Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009 по делу n А53-4974/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а

 

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело №А53-4974/2009

16 июля 2009 года                                                                        15АП-5003/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2009 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Н.,

судей Смотровой Н.Н., Ткаченко Т.И.,

при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей,

при участии:

от Отделения по Советскому району Управления Федерального казначейства по Ростовской области: Мазуренко Л.А., доверенность № 129 от 14.07.2009,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Ростовской области

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12 мая 2009 года по делу № А53-4974/2009

по заявлению государственного учреждения - отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Ростовской области

к заинтересованному лицу - Отделению по Советскому району Управления Федерального казначейства по Ростовской области

о признании незаконными решения и действия (бездействия) об отказе принять к исполнению постановления о взыскании задолженности по страховым взносам,

принятое судьей Ерёминым Ф.Ф.,

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное учреждение - отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Ростовской области (далее – Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Отделению по Советскому району Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее – Отделение по Советскому району УФК по Ростовской области, заинтересованное лицо) о признании незаконными решения и действия (бездействия) об отказе принять к исполнению постановления о взыскании задолженности по страховым взносам (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Заявленные требования мотивированы тем, что обращение взыскания на бюджетные средства по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не может рассматриваться как устанавливающее судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12 мая 2009 года в удовлетворении требования заявителя отказано. Судебный акт первой инстанции мотивирован тем, что представленные Пенсионным фондом постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафам со страхователей в названный перечень статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не входят. Судебные акты о взыскании с названных бюджетных организаций пени органом пенсионного фонда не представлены. Заявителем  не представлены доказательства того, что принятые постановления о взыскании задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов направлялись бюджетным учреждениям - должникам для добровольного исполнения либо обжалования, в случае несогласия с принятыми постановлениями.

Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что в решении суда первой инстанции не указано, по каким основаниям и мотивам отклонены или отвергнуты все доказательства, представленные Пенсионным фондом; постановления органа ПФР о взыскании задолженности являются самостоятельными исполнительными документами, не требующими подтверждения судебным актом. В статье 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не содержится такое основание отказа как необходимость представления исключительно решения суда. Органом Пенсионного фонда соблюден досудебный порядок направления требования и решения должником, постановление о взыскании недоимки должникам для добровольного исполнения или обжалования не должно направляться. Пенсионным фондом соблюдены все требования, установленные статьей 25.1 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», в связи с чем постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов вынесено законно.

В отзыве на апелляционную жалобу Отделение по Советскому району Управления Федерального казначейства по Ростовской области просило решение Арбитражного суда Ростовской области оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке апелляционного производства повторно рассматривает дело.

В судебном заседании Государственное учреждение - отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском (с) районе Ростовской области, надлежаще извещенное о месте и времени судебного заседания, участия не приняло.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, при надлежащем их извещении о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав в судебном заседании пояснения представителя заинтересованного лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 19.09.2008 органом пенсионного фонда вынесены постановления №№ 4, 8, 9 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Муниципального учреждения культуры «Советский районный дом культуры», Муниципального районного учреждения культуры «Советская межпоселенческая центральная библиотека» и Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Советская детская музыкальная школа» соответственно.

23.09.2008 названные постановления направлены в службу судебных приставов на исполнение.

31.12.2008 возвращены с актами о невозможности взыскания в связи с отсутствием имущества должников.

30.01.2009 Пенсионный фонд направил в Отделение по Советскому району УФК по Ростовской области заявления (исх. №№ 17, 18, 19) о принятии к исполнению постановлений №№ 4, 8, 9 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вынесенных в отношении бюджетных учреждений.

05.02.2009 Отделением по Советскому району УФК по Ростовской области сообщено органу пенсионного фонда о возвращении без исполнения названных постановлений, мотивируя свой отказ тем, что статья 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), по которым производится обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы.

Указанные действия Отделения по Советскому району Управления Федерального казначейства по Ростовской области послужили основанием для обращения в арбитражный суд первой инстанции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на органы Федерального казначейства возложены функции по организации исполнения требований исполнительных документов по обращению взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений.

Принимая решение, суд первой инстанции счел, что вне зависимости от того, что решение органа Пенсионного фонда о принудительном взыскании  задолженности в силу пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ является исполнительным документом, для его исполнения путем списания денежных средств органами федерального казначейства с должников – бюджетополучателей, в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, требуется решение суда.

Действительно, согласно частям 1, 2 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

В соответствии со статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

В соответствии с частью 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является:

-  непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи;

-  несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве";

- нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;

- представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.

Указанный перечень оснований для возврата исполнительного документа является исчерпывающим.

Органы Федерального казначейства вправе возвратить исполнительные документы исключительно по основаниям, указанным в части 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.

Согласно пунктам 14 и 15 статьи 25.1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009 по делу n А32-1670/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также