Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2013 по делу n А56-19294/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 октября 2013 года

Дело №А56-19294/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  21 октября 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  28 октября 2013 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Л.В. Зотеевой

судей О.И. Есиповой, Л.А. Шульги

при ведении протокола судебного заседания:  Е.С.Федосеевой

при участии: 

от истца (заявителя): предст. Раткевич О.О. - доверенность № 3-Д от 09.01.2013

от ответчика (должника): не явился (извещен)

от третьи лиц: от ЖКС № 2 Красногвардейского района» - предст. Бирюкова Е.А. по доверенности от 27.09.2013; от остальных третьих лиц – не явились (извещены)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18206/2013) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2013 по делу № А56-19294/2013 (судья Семенова И.С.), принятое

по иску (заявлению) ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

третьи лица: 1. Жилищный комитет  Санкт-Петербурга,

2. Комитет по энергетике и инженерному обеспечению,

3. ООО «ЖКС №1 Василеостровского района»,

3. ООО «ЖКС №2 Фрунзенского района»,

4. ООО «ЖКС Кронштадского района»,

5. ООО «ЖКС №2 Выборгского района»

6. ООО «ЖКС №1 Невского района»

7. ООО «ЖКС №1 Красногвардейского района»

8. ООО «ЖКС №2 Красногвардейского района»

об оспаривании решения от 28.12.2012 по делу №К05-43/12

установил:

Государственное унитарное предприятие «Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищное хозяйство» (ОГРН 1027809228116; место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, 1-3; далее – заявитель, Предприятие, ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление, Санкт-Петербургское УФАС) от 28.12.2012 по делу №К05-43/12.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Жилищный комитет Санкт-Петербурга,  Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, ООО «ЖКС №1 Василеостровского района», ООО «ЖКС №2 Фрунзенского района», ООО «ЖКС Кронштадского района», ООО «ЖКС №2 Выборгского района», ООО «ЖКС №1 Невского района», ООО «ЖКС №1 Красногвардейского района», ООО «ЖКС №2 Красногвардейского района».

Решением от 16.07.2013 заявление ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» удовлетворено. Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности Управлением в действиях заявителя нарушений части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, полагая, что решение вынесено судом с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании обстоятельств дела. По мнению подателя жалобы, бездействие ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство», выразившееся в несвоевременном обеспечении технической возможности ввода в общегородскую автоматизированную систему расчета начислений, обработки платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги показателей по объему ежемесячного потребляемой многоквартирными домами тепловой энергии по общедомовому прибору учета, правомерно признано Управлением нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В судебном заседании представитель ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда от 25.04.2012 по настоящему делу без изменения, апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения. Третье лицо – ООО «ЖКС № 2 Красногвардейского района» своей позиции в отношении предмета рассматриваемого спора не высказало.

Санкт-Петербургское УФАС и остальные третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с положениями статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) без участия указанных лиц.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в Санкт-Петербургское УФАС поступили заявления граждан, проживающих в многоквартирных домах, на действия их обслуживающих управляющих компаний (перечислены на странице 1 оспариваемого решения УФАС) по выставлению в счетах за жилищно-коммунальные услуги, оказанные в декабре, скорректированной суммы в графе «отопление и горячее водоснабжение», основанием начисления которой указан «квартальный, годовой перерасчет при отсутствии приборов учета». Как указали граждане, расчет скорректированной в декабре 2010 года суммы за коммунальные услуги отопление и горячее водоснабжение произведен не в соответствии с порядком, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

На основании поступивших жалоб Управлением были возбуждены дела по признакам нарушения ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» и управляющими компаниями части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Однако в ходе рассмотрения дел Санкт-Петербургским УФАС установлено, что управляющие компании не являются доминирующими хозяйствующими субъектами на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в географических границах, совпадающих с административными границами г.Санкт-Петербург, и следовательно, их действия не могут быть квалифицированы по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем комиссия УФАС на основании статьи 47.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» выделила в отдельное производство дело №К05-43/12 о нарушения ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» части 1 статьи 10 названного Закона.

По результатам рассмотрения дела комиссия УФАС вынесла решение от 28.12.2009 по делу № К05-43/12, которым признала бездействие ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство», выразившееся в несвоевременном обеспечении технической возможности ввода в общегородскую автоматизированную систему расчета начислений, обработки платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги показателей по объему ежемесячного потребляемой многоквартирными домами тепловой энергии по общедомовому прибору учета, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ). Производство по делу прекращено в связи с добровольным устранением нарушения.

В ходе рассмотрения данного дела комиссией Санкт-Петербургского УФАС установлено, что ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» является предприятием, осуществляющим информационно-вычислительное обслуживание жилищно-эксплуатационных организаций Санкт-Петербурга, то есть выполняет функции расчетно-кассового центра в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Действия по формированию и печати платежного документа «Счет» Предприятие производит в соответствии с заключенными договорами с жилищно-эксплуатационными организациями, осуществляющими организацию управления многоквартирных домов. Между управляющими организациями и ГУП ВЦКП заключены агентские договоры, на основании которых осуществляется расчет стоимости жилищно-коммунальных услуг; включение в Счета-квитанции за жилищно-коммунальные услуги гражданам перерасчетов осуществляется ГУП ВЦКП на основании данных, предоставляемых управляющими организациями посредством установленного программного продукта АРМ «Бухгалтер». В соответствии с положениями заключенных агентских договоров ГУП ВЦКП при осуществлении расчета сумм платежей за жилое помещение и коммунальные услуги должно руководствоваться нормами действующего законодательства, в т.ч. Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №307 от 23.05.2006. Кроме того, условия договоров определяют порядок (регламент) предоставления информации управляющими организациями в ГУП ВЦКП посредством специальной программы, наличие которой обеспечивается со стороны ГУП ВЦКП.

 По данным проведенного Управлением анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по организации расчетов с населением (в т.ч. по расчету жилищных и коммунальных платежей населению) в географических границах, совпадающих с административными границами г.Санкт-Петербург (Аналитический отчет по рынку), данный рынок является конкурентным, участники рынка - ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство», ООО «Центр коммунальных платежей», ООО «Расчетно-коммунальный центр», ООО «Эллис ИТ» и т.д. Доля ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» (в 2011, 2012 году) на указанном рынке составляет более 50%. Доля ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» рассчитана исходя из информации об общем количестве многоквартирных домов Санкт-Петербурга в 2012 году, представленной ГУИОН, и количества многоквартирных домов, находящихся на обслуживании у ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» в 2012 году.

По результатам анализа комиссией УФАС сделан вывод о том, что ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» является доминирующим хозяйствующим субъектом на рынке услуг по расчетам, начислению платы за жилищные и коммунальные услуги в географических границах Санкт-Петербурга.

 В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации  размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Согласно пунктам 15, 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №307 от 23.05.2006 (далее – Правила № 307), действовавших в рассматриваемый период, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В соответствии с подпунктом а) пункта 19 Правил № 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам по следующей формуле: , где:

- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);

- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

Таким образом, при расчетах платы за отопление при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы 1 раз в год корректировался  исполнителем по формуле, приведенной в подпункте 2 пункта 1 указанного приложения № 2 к Правилам.

Согласно подпункту б) пункта 21 Правил № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам по формуле:, (7) где:

- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);

- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1: .

При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам по формуле: , (8), где:

- размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);

- общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);

- общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).

Как следует из вышеприведенных формул, расчет размера платы за отопление в соответствии с действующими в 2010 и 2011 годах Правилами производился в зависимости от наличия либо отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета, при этом, и в том и в другом случае была предусмотрена 1 раз в год корректировка платы по установленной формуле, в которой также применялись показания  коллективных (общедомовых) приборов учета (среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м), если такие были установлены.

Как установлено Управлением в ходе проверки и не опровергнуто заявителем, первый общедомовой прибор учета горячей воды был установлен в многоквартирном доме Санкт-Петербурга 01.07.2010, прибор учета тепловой энергии – 01.10.2004.

Из материалов дела также следует, что некоторые управляющие компании (не все!) обращались в 2010 и 2011 года в ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» с просьбой произвести перерасчет тепловой энергии с учетом показаний коллективных общедомовых приборов учета, а также о возможности направлять в ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство»

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2013 по делу n А26-1948/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также