Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2015 по делу n А56-54178/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

01 июня 2015 года

Дело №А56-54178/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  25 мая 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  01 июня 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Толкунова В.М.

судей  Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Цубановой К.А.,

при участии: 

от заявителя: Дагаева А.В. по доверенности от 12.01.2015 № 10

от заинтересованного лица: Кузнецовой Е.А. по доверенности от 05.06.2014 № 482

от 3-го лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6970/2015) ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2015 по делу № А56-54178/2014 (судья Александрова Е.Н.), принятое

по заявлению ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области»

к Отделу надзорной деятельности Выборгского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области

3-е лицо: Комитет по культуре Ленинградской области

об оспаривании предписания от 14.04.2014 № 71/1/1

установил:

Открытое акционерное общество «Управляющая компания по                          жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» (далее - ОАО «Управляющая компания по ЖКХ», заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Отдела надзорной деятельности Выборгского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области (далее - Отдел) от 14.04.2014 № 71/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по культуре Ленинградской области (далее - Комитет).

Решением суда от 03.02.2015 в удовлетворении заявления  отказано.

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на  несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Общество, эксплуатирующее здание, построенное до введения в действие СНиП 21-01-97, не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данного здания соблюдать требования СНиП 21-01-97, кроме того, проверенные здания относятся к объектам   культурного наследия и охраны.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Отдела возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.

От Комитета поступило заявление, в котором он просил рассмотреть апелляционную жалобу без своих представителей, при этом, Комитет указал, что поддерживает принятое по делу судебное решение, считает его законным и обоснованным.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании  распоряжения от 01.04.2014 № 71 Отделом 07.04.2014-14.04.2014 проведена внеплановая выездная проверка выполнения Обществом ранее выданного ему предписания от 22.04.2013 № 129/1/1 по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Железнодорожная, 2 - 4.

В ходе проверки выявлены факты невыполнения пунктов 4, 5 данного предписания, а именно:

- в нарушение пункта 6.7 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (далее - СНиП 21-01-97*), пункта 5.2* (а) СНиП 2.04.05-91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (далее - СНиП 2.04.05-91*) коридор не обеспечен системой дымоудаления;

- в нарушение пункта 6.7 СНиП 21-01-97* в коридорах на отдельных участках путей эвакуации не обеспечена ширина путей эвакуации (менее 1 м) в соответствии с требованиями действующих строительных норм  и правил;

- в нарушение пункта 6.13 СНиП 21-01-97* помещения не оборудованы эвакуационными выходами в соответствии с требованиями норм;

- в нарушение пункта 1.38 СНиП 2.08.01-89* «Жилые здания» эвакуационные выходы из помещений не изолированы от жилой части здания.

По результатам проверки Отделом составлен акт от 14.04.2014 № 71, Обществу выдано предписание от 14.04.2014 № 71/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до 20.10.2014.

Считая названное предписание незаконным, ОАО  «Управляющая компания по ЖКХ» обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из законности указанных в предписании требований, недоказанности  невозможности их исполнения.

Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).

Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлена обязанность организаций               соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе, законодательства о пожарной безопасности.

В соответствии  с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В пункте 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома в зависимости от способа управления домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора, путем заключения, например, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162  ЖК РФ.

Из материалов дела следует, и Обществом не оспаривается, что управление многоквартирными домами по адресу: Ленинградская область, г. Выборг,                            ул. Железнодорожная, 2 - 4 осуществляет ОАО  «Управляющая компания по ЖКХ».

Следовательно, оспариваемое предписание от 14.04.2014 N 71/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности было правомерно выдано именно Обществу, как субъекту, ответственному за содержание общего имущества вышеуказанных многоквартирных домов в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

Статьей 20 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон                  № 123-ФЗ) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона (часть 1).

В силу пунктов 2 и 3 статьи 4 Закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии  с пунктом 6.7*  СНиП 21-01-97* противодымная защита зданий должна выполняться в соответствии со СНиП 2.04.05.

В подпункте «а» пункта 5.2*  СНиП 2.04.05-91 предусмотрено, что удаление дыма следует предусматривать из коридоров или холлов жилых, общественных и административно-бытовых зданий в соответствии с требованиями СНиП 2.08.01-89, СНиП 2.08.02-89* и СНиП 2.09.04-87.

Согласно пункту 6.27 СНиП 21-01-97* высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее: 1,2 м - для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений класса Ф1 более 15 чел., из помещений других классов функциональной пожарной опасности - более 50 чел.

В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

В силу пункта 6.13*  СНиП 21-01-97* не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий класса:

- Ф1.1; Ф1.2; Ф2.1; Ф2.2; Ф3; Ф4;

- Ф1.3 при общей площади квартир на этаже, а для зданий секционного типа - на этаже секции - более 500 м2; при меньшей площади (при одном эвакуационном выходе с этажа) каждая квартира, расположенная на высоте более 15 м, кроме эвакуационного, должна иметь аварийный выход по 6.20;

- Ф5 категорий А и Б при численности работающих в наиболее многочисленной смене более 5 чел., категории В - 25 чел.

Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь подвальные и цокольные этажи при площади более 300 м2 или предназначенные для одновременного пребывания более 15 человек.

В зданиях высотой не более 15 м допускается предусматривать один эвакуационный выход с этажа (или с части этажа, отделенной от других частей этажа противопожарными преградами) класса функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф3, Ф4.3 площадью не более 300 м2 с численностью не более 20 человек и при оборудовании выхода в лестничную клетку дверями 2-го типа (по таблице 2).

В пункте 1.38* ранее действовавших СНиП 2.08.01-89* и пункте 7.2.15 действующих в настоящее время СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» установлено, что помещения общественного назначения должны иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания.

В силу пункта 7.1.12 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» помещения общественного назначения следует отделять от помещений жилой части противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа без проемов, в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа.

Данными акта проверки от 14.04.2014 № 71 подтверждается несоблюдение Обществом указанных выше норм при эксплуатации жилых домов по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Железнодорожная, 2 - 4.

Довод Общества о том, что оно не обязано соблюдать требования                                 СНиП 21-01-97* при управлении спорными домами, поскольку здания по указанному адресу построены до 1940 года, правомерно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.

Пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* предусмотрено, что настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений  на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.

СНиП 21-01-97* содержит положения, направленные на обеспечение безопасности и здоровья людей.

В данном конкретном случае время ввода в эксплуатацию объектов заявителя не имеет значения, поскольку требования, изложенные в СНиП 21-01-97*, подлежат обязательному соблюдению и применению при эксплуатации помещений, зданий и других строительных сооружений.

Как правомерно отметил суд первой инстанции, то обстоятельство, что проверенные объекты были построены до или после введения в действие указанных выше СНиП, не освобождает Общество от обязанности по соблюдению действующих требований пожарной безопасности и принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности.

Фактические основания выдачи предписания заявителем не опровергнуты.

Согласно

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2015 по делу n А56-44066/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также