Постановление фас западно - сибирского округа от 18.07.2005 n ф04-4642/2005(13090-а46-34) налогоплательщиком обоснованно не были включены в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость (ндс) средства, полученные из бюджета, в счет возмещения убытков от теплоснабжения населения.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда
кассационной инстанции
от 18 июля 2005 года
Дело N
Ф04-4642/2005(13090-А46-34)
(извлечение)
Федеральный
арбитражный суд Западно-Сибирского округа,
рассмотрев в судебном заседании
кассационную жалобу межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы России по
крупнейшим налогоплательщикам по Омской
области на решение от 06.05.2005 Арбитражного
суда Омской области по делу N 22-134/05 по
заявлению федерального государственного
унитарного предприятия "Производственное
объединение "Полет" к межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы России по
крупнейшим налогоплательщикам по Омской
области о признании недействительным
решения налогового органа и встречному
заявлению межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы России по
крупнейшим налогоплательщикам по Омской
области к федеральному государственному
унитарному предприятию "Производственное
объединение "Полет" о взыскании налоговых
санкций,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное
государственное унитарное предприятие
"Производственное объединение "Полет"
(далее - ФГУП ПО "Полет") обратилось в
Арбитражный суд Омской области с
заявлением о признании недействительным
решения межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы России по крупнейшим
налогоплательщикам по Омской области
(далее - МРИ ФНС России по КН по Омской
области, налоговый орган) от 23.12.2004 N 101 о
привлечении налогоплательщика к налоговой
ответственности за совершение налогового
правонарушения, предусмотренного пунктом 1
статьи 122 Налогового кодекса Российской
Федерации, в виде штрафа в размере 49562
руб.
В порядке статьи 132 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации МРИ ФНС России по КН по Омской
области обратилась в суд со встречным
заявлением о взыскании с ФГУП ПО "Полет"
налоговых санкций в размере 49562 руб.
Решением суда от 06.05.2005 заявленные
налогоплательщиком требования
удовлетворены в полном объеме, в
удовлетворении встречного заявления
налогового органа отказано.
В
апелляционной инстанции дело не
рассматривалось.
В кассационной жалобе
налоговый орган, ссылаясь на нарушение
судом норм материального права, просит
вынесенный по делу судебный акт отменить и
принять новое решение - об отказе в
удовлетворении требований ФГУП ПО "Полет" и
удовлетворении встречного заявления
инспекции о взыскании штрафных санкций;
полагает, что суммы субсидий, полученные из
бюджета на оплату части тарифа, не
оплаченного населением, должны быть
включены в налогооблагаемую базу по НДС как
суммы, связанные с оплатой реализованных
услуг; сумма НДС, уплаченная за счет
субсидии, не может быть принята к вычету,
поскольку данные денежные средства не
являются собственными денежными
средствами налогоплательщика.
В
порядке статьи 279 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации отзыв на кассационную жалобу
ФГУП ПО "Полет" не представило.
Суд
кассационной инстанции, в соответствии со
статьями 284, 286 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации изучив материалы дела, проверив
правильность применения арбитражным судом
норм материального и процессуального
права, проанализировав доводы кассационной
жалобы, не находит оснований для ее
удовлетворения.
Как следует из
материалов дела, налоговым органом
проведена камеральная налоговая проверка
ФГУП ПО "Полет" по вопросам правильности
исчисления, полноты и своевременности
уплаты НДС на основании представленной
налогоплательщиком 06.10.2004 уточненной
налоговой декларации по НДС за март 2003 года,
по результатам которой заместителем
руководителя инспекции принято решение от
23.12.2004 N 101. Согласно данному решению
налоговым органом установлено занижение
налогооблагаемой базы по НДС в марте 2003
года в сумме 60075 руб. в связи с невключением
налогоплательщиком в базу для исчисления
налога бюджетных средств в размере 360449 руб.,
полученных на основании платежного
поручения N 1201 от 24.03.2003 от Департамента
финансов и экономики администрации г.
Омска. Ссылаясь на подпункт 2 пункта 1 статьи
162 Налогового кодекса Российской Федерации
налоговый орган расценил вышеуказанные
денежные средства как получаемые из
бюджета в счет увеличения доходов в виде
компенсации разницы в ценах при реализации
товаров (работ, услуг) по льготным ценам и
включил их в налоговую базу по НДС.
Кроме этого, налоговый орган сделал вывод о
занижении предприятием НДС к уплате за март
2003 года в размере 187737 руб. по причине
неправомерного включения в налоговые
вычеты сумм налога, уплаченных поставщику
налогоплательщика - ООО "Торговый дом ОАО
"Востокгазпром" - Департаментом финансов и
экономики администрации г. Омска в составе
цены в размере 1126421 руб. Всего по
результатам проверки заявителю доначислен
НДС в размере 247812 руб. и пени в сумме 37355 руб.
Оспариваемым решением ФГУП ПО "Полет"
привлечено к налоговой ответственности по
пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса
Российской Федерации в виде штрафа в
размере 49562 руб. При этом налоговый орган
указал, что полученные налогоплательщиком
в качестве субсидий в счет возмещения
убытков от теплоснабжения населения
денежные средства не являются собственными
денежными средствами налогоплательщика, не
подлежат возврату в бюджет и не являются
фактическими затратами предприятия,
следовательно, сумма НДС, уплаченная за
счет субсидии, не может быть принята к
вычету в порядке, предусмотренном статьей
171 Налогового кодекса Российской
Федерации.
Не согласившись с указанным
решением налогового органа,
налогоплательщик обратился в суд с
настоящим заявлением, полагая, что оно
принято в нарушение требований статей 154, 171,
172 Налогового кодекса Российской
Федерации.
Удовлетворяя заявленные
ФГУП ПО "Полет" требования и отказывая в
удовлетворении встречного требования
инспекции, суд, исследовав имеющиеся в деле
доказательства и дав им надлежащую
правовую оценку в соответствии со статьей 71
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, принял законный и
обоснованный судебный акт. Кассационная
инстанция поддерживает выводы
арбитражного суда, в связи с чем отклоняет
доводы кассационной жалобы, при этом
исходит из следующего.
В соответствии с
пунктом 13 статьи 40 Налогового кодекса
Российской Федерации при реализации
товаров (работ, услуг) по государственным
регулируемым ценам (тарифам), установленным
в соответствии с законодательством
Российской Федерации, для целей
налогообложения принимаются указанные
цены (тарифы).
Согласно пункту 2 статьи 154
Налогового кодекса Российской Федерации
при реализации товаров (работ, услуг) с
учетом дотаций, предоставляемых бюджетами
различного уровня в связи с применением
налогоплательщиком государственных
регулируемых цен, или с учетом льгот,
предоставляемых отдельным потребителям в
соответствии с федеральным
законодательством, налоговая база
определяется как стоимость реализованных
товаров (работ, услуг), исчисленная исходя
из фактических цен их реализации.
Из
содержания данной нормы следует, что часть
тарифа, погашаемая за счет дотаций, не может
включаться в стоимость реализованной
энергии, соответственно и в налоговую базу
по НДС ввиду того, что данный товар
указанным потребителям передан по
установленной законодательством
заниженной цене.
Судом установлено, что
согласно решению Омского городского Совета
от 18.07.2001 N 390 "О тарифах для населения на
отопление, горячее и холодное
водоснабжение" с 01.10.2001 установлен уровень
платежей населения за услуги по отоплению
для ФГУП ПО "Полет" в размере 75,1% от
экономически и экспертно обоснованных
затрат. Постановлением Мэра г. Омска от
30.12.2002 N 642-п "Об утверждении для населения
города Омска тарифов на коммунальные
услуги по теплоснабжению и горячему
водоснабжению", принятому в соответствии с
Решением Омского городского Совета N 390 от
18.07.2001 и с учетом решения Региональной
энергетической комиссии, с 15.01.2003 для
населения г. Омска были утверждены новые
тарифы на коммунальную услугу по
теплоснабжению и горячему водоснабжению
(пп. 1.1 - 1.3).
Согласно подпункту 1.1
договора N 08юр/69Д от 01.02.2002 на поставку
тепловой энергии для нужд населения,
проживающего в муниципальном жилищном
фонде, и возмещение убытков от
теплоснабжения населения от котельной ФГУП
ПО "Полет", заключенного между
налогоплательщиком и Департаментом
городского хозяйства администрации г.
Омска, предусмотрен порядок возмещения
энергоснабжающей организации (ФГУП ПО
"Полет") убытков от теплоснабжения
населения из бюджета города.
Из
материалов дела усматривается, что
согласно письму Департамента городского
хозяйства администрации г. Омска от 20.12.2004 N
04-22/14050 такое возмещение убытков ФГУП ПО
"Полет" осуществлялось из бюджета г. Омска
по статье "Субсидии на покрытие убытков
организаций, возникающих при продаже
товаров (работ, услуг)" по коду
экономической классификации 130130.
Таким
образом, правомерным является вывод суда о
том, что налогоплательщиком обоснованно не
были включены в налоговую базу по
исчислению НДС средства, полученные из
бюджета по коду экономической
классификации 130130, полученные в счет
возмещения убытков от теплоснабжения
населения, поскольку исходя из смысла
подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового
кодекса Российской Федерации обязанности
ФГУП ПО "Полет" включать эти суммы в
налогооблагаемую базу по данному виду
налога не вытекает, так как такие средства
нельзя расценивать как полученные за
реализованные товары (работы, услуги) в виде
финансовой помощи, на пополнение фондов
специального назначения, в счет увеличения
доходов либо иначе связанные с оплатой
реализованных товаров (работ, услуг).
Отклоняя доводы налогового органа
относительно неправомерного включения в
налоговые вычеты сумм налога в размере 187737
руб., уплаченных ООО "Торговый дом ОАО
"Востокгазпром" Департаментом финансов и
экономики администрации г. Омска, суд
обоснованно руководствовался положениями
статей 171, 172 Налогового кодекса Российской
Федерации, согласно которым налоговые
вычеты производятся на основании
счетов-фактур, выставленных продавцами при
приобретении налогоплательщиком товаров
(работ, услуг), документов, подтверждающих
фактическую уплату сумм налога, документов,
подтверждающих уплату сумм налога,
удержанного налоговыми агентами, либо на
основании иных документов в случаях,
предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171
Кодекса. Вычетам подлежат только суммы
налога, предъявленные налогоплательщику и
уплаченные им при приобретении товаров
(работ, услуг).
Суд, исследовав материалы
дела, установил, что расчеты с поставщиком
газа произведены Департаментом финансов и
экономики администрации г. Омска в
соответствии с пунктом 4.8 договора от 01.02.2002
N 08юр/69Д от имени ФГУП ПО "Полет", то есть
последний понес реальные затраты,
поскольку распорядился выделенными ему
денежными средствами.
Исходя из
указанных обстоятельств, суд пришел к
правильному выводу о неправомерности
доначисления налога в размере 187737 руб. за
март 2003 г., поскольку заявителем выполнены
все условия, дающие право на применение
налогового вычета в порядке статей 171, 172
Налогового кодекса Российской
Федерации.
Таким образом, арбитражный
суд всесторонне и полно исследовал
материалы дела, дал надлежащую правовую
оценку всем доказательствам, применил
нормы материального права, подлежащие
применению, не допустив нарушения
процессуального закона. Выводы,
содержащиеся в вынесенном по делу судебном
акте, соответствуют фактическим
обстоятельствам дела, и оснований для их
переоценки кассационная инстанция не
имеет.
При изложенных обстоятельствах
кассационная жалоба удовлетворению не
подлежит.
Руководствуясь пунктом 1
части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, Федеральный арбитражный суд
Западно-Сибирского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 06.05.2005
Арбитражного суда Омской области по делу N
22-134/05 оставить без изменения, кассационную
жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со
дня его принятия.