Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.09.2012 № 1762-р

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                      Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

                 от 24 сентября 2012 г. N 1762-р

                              МОСКВА


     1. Одобрить  прилагаемую   Концепцию   развития   национальной
системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года.
     2. Федеральным   органам   исполнительной   власти   учитывать
положения Концепции, указанной в пункте 1 настоящего  распоряжения,
при  проведении  работ  в  области  технического  регулирования   и
стандартизации.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                Д.Медведев
     __________________________



     ОДОБРЕНА
     распоряжением Правительства
     Российской Федерации
     от 24 сентября 2012 г.
     N 1762-р


                         К О Н Ц Е П Ц И Я
           развития национальной системы стандартизации
            Российской Федерации на период до 2020 года

                            I. Введение

     Настоящая Концепция  содержит  систему  взглядов  на  развитие
национальной  системы  стандартизации  в  Российской  Федерации   и
формирует цели, задачи и  направления  ее  развития  на  период  до
2020 года.
     Национальная   система   стандартизации   представляет   собой
взаимосвязанную     совокупность      организационно-функциональных
элементов, документов в области стандартизации, определяющих в  том
числе  правила  и  процедуры   стандартизации   для   осуществления
деятельности по установлению требований и характеристик в целях  их
добровольного  многократного  использования.  Документы  в  области
стандартизации направлены на достижение  упорядоченности  в  сферах
производства и обращения продукции, повышение конкурентоспособности
продукции  (работ,  услуг)  и  реализацию  иных   целей   и   задач
стандартизации.
     Стандартизация является одним из ключевых  факторов,  влияющих
на модернизацию, технологическое и социально-экономическое развитие
России, а также на повышение обороноспособности государства.
     Национальная система стандартизации включает в  себя  комплекс
общетехнических стандартов  и  стандартов  по  отраслям  экономики,
стандарты  безопасности  труда   и   охраны   здоровья,   стандарты
безопасности  при  чрезвычайных  ситуациях  и   другие   подсистемы
стандартизации, а также участников работ по стандартизации,  в  том
числе по  стандартизации  оборонной  продукции  (работ,  услуг),  и
документы  по  стандартизации   такой   продукции.   Документы   по
стандартизации  оборонной  продукции  (работ,  услуг)   увязаны   с
национальными стандартами  за  счет  комплексности  стандартизации,
обеспечивающей проведение работ по  стандартизации  взаимосвязанных
объектов.  Деятельность  по  стандартизации   оборонной   продукции
(работ,   услуг)   обеспечивается   в    том    числе    за    счет
взаимосогласованных процедур  планирования,  разработки,  принятия,
пересмотра  и  отмены  документов   по   стандартизации   оборонной
продукции  (работ,  услуг),  а  также  национальных  стандартов   и
общероссийских классификаторов технико-экономической  и  социальной
информации, применяемых при разработке, производстве,  эксплуатации
и утилизации оборонной продукции (работ, услуг) и  внесения  в  них
изменений.
     Стандартизация призвана обеспечивать:
     развитие   добросовестной   конкурентоспособности    продукции
(работ, услуг);
     выпуск  и  обращение   инновационной   и   высокотехнологичной
продукции;
     устранение технических барьеров в торговле;
     повышение уровня безопасности продукции (работ,  услуг)  и  ее
качества;
     защиту  жизни  и  здоровья  граждан,  имущества  физических  и
юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
     охрану окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
     предупреждение    действий,     вводящих     в     заблуждение
приобретателей, в том числе потребителей;
     энергетическую эффективность и ресурсосбережение.
     Стандарты являются инструментом снижения технических  барьеров
в международной торговле.

   II. Современное состояние национальной системы стандартизации

     Законодательную  и  нормативную  базу   национальной   системы
стандартизации составляют:
     Конституция Российской Федерации;
     международные соглашения, регулирующие вопросы стандартизации;
     Федеральный закон "О техническом регулировании",  определивший
правовые основы стандартизации в Российской  Федерации,  участников
работ по стандартизации, правила стандартизации, правила разработки
стандартов и добровольность их  применения,  правила  использования
документов  в  области  стандартизации,  в  результате   применения
которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований
национальных технических регламентов;
     нормативные правовые акты Правительства  Российской  Федерации
по вопросам стандартизации;
     документы в области стандартизации, используемые на территории
Российской Федерации.
     Организационно-функциональную структуру  национальной  системы
стандартизации составляют:
     национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по
техническому регулированию и метрологии);
     федеральные органы исполнительной власти, а также организации,
осуществляющие функции государственных  заказчиков  при  выполнении
работ по стандартизации;
     технические комитеты по стандартизации;
     совещательные органы по стандартизации;
     межотраслевые советы по стандартизации;
     службы стандартизации юридических лиц;
     организации  (в  том  числе  научные),  деятельность   которых
связана с работами в области стандартизации.
     В  состав  федерального  информационного   фонда   технических
регламентов и стандартов входят:
     национальные стандарты;
     правила  стандартизации,  нормы  и  рекомендации   в   области
стандартизации;
     применяемые    в    установленном    порядке    классификации,
общероссийские классификаторы  технико-экономической  и  социальной
информации;
     стандарты организаций;
     своды правил;
     международные стандарты, региональные стандарты и региональные
своды правил,  стандарты  иностранных  государств  и  своды  правил
иностранных   государств,    зарегистрированные    в    Федеральном
информационном фонде технических регламентов и стандартов;
     надлежащим  образом  заверенные  переводы  на   русский   язык
международных  стандартов,  региональных  стандартов,  региональных
сводов правил, стандартов иностранных государств  и  сводов  правил
иностранных государств, принятые на учет  национальным  органом  по
стандартизации;
     предварительные национальные стандарты.
     В ходе  реализации  Концепции  развития  национальной  системы
стандартизации  Российской  Федерации  до   2010 года,   одобренной
распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от  28 февраля
2006 г.  N 266-р,  сформированы   основные   направления   развития
стандартизации  при  участии  федеральных  органов   исполнительной
власти, государственных корпораций,  а  также  бизнес-сообщества  и
общественных организаций в работах по международной и  региональной
стандартизации.
     В законодательные и правовые акты Российской Федерации, в  том
числе  в  сфере   налогового   администрирования   и   технического
регулирования, внесены изменения, которые позволили:
     повысить  роль   национального   стандарта   (предварительного
национального стандарта) в техническом переоснащении и модернизации
промышленного    производства    продукции,     в     том     числе
высокотехнологичной;
     обеспечить применение изготовителем национального стандарта  в
качестве   добровольно   применяемого    документа    для    оценки
(подтверждения) соответствия продукции  установленным  обязательным
требованиям;
     значительно  снизить  неоправданные  технические  барьеры  для
вывода на рынок впервые выпускаемой в обращение продукции, то  есть
продукции, которая ранее не находилась в  обращении  на  территории
Российской Федерации или которая выпускалась ранее в обращение,  но
свойства или характеристики которой впоследствии  были  существенно
изменены;
     отнести  затраты  предприятий   на   разработку   национальных
стандартов к расходам на производство и реализацию товаров и услуг;
     использовать международные, межгосударственные и  региональные
стандарты, а также документы в области  стандартизации  иностранных
государств, принятые на учет национальным органом по стандартизации
в целях ввода продукции в обращение и оценки ее соответствия.
     В  настоящее  время  в   информационный   фонд   международных
стандартов включено более 24000 стандартов.
     За период с 2006 по 2010 годы принято  и  введено  в  действие
более 3000 документов по стандартизации. Уровень их гармонизации  с
международными стандартами составляет 70 процентов.
     Существующие проблемы в национальной системе стандартизации  в
значительной степени обусловлены  тем,  что  в  Федеральном  законе
"О техническом    регулировании"    стандартизация    в    основном
рассматривается как инструмент  обеспечения  выполнения  требований
технических регламентов.  В  указанном  законе  не  в  полной  мере
отражены  положения,   определяющие   разработку   и   актуализацию
документов  в  области  стандартизации.  Между  тем  стандартизация
должна рассматриваться  как  инструмент  повышения  качества  жизни
граждан и конкурентоспособности  продукции  (работ,  услуг).  Кроме
того, данный закон не регулирует отношения в области охраны  труда,
в социальной сфере, в области систем менеджмента, оказания услуг  и
других   областях,   применительно   к   которым    разрабатываются
национальные стандарты.
     Организационно-функциональная структура системы стандартизации
нуждается  в  модернизации,  одним  из  основных  аспектов  которой
является повышение роли национального органа по стандартизации  для
реализации целей и задач, предусмотренных настоящей Концепцией.
     Продолжается   отток   специалистов   по   стандартизации   из
научно-исследовательских организаций и предприятий  промышленности,
что приводит к снижению качества разработки национальных стандартов
по целому ряду направлений стандартизации.
     В этой связи необходимо определить приоритеты,  стратегические
цели, задачи, принципы и направления развития национальной  системы
стандартизации.

 III. Стратегические цели, задачи и принципы развития национальной
                      системы стандартизации

     Стратегическими   целями   развития    национальной    системы
стандартизации на период до 2020 года являются:
     содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику
и международные системы  стандартизации  в  качестве  равноправного
партнера;
     снижение неоправданных технических барьеров в торговле;
     улучшение качества жизни населения страны;
     установление    технических    требований     к     продукции,
обеспечивающих     безопасность,     сохранение     здоровья      и
работоспособность человека в процессе труда;
     обеспечение обороноспособности, экономической,  экологической,
научно-технической  и   технологической   безопасности   Российской
Федерации, а также безопасности при использовании атомной энергии;
     повышение   конкурентоспособности   отечественной    продукции
(работ, услуг);
     обеспечение безопасности жизни, здоровья  и  имущества  людей,
животных, растений, охраны окружающей  среды,  содействие  развитию
систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
     предупреждение действий, вводящих потребителя в заблуждение;
     совершенствование    системы    стандартизации,     отвечающей
положениям Соглашения Всемирной торговой организации по техническим
барьерам в торговле и соглашениям  в  рамках  Таможенного  союза  в
сфере технического регулирования;
     содействие   экономической   интеграции    государств - членов
Таможенного   союза,   Евразийского   экономического    сообщества,
Содружества Независимых Государств;
     содействие трансферту наилучших лабораторных практик;
     активизация работы в международных и региональных организациях
по стандартизации;
     расширение  применения  информационных  технологий   в   сфере
стандартизации;
     координация   разработки   международных,    региональных    и
национальных  стандартов  с  участием  российских  специалистов   и
технических комитетов по стандартизации.
     Для повышения  конкурентоспособности  отечественной  продукции
(работ, услуг) необходимо решить следующие задачи:
     установить  (с  учетом  новейших  достижений  науки  и  уровня
развития современных технологий) требования к техническому уровню и
качеству   продукции    (работ,    услуг),    сырья,    материалов,
полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также  нормам  в  области
проектирования  и  производства  продукции,  позволяющим   ускорить
внедрение прогрессивных  методов  производства  продукции  высокого
качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и
размеров, а также обеспечить взаимозаменяемость  элементов  сложной
продукции;
     создать  условия  для  производства  и  выпуска  в   обращение
инновационной  продукции,  в  том  числе  продукции  наноиндустрии,
обеспечения     энергоэффективности,     включая      использование
альтернативных  источников  энергии,  а  также  для   рационального
использования ресурсов;
     осуществить  модернизацию  и   технологическое   переоснащение
промышленного производства;
     содействовать взаимопроникновению технологий, знаний и  опыта,
накопленных в различных отраслях экономики;
     повысить  роль  стандартизации  в  технологических   процессах
производства промышленной продукции;
     осуществлять  добровольное  подтверждение   соответствия   для
установления соответствия национальным стандартам,  предварительным
национальным стандартам, стандартам организаций и сводам правил;
     осуществлять применение методов  и  средств  стандартизации  в
федеральных целевых и иных государственных программах, направленных
на модернизацию экономики страны.
     Для  совершенствования   системы   стандартизации   необходимо
решение следующих задач:
     совершенствование организационной структуры стандартизации  на
государственном и ведомственном  уровнях,  планирование  разработки
национальных (национальных предварительных) стандартов и сокращение
сроков их разработки, в том числе  исходя  из  необходимости  учета
обязательств, принятых  Российской  Федерацией  при  вступлении  во
Всемирную  торговую  организацию,  а  также  внедрение  в  процессы
стандартизации принципиально новых информационных технологий;
     максимально возможное применение международных и  региональных
стандартов для осуществления  оценки  (подтверждения)  соответствия
продукции установленным требованиям.
     Для содействия  экономической  интеграции  государств - членов
Таможенного   союза,   Евразийского   экономического    сообщества,
Содружества Независимых  Государств  необходимо  решение  следующих
задач:
     сохранение хозяйственных, торговых, научно-технических и  иных
отношений;
     реализация   скоординированной   политики    по    обеспечению
разработки, принятия и применения межгосударственных стандартов;
     установление  единых  требований  к  продукции  на  экспортных
рынках;
     разработка единых классификаторов и каталогизация продукции.
     Настоящая   Концепция   предусматривает   организационное    и
методическое единство национальной системы стандартизации с  учетом
особенностей отраслей и сфер общества.
     В основе развития национальной  системы  стандартизации  будут
использоваться следующие принципы стандартизации:
     добровольность применения заинтересованным лицом документов  в
области стандартизации и обязательность соблюдения указанным  лицом
требований, содержащихся в этих документах, в случае объявления  об
их использовании,  а  также  в  случае  определения  обязательности
исполнения требований стандартов в рамках контрактных  (договорных)
обязательств;
     применение в установленном порядке  на  территории  Российской
Федерации международных  и  региональных  стандартов,  региональных
сводов правил, стандартов иностранных государств  и  сводов  правил
иностранных государств;
     максимальный учет мнения заинтересованных лиц  при  разработке
документов в области стандартизации;
     обеспечение преемственности работ по стандартизации;
     обеспечение условий для единообразного применения документов в
области стандартизации;
     обоснованность разработки документов в области стандартизации;
     открытость (прозрачность)  процедур  разработки  документов  в
области стандартизации;
     обеспечение доступности документов в области стандартизации  и
информации о них для заинтересованных лиц;
     однозначность понимания требований, включаемых в  документы  в
области стандартизации;
     соответствие документов в области  стандартизации  нормативным
правовым актам Российской Федерации;
     прогрессивность  и  оптимальность  требований   документов   в
области стандартизации;
     унификация процессов разработки, хранения стандартов, а  также
процессов  внесения  в  них  изменений  и  обеспечения  доступа   к
документам в области стандартизации;
     обеспечение   системности   и   комплексности   информационных
ресурсов в области стандартизации с  использованием  информационных
технологий;
     обеспечение  актуальности   и   достоверности   информационных
ресурсов в области стандартизации.

   IV. Направления развития национальной системы стандартизации

         1. Развитие национальной системы стандартизации и
            совершенствование ее законодательных основ

     Развитие национальной системы стандартизации  должно  отвечать
основным направлениям социально-экономического развития  Российской
Федерации на период до 2020 года, бюджетной  стратегии  и  решениям
Президента  Российской   Федерации   и   Правительства   Российской
Федерации, касающимся развития реальных секторов экономики, а также
международным  нормам  и  правилам  и  основываться  на   внедрении
проектных и процессных  принципов  управления,  на  организационных
преобразованиях, обеспечивающих открытость системы и ее эффективное
взаимодействие с  потребителями  информационных  ресурсов  в  сфере
стандартизации.
     Совершенствование  законодательства  в  сфере   стандартизации
Российской Федерации предполагает:
     приведение национальной системы стандартизации в  соответствие
с международными соглашениями и иными  нормативными  документами  в
области   стандартизации   наднационального    уровня    в    целях
совершенствования  и  оптимизации  структуры  национальной  системы
стандартизации;
     уточнение видов документов в области стандартизации на  основе
рекомендаций Международной организации по стандартизации;
     совершенствование    процедур    планирования     работ     по
стандартизации,   процедур   разработки,   утверждения,   проверки,
пересмотра, отмены и внедрения документов в области стандартизации;
     упрощение   процедур   и   сокращение    сроков    утверждения
национальных стандартов,  идентичных  международным  и  европейским
стандартам;
     усиление  роли  стандартизации  на  уровне   предприятий   для
технического переоснащения и модернизации производства, преодоления
сложившейся тенденции ликвидации служб стандартизации  в  субъектах
хозяйствования;
     стимулирование    участия    организаций     и     предприятий
промышленности  в  работах  по  стандартизации,  в  том  числе   на
принципах частно-государственного партнерства;
     расширение  практики  применения  в  правовых  актах  и   иных
документах ссылок на документы в области стандартизации в  качестве
источника, позволяющего идентифицировать документ (составную  часть
документа), касающийся аспектов стандартизации, с  учетом  практики
государств -  членов  Всемирной  торговой  организации  и  основных
торговых партнеров Российской Федерации;
     отмену  правовых  и  иных  норм,   противоречащих   Соглашению
Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле;
     совершенствование  деятельности   технических   комитетов   по
стандартизации, а также организаций, выполняющих работы  в  области
стандартизации;
     обязательность применения документов в области  стандартизации
для оценки соответствия продукции (работ, услуг),  поставляемой  по
государственному оборонному заказу, при  закупках  товаров,  работ,
услуг для государственных и муниципальных нужд;
     применение Кодекса  добросовестной  практики  применительно  к
разработке, утверждению и применению стандартов (приложение  N 3  к
Соглашению Всемирной торговой организации по техническим барьерам в
торговле);
     совершенствование   правового    регулирования    в    области
государственного  управления,   оптимизация   функций   федеральных
органов исполнительной власти  в  области  стандартизации  (включая
организацию  разработки  и  актуализацию)  в  конкретных   секторах
экономики;
     совершенствование организации размещения заказов  на  поставки
товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных  нужд  в
части более  широкого  использования  национальных  стандартов  как
инструмента  соблюдения   технических   требований   к   закупаемой
продукции (работам, услугам) или ее отдельным видам;
     совершенствование   правового   регулирования    корпоративных
отношений,  предусматривающих  формирование  модели,  стимулирующей
деятельность малого и среднего бизнеса по созданию производств и их
технологической модернизации.
     В  целях  концентрации   усилий   по   развитию   национальной
стандартизации, однозначного понимания целей и  задач  национальных
стандартов, обеспечения единства терминологии необходимо  исключить
употребление   в   национальном   законодательстве   словосочетания
"федеральный стандарт" в отношении  стандартов,  не  относящихся  к
сфере технического регулирования и аспектам стандартизации.

        2. Приоритетные направления развития стандартизации

     Для   возвращения   технологического   лидерства,   а    также
формирования  устойчивого  вектора  развития  российской  экономики
работы в области национальной стандартизации будут осуществляться в
следующих приоритетных направлениях:
     атомная промышленность;
     технологии безопасного обращения  с  радиоактивными  отходами,
отработавшим ядерным топливом;
     высокотехнологическая химия;
     композитные и неметаллические материалы;
     модернизация  машиностроительного  комплекса,  в   том   числе
тяжелого и транспортного машиностроения;
     авиационная и судостроительная промышленность;
     космические технологии;
     телекоммуникационные и информационные технологии;
     технологии, основанные на применении спутниковой навигационной
системы ГЛОНАСС;
     медицинские изделия;
     медицинские технологии и фармацевтика;
     биотехнологии;
     нанотехнологии;
     энергоэффективность;
     развитие техники и технологий  в  нефтегазовой  и  горнорудной
отраслях;
     строительство;
     создание "интеллектуальных"  сетей  и  цифровых  подстанций  в
электроэнергетике,  направленных  в  том   числе   на   обеспечение
надежного и бесперебойного электроснабжения,  сокращение  издержек,
повышение производительности и энергоэффективности  электросетевого
комплекса страны;
     обеспечение безопасности труда и сохранения здоровья  в  части
установления технических требований к продукции;
     развитие услуг, в том числе  производственных,  для  социально
незащищенных слоев общества;
     повышение устойчивости работы систем жизнеобеспечения,  в  том
числе жилищно-коммунального хозяйства;
     обеспечение  безопасности  и  повышение  конкурентоспособности
продукции легкой промышленности;
     обеспечение  безопасности  и  повышение  конкурентоспособности
продукции  агропромышленного  комплекса,  в  том   числе   развитие
органического сельского хозяйства;
     развитие транспортной отрасли;
     обеспечение безопасности дорожного движения;
     гражданская оборона и технологии защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного  и  техногенного  характера,  а
также обеспечение пожарной безопасности;
     менеджмент  предприятий,  оценка  соответствия,  защита   прав
потребителей;
     охрана   окружающей   среды,   в   том   числе   регулирование
природоохранной   деятельности,   определение    уровней    вредных
воздействий на окружающую природную среду и человека, экологическая
оценка   и   экологическое   управление   деятельностью   субъектов
хозяйствования, методология оценки риска для здоровья и  окружающей
среды, а также утилизация продукции и отходов производства.
     Указанный   перечень   приоритетных    направлений    развития
стандартизации не  является  закрытым.  Изменения  и  конкретизация
определенных   приоритетов   будут    зависеть    от    конъюнктуры
национального  и   мирового   рынков,   а   также   от   инициативы
предпринимателей и работников соответствующих отраслей экономики.

   3. Разработка национальных стандартов в приоритетных отраслях
                             экономики

     Разработка национальных  стандартов  в  приоритетных  отраслях
экономики   должна   осуществляться    на    основе    общепринятых
международных принципов стандартизации.
     При этом необходимо обеспечить:
     ежегодное обновление от  10 процентов  до  15 процентов  фонда
стандартов в секторах экономики с высоким потенциалом развития;
     гармонизацию   национальных   стандартов   с    международными
стандартами;
     сокращение  сроков  разработки   и   обновления   национальных
стандартов, в том числе исходя из обязательств, принятых Российской
Федерацией при вступлении во Всемирную торговую организацию;
     создание   механизма   постоянного   обновления   национальных
стандартов  на  базе   передовых   международных   и   региональных
стандартов, обеспечение разработки национальных стандартов на  базе
проектов международных стандартов (до их окончательного принятия) с
учетом требований законодательства Российской Федерации;
     разработку документов по  стандартизации  в  целях  соблюдения
требований, не  относящихся  к  техническому  регулированию,  и  их
гармонизацию  с   аналогичными   требованиями,   установленными   в
государствах - членах Таможенного союза  и  Европейского  союза,  с
учетом требований законодательства Российской Федерации;
     создание инновационной и высокотехнологичной продукции.
     При подготовке  программ  разработки  национальных  стандартов
необходимо обеспечить:
     разработку стандартов, направленных на  развитие  промышленной
инфраструктуры  и  основополагающих  инновационных  технологий,  на
основе   информационных   технологий   в   области    автоматизации
промышленного  производства  (MES-технологий,   СALS-технологий   и
т. д.), нанотехнологий, энергосберегающих технологий и т. п.;
     разработку стандартов, направленных на безопасное  развитие  и
безопасное       функционирование       организаций        атомного
энергопромышленного  и  ядерного  оружейного  комплексов,  а  также
ядерных энерготехнологий нового поколения;
     регулирование рынка вредной и потенциально опасной продукции с
помощью   систем   экологического   менеджмента   и   экологических
нормативов с постоянной их актуализацией.
     При этом в целях защиты жизни или здоровья граждан,  имущества
физических или юридических лиц, государственного или муниципального
имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья  животных  и
растений, предотвращения экологических и техногенных  катастроф,  а
также обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства  в
отдельных секторах экономики (строительстве, энергетике,  оборонной
промышленности) могут определяться  перечни  документов  в  области
стандартизации, в результате  применения  которых  на  обязательной
основе    обеспечивается    соблюдение    требований    технических
регламентов,  а  также  установленных  обязательных  требований   к
оборонной   продукции   (работам,   услугам),    поставляемой    по
государственному  заказу,   иной   продукции   в   соответствии   с
Федеральным  законом  "О техническом  регулировании",  а  также   к
ракетно-космической технике.
     Важнейшим вопросом,  определяющим  успешность  экономического,
технологического и социального  развития  Российской  Федерации  на
ближайшую и среднесрочную перспективу, является вопрос  качества  в
самом широком смысле этого слова. На современном этапе  наблюдается
объективный процесс общественного осознания роли высокого  качества
во всех областях человеческой  деятельности.  Национальная  система
стандартизации   должна   учитывать    и    реализовывать    лучшую
международную практику управления качеством.
     Консолидируя усилия общества на улучшение качества  продукции,
следует предпринять меры  по  созданию  современной  информационной
системы,  предоставляющей  информацию  по  качеству   продукции   и
соответствующей   современному   уровню   развития   информационных
технологий.
     Для  обеспечения   работ   по   стандартизации   инновационных
технологий  техническим  комитетам  по  стандартизации  и   научным
организациям необходимо:
     осуществлять  постоянный  мониторинг  современных   достижений
науки и техники с  целью  своевременного  определения  приоритетных
направлений   развития   рынков    высоких    технологий,    оценки
потенциального развития этих рынков на среднесрочную и долгосрочную
перспективу;
     обеспечивать   четкое   соответствие   областей   деятельности
национальных  технических   комитетов   с   межгосударственными   и
международными техническими комитетами или подкомитетами.
     Для эффективного внедрения национальных стандартов  необходимо
создать  современную  систему  их  распространения,  основанную  на
информационных   технологиях   и   предполагающую   более   широкое
информирование обо всех этапах  разработки,  утверждения  и  отмены
документов по стандартизации.
     Одним  из  эффективных   инструментов   ускорения   работ   по
стандартизации должен стать предварительный национальный  стандарт.
Он может приниматься в одном из следующих случаев:
     для ускоренного внедрения результатов научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ;
     для освоения  принципиально  новых  видов  продукции,  методов
испытаний и  измерений,  технологических  процессов  (в  том  числе
нетрадиционных) и способов управления производством;
     для использования  передового  зарубежного  опыта  промышленно
развитых стран;
     для  проверки  на  практике  спорных  решений,  не  получивших
консенсуса, при обсуждении проектов национальных стандартов.
     За основу предварительных национальных стандартов  могут  быть
приняты стандарты организаций  и  иные  документы,  определенные  в
рамках национальной системы стандартизации.
     Организация  проведения  мониторинга   и   оценки   применения
предварительных национальных стандартов возлагается на национальный
орган по  стандартизации  (Федеральное  агентство  по  техническому
регулированию и метрологии).

             4. Совершенствование деятельности в сфере
                 межгосударственной стандартизации

     Современное  состояние  фонда  межгосударственных   стандартов
(ГОСТ) требует скорейшей модернизации.
     Применение межгосударственных  стандартов  (ГОСТ)  в  качестве
доказательной  базы  технических  регламентов   Таможенного   союза
требует  совершенствования  и  повышения  эффективности  работ   по
межгосударственной  стандартизации  в  рамках   Межгосударственного
совета   по   стандартизации,   метрологии   и    сертификации    и
Межгосударственной научно-технической комиссии  по  стандартизации,
техническому нормированию и оценке  соответствия  в  строительстве,
что позволит:
     повысить   роль   и    влияние    Российской    Федерации    в
межгосударственной  системе  стандартизации,  в   том   числе   при
определении     приоритетных     направлений     межгосударственной
стандартизации   и    принятии    межгосударственных    нормативных
документов;
     создать  условия  для  обеспечения  эффективной  интеграции  в
области стандартизации и технического регулирования  как  в  рамках
Таможенного  союза,  так  и  в   рамках   Содружества   Независимых
Государств;
     повысить роль межгосударственной  системы  стандартизации  как
эффективно работающей региональной системы.
     В сфере межгосударственной стандартизации планируется:
     достичь     динамики     принятия     (внесения     изменений)
межгосударственных стандартов (ГОСТ), позволяющей в короткие  сроки
обновить фонд межгосударственных стандартов (ГОСТ)  для  реализации
целей стандартизации, предусмотренных настоящей Концепцией;
     создать   эффективный   механизм    внесения    изменений    в
межгосударственные стандарты (ГОСТ) в целях обеспечения  выполнения
требований, установленных  в  технических  регламентах  Таможенного
союза;
     определить    оптимальное    соотношение    межгосударственных
стандартов  (ГОСТ)  и  национальных  стандартов   для   обеспечения
выполнения целей и задач настоящей Концепции.
     Реализация указанных мероприятий будет осуществляться за счет:
     разработки  межгосударственных  стандартов  (ГОСТ)  для  целей
оценки   (подтверждения)   соответствия   требованиям   технических
регламентов Таможенного союза;
     разработки и реализации  соответствующих  целевых  программ  в
рамках межгосударственной стандартизации;
     мониторинга  и  актуализации   межгосударственных   стандартов
(ГОСТ), входящих в  перечни  стандартов,  используемых  в  качестве
доказательств   соблюдения   требований   технических   регламентов
Таможенного союза;
     отмены положений национальных стандартов, которые противоречат
межгосударственным  стандартам   (ГОСТ),   включенным   в   перечни
стандартов, применение которых обеспечивает  соблюдение  требований
технических регламентов Таможенного союза;
     уведомления государств - членов  Таможенного  союза  о  начале
разработки национальных стандартов и прекращении  таких  работ  при
принятии решения о разработке межгосударственного стандарта (ГОСТ);
     разработки    национальных    стандартов,    в    том    числе
предварительных   национальных   стандартов,   для   целей   оценки
(подтверждения) соответствия инновационной продукции.

    5. Развитие стандартизации оборонной продукции, специальной
      техники и специальных средств, стандартизации в области
                   использования атомной энергии

     Особенности стандартизации оборонной продукции (работ, услуг),
поставляемой  по  государственному  оборонному  заказу,   продукции
(работ, услуг), используемой в целях защиты сведений,  составляющих
государственную тайну или относимых к охраняемой в  соответствии  с
законодательством    Российской    Федерации,    иной    информации
ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой
составляют   государственную   тайну,   продукции,   для    которой
устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в
области  использования  атомной  энергии,   а   также   особенности
процессов   проектирования   (включая   изыскания),   производства,
строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации,   утилизации   и   захоронения   указанной    продукции
устанавливаются Правительством Российской Федерации.
     Развитие  стандартизации  специальной  техники  и  специальных
средств должно осуществляться по следующим основным направлениям:
     планирование работ по разработке  национальных  стандартов  на
специальную технику и специальные средства, поступающие в свободное
обращение на рынок, в рамках деятельности существующих  технических
комитетов;
     совершенствование   нормативной   правовой   базы   Российской
Федерации,  предусматривающей  разработку  документов   в   области
стандартизации (включая  национальные  стандарты),  устанавливающих
обязательные  требования  в   отношении   специальной   техники   и
специальных средств.

       6. Усиление роли бизнеса в работах по стандартизации

     Для   усиления   роли   бизнес-сообщества   в    работах    по
стандартизации  необходимо  на  законодательном  уровне   закрепить
систему стимулирующих мер, включающих:
     финансирование разработки национальных стандартов на принципах
государственно-частного  партнерства,  предусматривающего  активное
участие  бизнеса  в  работах  по   стандартизации   (в   разработке
национальных стандартов, предварительных  национальных  стандартов,
стандартов организаций и их актуализации (в том числе  в  отношении
инновационной   продукции),    позволяющих    ускорить    внедрение
прогрессивных методов производства продукции высокого качества;
     участие организаций и предприятий промышленности в  разработке
концептуальных документов по стандартизации, в формировании  планов
и программ национальной стандартизации;
     выделение в государственных программах и  федеральных  целевых
программах отдельных  разделов,  предусматривающих  мероприятия  по
стандартизации продукции и технологических процессов;
     совершенствование организации размещения заказов  на  поставки
товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных  нужд  в
части более  широкого  использования  национальных  стандартов  как
инструмента  соблюдения   технических   требований   к   закупаемой
продукции (работам, услугам) или ее отдельным видам.

    7. Активизация участия Российской Федерации в международных
           и региональных организациях по стандартизации

     Участие Российской Федерации в международном сотрудничестве  в
области стандартизации должно содействовать прежде  всего  развитию
национальной экономики,  расширению  внешней  торговли,  укреплению
научно-технических,   экономических   и   промышленных   связей   с
зарубежными странами, повышению качества отечественной продукции  и
ее конкурентоспособности на мировом рынке пропорционально  запросам
глобального   рынка.   Национальный   орган    по    стандартизации
представляет  интересы  Российской  Федерации  в  международных   и
региональных организациях по стандартизации.
     Международное сотрудничество в области  стандартизации  должно
быть направлено:
     на активизацию участия Российской  Федерации  в  Международной
организации  по  стандартизации,  Международной  электротехнической
комиссии, Международном  союзе  электросвязи  при  непосредственной
поддержке государства и субъектов предпринимательской деятельности;
     на  возврат  Российской  Федерации  в  1 группу  Международной
организации   по   стандартизации    и    группу А    Международной
электротехнической комиссии;
     на  увеличение  числа  секретариатов   технических   комитетов
(подкомитетов,  рабочих  групп)  в  Международной  организации   по
стандартизации   и   Международной   электротехнической   комиссии,
возглавляемых  Российской  Федерацией,  а  также   в   приоритетных
областях национальной экономики;
     на  обеспечение  участия   российских   экспертов   в   работе
международных технических комитетов по стандартизации для поддержки
интересов  Российской  Федерации   при   разработке   международных
стандартов;
     на формирование системы  работы  с  российскими  экспертами  в
Международной  организации  по   стандартизации   и   Международной
электротехнической  комиссии,  а   также   в   иных   международных
организациях по стандартизации;
     на содействие вступлению  и  участию  Российской  Федерации  в
международных  организациях,  включая  обеспечение  деятельности  в
рамках      Всемирной      торговой      организации,      развитие
Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, и вступление
в Организацию экономического сотрудничества и развития;
     на  повышение   степени   участия   бизнеса   в   работах   по
международной стандартизации;
     на обеспечение взаимодействия с другими национальными органами
и организациями по  стандартизации  в  целях  активного  применения
региональных    и    международных    стандартов,    благоприятного
инвестиционного  климата  в  России  и  продвижения   отечественной
продукции на международные рынки;
     на организацию вступления  России  в  Европейский  комитет  по
стандартизации и Европейский комитет по  стандартизации  в  области
электротехники и электроники.

          8. Развитие экономических основ стандартизации

     В   целях   развития   экономических   основ    стандартизации
необходимо:
     предоставление   государством   приоритетного   финансирования
стандартизации, направленной  на  обеспечение  безопасности  охраны
труда (в части установления технических  требований  к  продукции),
здравоохранения, медицинских технологий, сферы транспорта, а  также
на   поддержку   социально   незащищенных   групп    населения    и
основополагающих национальных стандартов;
     поэтапное  формирование  условий  для   ускоренного   развития
системы стандартизации с учетом  объективных  запросов  общества  и
рыночной экономики, которые к ней будут предъявляться.

        9. Развитие стандартизации инновационной продукции

     В  целях  развития  стандартизации   инновационной   продукции
необходимо:
     обеспечение   возможности   трансферта   наилучших   доступных
технологий в рамках разработки и применения стандартов;
     обеспечение   сокращения   процедур   и   времени   разработки
стандартов на инновационную продукцию  с  учетом  жизненного  цикла
инновационных технологий;
     осуществление разработки стандартов в  отношении  новых  видов
продукции и  технологий,  создаваемых  при  реализации  федеральных
целевых   программ   и   выполнении   научно-исследовательских    и
опытно-конструкторских работ;
     осуществление    разработки    предварительных    национальных
стандартов для скорейшего выхода инновационной продукции на рынок;
     включение при  необходимости  в  государственные  программы  и
федеральные  целевые  программы  разделов   по   стандартизации   и
метрологии;
     создание новых  технических  комитетов  по  стандартизации  по
инновационным направлениям;
     обеспечение     интеграции      деятельности      промышленных
научно-исследовательских  институтов   и   научно-исследовательских
институтов   по   стандартизации   для   развития    стандартизации
инновационной продукции на стадии исследований и разработок.

   10. Информационное обеспечение работ в области стандартизации

     Информационное  обеспечение  работ  в  области  стандартизации
должно предусматривать:
     информационную поддержку разработчиков национальных стандартов
с использованием  баз  данных  Федерального  информационного  фонда
технических регламентов и стандартов;
     межведомственный обмен информацией в процессе выполнения работ
в  области  национальной  стандартизации  и   обеспечение   доступа
федеральных  органов  исполнительной   власти   к   документам   по
стандартизации, содержащимся  в  Федеральном  информационном  фонде
технических регламентов и стандартов;
     свободный   обмен   информацией   о   фондах   документов   по
стандартизации государств - членов Таможенного союза;
     формирование   тематических   тезаурусов,    терминологических
словарей, содержащих стандартизированные термины и определения;
     создание  русскоязычных  версий  международных  (региональных)
стандартов и переводов национальных стандартов зарубежных стран;
     пропаганда   основ   стандартизации   в   средствах   массовой
информации.
     Информационное  обеспечение  работ  в  области  стандартизации
потребует     последовательной      проработки      функциональной,
информационной и технологических  архитектур  национальной  системы
стандартизации   с   последующим   поэтапным    внедрением    новых
технологических решений.

       11. Совершенствование системы подготовки специалистов
               и экспертов в области стандартизации

     Для обеспечения высокого уровня  национальной  стандартизации,
успешного   представления   интересов   Российской   Федерации    в
международных  и  региональных  организациях  по  стандартизации  и
повышения эффективности использования документов по  стандартизации
в отраслях  экономики  необходимо  наличие  высококвалифицированных
специалистов в области стандартизации, а также  владение  вопросами
стандартизации инженерным и экономическим персоналом.
     С   учетом   динамичного   развития   стандартизации   следует
обеспечить как подготовку специалистов в области  стандартизации  в
высших  и   средних   специальных   учебных   заведениях,   так   и
периодическое повышение квалификации работающих специалистов.
     Для решения этих задач необходимо:
     актуализировать  или  ввести  в  образовательных   учреждениях
высшего и  среднего  профессионального  образования  инженерного  и
экономического   профиля   дисциплины    по    стандартизации    по
соответствующим направлениям подготовки;
     развивать возможности получения обучающимися в образовательных
учреждениях  высшего  профессионального  образования   и   среднего
профессионального образования дополнительного образования в области
стандартизации    параллельно    с    освоением    ими     основной
профессиональной образовательной программы;
     обеспечить   в   соответствии   с   требованиями   федеральных
государственных      образовательных       стандартов       высшего
профессионального образования привлечение практикующих специалистов
в области стандартизации к формированию соответствующих компетенций
в рамках подготовки бакалавров, специалистов и магистров;
     обеспечить расширение с  участием  бизнес-сообщества  практики
профессиональной  переподготовки  руководителей  и  специалистов  в
области  стандартизации  и  периодического  повышения  квалификации
персонала, работающего по направлениям  стандартизации  в  отраслях
экономики;
     обеспечить постоянное взаимодействие национального  органа  по
стандартизации  с  Министерством  образования  и  науки  Российской
Федерации,    объединениями     работодателей,     образовательными
учреждениями  высшего  профессионального  образования  и   среднего
профессионального    образования    и    иными     образовательными
организациями   по   актуализации    федеральных    государственных
образовательных стандартов,  а  также  федеральных  государственных
требований   к    образовательным    программам    профессиональной
переподготовки специалистов в области стандартизации;
     обеспечить совершенствование института подготовки экспертов  в
области  национальной  и  международной  стандартизации  в   рамках
высшего   профессионального   образования    или    дополнительного
профессионального образования;
     определить  правовой  статус  эксперта  по  стандартизации   в
области международной стандартизации.

                 V. Реализация настоящей Концепции

     Основными инструментами реализации настоящей Концепции  должны
стать   разделы   отраслевых   федеральных   целевых   программ   и
государственных  программ,  посвященные  вопросам   стандартизации,
планы   и    программы    разработки    национальных    стандартов,
предусматривающие  мероприятия   по   развитию   стандартизации   и
унификации в отраслях экономики, пересмотр,  изменение  или  отмену
устаревших национальных стандартов, ежегодное (от  10 процентов  до
15 процентов)  обновление  стандартов   в   приоритетных   секторах
экономики,  стандартизацию  инновационной   продукции,   достижение
показателей гармонизации национальных стандартов  с  международными
стандартами    на     уровне       65-70 процентов,     а     также
научно-исследовательские   работы,   направленные    на    развитие
национальной системы стандартизации.
     Реализация   настоящей    Концепции    будет    осуществляться
федеральными органами исполнительной власти на основе  комплексного
межведомственного  плана   мероприятий   в   рамках   установленных
полномочий и бюджетных ассигнований (включая расходы на  разработку
и    актуализацию    документов    в    области    стандартизации),
предусмотренных им федеральным законом  о  федеральном  бюджете  на
очередной  финансовый  год  и  плановый  период  на   осуществление
деятельности.
     Координация деятельности и взаимодействие федеральных  органов
исполнительной власти в части стандартизации  будет  осуществляться
национальным органом по стандартизации.


                           ____________

Информация по документу
Читайте также