Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2008 по делу n А56-19154/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 20 октября 2008 года Дело №А56-19154/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2008 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего А.Б. Семеновой судей Т.И. Петренко, Е.А. Фокиной при ведении протокола судебного заседания: Т.Н. Светловой рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9646/2008) ОАО «Банк Уралсиб» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.08.2008 по делу № А56-19154/2008 (судья Д.В. Хохлов), принятое по иску (заявлению) ОАО «Банк Уралсиб» к Управлению по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Федеральной антимонопольной службы об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении при участии: от истца (заявителя): представителя О.С. Аржановой (доверенность от 07.07.2008 №117/08) от ответчика (должника): представителя О.В. Барабановой (доверенность от 15.01.08 №08/6561) установил: Открытое акционерное общество «Банк Уралсиб» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – управление, антимонопольный орган) от 17.06.08 по делу № Ш06-207/08 о назначении административного наказания на основании части 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Решением от 25.08.2008 суд в удовлетворении заявления отказал. В апелляционной жалобе общество просит решение суда от 25.08.08 отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на недоказанность обстоятельства, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными. По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует состав вмененного правонарушения. Общество также полагает, что, исходя из логического толкования диспозиции части 4 статьи 19.8 КоАП РФ в совокупности с положениями статьи 35 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), установленные законом сроки являются составной частью общего порядка представления сведений и иной документации, а, следовательно, административная ответственность наступает при наличие двух условий одновременно: как за нарушение порядка, так и за нарушение сроков представления в антимонопольный орган уведомления. Кроме того, заявитель указывает на нарушение управлением порядка привлечения лица к административной ответственности, поскольку протокол составлен при участии представителя общества - Бутенко Е.И., действовавшей на основании общей доверенности, а законный представитель заявителя не был уведомлен о дате и времени составления данного документа. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. В судебном заседании представитель управления заявил ходатайство о замене ответчика Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (Далее - Санкт-Петербургское УФАС России) в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) в связи с переименованием на основании Приказа ФАС России от 23.05.2008 №177. Данное ходатайство судом удовлетворено, произведена замена ответчика по делу. Представитель Санкт-Петербургского УФАС России просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке. Как усматривается из материалов дела, управление в ходе осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства установило, что общество заключило с обществом с ограниченной ответственностью «Ривер» (далее – ООО «Ривер») договор от 31.03.08 № 24-07/1-08/ВУ-94 об оказании агентских услуг (договор о сотрудничестве). Однако уведомление о достижении этого соглашения заявитель направил в антимонопольный орган 30.04.08, то есть с нарушением установленного частью 12 статьи 35 Закона № 135-ФЗ 15-дневного срока. По факту несвоевременного представления уведомления о заключении названного договора управление составило в отношении общества протокол от 11.06.08 № 06-110 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.8 КоАП РФ (том 1, л.д. 12-14). Постановлением от 17.06.08 по делу № Ш06-207/08 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 19.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде 150 000 руб. штрафа (том 1, л.д. 8-11). Не согласившись с законностью названного постановления, ОАО «БАНК УРАЛСИБ» оспорило его в арбитражном суде. Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что антимонопольным органом доказан состав вмененного обществу правонарушения. При этом суд отклонил доводы заявителя о малозначительности совершенного им административного правонарушения. Суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что общество не было лишено соответствующих процессуальных гарантий ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни в ходе рассмотрения дела, поскольку на каждой из названных стадий производства по делу процессуальные права заявителя на ознакомление с протоколом, представление письменных объяснений осуществлялись его уполномоченным представителем. Таким образом, суд посчитал, что отсутствие законного представителя общества при составлении протокола не отразилось на полноте, всесторонности и объективности рассмотрения дела и не является существенным процессуальным нарушением применительно к пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, поскольку для защиты прав и законных интересов заявителя имелись все возможности и средства. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав мнение сторон, считает жалобу общества не подлежащей удовлетворению, а принятый по делу судебный акт законным и обоснованным на основании следующего. В соответствии с частью 4 статьи 19.8 КоАП РФ административным правонарушением признается непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи уведомлений. В части 9 статьи 35 Закона № 135-ФЗ закреплено, что финансовые организации обязаны направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с любыми организациями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, за исключением: 1) соглашений между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством Российской Федерации; 2) соглашений, являющихся договорами о предоставлении финансовых услуг; 3) соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности. Приведенные исключения направлены на выведение из-под уведомительного контроля антимонопольных органов соглашений финансовых организаций, имеющих небольшую долю на рынке, соглашений о непосредственном предоставлении финансовой организацией финансовой услуги и о предоставлении товаров, работ, услуг для хозяйственных нужд финансовой организации. Частью 12 статьи 35 Закона № 135-ФЗ предусмотрено, что обязанность уведомить федеральный антимонопольный орган о достижении соглашения в письменной форме исполняется лицом, достигшим соглашения, в течение пятнадцати дней с даты его достижения. Как следует из материалов дела, общество заключило с ООО «Ривер» (агент) договор от 31.03.08 № 24-07/1-08/ВУ-94, предметом которого явилось оказание агентом услуг, связанных с предоставлением заявителем заинтересованным лицам банковских продуктов за вознаграждение, уплачиваемое обществом агенту в соответствии с условиями договора (том 1, л.д. 21-25). Исходя из содержания данного договора, последний не подпадает под исключения, закрепленные в пунктах 1-3 части 9 статьи 35 Закона № 135-ФЗ, а потому у общества возникла обязанность по уведомлению антимонопольного органа о заключении данного договора в установленный законодательством срок, то есть – до 15.04.08. Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что соответствующее уведомление было им направлено в адрес управления с нарушением указанного срока, а именно – 30.04.08. Апелляционная инстанция не принимает как противоречащий нормам материального права довод общества о том, что возможность формирования уведомления с приложением необходимых документов возникла у него с 24.04.08 – с даты получения необходимых документов от своего контрагента. Часть 12 статьи 35 Закона № 135-ФЗ императивно предусматривает, что правовым основанием для уведомления антимонопольного органа о соответствующем соглашении служит сам факт достижения такого соглашения. Позиция заявителя о том, что, исходя из логического толкования диспозиции части 4 статьи 19.8 КоАП РФ в совокупности с положениями статьи Закона № 135-ФЗ, установленные законом сроки являются составной частью общего порядка представления сведений и иной документации, а, следовательно, административная ответственность наступает при наличие двух условий одновременно: как за нарушение порядка, так и за нарушение сроков представления в антимонопольный орган уведомления, основаны на неправильном толковании и применении норм права, а потому подлежит отклонению. Следовательно, правильным является вывод суда первой инстанции о доказанности антимонопольным органом события вмененного обществу административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.8 КоАП РФ. Согласно пункту 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении при установлении события административного правонарушения выяснению подлежит виновность лица в его совершении. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В то же время следует учитывать, что в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет (статья 2.2 КоАП РФ). Следовательно, исходя из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В обоснование довода об отсутствии вины в его действиях общество сослалось на то, что несвоевременное им уведомление управления о достигнутом соглашении обусловлено непредставлением контрагентом по его письменному запросу документов, предусмотренных частью 10 статьи 35 Закона № 135-ФЗ. Отклоняя названную позицию, суд первой инстанции правомерно указал, что спорный договор заключен заявителем с ООО «Ривер» 31.03.08, а письмо в адрес последнего с просьбой представить необходимый пакет документов согласно требованиям части 9 статьи 35 Закона № 135-ФЗ для формирования уведомления в уполномоченный орган направлено обществом лишь 02.04.08 (том 1, л.д. 111). Следовательно, на момент направления письма в адрес своего контрагента о предоставлении соответствующей информации общество знало о допущенном им нарушении. Доказательств того, что им до истечения срока по уведомлению антимонопольного органа предпринимались адекватные действия по недопущению правонарушения, заявитель в материалы дела не представил и на таковые не ссылается. При этом следует учитывать и то, что общество представляет собой коллективный субъект правоотношений, является профессиональным участником рынка финансовых услуг и, как следствие, располагает необходимыми возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка. В этой связи суд первой инстанции обоснованно указал, что необходимые сведения могли быть истребованы и получены перед заключением соглашения либо непосредственно в момент его заключения, а не после совершения административного правонарушения. Более того, приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.06.07 № 184, которым утверждена форма уведомления о соглашении финансовой организации, предусмотрена возможность представления уведомления без сообщения информации об иных участниках соглашения при наличии указания об отсутствии у заявителя такой информации и причинах ее отсутствия (примечание 4). Аналогичное правило закреплено и в пункте 3.33 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соответствием антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 31.10.07 № 356. Согласно названному положению при невозможности финансовой организацией в полной мере представить документы и сведения они предоставляются в имеющемся объеме, указываются причины невозможности получения заявителем соответствующих документов и сведений, а также указывается, где эти документы и сведения могут быть получены. С учетом вышеприведенного суд первой инстанции правильно указал, что по смыслу приведенных нормативных положений, отсутствие у обязанного лица сведений об основных видах деятельности контрагента, его доходе от этих видов деятельности не является препятствием для своевременного уведомления антимонопольного Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2008 по делу n А56-10939/2008. Отменить решение полностью и прекратить производство по делу »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|