Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу n А66-1151/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 января 2015 года

г. Вологда

Дело № А66-1151/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 20 января 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Холминова А.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тверская транспортная компания» на решение Арбитражного суда Тверской области от 15 сентября 2014 года по делу № А66-1151/2014 (судья Рощина С.Е.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Тверская транспортная компания» (ОГРН 1116952004542; ИНН 6950130873; место нахождения: 170007, город Тверь, улица Коминтерна, дом 99а; далее – ООО «ТТК», общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (ОГРН 1036900080722; ИНН 6905005800; место нахождения: 170000, Тверская область, район Калининский, город Тверь, улица Советская, дом 23; далее - управление, УФАС, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене пункта 1 решения по делу № 04-6/1-4-2013 о признаний действий ООО «ТТК», выразившихся в осуществлении регулярных пассажирских перевозок по несогласованному маршруту пассажирских перевозок «Торжок-Тверь» при несоблюдении установленных действующим законодательством норм и правил, нарушением пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Регион-Ресурс» (далее –ООО «Регион-Ресурс»), Министерство транспорта Тверской области (далее – также и  министерство), открытое акционерное общество «Торжокское ПАТП» (далее – ОАО «ТПАТП»), муниципальное унитарное предприятие Вышневолоцкого района «Автокомбинат» (далее – МУП ВР «Автокомбинат»), муниципальное унитарное предприятие «Осташковское АПТ» (далее – МУП «ОАТП»), открытое акционерное общество «Тверьавтотранс» (далее – ОАО «Тверьавтотранс»).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 15 сентября 2014 года по делу № А66-1151/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «ТТК» с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на то, что не представлено доказательств осуществления им регулярных перевозок по спорному маршруту.

Управление и ОАО «Тверьавтотранс» в  своих отзывах на жалобу с изложенными в ней доводами не согласились, просят решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

ООО «Регион-Ресурс», министерство, ОАО «ТПАТП», МУП ВР «Автокомбинат», МУП «ОАТП», отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела,  в связи с поступившим заявлением  ОАО «ТПАТП» об осуществлении неправомерных  регулярных пассажирских  перевозок по межмуниципальному маршруту «Торжок-Тверь»  управлением    возбуждено дело  № 04-6/1-4-2013, по результатам которого  принято оспариваемое обществом решение от 27.11.2013 (том 1, листы 17-23), при этом в пункте 1 резолютивной части решения управление признало нарушением пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции действия                 ООО «ТТК», выразившиеся в осуществлении регулярных пассажирских перевозок по несогласованному маршруту пассажирских перевозок «Торжок-Тверь» при не соблюдении установленных действующим законодательством норм и правил,

Управление также постановило предписание обществу не выдавать  в связи с прекращением  им  на дату рассмотрения дела пассажирских перевозок по маршруту «Торжок-Тверь».

Не согласившись с пунктом 1 решения УФАС от 27.11.2013 по делу                № 04-6/1-4-2013, общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.

Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.

Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.

На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.

В соответствии подпунктом «г» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона                     № 135-ФЗ антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении недобросовестной конкуренции.

Согласно статьям 1 и 3 Закона о защите конкуренции его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

При этом недобросовестная конкуренция не допускается (часть 1 статьи 14 Закона № 135-ФЗ). Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Приведенный в статье 14 Закона № 135-ФЗ перечень нарушений не является исчерпывающим.

Под недобросовестной конкуренцией в силу пункта 9 статьи 4 этого Закона понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Пунктом 4 статьи 4 Закона о конкуренции определено, что товарный рынок - это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемым товаром (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона № 135-ФЗ конкуренцией признается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В рассматриваемом случае управлением установлено, в материалах дела усматривается и не оспаривается сторонами, что Департаментом транспорта и связи Тверской области (заказчик)  и ОГУП «Торжокское ПАТП» (в настоящее время ОАО «ТПАТП») заключен договор от 16.08.2005 № 61 на осуществление транспортного обслуживания пассажиров, в том числе и на междугороднем маршруте Тверской области  «Торжок-Тверь»  в соответствии с расписанием и по тарифам, утвержденным заказчиком (том 1, листы  37-39).

Межмуниципальный маршрут «Торжок (Автостанция) – Тверь (Автовокзал)» числится в реестре межмуниципальных маршрутов Тверской области, который размещен на официальном сайте Министерства транспорта области за № 542.

На автобусный маршрут № 542 «Торжок-Тверь» оформлен паспорт (том 1, листы 40-69), по которому в соответствии с договором от 16.08.2005 № 61 регулярные перевозки пассажиров осуществляет ОАО «ТПАТП». 

Помимо указанной организации перевозки между населенными пунктами г. Тверь и г. Торжок также выполняют среди прочих  ОАО «Тверьавтотранс»,                                МУП «Кувшиновское АТП» (Кувшиново-Торжок-Тверь), МУП «Осташковское АТП» (Осташков-Тверь).

В материалы дела также представлены договоры фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу, заключенные ООО «ТТК» (фрахтовщик) и ООО «Регион-Ресурс» (фрахтователь) (том 1, листы 111-115), согласно которым общество предоставляет фрахтователю во временное пользование за плату автобус марки «Паз 320402-03», государственный регистрационный знак  АН 303 69; автобус марки «Форд ТРАНЗИТ», государственный регистрационный знак АН 136 69, а также оказывает своими силами услуги по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации.

Пунктом 1.2 указанных договоров предусмотрено, что транспортные средства фрахтуются с целью осуществления перевозки, в частности по маршрутам: «Тверь-Торжок-Тверь», «Тверь-Осташков-Тверь», «Тверь-Удомля-Тверь», «Тверь-Ржев-Тверь».

ООО «ТТК» имеет лицензию на перевозку пассажиров от 14.05.2011                  № АСС-69-033930 сроком до 13.05.2016 (том 1, листы 121-122).

Управлением установлено и материалами дела подтверждено, что в период с 01.01.2013 по 23.05.2013  ООО «ТТК» действовало на одном товарном рынке с ОАО «ТПАТП» (рынок услуг междугородних автомобильных (автобусных) пассажирских перевозок, подчиняющихся расписанию, с одинаковых географических границах),  осуществляло перевозки пассажиров и багажа  по одному  межмуниципальному маршруту «Торжок-Тверь» с посадкой и высадкой пассажиров на одних и тех же промежуточных остановках,  по которому регулярные пассажирские перевозки правомерно осуществляло                  ОАО «ТПАТП».  При этом общество  осуществляло регулярные пассажирские перевозки по несогласованному маршруту пассажирских перевозок и при несоблюдении установленных действующих законодательством норм и правил. Совмещая с регулярными перевозками перевозки по заказу, ООО «ТТК» не соблюдало требования федерального и регионального законодательства, осуществляло регулярные перевозки по маршруту «Торжок-Тверь» в отсутствии законных оснований для этого, по самостоятельно установленному тарифу, что способно повлечь убытки добросовестного участника рынка               ОАО «ТПАТП».

Управление отметило также, что потенциальные пассажиры,  располагая сведениями о наличии расписания движения автобусов ООО «ТТК», которое размещалось публично у билетных касс, не видели существенных различий в перевозчике. 

О возможном причинении убытков в частности свидетельствует письмо ОАО «Тверьавтотранс» от 08.11.2013 № 1420, из которого следует, что величина выручки Торжокской автостанции ОАО «ТПАТП» от продажи билетов в междугороднем направлении существенно снизилась с аналогичным периодом 2012 года. Согласно письму МУП «Осташковское АТП» от 25.10.2013 в период за 9 месяцев 2013 года имело резкое снижение пассажиропотока и выручки (на 80% по направлению на г. Осташков, на 75% по направлению в г. Кувшиново через г. Торжок), которые возникли в результате осуществления ООО «ТТК» вышеуказанных перевозок по направлению «Торжок-Тверь».

Управление в ходе проверки также пришло к выводу о том, что                      ООО «ТТК» только внешне имитировало оказание услуг заказной пассажирской перевозки по маршруту «Торжок-Тверь», осуществляя при этом регулярные перевозки по указанному маршруту.

Проанализировав в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, а также заявленные сторонами доводы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии общества нарушения пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

По данному делу доводы ООО «ТТК» фактически сводятся к тому, что им осуществлялись не регулярные перевозки и заказные, в связи с этим в его деянии нарушения Закона № 135-ФЗ не имелось.

С такой позицией нельзя согласиться в связи со следующим.

В силу пункта 1 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)  пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Согласно пункту 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В силу статьи 786 названного Кодекса по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (пункт 1). Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (пункт 2). Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом: перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу n А44-6176/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также