Расширенный поиск

Решение Собрания депутатов Архангельской области от 25.10.1996 № 70

 



            Архангельское областное Собрание депутатов
                 второго созыва (четвертая сессия)

                              РЕШЕНИЕ

ОТ 25 октября  1996г.  №_70
                                    Утратилo силу - Решение Собрания
                                     депутатов Архангельской области
                                         от 06.06.2001 г. N 121
О регламенте областного
Собрания депутатов

     (В редакции Решения Собрания депутатов Архангельской области
                        от 24.11.98 г. N 487)


     Областное Собрание депутатов РЕШАЕТ:

     Принять регламент Архангельского областного Собрания  депу-
татов без статьи 12  (прилагается).


     Председатель областного
     Собрания депутатов          В. И. Калямин


                                                       Приложение к
                                             решению Архангельского
                                                областного Собрания
                                                          депутатов
                                              от 25. 10.1996г. N 70

                             РЕГЛАМЕНТ

           Архангельского областного Собрания депутатов

     (В редакции Решения Собрания депутатов Архангельской области
                        от 24.11.98 г. N 487)


                           Р А 3 Д Е Л   1

           Внутреннее устройство и органы Архангельского
                   областного Собрания депутатов

                            ГЛАВА   1
                         Общие положения

     Статья  1.  Архангельское  областное  Собрание депутатов (далее -
областное  Собрание) является постоянно действующим законодательным,
(представительным)  органом  государственной  власти  Архангельской
области.  
     Областное  Собрание самостоятельно решает вопросы, относящи-
еся  к  его  ведению.  Порядок  деятельности  областного  Собрания оп-
ределяется   Конституцией   Российской   Федерации,  Уставом  области,
федеральным и областным законодательством и настоящим регламентом.
     Статья  2. Областное Собрание депутатов состоит из 39 депутатов
(установленное число депутатов).
    Статья   3.  Деятельность  областного  Собрания  основывается  на
принципах   политического  многообразия  и  многопартийности,  свобод-
ного,   коллективного   обсуждения   и  решения  вопросов,  гласности,
законности,  постоянном учете интересов избирателей, ответственности
и  подотчетности  перед  областным  Собранием  создаваемых им органов,
избираемых   должностных   лиц.   Заседания   областного   Собрания
проводятся  открыто. В случаях, предусмотренных настоящим регламентом,
областное Собрание вправе проводить закрытые заседания.
     Статья 4.  Для совместной  деятельности и  выражения  единой
позиции по вопросам,  рассматриваемым  областным Собранием, депу-
таты областного Собрания могут образовать депутатские  объедине-
ния по территориальному,   производственному, политическому, про-
фессиональному признакам в количестве не менее 5  человек. Руко-
водитель депутатского объединения письменно  уведомляет областное.
Собрание о создании,   составе, названии и  депутатах, входящих в
данное объединение. После этого депутатское объединение объявляется
зарегестрированным.
     Статья 5.  Гарантии  беспрепятственного и эффективного  осу-
ществления прав  и  обязанностей депутата областного Собрания ус-
танавливаются Конституцией  Российской Федерации,  Уставом облас-
ти, федеральным и  областным законодательствами,  областным зако-
ном "О статусе депутата Архангельского областного Собрания депу-
татов" и настоящим регламентом.
     Статья 6.  Основными  формами работы областного Собрания яв-
ляются пленарные  заседания, заседания комиссий, депутатские (пар-
ламентские) слушания.
     Статья 7. Областное Собрание принимает  следующие документы:
законы, решения,  обращения, заявления.
     Статья 8.  Собрание  и  создаваемые им органы постоянно ин-
формируют население  области о своей  работе,  принятых  законах,
решениях, обращениях,   заявлениях через и средства массовой  ин-
формации.
                        Г   Л  А  В  А    2
           Председатель областного Собрания, заместители
           председателя областного Собрания

     Статья 9.   Председатель    областного  Собрания, заместители
председателя областного Собрания  избираются  на  альтернативной
основе из числа депутатов областного Собрания тайным голосовани-
ем на  первой  сессии  вновь  избранного состава.
     Председатель областного Собрания, заместители   председателя
областного  Собрания не могут быть представителями одного  депу-
татского объединения.
     Кандидатуру на  должность  председателя областного Собрания
вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты, допускается
самовыдвижение.
     В ходе обсуждения, которое проводится по всем кандидатам на
должность председателя областного Собрания, давшим  согласие бал-
лотироваться, эти депутаты выступают на сессии областного Собра-
ния с программами предстоящей деятельности и отвечают на вопросы
депутатов. Каждое  депутатское объединение и депутаты областного
Собрания имеют право  высказаться "за"  или  "против" кандидата,
после чего обсуждение прекращается.
     Статья 10. В список для голосования вносятся все выдвинутые
кандидатуры на должность  председателя  областного  Собрания  за
исключением лиц,  взявших  самоотвод.  Самоотвод принимается  без
голосования.
     Кандидат является избранным,  если в результате голосования
он получил более половины голосов от установленного числа  депу-
татов областного Собрания.
     В случае,  если на должность председателя  областного Собра-
ния было  выдвинуто  более  двух  кандидатур и ни одна из них не
набрала требуемого для избрания числа голосов, проводится  второй
тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее  чис-
ло голосов.  При этом каждый депутат областного  Собрания  может
голосовать только за одну кандидатуру.
     Избранным на должность председателя областного Собрания  по
итогам второго тура голосования считается тот кандидат,  который
получил большинство голосов от  установленного  числа  депутатов
областного Собрания.  ..
     Если во втором туре голосования ни один из двух  кандидатов
не набрал  большинства голосов от установленного числа депутатов
областного Собрания, проводятся повторные выборы с новым выдвиже-
нием кандидатов,  при этом ранее баллотировавшиеся кандидаты мо-
гут быть выдвинуты вновь.
     Избрание председателя областного Собрания оформляется реше-
нием областного Собрания.
     Статья 11.  Областное  Собрание по предложению председателя
принимает решение о том,  какое число заместителей  председателя
областного Собрания необходимо избрать. Заместители председателя
областного Собрания избираются на сессии областного Собрания  по
представлению председателя  областного Собрания на срок полномо-
чий областного Собрания в  соответствии  с  процедурой  избрания
председателя областного Собрания.
     Кандидатуры на  должности заместителей председателя област-
ного Собрания могут быть предложены председателю для представле-
ния областному Собранию депутатскими объединениями и депутатами.
     Кандидаты, не заявившие самоотвод,  включаются в  бюллетень
для тайного голосования.
     Кандидатам, включенным в список для голосования, предостав-
ляется слово на сессии для выступления и ответов на  вопросы.
     Избранными на должность заместителей  председателя областно-
го Собрания являются кандидаты,   получившие большинство  голосов
от установленного числа депутатов областного Собрания.
     Избрание заместителей   председателя    областного  Собрания
оформляется решениями Собрания.
     Статья 13. Председатель областного  Собрания:
     а) созывает сессии областного Собрания, доводит  до сведения
депутатов и населения  время и место их проведения,  а также про-
ект повестки дня;
     б) осуществляет  руководство  подготовкой сессии областного
Собрания и вопросов,  вносимых на рассмотрение областного  Собра-
ния;
     в) ведет заседания областного Собрания,  ведает   внутренним
распорядком в соответствии с регламентом областного Собрания;
     г) подписывает решения областного  Собрания,  протоколы сес-
сий областного Собрания и другие документы;
     д) назначает и освобождает от должности работников аппарата
областного Собрания.
     Представляет для утверждения областного Собрания кандидату-
ру руководителя аппарата областного Собрания.
     е) оказывает содействие  депутатам  областного  Собрания  в
осуществлении своих полномочий, организует  обеспечение их необ-
ходимой информацией, рассматривает вопросы,  связанные с освобож-
дением  депутатов от выполнения ими служебных или производствен-
ных обязанностей для работы в областном Собрании,   его органах и
в избирательных округах;
     ж) дает поручения постоянным комиссиям  областного  Собрания
по исполнению решений областного Собрания;
     з) принимает  меры по обеспечению гласности и учету общест-
венного мнения в работе областного Собрания;
     и) обеспечивает в соответствии с решениями  областного  Соб-
рания организацию областных референдумов,   обсуждение гражданами
проектов важнейших  решений областного Собрания, а также вопросов
областного  и государственного  значения.  Организует в областном
Собрании прием  граждан, рассмотрение их  обращений,  заявлений и
жалоб;
     к) рассматривает  в соответствии  с  законодательством  Рос-
сийской Федерации вопросы организации выборов и досрочного прек-
ращения полномочий депутатов;
     л) открывает  и закрывает расчетные и текущие счета област-
ного Собрания в  банках и является распорядителем по этим счетам;
     м) является распорядителем кредитов по расходам, предусмот-
ренным областным бюджетом на подготовку и проведение сессий, ра-
боту постоянных комиссий и депутатов областного Собрания, содер-
жание аппарата областного Собрания и по другим расходам, связан-
ным с деятельностью областного Собрания;
     н) от имени областного Собрания подписывает исковые заявле-
ния,  направляемые в суд или арбитражный суд в случаях,  предус-
мотренных законодательством Российской Федерации;   _
     о) по вопросам  своей компетенции издает распоряжения.
     Статья 14.  Заместители председателя областного  Собрания по
поручению председателя областного Собрания ведут заседания  сес-
сии,  замещают председателя в  его отсутствие, решают другие воп-
росы внутреннего  распорядка  деятельности  областного  Собрания
согласно распределению  обязанностей  между  ними,  утверждаемых
председателем областного Собрания.

                     Г  Л  А  В  А    3
            Комиссии и рабочие группы областного Собрания

     Статья 15.  В  соответствии со статьей 25 Устава Архангель-
ской области областное Собрание образует из числа депутатов пос-
тоянные и временные комиссии, а также рабочие группы.
     Постоянные комиссии областного Собрания по вопросам,  отне-
сенным к их ведению:
     осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение  за-
конопроектов;
     организуют проводимые областным Собранием депутатские (пар-
ламентские слушания;
     осуществляют функции контроля за реализацией  законодатель-
ства;
     дают заключения и предложения по  соответствующим  разделам
проекта областного бюджета;
     решают вопросы организации своей деятельности.
     Областное Собрание  может создавать комиссии,  деятельность
которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.
     Статья 16. Перечень постоянных комиссий областного Собрания
предлагается председателем Собрания и утверждается решением сес-
сии большинством голосов от установленного числа  депутатов  об-
ластного Собрания.  
     В случае необходимости могут образовываться и другие посто-
янные комиссии,  упраздняться и реорганизовываться ранее создан-
ные.
     Решение об образовании постоянных комиссий принимается, как
правило, на первой сессии.
     Постоянные комиссии образуются на срок полномочий областно-
го Собрания данного созыва. Работа комиссий  строится в соответс-
твии с положением о постоянных  комиссиях  областного   Собрания,
утвержденным решением  сессии   большинством голосов от установ-
ленного числа депутатов.
     Статья 17.  Численный состав каждой постоянной комиссии ут-
верждается областным Собранием,  но не менее 3 депутатов. Комис-
сии формируются по принципу самозаписи или письменного  заявления
депутата,
     Статья 18. Председатели постоянных комиссий избираются сес-
сией большинством голосов от установленного числа депутатов  об-
ластного Собрания по представлению постоянной комиссии. Избрание
оформляется решением сессии.  Кандидатура на должность председа-
теля постоянной комиссии может быть предложена членам постоянной
комиссии председателем областного Собрания, депутатскими объеди-
нениями, депутатами областного Собрания.
     Кандидатура на должность председателя  постоянной  комиссии
выдвигается членами комиссии открытым голосованием, большинством
голосов от численного состава комиссии.
     Комиссии избирают заместителей председателя и секретарей.
     Выдвижение кандидатуры  председателя   постоянной  комиссии,
избрание заместителя председателя и секретаря оформляется прото-
колом заседания постоянной комиссии.
     Председатель, заместитель председателя  и секретарь постоян-
ных комиссий могут быть освобождены от выполнения  соответствую-
щих обязанностей по процедуре голосования,  аналогичной избранию.
     Состав постоянных комиссий утверждается  областным Собранием
большинством голосов от установленного числа депутатов областно-
го Собрания в соответствии со списком,  предварительно   согласо-
ванным в депутатских объединениях.  Утверждение состава постоян-
ных комиссий оформляется решением областного Собрания. Изменения
в  составе  постоянных комиссий производятся решением сессии об-
ластного Собрания с  предварительного  согласия  соответствующих
депутатских объединений и вносятся председателями  (заместителями
председателей) комиссий.
     В состав  постоянных комиссий не могут входить председатель
областного Собрания и его заместители.
     Статья 19.  Депутат  областного  Собрания может быть членом
только одной постоянной комиссии,  за исключением  членов мандат-
ной комиссии.
     Статья 20. Основной формой работы постоянной  комиссии явля-
ется заседание.
     Заседание постоянной комиссии правомочно,   если на нем при-
сутствует более  половины  от общего числа членов постоянной ко-
миссии.                                           
     Заседание постоянной  комиссии проводит ее председатель или
его заместитель.
     Заседания постоянной  комиссии проводятся по мере необходи-
мости, но не реже одного раза в месяц.
     Внеочередное заседание постоянной комиссии созывает предсе-
датель постоянной комиссии по  своей инициативе,  либо по поруче-
нию председателя  областного  Собрания, либо  по требованию депу-
татского объединения,  либо по требованию депутатов  - членов ко-
миссии.
     О заседании постоянной комиссии ее председатель  уведомляет
через аппарат  областного Собрания членов этой комиссии не позд-
нее чем за двое суток.
     Депутат областного Собрания обязан присутствовать на  засе-
дании постоянной комиссии,  членом которой он является.
     О невозможности присутствовать на заседании постоянной  ко-
миссии по  уважительной причине депутат областного Собрания заб-
лаговременно информирует председателя постоянной комиссии.
     Решение постоянной комиссии в форме заключений,  рекоменда-
ций или предложений принимается открытым голосованием  большинс-
твом голосов  от  общего числа членов постоянной комиссии,  при-
сутствующих на заседании.  Протоколы заседаний подписывает пред-
седательствующий и секретарь.
     Статья 21.  Постоянные комиссии имеют право вносить предло-
жения по повестке дня сессии областного Собрания.
     Представитель постоянной  комиссии имеет право выступать на
заседаниях других постоянных комиссий с докладами и  содокладами
по вопросам,  относящимся к ведению представляемой им постоянной
комиссии.
     Статья 22. В заседании постоянной комиссии могут принимать
участие с правом совещательного голоса депутаты областного  Соб-
рания, не входящие в ее состав.
     На заседании  постоянной  комиссии  вправе   присутствовать
представитель субъекта законодательной инициативы,  законопроект
которого рассматривается на комиссии.
     На заседание постоянной комиссии могут быть приглашены экс-
перты, представители заинтересованных государственных и  негосу-
дарственных органов, общественных объединений.
     Постоянные комиссии вправе проводить совместные заседания.
     Статья 23. Для подготовки  отдельных  вопросов, депутатских
слушаний постоянная комиссия может создавать рабочие  группы  из
числа членов  этой комиссии,  других депутатов областного Собра-
ния, представителей государственных органов и общественных  объ-
единений, научных и учебных учреждений,  а также специалистов.
     Постоянная комиссия вправе привлекать к своей  работе  экс-
пертов, назначать независимую экспертизу  законопроектов.
     Статья 24.  Деятельность постоянных комиссий основывается на
принципах политического многообразия и многопартийности,  свобод-
ного обсуждения и гласности.  На заседаниях постоянных  комиссий
вправе присутствовать представители средств массовой информации.
     Статья 25. Постоянные комиссии  вправе запрашивать документы
и материалы, необходимые  для их деятельности, а также приглашать
на свои заседания должностных лиц  органов государственной власти
и местного самоуправления,   общественных объединений,  предприя-
тий, учреждений,  организаций.
     Органы государственной   власти  и  местного самоуправления,
общественные  объединения,  предприятия, учреждения и организации
и их  должностные лица  обязаны в десятидневный срок представлять
постоянным   комиссиям областного Собрания  запрашиваемые ими до-
кументы и  материалы.
     Статья 26.  Комиссии по решению  большинства  присутствующих
членов комиссии вправе проводить закрытые заседания,  на которых
присутствуют только депутаты областного   Собрания, глава  адми-
нистрации области, полномочный представитель  Президента РФ.

                       Р  А  3  Д  Е   Л    II
                 Порядок работы областного Собрания

                        Г  Л  А  В  А    4
                 Начало работы областного Собрания.
                 Порядок проведения его заседаний

     Статья 27.  Областное Собрание собирается на первое заседа-
ние не  позднее чем на двадцатый день после дня выборов,  если в
его состав избрано не менее двух третей от установленного  числа
депутатов.
     Первое заседание областного Собрания открывает старейший по
возрасту депутат. Он ведет заседание до избрания председательст-
вующего на сессии из числа депутатов открытым голосованием боль-
шинством от числа присутствующих депутатов.
     Статья 28.  На первой сессии областного Собрания  председа-
тельствующий сообщает  областному  Собранию  данные об избранных
депутатах областного Собрания согласно списку депутатов,  офици-
ально  переданного  областному  Собранию избирательной комиссией
Архангельской области и составленному на день  открытия  первого
заседания областного Собрания.
     Статья 29.  Областное Собрание открытым голосованием  боль-
шинством голосов  от  установленного  числа депутатов областного
Собрания избирает:                                  
     счетную комиссию областного Собрания;
     временную комиссию по регламенту;
     временный секретариат;
     мандатную  комиссию.
     Численный состав  и  избрание указанных органов оформляются
решениями областного Собрания.
     Статья 30.  Временный секретариат областного Собрания ведет
запись на выступления, регистрирует  вопросы, справки, сообщения,
заявления, предложения и другие материалы,  поступающие  от депу-
татов; информирует председательствующего о   списке  записавшихся
на выступления и об указанных материалах; выполняет иные функции
по обеспечению заседаний областного Собрания.
     Статья 31. На первом заседании областного Собрания депутаты
проводят выборы председателя областного Собрания, его заместите-
лей в порядке, предусмотренном настоящим регламентом.
     Продолжительность и порядок проведения заседаний областного
Собрания определяется  настоящим регламентом и решениями област-
ного Собрания.
     Статья 32.  Заседания областного Собрания проводятся откры-
то, гласно и освещаются средствами массовой информации.
     Решением областного Собрания могут быть приглашены предста-
вители государственных и негосударственных органов, общественных
объединений, научных учреждений,   эксперты и другие специалисты
для представления необходимых сведений и заключений по  рассмат-
риваемым областным   Собранием   законопроектам  и  иным  вопро-
сам. Представители средств массовой информации могут присутство-
вать на заседании областного Собрания при условии аккредитации в
областном Собрании.
     Областное Собрание может принять решение о проведении  зак-
рытого заседания, если предложение об этом внесено председатель-
ствующим на заседании областного Собрания, постоянными комиссия-
ми или депутатскими объединениями, главой администрации  области,
группой депутатов численностью не менее одной трети от  установ-
ленного числа депутатов.
     Сведения о содержании закрытых заседаний областного Собра-
ния не подлежат разглашению и могут быть использованы депутатами
только для их деятельности в областном Собрании.
     Статья 33. Глава  администрации области, полномочный предс-
тавитель Президента РФ, председатель областного суда и арбитраж-
ного суда области,  прокурор области  вправе  присутствовать  на
любом открытом и закрытом заседании областного Собрания.
     Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях об-
ластного Собрания только по специальному приглашению председате-
ля областного Собрания или по его поручению - одного из замести-
телей.
     Каждому депутату областного Собрания отводится в зале засе-
дания постоянное место. Специальные места, оформленные табличкой
с указанием фамилии, инициалов, должности, отводятся  главе адми-
нистрации области,  полномочному  представителю  Президента  РФ,
представителю главы администрации области в областном  Собрании,
прокурору области, председателям областного и арбитражного судов,
председателю избирательной комиссии Архангельской области.
     Статья 34. На заседаниях областного Собрания  ведутся прото-
колы и фонограммы.  Протокол подписывается председательствующим
на заседании.
     Статья 35.  Областное Собрание собирается  на  сессии,  как
правило, не реже одного раза в два месяца.
     Информация о дате, времени, месте проведения  и повестке дня
сессии доводится до сведения депутатов областного Собрания и на-
селения не позднее чем за 10 дней до  открытия   сессии.  Проекты
решений, документы и материалы по вопросам, вносимым на рассмот-
рение, направляются депутатам не позднее  чем за 7 дней до откры-
тия сессии.
     Очередная сессия созывается по инициативе председателя  об-
ластного Собрания  (его заместителя).
     Повестка дня сессии формируется на основе поступивших пред-
ложений депутатов, постоянных  комиссий, депутатских объединений,
председателя   (заместителя председателя)   областного  Собрания.
Подлежат обязательному включению в повестку дня сессии предложе-
ния главы администрации области.  Предложения   по  повестке  дня
сессии могут представляться областными органами общественных ор-
ганизаций, городскими и районными органами местного самоуправле-
ния.
     Повестка сессии утверждается областным  Собранием  открытым
голосованием  большинством голосов от установленного числа депу-
татов областного Собрания.
     Во время сессии областного  Собрания  проводятся  пленарные
заседания областного  Собрания,  постоянных комиссий, депутатские
(парламентские) слушания,  работа депутата во фракциях  и  депу-
татских группах.
     Время и порядок проведения заседаний устанавливается насто-
ящим регламентом.
     Статья 36.   Во время сессии  областного Собрания может прово-
дится "правительственный час" для ответов руководителей  органов
государственной власти на вопросы депутатов областного Собрания.
Вопросы представляются в письменном виде в начале  сессии  через
секретариат.
     Для ответа на вопрос депутата областного Собрания отводится
не более 15 минут. Прения по ответам не проводятся.
     Статья 37.Решение о созыве внеочередной сессии  принимается
по инициативе председателя  (заместителя председателя) областного
Собрания, главы администрации  области, трех постоянных комиссий,
не менее одной трети депутатов от установленного числа депутатов
областного Собрания. Извещения о внеочередной сессии могут дово-
диться до сведения депутатов через средства массовой информации,
телефонную и телеграфную связь.
     Статья 38.  Заседание  областного Собрания начинается  с ре-
гистрации присутствующих депутатов областного Собрания,  которую
проводит председательствующий.
     Заседание областного Собрания является полномочным, если на
нем присутствует  не  менее двух третей от установленной числен-
ности состава областного Собрания.
     Депутат областного  Собрания обязан присутствовать на засе-
дании областного Собрания.
     О невозможности присутствовать на заседании областного Соб-
рания по уважительной причине депутат заблаговременно информиру-
ет председателя областного Собрания.
     Регистрация присутствующих депутатов  осуществляется  после
каждого перерыва.
     О невозможности присутствовать на сессии во время заседания
депутат обязан  поставить  в известность председательствующего о
времени и причине своего отсутствия.
     Статья 39. В случае присутствия на сессии менее двух третей
от установленного числа  депутатов  областного  Собрания  сессия
объявляется  председателем  областног Собрания несостоявшейся и
подлежит повторному созыву.
     Статья 40. Выступающий на заседании областного Собрания де-
путат не вправе нарушать правила депутатской этики - употреблять
в своей речи грубые,  оскорбительные выражения,  наносящие  ущерб
чести и  достоинству депутатов областного Собрания и других лиц,
допускать необоснованные обвинения в чей-либо  адрес,  использо-
вать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действи-
ям.  В случае нарушения  указанных  правил  председательствующий
предупреждает выступающего,  а в случае повторного нарушения ли-
шает его права выступления в течение всего заседания.
     В случае  продолжающихся нарушений правил депутатской этики
мандатная комиссия вправе по собственной инициативе или  инициа-
тиве депутата внести предложение на рассмотрение областного Соб-
рания и принятие решения о признании нарушения депутатской этики
и  о возможном опубликовании решения в средствах массовой инфор-
мации.  Решение областного Собрания принимается  большинством го-
лосов  от  числа  присутствующих  депутатов.Предложение комиссии
включается в повестку дня  большинством голосов от числа присутс-
твующих депутатов.
     Председательствующий обеспечивает поддержание порядка в за-
ле заседания и соблюдение настоящего регламента.
     Депутаты областного Собрания,  участники сессии, не являющи-
еся депутатами,  и иные  присутствующие подчиняются распоряжениям
(предупреждениям, требованиям, замечаниям, предложениям) предсе-
дательствующего, касающимся   поддержания  порядка  и  соблюдения
регламента.
     Присутствующий, не  являющийся депутатом,  может быть удален
по решению  областного Собрания, принятому открытым голосованием
большинством от числа присутствующих депутатов,  из  зала заседа-
ния в случае повторного предупреждения о нарушении им регламента
либо несоблюдения порядка в  зале до окончания рассмотрения дан-
ного вопроса.
     Удаленный обязан немедленно  покинуть зал заседания.
     Депутат областного Собрания,  в отношении которого председа-
тельствующим было сделано предупреждение о нарушении  им  регла-
мента или несоблюдения порядка в  зале заседания, вправе до нача-
ла следующего заседания областного  Собрания  подать  протест  в
мандатную комиссию, которая рассматривает протест и выносит  зак-
лючение о принятии или отклонении протеста открытым голосованием
большинством присутствующих  членов комиссии.
     Протест и заключение мандатной,  по этике и регламенту  ко-
миссии по  требованию  комиссии  рассматривается  вне очереди на
ближайшем заседании областного Собрания.  Областное Собрание вы-
носит решение по данному вопросу без обсуждения открытым голосо-
ванием большинством от числа присутствующих депутатов.
     Статья 41.  Работа  областного Собрания проводится  в  соот-
ветствии с  разработанным  комиссиями  областного Собрания и ут-
вержденным областным Собранием планом законодательных работ  об-
ластного Собрания.
     Статья 42.  Председательствующий  на  заседании  областного
Собрания:
     руководит общим ходом заседания, следит за соблюдением нас-
тоящего регламента;
     контролирует ведение  протоколов и фонограммы заседаний об-
ластного Собрания,  удостоверяет указанные протоколы своей  под-
писью;
     предоставляет слово для выступления в  порядке  поступления
зарегистрированных заявок  в соответствии с повесткой заседания,
требованиями настоящего регламента, либо  в ином порядке, опреде-
ленном решением областного Собрания;
     обеспечивает выполнение организационных решений  областного
Собрания;
     ставит на голосование каждое предложение депутатов в поряд-
ке поступления;
     проводит голосование и оглашает его результаты;
     оглашает запросы,  вопросы,   справки, заявления и предложе-
ния, поступившие в президиум или секретариат сессии;
     организует проведение консультаций с депутатскими объедине-
ниями, комиссиями и депутатами в целях преодоления разногласий и
разрешения других вопросов,  возникающих в ходе работы  сессии,по
их просьбе.
     Председательствующий на заседании областного Собрания впра-
ве:
     в случае нарушения настоящего регламента предупреждать  де-
путата областного  Собрания,  а при повторном нарушении - лишать
его слова.  Депутат областного Собрания, допустивший  грубые, ос-
корбительные выражения в адрес председательствующего, других де-
путатов, официальных лиц и присутствующих,лишается слова без пре-
дупреждения;
     указывать на  допущенные в ходе заседания нарушения положе-
ний Конституции Российской Федерации,  федеральных конституцион-
ных законов,  федеральных законов, Устава  области, областных за-
конов, настоящего регламента,  а  также  исправлять   фактические
ошибки, допущенные в выступлениях;
     Председательствующий на заседании  областного  Собрания  не
вправе:
     комментировать выступления депутатов;
     давать характеристику выступающим.
     При нарушении  председательствующим  требований  настоящего
регламента областное Собрание вправе назначать другого председа-
тельствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу.
     Статья 43. Заседания областного Собрания проводятся в рабо-
чие дни:  с 9.30 час. до 18 часов  с перерывом на обед
с 13 до 14 часов.
     Через каждые  полтора часа работы объявляется перерыв на 15
минут.
     Областное Собрание  может  принять  решение об ином времени
заседания.
     Статья 44. На заседаниях областного Собрания предусматрива-
ются следующие основные виды выступлений: доклад,  содоклад, зак-
лючительное слово,  выступление кандидата на выборную должность,
выступления в прениях,  выступления по   обсуждаемой кандидатуре,
по мотивам голосования,  по порядку  ведения заседания,  а  также
предложение,  справка, информация,  заявление, обращение. Продол-
жительность докладов,  содокладов и заключительного слова  уста-
навливается  председательствующим на заседании областного Собра-
ния депутатов по согласованию с докладчиками  и   содокладчиками,
но  не  должна превышать 30 минут - для доклада,   15 минут - для
содоклада и 10 минут - для заключительного слова.
     Выступающим в прениях предоставляется до  10 минут, по канди-
датурам,  для заявлений,  вопросов, предложений, сообщений, спра-
вок  - до 3 минут,  для внесения депутатского запроса - до 5 ми-
нут.
     По истечении  установленного  времени  председательствующий
предупреждает об этом выступающего,  а затем вправе прервать его
выступление.
     С согласия  большинства присутствующих на заседании депута-
тов областного Собрания  председательствующий  может  установить
общую продолжительность  обсуждения  вопроса,  включенного в по-
вестку заседания, время, отводимое на вопросы и ответы, продлить
время выступления.   Решение  принимается  простым  голосованием
большинством от числа присутствующих.
     Статья 45.  На заседании областного Собрания  депутат может
выступать  в  прениях  по одному и тому же вопросу не более двух
раз.  Уступка права на выступление в пользу другого лица не  до-
пускается.
     Статья 46. Никто не вправе выступать на заседании областно-
го Собрания без разрешения председательствующего, нарушивший это
правило лишается слова без предупреждения.
     Если выступающий отклоняется от обсуждаемой темы, председа-
тельствующий призывает  его придерживаться обсуждаемого вопроса,
после повторного предупреждения лишает слова.
     Депутаты областного Собрания, которые не смогли выступить в
связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные тексты
своих выступлений к стенограмме заседания областного Собрания.
     Статья 47.  Выступления на  заседании областного  Собрания
производятся  перед установленным в зале микрофоном или с трибу-
ны.  Выступающий после предоставления ему слова   представляется,
назвав при этом:  депутат Собрания - фамилию и номер избиратель-
ного округа, иное лицо - фамилию и должность.
     Председатель областного  Собрания,  глава администрации об-
ласти, представитель Президента РФ имеют право взять  слово  для
выступления в любое время вне очереди.
     Выступления от постоянных комиссий областного Собрания пре-
доставляется председателю комиссии или уполномоченному комиссией
депутату в порядке очереди для выступлений депутатов.
     Статья 48.  Прения по обсуждаемому вопросу могут  быть прек-
ращены но истечении времени, установленного областным Собранием.
     Председательствующий, получив  предложение  о   прекращении
прений, информирует  депутатов областного Собрания о числе запи-
савшихся и выступивших, выясняет,кто  из записавшихся, но не выс-
тупивших, настаивает на выступлении, и с одобрения депутатов пре-
доставляет им слово.
     После принятия решения о прекращении прений докладчик и со-
докладчик имеют право на заключительное слово.

                      Г  Л  А  В  А    5
             Депутатские  (парламентские) слушания

     Статья 49. Областное  Собрание   по вопросам своего ведения
проводит депутатские  (парламентские) слушания.
     Статья 50. На депутатские слушаниях могут обсуждаться:
     - законопроекты, требующие публичного  обсуждения;
     - проект областного бюджета и отчет о его исполнении;
     - международные региональные соглашения,  представленные на
ратификацию;
     - договоры  о хозяйственном и ином сотрудничестве с субъек-
тами Российской Федерации;
     - соглашения об участии области в межпарламентских ассоциа-
циях;
     - другие важнейшие  вопросы  внутренней и  внешней политики
области.
     Статья 51.  Информация о теме депутатских  слушаний, времени
и месте их проведения передается средствам  массовой  информации
не позднее чем за 10 дней до начала парламентских слушаний.
     Состав лиц, приглашенных на депутатские  слушания, определя-
ется постоянными комиссиями областного Собрания,   которыми орга-
низуются эти слушания.
     Статья 52. Депутатские слушания проводятся  областным Собра-
нием по инициативе постоянных комиссий областного Собрания.
     Организация и проведение депутатских  слушаний  возлагаются
на соответствующие постоянные комиссии.  Постоянные комиссии об-
ластного  Собрания могут организовать совместные депутатские слу-
шания.
     Статья 53.  Депутатские  слушания,  как правило, открыты для
представителей средств массовой информации и общественности.
     Постоянные комиссии областного Собрания,  организующие про-
ведение депутатских слушаний, могут принять решение о проведении
закрытых депутатских слушаний. На закрытых депутатских слушаниях
обсуждаются вопросы конфиденционального характера,  а также зат-
рагивающие сведения, составляющие государственную и иную охраня-
емую законом тайну.
     Представитель Президента Российской Федерации в  Архангель-
ской области,  глава  администрации области, председатели област-
ного и арбитражного суда,  прокурор области  вправе  участвовать
как в открытых, так и закрытых депутатских слушаниях.
     Представители средств массовой информации и  общественности
на закрытые депутатские слушания не допускаются.
     Статья 54.  Депутатские слушания ведет председатель  (замес-
титель) областного Собрания,  председатель или  заместитель пред-
седателя соответствующей постоянной комиссии  областного  Собра-
ния.
     Председательствующий предоставляет  слово  для  выступления
депутатам областного  Собрания  и приглашенным лицам,  следит за
порядком обсуждения, выступает с сообщениями.
     Статья 55. Продолжительность депутатских слушаний определя-
ет постоянная комиссия областного Собрания,  исходя из характера
обсуждаемых вопросов.
     Статья 56.  Депутатские слушания начинаются кратким вступи-
тельным словом председательствующего,  который информирует о су-
ществе обсуждаемого вопроса,  его значимости,  порядке проведения
слушания,  составе  приглашенных лиц. Затем предоставляется сло-
во,, до  20 минут,  представителю  постоянной комиссии областного
Собрания для доклада по обсуждаемому вопросу,  после чего высту-
пают участвующие в  слушаниях  депутаты  областного  Собрания и
приглашенные лица.
     Все приглашенные  лица  выступают  на депутатских слушаниях
только с разрешения председательствующего.
     Статья 57. После выступлений на депутатских слушаниях приг-
лашенных лиц следуют вопросы- депутатов  областного   Собрания и
других присутствующих и ответы на них. Вопросы могут быть заданы
как з устной, так и в письменной  форме.
     Приглашенные лица не вправе вмешиваться  в ход  депутатских
слушаний, прерывать их выкриками,   аплодисментами. Председатель-
ствующий может удалить нарушителей из зала заседания.
     Статья 58.  Депутатские  слушания могут   заканчиваться при-
нятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу. Рекомендации  депу-
татских  слушаний  принимаются путем  одобрения большинством при-
нявших участие в слушаниях депутатов областного Собрания.
     Статья 59. Депутатские   слушания  протоколируются и стеног-
рафируются. Протокол  депутатских   слушаний подписывается  пред-
седательствующим.
     Рекомендации открытых депутатских  слушаний  могут публико-
ваться в печати.
     Материалы закрытых  депутатских  слушаний   предназначаются
только для  депутатов областного  Собрания,  представителя Прези-
дента Российской Федерации по Архангельской области, а также го-
сударственных органов, представители которых принимали участие в
депутатских слушаниях. 
                      Г  Л   А  В  А   6
             Порядок голосования и принятия решений

     Статья 60.  Законы,решения и  другие  документы   областного
Собрания принимаются на его заседаниях открытым или тайным голо-
сованием. Открытое голосование может быть поименным.
     Голосование на заседании областного Собрания осуществляется
путем поднятия рук, опроса депутатов  по подписному листу, бюлле-
теней.
     Законы,  решения и другие документы областного Собрания считаются
принятыми,  если  за  них  проголосовало большинство от установленного
числа   депутатов   областного   Собрания.   Большинство   голосов  от
установленного  числа  депутатов  -  20 (двадцать) и более голосов. По
процедурным  вопросам  решение  принимается  большинством  голосов  от
числа  при-  сутствующих  депутатов. К процедурным относятся следующие
вопро  сы:  (В  редакции  Решения  Собрания  депутатов  Архангельской
области от 24.11.98 г. N 487)
     - о перерыве в  заседании, переносе или закрытии заседания;
     - о предоставлении дополнительного  времени для выступления;
     - о предоставлении слова приглашенным на заседание;
     - о переносе или прекращении прений по вопросу  повестки за-
седания;        . .
     - о переходе  (возвращении) к вопросам повестки заседания;
     - о передаче вопроса на рассмотрение соответствующей посто-
янной  комиссии;
     - о голосовании без обсуждения; 
     - о проведении тайного и поименного голосования; 
     - о проведении закрытого заседания;
     - о приглашении на заседание представителей  государственных
органов,  общественных объединений, экспертов и других специалис-
тов  для  предоставления   необходимых  сведений  и заключений по
рассматриваемым вопросам;
     - об изменении способа проведения голосования;
     - об изменении очередности выступлений;
     - о проведении дополнительной регистрации;
     - о пересчете голосов:
     - о направлении депутатского запроса и об установлении сро-
ка получения ответа на него;
     - об утверждении протокола счетной комиссии при тайном  го-
лосовании.
     Результаты голосования по всем вопросам объявляются предсе-
дательствующим и вносятся в протокол заседания областного Собра-
ния.
     Большинство  голосов   от установленного  числа   депутатов - 20
(двадцать) и более голосов. (Дополнен  -  Решение  Собрания  депутатов
Архангельской области от 24.11.98 г. N 487).
     Статья 61.  При  голосовании по каждому вопросу депутат об-
ластного Собрания имеет один голос,  подавая-его  "за" или "про-
тив" принятия решения либо "воздерживаясь" от принятия решения.
     Депутат лично осуществляет свое право на голосование. Пере-
уступка права голоса не допускается.
     Депутат, отсутствовавший во время   голосования, не   вправе
подать свой голос по истечении времени,   отведенного для голосо-
вания.
     Статья 62.  При проведении тайного и  поименного голосования
подсчет голосов поручается счетной комиссии,  которая избирается
областным  Собранием открытым голосованием большинством от числа
присутствующих.
     Счетная комиссия областного Собрания:
     - организует проведение- поименного и тайного голосования;
     - осуществляет подсчет голосов при проведении тайного голо-
сования.
     Счетная комиссия областного  Собрания избирает  председателя
и секретаря.   Решения  счетной комиссии принимаются числом голо-
сов более половины от установленного  состава  счетной  комиссии
открытым голосованием.Член  счетной комиссии может выразить особое
мнение, которое  отрясается в протоколе счетной комиссии и  дово-
дится  до сведения  областного Собрания председателем счетной ко-
миссии.  Протоколы  счетной комиссии подписываются ее председате-
лем и секретарем и  подлежат утверждению на сессии открытым голо-
сованием числом голосов  более половины от  числа  присутствующих
депутатов.
     Статья 63.   Перед  началом  открытого голосования председа-
тельствующий сообщает  о количестве предложений, которые ставятся
на голосование, уточняет их формулировки и последовательность, в
которой они ставятся на голосование, напоминает,  каким большинс-
твом голосов может быть принято решение.
     При открытом голосовании подсчет голосов производится счет-
чиками, избираемыми на заседании областного  Собрания.  Счетчики
устно сообщают  результаты  подсчетов  председательствующему я в
секретариат.
     После объявления председательствующим о начале  голосования
никто не вправе прервать голосование, кроме как для заявления по
порядку ведения заседания.
     По окончании подсчета голосов председательствующий объявля-
ет, какое решение принято ("за", положительное или "против" отри-
цательное).
     При отсутствии кворума, необходимого для проведения голосо-
вания, председательствующий  переносит  голосование на следующее
заседание областного Собрания.
     При выявлении  ошибки  или  нарушений в порядке и процедуре
голосования, высказанных счетной комиссией или депутатом от мик-
рофона или оформленных в письменном виде,  по требованию счетной
комиссии или  не менее одной трети от числа депутатов,  присутс-
твующих на заседании,  областное Собрание  принимает  решение  о
повторном голосовании.  В противном случае голосование считается
недействительным.
     Статья 64. Тайное голосование проводится, по решению област-
ного Собрания.  Тайное голосование проводится  с  использованием
бюллетеней.
     Депутаты областного Собрания,  выдвинутые в состав избирае-
мых  органов,  на период голосования по их кандидатурам приоста-
навливают свою деятельность в  счетной комиссии.
     Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под конт-
ролем счетной комиссии по предложенной  ею и утвержденной решени-
ем областного Собрания форме в количестве, соответствующем числу
избранных депутатов областного Собрания,  и содержат необходимую
информацию. Оставшиеся у счетной комиссии  бюллетени после завер-
шения их выдачи уничтожаются председателем  счетной  комиссии  в
присутствии ее  членов.   Время и место голосования,  порядок его
проведения устанавливаются счетной комиссией  в  соответствии  с
настоящим Регламентом и объявляются председателем счетной комис-
сии.
     Статья 65.  Каждому  депутату  областного Собрания выдается
один бюллетень.
     Бюллетени для  тайного  голосования  выдаются депутатам об-
ластного Собрания счетной комиссией областного Собрания в  соот-
ветствии со  списком депутатов областного Собрания по предъявле-
нии ими удостоверения депутата областного Собрания.  При получе-
нии бюллетеня  депутат  областного Собрания расписывается против
своей фамилии в указанном списке.
     Бюллетень для  тайного голосования опускается в специальный
ящик, опечатанный счетной комиссией.
     Счетная комиссия обязана создать условия депутатам для тай-
ной подачи голосов. Заполнение бюллетеней проводится депутатом  в
кабине для тайного голосования.
     Недействительными  при подсчете голосов депутатов считаются
бюллетени неустановленной формы,   а также бюллетени, по которым
невозможно определить  волеизъявление   депутатов.   Дополнения,
внесенные в бюллетень, при подсчете голосов не  учитываются.
     О результатах тайного голосования счетная комиссия  состав-
ляет протокол, который подписывается  всеми ее членами.
     Протокол счетной комиссии о результатах тайного голосования
утверждается решением областного Собрания.
     Статья 66.  Поименное голосование проводится по решению об-
ластного Собрания, принимаемому в порядке процедурного голосова-
ния, и осуществляется  с использованием именных бюллетеней или с
росписью в подписном листе.
     Результаты поименного голосования оформляются по  процедуре
тайного голосования и могут быть опубликованы в средствах массо-
вой информации.
     Статья 67.  В случае, если на заседании областного  Собрания
приняты как решение о проведении поименного,  так  и  решение  о
проведении тайного голосования,то проводится  тайное голосование.
     Статья 68. Принятие законов и иных нормативных правовых ак-
тов осуществляется в соответствии с областным законом "О порядке
разработки, внесения и принятия законодательных актов  Архангель-
ской области".
     Статья 69. Областное Собрание принимает заявления и обраще-
ния, которые оформляются решением областного  Собрания.
     Статья 70. Все проекты решений, законов, предложения и поп-
равки по проектам решений областного Собрания и областных  зако-
нов ставятся на голосование депутатов. Голосование проводится по
одному из следующих вариантов:
     - проект без обсуждения ставится на голосование  "в целом";
     - проект ставится на голосование "принять за основу",  если
он принимается, то далее каждый пункт,  статья или раздел проекта
ставится на голосование с каждой  поправкой,  каждым  изменением
или дополнением. Если  пункт, статья или раздел проекта с внесен-
ными поправками,  изменениями и дополнениями не набирает необхо-
димого числа голосов,   то сохраняется редакция, принятая при го-
лосовании "принять  за  основу".  После  голосования  по  каждой
статье, пункту, разделу в вышеозначенном порядке проект  считает-
ся принятым  "в целом" в установившейся при голосовании редакции
и дополнительно  "в целом" не голосуется. Если голосование прошло
не по каждой статье,  пункту, разделу проекта,  то проводится го-
лосование "в целом";
     - проект,  не принятый  "за основу" при первом  голосовании,
может либо  сниматься  с голосования для доработки и внесения на
следующую сессию,  либо ставится на раздельное  голосование  "по
статьям". Каждый пункт,  статья, раздел проекта проходит  отдель-
ное утверждение голосованием в первоначальной редакции  и  далее
каждая поправка,  изменение, дополнение вносится в  первоначально
принятый текст  голосованием  депутатов.  Принятая  голосованием
первоначальная или измененная редакция статьи,  пункта,  раздела
проекта вносится в окончательный текст решения или закона и  до-
полнительного голосования "в целом" по данному проекту не прово-
дится. Не принятые при голосовании "по статьям" в первоначальной
или измененной редакции пункты статьи, разделы проекта в оконча-
тельный текст решения или закона не входят;
     - голосование по повестке дня сессии,   как правило,  прово-
дится в  порядке принятия "за основу" проекта повестки дня и го-
лосованием "за" по вносимым дополнительным вопросам  в  повестку
дня;
     - при наличии альтернативных проектов по обсуждаемому  воп-
росу они  ставятся на голосование "принять за основу".  Если при
этом голосованием приняты за основу два или более  проектов,  то
по процедуре  "принять за основу" проводится голосование по про-
екту, набравшему наибольшее количество голосов,   при этом каждый
проект, раздел или статья остальных проектов, принятых при голо-
совании "принять за основу" голосуется как  поправка,  изменение
или дополнение к соответствующим пунктам, статьям и разделам ос-
новного проекта;
     - по процедурным вопросам, по вопросам, не требующим оформ-
ления в виде решений или закона,  может проводиться  "голосование
консенсусом", при котором вопрос считается решенным в  поставлен-
ной председательствующим формулировке,  если никто из депутатов,
присутствующих на голосовании, не возражает против;
     - в случае необходимости выбор одного или нескольких проек-
тов решений  или кандидатур для последующего голосования из мно-
гих вариантов проектов решений может  проводиться  "мягкое  (или
рейтинговое) голосование",  при котором   голосованием "за" уста-
навливается число поданных голосов по каждому из вариантов  про-
ектов решений  или каждой из кандидатур.  Голосование  "против" и
"воздержался" не проводится.  Каждый из  депутатов  вправе  дать
свой голос "за" или не голосовать по всем предлагаемым вариантам
проектов решений или кандидатурам.  По итогам голосования произ-
водится отбор  одного или нескольких проектов решений или канди-
датур, получивших наибольшее по отношению к остальным  число  го-
лосов, поданных  "за".

                         Р  А  3  Д  Е  Л    Ш
                  Заключительные и переходные положения

     Статья 71.  Регламент областного Собрания,  изменения и до-
полнения к  нему принимаются большинством голосов от установлен-
ного числа депутатов областного Собрания и оформляются  решением
областного Собрания.
     Регламент вступает в силу со дня его принятия.
     Статья 72. Предложения об изменении и дополнении регламента
областного Собрания вносятся постоянными комиссиями или не менее
чем одной третью голосов от установленного            числа депу-
татов областного Собрания,  включаются без голосования в повестку
дня вопросов областного Собрания и рассматриваются  в  первооче-
редном порядке.
     Статья 73.  Разъяснения  положений регламента и контроль за
его соблюдением осуществляет постоянная  комиссия  -  мандатная,
этики и  регламента.  Разъяснения регламента,  данные постоянной
комиссией, даются на заседании областного  Собрания и при необхо-
димости могут быть утверждены решением областного Собрания.


Информация по документу
Читайте также