Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2008 по делу n А56-51751/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 14 мая 2008 года Дело №А56-51751/2007 Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2008 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Будылевой М.В. судей Горбачевой О.В., Семиглазова В.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвинасом А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3517/2008) Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2008 по делу №А56-51751/2007 (судья Глазков Е.Г.), принятое по иску (заявлению) Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга к Охварину Вячеславу Ефимовичу о взыскании штрафа в размере 120 руб. при участии: от заявителя: Качина Т.А. по доверенности от 21.01.2008г. №05/05 от ответчика: Охварин В.Е. установил: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга (далее Управление) обратилось в арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Индивидуальному предпринимателю Охварину Вячеславу Ефимовичу (далее - предприниматель, заявитель) о взыскании 120 руб. штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования. Решением от 18.02.2008г. в удовлетворении требований отказано. В апелляционной жалобе Управление фонда просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, вывод суда, что поскольку Охварин В.Е. предпринимательскую деятельность не осуществляет, то обязательные платежи в Пенсионный фонд он платить не обязан и соответственно представлять какие-либо сведения, предусмотренные пенсионным законодательством, не должен был, ошибочны. Также Управление считает выводы суда, что в действиях предпринимателя отсутствует вина, т.к. в связи с его болезнью, он не мог представить как заявлением об отказе от статуса предпринимателя, так и соответствующие документы, не состоятельны и противоречат обстоятельствам дела. В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и настаивал на ее удовлетворении в полном объеме. Охварин В.Е. в судебном заседании возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Апелляционная инстанция, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает выводы суда ошибочными по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, предприниматель Охварин В.Е. зарегистрирован 06.04.2005г. в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица и ему был присвоен регистрационный номер 57847094000206 (л.д.8). Предприниматель был зарегистрирован в качестве страхователя- физического лица, в Управлении Пенсионного Фонда РФ во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга, регистрационный номер 088-015-38365. Охварин В.Е. не представил в Управление фонда индивидуальные сведения за 2006г., необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений является в соответствии со статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" основанием для применения к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, финансовых санкций в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. Учитывая, что Предприниматель, в нарушение требований ст.ст.9, 11, 15 Федерального закона №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", не представил сведения за 2006г. в установленный срок, Пенсионным фондом принято решение от 25.07.2007г. №1346 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 120 руб. (л.д.13). В адрес предпринимателя направлено требование №1346 от 25.07.2007г. об уплате штрафных санкций в срок до 13.08.2007г. (л.д.14). Поскольку Охварин В.Е. в добровольном порядке штрафные санкции не уплачены, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании указанного штрафа в судебном порядке. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что Охварин В.Е. не может быть привлечен к ответственности, т.к. в его в действиях отсутствует вина. Данный вывод суд сделал исходя из того, что в ноябре 2006г. предприниматель, получив тяжелую травму, в результате которой утратил трудоспособность, предпринимательская деятельность им не осуществлялась, следовательно, обязательные платежи в Пенсионный фонд он платить не обязан и соответственно представлять какие-либо сведения, предусмотренные пенсионным законодательством, не должен был. Апелляционная инстанция, считает выводы суда ошибочными по следующим основаниям. В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N167-ФЗ) Охварин В.Е.., как имеющий статус индивидуального предпринимателя, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 указанного закона является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. В соответствии с указанным законом, каких- либо льгот по полному освобождению от уплаты страховых взносов отдельной категории плательщиков не предусмотрено. В соответствии со статьей 28 Закона N167-ФЗ предприниматели уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Минимальный размер фиксированного платежа является обязательным для уплаты и составляет 150 руб. в месяц, из которых 100 руб. направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а 50 руб. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии. По смыслу названной нормы, фиксированный платеж в указанном размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями. Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3 определения от 12.04.2005 N164-О указал, что конституционно-правовой смысл этой нормы не может быть выявлен без учета ее взаимосвязи со всеми положениями Закона N167-ФЗ и места в системе действующего пенсионного законодательства. В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях) установление накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Такие средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода, полученного от их инвестирования. При этом возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает с достижением им общеустановленного пенсионного возраста, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 8 названного Закона. Правила, в соответствии с которыми при назначении застрахованному лицу трудовой пенсии определяется размер ее накопительной части, установлены статьями 14 и 15 Закона о трудовых пенсиях. В силу статей 22 и 33 Закона N167-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше (в 2002 - 2004 годах страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии не подлежали уплате за мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше). Соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают. Нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Закона N167-ФЗ, рассматриваемые в системной связи с положениями статей 22 и 33 этого Закона, а также пункта 3 статьи 6, статьи 7, пункта 5 статьи 8, пункта 9 статьи 14 и пунктов 5 и 6 статьи 15 Закона о трудовых пенсиях, не могут истолковываться как возлагающие на всех индивидуальных предпринимателей - независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, - обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа. Таким образом, индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Закона N167-ФЗ, лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии. Следовательно, Охварин В.Е. 1958 года рождения, должен уплачивать в 2006 году страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой части пенсии, что составляет – 1200 руб., что и было учтено Управлением при расчете штрафных санкций. Выводы суда первой инстанции, что Охварин В.Е. имея статус предпринимателя, но, не осуществляя предпринимательскую деятельность в силу заболевания, не должен платить фиксированный платеж и соответственно представлять в пенсионный фонд какую- либо отчетность, апелляционный суд считает ошибочными по следующим основаниям. Определяя в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7, пункт 2 статьи 14). Согласно статье 2 ГК Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательский доход граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в силу рискового характера этой деятельности не является постоянным и гарантированным, что значительно затрудняет контроль со стороны государственных органов. Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставляя им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, т.е. в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода. Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. Данная позиция изложена в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 12.04.05г. №165-О. Аналогичный подход к данному вопросу был изложен в п.4 Информационного письма ВАС РФ №79 от 11.08.04г. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.01 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон №167-ФЗ) Федеральный закон от 01.04.96 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон №27-ФЗ) является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Закон №27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. В соответствии со ст.5 Федерального Закона №27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2008 по делу n А56-44235/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|