Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2015 по делу n А13-10136/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 января 2015 года

г. Вологда

Дело № А13-10136/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 19 января 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Холминова А.А. при ведении протокола секретарём судебного заседания Мазалецкой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Еврокран» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 октября 2014 года по делу № А13-10136/2014 (судья Курпанова Н.Ю.), рассмотренному в порядке упрощённого производства,

 

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Еврокран» (ОГРН 1133525002830, ИНН 3525294927; 160010, город Вологда, улица Михаила Поповича, дом 20б, офис 29; далее — общество; ООО «Еврокран») обратилось в суд с иском к администрации города Вологды в лице Департамента градостроительства и инфраструктуры города Вологды (ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930; 160035, город Вологда, Каменный мост, дом 4; далее — департамент) о взыскании 28 898,44 руб., в том числе неосновательного обогащения в сумме 28 125 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 773,44 руб.

В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 29.10.2014 в удовлетворении исковых требований общества отказано.

ООО «Еврокран» с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на нарушение судом норм материального права.

Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменений.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, департамент ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своего представителя, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, общество в своей деятельности использует транспортные средства: автокран Liebherr LTM 1090/3, государственный регистрационный знак В167НВ35, с собственной массой 44 000 кг; автокран Demag Cranes АС 155, государственный регистрационный знак BС 8571 35, с собственной массой 36 000 кг.

На основании поданных в департамент заявок о выдаче разрешений на перевозку тяжеловесных грузов ООО «Еврокран» получило извещения от 05.07.2013 № 956, от 19.09.2013 № 389, от 30.09.2013 № 395, от 05.11.2013 № 1628, от 16.12.2013 № 511, от 17.01.2014 № 4 с расчётом размера вреда, наносимого дорогам местного значения при перевозке тяжеловесных грузов по указанным в заявках маршрутам, и с указанием платы за вред (листы дела 40, 42, 45, 48, 52, 55).

Платёжными поручениями от 20.01.2014 № 14, 15, от 16.12.2013 № 111, 112, от 04.12.2013 № 103, от 06.11.2013 № 83, 84, от 30.09.2013 № 54, 55, от 30.09.2013 № 43, от 19.09.2013 № 48, 49, от 05.07.2013 № 14 (листы дела 41, 44, 46, 47, 49-51, 53, 54, 56, 57) общество перечислило сумму в размере 28 125 руб. на счёт департамента.

После произведённой оплаты департамент выдал истцу разрешения на перегон названных автокранов по указанным в заявках маршрутам.

Ссылаясь на то, что департаментом незаконно взимались денежные средства за вред, наносимый автомобильным дорогам, ООО «Еврокран» обратилось в суд с рассматриваемым иском о взыскании неосновательного обогащения.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении этого иска, правомерно руководствовался следующим.

В соответствии со статьёй 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные главой 60 Кодекса, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Согласно пункту 3 статьи 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.

Исходя из положений статьи 1102 Кодекса основанием для применения норм о неосновательном обогащении является факт получения или сбережения имущества ответчиком при отсутствии к тому правовых оснований в виде заключённого договора, односторонней сделки, указания закона или иного правового акта.

Из названных норм права, а также разъяснений, содержащихся в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 № 49 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении», следует, что истец по иску о взыскании неосновательного обогащения должен доказать факт получения (сбережения) имущества приобретателем, отсутствие для этого законного основания, а также получение ответчиком обогащения за счёт истца.

В рассматриваемом случае, обществом на основании извещений департамента по указанным выше платёжным поручениям внесена плата за выдачу специального разрешения на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования, в сумме 28 125 руб.

Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 257-ФЗ) движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

Перевозка тяжеловесных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами — Правилами дорожного движения Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее — Правила дорожного движения), Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 (далее — Правила перевозки грузов).

Согласно пункту 23.5 Правил дорожного движения перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м – для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами. Все транспортные средства, которые не укладываются в указанные ограничения, являются негабаритными, и для их движения по дорогам общего пользования необходимо получать специальные разрешения.

Из пункта 5 Правил перевозки грузов следует, что тяжеловесный груз — это груз, масса которого с учётом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно Приложению № 2 к названным Правилам.

Приложением № 1 к Правилам перевозки грузов установлено, что допустимая масса двухосного транспортного средства не может превышать 18 тонн, 3-осного автомобиля – 25 тонн, 4-осного автомобиля – 32 тонны, 5?остного автомобиля – 35 тонн. Масса 3-осного автопоезда не должна превышать 28 тонн, 4-осного автопоезда – 36 тонн, 5-осного автопоезда – 40 тонн и 6-осного и более автопоезда – 44 тонны.

В рассматриваем случае масса спорных автокранов превышает допустимые значения, установленные Правилами перевозки грузов, поэтому эти транспортные средства являются тяжеловесным грузом.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1998 № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечёт дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счёт платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Именно с этой целью Правительством Российской Федерации введена плата за провоз тяжеловесных грузов.

Специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее — специальное разрешение), выдаётся уполномоченными органами, указанными в части 6 статьи 31 Закона № 257-ФЗ.

Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утверждён приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258 (далее — Порядок № 258).

В соответствии с пунктом 37 Порядка № 258 выдача специального разрешения осуществляется уполномоченным органом после представления заявителем копий платёжных документов, подтверждающих уплату государственной пошлины за выдачу специального разрешения (кроме международных автомобильных перевозок тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов), платежей в возмещение вреда, причиняемого транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, автомобильным дорогам, а также уплату расходов на укрепление автомобильных дорог или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог или их участков при наличии оригинала заявления и схемы транспортного средства, также заверенных копий документов, указанных в подпункте 1 пункта 9 настоящего Порядка, в случае подачи заявления в адрес уполномоченного органа посредством факсимильной связи.

Органом, Уполномоченным на предоставленин муниципальной услуги по выдаче специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам местного значения муниципального образования «Город Вологда» транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в соответствии с постановлением администрации города Вологды от 10.01.2014 № 78 «Об утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг по выдаче специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, и по выдаче специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов» является департамент.

В обоснование апелляционной жалобы ООО «Еврокран» ссылается на то, что правовыми актами не предусмотрено оформление специального разрешения на транспортные средства, не осуществляющие перевозку грузов (автокраны, автовышки и т.д.), весогабаритные параметры которых превышают нормы, установленные законодательством.

Эти доводы являются необоснованными.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения транспортным средством признаётся устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём.

В пункте 5 Технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720, специальное транспортное средство определено как транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащённые подъёмниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.).

Следовательно, специальное оборудование, устанавливаемое на специальных транспортных средствах, рассматривается как эквивалент груза.

Пунктом 2 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08.06.1999 № 410, установлено, что тяжеловесное транспортное средство – это транспортное средство с грузом или без него, весовые параметры которого превышают установленные специальными правилами значения.

Кроме того, из пункта 5 Правил перевозки грузов также следует, что тяжеловесный груз — это груз, масса которого с учётом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств. То есть тяжеловестность транспортного средства определяется с учётом массы самого этого транспортного средства.

Таким образом, транспортное средство, в том числе не осуществляющее перевозку груза, масса которого превышает предельно допустимые массы транспортных средств, как по общей массе, так и по осевым нагрузкам, является тяжеловесным транспортным средством и на него в полной мере распространяются требования, предъявляемые к транспортным средствам, осуществляющим перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, как в части получения специального разрешения, так и в части возмещения причинённого вреда.

С учётом изложенного департамент на законном основании выдавал обществу специальные разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, после уплаты государственной пошлины за выдачу специальных разрешений.

В связи

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2015 по делу n А52-611/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также