Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по делу n А56-6105/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

24 июня 2015 года

Дело №А56-6105/2015

Резолютивная часть постановления объявлена     17 июня 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  24 июня 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Загараевой Л.П.

судей  Будылевой М.В., Горбачевой О.В.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Кривоносовой О.Г.

при участии: 

от истца (заявителя): Егорова Е.В. – доверенность от 16.01.2015   Адамян А.Ю. – доверенность от 16.01.2015     Зиновьев Ю.А. – паспорт    

от ответчика (должника): Павлова О.В. – доверенность от 12.01.2015 № 03-18/00004

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-10310/2015)  Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2015 по делу № А56-6105/2015 (судья Захаров В.В.), принятое

по заявлению Зиновьева Юрия Анатольевича

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области

о признании недействительным решения № 2835 от 05.11.2014 и требования № 3203 от 27.01.2015

установил:

Индивидуальный предприниматель Зиновьев Юрий Анатольевич (далее - заявитель, Предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - Арбитражный суд) с заявлением о признании недействительными следующих ненормативных актов ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган): решения № 2835 от 05.11.2014 в части начисления земельного налога за 2013 г. в сумме 2 990 295 руб., пеней в сумме 212 645,18 руб., штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 598 059 руб. и требования № 3203 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, процентов по состоянию на 27.01.2015 в части требования об уплате недоимки по земельному налогу в сумме 2 989 465,90 руб., пеней в сумме 212 645,18 руб., штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 598 059 руб.

Решением суда от 06.03.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Инспекция, не согласившись с решением суда, направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просила решение суда отменить.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель предпринимателя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения

В судебном заседании10.06.2015 объявлен перерыв до 17.06.2015.

В судебном заседании 17.06.2015 представители сторон поддержали ранее заявленные позиции.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела,  в период с 23.05.2014 по 25.08.2014 налоговым органом была проведена камеральная проверка в отношении заявителя на основе налоговой декларации по земельному налогу за 2013 г. В ходе камеральной проверки Инспекция пришла к выводу о том, что в нарушение ст. 390, 394 НК РФ налогоплательщик неправомерно занизил налоговую базу и не уплатил земельный налог на земли, предназначенные для использования в предпринимательской деятельности, за 2013 г. в размере 2 990 295 руб.

По результатам проверки Инспекцией был составлен Акт № 11450 камеральной налоговой проверки от 08.09.2014.

29.09.2014 заявитель представил письменные возражения на Акт № 11450 камеральной налоговой проверки от 08.09.2014.

На основании материалов проверки и возражений заявителя Инспекцией вынесено решение № 2835 от 05.11.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение).

Согласно оспариваемому решению заявителю был доначислен земельный налог в сумме 2 990 295 руб., предложено уплатить штраф  в размере 598 059 руб., пени в размере 212 645,18 руб., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Управление ФНС России по Ленинградской области (далее - Управление).

16.12.2014 Управление по итогам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя приняло решение № 16-21-10/16090 об утверждении и оставлении без изменения решения Инспекции от 05.11.2014 № 2835 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.

 На основании вступившего в законную силу решения Инспекции от 05.11.2014 № 2835 налоговым органом в адрес заявителя было выставлено требование № 3203 (далее - требование) по состоянию на 27.01.2015 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного пользования и на праве пожизненного владения.

В силу пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Исходя из положений главы 31 НК РФ, ставки земельного налога устанавливаются в процентах от налоговой базы, которая определяется в соответствии со статьей 390 Кодекса как кадастровая стоимость земельных участков.

В зависимости от категории земель статьей 394 НК РФ определены максимальные размеры ставок, конкретные размеры которых устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Решением Совета депутатов муниципального образования Заклинское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области от 26.11.2010 г. N 70 ставки земельного налога установлены в размере 1,5 процента в отношении прочих земельных участков, а налоговая ставка 0,3% определена в отношении земельных участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства. огородничества и животноводства, а также под дачное хозяйство.

Вид использования "для дачного строительства" в данном перечне не поименовано.

Из системного толкования пункта 2 статьи 7, статьи 77, пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использования для сельскохозяйственного производства, согласно целевому назначению земель.

Статьей 1 Федерального закона о 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" допускается использование льготного налогообложения по ставке 0,3 процента, тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

Основанием для принятия оспариваемого ненормативного акта послужил вывод налогового органа о применении предпринимателем, в нарушение статьи 394 НК РФ, налоговой ставки в размере 0,3 процента, вместо 1,5 процента в отношении земельных участков с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования "для дачного строительства".

Действующее законодательство не ограничивает круг лиц, которые могут являться собственниками земельных участков, имеющих вид разрешенного использования "для дачного строительства"; в то же время по смыслу налогового законодательства пониженные ставки устанавливаются в отношении земельных участков для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства.

Федеральный закон от 28.11.2009 N 283-ФЗ внес изменения в пункт 2 статьи 396 и пункт 1 статьи 398 НК РФ, в соответствии с которыми с 2010 года налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно не только в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, но и по участкам, предназначенным для использования ими в предпринимательской (коммерческой) деятельности.

Доказательств, что земельные участки использовались предпринимателем исключительно в предпринимательских целях, для дачного строительства, что предусматривает применение ставки земельного налога, установленной для прочих земельных участков, инспекцией не представлено.

Из правоустанавливающих документов на спорные земельные участки, а также иных представленных сторонами доказательств однозначно не следует, что земельные участки не имеют признаков имущества, предназначенного для личного, семейного потребления, и что данные спорные участки изначально предназначались для использования в предпринимательской (коммерческой) деятельности.

Инспекцией в жалобе не оспаривается факт неосуществления предпринимателем на спорных участках предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке. Факторами и обстоятельствами, свидетельствующими о наличии признаков предпринимательской деятельности, является в частности, изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган подается заявление, на листе А "Сведения о видах экономической деятельности" которого указываются сведения о кодах и наименованиях осуществляемых видов деятельности в соответствии с ОКВЭД.

По мнению Минфина России, доходы от деятельности, подпадающей под вид деятельности, не указанный индивидуальным предпринимателем при регистрации либо в результате внесения соответствующих изменений, не должны признаваться доходами, полученными от осуществления предпринимательской деятельности. Учет доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, должен осуществляться индивидуальным предпринимателем отдельно от доходов, полученных вне рамок осуществления такой деятельности (Письма от 06.03.2012 N03-04-05/3-260, от 19.05.2011 N 03-11/11/131, от 12.08.2010 N 03-04-05/3-453).

Таким образом, исходя из официальной позиции Минфина РФ и ФНС РФ физическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность исключительно в рамках ОКВЭД, указанных в реестре.

Как следует из выписки ЕГРИП заявитель занимался розничной торговлей, и другими видами деятельности, в частности в выписке указан вид деятельности 70.2 «Сдача внаем собственного недвижимого имущества».

Согласно ОКВЭД по коду 70.20 «Сдача внаем собственного недвижимого имущества» понимаются виды деятельности:

70.20.1           - Сдача внаем собственного жилого недвижимого имущества

70.20.2  - Сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества

Таким образом, как следует из представленных в материалы дела документов, предпринимателем не заявлялся, как осуществляемый вид деятельности, ведение дачного хозяйства (строительства)- код данного раздела 45 «Строительство».

Таким образом, спорные земельные участки использовались ИП Зиновьевым Ю.А. как физическим лицом для передачи имущества в качестве вклада в некоммерческую организацию, что подтверждается актом от 01.10.2011 г.

Данный факт подтверждается также и справкой № 927 от 23.09.2014 г. Администрации Заклинского сельского поселения и справкой 877 от 11.09.2014 г. Администрации Заклинского сельского поселения.

Таким образом, земельные участки с кадастровым номером 47:29:0657001:17, 47:29:0657001:18, 47:29:0657001:21 ИП Зиновьевым Ю.А. не использовались и не предназначались для использования в предпринимательской деятельности

Данные участки предназначались для передачи в ДНП «Лужское», что подтверждается проведением с 2011 года работа по подготовке и оформлению документов для передачи данных земельных участков в дачное некоммерческое партнерство «Лужское». Указанный факт подтверждается заключенным договором № 1151 от 01.06.2011 г. между Зиновьевым Ю.А. и ООО «Тайвола». В договоре прямо определен на статус физического лица, владельца участков, что подтверждено другими документами, переданными в налоговый орган в качестве доказательств не использования данных земель в предпринимательской деятельности.

Следует отметить тот факт, что между Зиновьевым Ю.А. и ДНП «Лужское» заключен договор о намерениях с ДНП «Лужское», по которому после всех необходимых процедур по оформлению и согласовано, предприниматель обязан передать земельные участки в качестве имущественного взноса в ДНП «Лужское». При этом, по акту от 01.10.2011 г. спорные земельные участки переданы в фактическое пользование ДНП «Лужское».

ДНП «Лужское» поставлено

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по делу n А56-84028/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также