Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2010 n 15АП-11370/2009 по делу n А53-21460/2009 По делу об отмене постановлений о привлечении к ответственности по ст. ст. 14.5, 15.1 КоАП РФ за осуществление наличных денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой техники, неоприходование наличных денежных средств в кассу.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2010 г. N 15АП-11370/2009
Дело N А53-21460/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,
судей Захаровой Л.А., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
заявителя Седакова Ю.С., паспорт <...>;
от заинтересованного лица: представителя по доверенности 01.04.2009 г. Кабачек М.И., удостоверение УР N 561699, действительно до 31.12.2014 г.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 28.10.2009 г. по делу N А53-21460/2009
по заявлению индивидуального предпринимателя Седакова Юрия Степановича
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановлений о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьями 14.5 и 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
принятое судьей Колесник И.В.,
установил:
Индивидуальный предприниматель Седаков Ю.С. обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления от 08.09.2009 N 000112 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ, а также постановления от 08.09.2009 N 000111 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.10.2009 г. заявленные требований удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденном Решением Совета директоров Центрального Банка РФ N 40 от 22.09.1993 г., не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей вести кассовую книгу. Суд также указал, что индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиком единого налога на вмененный доход, вправе осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Не согласившись с принятым судебным актом, МРИ ФНС N 23 по Ростовской области обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что индивидуальный предприниматель обязан вести оприходование денежных средств в кассовую книгу, а также применять ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов.
Индивидуальным предпринимателем представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых заявитель сослался на нарушение налоговым органом порядка проведения проверки, установленного Законом N 294-ФЗ.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 17.07.2009 на торговом объекте (торговая палатка, см. л.д. 45 - 48), принадлежащем ИП Седакову Ю.С., расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ларина, Нагибина, 31а - 31б, где предприниматель осуществляет свою предпринимательскую деятельность, при проверке первичных учетных и кассовых документов было установлено нарушение порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании наличных денежных средств в сумме 300 000 рублей в кассу за период с 16.05.2009 по 16.07.2009. Кассовая книга отсутствует.
Проверкой также было установлено, что предприниматель наличные денежные расчеты с населением осуществляет без применения контрольно-кассовой техники, то есть, не пробивает и не выдает кассового чека в связи с фактическим отсутствием ККТ, установлено наличие на момент проверки выручки без применения ККТ в сумме 4830 руб. 00 коп.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 20.07.2009 N 11/94.
В отношении ИП Седакова Ю.С. 20.07.2009 составлены протокол N 112 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.1 КоАП РФ, и протокол N 111 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 КоАП РФ.
Рассмотрев протокол N 112 об административном правонарушении и приложенные к нему документы, 08.09.2009 руководитель Инспекции ФНС России принял постановление N 000112 о привлечении ИП Седакова Ю.С. к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 4000 рублей.
Рассмотрев протокол N 111 об административном правонарушении и приложенные к нему документы, 08.09.2009 руководитель Инспекции ФНС России принял постановление N 000111 о привлечении ИП Седакова Ю.С. к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 3000 рублей.
Отменяя постановление N 000111 от 08.09.2009 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статья 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы, или оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Согласно статье 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника подлежит обязательному применению на территории Российской Федерации всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В пункте 4 Постановления от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в силу пункта 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, поэтому в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины.
В силу п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении, в частности, торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
Таким образом, право на торговлю без применения ККТ законодатель ставит в зависимость от места торговли, его обустроенности и способа реализации товара.
Федеральным законом от 17.07.2009 N 162-ФЗ (далее ФЗ-162) внесены изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 26.06.2009).
В соответствии со статьей 5 ФЗ-162 данный документ вступил в силу со дня его опубликования (опубликован в "Собрании законодательства РФ" - 20.07.2009, в "Российской газете" - 21.07.2009). Дата начала действия документа 21.07.2009.
Согласно ФЗ-162 статья 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 21, ст. 1957: 2009, N 23. ст. 2776) была дополнена пунктом 2.1, согласно которому организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуга) и должен содержать следующие сведения:
наименование документа;
порядковый номер документа, дату его выдачи;
наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Индивидуальный предприниматель Седаков Ю.С. является плательщиком единого налога на вмененный доход, нанятых работников не имеет, торгует самостоятельно или с помощью членов его семьи, которые подменяют его, если ему нужно отлучиться. Данное обстоятельство не оспаривается налоговым органом.
На момент принятия спорного постановления - 08.09.2009, о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ, предприниматель не являлся субъектом ответственности за неприменение ККТ. Факт не выдачи по требованию покупателя другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) при проверке не устанавливался.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о недоказанности наличия в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.
Между тем, отменяя постановление о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ суд неправомерно пришел к выводу об отсутствии у предпринимателя обязанности по оприходованию наличных денежных средств в кассовую книгу по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктами 3 и 9 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 5 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщики по единому налогу на вмененный доход обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Следовательно, на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом (включая розничную торговлю), возложена обязанность по соблюдению порядка ведения кассовых операций, установленного в соответствии с законодательством РФ.
При этом Налоговый кодекс РФ не оговаривает, что индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций в наличной и безналичной формах лишь в определенной части.
Оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций.
Применение указанного Порядка индивидуальными предпринимателями не противоречит и Гражданскому кодексу РФ, согласно пункту 3 статьи 23 которого к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила данного Кодекса, который регулирует деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
В федеральном законодательстве отсутствуют нормы, освобождающие индивидуальных предпринимателей от соблюдения Порядка ведения кассовых операций.
Указанное толкование дано в Решении Верховного Суда РФ от 15.09.2008 г. N ГКПИ08-1000, оставленном без изменения Определением Верховного Суда РФ от 04.12.2008 N КАС08-620.
Исходя из смысла вышеуказанных нормативно-правовых актов под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражению всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге.
Как установлено материалами дела, 17.07.2009 в ходе проводимой на принадлежащем ИП Седакову Ю.С. торговом объекте проверки было установлено нарушение порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании наличных денежных средств в сумме 300 000 рублей в кассу за период с 16.05.2009 по 16.07.2009, кассовая книга отсутствует.
Данный факт нарушения подтверждается актом проверки от 20.07.2009 N 11/94 и протоколом N 112 от 20.07.2009, по существу предпринимателем не оспаривается.
Таким образом, правильным является вывод инспекции
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2010 n 15АП-11369/2009 по делу n А53-9841/2009 По делу о ликвидации государственного предприятия.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также