Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2009 n 15АП-4851/2009 по делу n А32-6355/2009-4/104 По делу о признании недействительным решения налогового органа о доначислении суммы земельного налога.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2009 г. N 15АП-4851/2009
Дело N А32-6355/2009-4/104
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Андреевой Е.В.
судей Винокур И.Г., Шимбаревой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батехиной Ю.П.
при участии: от заявителя: Фабрицкий В.В., представитель по доверенности от 05.03.2009 г.,
от заинтересованного лица: Севрюков А.И., удостоверение N 442470 (т. 1, л.л 137)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России по Успенскому району Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 апреля 2009 г. по делу N А32-6355/2009-4/104 по заявлению индивидуального предпринимателя Коваль Сергея Анатольевича к заинтересованному лицу ИФНС России по Успенскому району Краснодарского края о признании решения недействительным принятое в составе судьи Руденко Ф.Г.
установил:
Индивидуальный предприниматель Коваль Сергей Анатольевич (далее -предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ИФНС России по Успенскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции N 678 от 05.12.2008 г. о доначислении суммы земельного налога в размере 67 730 руб. за 3 квартал 2008 г.
Решением суда от 30 апреля 2009 г. заявленные требования удовлетворены.
Решение мотивировано тем, что распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" были утверждены результаты новой кадастровой оценки. Данное распоряжение было опубликовано в "Кубанских новостях" N 37 - 13.03.2009 г. Суд указал, что в соответствии со ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилась налоговая инспекция с апелляционной жалобой, с учетом дополнительного обоснования от 14.09.2009 г. N 03-2-16/4354 в которой просит решение суда от 30.04.2009 г. отменить, в удовлетворении заявленных предпринимателем требованиях отказать.
По мнению подателя жалобы, распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" были утверждены результаты новой кадастровой оценки, в соответствии с п. 6 указанного нормативного акта вступившие в силу с 29.12.2007 г. Не опубликование кадастровой стоимости земельных участков до 01.03.2008 г. свидетельствует о неисполнении администрацией Краснодарского края обязанности предусмотренной п. 14 ст. 396 НК РФ, однако не является основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности по оплате земельного налога. При проведении камеральной проверки представленного расчета, инспекция так же довела до налогоплательщика сведения о кадастровой стоимости, принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, что подтверждается уведомлением от 09.09.2008 г. N 40 в котором предприниматель вызывается для представления пояснений и внесения исправлений в авансовый расчет в связи с тем, что в представленных налоговых расчетах указал стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:34:09 02 007:0534 в размере 1 362 892 руб. в то время как по данным инспекции она составляет 20 003 938 руб. При указанных обстоятельствах инспекция считает, что предприниматель имел возможность самостоятельно определить налоговую базу и уплатить авансовые платежи по земельному налогу за 3 квартал 2008 г. поэтому у налогового органа имелись правовые основания для доначисления земельного налога.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит отказать налоговой инспекции в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда от 30.04.2009 г. оставить без изменения.
В судебном заседании объявлялся перерыв в течение дня, после перерыва судебное заседание продолжено.
Представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда от 30 апреля 2009 г. отменить, в удовлетворении требований предпринимателя отказать. Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предпринимателем представлен в налоговый орган налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 3 квартал 2008 г., сумма по указанному расчету к уплате в бюджет составила 7 285 руб.
07.11.2008 г. в ходе проведения камеральной налоговой проверки в рамках ст. 88 НК РФ предприниматель 14.08.2008 г. предоставил в налоговую инспекцию налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 3 квартал 2008 г., в котором указал кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:34:09 02 007:0534 в размере 1 362 892 рубля и самостоятельно исчислил на основании п. 2 ст. 396 НК РФ авансовый платеж в сумме 5 111 рублей (1.5% от кадастровой стоимости земельного участка).
В соответствии с данными, переданными в налоговую инспекцию Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю - кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 20 003 937,80 рублей, следовательно, сумма авансового платежа по земельному налогу за 3 квартал 2008 г. составляет 75 015 рублей.
07.11.2008 г. налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки N 1727.
05.12.2008 г. рассмотрены материалы налоговой проверки, составлен протокол, в присутствии представителя общества (л.д. 22-23).
По результатам материалов проверки начальником налоговой инспекции 05.12.2008 г. вынесено решение N 678, согласно которого предпринимателю доначислен земельный налог в сумме 67 730 руб. и пени в сумме 692,70 руб.
Предприниматель, не согласившись с вынесенным решением 23.12.2008 г., обратился в Управление ФНС России по Краснодарскому краю с апелляционной жалобой на решение налоговой инспекции от 05.12.2008 г. N 678. Решением Управления ФНС России по Краснодарскому краю N 16-13-183-141 от 16.02.2009 г. жалоба заявителя была оставлена без удовлетворения.
Несогласие предпринимателя с выводами налогового органа, высказанными в оспариваемом решении, послужило основаниями предпринимателю для обращения в арбитражный суд.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд руководствовался следующим.
Согласно ст. 23 НК РФ одной из обязанностей налогоплательщика является уплата законно установленных налогов.
На основании п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 2 ст. 396 НК РФ налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 11, 12, 14 ст. 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 Кодекса. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316).
При этом нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, изданные во исполнение вышеназванных постановлений Правительства Российской Федерации, регулируют земельные отношения и в силу п. 3 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации относятся к актам, содержащим нормы земельного права.
Между тем отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, определены в ст. 2 НК РФ. К таким отношениям относятся властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В состав законодательства о налогах и сборах включаются законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.
Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Кодексом.
Кроме того, ст. 4 НК РФ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях предоставлено право издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами.
В ст. 5 НК РФ определены особенности действия актов законодательства о налогах и сборах во времени, которые распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах, изданные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Поскольку нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель регулируют земельные, а не налоговые отношения, указанные акты не относятся к нормативным правовым актам о налогах и сборах, и, следовательно, на них не распространяются нормы статьи 5 Кодекса. Данная позиция отражена также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 г. N 18-Г02-12.
Таким образом, ссылка суда первой инстанции на ст. 5 НК РФ неправомерна.
Судом апелляционной инстанции исследовано соблюдение порядка доведения результатов государственной кадастровой оценки земель для целей налогообложения в соответствии требованиями ст. 396 НК РФ. Также судом исследовано, когда опубликовано распоряжение главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Как установлено судом и видно из материалов дела, в ходе подготовки к завершению камеральной проверки инспекцией направлен запрос N 06-1-21/4734 от 29.10.2008 г. в территориальный отдел по г. Армавиру и Успенскому району Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю, в котором запрашивались сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2008 г. (т. 1, л.д. 61).
В ответе от 30.10.2008 г. N 34.1.4/533 указывается, что по земельному участку с кадастровым номером 23:34:09 02 007:534 кадастровая стоимость составляет 20 003 937,8 руб. (т. 1, л.д. 62). Такие же сведения получены инспекцией из УФНС России по Краснодарскому краю.
В материалы дела также представлен запрос налоговой инспекции N 03-12-16/1742 от 22.04.2009 г. в Управление Федерального агентства кадастр объектов недвижимости по Краснодарскому краю о предоставлении сведений о дате внесения кадастровой стоимости земельного участка равной 20 003 937,8 руб. в государственный земельный кадастр (т. 1, л.д. 120).
Управлением представлен ответ от 28.05.2009 г. N 10/3126 в соответствии с которым данная стоимость введена в базу данных государственного кадастра недвижимости 25.02.2008 г. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (т. 1, л.д. 121).
В соответствии со ст. 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 г. N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края. Опубликованные в официальном порядке нормативные
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2009 n 15АП-4469/2009 по делу n А53-1204/2009 По делу о признании незаконными решений налогового органа об отказе в возмещении НДС, привлечении к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также