Постановление двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 по делу n а57-9124/2010 по делу о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.1 коап за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без наличия на то соответствующей лицензии.суд первой инстанции арбитражный суд саратовской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2010 г. по делу N А57-9124/2010
Резолютивная часть постановления объявлена "02" декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" декабря 2010 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Акимовой М.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кутилиной Н.А.,
при участии в судебном заседании
представителя общества с ограниченной ответственностью "Центральное Саратовское коллекторное агентство" Зябликова А.А. по доверенности N 1 от 11.01.2010,
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области Ваганенко О.В. по доверенности N 2 от 11.01.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (Саратовская область, г. Балаково)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от "01" октября 2010 года по делу N А57-9124/2010 (судья Пермякова И.В.)
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (Саратовская область, г. Балаково)
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью "Центральное Саратовское коллекторное агентство" (г. Саратов)
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (далее – Межрайонная ИФНС России N 2 по Саратовской области, налоговый орган) с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Центральное Саратовское коллекторное агентство" (далее – ООО "ЦСКА", Общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции от 01 октября 2010 года в удовлетворении требований налогового органа отказано.
Межрайонная ИФНС России N 2 по Саратовской области не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым требования налогового органа удовлетворить, привлечь ООО "ЦСКА" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В апелляционной жалобе налоговый орган настаивает на том, что деятельность Общества непосредственно связана с организацией и проведением азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без соответствующей лицензии.
ООО "ЦСКА" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители налогового органа и Общества поддержали правовые позиции, изложенные соответственно в апелляционной жалобе и отзыве на нее, дали аналогичные пояснения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей сторон, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области 08.07.2010 проведена проверка помещения с вывеской "Пункт приема платежей букмекерская контора "Зенит", расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, д. 34, принадлежащего ООО "Центральное Саратовское коллекторное агентство".
В ходе проверки выявлено, что по данному адресу ООО "ЦСКА" заключает пари с участниками азартных игр, принимает ставки на различные спортивные события и в случае совпадения результата спортивного события со ставкой выплачивает из кассы выигрыш наличными деньгами, то есть осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без наличия на то соответствующей лицензии.
12.07.2010 старшим государственным налоговым инспектором Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области Мельниковым Д.А. в отношении ООО "ЦСКА" составлен протокол об административном правонарушении N 45, которым действия Общества квалифицированы по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно.
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваются судьями арбитражных судов.
16.07.2010 Межрайонная ИФНС России N 2 по Саратовской области обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении ООО "ЦСКА" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований налогового органа, сделал вывод о недоказанности в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Федеральный закон N 128-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в силу подпункта 104 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ подлежит лицензированию.
Согласно пункту 1 статьи 7 и статьи 2 Федерального закона N 128-ФЗ вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.
На основании пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) букмекерские конторы и тотализаторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.
Под деятельностью по организации и проведению азартных игр понимается деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры. (пункт 6 статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ).
Организатором азартной игры является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр. (пункт 5 статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ).
В силу положений статьи 8 Федерального закона N 244-ФЗ организация и проведение азартных игр могут осуществляться исключительно работниками организатора азартных игр.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2007 N 451 утверждено Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (далее – Положение о лицензировании).
В соответствии с подпунктами "в", "д", "е", "ж" пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), необходимых для осуществления лицензируемой деятельности,
- использование лицензиатом касс тотализатора и (или) касс букмекерской конторы, зарегистрированных в налоговом органе в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации,
- обеспечение личной безопасности участников азартных игр и (или) пари, иных посетителей игорного заведения и работников соискателя лицензии (лицензиата) во время их нахождения в игорном заведении,
- соблюдение лицензиатом правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Требование об обязанности организатора азартных игр обеспечивать личную безопасность участников азартных игр, иных посетителей игорного заведения, работников организатора азартных игр во время их нахождения в игорном заведении содержится и в части 4 статьи 6 Федерального закона N 244-ФЗ.
Лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах осуществляется Федеральной налоговой службой (пункт 2 Положения о лицензировании).
В соответствии с пунктом 9 указанного Положения при рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 6 Положения документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона N 128-ФЗ.
Проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий лицензирующий орган проводит по каждому адресу предполагаемого соискателем лицензии места осуществления лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона N 128-ФЗ в решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии, помимо прочих сведений указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Указанное требование введено в процедуру лицензирования пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно пункту 5 статьи 9 Федерального закона N 128-ФЗ установлена обязанность лицензиата сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности в срок не позднее чем через пятнадцать дней со дня такого изменения. Изменение адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности в пункте 1 статьи 11 Закона N 128-ФЗ обозначено как обстоятельство, порождающее обязанность лицензиата либо его правопреемника подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.
Как следует из протокола об административном правонарушении, ООО "ЦСКА" в пункте приема ставок букмекерской конторы "Зенит" обособленного подразделения юридического лица ООО "ЦСКА" в г. Балаково, расположенном по адресу: г. Балаково, ул. Трнавская, 34, осуществляет деятельность по организации тотализатора без соответствующей лицензии на право деятельности по организации проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Из материалов дела усматривается, что ТОО "Букмекерская контора ZENIT.KZ" в установленном порядке выдана лицензия N ТИК 0000013 от 10.07.2008 на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса – букмекерская контора.
Данной лицензией определено место осуществления ТОО "Букмекерская контора ZENIT.KZ" лицензируемого вида деятельности:
- Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Жансугорова, д. 260 "в".
Между тем, в установленном законом порядке лицензия на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса – букмекерская контора, в помещении, расположенном по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, д. 34., ни ООО "ЦСКА", ни ТОО "Букмекерская контора ZENIT.KZ" не выдавалась.
Данное помещение на соблюдение лицензионных требований компетентным органом в порядке, установленном законом, не проверялось.
Из материалов дела следует, что 14.11.2009 между ООО "МВбет" (далее - Агент) и ООО "ЦСКА" (далее - Субагент) заключен субагентский договор (далее - Договор).
Согласно условиям договора Субагент по поручению Агента оказывает Принципалу субагентские услуги, а Агент от имени Принципала уплачивает Субагенту вознаграждение за оказанные услуги.
В соответствии с пунктом 2.1 Договора Принципалом является ТОО "Букмекерская контора ZENIT.KZ".
В силу статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (Агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (Принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет Принципала либо от имени и за счет Принципала.
Таким образом, по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет Принципала, права и обязанности возникают непосредственно у Принципала (абзацы 1, 3 части 1 вышеуказанной статьи).
Согласно пункту 1 статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации агент вправе в целях исполнения договора заключить субагентский договор с другим лицом.
По смыслу приведенных норм Агент (Субагент) не может осуществлять от своего имени действия, влекущие возникновение у Принципала прав и обязанностей, не вытекающих из гражданско-правовых отношений
Постановление двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 по делу n а57-8286/2010 по делу о взыскании суммы неосновательного обогащения, выразившегося в оказании услуг по приему поверхностных сточных вод по уклону местности в городскую ливневую канализацию и их транспортировке.суд первой инстанции арбитражный суд саратовской области  »
Читайте также