Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 по делу n А21-1647/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 27 ноября 2013 года Дело №А21-1647/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2013 года Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2013 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Абакумовой И.Д. судей Горбачевой О.В., Савицкой И.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Халиковой К.Н. при участии: от истца: Литвак Т.Ю. – доверенность от 05.08.2013, Яговдик Д.Н. – решение от 04.10.2012 №6 ГД от ответчика: Бондарь С.Ю. – доверенность от 09.01.2013, Готовчик А.Л. – доверенность от 15.11.2013 от 3-го лица: 1, 2) не явились - извещены, 3) Титов В.Н. – доверенность от 20.12.2012 рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20195/2013) ООО "Социальная аптека-27" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.07.2013 по делу № А21-1647/2013, принятое по иску ООО "Социальная аптека-27" к Публично-правовому образованию Калининградская область в лице Министерства финансов области 3-е лицо: 1) ГБУЗ "Областная клиническая больница Калининградской области", 2) Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области, 3) Мининстерство здравоохранения Калининградской области о взыскании 69 298 261, 48 руб.
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Социальная аптека- 27», ОГРН 1053900103245, местонахождение: 236001, Калининградская область, город Калининград, Набережная Правая, 9 «Н» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к публично-правовому образованию Калининградская область в лице Министерства финансов Калининградской области, местонахождение: 236007, Калининградская область, город Калининград, улица Д.Донского, 1 (далее - публично-правовое образование) о взыскании убытков, связанных с организацией в 2-4 кварталах 2012 года льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в соответствии с подпрограммой «Льготные лекарства» целевой программы Калининградской области «Развитие здравоохранения Калининградской области на период 2008-2012годов», утверждённой постановлением Правительства Калининградской области от 18.01.2007 № 18 (далее - Подпрограмма), в размере 69 298 261 руб. 48 коп. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная клиническая больница Калининградской области» (далее – Областная больница), Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области (далее – ТОФМС), Министерство здравоохранения Калининградской области (далее – Министерство здравоохранения). Решением Арбитражного суда Калининградской области от 29.07.2013 в удовлетворении исковых требований отказано. В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, суд не учел, что в спорном периоде Общество являлось единственной организацией в регионе, выполняющей социально значимую услугу по обеспечению льготной категории граждан бесплатными лекарственными средствами, закупленными в централизованном порядке. С учетом неполного обеспечения льготной категории граждан лекарственными средствами, закупленными из централизованных поставок, Общество было вынуждено производить отпуск лекарственных средств из собственных запасов с целью обеспечения льготных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами по конкретным рецептам врачей, находящихся на отсроченном обеспечении. Поскольку Общество обеспечивало население собственными лекарственными средствами, то ему причинен ущерб, складывающийся из стоимости таких лекарственных средств. Возражений по размеру иска ответчик не представил. Ответчик возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, указывая, что бюджетные ассигнования для обеспечения региональных льготников, выделенных на 2012 год, полностью использованы по целевому назначению. Гражданско-правовыми договорами не предусмотрена обязанность истца за счет собственных средств обеспечивать льготные категории населения лекарственными средствами. Кроме того, в материалах дела отсутствуют платежные поручения о приобретении истцом лекарств, в связи с чем размер иска не доказан. ТФОМС в отзыве на апелляционную жалобу поддержал ее доводы и указал, что истец представил все первичные документы, подтверждающие отпуск собственных лекарственных средств по рецептам, выданным региональным и федеральным льготникам, при отсутствии централизованно поставленных лекарств. ТФОМС проводил медико-экономический контроль, и, согласно составленным актам, объем и стоимость отпущенных Обществом льготникам собственных лекарственных средств соответствует размеру исковых требований. ТФОМС просил рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя. Представитель Министерства здравоохранения возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, пояснил, что федеральным и региональным бюджетами предусмотрено обеспечение бесплатными лекарствами в сумме 604 руб. на одного человека. Рецептов на бесплатные лекарства выписано врачами на большую сумму. Министерством проверялась правильность выдачи таких рецептов в спорном периоде, нарушений, в основном, не установлено. Представитель Областной больницы в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ТФОМС и Областной больницы. Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверена в апелляционном порядке. Как видно из материалов дела постановлением Правительства Калининградской области от 18.01.2007 № 18 утверждена целевая Программа «Развитие здравоохранения Калининградской области на период 2008-2012 годов» (далее- Программа), в рамках которой утверждена подпрограмма «Льготные лекарства» (Подпрограмма). Указанные нормативные акты предусматривают обеспечение за счет средств областного бюджета льготных категорий граждан при заболеваниях согласно установленному перечню. Во исполнение Программы и Подпрограммы были проведены открытые аукционы в электронной форме на право заключения гражданско-правовых договоров на оказание услуг по лекарственному обеспечению льготных категорий граждан. По итогам электронных аукционов между Областной больницей (заказчик), ТФОМС (координатор), Министерством здравоохранения и Обществом (фарморганизация) были заключены гражданско-правовые договоры: - № 013500000512000182-0056047-01 от 27.03.2012 на оказание услуг по обеспечению льготных категорий граждан наркотическими и психотропными веществами во 2-4 кварталах 2012 года; - № 013500000512000183-0056047-01 от 27.03.2012 на оказание услуг по обеспечению льготных категорий граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения во 2-4 кварталах 2012 года (далее – договоры, контракты). Согласно пункту 1.2 указанных договоров фарморганизация (истец) принимает на себя обязательства по получению от заказчика (ответчик) лекарственных препаратов и организацию осуществления отпуска лекарственных препаратов льготным категориям граждан из числа жителей Калининградской области по рецептам врачей на льготных условиях (бесплатно). Заказчик обязуется оплатить фарморганизации твердую цену договора при условии соответствия оказанных услуг требованиям договоров (пункт 1.3 договоров). Координатор и Министерство здравоохранения осуществляют контроль за сроками, объемом и качеством оказания услуг фарморганизацией. Согласно пункту 4.7.3 контрактов на истца была возложена обязанность организовать не менее чем в 9 муниципальных образованиях Калининградской области через собственные и (или) привлеченные на договорной основе аптечные организации (пункты отпуска), отпуск лекарственных препаратов льготным категориям граждан. Пунктом 4.7.5 договоров предусмотрено, что истец обязан организовать в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 №785 «О порядке отпуска лекарственных препаратов» (далее - приказ №785) отпуск лекарственных препаратов льготным категориям граждан бесплатно при предъявлении рецепта, выписанного по программе вписки рецептов, разработанной координатором (ТФОМС), в лечебно-профилактическом учреждении по установленной форме с использованием штрих-кодирования, врачом (фельдшером), имеющим право выписки льготных рецептов. В соответствии с пунктом 4.7.6 контрактов в случае временного отсутствия в пункте отпуска указанного в предъявленном гражданином рецепте лекарственного препарата, централизованно закупленного для обеспечения льготных категорий граждан в соответствии с Подпрограммой, истец обязан организовать в течение 10 рабочих дней с даты обращения, его отсроченное обслуживание в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 №328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (далее – приказ №328). Действительно, указанными договорами предусмотрен порядок отпуска лекарственных средств, централизованно закупленных за счет средств бюджета. Суд первой инстанции правильно установил, что услуги заключалась в получении лекарственных препаратов, закупленных заказчиком в порядке, установленном Законом № 94-ФЗ, и организации их отпуска льготным категориям граждан по рецептам в соответствии с Подпрограммой. Материалами дела установлено, что выделенные лимиты бюджетных ассигнований на эти цели в размере 112 883 600 руб. исполнены на 100%. Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что исковые требования вытекают не из договорных отношений, а из причинения ущерба в связи с отпуском лекарственных средств льготным категориям граждан при отсутствии централизованно закупленных лекарственных препаратов. Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлены основания возникновения гражданских прав и обязанностей, согласно которой гражданские права и обязанности возникают, в том числе, вследствие причинения вреда другому лицу. Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами, в том числе, путем возмещения убытков. В соответствии с положениями статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению соответствующим муниципальным образованием. Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. В статье 1069 ГК РФ предусмотрено, что внедоговорной вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Статьей 41 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В силу положений подпункта "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе их лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктами 3, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 по делу n А56-10466/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|