Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2011 по делу n А26-9462/2010. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 марта 2011 года

Дело №А26-9462/2010

Резолютивная часть постановления объявлена     22 марта 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме  28 марта 2011 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего   Г.В. Борисовой

судей   О.И. Есиповой, Л.А. Шульга

при ведении протокола судебного заседания:  Е.В.Михайлюк

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-1237/2011) Управления  Федеральной  антимонопольной  службы  по  Республике  Карелия  на  решение  Арбитражного  суда  Республики  Карелия  от  20.12.2010г.  по делу № А26-9462/2010 (судья  Лазарев  А.Ю.), принятое

по  заявлению  ОАО  «Петрозаводские  коммунальные  системы»   

к  Управлению  Федеральной  антимонопольной  службы  по  Республике  Карелия

о  признании  незаконным  постановления

при участии:

от заявителя: Зосим  В.С. по доверенности  от  06.12.2010г.  № 172  

от ответчика: Швец  Н.А.  по доверенности  от  11.01.2011г.     

установил:

   ОАО  «Петрозаводские  коммунальные  системы»  обратилось  в  Арбитражный  суд  Республики  Карелия  с  заявлением  о  признании  незаконным  постановления  Управления  Федеральной  антимонопольной  службы  по  Республике  Карелия  от  12.10.2010г.  № 03-17/24-2010  о  привлечении  общества  к  административной  ответственности  по  ст.14.31  Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях  в  виде  штрафа  в  размере  6 488 990 рублей. 

В  обоснование  своих  доводов  заявитель  указал  на  отсутствие  вины  общества  и  совершение  правонарушения  в  силу  неправильного  перевода  норматива  из  куб.м  в  сутки  на  человека  в  куб.м  в  месяц  на  человека.  По  мнению  общества,  антимонопольным  органом  допущены  процессуальные  нарушения  в  ходе  привлечения  общества  к  административной  ответственности,  неправильно  исчислен  штраф  за  совершенное  правонарушение. 

Решением  суда  первой  инстанции  заявленные  ОАО  «Петрозаводские  коммунальные  системы»  требования  удовлетворены  частично.  Признано  незаконным  и  отменено  постановление  Управления  Федеральной  антимонопольной  службы  по  Республике  Карелия  от  12.10.2010  по  делу  № 03-17/24-2010  об  административном  правонарушении,  ответственность  за  которое  установлена  статьей 14.31  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях,  в  части  назначения  ОАО  «Петрозаводские  коммунальные  системы» административного  наказания  в  виде  штрафа  в  размере  6 488 990 рублей.  В  удовлетворении  остальной  части  заявленных  требований  отказано. 

Не  согласившись  с  решением  суда,   Управление  Федеральной  антимонопольной  службы  по  Республике  Карелия    направило  апелляционную  жалобу,  в  которой  просило  решение  суда  отменить,  принять  новый  судебный  акт  об  отказе  обществу  в  удовлетворении  заявленных  требований  в  полном  объеме. 

В  судебном  заседании  представитель  антимонопольного  органа  поддержал  доводы  апелляционной  жалобы  по  тем  основаниям,  что  штраф  за  совершенное  обществом  правонарушение  по  ст.14.31  Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях  исчислен  в  соответствии  с  п.3  ч.1  ст.3.5  Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях,  ст.248,  249  Налогового  кодекса  РФ.

Представитель  общества  в  судебном  заседании   не  согласился  с  доводами  апелляционной  жалобы  и  просил  решение  суда  первой  инстанции  оставить  без  изменения,  апелляционную  жалобу  без  удовлетворения.

Законность  и  обоснованность  принятого  решения  проверяются  в  порядке  и  по  основаниям,  установленными  статьями  258, 266-271  АПК  РФ.

Выслушав  лиц,  участвующих  в  судебном  заседании,  исследовав  материалы  дела,  обсудив  доводы  апелляционной  жалобы,  суд  апелляционной  инстанции  находит  ее  обоснованной  и  подлежащей  удовлетворению.

Как  видно  из  материалов  дела,  Управлением  Федеральной  антимонопольной  службы  по  Республике  Карелия  рассмотрено  заявление  гражданки  Павловой  Л.В.  на  действия  ОАО  «Петрозаводские  коммунальные  системы»  и  ООО  «Энергокомфорт»  по  неправомерному  превышению  нормативов  потребления  холодной  воды  и  водоотведения,  которые  установлены  решением  Петрозаводского  городского  Совета  XXXI  сессии  XXVI  созыва  от  03.06.2009г.  № ХХVI/ХХХI-620,  при  расчетах  с  потребителями  за  период  с  15.06.2009г.  по  31.10.2009г.  Управление  решением  от  03.03.2010г.  признало  общество  нарушившим  часть 1  статьи 10  Федерального  закона  от  26.07.2006  № 135-ФЗ  «О  защите  конкуренции»  в  связи  с  совершением  действий,  ущемляющих  интересы  других  лиц.    Названное  решение  не  оспорено  и  вступило  в  законную  силу.

Действия  ОАО  «Петрозаводские  коммунальные  системы»  на  территории  Петрозаводского  городского  округа  по  применению  в  период  с  15.06.2009  по  31.10.2009  при  расчётах  с  потребителями  нормативов  потребления  холодной  воды  и  водоотведения,  превышающих  нормативы  потребления,  установленные  решением  Петрозаводского  городского  Совета  XXXI  сессии  XXVI  созыва  от  03.06.2009  № XXVI/XXXI-620  были  признаны  Управлением  злоупотреблением  доминирующим  положением,  недопустимым  в  соответствии  с  антимонопольным  законодательством  и  образующим  состав  административного  правонарушения,  предусмотренного  статьей 14.31  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях.

Определением  от  10.09.2010г.  по  факту  выявленного  нарушения  и  на  основании  решения  от  03.03.2010г.  Управление  возбудило  в  отношении  общества  дело  об  административном  правонарушении  по  статье 14.31  Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях  и  о  проведении  административного  расследования.

По  результатам  административного  расследования  01.10.2010г.  антимонопольный  орган  в  присутствии  представителя  заявителя  составил  протокол  об  административном  правонарушении  по  делу  № 03-17/24-2010,  на  основании  которого  по  данному  делу  вынес  постановление  от  12.10.2010г.  о  признании  общества  виновным  в  совершении  административного  правонарушения,  ответственность  за  которое  установлена  статьей 14.31  Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях,  и  назначил  ему  наказание  в  виде  штрафа  в  размере  6 488 990 рублей.

ОАО  «Петрозаводские  коммунальные  системы»  не  согласилось  с  указанным  решением  антимонопольного  органа  по  тем  основаниям,  что  отсутствует  вина  общества,  правонарушение  совершено  в  силу  неправильного  перевода  норматива  потребления  из  куб.м  в  сутки  на  человека  в  куб.м  в  месяц  на  человека.  По  мнению  общества,  антимонопольным  органом  допущены  процессуальные  нарушения  в  ходе  привлечения  общества  к  административной  ответственности,  неправильно  исчислен  штраф  за  совершенное  правонарушение,  что  является  основанием  для  отмены  оспариваемого  постановления. Указанные  обстоятельства  явились  основанием  для  обращения  в  суд  с  заявлением.

Суд  первой  инстанции,  дав  оценку  доводам  заявителя,  признал  незаконным  и  отменил  оспариваемое  постановление Управления  Федеральной  антимонопольной  службы  по  Республике  Карелия  от  12.10.2010  по  делу  № 03-17/24-2010  об  административном  правонарушении,  ответственность  за  которое  установлена  статьей 14.31  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях,  в  части  назначения  ОАО  «Петрозаводские  коммунальные  системы» административного  наказания  в  виде  штрафа  в  размере  6 488 990 рублей.  В  удовлетворении  остальной  части  заявленных  требований  отказал. 

В  соответствии  с  частью 1  статьи 10  Федерального  закона  от  26.07.2006г.  № 135-ФЗ «О  защите  конкуренции»  запрещаются  действия (бездействие)  занимающего  доминирующее  положение  хозяйствующего  субъекта,  результатом  которых  являются  или  могут  являться  недопущение,  ограничение,  устранение  конкуренции  и (или)  ущемление  интересов  других  лиц. 

Согласно  статье 3,  пункту 1  статьи 4  Федерального закона  от  17.08.1995г.  № 147-ФЗ  «О  естественных  монополиях»  субъектом  естественной  монополии  является  хозяйствующий  субъект (юридическое  лицо),  занятый  производством (реализацией)  товаров  в  условиях  естественной  монополии. 

В  силу  части 5  статьи 5 Закона  № 135-Ф3  доминирующим  признается  положение  хозяйствующего  субъекта – субъекта  естественной  монополии  на  товарном  рынке,  находящемся  в  состоянии  естественной  монополии.

Услуги  водоснабжения  и  водоотведения  отнесены  к  сфере  деятельности  субъектов  естественных  монополий. 

За  совершение  занимающим  доминирующее  положение  на  товарном  рынке  хозяйствующим  субъектом  действий,  признаваемых  злоупотреблением  доминирующим  положением  и  недопустимых  в  соответствии  с  антимонопольным  законодательством  Российской  Федерации,  если  эти  действия  не  содержат  уголовно-наказуемого  деяния,  статьей  14.31  Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях  предусмотрена  административная  ответственность.

Из  материалов  дела  следует,  что  ОАО  «Петрозаводские  коммунальные  системы»,  оказывая  услуги  водоснабжения  и  водоотведения,  в  нарушение  части 1  статьи 10  Федерального  закона  «О  защите  конкуренции»  при  расчётах  с  потребителями  в  период  с  15.06.2009  по  31.10.2009  применило  нормативы  потребления  холодной  воды  и  водоотведения,  превышающие  нормативы  потребления,  установленные  решением  Петрозаводского  городского  Совета. 

Суд  первой  инстанции  сделал  правильный  вывод  о  доказанности  антимонопольным  органом  факта  совершенного  обществом  правонарушения  и  его  вины. 

За  совершение  действий,  признаваемых  злоупотреблением  доминирующим  положением  и  недопустимых  в  соответствии  с  антимонопольным  законодательством  РФ  статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено  наказание  юридическим  лицам  в  виде  штрафа  в  размере  от  одной  сотой  до  пятнадцати  сотых  размера  суммы  выручки  правонарушителя  от  реализации  товара (работы, услуги),  на  рынке  которого  совершено  правонарушение,  но  не  более  одной  пятидесятой  совокупного  размера  суммы  выручки  правонарушителя  от  реализации  всех  товаров (работ, услуг)  и  не  менее  ста  тысяч  рублей,  а  в  случае,  если  сумма  выручки  правонарушителя  от  реализации  товара (работ, услуг),  на  рынке  которого  совершено  административное  правонарушение,  превышает  75 процентов  совокупного  размера  суммы  выручки  правонарушителя  от  реализации  всех  товаров (работ, услуг)  в  размере  от  трех  тысячных  до  трех  сотых  размера  суммы  выручки  правонарушителя  от  реализации  товара,  на  рынке  которого  совершено  административное  правонарушение,  но  не  более  одной  пятидесятой  совокупного  размера  суммы  выручки  правонарушителя  от  реализации  всех  товаров  и  не  менее  ста  тысяч  рублей.

В  примечании  к  названной  статье  указано,  что  для  целей  применения  настоящей  главы  под  выручкой  от  реализации  товаров (работ,  услуг)  понимается  выручка  от  реализации  товаров (работ,  услуг),  определяемая  в  соответствии  со  ст. 248,  249  НК  РФ.

Согласно  ст.248,  249  НК  РФ  к  доходам  относятся,  в  том  числе  доходы  от  реализации  товаров (работ,  услуг)  и  имущественных  прав.  Доходом  от  реализации  признаются  выручка  от  реализации  товаров (работ,  услуг)  как  собственного  производства,  так  и  ранее  приобретенных,  выручка  от  реализации  имущественных  прав. 

Пунктом 3  ч. 1 ст.3.5  Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях  при  определении  размера  административного  штрафа  сумма  выручки  правонарушителя  от  реализации  товара,  на  рынке  которого  совершено  правонарушение,  определяется  за  календарный  год,  предшествующий  году,  в  котором  было  выявлено  нарушение.

По  данным  отчета  о  прибылях  и  убытках  общества  за  период  с  01.01.2009г.  по  31.12.2009г.  совокупная  сумма  выручки  составила  2 605 001 000 рублей,  выручка  по  водоснабжению  и  водоотведению  за  указанный  период  составила  648 899 000 рублей.

Поскольку  сумма  выручки  ОАО  «Петрозаводские  коммунальные  системы»  на  рынке  оказания  услуг  по  водоснабжению  и  водоотведению  не  превышает  75  процентов  совокупного  размера  суммы  выручки (24,9 %),  то  административный  штраф  может  составлять  от  одной  сотой  до  пятнадцати  сотых  размера  суммы  выручки  правонарушителя  от  реализации товара,  на  рынке  которого  совершено  правонарушение,  но  не  более  одной  пятидесятой  совокупного  размера  суммы  выручки  правонарушителя  от  реализации  всех  товаров (работ, услуг)  и  не  менее  ста  тысяч  рублей.

Антимонопольный  орган  правильно  исчислил  размер  штрафа,  учитывая  обстоятельства  дела,  назначил  обществу  минимальный  штраф  в  размере  6 488 990 рублей.  Апелляционным  судом  расчет  проверен.

Ссылка  в  постановлении  на  п.4  ч.1  ст.3.5  Кодекса   РФ  об  административных  правонарушениях  суд  признает  технической  ошибкой,  так  как  исчисление  штрафа  произведено  правильно  с  фактическим  применением  п.3  ч.1  ст.3.5   Кодекса   РФ  об  административных  правонарушениях.

Суд  первой  инстанции  ошибочно  указал,  что  базой  для  исчисления  размера  административного  штрафа  по  ст.14.31 Кодекса РФ  об  административных  правонарушениях  в  данном  случае  должна  служить  выручка  общества  за  2008 год,  сославшись  на  то,  что  правонарушение  выявлено  в  2009г.  и  расчет  штрафа  производится  из  суммы  выручки  за  предшествующий  выявленному  административному  правонарушению  год. 

Согласно  п.1  ч.3  ст.44  Закона  № 135-ФЗ  по  результатам  рассмотрения  заявлений  или  материалов  антимонопольный  орган  принимает  решение  о  возбуждении  дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства. 

В  случае  принятия  решения  о  возбуждении  дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства  антимонопольный  орган  издает  приказ  о  возбуждении  дела  и  создании  комиссии (часть 4 статьи 44 Закона № 135-ФЗ).

Постановлением  Пленума  ВАС  РФ  от  14.10.2010г.  № 52  «О  внесении  изменений  в  постановление  Пленума  ВАС  РФ  от  30.06.2008г.  № 30  «О  некоторых  вопросах,  возникающих 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2011 по делу n А56-56052/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также