Расширенный поиск

Закон Вологодской области от 17.06.1997 № 171-ОЗ

 
 
 
                      ЗАКОН ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
 
       Утратил силу - Закон Вологодской области от 16.10.2000 № 540-ОЗ,
вступает в силу с  момента  вступления  в  силу   Федерального   закона
от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"
 
                          ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
 
    (В редакции Закона Вологодской области от 05.12.1997 № 217-ОЗ;
           от 09.04.1999 № 351-ОЗ; от 27.12.1999 № 457-ОЗ)             
 
     Настоящий закон определяет  правовые  основы  обеспечения  охраны
труда  на  территории  Вологодской  области  и  направлен  на создание
условий труда,  отвечающих требованиям  сохранения  жизни  и  здоровья
работников.
 
                       Глава I. Общие положения
 
     Статья 1. Основные термины и определения
 
     Для целей настоящего закона применяемые термины означают:
     Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и  здоровья
работников  в  процессе  трудовой  деятельности,  включающая правовые,
социально - экономические,  организационно - технические,  санитарно -
гигиенические,  лечебно  -  профилактические,  реабилитационные и иные
мероприятия.
     Условия труда  -  совокупность  факторов  производственной среды,
оказывающих  влияние  на  здоровье  и  работоспособность  человека   в
процессе труда.
     Благоприятные условия  труда  -  условия  труда,  в  полной  мере
отвечающие  требованиям  санитарных  норм,  стандартов  безопасности и
эргономики,  не  вызывающие  необратимых  функциональных  нарушений  и
повреждения   здоровья   работника   за   весь   период  его  трудовой
деятельности.
     Вредные условия труда - условия труда, характеризующиеся наличием
вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы
и  оказывающих  неблагоприятное  воздействие на организм работающего и
(или) его потомство.
     Опасные условия труда - условия труда, характеризующиеся уровнями
производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены
(или  ее  части) создает угрозу для жизни,  высокий риск возникновения
тяжелых форм профессиональных поражений.
     Тяжелые работы - это работы, отражающие преимущественную нагрузку
на опорно-двигательный аппарат  и  функциональные  системы  организма,
выполнение  которых  связано  с вовлечением более двух третей мышечной
массы человека.
     Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие
на работающих вредных и опасных  производственных  факторов  исключено
или их уровни не превышают гигиенических нормативов.
     Работник - физическое лицо,  состоящее в  трудовых  отношениях  с
работодателем    на    основании   заключенного   трудового   договора
(контракта);  студент,  учащийся и ученик всех форм и видов обучения в
период  прохождения ими ознакомительной или производственной практики;
военнослужащий, занятый служебно-производственной деятельностью (кроме
случаев,  связанных  с  боевой  и оперативной деятельностью),  а также
привлекаемый  для  работы  в   сторонних   организациях;   осужденный,
отбывающий  наказание  по  приговору  суда,  в  период  его  работы  в
организации.
     Работодатель -  физическое  или  юридическое  лицо (организация),
заключившее   трудовой   договор   (контракт)   с   работником,   либо
использующее  труд  студентов,  учащихся  и учеников всех форм и видов
обучения в период прохождения ими ознакомительной или производственной
практики;   военнослужащих,   занятых   служебно   -  производственной
деятельностью  (кроме  случаев,  связанных  с  боевой  и   оперативной
деятельностью),   а   также   привлекаемых   для  работы  в  сторонних
организациях;  осужденных,  отбывающих наказание по приговору суда,  в
период их работы в организации.
     Рабочее место - все места,  где работник  должен  находиться  или
следовать  в  связи  с  его  работой и которые находятся под контролем
работодателя.
     Опасный производственный   фактор   -   производственный  фактор,
воздействие которого на работника  в  определенных  условиях  приводит
(может  привести)  к  травме  или другому внезапному резкому ухудшению
здоровья.
     Вредный производственный   фактор   -   производственный  фактор,
воздействие которого на работника  в  определенных  условиях  приводит
(может приводить) к причинению вреда здоровью.
     Средства индивидуальной  и  коллективной  защиты   работников   -
средства,  используемые  для предотвращения или уменьшения воздействия
на работников опасных и (или)  вредных  производственных  факторов,  а
также от загрязнения.
     Профессиональное заболевание    -    хроническое    или    острое
заболевание,  вызванное  воздействием  на  работника вредных и опасных
производственных факторов.
     Несчастный случай   на   производстве  -  случай  воздействия  на
работающего  при  исполнении   трудовых   обязанностей   или   заданий
руководителя  работ  опасного производственного фактора,  в результате
которого  работник  получил  увечье  или  иное  повреждение  здоровья,
повлекшие  за  собой  необходимость  его  перевода  на  другую работу,
временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть.
 
     Статья 2.  Законодательство Вологодской области об охране
                труда
 
     Законодательство Вологодской  области об охране труда принимается
в  соответствии  с   Конституцией   Российской   Федерации,   Основами
законодательства  Российской  Федерации  об  охране  труда  и Кодексом
законов  о  труде  Российской  Федерации,  а   также   издаваемыми   в
соответствии  с  ними  законодательными  и  иными  нормативными актами
Российской Федерации и состоит  из  настоящего  закона,  постановлений
Законодательного Собрания и Губернатора области.
     Действие настоящего  закона  распространяется  на  работодателей,
работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях .
 
       Глава II. Права работников на охрану труда и их гарантии
 
     Статья  3.   Права работников на охрану труда
 
     Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:
     на рабочее место,  защищенное от воздействия  опасных  и  вредных
производственных факторов;
     на получение информации о состоянии условий  и  охраны  труда  на
своем рабочем месте, профессиональном риске, компенсациях и льготах;
     на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты за
счет работодателя;
     на отказ без каких-либо необоснованных последствий  для  него  от
выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для
его жизни и здоровья до устранения этой опасности;
     на предоставление  нового  рабочего  места,  соответствующего его
квалификации,  или профессиональную  переподготовку  за  счет  средств
работодателя    в    случае   ликвидации   организации,   структурного
подразделения, участка, рабочего места вследствие неудовлетворительных
условий   труда   с   сохранением   среднего   заработка   на   период
переподготовки;
     на сохранение  среднего  заработка,  места  работы и должности на
время  приостановления  производственной   деятельности   организации,
структурного  подразделения,  участка,  рабочего  места  за  нарушение
законодательства и нормативных требований по охране труда не  по  вине
работника;
     на запрос   о   проведении    инспектирования    государственными
надзорными и контрольными органами или органами общественного контроля
за охраной труда и на участие в  рассмотрении  вопросов,  связанных  с
улучшением условий и охраны труда на его рабочем месте;
     на дополнительные компенсации и льготы за тяжелые работы и работы
с   вредными  или  опасными  условиями  труда;  на  возмещение  вреда,
причиненного  увечьем,   профессиональным   заболеванием   либо   иным
повреждением   здоровья,   связанными   с   исполнением   им  трудовых
обязанностей.
 
     Статья 4. Гарантии прав работников на охрану труда
 
     Гарантии прав  работников   на   охрану   труда   устанавливаются
федеральным    законодательством,    условиями    трудовых   договоров
(контрактов),    коллективными    договорами    и    соглашениями    и
обеспечиваются, в частности:
     1) недопустимостью  изменения  областного   законодательства   об
охране  труда  в  сторону  ограничения установленных прав работника на
охрану труда;
     2) введением  обязательного социального страхования работников от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
     3) судебной защитой прав работников на охрану труда;
     4) осуществлением государственного надзора и контроля за  охраной
труда;     применением     мер     ответственности    (дисциплинарной,
административной,  уголовной)  к  руководителю  и  должностным   лицам
организаций;
     5) признанием  и  обеспечением  защиты  прав  профсоюзов  и  иных
уполномоченных  работниками  представительных  органов  в отношении их
деятельности по охране труда работников.
 
     Статья  5. Ограничения на тяжелые работы и работы с вредными
                или опасными условиями труда
 
     Перечень тяжелых  работ  и  работ с вредными и опасными условиями
труда  утверждается  Правительством  Российской  Федерации   и   может
дополняться Губернатором области с учетом консультаций с объединениями
работодателей,  объединениями  профсоюзов  и   иными   уполномоченными
работниками представительными органами.
     Работникам, занятым на тяжелых работах и  работах  с  вредными  и
опасными  условиями  труда,  предоставляются  компенсации  и  льготы в
соответствии с законодательством Российской  Федерации  и  Вологодской
области, коллективными договорами и соглашениями.
 
     Глава III.  Государственная политика в области охраны труда
 
     Статья 6. Полномочия органов законодательной и
               исполнительной власти области по обеспечению
               охраны труда
 
     1. Законодательное Собрание области для обеспечения охраны труда:
     принимает законы и другие нормативные акты  области  по  вопросам
охраны труда;
     проводит налоговую политику,  стимулирующую создание  здоровых  и
безопасных   условий   труда,  разработку,  производство  и  внедрение
безопасных техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной
защиты работников;
     утверждает долгосрочную (на срок до трех лет и более) комплексную
программу   по   улучшению   условий,   охраны  труда,  предупреждению
производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
     устанавливает  дополнительные  компенсации  и  льготы за  тяжелые
работы  и  работы с вредными или опасными условиями труда. (Дополнен -
Закон Вологодской области от 05.12.1997 № 217-ОЗ)
     2. Губернатор  области  для обеспечения охраны труда:
     организует разработку программ и проектов законодательных и  иных
нормативных  актов  по  вопросам  охраны  труда  и  представляет  их в
Законодательное Собрание области;
     формирует органы  государственного  управления  охраной  труда  в
области и утверждает их функции и полномочия;
     утверждает межведомственную    комиссию   по   охране   труда   и
обеспечивает ее работу;
     координирует работу   по   обеспечению  охраны  труда  с  другими
направлениями экономической и социальной политики;
     организует взаимодействие и сотрудничество органов исполнительной
власти,  надзора и контроля, работодателей, профессиональных союзов по
вопросам охраны труда;
      абзац      (Исключен     -    Закон     Вологодской      области
от 05.12.1997 № 217-ОЗ)
 
     Статья 7.  Деятельность областных органов государственной
                власти в сфере охраны труда
 
     Государственная политика по охране труда  в  Вологодской  области
предусматривает  совместные  действия  органов  государственной власти
Российской  Федерации  и   Вологодской   области,   органов   местного
самоуправления,   работодателей   и  их  объединений,  уполномоченнных
работниками представительных органов по  улучшению  условий  и  охраны
труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных
заболеваний.
     Законодательное Собрание области утверждает долгосрочную (на срок
от трех лет и более) комплексную программу  в  области  охраны  труда,
разработанную    Администрацией   области   с   участием   объединений
работодателей,  профессиональных  союзов  в  лице  их  соответствующих
органов  и  иных  уполномоченных работниками представительных органов.
Программы в  сфере  охраны,  рассчитанные  на  срок  менее  трех  лет,
разрабатываются   в  таком  же  порядке  и  утверждаются  Губернатором
области. Реализация программ организуется Администрацией области.
     В программах   по   охране  труда  предусматриваются  обеспечение
условий  труда,  охраны   труда,    предупреждение   производственного
травматизма   и   профессиональных  заболеваний.    редакции  Закона
Вологодской области от 05.12.1997 № 217-ОЗ)
     В соответствии    с    областными    и    местными    программами
разрабатываются аналогичные планы мероприятий в организациях всех форм
собственности.
     Для координации  деятельности подразделений Администрации области
и  органов  надзора  и  контроля  за  охраной  труда,  для  подготовки
нормативных актов при Администрации области создается межведомственная
комиссия по охране труда,  которая формируется и  работает  на  основе
положения, утверждаемого Губернатором области.
 
     Статья 8. Деятельность органов местного самоуправления в сфере
               охраны труда
 
     В случае  передачи  в   установленном   порядке   государственных
полномочий  в  сфере  охраны  труда  муниципальным образованиям органы
местного самоуправления :
     содействуют реализации  государственной политики в области охраны
труда на подведомственной территории;
     разрабатывают и  осуществляют  программы  по  улучшению условий и
охраны труда на территории района, города;
     способствуют информационному  обеспечению организаций по вопросам
охраны труда;
     организуют обучение   и   проверку   знаний   по   охране   труда
руководителей и специалистов организаций муниципальной и  других  форм
собственности;
     участвуют в   расследовании   групповых    несчастных    случаев,
несчастных случаев с возможным инвалидным исходом и несчастных случаев
со смертельным исходом;
     При необходимости  органы местного самоуправления создают целевой
фонд охраны труда для решения местных проблем в области охраны труда и
оказания соответствующей помощи организациям.
 
    Статья 9. Финансирование охраны труда
 
     Финансирование охраны  труда  осуществляется  в  рамках областных
программ за счет:
     1) целевых   ассигнований,   выделяемых   из  средств  областного
бюджета; (Действие приостановлено в 1999  году  -  Закон   Вологодской
области  от  09.04.1999    351-ОЗ;  действие  приостановлено  в  2000
году – Закон Вологодской области от 27.12.1999 № 457-ОЗ)
     2) средств  регионального отделения Фонда социального страхования
Российской   Федерации   по   Вологодской  области  в  соответствии  с
действующим  законодательством; (В редакции Закона Вологодской области
от 05.12.1997 № 217-ОЗ)
     3) отчислений от штрафов, взыскиваемых Государственной инспекцией
труда по Вологодской области за нарушение законодательства о  труде  и
об охране труда;
     4) добровольных отчислений организаций.
     Организации ежегодно   выделяют   на   охрану  труда  необходимые
средства в соответствии с обязанностями работодателя по охране  труда.
Финансирование   мероприятий   по   охране   труда  осуществляется  из
собственных средств организаций и является обязательным  элементом  их
хозяйственной деятельности.
     Финансирование охраны труда  работников  бюджетных  учреждений  и
организаций осуществляется в пределах ассигнований,  предусмотренных в
областном бюджете и бюджетах муниципальных образований.
     Работники организаций не несут никаких расходов на мероприятия по
охране труда.
 
     Статья 10.  Обеспечение экономической заинтересованности
                 организаций в выпуске средств охраны труда,
                 создании безопасных технологий и средств
 
     Прибыль организаций,  в   том   числе   научно-исследовательских,
технологических   и   проектно-конструкторских,   полученная  за  счет
создания новых,  более безопасных технологий и  средств  производства,
выпуска  и  реализации  средств  коллективной  и индивидуальной защиты
работников,  приборов контроля производственной среды, может подлежать
льготному налогообложению в соответствии с налоговым законодательством
Российской Федерации и Вологодской области по предложениям Губернатора
области.
 
     Статья 11. Участие профессиональных союзов в обеспечении
                охраны труда
 
     1. Профсоюзы  в  соответствии  с  их  уставами   и   в   порядке,
установленном федеральным законодательством и настоящим законом, имеют
право:
     участвовать в  формировании  комплексных  программ  и  планов  по
улучшению  условий,  охраны  труда,  предупреждению  производственного
травматизма  и  профессиональных  заболеваний,  а  также  в разработке
нормативно-правовых актов,  регламентирующих вопросы  охраны  труда  и
профессиональных заболеваний;
     могут создавать   собственные   инспекции   по   охране    труда,
действующие на основании федеральных законов и положений, утверждаемых
профсоюзными органами;
     проводить по  просьбе  членов  профсоюза  расследования  причин и
обстоятельств несчастных случаев на производстве, передавать материалы
в Государственную инспекцию труда, прокуратуру и представлять интересы
своих членов в суде.
     2. Органы   исполнительной   власти   области,   органы  местного
самоуправления,  работодатели в целях  социального  партнерства  могут
привлекать  профсоюзы  с  их  согласия  к решению вопросов обеспечения
охраны труда.
 
                 Глава IV.  Обеспечение охраны труда
 
     Статья 12. Компетенция органа исполнительной власти по  труду
                Вологодской области в сфере охраны труда
 
     Государственное управление  охраной  труда в области осуществляет
орган по труду Администрации области,  который создается и действует в
соответствии с положением, утверждаемым Губернатором области.
     Орган исполнительной  власти   по   труду   Вологодской   области
осуществляет следующие полномочия:
     1) реализует государственную политику в области охраны  труда  на
территории Вологодской области;
     2)  организует  разработку  областной  комплексной  программы  по
улучшению     условий     труда,    охраны    труда,    предупреждению
производственного   травматизма  и  профессиональных  заболеваний;  
редакции Закона Вологодской области от 05.12.1997 № 217-ОЗ)
     3) обеспечивает координацию и  методическое  руководство  работой
служб   охраны   труда   организаций,   расположенных   на  территории
Вологодской области,  оказывает  методическую  помощь  организациям  в
работе по охране труда;
     4) устанавливает  в  порядке,  определенном  федеральным  органом
исполнительной  власти  по труду,  каждой организации независимо от ее
организационно-правовой формы и формы собственности  один  из  классов
профессионального    риска    исходя   их   результатов   сертификации
производственных объектов на соответствие требованиям по охране  труда
и   динамики   статистических   показателей   несчастных   случаев  на
производстве и профессиональных заболеваний работников;
     5) разрабатывает   и   осуществляет   в   области   совместно   с
заинтересованными     организациями     меры     по      экономической
заинтересованности   работодателей   в   обеспечении  благоприятных  и
безопасных условий труда;
     6) организует  обучение  и  проверку  знаний работников,  включая
руководителей и специалистов, в сфере охраны труда;
     7) выдает  разрешение  на  обучение  и  проверку знаний по охране
труда  руководителей  и   специалистов   организаций   независимо   от
организационно - правовых форм и форм собственности;
     8) организует  контроль  за  обеспечением  работников  средствами
индивидуальной  и  коллективной защиты,  работа без применения которых
запрещена соответствующими нормативными правовыми актами;
     9) разрабатывает   с  привлечением  заинтересованных  организаций
мероприятия по обобщению и распространению передового  опыта  в  сфере
охраны  труда,  организует  проведение выставок средств индивидуальной
защиты,  приборов контроля и измерений, а также совещаний-семинаров по
проблемам охраны труда;
     10) участвует в установленном порядке в расследовании  несчастных
случаев  на  производстве  (групповых,  с  возможным инвалидным или со
смертельным исходом);
     11) проводит  анализ  состояния  условий  и охраны труда,  причин
несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости и
разрабатывает предложения по их предупреждению;
     12) принимает решения о запрещении производственной  деятельности
организаций    или    их    структурных   подразделений   в   порядке,
предусмотренном федеральным законодательством;
     13) обеспечивает   взаимодействие   государственных  надзорных  и
контрольных органов за соблюдением законов и иных нормативных правовых
актов  по  условиям,  охране,  безопасности  и гигиене труда,  органов
местного самоуправления,  объединений работодателей, профсоюзов и иных
уполномоченных работниками представительных органов.
     Должностные лица   органа   по   труду   для   выполнения   своих
обязанностей имеют право при предъявлении удостоверения установленного
образца посещать предприятия,  получать от работодателей информацию об
условиях и охране труда.
 
     Статья 13. Обучение и проверка знаний по охране труда
 
     Обучение по   охране   труда  носит  непрерывный,  многоуровневый
характер и проводится в организациях всех  организационно  -  правовых
форм и форм собственности, в том числе в учебных заведениях начального
общего,  основного общего,  среднего (полного)  общего  образования  и
начального    профессионального    образования,   а   также   среднего
профессионального,   высшего   профессионального   и   послевузовского
профессионального   образования   в  государственных  и  муниципальных
образовательных учреждениях.
     Первые руководители,   их   заместители,   главные   специалисты,
работники служб охраны  труда  организаций,  предприниматели  проходят
обучение и проверку знаний по охране труда в учебных центрах,  имеющих
лицензию на осуществление этого вида деятельности.
     Другие должностные лица, ответственные за состояние и организацию
работы по охране труда в подразделениях, работники проходят обучение и
проверку  знаний  по  охране  труда  в  организациях  и  в  комиссиях,
назначаемых приказом первого руководителя.
 
     Статья 14.   Службы охраны труда в организациях и их
                  объединениях
 
     Органы, осуществляющие     государственное     регулирование    в
соответствующей  отрасли  экономики  области,   ассоциации   и   союзы
организаций обязаны создавать службы охраны труда.
     В организациях создаются службы  охраны  труда  или  привлекаются
специалисты по охране труда на договорной основе.
     Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю  или
по его поручению другому должностному лицу.
     Специалисты службы   охраны   труда    имеют    право    выдавать
руководителям    структурных   подразделений   и   должностным   лицам
обязательные для исполнения  предписания  по  устранению  недостатков,
получать  от  них  необходимые  сведения  и информацию,  документацию,
объяснения по вопросам охраны труда,  могут требовать  отстранения  от
работы   лиц,   которые   не   прошли  медицинский  осмотр,  обучение,
инструктаж,  проверку знаний и  не  имеют  допуска  к  соответствующим
работам,  не применяют средства индивидуальной защиты или не выполняют
требования охраны труда.
     Специалисты службы  охраны  труда  имеют  право  приостанавливать
работу производств,  участков,  машин,  станков, оборудования и других
средств производства,  внутризаводских транспортных средств в случаях,
создающих  угрозу  жизни  и  здоровью  работников,  могут   направлять
работодателю представления о привлечении к ответственности должностных
лиц, нарушающих требования по охране труда.
     Предписание специалиста  службы  охраны  труда может в письменной
форме отменить лишь работодатель.
     Упразднение службы охраны труда в организациях не допускается. 
редакции Закона Вологодской области от 05.12.1997 № 217-ОЗ)
     В организациях  с  численностью  работников  более   10   человек
создаются комитеты (комиссии) по охране труда, в которые на паритетной
основе  входят  представители   работодателей,   профсоюзов   и   иных
уполномоченных работниками представительных органов.  Решения комитета
(комиссии) имеют рекомендательный характер.
 
     Статья 15. Обязанности  работодателя по обеспечению охраны
                труда в организации
 
     Ответственность за   обеспечение   охраны   труда  в  организации
возлагается на работодателя.
     Работодатель обязан обеспечить:
     1) безопасность   при   эксплуатации   производственных   зданий,
сооружений,  оборудования,  машин,  механизмов,  транспортных средств,
безопасность технологических процессов и  применяемых  в  производстве
сырья   и   материалов,   а  также  эффективную  эксплуатацию  средств
коллективной и индивидуальной защиты;
     2) соответствующие   требованиям   законов   и  иных  нормативных
правовых актов по охране труда условия труда на каждом рабочем месте;
     3) эффективный  контроль  за  уровнем воздействия вредных и (или)
опасных производственных факторов на здоровье работников;
     4) организацию       надлежащего       санитарно-бытового       и
лечебно-профилактического обслуживания работников;
     5) режим   труда   и   отдыха   работников   в   соответствии   с
законодательством;
     6) выдачу  бесплатно  специальной  одежды,  специальной  обуви  и
других   средств   индивидуальной    защиты,    сертифицированных    в
установленном   порядке,   смывающих   и   обезвреживающих  средств  в
соответствии  с  установленными   нормами   работникам,   занятым   на
производствах с вредными и (или) опасными условиями труда,  а также на
работах, связанных с загрязнением;
     7) должное   содержание   (хранение,   стирку,   чистку,  ремонт,
дезинфекцию,  обезвреживание и др.) средств индивидуальной  защиты  за
счет организации;
     8) возмещение    вреда,    причиненного    работникам    увечьем,
профессиональным   заболеванием   либо   иным  повреждением  здоровья,
связанными  с  исполнением  ими  трудовых  обязанностей   в   порядке,
установленном законодательством;
     9) обучение,  инструктаж  и  проверку  знаний  норм,   правил   и
инструкций  по охране труда работников,  недопущение к работе лиц,  не
прошедших в установленном  порядке  обучение,  инструктаж  и  проверку
знаний правил, норм и инструкций по охране труда;
     10) инфомирование работников о состоянии условий и  охраны  труда
на   рабочем  месте,  о  существующем  риске  повреждения  здоровья  и
полагающихся работникам средствах  индивидуальной  защиты,  льготах  и
компенсациях  за  тяжелые  работы и работы с вредными и (или) опасными
условиями труда;
     11) допуск  в  организацию в установленном порядке представителей
органов государственного  управления  охраной  труда,  государственных
надзорных   и  контрольных  органов,  органов  внутриведомственного  и
общественного надзора и контроля, органов, осуществляющих обязательное
социальное   страхование  от  несчастных  случаев  на  производстве  и
профессиональных заболеваний,  их доступ к необходимой информации  для
проведения  проверок  состояния условий и охраны труда в организации и
соблюдения законодательства об охране  труда,  а  также  расследования
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
     12) своевременную уплату взносов страховщику  на  страхование  от
несчастных  случаев  и  профессиональных заболеваний,  а также штрафа,
наложенного государственными надзорными  и  контрольными  органами  за
нарушение законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;
     13) необходимые меры по сохранению жизни  и  здоровья  работников
при  возникновении аварийных ситуаций,  в том числе надлежащие меры по
оказанию первой помощи пострадавшим;
     14)  расследование  в  установленном  порядке  и в  установленные
сроки   несчастного   случая   на   производстве  и  профессионального
заболевания;     (Дополнен     -     Закон     Вологодской     области
от 05.12.1997 № 217-ОЗ)
     15) предоставление  органам  государственного  управления охраной
труда,    государственным    надзорным    и    контрольным    органам,
соответствующим  профсоюзным  органам информации о состоянии условий и
охраны труда в организации,  выполнении предписаний,  а также  о  всех
подлежащих  регистрации  несчастных  случаях  и  повреждениях здоровья
работников на производстве;
     16) обязательное  социальное  страхование  работников  в  связи с
временной  нетрудоспособностью  вследствие  заболевания,  а  также  от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
     17) проведение  аттестации  рабочих  мест  по  условиям  труда  с
последующей  сертификацией  производственных  объектов  организации на
соответствие требования по охране труда;
     18)  проведение  в  случаях,  предусмотренных  законами  и  иными
нормативными  правовыми  актами  Российской Федерации, предварительных
(при   приеме   на   работу),   периодических      течение  трудовой
деятельности)   и   предрейсовых   медицинских   осмотров   работников
организации.   Медицинские   осмотры  работников  проводятся  за  счет
средств   работодателя;      редакции   Закона  Вологодской  области
от 05.12.1997 № 217-ОЗ)
     19) недопущение работника к выполнению им  трудовых  обязанностей
при уклонении его от прохождения медицинских осмотров или невыполнении
им рекомендаций по результатам проведенных обследований;
     20) наличие   в   трудовом   договоре   (контракте)   достоверной
характеристики условий труда,  информации  о  компенсациях  и  льготах
работникам  за  тяжелые  работы  и  работы с вредными и (или) опасными
условиями труда,  о риске возникновения профессионального  заболевания
по прошествии определенного периода времени работы в таких условиях, о
средствах индивидуальной защиты;
     21) информирование  работника  о  предстоящих  производственных и
технологических изменениях,  а также изменениях в  условиях  и  охране
труда,  в размерах льгот и компенсаций,  в том числе и предоставляемых
работодателем дополнительно;
     22) организацию    пропаганды    безопасных   методов   труда   и
сотрудничество с работниками в области охраны труда;
     23) предоставление  государственным  инспекторам  по охране труда
при осуществлении ими своих  полномочий  в  соответвующей  организации
служебного помещения,  средства связи, спецодежды и спецобуви, средств
индивидуальной защиты, транспорта.
 
     Статья 16. Обязанности работника по соблюдению норм охраны
                труда
 
     Работник обязан :
     а) соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;
     б) правильно  применять  коллективные  и  индивидуальные средства
защиты;
     в) немедленно  сообщать  своему  непосредственному руководителю о
любом несчастном случае,  происшедшем  на  производстве,  о  признаках
профессионального  заболевания,  а  также о ситуации,  которая создает
угрозу жизни и здоровью людей;
     г) проходить  в  установленном  порядке  обучение,  инструктаж  и
проверку знаний по охране труда;
     д) проходить   в   установленном   порядке  предварительный  (при
поступлении  на  работу)   и   периодический      течение   трудовой
деятельности) медицинские осмотры;
     е) не  предпринимать  действий,  приводящих  к  снижению   уровня
безопасности   технологических   процессов   и   оборудования,  машин,
механизмов, транспортных средств, производственных сооружений.
 
     Статья 17. Соответствие производственных объектов  и средств
                производства требованиям по охране труда
 
     Проектирование, строительство  и  реконструкция  производственных
объектов,  разработка  и  выпуск   средств   производства,   внедрение
технологий, в том числе приобретенных за рубежом, средств коллективной
и индивидуальной защиты, не отвечающих требованиям по охране труда, не
допускаются.
     Проекты производственных объектов и средств производства подлежат
государственной  экспертизе  по  условиям  труда,  а  опытные  образцы
продукции - государственным испытаниям на соответствие их  стандартам,
отвечающим требованиям по охране труда.
     При производстве и применении вредных веществ соблюдаются условия
охраны труда, установленные федеральными законами и иными нормативными
актами.
 
     Статья 18. Медицинское обеспечение безопасности труда
 
     Работодатель обязан в случаях,  предусмотренных законодательством
Российской   Федерации,   организовывать   за   свой  счет  проведение
предварительных  (при  поступлении  на   работу),   периодических   
течение  трудовой  деятельности)  и  предрейсовых медицинских осмотров
работников   организаций.     редакции  Закона  Вологодской  области
от 05.12.1997 № 217-ОЗ)
     Работодатель не  должен  допускать  работника  к  выполнению   им
трудовых   обязанностей,   если  работник  уклоняется  от  прохождения
медицинских осмотров или  не  выполняет  рекомендации  по  результатам
проведенных медицинских обследований.
     Медицинское обеспечение охраны труда должно включать в себя также
оказание  медицинской  помощи  пострадавшим  при несчастных случаях на
производстве  и  обучение  работников  приемам  оказания   доврачебной
помощи.
     Запрещается прием работников,  в том числе и с  их  согласия,  на
работу,  которая по заключениям медицинских органов противопоказана им
по состоянию здоровья.
 
     Глава V.  Надзор и контроль за соблюдением законодательства
               по охране труда
 
     Статья 19. Государственный надзор и контроль за охраной труда
 
     Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства
и иных  нормативных  актов  об  охране  труда  на  территории  области
осуществляет  Государственная  инспекция труда по Вологодской области.
Порядок и условия ее взаимодействия с органами  исполнительной  власти
Вологодской области, а также порядок и условия осуществления надзорных
и контрольных функций в отношении законодательных и  иных  нормативных
актов   об  охране  труда,  принятых  органами  государственной власти
Вологодской   области,   определяются   соответствующим   соглашением,
заключаемым   между   Государственной   инспекцией   труда  Российской
Федерации и Администрацией Вологодской области.
 
     Статья 20.  Общественный контроль за охраной труда
 
     Общественный контроль за соблюдением законных  прав  и  интересов
работников  в  области  охраны  труда  осуществляют  профсоюзы  в лице
соответствующих   органов   и    иные    уполномоченные    работниками
представительные   органы,   которые  могут  создавать  в  этих  целях
собственные инспекции.
     Права этих   органов  устанавливаются  федеральными  законами,  а
порядок  их  деятельности   -   рекомендациями   федерального   органа
управления охраной труда.
 
     Статья 21. Ответственность за нарушение законодательных и
                иных нормативных актов об охране труда
 
     Работодатели и  должностные лица,  а также работники организаций,
виновные в нарушении  законодательных  и  иных  нормативных  актов  об
охране   труда,   привлекаются  к  ответственности  в  соответствии  с
федеральным и областным законодательством.
 
                 Глава VI.  Заключительные положения
 
     Статья 22.  Порядок вступления в действие настоящего закона
 
     Настоящий закон вводится в действие в  соответствии  с  областным
законодательством.
     Органы исполнительной власти Вологодской области и работодатели в
течение  трех  месяцев  со  дня  вступления  закона  в  силу  приводят
нормативные акты по охране труда в соответствие с  настоящим  законом.
     Нормативные акты,  регулирующие вопросы обеспечения охраны труда,
действовавшие до введения настоящего закона,  применяются в части,  не
противоречащей настоящему закону.
 
     Губернатор области          В.Е. Позгалев
 
     Принят Законодательным Собранием области 5 июня 1997 года
 
     г. Вологда
     17 июня 1997 года
     N 171-ОЗ
 


Информация по документу
Читайте также