Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2006 по делу n А56-32486/2005. Изменить решение

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

04 июля 2006 года

Дело №А56-32486/2005

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2006 года

Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2006 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Горбачевой О.В.

судей Будылевой М.В., Петренко Т.И.

при ведении протокола судебного заседания: Качаловой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4927/2006) Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) Управление по Северо-Западному федеральному округу

на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области

от 03.04.2006 по делу № А56-32486/2005 (судья Третьякова Н.О.), принятое

по заявлению Индивидуального предпринимателя Архипова Анатолия Александровича

к Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) Управление по Северо-Западному федеральному округу

о признании недействительным предписания

при участии:

от заявителя: Архипов А.А. свидетельство о постановке на учет в налоговый орган от 16.10.000, паспорт; Елизарова Н.Ю. доверенность от 18.10.05. б/н.

от ответчика: Лардугин А.А. доверенность от 02.03.06 №1/1835

установил:

Предприниматель Архипов Анатолий Александрович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным Предписания Управления по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) (далее Управление по СЗО Росохранкультуры) № 12-ОКН-НО от 26 апреля 2005 года.

Решением суда от 3 апреля 2006 года заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что Спасо-Елизаровский монастырь не включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия, отсутствуют доказательства отнесения территории Спасо-Елизаровского монастыря, в пределах которой устанавливается специальный порядок использования земель, к охранной зоне объекта культурного наследия.

В апелляционной жалобе Управление СЗО Росохранкультуры просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении требований предпринимателя. По мнению подателя жалобы, суд неправомерно не принял во внимание Постановление Совмина РСФСР № 1324 от 30.08.60г., которым собор Спасо-Елизаровского монастыря отнесен к памятникам культуры, подлежащим охране как памятник государственного значения.

В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель считает доводы Управления СЗО Росохранкультура необоснованными, жалобу не подлежащей удовлетворению.

В судебном заседании представитель Управления СЗО Росохранкультуры поддержал доводы жалобы, представители предпринимателя - возражения на жалобу.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и выслушав представителей сторон, апелляционная инстанция считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, предприниматель обратился в администрацию Псковского района в целях выделения земельного участка в центре д. Елизарово, рядом с существующим торговым павильоном в придорожной полосе автодороги Псков-Гдов, в 12 метрах от дороги для размещения торгового павильона.

Предпринимателем в администрацию предоставлено ходатайство администрации Верхолинской волости, ситуационный план, заключение центра Госсанэпиднадзора Псковского района, Инспекции госпожарнадзора Псковского района, Техусловия на электроснабжение. Составлен акт выбора и обследования участка для размещения торгового павильона – кафе, который согласован Главой администрации волости, Архитектором района, Санэпиднадзором, Госпожнадзором, Инспекцией ГИБДД, территориальным дорожным комитетом, телефонными сетями, магистральными сетями связи, электросетями. Акт выбора главой администрации района не согласован.

В связи с проведением работ по проектированию и строительству торгового павильона – кафе Государственный комитет Псковской области по культуре обратился в Управление СЗО Росохранкультуры с ходатайством о запрещении отвода земельных участков под строительство в д. Елизарово до утверждения Проекта зон охраны памятника федерального значения. Аналогичное заявление поступило от Спасо-Елеазаровского женского монастыря.

26 апреля 2005 года в адрес Администрации Псковского района, предпринимателя Архипова А.А. выдано предписание Управления СЗО Росохранкультуры № 12-ОКН-НО. В предписании отражены нарушения законодательства:

отвод участка, проектирование и строительство торгового павильона – кафе, проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника археологии, проведение земляных строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия. Предписано: отменить разрешительные и распорядительные документы по отводу земельных участков под строительство на территории объекта археологического наследия федерального значения; запретить разработку проектной документации и строительство торгового павильона – кафе на территории объекта археологического наследия федерального значения.

Предприниматель не согласился с законностью вынесенного предписания и обжаловал его в судебном порядке.

Удовлетворяя требования предпринимателя о признании недействительным предписания судом первой инстанции не были учтены следующие обстоятельства.

Статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее Закон № 73-ФЗ) определено, что к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на виды, в том числе памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия).

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, в соответствии со ст. 5 Закона № 73-ФЗ, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 99 Земельного кодекса РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия. На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Статьей 15 Закона № 73-ФЗ установлено, что ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия. Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации. На момент вынесения оспариваемого предписания Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия не утверждено.

Согласно ст. 63 закона № 73-ФЗ определено, что до утверждения Правительством Российской Федерации положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации сохраняется порядок отнесения объектов, представляющих историко-культурную ценность, к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, установленный законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что монастырь не включен в единый государственный реестр, является ошибочным.

Указом Президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 года «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» утвержден перечень соответствующих объектов.

Пунктом 2 Указа Президента РФ установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального значения относятся памятники истории и культуры определенные Приложением 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 году № 1327. В приложение № 1 к указанному постановлению включен памятник «Собор Спасо-Елизаровского монастыря, XVI в.». При таких обстоятельствах Собор Спасо-Елизаровского монастыря является объектом культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Согласно п. 3 ст. 34 Закона № 73-ФЗ границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации. На момент рассмотрения спора указанный Порядок Правительством РФ не утвержден.

В соответствии с указанной нормой по заказу Псковской Епархии в 2003 году разработан проект зоны охраны Спасо-Елеазаровского монастыря, в состав которого входит объект культурного наследия федерального значения. По проекту предусмотрено наличие охранной зоны площадью 130,60га, зона регулирования застройки тип 1 – 89,20 га, тип 2 – 7,05 га, зона охраняемого ландшафта – 2834 га.

Экспертное заключение на проект зон охраны составлено в 2004г. (л.д.62-64).

20 апреля 2005 года на заседании секции НМС принято решение о рекомендации к согласованию внешней границы зон охраны. Документы по согласованию внешней границы зон охраны направлены на согласование.

Пунктом 5.11. Положения о федеральной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.06.04г. № 301, определены полномочия ФС по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, в том числе согласование проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения.

10 августа 2005 года ФС по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия согласовала «Проект зон охраны Спасо-Елеазаровского монастыря в Псковском районе Псковской области» в части устанавливаемых границ территорий, охранной зоны, зон регулирования застройки и охраняемого ландшафта объектов культурного наследия (л.д.67).

Таким образом, на момент вынесения оспариваемого предписания проект зон охраны был подготовлен и направлен на согласование в соответствующий орган исполнительной власти, а в последствии согласован в установленном порядке.

Проект зоны охраны и его согласование не отменено, не оспорено в судебном или ином, установленном законом порядке.

Статьей 34 закона № 73-ФЗ определено, что в состав зон охраны объекта культурного наследия включаются охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия; Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности; Зона охраняемого природного ландшафта.

Как следует из материалов дела (схема зон охраны – Приложение к делу) место размещения торгового павильона – кафе предпринимателя Архипова А.А. находится в границах охранной зоны.

Статьей 35 закона № 73-ФЗ определено, что проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия подлежат согласованию с соответствующими органами охраны объектов культурного наследия.

Проектирование и проведение землеустроительных,

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2006 по делу n А56-23209/2005. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также