Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2009 n 15АП-10138/2009 по делу n А32-5945/2009-28/139 По делу о взыскании платы за использование земельного участка.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2009 г. N 15АП-10138/2009
Дело N А32-5945/2009-28/139
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Авдониной О.Г.,
судей: Величко М.Г., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповым А.А.,
при участии:
от ответчика: представителя Пудыч Ю. В. по доверенности от 24.07.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04 августа 2009 по делу N А32-5945/2009-28/139
по иску администрации муниципального образования город-курорт Сочи
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Парк-Сервис"
при участии третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
о взыскании 32 189 071 руб. 17 коп.,
принятое в составе судьи Данько М.М.,
установил:
администрация города Сочи (далее - истец, администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Парк-Сервис" (далее - ответчик, общество) о взыскании 32 189 071 руб. 17 коп. платы за использование земельного участка с кадастровым номером 23:49:030317:6 площадью 123 796 кв. м, расположенного в Хостинском районе города Сочи в районе Малого Ахуна.
Требования мотивированы тем, что на основании постановления главы города Сочи N 841/3 от 08.11.2000 обществу в аренду сроком до 01.07.2007 был предоставлен земельный участок для проектирования и строительства аквапарка с зоной отдыха. Постановлением главы города Сочи N 621 от 02.06.2008 срок аренды земельного участка продлен до 01.07.2012. На основании постановления между администрацией и обществом 11.07.2008 подписан договор аренды, который в установленном законом порядке не зарегистрирован.
Исходя из принципа платности пользования землей, основываясь на нормативно установленной цене арендной платы, администрация просила взыскать с общества стоимость пользования земельным участком в период с 01.07.2007 по 25.01.2009 по правилам статей 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением от 17.03.2009 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее - ТУ ФАУГИ по КК).
Решением суда от 04 августа 2009 года администрации в удовлетворении иска отказано. Суд указал, что предоставленный обществу земельный участок находится во второй зоне горно-санитарной охраны курорта и является федеральной собственностью. Подписанный между сторонами договор является недействительной (ничтожной) сделкой. В силу положений пункта 11 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 03.12.2008 N 244-ФЗ полномочиями по распоряжению земельными участками, право собственности на которые не было зарегистрировано за Российской Федерацией до введения в действие этого закона, обладает администрация города Сочи. С 20.12.2008 года общество пользуется земельным участком, принадлежащим городу Сочи, и обязан вносить плату в казну муниципального образования город Сочи.
Суд установил, что плата за пользование земельным участком в период с 20.12.2008 по 31.12.2008 составляет 1 986 469 руб. 72 коп. Платежным поручением N 198 от 29.12.2007 общество со ссылкой на подписанный договор аренды перечислило администрации 4 255 385 руб. 89 коп., то есть сумму большую, чем причитается истцу.
Администрация обжаловала решение в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение отменить.
В обоснование апелляционной жалобы администрация указала, что в силу положений Федерального закона Российской Федерации от 03.12.2008 N 244-ФЗ полномочиями по распоряжению земельными участками в границах города Сочи обладает администрация города Сочи, в связи с чем, иск заявлен надлежащим истцом. Ничтожность договора аренды от 11.07.2008 не освобождает общество от внесения платы за фактическое использование земельного участка.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение оставить без изменения и указало, что вывод суда об отнесении спорного земельного участка к федеральной собственности основан на законе. Подписанный с администрацией города Сочи договор аренды N 490004703 от 11.07.2008 не зарегистрирован по причине регистрации ТУ ФАУГИ по КК права федеральной собственности на спорный земельный участок 15.08.2009. Администрацией утрачено право на распоряжение спорным земельным участком.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Истец и третье лицо не обеспечили явку в судебное заседание своих представителей, будучи уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие истца и третьего лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением главы города Сочи N 535/1 от 01.07.1999 ООО "Парк-Сервис" предоставлен земельный участок общей площадью 15 га, расположенный в районе Малого Ахуна Хостинского района г. Сочи, сроком на 5 лет для проектирования и строительства аквапарка с зоной отдыха. Указанным постановлением комитету архитектуры и градостроительства администрации предписано определить границы земельного участка для проектирования и выполнить работы по отводу земельного участка в натуре (л.д. 20-21 том 1).
Постановлением главы города Сочи N 841/3 от 08.11.2000 скорректирована площадь предоставляемого в аренду земельного участка, указано, что ее площадь составляет 15,5334 га, в том числе: 12,3796 га из земель, предоставленных пунктом 3 постановлением главы города Сочи N 535/1 от 01.07.1999 и 3,1538 га - из земель Сочинского национального парка согласно договору аренды от 24.11.1999 (л.д. 18-19 том 1).
11.05.2001 администрацией и обществом заключен договор аренды N 4900002196 о предоставлении земельного участка общей площадью 123796 кв. м с кадастровым номером 23:49:003 003 0017:0006 (по кадастровому плану от 22.03.2008 N 23:49:030317:6), расположенного в Хостинском районе города Сочи в районе Малого Ахуна, на срок с 01.07.1999 по 01.07.2004. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 30.06.2001 (л.д. 7-11, 165 том 1).
Постановлением главы города Сочи N 444 от 25.03.2004 ООО "Парк-Сервис" срок действия договора аренды продлен для завершения строительства первой очереди аквапарка до 01.07.2007 (л.д. 14 том 1).
Постановлением главы города Сочи N 621 от 02.06.2008 срок аренды земельного участка площадью 123796 га обществу продлен до 01.07.2012 (л.д. 12 том 1). На основании постановления между администрацией и обществом 11.07.2008 подписан договор аренды, который в установленном законом порядке не зарегистрирован (л.д. 166-173 том 1).
Администрацией заявлено требование о взыскании платы за пользование земельным участком в период с 01.07.2007 по 25.01.2009 по правилам статей 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 37-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставляет возможность органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаться теми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение земельного участка к конкретному уровню собственности в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В пункте 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 96 указанного Кодекса к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
В пункте 2 статьи 3 названного Закона определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", федеральными законами "Об особо охраняемых природных территориях" и "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
Согласно постановлению Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" Сочинский курортный регион является курортом федерального значения.
Границы санитарной (горно-санитарной) охраны утверждены решением Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 N 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта", а также решением от 02.09.1987 N 455 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи". Поскольку в настоящее время постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи, отсутствует, при определении таких границ следует руководствоваться указанными решениями.
Таким образом, курорты федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения. Земельные участки, находящиеся в пределах особо охраняемой территории федерального значения, являются федеральной собственностью в силу положений Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".
Согласно пункту 3 статьи 214 и пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, наделенные законом или собственником правом сдавать имущество в аренду (статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Установив, что спорный участок расположен в границах второй зоны санитарной охраны курорта Сочи и является федеральной собственностью, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация на момент заключения с обществом договора аренды не являлась собственником земельного участка. Органом, осуществляющим полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю.
При таких обстоятельствах вывод суда о недействительности сделки по передаче в аренду федерального имущества как совершенной лицом, не обладающим полномочиями по распоряжению указанным имуществом (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), является правильным. В соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Вместе с тем, суд пришел к выводу о том, что в силу положений пункта 11 статьи 11 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ, с момента вступления указанного Закона в силу администрация города Сочи обладает полномочиями по распоряжению спорным земельным участком.
Данный вывод суда сделан без учета следующих обстоятельств.
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 данной статьи.
В силу пункта 1 части 8 статьи 1 названного Федерального закона к федеральной собственности относятся земельные участки, которые указаны в части 7 настоящей статьи и которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности.
15.08.2009 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись N 23-23-19/0622009-343 о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. Основанием внесения записи явилась выписка из реестра федерального имущества N 7909 от 02.07.2009.
Из письма ТУ ФАУГИ по КК от 20.11.2009 в адрес ООО "Парк-Сервис" следует, что согласно сведений реестра федерального имущества на спорном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в оперативном управлении у ФГУ "Научно-исследовательский центр курортологии и реабилитации", отнесенного к ведению Федерального медико-биологического института.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2009 n 15АП-9888/2009 по делу n А01-1242/2009 По делу об исключении имущества из актов описи и ареста имущества.Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Адыгея  »
Читайте также