Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2008 по делу n А21-6265/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 07 апреля 2008 года Дело №А21-6265/2007 Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2008 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лопато И.Б. судей Петренко Т.И., Савицкой И.Г. при ведении протокола судебного заседания: Немшановой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2582/2008) ООО "Объединение рынков" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.01.2008 по делу № А21-6265/2007 (судья И.Л. Гурьева), по заявлению Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области к ООО "Объединение рынков" о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду при участии: от заявителя: В.В. Кремков, дов. от 18.04.2007 от ответчика: В.В. Войников, дов. № 77 от 13.04.2006 установил: Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области (далее - Управление, Ростехнадзор) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «Объединение рынков» (далее - Общество) задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 2005, 2006 годы, 1, 2 кварталы 2007 года в сумме 12400371, 04руб. По заявлению Управления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом принято уменьшение размера взыскиваемой суммы до 10364005, 15 руб. Решением суда от 25 января 2008 года заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с принятым судом решением, Общество заявило апелляционную жалобу, в которой просило изменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению Общества, обязанность по внесению платы за размещение отходов распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - собственников размещаемых отходов. Общество осуществляет вывоз мусора, который образуется в результате хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся собственниками или арендаторами помещений центрального рынка. Право собственности на такие отходы Общество не приобретает и у него не возникает обязанности вносить плату за размещение отходов, принадлежащих иным хозяйствующим субъектам. Общество представило собственный расчет платы за размещение отходов. Расчет произведен с применением постановления мэра города Калининграда от 25 марта 2003 года № 630 «О нормах образования отходов потребления», установленных за 1 квадратный метр, и с учетом занимаемой по договору аренды площади. Кроме того, Общество полагает возможным применение норматива платы, установленного для отходов 5 класса, к которому относит размещаемые им отходы, ссылаясь при этом на федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786. Также в апелляционной жалобе указано, что в соответствии с пунктом 28 постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 при расчете платы необходимо применять коэффициент 0,3, поскольку отходы, вывозимые Обществом, размещались на полигоне МУП «Чистота». В судебном заседании представитель Общества заявил об ошибочности своего довода о применении коэффициента 0,3, представив иной расчет суммы платы, подлежащей, по его мнению, взысканию. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснил, что оспаривает решение суда лишь в части взыскания платы за размещение отходов, а с решением в части взыскания платы за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от передвижных источников загрязнения Общество согласно. Представитель Управления в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил письменный отзыв с изложением своих возражений. Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке по правилам пункта 5 статьи 268 АПК РФ, т.е. в обжалуемой части. Как следует из материалов дела, согласно Уставу, Общество, являющееся правопреемником ЗАО «Объединение рынков», осуществляет торговую деятельность, создание рыночных мероприятий, доступных для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей, предоставляет услуги по обслуживанию нежилых помещений, хранению, приемке, сдаче, упаковке товаров и др. В соответствии с договором аренды от 05.02.1999г. № 2484, заключенным с Комитетом муниципального имущества города Калининграда, Общество пользуется помещениями площадью 7026, 9 кв. м в здании центрального продовольственного рынка, расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Черняховского, д. 15. Торговые места в указанных помещениях Общество сдает в субаренду индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для организации торговли. Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что согласно справке Муниципального унитарного предприятия «Чистота» от 04.09.2007г. Обществом за период с 01.01.2005 по 30.06.2007г. вывезено и размещено на хранение на полигоне 25543 куб.м. твердых бытовых отходов (мусора) (том 1. л.д.25). Это обстоятельство Общество не оспаривает, однако полагает, что не является собственником всех вывезенных отходов, а потому не должно вносить плату за размещение всего вывезенного объема отходов. Суд первой инстанции отклонил этот довод Общества, правомерно руководствуясь следующим. Общество в процессе своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду, однако предусмотренную статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" обязанность по внесению платежей в бюджет согласно представленному в Ростехнадзор расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду 2005, 2006 годы, 1 и 2 кварталы 2007 года не исполнило. Ростехнадзор в письме от 24.08.2007 № 4063 предложил Обществу уплатить задолженность том 1 л.д. 5,6). В связи с неисполнением требования об уплате установленных платежей Ростехнадзор обратился в арбитражный суд. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (с изменениями от 21.01., 29.05. и 14.12.2006) нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие осуществляет Ростехнадзор. Указанным органом изданы приказы от 24.08.2005 № 604, от 26.01.2006 № 47 "О возложении функций администраторов", приказ от 29.03.2006 № 251 "О распределении полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду". В соответствии с данными приказами функции по контролю за полнотой и своевременностью уплаты платежей за негативное воздействие, оформлению актов сверок с плательщиками, выставлению требований об уплате и принудительному взысканию неуплаченных платежей, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) сумм возложены на территориальные управления Ростехнадзора. Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О подтверждена юридическая сила Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, которое сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление. Согласно пункту 1 статьи 22 Закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды. В соответствии с пунктом 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в случае отсутствия у природопользователей оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка, т.е. с применением повышающего коэффициента. Факт размещения отходов и их количество подтверждается справкой МУП «Чистота» от 04.09.2007г., а потому довод Общества об отсутствии у него обязанности уплаты платежей за загрязнение окружающей природной среды за размещенные отходы, собственником которых оно не является, противоречит изложенным выше нормам права. Как видно из материалов дела, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для ответчика уполномоченным органом не были установлены. При таких обстоятельствах размещенные Обществом отходы подлежат учету как сверхлимитные, а плата за загрязнение окружающей природной среды - определению в соответствии с пунктом 5 Порядка. При определении размера платы Управление представило новый расчет, в котором учтено только количество отходов, размещенных Обществом на полигоне МУП «Чистота», указанное в справке от 04.09.2007г. (том 1 л.д. 63-79). В апелляционную инстанцию Общество представило свой расчет, в котором норматив платы за размещение расходов равен 8 руб. за тонну, что соответствует нормативу платы за размещение отходов V класса опасности. Из расчета Управления видно, что норматив платы составляет 248,40 руб. за тонну, что соответствует нормативу платы за размещение отходов IV класса опасности. В обоснование отнесения размещенных отходов к V классу опасности Общество ссылается на федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786. Суд первой инстанции отклонил этот довод, правомерно руководствуясь следующим. В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 89-ФЗ опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации. Согласно пунктам 4, 16 Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом Министерства природопользования России от 15.06.2001 № 511, в случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности. Экспериментальный метод используется в следующих случаях: для подтверждения отнесения отходов к 5-му классу опасности, установленному расчетным методом; при отнесении к классу опасности отходов, у которых невозможно определить их качественный и количественный состав; при уточнении по желанию и за счет заинтересованной стороны класса опасности отходов, полученного в соответствии с расчетным методом. Суд первой инстанции обоснованно указал, что Общество не подтвердило в установленном порядке отнесение отхода к конкретному классу опасности. Доказательства обратного подателем апелляционной жалобы не представлены, а ссылка на положения пункта 4 статьи 125 АПК РФ признана судом несостоятельной, ибо применительно к обстоятельствам данного дела доказыванию подлежит наличие оснований для отнесения отходов к пятому классу опасности. На применение этого норматива претендует Общество, а потому именно на нем лежит обязанность доказывания. Апелляционный суд считает, что применение кодов согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2008 по делу n А56-35338/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|