Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 по делу n А42-8045/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

26 мая 2015 года

Дело №А42-8045/2014

Резолютивная часть постановления объявлена     18 мая 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  26 мая 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Сомовой Е.А.

судей  Борисовой Г.В., Лопато И.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Ганичевой В.А.

при участии: 

от истца: Щевелева Р.О. по доверенности от 13.04.2015

от ответчика: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-7518/2015)  Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области на решение  Арбитражного суда  Мурманской области от 19.02.2015 по делу № А42-8045/2014 (судья Фокина О.С.), принятое

по заявлению ОАО "Кольская ГМК"

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области

о признании недействительным предписания

установил:

открытое акционерное общество «Кольская горно-металлургическая компания» (далее – заявитель, Общество, ОАО «Кольская ГМК») обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области (далее – ответчик, Управление) от 25.07.2014 № 6153/48.

Решением суда первой инстанции от 19.02.2015 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Управление просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального права.

Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение без изменения.

Представитель Управления в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие его представителя.

В судебном заседании представитель Общества поддержал позицию, изложенную в отзыве.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, должностными лицами Управления на основании приказов от 19.05.2014 № 152, от 19.06.2014 № 187 во исполнение пункта 13 плана контрольно-надзорной деятельности Управления на 2014 год, утвержденного приказом Росприроднадзора от 29.10.2013 № 406, в период с 16 июня по 25 июля 2014 года проведена плановая выездная проверка соблюдения ОАО «Кольская ГМК» обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе в области охраны атмосферного воздуха.

В ходе проверки Управлением 01.07.2014 и 02.07.2014 были проведены отборы проб выбросов загрязняющих веществ на отделении обжига и отделении брикетирования (площадка Заполярный).

На основании протокола количественного химического анализа промышленных выбросов от 10.07.2014 № 282 и экспертного заключения от 15.07.2014 № 42-2014 Центра лабораторного анализа и технических измерений по Мурманской области было установлено, что в составе выбросов от источников загрязнения атмосферы № 0219, № 0220, № 0302 имеется наличие выброса диоксида серы, при этом выбросы диоксида серы данными источниками в проекте нормативов предельно допустимых выбросов не учтены.

Также сотрудниками Управления была обследована территория в непосредственной близости к складу готовой продукции. При визуальном осмотре было установлено, что от железнодорожных вагонов открытого типа (думпкаров), груженых готовой продукцией (горячими окатышами), происходит парение – выделение дыма серого цвета. В связи с чем, 03.07.2014 сотрудниками Управления были проведены прямые замеры загрязняющих веществ возле склада готовой продукции.

По результатам химического анализа промышленных выбросов от 10.07.2014 № 282 и экспертного заключения от 15.07.2014 № 42-2014 Центра лабораторного анализа и технических измерений по Мурманской области было выявлено наличие выброса диоксида серы от думпкаров с окатышами, который не учтен в проекте нормативов предельно допустимых выбросов.

В связи с чем, Управление пришло к выводу, что в нарушение требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха выброс диоксида серы по источникам выброса № 0219, № 0220, № 0302 непроинвентаризирован и незанормирован, инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу проведена не в полном объеме.

По результатам проверки Управление составило акт от 25.07.2014 № 6157/11 и выдало заявителю предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 25.07.2014 № 6153/48, в соответствии с которым на Общество возложена обязанность в срок до 13.04.2015 провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не учтенных в проекте ПДВ, и выявленных в ходе проверки: склад готовой продукции (участок отгрузки); отделение обжига.

Считая предписание Управления незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно статье 22 Закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

В силу статьи 23 Закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

В соответствии с п. 21 ГОСТ 17.2.1.04-77 Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы. Основные термины и определения - инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов.

Инвентаризация является основой для ведения всей воздухоохранной деятельности. Основной целью инвентаризации является выявление и учет источников загрязнения атмосферы, определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ.

При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства.

Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В силу пункта 1 статьи 30 Закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) устанавливаются в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (статья 12 Закона № 96-ФЗ).

Пунктами 8, 9 постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» установлено, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных веществ обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, на основе данных инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух для конкретного стационарного источника выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Разрешение выдается на основании проведенной инвентаризации и разработанного проекта ПДВ.

Как следует из материалов дела, Управлением 16.04.2014 Обществу выдано разрешение № 274 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на производственных площадках по адресу: Мурманская область, Печенгский район, промплощадка Заполярный на период с 16.04.2014 по 15.04.2015 (далее - Разрешение). Разрешением предусмотрены перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферу, в том числе сера диоксид-Ангидрид сернистый – 5353,072123 т/год.

Разрешение выдано на основании проекта нормативов ПДВ, разработанного открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха».

Как видно из представленного заявителем в материалы дела проекта нормативов ПДВ, ОАО «Кольская ГМК» имеет две промплощадки: Заполярный, Никель.

На основной промплощадке «Заполярный» расположены: участок обжига и брикетирования, обогатительная фабрика, цех энерго и электроснабжения, мазутохранилище, являющиеся основными стационарными источниками выбросов вредных веществ в атмосферу.

Участок обжига предназначен для переработки медно-никелевого флотационного концентрата обогатительной фабрики, а также медно-никелевых привозных материалов с получением обожженных окатышей, состоит из отделения сушки и спекания, участка отправки готовой продукции, участка брикетирования. На участке учтено 32 источника на участке обжига и 9 источников на участке брикетирования. Газоочистными установками оборудовано 22 источника на участке обжига (циклоны СИОТ, циклон ЦЕ-15Ю, трубы Вентури) и 4 источника на участке брикетирования (фильтры).

Согласно разделу «Отделение сушки и спекания» проекта нормативов ПДВ от грануляторов через выхлопную трубу аспирационной системы (источник выбросов № 0302) в атмосферу выбрасывается пыль неорганическая, никеля оксид, меди (II) оксид, кобальта оксид; от обжигово-конвейерных машин (ОКМ) через дымовую трубу (источник выбросов № 0218) в атмосферу выбрасывается пыль неорганическая, никеля оксид, меди (II) оксид, кобальта оксид, железо (II, III) оксиды, мышьяк, селен диоксид, сера диоксид, сероуглерод, азот диоксид и азота оксид, углерод оксид, бенз(а)пирен, мазутная зола ТЭЦ (в пересчете на V). На стадии обжига происходит десульфуризация. Сера в виде диоксида серы выбрасывается в атмосферу. Охлаждение готовых окатышей начинается в обжиговой машине и заканчивается в барабанных отделениях. Готовые окатыши подвергаются грохочению. От узлов перегрузок ОКМ и узлов грохочения через выхлопные трубы аспирационных систем (источники выбросов № 0219, 0220) в атмосферу выбрасывается пыль неорганическая, никеля оксид, меди (II) оксид, кобальта оксид, железо (II, III) оксиды.

В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводам о том, что  технологическим процессом охлаждения готовых окатышей (после десульфуризации, узлы перегрузки ОКМ и узлы грохочения) не предусмотрено выделение диоксида серы в атмосферу через выхлопные трубы аспирационных систем (источники выбросов № 0219, № 0220). Также не предусмотрено и выделение диоксида серы в атмосферу через источник № 0302. Проектом нормативов ПДВ предусмотрено выделение диоксида серы

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 по делу n А26-9583/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также