Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2008 по делу n А56-12512/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

03 октября 2008 года

Дело №А56-12512/2008

Резолютивная часть постановления объявлена     30 сентября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  03 октября 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Тимошенко А.С.

судей  Зотеевой Л.В., Савицкой И.Г.

при ведении протокола судебного заседания:  помощником судьи Сёмак Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-8094/2008, 13АП-8445/2008) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, общества с ограниченной ответственностью «Сириус» на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.08 по делу А56-12512/2008 (судья Пилипенко Т.А.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛЮМИ»

к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

3-е лицо:  общество с ограниченной ответственностью «Сириус»

о признании недействительными решения и предписания

при участии: 

от заявителя: О.Е. Сметанкин – доверенность № 364 от 18.06.08;

от ответчика: М.Н. Соколова – доверенность № ОВ/4920 от 22.10.07;                             М.И. Кондратенко – доверенность б/н от 06.03.08;

от 3-го лица: С.Н. Киселев – доверенность б/н от 20.05.08; А.П. Бабаев – доверенность № 01 от 26.06.07;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ЛЮМИ»  (далее – заявитель, ООО «ЛЮМИ») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее -  управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 18.03.08 № 05-420 и предписания от 18.03.08 № 05/8831/1-158/1.

Определением от 25.04.08 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика общество с ограниченной ответственностью «Сириус» (далее – третье лицо, ООО «Сириус»).

Решением от 26.06.08 суд заявленные требования удовлетворил в полном объеме.

В апелляционной жалобе Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу просит решение суда от 26.06.07 отменить и в удовлетворении заявленных требований ООО «ЛЮМИ» отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы:

- полученные управлением в ходе рассмотрения дела доказательства (контракты, грузовые товарные декларации и т.д.) подтверждают позицию антимонопольного органа о том, что ООО «Сириус» первым ввело на рынок парфюмерно-косметической продукции Российской Федерации товар парфюмерно-косметического ассортимента со словесным обозначением «Спасатель» и оформлением соответствующих тубы и упаковки бальзама «Спасатель»;

- действовавший на момент приобретения ООО «ЛЮМИ» товарного знака «Спасатель» Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее – Закон № 948-1) предусматривал запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг, ввиду чего управление вправе было квалифицировать указанное действие заявителя по статье 14 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), действовавшего на момент вынесения решения и предписания, которая устанавливает аналогичный запрет;

- на дату приобретения ООО «ЛЮМИ» товарного знака «Спасатель» по договору уступки от 07.12.04 № 0712/04 бальзам, реализуемый ООО «Сириус» со словесным обозначением «Спасатель» и с дизайнерским оформлением в виде зеленых полос на белом фоне, был достаточно известен и хорошо узнаваем потребителями как товар, поставляемый на рынок Российской Федерации третьим лицом. Названное обстоятельство, как полагает антимонопольный орган, свидетельствует о том, что использование заявителем спорного товарного знака и оформления тубы и упаковки бальзама «Спасатель», сходного до степени смешения с оформлением тубы  упаковки бальзама «Спасатель», реализуемого ООО «Сириус», позволяет ООО «ЛЮМИ» без существенных затрат осуществлять продвижение своей продукции на рынке парфюмерно-косметической продукции, тем самым создавая себе преимущества в предпринимательской деятельности.

Таким образом, по мнению управления, оно обоснованно квалифицировало действия ООО «ЛЮМИ» как нарушение пункта 4 части 1, части 2 статьи 14 Закона          № 135-ФЗ, а потому принятые им решение и предписание соответствуют требованиям действующего законодательства.

В свою очередь ООО «Сириус» в апелляционной жалобе также просит решение суда от 26.06.08 отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, на неправильное применение судом норм процессуального права. По мнению третьего лица, полученные антимонопольным органом доказательства в совокупности подтверждают направленность действий заявителя на недобросовестное использование исключительных прав на товарный знак «Спасатель», права на который принадлежат ООО «Сириус». Третье лицо также полагает, что судебные акты Арбитражного суда Белгородской области и Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А08-2483/07-26, которыми установлено, что обладателем исключительных прав на товарный знак с использованием обозначения «Спасатель», зарегистрированного в отношении парфюмерно-косметической продукции на территории Российской Федерации, является ООО «ЛЮМИ», не имеют преюдициального значения для разрешения настоящего спора.

В отзыве на апелляционные жалобы ООО «ЛЮМИ» возражает против их удовлетворения, указывая на отсутствие в его действиях нарушений пункта 4 части 1, части 2 статьи 14 Закона № 135-ФЗ.

В судебном заседании представители управления и ООО «Сириус» поддержали доводы своих апелляционных жалоб.

Представитель ООО «ЛЮМИ» просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

В судебном заседании суд в порядке процессуального правопреемства на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) произвел замену Управления ФАС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу в связи с переименованием в соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 23.05.08 № 177 «О территориальных органах ФАС России».

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как усматривается из материалов дела, на основании заявления ООО «Сириус» УФАС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возбудило в отношении ООО «Люми» дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 14 Закона № 135-ФЗ, выразившегося в незаконном использовании результатов интеллектуальной собственности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств, индивидуализации продукции, работ, услуг, а также по признакам части 2 статьи 14 Закона № 135-ФЗ, выразившегося в осуществлении недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

В ходе проверки антимонопольный орган установил следующие обстоятельства.

Основным видом деятельности как ООО «Сириус», так и ООО «ЛЮМИ» относится реализация парфюмерно-косметической продукции в географических границах территории Российской Федерации. Таким образом, указанные юридические лица являются конкурентами на рынке парфюмерно-косметической продукции.

ООО «Сириус»  осуществляет  реализацию товаров  парфюмерно-косметического ассортимента  с обозначением «Спасатель» на территории Российской Федерации с 1996 года. Производителями  косметической продукции с обозначением  «Спасатель» являются   предприятия  «Альфа Интел»  (Польша),  ЧПКП «Санхелп-Украина» (Украина). В качестве подтверждения того, что авторство в наименовании и цветографическом оформлении данного вида продукции, принадлежит сотрудникам данной организации, в материалы дела представлен приказ по фирме «Санкхелп Экспорт Импорт» от 10.07.1995 № 03/7, который предписывает работнику организации Литвинову В.И. разработать дизайн упаковки и провести маркетинговый анализ на территории Украины с целью наиболее оптимального названия  косметического препарата для быстрой помощи при различных повреждениях кожи и наиболее   удобной  формы   препарата для потребителя (баночка, туба, флакон).  В соответствии с отчетом данного работника от 03.09.1995 о проделанной работе по приказу от 10.07.1995 № 03/7 оптимальным названием для заживляющего препарата признано название «Спасатель», вариант  оформления  упаковки был  принят в виде  полос  зеленого цвета на белом фоне, с названием «Спасатель» красного цвета (том 1, л.д. 56-57).

Международным бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности выдан сертификат № 766433 от 14.08.01  о регистрации  интеллектуальной собственности, принадлежащей «Санхелп экспорт-импорт»  (Польша)  и выраженной   в  виде комбинированного товарного знака, включающего  словесное обозначение «RАNGER», исполненное в красных тонах  и расположенное на зеленых и белых полосках, для следующих товаров:  косметические бальзамы,  косметический ель, косметические кремы; бальзамы медицинского    применения, мази фармацевтические, пластыри, согревающие компрессы,  лечебные травы, гели для применения в медицине. В соответствии с Мадридским соглашением регистрация распространяется на  Российскую Федерацию, Казахстан, Беларусь, Латвию,  Украину.

Фирма «Альфа Интел»  (Польша) заключила с ООО «Сириус» договор от 01.02.02 на право эксклюзивной реализации косметических товаров под торговой маркой «Спасатель» производства «Альфа Интел» на территории Российской Федерации сроком действия до 01.02.2012 (приложение № 1, л. 53-54).

ЧПКП «Санхелп-Украина» заключило с ООО «Сириус» договор от 01.04.03 на право эксклюзивной реализации косметического бальзама под торговой маркой «Спасатель» на территории Российской Федерации сроком действия до 01.04.2013 (приложение № 1, л. 55-56).

Как следует из письма учредителя фирмы «Санхелп экспорт-импорт» от 15.10.07, уполномоченными представителями на территории Украины являлись: частная фармацевтическая фирма «Дания», Украина, г. Харьков, в период с 1996 по 1997 г.г., дочернее предприятие общества с ограниченной ответственностью ИМЦ «Энергосталь», фирма «Атланта», Украина, г. Харьков, в период с 1997 по 1998 г.г., частная фармацевтическая фирма «Санхелп», Украина, г. Харьков, в период с 1998 по 2002 г.г., которые, начиная с 1996 года, экспортировали производимый бальзам «Спасатель» в Российскую Федерацию эксклюзивно фирме ООО «Сириус» (приложение № 1, л. 57). Данное утверждение подтверждается контрактами от 15.10.1996 № 3, от 08.01.1997 № 1, от 16.01.1997 № 2, от 16.04.1997 № 3 и т.д. (общее количество контрактов с 1996 по 2002 год составило 22), заключенных с ООО «Сириус» (покупатель) с указанными организациями (продавцами) с большим объемом поставок, а также товаротранспортными накладными, грузовыми таможенными декларациями.

ООО «Сириус»  представлены  в материалы дела также туба и упаковка бальзама, маркируемые  словесным обозначением «Спасатель» производства АО  «Эффект» г. Харьков, изготовленного по заказу ООО «Сириус»,  с датой изготовления 22.07.1999. На тубе и упаковке бальзама «Спасатель» имеется информация о том,  что  технические условия на бальзам «Спасатель»  разработаны в 1996 году.

В то же время, ООО «ЛЮМИ» в обоснование своего приоритета на товарный знак «Спасатель» сослалось на то, что между закрытым акционерным обществом «Экспериментально-производственное предприятие «Риза-Мед», г. Москва (далее -ЗАО «ЭПП «Риза-Мед») и заявителем 07.12.04 заключен договор уступки товарного знака «Спасатель»  № 0712/04, который был зарегистрирован в Федеральной службе интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам 14.03.05 за № 8348 в отношении товаров, предусмотренных свидетельством №  191452 (том 1, л.д. 75-79).

Товарный знак «Спасатель»  с приоритетом от 19.01.1999 по 03, 05, 31, 32,  42  классам МКТУ, включающим косметические средства и парфюмерные изделия, был зарегистрирован в Роспатенте ЗАО «ЭПП «Риза-Мед» 27.07.2000 на основании свидетельства № 191452 (том 1, л.д. 79-80).

В подтверждение своего авторства на цветографическое оформление  упаковки ООО «ЛЮМИ» представило авторский договор  на разработку дизайна упаковки и тубы бальзама «Спасатель» от 01.08.05, заключенного с автором Ивановым В. В. (приложение № 1, л. 125-128).

По результатам сопоставительного анализа  внешнего вида упаковок бальзама «Спасатель», поставляемого на рынок Российской Федерации ООО «Сириус» и ООО «ЛЮМИ»,  управление пришло к выводу об их сходстве до степени смешения по зрительному восприятию потребителем.  Дизайнерское оформление тубы и упаковки бальзама «Спасатель», реализуемые как ООО «Сириус», так и ООО «ЛЮМИ», состоит из зеленых полос на белом фоне, имеющих равную ширину и один угол наклона. На полосках одной из сторон упаковки и тубы расположено словесное  обозначение «Спасатель», выполненное схожим шрифтом в красном тоне.

С учетом установленных в ходе проведенной проверки обстоятельств антимонопольный орган пришел к следующим выводам:

 - разработка дизайна упаковки бальзама «Спасатель» проводилась ООО «ЛЮМИ» в то время, когда дизайн упаковки и тубы бальзама  «Спасатель», реализуемой  ООО «Сириус», был хорошо известен потребителю;

- цветографическое оформление тубы и упаковки  бальзама «Спасатель», реализуемого ООО «Сириус», было зарегистрировано в Международном бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности за несколько лет до  заключения договора уступки на товарный знак «Спасатель» и до заключения  авторского договора  на разработку дизайна упаковки  бальзама «Спасатель» ООО «ЛЮМИ»;

- обозначение «Спасатель»  не могло  служить средством индивидуализации  продукции,  поставляемой на рынок ООО «ЛЮМИ».  

Решением от 18.03.08 № 05-420 (с учетом определения от 24.03.08 об исправлении опечатки) управление признало действия ООО «ЛЮМИ», выразившиеся во введении в оборот бальзама «Спасатель», обозначение и оформление упаковки которого сходны до степени смешения с обозначением и оформлением упаковки бальзама «Спасатель», реализуемого конкурентом

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2008 по делу n А56-2850/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также