Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2013 по делу n А56-68927/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

05 июля 2013 года

Дело №А56-68927/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     02 июля 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  05 июля 2013 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Есиповой О.И.

судей  Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляевой Ю.А.

при участии в заседании: 

от заявителя: Дальнов М.В. – по доверенности от 29.12.2012 №134/д-з

от заинтересованного лица: Тоесева Д.А. – по доверенности от 16.01.2013 №01-19/288

 от 3-го лица: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-10898/2013) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.04.2013 по делу № А56-68927/2012 (судья Трохова М.В.), принятое

по заявлению ОАО «ЛОМО», место нахождения: 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Чугунная, д. 20, ОГРН 1027802498514,

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу

3-е лицо: Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

о признании незаконным бездействия и обязании возвратить излишне уплаченные платежи в сумме 1 949 496,54 руб.

установил:

Открытое акционерное общество «ЛОМО», 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Чугунная, 20, ОГРН 1027802498514, (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее – Департамент) по невозврату излишне перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 1 949 496,54 руб. и обязании Департамента возвратить излишне уплаченные платежи.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Решением суда от 02.04.2013 заявление Общества удовлетворено.

Не согласившись с принятым решением, Департамент направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение от 02.04.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, заявитель обязан вносить в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку является собственников этих отходов. Кроме того, Департамент утверждает о том, что он не является ни получателем, ни распорядителем бюджетных средств, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность по возврату платежей за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС).

В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Представитель Общества позицию Департамента не признал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, согласно которому заявитель считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы Департамента несостоятельными.

Третье лицо, извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, что в силу части 5 статьи 156 и части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, согласно представленным в материалы дела расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду и платежным поручениям от 01.02.2010 № 41084, от 19.01.2010 № 82027, от 16.04.2010 №29767, 29768, от 21.07.2010 №42546, 42547, от 19.10.2010 №88941, 88943, от 20.01.2011 №48698, 48699, от 20.04.2011 №70423, от 19.07.2011 №87346, от 19.10.2011 №46198, 46199 Общество за период с 4 квартала 2009 года по 3 квартал 2011 года перечислило на счет Департамента плату за НВОС в общей сумме 1 949 496,54 руб.

25.09.2012 Обществом представлено в Департамент подано заявление от 21.09.2012 №134/24 о возврате излишне уплаченных денежных средств, внесенных за период с 4 квартала 2009 года по 3 квартал 2011 года в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления в размере 1 949 496,54 руб. с приложением корректирующих расчетов платы за НВОС, в связи с тем, что оно не занимается специализированным размещением отходов в специально оборудованных местах.

Однако заявление Общества остановлено Департаментом без удовлетворения

Полагая бездействие Департамента, выразившееся в невозврате излишне перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду, незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования заявителя в полном объеме, суд первой инстанции посчитал их обоснованными как по праву, так и по размеру.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятого по делу решения на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Пунктом 1 статьи 16 Закон № 7-ФЗ предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Согласно пункту 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе № 7-ФЗ.

При этом, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закона № 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон № 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона № 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Сведений об осуществлении Обществом специализированной деятельности по размещению отходов, в материалы дела не представлено.

Более того, из материалов дела видно, что в спорный период Обществом были заключены следующие договоры на оказание услуг по вывозу и размещению отходов:

- договор №856 от 01.01.2008 с ООО «СКАТ» факт выполненных работ подтверждается справками;

- договор №04-1-04 от 02.03.2008, договор №04-1-04 от 11.01.2011 с СПб ГПП «Полигон «Красный Бор» факт выполненных работ подтверждается контрольными талонами;

- договор №174/08 от 31.12.2007, договор №014/11-Г от 31.12.2010 с ООО «Полигон ТБО» факт выполненных работ подтверждается справками;

- договор №1/08 от 01.01.2008 с ООО «ПромСтройСервис» принимающего и размещающего их на специализированном полигоне ЗАО «Промотходы». Факт выполненных работ подтверждается справками-сверками;

- договор №11403 от 25.12.2007 с ОАО «Санкт-Петербургский-Металл» осуществляющего деятельность по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, факт выполненных работ подтверждается справками, приемосдаточным актами;

- договор б/н от 17.08.2009 с ОАО «Сланцевский завод «Полимер» факт выполненных работ подтверждается актами;

- договор №221 от 01.01.2008 с ОАО «Щелковский Завод вторичных драгоценных металлов», факт выполненных работ подтверждается актами приемки сырья, лома и отходов, содержащих драгоценные металлы;

- договор №60/2008 от 27.02.2008 с ООО «ПТК-Эколог» (являющимся агентом ООО «ПТК-Терминал») факт выполненных работ подтверждается актами;

Из чего следует вывод, что заявитель не размещал отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона № 89-ФЗ. Названные выше договоры свидетельствует об обратном - о том, что Общество само не занималось размещением отходов.

Доказательств наличия у заявителя в собственности или аренде специально оборудованного сооружения, предназначенного для размещения отходов, равно как и данных о внесении объектов Общества в государственный реестр объектов размещения отходов в материалы дела не представлены. Документы, подтверждающие, что заявителем созданы объекты размещения отходов в предусмотренном статьей 12 Закона № 89-ФЗ порядке, в материалах дела также отсутствуют.

Таким образом, вопреки позиции подателя жалобы Общество не является субъектом, который в силу Закона № 7-ФЗ может признаваться плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления.

В связи с чем, действия заявителя в спорные периоды по представлению Департаменту расчетов платы за размещение отходов и внесению соответствующих платежей являлись ничем иным как добросовестным заблуждением Общества относительно своих обязанностей, что в свою очередь не препятствует возврату из бюджета ошибочно внесенных платежей.

Учитывая изложенное, доводы Департамента о том, что обязанность вносить плату за размещение отходов возлагается на собственника отходов, обосновано отклонены судом первой инстанции как несостоятельные, поскольку законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является юридическое лицо собственником отходов или нет.

Согласно Федеральным законам от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (в редакции Федерального закона от 03.11.2010 № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов») и от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2013 по делу n А56-2849/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также