Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по делу n А56-35727/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 23 апреля 2013 года Дело №А56-35727/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2013 года Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2013 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего А.Б. Семеновой судей И.Б. Лопато, И.Г. Савицкой при ведении протокола судебного заседания: Е.С. Федосеевой при участии: от истца (заявителя): представителей М.А. Евшиной (доверенность от 14.08.2012 №01-19/7819), Д.А. Галкиной (доверенность от 07.11.2012 №01-19/11108) от ответчика (должника): представителей Л.Л. Гаммер (доверенность от 13.11.2012 №2294), О.М. Петровой (доверенность от 12.11.2012 №2293), В.М. Якушкиной (доверенность от 10.04.2013 №583) рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2875/2013) МУП «Производственный Жилищный Эксплуатационный Трест» муниципального образования город Коммунар на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.12.2012 по делу № А56-35727/2012 (судья Д.Ю. Боровлев), принятое по иску (заявлению) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу к МУП "Производственный Жилищный Эксплуатационный Трест" муниципального образования город Коммунар о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду
установил: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д.39, ОГРН 1099847008546) (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), о взыскании с муниципального унитарного предприятия «Производственный Жилищный Эксплуатационный Трест» муниципального образования город Коммунар (адрес: 188320, Ленинградская область, Гатчинский район, г.Коммунар, ул.Гатчинская, д.12, ОГРН 1024702094878) (далее - предприятие, заинтересованное лицо) платы за негативное воздействие на окружающую среду за III и IV кварталы 2010 года, за I, II, III кварталы 2011 года в сумме 8 020 384 руб. Решением от 05.12.2012 суд удовлетворил заявленное требование в полном объеме, придя к выводу о его обоснованности по праву и по размеру. В апелляционной жалобе Предприятие просит отменить принятое по делу решение на том основании, что судом неправильно применены нормы материального права, нарушены нормы процессуального права, неполно изучены доказательства, имеющие существенное значение для дела. По мнению подателя жалобы, суд неправомерно не учел положение пункта 4 Рекомендаций об установлении для предприятий водно-коммунального хозяйства, к которым относится заинтересованное лицо, предельной ставки 7% от прибыли при наличии сверхнормативных сбросов во взаимосвязи с пунктом 7 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №632. В случае правильного применения судом данных нормативных актов заявленное требование, по мнению подателя жалобы, подлежало отклонению. Суд первой инстанции на дал оценки пояснениям Предприятия о том, что является предприятием водно-коммунального хозяйства (ВКХ), за заявленный период у него отсутствовала прибыль от осуществляемой деятельности. Судебное заседание апелляционного суда 21.03.2013 было отложено по ходатайству заинтересованного лица для предоставления дополнительных пояснений в связи с опубликованием Постановления Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 №4-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь", имеющее существенное значение для рассмотрения настоящего дела. В судебном заседании 11.04.2013 произведена замена состава суда на основании статьи 18 АПК РФ, в связи с чем рассмотрение дела произведено сначала. В судебном заседании представители заинтересованного лица поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, представители Департамента возражали против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее. Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в апелляционном порядке. Из материалов дела следует, что Предприятие является водопользователем на основании Решения Комитета по природным ресурсам Ленинградской области о предоставлении водного объекта в пользование от 14.03.2011 №47-01.04.03.003-Р-РСБХ-С-2011-01088/00 для сброса сточных вод в реку Ижора (т.2 л.д.40-45). Предприятие состоит на учете в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду. То обстоятельство, что Предприятие не внесло в установленные законодательством сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду за III IV кварталы 2010 года, послужил Департаменту основанием для направления в его адрес требования от 05.09.2011 №04-28/8326 об уплате задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду по состоянию на 06.07.2011(т.1 л.д.25-26). Поскольку данное требование было оставлено без удовлетворения, Департамент обратился в арбитражный суд с иском (с учетом его уточнения) к Предприятию о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за III и IV кварталы 2010 года и I, II и III кварталы 2011 года. Выслушав стороны, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд правомерно удовлетворил заявленное Департаментом требование. Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В соответствии со статьей 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами (часть 1). К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (часть 2). Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3). Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 (Далее – Порядок №632). Согласно пункту 1 данного Порядка он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344. Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду - по итогам отчетного периода, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. Материалами дела подтверждается и не оспаривается заинтересованным лицом, что предприятие в своей хозяйственной деятельности осуществляет негативное воздействие на окружающую среду, а именно: выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод в водные объекты и размещение отходов, следовательно, Предприятие является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду. Пунктом 5 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-0 разъяснено, что по смыслу статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», платежи за «различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п. Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа. Суд первой инстанции правомерно указал, что плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем, чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление. В соответствии с приказами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.02.2011 № 103 и от 22.02.2012 № 64 на территории города Санкт-Петербурга и Ленинградской области администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду является Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу, который наделен полномочиями также по взысканию задолженности по платежам в бюджет через судебные органы. Материалами дела подтверждается, что во исполнение требований Закона №7-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 Предприятие в добровольном порядке самостоятельно исчисляло плату за негативное воздействие на окружающую среду по различным видам негативного воздействия и вносило ее в соответствующий бюджет (с октября 2010 года на счет Департамента). При расчете Предприятие учитывало льготу, которая, как правомерно указал суд первой инстанции, не является подтвержденной. Предприятие является организацией водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и является водопользователем на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование. Самостоятельно исчисляя плату за негативное воздействие на окружающую среду по сбросам в водный объект, Предприятие указывает в соответствующих разделах расчетов платы объемы сброшенных загрязняющих веществ в водный объект через выпуски №№ 1, 2, 3, 4, 5 как в пределах установленных нормативов, так и сверх лимитов (т.1 л.д.27-46). При рассмотрении дела судом первой инстанции заявителем были проверены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, представленные заинтересованным лицом. С учетом корректировки сумм в представленных Предприятием расчетах платы за период с III квартала 2010 года по III квартал 2011 года, общая сумма платы составила 8993888руб., за вычетом суммы 973504руб., зачтенной по акту с Ростехнадзором. Таким образом, в суде первой инстанции Департаментом было заявлено требование о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за заявленный период в размере 8020384руб. В обоснование своих возражений Предприятие ссылается на пункты 3 и 7 Постановления Правительства РФ №632, а также на Рекомендации по определению предельных размеров платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденные Минприроды РФ 09.12.1993. В суде апелляционной инстанции Департамент обоснованно заявил о том, что предельно допустимые размеры платы за загрязнение окружающей природной среды, дифференцированные в зависимости от экономических особенностей отдельных отраслей хозяйства, не установлены Правительством Российской Федерации, а существующий порядок определения платы и ее предельных размеров не освобождает Предприятие от уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду в связи с отсутствием прибыли и убыточностью деятельности. Подпунктом б пункта 4 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 №632 ранее было предусмотрено, что по согласованию с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации и Государственного комитета санитарно - эпидемиологического надзора могут понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации. Однако подпункт "б" пункта 4 признан не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 N 8-П, в связи с чем указанное нормативное положение утратило силу с 1 января 2010 года. В этой связи является неправомерной ссылка Предприятия на Дополнения к Рекомендациям по определению предельных размеров платы за загрязнение окружающей среды, утвержденных Минприроды РФ от 21.12.1995, согласно которым в текст Рекомендаций включен дополнительный пункт следующего содержания: «Принимая во внимание, что предприятия Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по делу n А42-4725/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|