Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2009 n 15АП-9090/2009 по делу n А53-12011/2009 По делу о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, а также предложении уплатить НДС и пени.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2009 г. N 15АП-9090/2009
Дело N А53-12011/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Андреевой Е.В.
судей Гиданкиной А.В., Гуденица Т.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Андреевой Е.В.
при участии:
от заявителя: Мальцев В.В., представитель по доверенности от 29.05.2009 г.,
от заинтересованного лица: Рвачева Т.Н., представитель по доверенности от 23.10.2009 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Сардо"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24 августа 2009 г. по делу N А53-12011/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сардо"
к заинтересованному лицу Межрайонной ИФНС России N 8 по Ростовской области
о признании решения недействительным
принятое в составе судьи Мезиновой Э.П.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сардо" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 8 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 16.02.2009 N 1822.
Решением суда от 24 августа 2009 г. в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилось общество с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 20.08.2009 г. изменить.
По мнению подателя жалобы, при предоставлении налогоплательщиком налоговой декларации по НДС, по которой налог подлежит возмещению, предметом камеральной проверки является только проверка сумм предъявляемых налоговых вычетов. Налоговой инспекцией нарушены требования ст. 100 НК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговая инспекция указывает на то, что судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных обществом требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда от 24 августа 2009 г. изменить. Представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации общества по НДС за 2 квартал 2008 г.
Налоговой инспекцией установлено, что в проверяемом периоде общество при исчислении НДС не включило в налоговую базу суммы, полученные в счет предварительной оплаты за товар во втором квартале 2008 года, а также неправомерно включило в состав налоговых вычетов по НДС налог в сумме 26 845,33 рублей, уплаченный продавцу ООО "Лукойл-Нижневартовскнефтепродукт".
По результатам налоговой проверки составлен акт N 1676 от 31.10.2008 г., который, согласно данным почтового уведомления о вручении, вручен генеральному директору общества Артамоновой В.С. лично 14.11.2008 г.
О времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки общество извещено надлежащим образом, что подтверждается уведомлением N 72.01-21/2008 от 24.11.2008 г.
Обществом были представлены возражения N 86 от 08.12.2008 г. в письменной форме с приложением документов. Дата регистрации поступивших возражений - 08.12.2008 г.
Налоговой инспекцией в соответствии с требованиями п. 1 ст. 101 НК РФ в присутствии генерального директора и главного бухгалтера общества рассмотрены материалы проверки и возражения налогоплательщика. Факт рассмотрения инспекцией материалов камеральной налоговой проверки и возражений налогоплательщика подтвержден протоколом от 11.12.2008 г.
Принято решение N 11 от 16.12.2008 г. о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий в решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля изложены, срок и форма их проведения указаны.
При проведении проверки осуществлены следующие дополнительные мероприятия налогового контроля в отношении общества, по вопросу поставки подсолнечника обществу были направлены требования о предоставлении документов: N 463 от 25.12.2008 г. ООО "Универсал-А"; N 464 от 25.12.2008 г. ИП Арутюнян Володя Хачатурович; N 465 от 25.12.2008 г. ИП Авсецину Сергею Артемовичу, получены ответы. Запросы N 72.01-21/2436 от 10.12.2008 г. в ИФНС по Пролетарскому району г. Ростова-на-Дону и N 72.01-21/2437 от 10.12.2008 г. в ИФНС по Кировскому району г. Ростова-на-Дону об истребовании документов у контрагента ООО "Арматор" ИНН 6167055826 и ООО "Донтранс" ИНН 6165109138 о подтверждении перечисленных сумм в счет предоплаты за поставленную продукцию налоговой инспекцией были направлены в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ.
Ответ N 07.07-01/2574 от 05.02.2009 г. из ИФНС по Пролетарскому району г. Ростова-на-Дону на запрос МИ ФНС России N 2 по РО N 72.01-21/2436 от 10.12.2008 г. был получен 09.02.2009 г.
Решение N 3 от 21.01.2009 г. о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки было принято налоговым органом в порядке п. 1 ст. 101 НК РФ.
О времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки на 16.02.2009 г. на 15 час. 00 мин. общество извещено надлежащим образом, что подтверждается уведомлением N 72.01-21/2187/244 от 21.01.2009 г. (т. 2, л.д. 45). Согласно протоколу от 16.02.2009 г. материалы проверки рассмотрены 16.02.2009 г. в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом.
По результатам рассмотрения материалов проверки инспекция вынесла решение от 16.02.2009 N 1822 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 67 495,48 рублей, также ему предложено уплатить НДС в сумме 351 359 рублей, 27 858,81 рублей пени.
Реализуя право на судебную защиту, общество в порядке, определенном ст. 138 НК РФ и 198 АПК РФ, оспорило указанное решение в арбитражный суд.
Обосновывая свою позицию, налогоплательщик указывал на то, что платежные поручения содержали ошибку в назначении платежа, однако правильность назначения платежа - "оплата по договору займа".
Суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно п. 1 ст. 990 Гражданского кодекса РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
В соответствии с п. 1 ст. 991 ГК РФ комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки с третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение в размере и порядке, установленных в договоре комиссии.
В силу п. 1 ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. То есть комитент несет бремя содержания (в том числе исполнения налоговых обязательств) имущества (вещей, денежных средств), ему принадлежащего, независимо от того, что оно реально находится у комиссионера.
В соответствии со ст. 999 ГК РФ по исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Комитент, имеющий возражения по отчету, должен сообщить о них комиссионеру в течение тридцати дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет при отсутствии иного соглашения считается принятым.
Согласно п. 1 ст. 156 НК РФ установлено, что налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основании договоров поручения, комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу по НДС как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.
Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Соответственно, налоговая база определяется на дату получения аванса.
Из совокупности приведенных норм законодательства, следует, что в налоговую базу по НДС у комиссионера включается сумма предоплаты, полученная от покупателей товаров, только в части, относящейся к стоимости выполняемых им услуг, то есть в части причитающегося ему вознаграждения.
Налоговой инспекцией в ходе проведения камеральной налоговой проверки установлено, что, согласно данным выписки банка о движении денежных средств на расчетном счете общества N 40702810800000006052 в ОАО КБ "Центр-Инвест", за период с 01.04.2008 г. по 30.06.2008 г. поступили денежные средства в сумме 9 143316,38 руб., в том числе: от ОАО КБ "Центр-Инвест" по кредитному договору 1 000 000,00 руб.; от ООО "Донтранс" в сумме 2 750 000,00 руб. по договорам от 07.04.2008 г. без номера и от 23.04.2008 г. N 1-В - оплата за сельхозпродукцию; от ООО "Арматор" в сумме 2 600 000,00 по договорам поставки от 20.05.2008 г. N 5 и от 16.04.2008 г. N 262 - предоплата за сельхозпродукцию; от ООО "Арматор" в сумме 850 000,00 по договору займа N 19 от 01.04.2008 г.; от Авсецина Сергея Артемовича ИНН 613100102244 в сумме 1 200 000,00 руб. - возврат предоплаты за сельхозпродукцию; прочие поступления в сумме 743 316,00 рублей. Таким образом, за 2 квартал 2008 г. ООО "Сардо" получено денежных средств (частичная оплата) в счет предстоящих поставок товаров (сельхозпродукции) на сумму 4 950 000,00 руб., в том числе от организаций ООО "Донтранс" в сумме 2 750 000,00 руб., ООО "Арматор" в сумме 2 200 000 рублей.
Общество в декларации по НДС за 2 квартал 2008 года поступившие авансовые платежи в сумме 4 950 000,00 руб. не отразило, тем самым занизило налогооблагаемую базу по суммам полученной частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров на 4 950 000,00 руб. и, в нарушение 146, 154, 164, 167 НК РФ, не исчислило НДС на сумму 450 000,00 руб. В результате установлено занижение суммы НДС к уплате в бюджет на 351 359,00 руб.
Согласно п. 1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату).
По данным налогоплательщика общая сумма налога, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения составляет 19173 руб., сумма налоговых вычетов составляет 144 659 руб., к возмещению из бюджета сумма НДС составляет 125 486 руб.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В силу абз. 1 п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено данной статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС. При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом НДС.
Пунктом 1 ст. 167 НК РФ установлено, что в целях гл. 21 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС, является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав или день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Согласно п. 14 ст. 167 НК РФ в случае если моментом определения налоговой базы по НДС является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) или день передачи имущественных прав, то на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или на день передачи имущественных прав в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы.
В ходе камеральной проверки налоговой декларации общества за 2 квартал 2008 г. установлено, что налогооблагаемая база составляет 5 141 729 руб., налог - 469 173 руб. Сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащая вычету составляет 117 814,00 руб. Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет за данный налоговый период должна составлять 351 359,00 рублей.
Налоговой инспекцией по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля установлено, что обществом получена предоплата от ООО "Арматор" за семена подсолнечника в общей сумме 2 200 000,00 руб. Указанная сумма перечислена платежными поручениями N 109 от 17.04.2008 г. на сумму 800 000,00 руб. и N 111 от 22.04.2008 г. на сумму 1 000 000,00 руб. (по договору N 262 от 16.04.2008 г.); платежным поручением N 135 от 05.06.2008 г. на сумму 800 000,00 руб. (по договору N 5 от 20.05.2008 г.). Обществом произведен возврат предоплаты платежным поручением N 141 от 09.06.2008 г. в сумме 400 000,00 руб. по договору N 5 от 20.05.2008 г. Указанные сведения подтверждены актом сверки взаиморасчетов между обществом и ООО "Арматор" по состоянию на 31.12.2008 г., представленному обществом в налоговый орган сопроводительным письмом N 13 от 11.02.2009 г.
Кроме того, во время проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, налоговой инспекцией получена информация и документы от ИФНС по Пролетарскому району г. Ростова-на-Дону письмом N 07.07-01/2574 от 05.02.2009 г. по взаимоотношениям общества, ООО "Арматор",
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2009 n 15АП-9086/2009 по делу n А32-7801/2007-57/129 По делу о признании недействительным решения налогового органа о доначислении сумм НДС и пени.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также