных организаций могут быть отнесены к категории здоровых.

         Важными факторами, негативно влияющими на формирование здоровья детей и рост заболеваемости, являются низкая двигательная активность и неэффективное физическое воспитание детей, в том числе с отклонениями в состоянии здоровья. Уроки физической культуры не компенсируют недостаточность двигательной активности обучающихся. Низкая физическая активность, по данным исследований, выявляется у 80 процентов обучающихся общеобразовательных организаций, что способствует росту числа заболеваний сердечно-сосудистой системы, формированию патологии костно-мышечной системы, увеличению травматизма.

         Во многом этих негативных последствий можно избежать, если эффективно и целенаправленно осуществлять внедрение физической культуры и спорта в образ жизни детей, подростков и молодежи.

         В настоящее время отмечается недостаточное количество спортивных школ,  подростковых и детско-юношеских клубов физической подготовки, спортивных клубов в общеобразовательных организациях и по месту жительства.

В системе подготовки спортивного резерва в Архангельской области насчитывается 63 учреждения спортивной направленности, 23 из которых – детско-юношеские спортивные школы, в которых занимается 38 496 тыс. человек по 46 видам спорта, в том числе 27 олимпийским. В подготовке юных спортсменов задействовано 809 тренеров-преподавателей.

В 2013 году количество детей и подростков в возрасте 6 – 15 лет, регулярно занимающихся спортом, составило 35,9 процента от указанной категории жителей Архангельской области. Социальный норматив охвата занимающихся в детских и юношеских спортивных школах, установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 июля 1996 года № 1063-р, составляет 20 процентов.

         Вместе с тем необходимо отметить, что за последние годы наблюдается устойчивый прогресс в сфере развития детско-юношеского спорта.

Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» определена задача дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения.

В  соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных организаций всех видов и типов вводится третий час физической культуры.

Несмотря на положительные моменты в организации массового детско-юношеского спорта, детского отдыха и оздоровления, комплекс мер, реализуемых государством и обществом, сохраняется немало проблем, прежде всего связанных:

с отсутствием единой программы действий развития детско-юношеского и школьного спорта, активного отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи;

с обеспеченностью кадрами для организации работы в сфере физической культуры и спорта;

с недостаточно развитой инфраструктурой и обеспечением доступности объектов спорта для всех категорий населения.

Органы местного самоуправления, на которые возложены полномочия в развитии детско-юношеского и школьного спорта, организации активного отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи не имеют достаточного объема бюджетных средств, а материальная база отличается существенной изношенностью. Проблема дефицита финансирования организаций спортивной направленности приводит к росту платных услуг в детско-юношеском спорте, что также снижает возможности детей из социально необеспеченных семей заниматься спортом.

         Уровень эффективности спортивных школ по подготовке спортсменов высокого класса зависит от отбора перспективных для занятий спортом детей и подростков, их состояния здоровья, психологической и физической готовности к высоким нагрузкам.

Для более эффективной работы по достижению задач, направленных на укрепление системы физического воспитания и развития детско-юношеского и школьного спорта, необходимо формирование единой системы мер, участниками которой будут органы исполнительной  и законодательной власти различных уровней, а также общественность.


V. Развитие физической культуры и массового
детско-юношеского и школьного спорта

 

В Концепции особое внимание уделено развитию детско-юношеского спорта в образовательных организациях.

Во исполнение поручения Губернатора Архангельской области от 24 января 2014 года в части создания на базе образовательных организаций спортивных клубов планируется довести долю образовательных организаций, на базе которых будут созданы клубы, до 100 процентов к 2017 году.

В данном направлении определены следующие приоритеты:

создание условий функционирования детско-юношеских спортивных клубов, детско-юношеских спортивно-адаптивных клубов и спортивных команд на базе общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организациях и других;

создание условий функционирования детско-юношеских спортивных клубов, спортивных клубов образовательных организаций детско-юношеских спортивно-адаптивных клубов и спортивных команд по месту жительства детей и подростков на территории муниципальных образований Архангельской области;

с учетом внедрения третьего урока физической культуры в образовательных организациях обеспечение повышения эффективности обязательных уроков физической культуры посредством придания им целевой направленности учебно-тренировочного процесса на овладение техническими элементами игровых видов спорта, развитие физических качеств, подготовку к соревновательной деятельности;

активное внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» на территории Архангельской области;

обеспечение повышения квалификации тренеров-преподавателей не реже одного раза в пять лет для поддержания необходимого профессионального уровня;

укрепление материально-технической базы посредством включения в программы развития образовательных организаций оснащения их современным спортивным инвентарем и оборудованием, а в программы развития муниципальных образований – реконструкции стадионов и спортивных залов образовательных организаций;

организация медицинского обеспечения детей и подростков, занимающихся физкультурой и спортом.

Результатами реализации комплекса мер по развитию физической культуры и массового детско-юношеского и школьного спорта станут:

обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для всех категорий обучающихся;

увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом;

рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости, преступности, а также иных негативных проявлений;

снижение количества обучающихся, освобожденных от занятий физической культурой, и лиц, отнесенных к специальным медицинским группам.

 

 VI. Развитие системы подготовки спортивного резерва

 

В области развития системы подготовки спортивного резерва определены следующие приоритеты:

создание условий для улучшения качества подготовки спортивного резерва, паралимпийского резерва, сурдлимпийского резерва и резерва Специальной Олимпиады России;

повышение уровня самостоятельности и ответственности за результаты работы организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, и прежде всего муниципальных детско-юношеских спортивных школ;

развитие государственных учреждений спортивной подготовки Архангельской области (центров спортивной подготовки, центров развития адаптивного спорта), создание необходимых условий для профессионального обучения и спортивной подготовки спортивно одаренных детей и молодых людей;

разработка и внедрение механизма по трудоустройству и обязательной отработки (до трех лет) в образовательных организациях, в том числе инклюзивного образования специалистов в области адаптивного спорта, адаптивной физической культуры из числа выпускников института физической культуры, спорта и здоровья федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»;

разработка механизма предоставления государственной поддержки в виде субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на деятельность спортивных школ и других муниципальных учреждений, осуществляющих учебно-тренировочный процесс.

Результатами реализации комплекса мер по развитию системы подготовки спортивного резерва станут:

повышение уровня спортивных результатов в системе подготовки спортивного резерва;

обеспечение непрерывного пополнения спортсменами высокого класса сборных команд Архангельской области по видам спорта;

обеспечение оптимального уровня расходов на финансирование спортивных школ, центров спортивной подготовки и центров развития адаптивного спорта.

 

 VII. Механизмы и основные меры по реализации Концепции

 

Реализация Концепции предполагает разработку комплекса мероприятий, направленных:

на совершенствование нормативного правового обеспечения детско-юношеского и школьного спорта, принятие необходимых изменений и дополнений в нормативные правовые акты Архангельской области;

на совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для учреждений и организаций детско-юношеского и школьного спорта;

на совершенствование межведомственного взаимодействия по вопросам оказания медицинской помощи при занятиях физической культурой и массовым спортом.

Инструментами реализации Концепции на уровне Архангельской области являются:

 государственная программа Архангельской области «Патриотическое воспитание, развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Архангельской области (2014 – 2020 годы)», утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 19 июля 2013 года № 330-пп;

государственная программа Архангельской области «Развитие образования и науки Архангельской области (2013 – 2018 годы)», утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года № 463-пп.

На уровне муниципальных образований Архангельской области инструментом реализации Концепции являются муниципальные программы муниципальных образований Архангельской области по развитию физической культуры и спорта.

Реализация Концепции осуществляется министерством по делам молодежи и спорту Архангельской области совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти, а также совместно с органами местного самоуправления. 

 

VIII. Ресурсное обеспечение Концепции

 

         Финансирование реализации Концепции осуществляется за счет средств областного бюджета по государственным программам Архангельской области «Патриотическое воспитание, развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Архангельской области (2014 – 2020 годы)», «Развитие образования и науки Архангельской области (2013 – 2018 годы)», за счет местных бюджетов, а также за счет внебюджетных источников.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Концепции развития

детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области

на 2015 – 2020 годы

 

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ

 по основным направлениям Концепции развития

детско-юношеского и школьного спорта в Архангельской области

на 2015 – 2020 годы

 

 

Основные направления деятельности

Показатели (индикаторы)

1

2

 

1. Развитие эффективной формы воспитания средствами спорта, включая соревнования и тренировочные нагрузки



доля детей 6 – 15 лет, регулярно занимающихся физической культурой

и спортом

2. Создание условий функционирования детско-юношеских спортивных клубов

и команд на базе образовательных организаций по месту жительства

доля образовательных учреждений, имеющих спортивные клубы и команды

 

3. Создание многоуровневой

и разновариантной системы спортивных соревнований для команд образовательных организаций

доля образовательных учреждений, участвующих в спартакиадах обучающихся

 

4. Укрепление материально-технической базы, обеспеченность инвентарем, наличие квалифицированных педагогических кадров



 

доля расходов на развитие учебно-методической и материальной базы детско-юношеского и школьного спорта в учреждении (в процентах от общих затрат на реализацию образовательных программ в динамике по годам);

 

количество квалифицированных (имеющих высшее физкультурное образование) кадров, задействованных
в системе детско-юношеского

и школьного спорта в образовательных организациях

 

5. Развитие сети муниципальных учреждений, осуществляющих организацию физкультурно-спортивной, туристской работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства





количество учреждений, осуществляющих организацию физкультурно-спортивной, туристской работы с детьми, подростками

и молодежью по месту жительства,

на 1000 жителей

 

6. Достижение обеспеченности населения Архангельской области плоскостными

и крытыми физкультурно-спортивными объектами (социально гарантированного) уровня в соответствии с действующим социальным нормативом

 

7. Обеспечение равных условий

для занятий физической  культурой

и спортом детям и подросткам

с ограниченными возможностями

и имеющим инвалидность

 

 

 

количество плоскостных и крытых физкультурно-спортивных объектов

на 1000 жителей

 

 

 

 

доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в возрасте

от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой

и спортом

 

 

_____________


Информация по документу
Читайте также