Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2013 по делу n А56-59293/2012. Изменить решение (ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

10 апреля 2013 года

Дело №А56-59293/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     03 апреля 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  10 апреля 2013 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Л. П. Загараевой,

судей М. В. Будылевой, О. В. Горбачевой,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем И. Г. Брюхановой,

при участии: 

от истца (заявителя): П. С. Воюшин, доверенность от 21.01.2013, Д. Л. Чекулаев, доверенность от 10.01.2013 № 10-01/13, В. Ю. Пятышев, доверенность от 18.05.2012 № 18-05/12;

от ответчика (должника): Н. В. Алексеева, доверенность от 05.12.2012 № 05-06/16279, М. А. Карпова, доверенность от 29.10.2012 № 05-06/14416;

от 3-го лица: Л. Г. Орлова, доверенность от 09.01.2013 № 02-21/3;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-4372/2013) Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2013 по делу № А56-59293/2012 (судья С. П. Рыбаков), принятое

по иску (заявлению) Открытого акционерного общества "Выборгская целлюлоза"

к Управлению Федеральной налоговой службы по Ленинградской области

3-е лицо: Инспекция ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области

о признании недействительным решения

установил:

Открытое акционерное общество "Выборгская целлюлоза" (ОГРН 1027809177714, адрес 188918, Ленинградская область, Выборгский район, Советский поселок городского типа, Заводская улица, 2) (далее – ОАО "Выборгская целлюлоза", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Ленинградской области (адрес 195027, Санкт-Петербург, пр. Металлистов, д. 34) (далее – налоговый орган, Управление, ответчик) о признании частично недействительным решения от 14.09.2012 № 16-21-04/12042@.

Решением суда первой инстанции от 29.01.2013 требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что в нарушение пункта 6 статьи 226 НК РФ ОАО «Выборгская целлюлоза» как налоговый агент за проверяемый период с 05.06.2009 по 10.05.2011 не перечисляло в бюджет в установленные НК РФ сроки НДФЛ, удержанный с налогоплательщиков - физических лиц — работников Общества; задолженность по НДФЛ в сумме 35607897 руб. за 4 квартал 2010 года и 1, 2 кварталы 2011 года перечислена в бюджет путем проведения зачета 04.08.2011 года, то есть с нарушением сроков, установленных пунктом 6 статьи 226 НК РФ; факт наличия переплаты по НДС подтвержден справками по расчетам с бюджетом за 2012 год, представленными суду, однако, проверяемый выездной налоговой проверкой период по НДФЛ с 05.06.2009 по 10.05.2011, поэтому переплата по НДС в 2012 году не могла повлиять на размер пени и штрафа за несвоевременное перечисление НДФЛ в 2010-2011 годах; основными субподрядчиками ООО «ЭС-Контрактстрой» являлись ООО «НовоСтрой» и ООО «Управление строительным бизнесом-88»; Храмцов О.Л. фактически не являлся в период с 24.12.2008 по 27.09.2010 генеральным директором ООО «НовоСтрой», не исполнял его обязанности и не мог заключать договоры и подписывать документы от имени данной организации, следовательно, договор от 14.07.2010 № СП-14/07-П, локальные сметы, счета-фактуры, акты выполненных работ от 14.07.2010, от 31.08.2010, от 30.07.2010 подписаны неуполномоченным лицом; Маслов А.А. фактически не являлся в период с 16.03.2010 по 30.09.2010 генеральным директором ООО «Управление строительным бизнесом-88», не исполнял его обязанности и не мог заключать договоры и подписывать документы от имени данной организации, следовательно, договор подряда от 07.07.2010 №ДП34/10 с ООО «ЭС-Контрактстрой», договор подряда от 13.07.2010 № СП-34/13-П с ООО «Регион-Сити», справки о стоимости выполненных работ от 30.07.2010, 31.08.2010, акты выполненных работ от 30.07.2010, 31.08.2010 подписаны неуполномоченным лицом; анализ движения денежных средств по расчетным счетам контрагентов показал, что у организаций отсутствуют платежи, присущие хозяйствующим субъектам, такие как оплата коммунальных платежей, оплата за аренду офисных и складских помещений, выплата заработной платы, а также за привлекаемую технику для выполнения работ, все организации не обладают основными, оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности; согласно выпискам банка денежные средства перечислялись на счета организаций, не исполняющих свои налоговые обязательства, за строительно-монтажные работы и оборудование; в ходе проведения выездной налоговой проверки налоговым органом установлено, что работы по проекту переоборудования производства переработки бумаги под производство по выпуску древесных гранул «пеллет», по проекту реконструкции «БДМ 1» (линия по переработке макулатуры) осуществлялись сотрудниками ОАО «Выборгская целлюлоза» и сотрудниками ЗАО «Спецстроймонтаж»; фактически работы ООО «ЭС-Контрактстрой» с привлечением субподрядных организаций не выполняло, у данной организации отсутствовала возможность самостоятельно выполнять СМР по спорным договорам; данные обстоятельства деятельности ОАО «Выборгская целлюлоза», ООО «ЭС-Контрактстрой» и его контрагентов в их совокупности свидетельствуют о том, что сделки заключены с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС из бюджета.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Инспекция ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области (далее – Инспекция) провела выездную налоговую проверку ОАО «Выборгская целлюлоза» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2010, налога на доходы физических лиц за период с 05.06.2009 по 10.05.2011, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2009 по 31.12.2009.

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Инспекцией было вынесено решение от 27.07.2012 № 69-11 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Общество обжаловало данное решение Инспекции в Управление, которое по результатам рассмотрения жалобы отменило решение Инспекции и приняло новое решение от 14.09.2012 № 16-21-04/12042@ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Данным решением в оспариваемой Обществом части заявитель привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 123 НК РФ за неполное перечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 7121579 руб., Обществу начислены пени по НДФЛ в размере 2427113,78 руб., пени по НДС в размере 685933,82 руб., Обществу предложено уплатить НДС в размере 5792040 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

В силу статьи 123 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ) неправомерное не удержание и (или) не перечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пунктом 3 данной статьи определено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ.

Согласно пункту 7 статьи 75 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на налоговых агентов.

Из материалов дела следует, что в нарушение пункта 6 статьи 226 НК РФ ОАО «Выборгская целлюлоза» как налоговый агент за проверяемый период с 05.06.2009 по 10.05.2011 не перечисляло в бюджет в установленные НК РФ сроки НДФЛ, удержанный с налогоплательщиков - физических лиц — работников Общества.

Даты выдачи заработной платы работникам, суммы исчисленного и суммы перечисленного НДФЛ указаны в таблице на странице 98 решения Инспекции ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области от 27.07.2012 № 69-11.

Согласно приведенным данным Обществом в 2009, 2010, 1 квартале 2011 не в полном объеме перечислялся удержанный у налогоплательщиков НДФЛ в бюджет, на 01.05.2009 имелось отрицательное (кредитовое) сальдо.

Указанные данные подтверждаются материалами дела и заявителем не опровергнуты.

На дату вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки 10.05.2011 Общество имело задолженность по удержанному и не перечисленному в бюджет НДФЛ в сумме 35607897 руб.

Общество 01.08.2011 представило в налоговый орган заявление о зачете НДФЛ за 4 квартал 2010, 1 и 2 кварталы 2011 в сумме 54303390 руб. в счет суммы возмещения налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2011. Налоговым органом 04.08.2011 было вынесено решение № 286 о зачете по заявлению ОАО «Выборгская целлюлоза» переплаты по НДС в сумме 54303390 руб. в уплату НДФЛ в сумме 54303390 руб.

Соответственно, задолженность Общества по НДФЛ в сумме 35607897 руб. за 4 квартал 2010 и 1, 2 кварталы 2011 была погашена путем проведения зачета 04.08.2011, то есть с нарушением сроков, установленных пунктом 6 статьи 226 НК РФ.

Переплата по НДС у Общества возникла по итогам 1 квартала 2011, тогда как неперечисление сумм НДФЛ было допущено в 2009, 2010, 1 квартале 2011 – то есть до момента возникновения права Общества на возмещение НДС.

Следовательно, указанная переплата не могла быть зачтена налоговым органом ранее ее возникновения, то есть по налоговым периодам 2009, 2010, а также в 1 квартале 2011, в связи с чем Обществом была допущена просрочка перечисления сумм НДФЛ в бюджет, что повлекло начисление пени по НДФЛ.

При этом, вся имеющаяся у Общества переплата по НДС в связи с наличием налога к возмещению за 1 квартал 2011 была возвращена Обществу на расчетный счет.

Таким образом, Управление обоснованно начислило Обществу пени в размере 2427113,78 руб. по НДФЛ, расчет пени апелляционным судом проверен и признан правильным.

Оснований для признания решения Управления недействительным в этой части не имеется.

Общество было привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 123 НК РФ в виде штрафа в размере 7121579 руб. за неполное перечисление сумм НДФЛ, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом.

Указанный штраф был рассчитан за период с октября 2010 по март 2011 в связи с несвоевременным перечислением Обществом сумм удержанного НДФЛ, штраф начислен на сумму 35607897 руб. Инспекцией ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области был представлен расчет данного штрафа, который апелляционным судом проверен и признан правильным.

Вместе с тем, Общество ходатайствовало о снижении размера штрафа по пункту 1 статьи 123 НК РФ до 100000 руб. в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств.

Согласно частям 1 и 2 статьи 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в установленных НК РФ размерах.

Пунктом 4 статьи 112 НК РФ предусмотрено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Приведенный в статье 112 НК РФ перечень смягчающих ответственность обстоятельств не является исчерпывающим.

Таким образом, положения статей 112 и 114 НК РФ предусматривают право суда устанавливать и учитывать обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, при наложении санкций за налоговые правонарушения в определенном законодательством о налогах и сборах порядке.

Согласно положениям пункта 3 статьи 114 НК РФ, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.

Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 НК РФ, суд при определении размера, подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2013 по делу n А56-62920/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также