Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2008 по делу n А56-51751/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

14 мая 2008 года

Дело №А56-51751/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Будылевой М.В.

судей Горбачевой О.В., Семиглазова В.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвинасом А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3517/2008) Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга

на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2008 по делу №А56-51751/2007 (судья Глазков Е.Г.), принятое

по иску (заявлению) Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга

к Охварину Вячеславу Ефимовичу

о взыскании штрафа в размере 120 руб.

при участии:

от заявителя: Качина Т.А. по доверенности от 21.01.2008г. №05/05

от ответчика: Охварин В.Е.

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга (далее Управление) обратилось в арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Индивидуальному предпринимателю Охварину Вячеславу Ефимовичу (далее - предприниматель, заявитель) о взыскании 120 руб. штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Решением от 18.02.2008г. в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе Управление фонда просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

По мнению подателя жалобы, вывод суда, что поскольку Охварин В.Е. предпринимательскую деятельность не осуществляет, то обязательные платежи в Пенсионный фонд он платить не обязан и соответственно представлять какие-либо сведения, предусмотренные пенсионным законодательством, не должен был, ошибочны.

Также Управление считает выводы суда, что в действиях предпринимателя отсутствует вина, т.к. в связи с его болезнью, он не мог представить как заявлением об отказе от статуса предпринимателя, так и соответствующие документы, не состоятельны и противоречат обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и настаивал на ее удовлетворении в полном объеме.

Охварин В.Е. в судебном заседании возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционная инстанция, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает выводы суда ошибочными по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, предприниматель Охварин В.Е. зарегистрирован 06.04.2005г. в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица и ему был присвоен регистрационный номер 57847094000206 (л.д.8).

Предприниматель был зарегистрирован в качестве страхователя- физического лица, в Управлении Пенсионного Фонда РФ во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга, регистрационный номер 088-015-38365.

Охварин В.Е. не представил в Управление фонда индивидуальные сведения за 2006г., необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

 Непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений является в соответствии со статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" основанием для применения к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, финансовых санкций в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Учитывая, что Предприниматель, в нарушение требований ст.ст.9, 11, 15 Федерального закона №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", не представил сведения за 2006г. в установленный срок, Пенсионным фондом принято решение от 25.07.2007г. №1346 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 120 руб. (л.д.13).

В адрес предпринимателя направлено требование №1346 от 25.07.2007г. об уплате штрафных санкций в срок до 13.08.2007г. (л.д.14).

Поскольку Охварин В.Е. в добровольном порядке штрафные санкции не уплачены, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании указанного штрафа в судебном порядке.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что Охварин В.Е. не может быть привлечен к ответственности, т.к. в его в действиях отсутствует вина. Данный вывод суд сделал исходя из того, что в ноябре 2006г. предприниматель, получив тяжелую травму, в результате которой утратил трудоспособность, предпринимательская деятельность им не осуществлялась, следовательно, обязательные платежи в Пенсионный фонд он платить не обязан и соответственно представлять какие-либо сведения, предусмотренные пенсионным законодательством, не должен был.

Апелляционная инстанция, считает выводы суда ошибочными по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N167-ФЗ) Охварин В.Е.., как имеющий статус индивидуального предпринимателя, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 указанного закона является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. В соответствии с указанным законом, каких- либо льгот по полному освобождению от уплаты страховых взносов отдельной категории плательщиков не предусмотрено.

В соответствии со статьей 28 Закона N167-ФЗ предприниматели уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Минимальный размер фиксированного платежа является обязательным для уплаты и составляет 150 руб. в месяц, из которых 100 руб. направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а 50 руб. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

По смыслу названной нормы, фиксированный платеж в указанном размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями.

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3 определения от 12.04.2005 N164-О указал, что конституционно-правовой смысл этой нормы не может быть выявлен без учета ее взаимосвязи со всеми положениями Закона N167-ФЗ и места в системе действующего пенсионного законодательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях) установление накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Такие средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода, полученного от их инвестирования. При этом возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает с достижением им общеустановленного пенсионного возраста, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 8 названного Закона.

Правила, в соответствии с которыми при назначении застрахованному лицу трудовой пенсии определяется размер ее накопительной части, установлены статьями 14 и 15 Закона о трудовых пенсиях.

В силу статей 22 и 33 Закона N167-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше (в 2002 - 2004 годах страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии не подлежали уплате за мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше). Соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.

Нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Закона N167-ФЗ, рассматриваемые в системной связи с положениями статей 22 и 33 этого Закона, а также пункта 3 статьи 6, статьи 7, пункта 5 статьи 8, пункта 9 статьи 14 и пунктов 5 и 6 статьи 15 Закона о трудовых пенсиях, не могут истолковываться как возлагающие на всех индивидуальных предпринимателей - независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, - обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа.

Таким образом, индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Закона N167-ФЗ, лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Следовательно, Охварин В.Е. 1958 года рождения, должен уплачивать в 2006 году страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой части пенсии, что составляет – 1200 руб., что и было учтено Управлением при расчете штрафных санкций.

Выводы суда первой инстанции, что Охварин В.Е. имея статус предпринимателя, но, не осуществляя предпринимательскую деятельность в силу заболевания, не должен платить фиксированный платеж и соответственно представлять в пенсионный фонд какую- либо отчетность, апелляционный суд считает ошибочными по следующим основаниям.

Определяя в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7, пункт 2 статьи 14).

Согласно статье 2 ГК Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательский доход граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в силу рискового характера этой деятельности не является постоянным и гарантированным, что значительно затрудняет контроль со стороны государственных органов.

Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставляя им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, т.е. в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.

Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.

Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

Данная позиция изложена в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 12.04.05г. №165-О. Аналогичный подход к данному вопросу был изложен в п.4 Информационного письма ВАС РФ №79 от 11.08.04г.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.01 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон №167-ФЗ) Федеральный закон от 01.04.96 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон №27-ФЗ) является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Закон №27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

В соответствии со ст.5 Федерального Закона №27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2008 по делу n А56-44235/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также