Расширенный поиск

Постановление Правительства Вологодской области от 09.10.2009 № 1522

 

 

 

                                                                      
                                                                      
                     ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ                
                                                                      
                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ                          

 

      Утратило силу с 1 января 2017 года - Постановление Правительства

Вологодской области  от 19.12.2016 № 1149

 

     От 09.10.2009  N 1522
     г.Вологда

 

 

     О внесении изменений в 
     постановление Правительства 
     области от 29 декабря 2008 
     года N 2573

 

 

     Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

     1. Внести в постановление Правительства  области  от  29  декабря
2008  года  N  2573  "О Стратегии развития здравоохранения Вологодской
области на период до 2020 года" следующие изменения:
     1.1. Распорядительную часть дополнить словом "(прилагается)".
     1.2.  Дополнить  приложением  согласно  приложению  к  настоящему
постановлению.
     2. Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

     Губернатор области          В.Е. Позгалев

 

 

 

     Приложение
     к постановлению
     Правительства области
     от 09.10.2009 N 1522
     "Приложение к постановлению
     Правительства области
     от 29.12.2008 года N 2573

 

                                 СТРАТЕГИЯ                            
               развития здравоохранения Вологодской области           
                          на период до 2020 года                      
                            (далее – Стратегия)                       

 

     I.    Анализ ситуации и оценка потенциала отрасли

 

     1. Общая характеристика ситуации в отрасли здравоохранения

 

      Современная  демографическая  ситуация  в  Вологодской   области
характеризуется постоянным процессом убыли населения, вызванным низким
уровнем рождаемости  и  высокими  показателями  смертности  населения.
Численность постоянного населения Вологодской области на 1 января 2007
года составила 1227,8 тыс. человек и уменьшилась на 7,6  тыс.  человек
по  сравнению  с  численностью  населения  на 1 января 2006 года. На 1
января 2008 года население области составило 1222,9 тыс. человек,  что
на 4,9 тыс. человек меньше чем на 1 января 2007 года.
     В последнее время смертность населения снижается с  18,8  случаев
на 1000 населения в 2005 году до 17,1 случаев на 1000 населения в 2006
году и до 15,9 случаев на 1000 населения в 2007 году.
     В настоящее  время  наблюдается  повышение  рождаемости:  с  10,5
родившихся  детей  на 1000 населения в 2005 году до 10,9 в 2006 году и
до 11,6 в 2007 году.
     В связи с этим естественная убыль  населения  сократилась  с  8,3
единицы  на 1000 населения в 2005 году до 6,2 единиц на 1000 населения
в 2006 году, до 4,4 единиц на 1000 населения в 2007 году.
     Проведение в 2006 году в рамках Национального проекта  "Здоровье"
первого  этапа диспансеризации работающего населения выявило повышение
уровня заболеваемости. Так, выросли показатели заболеваемости на  7,8%
и болезненности на 7%.
     В целях снижения уровня заболеваемости и болезненности в  области
принимаются и реализуются целевые программы. В 2006 году из областного
бюджета профинансировано 10 областных целевых программ  и  мероприятий
на  сумму  206,7 млн. рублей, в 2007 году в области финансировались 12
областных целевых областных программ на сумму 365 млн. рублей, в  2008
году – 14 областных целевых программ на сумму 327,5 млн. рублей.
     В результате реализации областных целевых программ и  мероприятий
удалось  достичь  снижения  показателей  смертности  от туберкулеза на
9,6%, от гипертонической болезни на 18,2%, снижается заболеваемость от
инфекций,  передаваемых  половым  путем,  заболеваемость  наркоманией,
инфекционными  заболеваниями,  снижается  материнская  и  младенческая
смертность.
      Ожидаемая продолжительность жизни населения к 2012 году составит
70 лет, к 2020 году – 75 лет.
     В настоящее время в отрасли  здравоохранения  работает  более  37
тыс.  человек,  в  том  числе  более  4  тысяч  врачей и около 14 тыс.
специалистов среднего медицинского персонала. Обеспеченность  за  2006
год (на 1 января 2007 года) составила:
      врачами - 32,7  на  10  тыс.  населения  (2006  год:  Российская
Федерация     43,0  врачей  на  10  тыс.  населения;  Северо-Западный
федеральный округ– 47,6 врачей на 10 тыс. населения),
     средним  медицинским  персоналом  -  111,0  человек  на  10  тыс.
населения  (2006  год:  Российская  Федерация  – 95,0; Северо-Западный
федеральный округ– 96,4).
     На территории области работают 66 врачей общей практики.
     В  течение  последних  лет  в  области  осуществляется  поэтапная
реструктуризация   сети  государственных  и  муниципальных  учреждений
здравоохранения с приоритетным развитием  амбулаторно-поликлинического
звена и стационарозамещающих технологий.
     Количество мест дневного пребывания в учреждениях здравоохранения
области  в  2007  году  составило  2012 койко/мест, в 2008 году – 2739
койко/мест, рост составил 36%. Число больных,  пролеченных  в  дневных
стационарах, ежегодно увеличивается.
     Продолжает  развиваться  система  профилактической  медицины.   В
настоящее  время успешно функционируют на базе поликлиник 45 кабинетов
медицинской  профилактики,  открытые  во  всех  районах   области.   В
Грязовецком районе работает районный центр здоровья.
     Продолжают   развитие   "школы   больных   сахарным    диабетом",
"астма-школы",  "школы больных артериальной гипертонией" и другие. При
различных   учреждениях   здравоохранения   области   с   2006    года
функционирует  851  "школа",  в  которых прошли обучение более 40 тыс.
человек. В 2007 году открыто еще 156 "школ".
     Принимаются  меры   по   оснащению   учреждений   здравоохранения
медицинским    оборудованием.    В   рамках   реализации   мероприятий
приоритетного  Национального  проекта  "Здоровье"  в   2007   году   в
амбулаторно-поликлинические  и  стационарно-поликлинические учреждения
здравоохранения поступило 145 единиц диагностического оборудования  на
сумму  97  млн.  рублей,  в  том числе 21 единица рентгенографического
оборудования, 30 комплектов лабораторного оборудования,  14  аппаратов
УЗИ,  47  аппаратов  ЭКГ,  33  единицы  эндоскопического оборудования.
Станции и отделения скорой  медицинской  помощи  области  получили  51
автомобиль.
       В рамках реализации областных целевых программ и мероприятий  в
2007   году   для   учреждений  здравоохранения  закуплено  60  единиц
компьютерной техники, 7 автомобилей, 1 реанимобиль, 1 автобус.
     В рамках областной программы капитального  строительства  в  2007
году  на  объекты  здравоохранения  было направлено 313,3 млн. рублей.
Кроме того, за счет средств федерального  бюджета  профинансировано  и
освоено 41,5 млн. рублей.

 

     2. Анализ условий, влияющих на развитие системы здравоохранения

 

     2.1. Краткая  характеристика  медико-демографической  ситуации  в
области. Смертность населения в трудоспособном возрасте, смертность от
управляемых причин

 

     Несмотря  на  сложную  демографическую  ситуацию  в   Вологодской
области   в   настоящее  время  наблюдаются  положительные  тенденции,
наметившиеся с 2003 года: показатель рождаемости стабилен,  показатель
смертности   снижается.  Несмотря  на  некоторое  снижение  смертности
высоким остается уровень смертности среди трудоспособного населения. В
2006  году смертность граждан в трудоспособном возрасте от всех причин
составила 873,8 случаев на 100,0 тыс. человек (6774 человека  или  32%
всех умерших), за 2007 год – 754,2 случаев на 100,0 тыс. человек (5836
умерших).
      В 2007 году среди причин смерти первое место занимали смерть  от
несчастных  случаев,  травм  и  отравлений – 248,0 случаев на 100 тыс.
граждан трудоспособного населения, причем случаи отравления  алкоголем
составляют   24,4   случая  на  100  тыс.  трудоспособного  населения,
самоубийства – 41,7 случаев на  100  тыс.  трудоспособного  населения,
убийства  – 23,6 случаев на 100 тыс. трудоспособного населения. Второе
место занимали причины смерти от болезни системы кровообращения  244,5
случаев  на  100  тыс.  трудоспособного  населения,  на  третьем месте
причины смерти от онкологических заболеваний – 84,9 случая на 100 тыс.
трудоспособного  населения, четвертое место занимают причины смерти от
болезни  пищеварительной  системы    83,5   случаев   на   100   тыс.
трудоспособного  населения,  на  пятом месте причины смерти от болезни
органов дыхания – 32,6 случая на 100 тыс. трудоспособного населения.
     При этом нужно отметить, что большая часть людей в трудоспособном
возрасте  умирает  от управляемых причин. Согласно распространенному в
настоящее время мнению специалистов, предотвратимыми можно считать  от
10%  (новообразования) до 60% (травмы, отравления и другие последствия
внешних причин) случаев смерти людей в возрасте до 60 лет.
     Анализируя  смертность   населения   области   в   целом,   можно
констатировать, что предотвратимыми в настоящее время являются:
     -  27%  случаев  смерти  жителей  области  от  болезней   системы
кровообращения  (2006  год    963,2 случаев на 100 тыс. населения, за
2007 год – 918,6 случаев на 100 тыс. населения);
     - 40 % случаев смерти от травм, отравлений и  других  последствий
внешних  причин  (2006  год  – 233,7 случаев на 100 тыс. населения, за
2007 год – 197,0 случаев на 100 тыс. населения);
     - 7% случаев смерти от новообразований (2006 год – 208,1  случаев
на  100  тыс.  населения,  за  2007  год    204,8 случаев на 100 тыс.
населения).
     В целом более 50% случаев смерти в настоящее время можно  отнести
к   предотвратимым.   Показатель  смертности  от  несчастных  случаев,
отравлений и травм планируется снизить к 2010 году до 205,0 случаев на
100,0  тыс.  человек,  к  2020  году  до  130,0  случаев на 100,0 тыс.
человек.

 

     Прогноз демографического развития

 

     Уровень  рождаемости  до   2015   года   ожидается   относительно
стабильным  и  составит  10,8-11,8  рождений на 1 тыс. человек. Но уже
после 2015 года, когда  в  фертильный  возраст  вступят  малочисленные
когорты  женщин,  родившиеся  в  90-е  годы, а женщины 1983-1988 годов
рождения реализуют отложенные рождения, ожидается падение рождаемости.
     Наблюдаемое  с  2003  года  снижение  смертности   по   прогнозам
Территориального  органа Федеральной службы государственной статистики
по  Вологодской  области   приостановится   вследствие   естественного
старения населения. Если в настоящее время в старшие возраста вступает
малочисленная когорта людей, родившихся в 1941-1945 годах,  то  уже  к
2015   году   доля   пожилых   людей  значительно  возрастет  за  счет
многочисленности граждан 1955-1960 годов рождения, что и  скажется  на
повышении  смертности  в  прогнозируемый  период  (в первую очередь от
болезней системы кровообращения).
     Проблемы:
     1.    Высокий уровень смертности трудоспособного населения.
     2. Снижение рождаемости.

 

     2.2. Социально-значимые заболевания

 

     2.2.1. Алкоголизм и наркомания

 

     В Вологодской области  общее  число  больных  и  злоупотребляющих
психоактивными веществами с диагнозами "наркомания" и "токсикомания" в
2006  году  составило  23629  человек,  или  1,9%  общей   численности
населения. Большинство пациентов, состоящих на учете в наркологических
диспансерах (кабинетах), – это больные алкогольными психозами и  лица,
употребляющие  алкоголь,  они составляют 92,6% больных от общего числа
состоящих на учете, на больных наркоманией  приходится  6,3%  больных,
потребителей ненаркотических психоактивных веществ – 1,1% больных.
     Показатель распространенности алкоголизма и алкогольных  психозов
за  2006  год снизился, но остается достаточно высоким: в 2005 году он
составил 147,9 случаев на 100 тыс. населения,  в  2006  году    121,1
случаев  на 100 тыс. населения. В последние годы этот показатель имеет
общую тенденцию к повышению: в 2007 году показатель распространенности
алкоголизма   и  алкогольных  психозов  увеличился  и  составил  152,0
случаев на 100 тыс. человек. В 2005-2006 годах смерть почти  7  %  (до
1300 человек ежегодно) от общего числа умерших связана с употреблением
алкоголя (хронический  алкоголизм,  алкогольные  психозы,  алкогольный
цирроз  печени,  отравления алкоголем, травмы в состоянии алкогольного
опьянения, самоубийства в состоянии алкогольного опьянения и т.д.).
     Для активизации борьбы с алкоголизмом и наркоманией необходимо  в
ближайшее    время    завершить    реконструкцию   здания   областного
наркологического  диспансера  в  городе  Вологде  и  решить  вопрос  о
размещении центра психологической помощи семьям, имеющих наркоманов.
     Проблемы:
      1. Высокий уровень  смертности  населения  от  причин,  напрямую
связанных с употреблением алкоголя и наркотиков.
     2.  Недостаточная  укомплектованность  муниципальных   учреждений
здравоохранения врачами-наркологами.
     3. Сформированный у населения стереотип допустимости  чрезмерного
потребления алкоголя.
     4. Низкий уровень  материально-технической  базы  наркологических
диспансеров.
     5. Отсутствие в  области  реабилитационного  центра  для  больных
алкоголизмом и наркоманией с долговременным содержанием пациентов.

 

     2.2.2. Туберкулез

 

     Эпидемическая  ситуация  по  туберкулезу  в  Вологодской  области
остается  напряженной,  но  более  благоприятной,  чем  в  большинстве
субъектов Российской Федерации.
     В 2006  году  показатель  заболеваемости  туберкулезом  населения
Вологодской  области снизился до 37,6 случаев на 100 тыс. населения (в
2005 году - 38,6 случаев). Темп снижения составил 2,6 %. За  2007  год
показатель  остался  на  уровне  2006  года - 37,5 случаев на 100 тыс.
населения.
     Отмечается снижение показателя смертности от туберкулеза:
     в 2005 году - 11,4 случаев на 100 тыс. населения;
     в 2006 году -10,3  случаев  на  100  тыс.  населения  (Российская
Федерация – 22,6 случаев на 100 тыс. населения);
     в 2007 году - 10,0 случаев  на  100  тыс.  населения  (Российская
Федерация – 18,1 на 100 тыс. населения).
     Настораживает  значительный  рост  числа  бактериовыделителей   в
структуре  больных  туберкулезом  (2005 год - 55,3 случаев на 100 тыс.
населения, 2006 год - 59,0 случаев на 100 тыс. населения), что связано
с   низким   охватом   населения   старше   15  лет  флюорографическим
обследованием (2006 год -  57,2%,  2005  год  -  56,4%).  Выявляемость
заболевания  по  области  составила 0,38 случаев на 1000 обследованных
(2005 год - 0,35 случаев на 1000 обследованных).
     В 2007 году выявлено 438 больных  активными  формами  туберкулеза
органов дыхания (2006 год – 450 больных), причем 12% из них выявлено в
учреждениях Управления исполнения наказаний Минюста России  (2006  год
- 16%).
     Проблемы:
    1.    Несовершенство   законодательной   базы    по    организации
профилактической  и  лечебной  противотуберкулезной работы. Отсутствие
специальных служб по профилактике и лечению уязвимых  групп  населения
(мигранты,  лица,  освободившиеся  из  мест  лишения свободы, и другие
группы высокого риска).
    2.  Низкий  охват  взрослого  населения  области  профилактическим
флюорографическим обследованием и, как следствие:
     2.1  рост   числа   бактериовыделителей   в   структуре   больных
туберкулезом;
     2.2 рост удельного веса больных туберкулезом, умерших в течение 1
года наблюдения.
     3. Высокий показатель заболеваемости  туберкулезом  осужденных  и
лиц  без  определенного места жительства, а также отсутствие механизма
по принудительному обследованию и лечению данных категорий граждан.
      4.  Отсутствие  отдельного  стационара  (хосписа)  для  больных,
страдающих хроническими лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза.
     5.   Отсутствие   централизованной    референс-лаборатории    для
микробиологической диагностики туберкулеза.
     6. Недостаточное обеспечение противотуберкулезной службы  области
врачебными кадрами.

 

     2.2.3. ВИЧ/СПИД

 

     Эпидемическая ситуация  по  ВИЧ-инфекции  в  Вологодской  области
является  отражением  общей  эпидемиологической  ситуации в России. По
показателю  пораженности  (73,7  заболевших  на  100  тыс.  населения)
область  относится  к  категории  территорий России со средним уровнем
пораженности ВИЧ – от 51,0 до 150,0 заболевших ВИЧ  (+)  на  100  тыс.
населения.
     За последние 5  лет  удалось  сдержать  наиболее  неблагоприятные
тенденции   развития   эпидемии   в  области.  Показатели  инцидентной
заболеваемости составили в 2002 году - 14,9 заболевших на  100,0  тыс.
населения,  в  2006  году    11,0  заболевших, темп убывания составил
35,5%, в 2007 году - 10,5 заболевших на 100,0 тыс. населения.
     По состоянию на 1 января 2007 года на территории области  впервые
с    момента    начала   регистрации   заболевания      1995   года)
зарегистрировано  1093  случая  ВИЧ-инфекции.   Наиболее   пораженными
остаются территории Шекснинского района и города Череповца. В 11-ти из
13-ти учреждений Управления исполнения  наказания  Минюста  России  по
Вологодской  области  содержится 287 человек ВИЧ-инфицированных, в том
числе жителей Вологодской области 217 человек  (76%  от  общего  числа
ВИЧ-инфицированных).
     За   последние   годы   в    области    продолжают    наблюдаться
неблагоприятные  тенденции  в  распространении заболевания: увеличение
числа  случаев  заражения  половым  путем  с  8,0%  зарегистрированных
случаев в 2001 году до 45,3% в 2007 году.
     Проблемы:
     1. Рост числа случаев заражения половым путем, который  указывает
на    постепенный   переход   ВИЧ   из   среды   наркопотребителей   в
социально-активные здоровые слои населения.
     2. Высокий уровень  пораженности  ВИЧ-инфекцией  лиц,  отбывающих
наказание   в  учреждениях  Управления  исполнения  наказания  Минюста
России.
     3.  Отсутствие   в   законодательстве   норм,   предусматривающих
принудительное  обследование  и  лечение  лиц,  освободившихся из мест
лишения свободы.

 

     2.2.4. Злокачественные новообразования

 

     Заболеваемость злокачественными  новообразованиями  в  2007  году
составила  336,4  случаев  на  100 тыс. населения (в 2006 году – 342,1
заболевших на 100 тыс. населения). По Российской Федерации за 2006 год
– 333,7, за 2007 год – 341,6 случаев на 100 тыс. населения.
     Заболеваемость на 100 тыс. мужского  населения  выросла  с  348,1
случаев  (2006  год)  до  354,1 случаев (2007 год), у женщин несколько
снизилась - с 327,3 случаев (2006 год) до 326,7 случаев (2007 год).
     В I-II стадии выявлено 40% больных, почти 55% больных выявлено  в
III-IV стадиях заболевания.
     Смертность от злокачественных новообразований  составила  в  2006
году  208,1  человек  на  100 тыс. населения (в 2005 году - 201,9), по
Российской  Федерации  за  2006  год    200,6  человек  на  100  тыс.
населения.
     Запущенность составила в 2007 году  21,6%  от  общего  количества
выявленных больных, что на уровне 2005-2006 годов.
     В  области  высока  летальность   больных   со   злокачественными
новообразованиями  в  течение  первого  года  с  момента  установления
диагноза. В 2006 году она составила 38,4%, в 2007  году    37,5%  (по
Российской  Федерации - 31,6%). Это связано с отсутствием практических
навыков у врачей и среднего медицинского персонала первичного звена  в
проведении  первичной и вторичной профилактики опухолевых заболеваний,
с отсутствием  распространения  знаний  среди  населения  по  вопросам
онконастороженности.
     Проблемы:
     1. Поздняя выявляемость онкопатологии.
     2. Ограниченная доступность радиологического  и  медикаментозного
лечения.
     3.  Отсутствие  специализированных  учреждений   здравоохранения,
оказывающих  специализированную  медицинскую  помощь  в  муниципальных
районах  (предполагается  создание  межрайонных  центров   в   городах
Череповце и Великом Устюге).

 

     2.2.5. Психические расстройства

 

     Заболеваемость психическими расстройствами на протяжении ряда лет
в области остается стабильно высокой.
     Ежегодно   констатируется   рост   учтенной    распространенности
психических   расстройств,   с  2005  года  показатели  заболеваемости
психическими расстройствами увеличились и составили в 2006 году  824,1
случаев  на  100  тыс. населения (в 2005 году - 707,1 случаев), в 2007
году показатель несколько  снизился  и  составил  687,2  на  100  тыс.
населения.
      В 2006 году показатель болезненности вырос  на  14%  и  составил
5401,2 человек на 100 тыс. населения (в 2005 году - 4743,5 на 100 тыс.
человек).
     Показатель смертности от  самоубийств  по  области  в  2007  году
составил  35,0  на  100  тыс.  населения, что почти в 2 раза превышает
предельно допустимый Всемирной организацией здравоохранения и  на  22%
выше  показателя  по  Российской  Федерации  (2007  год    28,8). Для
трудоспособного возраста показатель смертности от самоубийств  в  2006
году   по   области  составил  47,6  случаев  на  100  тыс.  населения
соответствующего возраста, в 2007  году  -  47,7  случаев  (Российская
Федерация за 2006 год - 39,9).
     Проблемы:
     1.   Труднодоступность   психотерапевтической    помощи    лицам,
находящимся в кризисной ситуации.
     2.  Неразвитость  системы  первичной  и  вторичной   профилактики
психических заболеваний и суицидов.
     3. Неукомплектованность психотерапевтическими кадрами центральных
районных больниц.

 

     2.3. Анализ ресурсного потенциала и внутренних  условий  развития
отрасли здравоохранения

 

     2.3.1. Сетевые показатели

 

     Лечебно-профилактическая     помощь     населению     оказывается
государственными  и  муниципальными  учреждениями  здравоохранения,  а
также  учреждениями  других  форм  собственности  и  врачами   частной
практики.  Основную часть первичной амбулаторно-поликлинической помощи
и  специализированной   стационарной   помощи   оказывают   учреждения
государственной и муниципальной сети, которая включает:
      633 фельдшерско-акушерских пункта;
      112 больничных учреждений;
      7 стоматологических поликлиник;
      8 санаторно-профилактических учреждений;
      2 станции переливания крови;
      2 центра медицинской профилактики;
      2 станции скорой медицинской помощи;
      3 дома ребенка;
      1 диагностический центр;
      2 центра восстановительной медицины и реабилитации.
     Частная  система  здравоохранения  развивается  в   основном   по
амбулаторным видам помощи, наиболее представлена стоматология.
     Ежегодно   постановлением   Законодательного   Собрания   области
принимается  Программа  государственных  гарантий  оказания  гражданам
Российской  Федерации  бесплатной  медицинской  помощи  на  территории
Вологодской   области   (далее  -  Программа  госгарантий).  В  рамках
реализации    Программы     госгарантий     проводится     планомерная
реструктуризация   коечного  фонда  с  развитием  стационарозамещающих
технологий.
     С 2000 по 2007 год реструктуризировано 1837 круглосуточных  коек,
что  составляет  12,5%  от  коечного  фонда 2000 года, развернуто 1496
койко-мест дневных стационаров, что в 3 раза больше уровня 2000  года.
Показатель обеспеченности больничными койками в 2007 году составил 103
койки на 10 тысяч человек (среднероссийский  показатель  2007  года  
92,5 коек на 10 000 человек).
     Отмечается   рост   объемов   стационарозамещающих    технологий.
Количество  пациенто-дней  в  дневном стационаре на 1,0 тыс. населения
увеличилось с 409,0 (2005 год)  до  518,0  пациенто-дней  (2007  год).
Федеральный  норматив    577,0  пациенто-дней  на  1  тыс. населения.
Количество койко/мест в дневных стационарах составило в 2007 году 2012
койко/мест или 79% от федерального норматива.
     Обеспеченность населения  амбулаторно-поликлинической  помощью  в
2007  году  составила  8256  посещений на 1 тыс. населения, что вполне
обеспечивает доступность первичной медицинской  помощи  для  населения
области (федеральный норматив – 9198 посещений на 1 тыс. населения). В
долгосрочной  перспективе  данный  показатель  должен  снижаться   при
усилении  профилактической  направленности  работы  первичного звена и
внедрения метода подушевого финансирования.
      В 2006-2007 годах средняя продолжительность пребывания  больного
в  стационарах  области  осталась на уровне 2005 года – 14,0-13,8 дней
пребывания. Это несколько ниже среднероссийского показателя 2007  года
– 14,4 дней пребывания.
      Проблемы:
     В стационарах сохраняется довольно высокий уровень госпитализации
-  25,5 госпитализаций на 10 тыс. человек (среднероссийский показатель
– 22,0). Это свидетельствует о том,  что  показания  к  госпитализации
по-прежнему  контролируются в большей степени врачами стационаров. При
этом происходит расширение этих показаний и заполнение стационаров  на
30-40%   больными,  не  нуждающимися  в  круглосуточном  наблюдении  и
лечении.

 

     2.3.2. Кадры и кадровая политика

 

     В учреждениях здравоохранения  области  на  1  января  2007  года
работало  37,4  тыс. человек, из них более 4,0 тыс. врачей и 13,7 тыс.
специалистов со средним медицинским образованием.
     Обеспеченность   врачами   и   средним   медицинским   персоналом
характеризуется следующими данными:
     - по численности врачей на 10 тыс. населения в 2006 году  область
занимала  76 место среди регионов России и 9 место по Северо-Западному
федеральному округу (область – 32,7, Северо-Западный федеральный округ
– 47,6, Российская Федерация – 43,0),
     - по численности среднего медицинского персонала –  на  37  месте
(область – 111,0, Северо-Западный федеральный округ – 96,4, Российская
Федерация – 95,0).
     В 2007 году на каждого врача приходилось 3,4  работника  среднего
медицинского  персонала (1:3), что выше чем в среднем по России (1:2).
Однако в развитых странах это соотношение значительно выше.
     Особое внимание в области уделяется развитию семейной медицины, в
настоящее  время  ведут  прием  66  врачей  общей  практики.  Развитие
семейной  медицины  в  области   позволит   усилить   профилактическое
направление,   регулировать   и   контролировать  процесс  направления
нуждающихся  пациентов  на  дообследование   и   последующее   лечение
специалистами узких специальностей.
     В ближайшее пятилетие планируется организовать около  200  офисов
семейной медицины.
     Одновременно с  укомплектованием  первичного  звена  медицинскими
кадрами    проводилась    профессиональная   подготовка   специалистов
участковой службы. Так, за 2006 прошли обучение 244 врача, за 2007 год
- 66 врачей, в 2008 году – 22 врача общей практики.
      В области организована работа кафедры  последипломного  обучения
врачей  области, где особое внимание уделяется подготовке врачей общей
практики (семейных врачей).

 

     2.3.3. Финансирование

 

     Финансирование отрасли здравоохранения осуществляется из бюджетов
всех уровней и средств обязательного медицинского страхования.
     Консолидированные средства по отрасли здравоохранение в 2007 году
составили  6139,0  млн.  рублей.  Увеличение по сравнению с 2006 годом
(4821,5 млн. рублей) составило 1317,5 млн. рублей, или 27%.

 

     Доля расходов на здравоохранение  в  консолидированных  средствах
(средства  областного  и  местного  бюджетов,  средства  обязательного
медицинского страхования, средства от реализации платных услуг)

 

|————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|———————|—————————|—————————|
|                                |2001 год |2002 год |2003 год |2004 год |2005   |2006 год |2007 год |
|                                |         |         |         |         |год    |         |         |
|————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|———————|—————————|—————————|
|Здравоохранение (%)             |13,9     |11,7     |11,0     | 12,6    |13,1   |15,0     |15,5     |
|————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|———————|—————————|—————————|

 

 

     Доля расходов  отрасли  здравоохранение   в  расходах  областного
бюджета

 

|————————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|———————|—————————|———————|
|                                    |2001 год |2002 год |2003 год |2004 год |2005   |2006 год |2007   |
|                                    |         |         |         |         |год    |         |год    |
|————————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|———————|—————————|———————|
|Здравоохранение (%)                 | 5,8     | 7,9     | 7,5     |9,3      |10,1   | 9,8     |11,4   |
|————————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|———————|—————————|———————|

 

     В соответствии с законом области от 8 декабря 2006 года N 1537-ОЗ
"Об  областном бюджете на 2007 год" расходы по отрасли здравоохранения
составили 3712,8 млн. рублей (рост к 2006 году на 56 %), в  том  числе
на финансирование:
     областных учреждений здравоохранения - 1133,7 млн. рублей
     областных целевых программ - 365,0 млн. рублей
     платежей за неработающее население - 1619,3 млн. рублей
     медицинских училищ - 63,4 млн. рублей
     прочих расходов - 185,2 млн. рублей
     Объем средств за счет  межбюджетных  трансфертов  составил  346,2
млн. рублей.
     Наибольший рост объемов ассигнований в  2007  году  произошел  по
следующим направлениям расходов областного бюджета:
     расходы на медикаменты – на 4,5 %;
     расходы на текущие и капитальные расходы – на 61,0 %.
     На 2008 год законом области от 17 декабря 2007 года N 1722-ОЗ "Об
областном  бюджете  на  2008 год" предусмотрено финансирование отрасли
здравоохранение в сумме 4150,3 млн. рублей.
     Средняя заработная плата по  отрасли  здравоохранения  выросла  в
среднем  на  27 % по сравнению с 2006 годом, но по-прежнему отстает от
средней заработной платы в промышленности  почти  в  2  раза.  Следует
отметить,  что  размер  средней  заработной  платы  напрямую  связан с
реализацией   Национального   проекта   "Здоровье"   и    показателями
укомплектованности кадрами учреждений здравоохранения.
     За 2007 год средняя зарплата по области из всех источников  на  1
работника   составила  9435  рублей,  врачи  -  17852  рубля,  средний
медицинский персонал - 8377 рублей; младший медперсонал - 3515 рублей.

 

      В связи с тем, что рост зарплаты несколько  опережает  инфляцию,
увеличивается   не   только   номинальная   зарплата,  но  и  реальная
покупательская способность.
     На 2007 год Программа госгарантий  утверждена  в  размере  6525,6
млн.  рублей,  дефицит  стоимости  Программы снизился с 32% до 5,9%. В
наименьшей степени были обеспечены расходы  на  капитальный  ремонт  и
приобретение оборудования.
     В 2007 году на строительство, реконструкцию и капитальный  ремонт
объектов  здравоохранения выделено из средств областного бюджета 468,0
млн. рублей. Введены в эксплуатацию следующие объекты здравоохранения:
     - поликлиника на 220 посещений Бабаевской ЦРБ,
     - инфекционное отделение на 14 коек Бабаевской ЦРБ,
     - терапевтический корпус на 60 коек Кичм.-Городецкой ЦРБ,
     - детское отделение на 38 коек Устюженской ЦРБ,
     - акушерское отделение на 20 коек Устюженской ЦРБ.
     Кроме того, в 2007  году  выделено  за  счет  средств  областного
бюджета  37,35  млн. рублей на укрепление материально-технической базы
сельских учреждений здравоохранения (на выполнение ремонтных  работ  и
приобретение медицинского оборудования).
     В 2008 году введены следующие объекты:
     - радиологический корпус областного онкологического диспансера,
     - поликлиника N 1 г. Вологды,
     - корпус 1Е областной детской больницы.

 

      2.3.4. Реализация целевых программ

 

     Инструментом государственной поддержки  муниципальных  учреждений
здравоохранения и населения муниципальных образований области являются
областные целевые программы и мероприятия.
      В 2007 году  выделены  финансовые  средства  для  реализации  12
областных  целевых  программ,  направленных  на  улучшение медицинской
помощи населению.

 

 

|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|
|Наименование областных целевых программ                               |2007 год            |
|                                                                      |(млн. рублей)       |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|
|Областные целевые программы, всего                                    |365,0               |
|в том числе:                                                          |                    |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|
| "Здоровый ребенок на 2007-2008 годы"                                 |39,2                |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|
| "Вакцинопрофилактика"                                                |18,2                |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|
| "Сахарный диабет"                                                    |77,0                |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|
| "Льготные лекарства"                                                 |150,9               |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|
| "Анти ВИЧ/СПИД"                                                      |7,9                 |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|
| "Профилактика и лечение артериальной гипертонии среди населения      |1,2                 |
|Вологодской области"                                                  |                    |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|
| "Неотложные меры борьбы с туберкулезом"                              |11,4                |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|
| "Противопожарная безопасность учреждений здравоохранения"            |53,1                |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|
| "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их   |4,2                 |
|незаконному обороту"                                                  |                    |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|
| "Социальная поддержка инвалидов"                                     |0,4                 |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|
| "Профилактика правонарушений в Вологодской области"                  |0,8                 |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|
| "Демографическое развитие Вологодской области"                       |0,7                 |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————|

 

      Финансовые  средства  целевых  программ  направляются  на  нужды
областных  (42%)  и муниципальных (58%) учреждений здравоохранения. По
программам  "Льготные  лекарства"  и  "Сахарный  диабет"  получателями
лекарственных  средств  являются граждане, имеющие право на данный вид
помощи.

 

      2.3.5. Реализация пилотного проекта, направленного на  повышение
качества услуг в сфере здравоохранения

 

      С 8 июля 2007 года по 31 декабря 2008 года  Вологодская  область
стала  одной  из 19 субъектов-участников реализации пилотного проекта,
направленного  на  повышение   качества   оказания   услуг   в   сфере
здравоохранения,  с  финансированием  из  федерального бюджета в сумме
219,2  млн.  рублей.  Сумма  софинансирования  из  областного  бюджета
составила 373,9 млн. рублей.
     В рамках пилотного проекта в 2007-2008 годах  проводилась  работа
по следующим направлениям:
      -  ориентация  на  конечный  результат  с  поэтапным   переходом
учреждений    здравоохранения    преимущественно    на   одноканальное
финансирование через систему обязательного медицинского страхования;
      - обеспечение финансирования стационарной медицинской  помощи  в
соответствии  с нормативами финансовых затрат, рассчитанными на основе
стандартов медицинской помощи,  с  учетом  оценки  качества  оказанной
медицинской помощи;
      - осуществление на уровне амбулаторно-поликлинических учреждений
частичной  аккумуляции средств, предназначенных для оплаты медицинской
помощи на основе финансирования по подушевому нормативу;
      -  реформирование  оплаты   труда   медицинских   работников   в
зависимости от конечного результата их труда.
      В  рамках  дальнейшего  реформирования  системы  здравоохранения
области  ведется  работа по установлению единой системы стандартизации
медицинской помощи, а  также  внедрение  новых  методов  оплаты  труда
медицинских   работников,   ориентированных  на  достижение  конечного
результата, развития системы управления качеством медицинской  помощи,
развития профилактики.

 

      2.3.6.  Реализация  Программы  госгарантий  оказания   гражданам
бесплатной медицинской помощи

 

     Для  обеспечения   качества   лечебно-диагностического   процесса
требуется существенное увеличение финансирования отрасли.
     Общая расчетная стоимость Программы государственных  гарантий  на
2007  год  составила  6931,3  млн.  рублей, утвержденная – 6525,6 млн.
рублей. Дефицит стоимости Программы составил 405,7  млн.  рублей,  или
5,9%.
     Общая расчетная стоимость Программы государственных  гарантий  на
2008  год  составляет  8062,7  млн. рублей, утвержденная – 7539,2 млн.
рублей. Дефицит стоимости Программы составляет 523,5 млн. рублей,  или
6,5%.
     Дефицит стоимости Программы вызывает недостаточное финансирование
хозяйственных  расходов  учреждений, расходов на приобретение и ремонт
дорогостоящего оборудования и мебели, на капитальный ремонт.
     Все  это  негативно   отражается   на   условиях   предоставления
медицинской   помощи,   приводит   к   несанкционированным  соплатежам
населения, а  также  неудовлетворенности  граждан  качеством  процесса
предоставления услуг и качеством медицинской помощи.

 

     2.3.7. Реализация приоритетного Национального проекта "Здоровье"

 

     Начало реализации приоритетного Национального проекта  "Здоровье"
способствовало  решению  одной  из  основных  задач  здравоохранения –
улучшение доступности первичной  медико-санитарной  помощи  населению.
Так,   осуществление   дополнительных   денежных   выплат  медицинским
работникам участковой службы и, как следствие, рост заработной платы в
2007  году  в  2,3  раза  относительно  2005  года  послужили стимулом
привлечения медицинских кадров в  первичное  звено  здравоохранения  и
позволили  повысить  укомплектованность  до  78% (574 человека) в 2007
году по сравнению с 64% (404 человека) в 2005 году. За 2006-2007  годы
удалось     снизить     коэффициент     совместительства    участковых
врачей-терапевтов с 1,5 до 1,3 и участковых врачей-педиатров с 1,3  до
1,2.
     Непосредственное влияние  на  доступность  и  улучшение  качества
оказания  первичной медико-санитарной помощи населению имеет состояние
материально-технической  базы   лечебно-профилактических   учреждений.
Проводимые в рамках Национального проекта "Здоровье" в 2006-2007 годах
поставки  оборудования  позволили  на  20%  обновить   диагностическое
оборудование   амбулаторно-поликлинических   учреждений  муниципальных
образований области и парк автомобилей учреждений  скорой  медицинской
помощи.
     Благодаря  профилактическим  мероприятиям,  проводимым  в  рамках
Национального   проекта   "Здоровье",   и   введением   дополнительной
иммунизации в области в 2007 году по сравнению с 2005 годом в 2,1 раза
  35,5  до  74,9  тыс.) возросли объемы иммунизации населения против
краснухи и соответственно в 3,5 раза (с 47,7  до  166,4  тыс.)  против
вирусного   гепатита   "В".   Стало   возможным   в  плановом  порядке
организовать прививки инактивированной полиомиелитной вакциной детям с
противопоказаниями  к  живой полиомиелитной вакцине и всем детям домов
ребенка. В 2006 году  в  области  не  отмечался  эпидемический  подъем
заболеваемости  гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями.
К концу  2006  года  относительно  начала  года  наблюдалось  снижение
заболеваемости краснухой в 48 раз. За 10 месяцев 2007 года в сравнении
с  аналогичным  периодом  2006  года  заболеваемость  краснухой  среди
населения области снизилась в 11,3 раза, острым вирусным гепатитом "В"
в 2,1 раза, хроническим вирусным гепатитом "В" на 19,5%, гриппом в  72
раза.
     В целях профилактики  и  оценки  состояния  здоровья  работающего
населения   организовано   проведение  дополнительной  диспансеризации
работников  бюджетной  сферы  и   углубленных   медицинских   осмотров
работников,   занятых   на   работах   с  вредными  и  (или)  опасными
производственными  факторами.  Это  позволит  выявить  заболевания  на
ранних   стадиях   и   снизить   уровень  смертности  и  инвалидизации
работающего населения. В 2007 году из областного бюджета выделено 30,0
млн.  рублей  на  организацию  санаторно-курортного лечения работников
бюджетной   сферы,   прошедших   дополнительную   диспансеризацию    и
нуждающихся  в  оздоровлении.  Более  2000  работников бюджетной сферы
смогли пройти санаторно-курортное лечение в санаториях области в  2007
году.
      С   началом   реализации   Национального   проекта    "Здоровье"
значительно    улучшилась    ситуация    по    обеспечению   населения
высокотехнологичной   медицинской   помощью.   Благодаря    выделяемым
федеральным  квотам  объем  оказания  высокотехнологичной  медицинской
помощи ежегодно увеличивается.
      В рамках реализации Национального  проекта  "Здоровье"  в  сфере
здравоохранения планируется:
     1. Включение перинатального  центра  областной  больницы  N  1  в
перечень учреждений для поставки необходимого оборудования.
     2.    Осуществление    поставок    ангиографов    для    развития
ангиохирургической  службы  на  базе  областной  больницы  N 1 в целях
снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.
     3. Переоснащение современной  медицинской  техникой  операционных
блоков и анестезиолого-реанимационной службы ЛПУ области.
     4.  Организация  оздоровления  лиц  трудоспособного  возраста   с
патологией,
     выявленной  в   ходе   диспансеризации,   проводимой   в   рамках
Национального проекта "Здоровье".

 

     3. SWOT-анализ:
      определение сильных  и  слабых  сторон  системы  здравоохранения
Вологодской области, а также угроз и возможностей во внешней среде

 

|————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————|
|Сильные стороны                                 |Слабые стороны                                    |
| здравоохранения области                        | здравоохранения области                          |
|                                                |                                                  |
|S01. Легкая транспортная доступность к          |W01. Недостаточное привлечение на работу молодых  |
|центральным районным больницам и областным      |специалистов-врачей из других регионов. Система   |
|учреждениям здравоохранения благодаря хорошему  |образования области не готовит врачебные кадры, а |
|состоянию основных автомобильных дорог на       |только средний медицинский персонал.              |
|территории области. Стабильное финансовое       |W02. Отставание уровня заработной платы в         |
|обеспечение полетов санитарной авиации.         |бюджетной сфере по сравнению с промышленным       |
|S02. Значительное количество обособленных       |сектором (разница в оплате – в 1,5 - 2 раза).     |
|амбулаторно-поликлинических учреждений в городах|W03. Устаревшая материально-техническая база в    |
|Вологде и Череповце.                            |некоторых учреждениях. Недостаточное проведение   |
|S03. Наличие управленческих и технологических   |капитальных и текущих ремонтов. Сложности в       |
|наработок в сфере здравоохранения по внедрению  |проведении лицензирования деятельности учреждений |
|института врача общей практики, первичной и     |здравоохранения.                                  |
|вторичной профилактики, "школ здоровья".        |W04. Увеличение числа лиц, имеющих группу         |
|S04. Наличие управленческих и технологических   |инвалидности. Уменьшение количества женщин        |
|наработок в сфере здравоохранения по снижению   |фертильного возраста и снижение количества детей. |
|материнской и младенческой смертности, включая  |W05. Недостаточная грамотность населения в        |
|пропаганду грудного вскармливания.              |вопросах здорового образа жизни. Продолжительность|
|S05. Экономические стимулы, применяемые в оплате|жизни вологжан значительно отстает от развитых    |
|стационарной медицинской помощи, в целях        |стран (более чем на 10 лет). Высокие показатели   |
|сокращения среднего койко-дня (оплата по схеме 0|смертности мужчин (разница в продолжительности    |
|- норматив).                                    |жизни мужчин и женщин составляет 12-13 лет).      |
|S06. Наличие системы формирования социального   |Резкое превышение показателей смертности мужчин в |
|заказа на медицинские услуги на основе Программы|возрасте после 18 лет над показателями смертности |
|госгарантий, что позволяет обеспечить           |женщин (более чем в 2 раза).                      |
|социальное согласие в области при проведении    |W06. Распространение социально значимых           |
|реструктуризации коечного фонда.                |заболеваний – заболеваний, передающихся половым   |
|S07. Наличие установленных нормативов объемов   |путем, наркомании и ВИЧ-инфекции, алкоголизма.    |
|медицинской помощи (стационарной,               |Проблема сохранения репродуктивности здоровья.    |
|поликлинической и скорой) и нормативов стоимости|W07. Нерациональное использование скорой помощи,  |
|единицы медицинских услуг (стоимости            |наличие дорогих автотранспортных услуг.           |
|пролеченного больного по профилю, койко-дня,    | W08. Неудовлетворенность жителей области         |
|посещения, вызова скорой помощи), что позволяет |качеством оказания бесплатной медицинской помощи  |
|рассчитывать стоимость Программы госгарантий и  |(очереди, подмена бесплатных услуг платными       |
|обеспечивать предсказуемость затрат, т.е. более |услугами и др.).                                  |
|точно планировать расходы отрасли.              | W09. Несформированность здоровьесберегающих      |
|S08. Использование коечного фонда областных     |установок у населения.                            |
|учреждений здравоохранения для жителей всех     | W10. Неразвитость школьной медицины и медицины в |
|муниципальных образований области (квотирование |детских дошкольных учреждениях.                   |
|коечного фонда областных учреждений).           |W11. Недостаток доступной квалифицированной       |
|S09. Наличие медицинской реабилитации больных,  |медицинской помощи в муниципальных районах области|
|включая городские реабилитационные центры, а    |из-за низкой обеспеченности врачебными кадрами.   |
|также санаторно-курортные учреждения.           | W12. Слабо развита социальная реабилитация.      |
|S10. Экономические стимулы, применяемые для     |Отсутствие хосписов на муниципальном уровне, в    |
|развития института врача общей практики         |первую очередь в городах Вологде и Череповце.     |
|(стимулирующая выплата за интенсивный труд до   |                                                  |
|200%).                                          |Угрозы для развития здравоохранения области       |
|S11. Совершенствование системы обеспечения      |                                                  |
|отдельных категорий граждан льготными           |Т1. Отсутствие государственного заказа на         |
|медикаментами, и создание в области сети        |подготовку врачебных кадров для государственных и |
|уполномоченных аптек и складов.                 |муниципальных ЛПУ.                                |
|S12. Благоприятная демографическая ситуация до  |Т2. Сокращение населения области, и, как          |
|2015 года (в трудоспособный и фертильный возраст|следствие, увеличение издержек здравоохранения на |
|вступили многочисленные когорты граждан 80-х    |стоимость единицы услуги, так как расходы на      |
|годов рождения).                                |содержание зданий не зависят от количества        |
| S13. Накоплен большой опыт разработки и        |населения.                                        |
|реализации областных целевых программ.          |Т3. Опасность остаться в числе                    |
| S14. Стабильное финансирование отрасли, в том  |регионов-аутсайдеров, не владеющих передовыми     |
|числе по Национальному проекту "Здоровье".      |медицинскими технологиями и не способных составить|
|                                                |конкуренцию на рынке высоких технологий. Как      |
|Возможности развития здравоохранения области    |следствие - сохранение высокого уровня смертности |
|                                                |от управляемых причин (сердечнососудистые         |
|O1. Правительство Российской Федерации          |заболевания, травмы и отравления, онкология) и    |
|поддерживает большое количество реформ, в том   |потери трудового потенциала области.              |
|числе в здравоохранении. Национальный проект    |T4. Недостаток в обеспечении жильем молодых кадров|
|"Здоровье" позволил оснастить в 2006-2008 годах |усложняет возможность привлечения на работу       |
|муниципальные учреждения здравоохранения        |молодых специалистов-врачей из других регионов.   |
|медицинским оборудованием (рентгеновским,       |T5. Сокращение финансирования отрасли из          |
|лабораторным, эндоскопическим) и медицинским    |федерального бюджета.                             |
|автотранспортом. Направлены значительные        |T6. Отсутствие преемственности в медицинском      |
|средства на вакцинацию и дополнительную         |ведении (сопровождении) больных, освобожденных из |
|диспансеризацию населения, что должно           |учреждений УИН и страдающих социально значимыми   |
|способствовать снижению смертности от           |заболеваниями.                                    |
|управляемых причин в силу раннего выявления     | Т7. Старение населения области, вызывающее рост  |
|болезней (особенно от сердечнососудистых        |потребления медицинской помощи.                   |
|заболеваний и онкологических заболеваний).      |                                                  |
|Полностью за счет федерального бюджета          |                                                  |
|обеспечена потребность в ВИЧ-системах           |                                                  |
|диагностики, решена проблема генетического      |                                                  |
|скрининга новорожденных детей.                  |                                                  |
|О2. В 2007-2008 годах Вологодская область стала |                                                  |
|участником пилотного проекта по повышению       |                                                  |
|качества оказания услуг в сфере здравоохранения.|                                                  |
|В рамках пилотного проекта осуществлялось       |                                                  |
|внедрение одноканального финансирования и       |                                                  |
|внедрение принципа частичной аккумуляции средств|                                                  |
|для оплаты медицинской помощи на основе         |                                                  |
|финансирования по подушевому нормативу. Данные  |                                                  |
|направления способствуют снижению госпитализации|                                                  |
|и повышению эффективности работы отрасли.       |                                                  |
|Проводится разработка и расчет                  |                                                  |
|медико-экономических стандартов для стационаров.|                                                  |
|О3. Концентрация специализированной             |                                                  |
|поликлинической помощи, лабораторной и          |                                                  |
|инструментальной диагностики на догоспитальном  |                                                  |
|этапе при создании                              |                                                  |
|консультативно-диагностического центра на базе  |                                                  |
|нового здания поликлиники N1 в городе Вологде.  |                                                  |
|О4. Развитие реабилитационного лечения в        |                                                  |
|муниципальных поликлиниках и реабилитационном   |                                                  |
|центре г. Вологды. Долечивание больных в        |                                                  |
|центральных районных больницах после выписки из |                                                  |
|областных учреждений здравоохранения с целью    |                                                  |
|наиболее эффективного использования коечного    |                                                  |
|фонда областных учреждений здравоохранения.     |                                                  |
|О5. Развитие высокотехнологичных видов помощи в |                                                  |
|учреждениях Вологодской области с привлечением  |                                                  |
|финансирования из федерального бюджета.         |                                                  |
|О6. Аутсорсинг – размещение                     |                                                  |
|государственного и муниципального заказа по     |                                                  |
|оказанию медицинской помощи в частную систему   |                                                  |
|здравоохранения.                                |                                                  |
|О7. Возможности фандрайзинга – привлечения      |                                                  |
|дополнительных источников финансирования, в том |                                                  |
|числе развитие механизмов легальной оплаты      |                                                  |
|медпомощи сверх государственных гарантий (при   |                                                  |
|внедрении системы медико-экономических          |                                                  |
|стандартов), лизинг медицинского оборудования,  |                                                  |
|сдача в аренду государственного и муниципального|                                                  |
|имущества, концессионные соглашения.            |                                                  |
| O8. Развитие профилактического направления     |                                                  |
|медицины.                                       |                                                  |
| O9. Оптимизация использования финансовых       |                                                  |
|средств систем обязательного медицинского       |                                                  |
|страхования и добровольного медицинского        |                                                  |
|страхования.                                    |                                                  |
| O10. Изменение системы оплаты труда            |                                                  |
|медицинского персонала, направленное на         |                                                  |
|повышение мотивации и ориентированное на        |                                                  |
|достижение результата – сохранение здоровья     |                                                  |
|населения.                                      |                                                  |
|————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————|

 

      Выполнению поставленных задач могут помешать риски,  сложившиеся
под   воздействием   негативных   факторов  и  социально-экономических
проблем, имеющихся в обществе.
     1. Макроэкономические риски. Возможность ухудшения  внутренней  и
внешней   конъюнктуры,   снижение   темпов   роста  экономики,  уровня
инвестиционной активности, высокая инфляция.
     2. Финансовые риски. Дефицит Программы госгарантий.
     3. Техногенные и экологические риски. Любая  крупная  техногенная
или  экологическая  катастрофа  потребует  дополнительных  ресурсов на
оказание  неотложной  медицинской  помощи   пострадавшим.   В   случае
ухудшения  экологической ситуации потребуется выделение дополнительных
средств  на   проведение   мероприятий   по   ликвидации   последствий
чрезвычайных       ситуаций      и      обеспечению      благоприятной
санитарно-эпидемиологической обстановки.
     4.  Законодательные  риски.  Законодательная   база   в   отрасли
здравоохранения  требует  дальнейшего  совершенствования. Решение ряда
поставленных  задач  зависит  от  принятия   необходимых   нормативных
правовых актов.
     На основании проведенного ситуационного анализа и SWOT-анализа:
      -   выработана   Стратегия   здравоохранения   до   2020   года,
направленная  на повышение эффективности и улучшение качества оказания
медицинских услуг;
     -  предложены  пути  реформы  системы  здравоохранения  в   части
повышения ее эффективности и доступности с использованием как факторов
научно-технического  прогресса  (оборудование  и  технологии),  так  и
организационных (диагностические центры, врачи общей практики, дневные
стационары,   новые   организационно   правовые   формы    медицинских
организаций) и др.;
      -  предложены  пути  реформы   финансирования   здравоохранения,
предусматривающие ее прозрачность и социальные гарантии.

 

 

     II.   Перечень основных документов, используемых  при  разработке


Информация по документу
Читайте также